Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

С тр ани ч ка рационализатора ЗАЛОГ УСПЕХА М НОГО хороших слов в механо-монтажном це­ хе Мурманской судоверфи можно услышать о бригаде, руководимой Александром Ивано­ вичем Бодухиным . За последний месяц бригада Бодухина трудилась на БМРТ-243 и РТ-366. Все работы, связанные с р е ­ монтом паровых котлов, выполнены раньше срока, с высоким качеством . За неполных одиннадцать месяцев юбилейного года бригада Бодухина выда* ла на отремонтированные ею механизмы три га- рантнйпых паспорта, в середине года завершила выполнение пятилетнего задания. Случайны ли успехи бригады? Нет. Александр Иванович Бодухин тридцать четыре года своей жи зни отдал ремонту судов. Придя на завод д в а ­ дцатилетним пареньком , он в завидным упорством постигал тайны мастерства. Через десять лет стал бригадиром . Свой огромный опыт он, не скупясь* передает молодежи . ; t B c ian на ударную трудовую вахту в че£ть XXIV съ е зд а КПСС, бригада А. Й. Бодухина обязалась еж ем есячно на 40 процентов перевыполнять нормы выработки . Фото С. Данилова* Г р у п п о в о й И Н Ж Е Н Е Р — Если вы хотите позна­ комиться с работой гидро­ акустика, поговорите с Вла­ димиром Ивановичем Кар- зиным, групповым инжене­ ром по связи, — так мне посоветовали, ногда я при­ шла в управление «Мур- мансельдь». Найти Влади­ мира Ивановича оказалось делом нелегким, но мне по­ везло. В этот день на одном из судов устанавливали но­ вый гидроакустический"при­ бор. Групповой инженер был там. На судне вовсю кипела ра­ бота. Через несколько часов оно должно было выйти в море. Здесь трудились и краснодеревщики, и гидро­ акустики, и сами члены экипажа, не говоря уже о различных' комиссиях. Лю­ дей было много. Часть их собралась около небольшого прибора в ходовой рубке. В стороне етояли несколько человек, и один из них что- то горячо доказывал осталь­ ным. Это и был Владимир Иванович Карэин. Когда начался наш раз­ говор, Владимир Иванович вынул из кармана неболь­ шую записную книжку. Она-то и явилась «гвоздем» нашего разговора. Перелис­ тав книжку, можно полу­ чить полное представление О работе гидроакустика. Каждый, кто сталкивался в установкой радионавига­ ционных приборов, знает, какое дьявольское терпение нужно при работе с этими тонкими и чувствительны-, ми приборами. Предложе­ ния по устранению недо­ статков гидроакустических устройств появлялись в книжке группового инжене­ ра в результате долгих и мучительных раздумий. От­ кроем одну иа страниц. «Об­ текатель гидролокатора. Не выдерживает большой на­ грузки. Обрыв по месту то­ чечной сварки». Эта пробле­ ма возникла, когда осваива­ ли кошельковый лов. Без гидроакустиков работа была практически невозможна. Разрабатывали новую мето­ дику. Пришлось подумать и о самих приборах. Они не были рассчитаны на боль­ шие нагрузки. Тогда и за­ метил Владимир Иванович неполадки в гидролокаторе. Надо было искать выход из положения. Через некоторое время по­ явилась новая запись в книжке: «Вариант с крепле­ нием болтами». Казалось, выход был найден. Но про­ цесс изготовления болтового крепления обтекателя тру­ доемок. Нужны дополни­ тельные детали, одних ла­ тунных болтов 60 штук. После первой кошелько­ вой экспедиции появляются записи новых вариантов ре­ шения и, наконец, послед­ ний вариант, оказавшийся очень простым и самым удачным. Сварка, нужна бы- с о л ь м и н С с ь л ь н и к о Ь *»* Бронъ*>&ыи ф м а н в ч , ^ *’ •. А •*.’ ’* ’ 'V ’ . Соединение шлангов На судах управления «Севрыбхолодфлот» для выдачи и приема дизельного топлива, мазута, воды получили распро­ странение капроновые шланги диаметром 102 и 76 милли­ метров, но нет единого соединения, которое бы отвечало сле­ дующим требованиям: быстрому набору нужной длины шланга, единому соединению для всех судов флота, надеж­ ности соединения при приеме и выдаче топлива, учитывая противопожарную безопасность и нахождение рыбопродук­ ции на палубе. л Донкерман ПР «Рыбный Мурман» тов. Нагуй предло­ жил единое шланговое соединение. Вот его краткое описа­ ние. Изготавливаются два ниппеля, которые соединяются между собой накидной гайкой. Концы шлангов одеваются на ниппеля и сверху стягиваются двумя шлангами проволоки". диаметром 5—6 миллиметров, которая натягивается талев- - кой, после чего делается поворот на «замок». Такое соединение было изготовлено и испытано на ПР «Рыбный Мурман». Результаты испытаний положительные. Техническая документация по данному рацпредложению; разработана в конструкторском бюро управления «Севрыб- холодфлот» (Чертежи №№ В64-557-2838, В64-557-2839). П. ТУРБИН, инженер-конструктор управления «Сев­ рыбхолодфлот», ла сварка, но сначала пре­ рывистым, а потом сплош­ ным швом. — Так увлекся, что даже сам сварке научился, — рассказывает Владимир Ива­ нович. — И главный инже­ нер нам помог. По указанию Аркадия Львовича Колтуна были сде­ ланы опытные образцы. Крепление оказалось надеж­ ным, теперь можно не бо­ яться, что обтекатель вый­ дет из строя. А вот еще одна запись: «В районе 25—26 шпангоу­ тов сильное влияние шумов винта главного двигателя в секторе поиска гидролокато­ ра «Омуль». Шумы затруд­ няют поиск косяков даже в тихую погоду*. На той же странице запись решения: «Сделать пенопластовую за­ глушку». Перелистывая записную книжку, можно найти мас­ су таких предложений. Не­ даром Владимир Иванович Карзин считается одним из лучших рационализаторов управления «Мурмансельдь». Недавно появилась еще запись: речь шла о восста­ новлении пакетных пере­ ключателей в приборе си­ стемы дальней радионави­ гации. Он часто выходил из строя из-за неисправности в переключателе. Прошло время, Владимир Иванович и его товарищи нашли способ устранения дефекта. Суда приходят из ремон­ та, из рейса, поступают но*, вые приборы, портятся ста­ рые — у гидроакустиков день в порту не обходится без волнения и беспокойств. Каждый рабочий день на­ сыщен событиями, а день группового инженера — тем более. Да, пожалуй, и не знал Владимир Иванович спокойной работы. Ходил в мор£ сначала начальником радиостанции, а потом на­ ставником по навигацион­ ным приборам. Таких спе­ циалистов было мало. За экспедицию приходилось раз 15 пересаживаться с судна на судно. Иногда подолгу не удавалось обнаружить неис­ правность. Но Владимир Иванович находил в конце концов верное решение. Не так давно на БМРТ- 448 устанавливали новый гидроакустический прибор* Стоянка была рассчита­ на на очень короткий срок. Карзин и его товари­ щи работали даже в выход­ ные дни. И судно не задер­ жалось в порту. Т. ВАСИЛЕВСКАЯ, стар­ ший инженер отдела на­ учно-технической инфор- . мацин ЦПКТБ. ЗАМЕНА САЛЬНИКА НАБИВКОЙ В спирально-трубчатой сушилке графито­ вый сальник конденсата часто -выходит из - строя. Заменить сальник нечем — их нет на кораблях. Машинист рыбомучной установки ППР «Грумант» тов. Борисов предложил за­ менить графитовый сальник на сальниковую набивку (см. эскиз). Предложение внедрено и хорошо зарекомеадовало себя в работе. Те­ перь отпадает- необходимость в приобретении графитового сальника. В. СМИРНОВ, технический информатор управления Мурманского тралового фло­ та. НОВОСТИ ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕХНИКИ 1111111!1111111ШШШ111Ш11Ш!11!111П1!1111111Ш1111!Ш111111ШШШ1!111ШШШШ111Ш11111||11111111|Г|1!|||||||||||||||||||||||!11111111111!1111111111111111111111Ш1Ш111 КОНТ ЕЙНЕРНЫЕ Т РАУЛЕРЫ Использование контейнеров приведет к разработке судов нового типа. Еще в 1963 г. Да­ ния приобрела у ГДР патент на рыболовный контейнерный траулер. У этого судна отсут­ ствует палуба над рыбным трюмом, она заменена рыбо­ приемными контейнерами. Рыбный трюм разделен отсе­ ками, в ноторые в один или два яруса вставляются рыбоприем­ ные контейнеры. Контейнеры верхнего яруса имеют гермети­ чески закрывающуюся горло­ вину сверху и люк снизу, че­ рез которые заполняются ры­ бой контейнеры сначала ниж­ него, а затем верхнего яруса. Наполненные контейнеры с по­ мощью грузовых устройств за­ меняются порожними* В настоящее время контей­ нерные суда разрабатываются в ФРГ и Англии. В ФРГ предложено исполь­ зовать рефрижераторные кон­ тейнеры с температурой 28 гра­ дусов ниже нуля. Улов на суд­ не замораживают в морозиль­ ных аппаратах и загружают им контейнеры. В порту их вы­ гружают и заменяют порожни­ ми. Контейнеры можно выгру­ жать и в море. Наиболее приемлемыми счи­ таются нонтейнеры чистой вме­ стимостью 22 нубометра, что соответствует 13,2 т мороже­ ной рыбы. Современный траулер труд­ но переоборудовать под кон­ тейнерный, поэтому был пред­ ложен проект специального судна в двенадцатью контейне­ рами. Главные размерения и характеристики: длина 58 м, ширина 12 м, высота борта до главной палубы 4,2 м, авто­ номность 25 суток, скорость хо­ да 13 узлов, экипаж 19 чел. При максимальной скорости хода 13,75 узла мощность главных двигателей должна равняться 1670 л, с. Предус мотрена работа как донным, так и разноглубинным трала­ ми, поэтому лебедка шестиба­ рабанная е электродвигателем мощностью 300 квт; тяговое усилие лебедки при скорости выборки ваеров 120 м в мин. составляет 14 т. Ваерные ба­ рабаны в м е щ а ю т каждый 2750 м ваера диаметром 28 мм. На .наружные вспомогательные барабаны выбирают шкентели кормового грузового устройст­ ва, на внутренние — вытяж­ ные концы. Для подъема нутка исполь­ зуется электролебедка с тяго­ вым усилием 5 т, располо­ женная позади мачты порталь­ ного типа у правого борта. Для стягивания кутка применяется трехтонная лебедка, установ­ ленная в кормовой части у ле­ вого борта судна. В качестве главного двига­ теля предусмотрены два дизе­ ля по системе «отец и сын»: один мощностью 1450 л. с., другой — 510 л. с., работаю­ щие на ВРШ через редуктор, снижающий обороты с 1500 до 250 в минуту. Предполагают,, что стои­ мость такого судна на 10 про­ центов будет превышать стои­ мость обычного морозильного. На Международной конфе­ ренции флота и судоходства английским инженером Кор* летт был предложен проект контейнерного траулера с кор­ мовым тралением. Судно длин­ ной 76,2 м рассчитано на 30 контейнеров, имеющих авто­ номную рефрижераторную си­ стему. В США испытываются HOtt* тейнеры разового пользования для судов, не оборудованный холодильными установками. Они рассчитаны на перевозку их автомобильным транспортом или железнодорожным тран­ спортом на расстояние 1500 кМ, При перевозке контейнеров нА транспорте применяется изоля­ ция из полистирола. Продук­ ция предварительно охлажда­ ется до температуры — 28 гра­ дусов по Цельсию. Э. СЯРЕКАННО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz