Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
К Т О О Т К Р Ы Л А М Е Р И К У? Совсем недавно успешно закончилась вторая попытка норвежского путешествен ника Тура Хейердала переплыть Атланти ку на папирусной лодке. Вместе с экипа* жем «Ра-2» он стремился доказать, что уже в древние вена египтяне могли «от крыть» Америку. Некоторые ученые так же утверждают, что среднеамериканские цивилизации майя, инков, тольтеков ведут свою родоначальную из Древнего Египта. Подтверждают это, например, архитектур ные формы пирамид, встречающихся как в Египте, так и в Средней и Южной Амери ке. Исторические исследования позволяют предполагать, что было много и других ци вилизаций, которые искали путь на запад через Атлантику в Древние и средние ве ка. Кроме викингов, финикийцев, а затем Христофора Колумба, на американскую землю могли попасть и представители других народов. Так, в начале XIV века в Каире появился паломник, направляющийся в священный город мусульман — Мекку. Им- оказался властелин африканского государства Мали, поведав ший удивительную историю. Ее записал для потомков каирский ученый Ибн Фадлаллах аль Омари. ; «Властелин, восседавший до меня на троне, — рассказывал малийский султан, — решил убедиться, имеет ли море Аль Мухут (Атлантика) противоположный берег, Увлеченный этой мыслью, он приказал снарядить несколько судов, нанял экипа жи, придал им множество*лодок, на которые были погружены продовольствие и вода. Время шло, султан терпеливо ждал. Наконец вернулось только одно судно. «Владыка, — доложил капитан, — мы дол го плыли, пока не встретили мощное течение, подобное реке. Я был последним. Все суда, как только попадали в то место, исчезали одно за другим, и мы так и не узнали, что с ними слу чилось Я не хотел попасть во власть водоворота и решил вер нуться». Султан не поверил и осудил капитана за трусость. Затем он приказал построить две тысячи (1) судов, половина из которых предназначалась для него и его свиты, а вторая — для пере возки воды и продовольствия. Передав мне власть, он вместе с караваном ушел в море Аль Мухут. После этого я его боль ше не видел и остался полным властелином страны», — завер шил свой рассказ султан. Как же закончилось морское путешествие малийского вла дыки но Атлантике? Добрался ли оп к противоположному бе регу, к Америке? - Сам факт, что он не вернулся, еще не свидетельствует об успехе. Но он не говорит и о том, что вся экспедиция погибла. Возможно, южные пассаты унесли суда к берегам Южной Америки... Египетский ученый Ахмед Зеки-паша задает вопрос: «А. разве нельзя предположить, что некоторые из тех отважных исследователей, подгоняемые волнами, могли достичь берегов Америки, а там смешались с местным населением или осно вали первую черную колонию в Новом Свете?». Некоторые ев ропейские ученые эту гипотезу поддерживают. Однако боль шинство географов полагает, что малийского султана постигла трагическая судьба. Рассуждают так. Народы на западном побережье Африки не имели опыта в мореплавании. Они не решались уходить да леко в открытое море и занимались рыболовством у побережья. Не располагали они и лодками с парусами, а только с веслами. Эти лодки не были пригодны к дальнему плаванию. Две тыся чи судов, о которых упоминал каирский паломник, были всего лишь, видимо, речными челнами с веслами, но не морскими судами, которые тогда уже имелись в Европе. И все же последние путешествия, в том числе и Тура Хей ердала, показывают, что все возможно. Ведь проплыли же как- то два моряка из США в Европу на обычной лодке. В. КОТЕШОВЦ. Перевод с чешского. И ИШ Ш Ш НШ Ш Ш Ш Ш Ш Ш И П Р И З Е Р Ы ч е м п и о н а т а с г р а й Футболисты московского «Динам о» Через три года москов ская футбольная команда «Динамо» будет отмечать свое пятидесятилетие. Ста рейший советский клуб сде лал много для развития и популяризации нашего фут бола. Динамовцы первыми в 1936 году завоевали титул чемпионов СССР. С тех пор они еще девять раз выходи ли на первое место (1937, 1940, 1945, 1949, 1954. 1955, 1957* 1959, 1963). До нынешнего сезона «бело-го- лубые» девять раз занима ли также вторые места и дважды были награждены бронзовыми медалями. Динамовцы — бессмен ные участники всех чемпио натов СССР. Начиная с 1936 года, они провели свыше 800 официальных матчей во всесоюзных соревнованиях и более чем в половине из них одержали победы. 8 августа этого года фут болисты команды в четвер тый раз стали обладателями Кубка СССР. Этого успеха они добивались также в 1937, 1953 и 1967 годах. . Общество «Динамо» под готовило и воспитало немало замечательных мастеров ко жаного мяча. Самый попу лярный среди них — заслу женный мастер спорта Лев Яшин, который уже более 20. лет защищает ворота команды. Всего же в «Дина мо» выросло 38 заслужен ных мастеров спорта — та кого не добивался еще один футбольный клуб ст ны. 27 динамовцев нахо лись в рядах сборной СС< Наибольшее число мат провел за нее Яшин — Игорь Численно играл 53 за, Борис Кузнецов — 27 Динамовцы ровно пров( весь нынешний сезон. С почти все время были дерами. На снимке: футбояис московского «Динамо» по* одной иэ заключительн игр сезона. Сидят (слева право): Владимир Козл Геннадий Еврюжихян, Ее инй Жуков, Владимир Э] реков, Юрий Семин. Сда (слева направо): Bmr Аничкин, Валерий Масл Юрий Авруцкнй, Владни Пильгуй (вратарь), Вла мир Смирнов, Валерий I иов, Владимир Уткин. Фото А. Яковлева. Фотохроника ТАС «АЛЬПИНИСТ»» ПОЙДЕТ В МОРЕ Судостроители киевского за вода «Ленинская кузница» в честь XXIV съезда КПСС до срочно спустили на воду но вый рыболовный траулер «Аль пинист». Он во многом отли чается от своих предшествен ников, В носовой части впер вые на подобного рода судах по предложению ученых Ин ститута гидродинамики Акаде мии наук Украины применена бульбовая наделка, позволяю» щая увеличить скорость трау лера до тридцати узлов. Спе циальное носовое и кормовое подруливающее устройство придает судну большую ма невренность во время кошель кового лова. Здесь установле- 6. ЧИЖЕВСКИИ- ТРАЛФЛОТОВЕЦ, ОТВАЖНЫЙ РАЗВЕДЧИК ны мощная сетеаыбирающая машина, рыбонасос, различ ные гидравлические системы* В рубке — новейшее рыбопо исковое и радионавигационное оборудование. Для команды оборудованы комфортабель ные каюты. Созданы все усло вия для успешной работы и культурного досуга. На строительстве «Альпини ста» особо отличились ударни ки коммунистического труда дизелист М. Чабан, главный строитель М. Кац, слесарь* монтажник М. Литвинов, брига дир электросварщиков М. См- корский, судосборщики В. Ко- зюк, Ш. Факторович, О. Квач м М. Чистяк, Редазт{ В. В. МИХАЙЛОВСКИЙ (Окончание. Нач. на 3 стр.) сходились в главном — не жалея сил, даже самой жиз ни, старались делать все для разгрома врага. Погиб ли Владислав Чижевский, Сергей Щетинин, Николай Коровин... Многие не верну лись. но их помнят. Неда ром говорят: «Мертвые оста ются молодыми». А они по гибли в 24—25 лет. Их и помнят такими. Например, Николай Коровин был весе лым, разговорчивым, при влекал внимание девушек. И здорово знал радиодело, охотно делился своими зна ниями с товарищами. Сергей Щетинин уже на третьем курсе рыбного техникума удивлял всех знанием анг лийского языка. Вообще языки ему давались хоро шо, как сказал Михаил Ни колаевич Костин. Сергей и в разведку пришел с третьего курса. Вскоре ои так овла дел норвежским, что. свобод но читал газеты и книги на этом языке. Знают этих славных ребят многие вете раны тралового флота, на пример, работающие и по ныне радистки радиоцентра. Конечно, отлично помнит своего брата Мария Дмит риевна Коровина — работ ница АТС рыбного порта. Начальник конструкторского бюро порта Александр Сер геевич Храповицкий знаком с радистами тех лет не толь ко потому, что учился в на шей мореходке и воевал в составе Северного флота, — его брат Николай Сергеевич был начальником радиосвя зи «Мурзверрыбпрома». Ко нечно. встречи с радистами запомнились Александру Сергеевичу на всю жизнь. Среди разведчиков были труженики нашего бассейна разных специальностей. Не раз успешно ходил в раз ведку Семен Флоринский, бывший судовой механик, начальник топливного цеха судоверфи. Он так нее, как и Владислав Чижевский, ушел на фронт добровольцем, хо тя этого первоклассного спе циалиста старались всеми силами оставить на произ водстве, доказывая, что су доверфь — тот же фронт. В одной из вылазок Семен по гиб, прикрывая отход отря да. Можно представить се бе, как он шел на враже скую цепь во весь рост, ра зя гитлеровцев их же ору жием — взятым в бою руч ным немецким пулеметом.В канун 50-летия ВЛКСМ мы с Александром Сергеевичем подробно рассказывали об этом отважном человеке по Мурманскому телевидению. Имя Семена Флоринского, в числе имен других судоре монтников, погибших в годы войны, можно увидеть на па мятнике, установленном у здания управления судовер фи. И вот здесь я подхожу к главному. Если судоремонт ники воздали должное сво им павшим товарищам, то это очень робко и непосле довательно делается в на шем старейшем и самом крупном предприятии — в траловом флоте. На борту многих кораблей бассейна — имена героев, отдавших жизнь за свободу и незави симость нашей Родины. На зову одно — Анатолий Бре дов. Электрик Мурманской судоверфи героически сра жался за родной край, пал смертью храбрых. Его имя было присвоено траулеру. Оно напоминает о славных делах мурманской комсомо лии, опять-таки в первую очередь — комсомольцев судоверфи. Выл в строю тра лового флота и корабль «Иван Сивков», названный по имени матроса-героя. К сожалению, этого траулера сейчас нет — он списан. А о восстановлении названия практически ничего не сде лано. Все это — к слову. Глав ная моя забота, вернее — забота комсомольцев трало вого флота- — сделать соот ветствующее представление о присвоении одному из со временных кораблей имени Владислава Чижев с к о г о, тралфлотовца. отважного разведчика. Владислав был секретарем судовой комсо мольской организации трау лера «Архангельск». Он с честью пронес до последней своей минуты гордое имя бойца Ленинского комсомо ла. О его подвигах должен знать весь бассейн. Моло дежь флота, штурмуя высо ты науки и техники, равня ется на своих старших това рищей. Владислав Чижев ский занимает среди них до стойное место. Так пусть же сегодня добрым почином в сохранении в нашей памяти имен павших героев будет п р о м ы с л о в ы й .корабль «Комсорг Чижевокий»1 С Е Г О Д Н Я ОЖИДАЕТ ПРИХОД: МГ-0262 «Гатчи МГ-0306 «Магадан», МГ-в «Красногвардейски, МГ-С «Минск». ЗАВТРА: МГ4318 «М евка», МГ-0111 «Херсон» / 0165 «Траверз», танкера • кур», ТР «А. Иванов». «Рыбный Мурман». Инг; 55В54. Цена 1 экз.. — 2 ч Мурманская областная г графия, г. Мурманск. Зак. 5407. 'ПН-2789,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz