Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

К Т О О Т К Р Ы Л А М Е Р И К У? Совсем недавно успешно закончилась вторая попытка норвежского путешествен­ ника Тура Хейердала переплыть Атланти­ ку на папирусной лодке. Вместе с экипа* жем «Ра-2» он стремился доказать, что уже в древние вена египтяне могли «от­ крыть» Америку. Некоторые ученые так­ же утверждают, что среднеамериканские цивилизации майя, инков, тольтеков ведут свою родоначальную из Древнего Египта. Подтверждают это, например, архитектур­ ные формы пирамид, встречающихся как в Египте, так и в Средней и Южной Амери­ ке. Исторические исследования позволяют предполагать, что было много и других ци­ вилизаций, которые искали путь на запад через Атлантику в Древние и средние ве­ ка. Кроме викингов, финикийцев, а затем Христофора Колумба, на американскую землю могли попасть и представители других народов. Так, в начале XIV века в Каире появился паломник, направляющийся в священный город мусульман — Мекку. Им- оказался властелин африканского государства Мали, поведав­ ший удивительную историю. Ее записал для потомков каирский ученый Ибн Фадлаллах аль Омари. ; «Властелин, восседавший до меня на троне, — рассказывал малийский султан, — решил убедиться, имеет ли море Аль Мухут (Атлантика) противоположный берег, Увлеченный этой мыслью, он приказал снарядить несколько судов, нанял экипа­ жи, придал им множество*лодок, на которые были погружены продовольствие и вода. Время шло, султан терпеливо ждал. Наконец вернулось только одно судно. «Владыка, — доложил капитан, — мы дол­ го плыли, пока не встретили мощное течение, подобное реке. Я был последним. Все суда, как только попадали в то место, исчезали одно за другим, и мы так и не узнали, что с ними слу­ чилось Я не хотел попасть во власть водоворота и решил вер­ нуться». Султан не поверил и осудил капитана за трусость. Затем он приказал построить две тысячи (1) судов, половина из которых предназначалась для него и его свиты, а вторая — для пере­ возки воды и продовольствия. Передав мне власть, он вместе с караваном ушел в море Аль Мухут. После этого я его боль­ ше не видел и остался полным властелином страны», — завер­ шил свой рассказ султан. Как же закончилось морское путешествие малийского вла­ дыки но Атлантике? Добрался ли оп к противоположному бе­ регу, к Америке? - Сам факт, что он не вернулся, еще не свидетельствует об успехе. Но он не говорит и о том, что вся экспедиция погибла. Возможно, южные пассаты унесли суда к берегам Южной Америки... Египетский ученый Ахмед Зеки-паша задает вопрос: «А. разве нельзя предположить, что некоторые из тех отважных исследователей, подгоняемые волнами, могли достичь берегов Америки, а там смешались с местным населением или осно­ вали первую черную колонию в Новом Свете?». Некоторые ев­ ропейские ученые эту гипотезу поддерживают. Однако боль­ шинство географов полагает, что малийского султана постигла трагическая судьба. Рассуждают так. Народы на западном побережье Африки не имели опыта в мореплавании. Они не решались уходить да­ леко в открытое море и занимались рыболовством у побережья. Не располагали они и лодками с парусами, а только с веслами. Эти лодки не были пригодны к дальнему плаванию. Две тыся­ чи судов, о которых упоминал каирский паломник, были всего лишь, видимо, речными челнами с веслами, но не морскими судами, которые тогда уже имелись в Европе. И все же последние путешествия, в том числе и Тура Хей­ ердала, показывают, что все возможно. Ведь проплыли же как- то два моряка из США в Европу на обычной лодке. В. КОТЕШОВЦ. Перевод с чешского. И ИШ Ш Ш НШ Ш Ш Ш Ш Ш Ш И П Р И З Е Р Ы ч е м п и о н а т а с г р а й Футболисты московского «Динам о» Через три года москов­ ская футбольная команда «Динамо» будет отмечать свое пятидесятилетие. Ста­ рейший советский клуб сде­ лал много для развития и популяризации нашего фут­ бола. Динамовцы первыми в 1936 году завоевали титул чемпионов СССР. С тех пор они еще девять раз выходи­ ли на первое место (1937, 1940, 1945, 1949, 1954. 1955, 1957* 1959, 1963). До нынешнего сезона «бело-го- лубые» девять раз занима­ ли также вторые места и дважды были награждены бронзовыми медалями. Динамовцы — бессмен­ ные участники всех чемпио­ натов СССР. Начиная с 1936 года, они провели свыше 800 официальных матчей во всесоюзных соревнованиях и более чем в половине из них одержали победы. 8 августа этого года фут­ болисты команды в четвер­ тый раз стали обладателями Кубка СССР. Этого успеха они добивались также в 1937, 1953 и 1967 годах. . Общество «Динамо» под­ готовило и воспитало немало замечательных мастеров ко­ жаного мяча. Самый попу­ лярный среди них — заслу­ женный мастер спорта Лев Яшин, который уже более 20. лет защищает ворота команды. Всего же в «Дина­ мо» выросло 38 заслужен­ ных мастеров спорта — та­ кого не добивался еще один футбольный клуб ст ны. 27 динамовцев нахо лись в рядах сборной СС< Наибольшее число мат провел за нее Яшин — Игорь Численно играл 53 за, Борис Кузнецов — 27 Динамовцы ровно пров( весь нынешний сезон. С почти все время были дерами. На снимке: футбояис московского «Динамо» по* одной иэ заключительн игр сезона. Сидят (слева право): Владимир Козл Геннадий Еврюжихян, Ее инй Жуков, Владимир Э] реков, Юрий Семин. Сда (слева направо): Bmr Аничкин, Валерий Масл Юрий Авруцкнй, Владни Пильгуй (вратарь), Вла мир Смирнов, Валерий I иов, Владимир Уткин. Фото А. Яковлева. Фотохроника ТАС «АЛЬПИНИСТ»» ПОЙДЕТ В МОРЕ Судостроители киевского за­ вода «Ленинская кузница» в честь XXIV съезда КПСС до­ срочно спустили на воду но­ вый рыболовный траулер «Аль­ пинист». Он во многом отли­ чается от своих предшествен­ ников, В носовой части впер­ вые на подобного рода судах по предложению ученых Ин­ ститута гидродинамики Акаде­ мии наук Украины применена бульбовая наделка, позволяю» щая увеличить скорость трау­ лера до тридцати узлов. Спе­ циальное носовое и кормовое подруливающее устройство придает судну большую ма­ невренность во время кошель­ кового лова. Здесь установле- 6. ЧИЖЕВСКИИ- ТРАЛФЛОТОВЕЦ, ОТВАЖНЫЙ РАЗВЕДЧИК ны мощная сетеаыбирающая машина, рыбонасос, различ­ ные гидравлические системы* В рубке — новейшее рыбопо­ исковое и радионавигационное оборудование. Для команды оборудованы комфортабель­ ные каюты. Созданы все усло­ вия для успешной работы и культурного досуга. На строительстве «Альпини­ ста» особо отличились ударни­ ки коммунистического труда дизелист М. Чабан, главный строитель М. Кац, слесарь* монтажник М. Литвинов, брига­ дир электросварщиков М. См- корский, судосборщики В. Ко- зюк, Ш. Факторович, О. Квач м М. Чистяк, Редазт{ В. В. МИХАЙЛОВСКИЙ (Окончание. Нач. на 3 стр.) сходились в главном — не жалея сил, даже самой жиз­ ни, старались делать все для разгрома врага. Погиб­ ли Владислав Чижевский, Сергей Щетинин, Николай Коровин... Многие не верну­ лись. но их помнят. Неда­ ром говорят: «Мертвые оста­ ются молодыми». А они по­ гибли в 24—25 лет. Их и помнят такими. Например, Николай Коровин был весе­ лым, разговорчивым, при­ влекал внимание девушек. И здорово знал радиодело, охотно делился своими зна­ ниями с товарищами. Сергей Щетинин уже на третьем курсе рыбного техникума удивлял всех знанием анг­ лийского языка. Вообще языки ему давались хоро­ шо, как сказал Михаил Ни­ колаевич Костин. Сергей и в разведку пришел с третьего курса. Вскоре ои так овла­ дел норвежским, что. свобод­ но читал газеты и книги на этом языке. Знают этих славных ребят многие вете­ раны тралового флота, на­ пример, работающие и по­ ныне радистки радиоцентра. Конечно, отлично помнит своего брата Мария Дмит­ риевна Коровина — работ­ ница АТС рыбного порта. Начальник конструкторского бюро порта Александр Сер­ геевич Храповицкий знаком с радистами тех лет не толь­ ко потому, что учился в на­ шей мореходке и воевал в составе Северного флота, — его брат Николай Сергеевич был начальником радиосвя­ зи «Мурзверрыбпрома». Ко­ нечно. встречи с радистами запомнились Александру Сергеевичу на всю жизнь. Среди разведчиков были труженики нашего бассейна разных специальностей. Не раз успешно ходил в раз­ ведку Семен Флоринский, бывший судовой механик, начальник топливного цеха судоверфи. Он так нее, как и Владислав Чижевский, ушел на фронт добровольцем, хо­ тя этого первоклассного спе­ циалиста старались всеми силами оставить на произ­ водстве, доказывая, что су­ доверфь — тот же фронт. В одной из вылазок Семен по­ гиб, прикрывая отход отря­ да. Можно представить се­ бе, как он шел на враже­ скую цепь во весь рост, ра­ зя гитлеровцев их же ору­ жием — взятым в бою руч­ ным немецким пулеметом.В канун 50-летия ВЛКСМ мы с Александром Сергеевичем подробно рассказывали об этом отважном человеке по Мурманскому телевидению. Имя Семена Флоринского, в числе имен других судоре­ монтников, погибших в годы войны, можно увидеть на па­ мятнике, установленном у здания управления судовер­ фи. И вот здесь я подхожу к главному. Если судоремонт­ ники воздали должное сво­ им павшим товарищам, то это очень робко и непосле­ довательно делается в на­ шем старейшем и самом крупном предприятии — в траловом флоте. На борту многих кораблей бассейна — имена героев, отдавших жизнь за свободу и незави­ симость нашей Родины. На­ зову одно — Анатолий Бре­ дов. Электрик Мурманской судоверфи героически сра­ жался за родной край, пал смертью храбрых. Его имя было присвоено траулеру. Оно напоминает о славных делах мурманской комсомо­ лии, опять-таки в первую очередь — комсомольцев судоверфи. Выл в строю тра­ лового флота и корабль «Иван Сивков», названный по имени матроса-героя. К сожалению, этого траулера сейчас нет — он списан. А о восстановлении названия практически ничего не сде­ лано. Все это — к слову. Глав­ ная моя забота, вернее — забота комсомольцев трало­ вого флота- — сделать соот­ ветствующее представление о присвоении одному из со­ временных кораблей имени Владислава Чижев с к о г о, тралфлотовца. отважного разведчика. Владислав был секретарем судовой комсо­ мольской организации трау­ лера «Архангельск». Он с честью пронес до последней своей минуты гордое имя бойца Ленинского комсомо­ ла. О его подвигах должен знать весь бассейн. Моло­ дежь флота, штурмуя высо­ ты науки и техники, равня­ ется на своих старших това­ рищей. Владислав Чижев­ ский занимает среди них до­ стойное место. Так пусть же сегодня добрым почином в сохранении в нашей памяти имен павших героев будет п р о м ы с л о в ы й .корабль «Комсорг Чижевокий»1 С Е Г О Д Н Я ОЖИДАЕТ ПРИХОД: МГ-0262 «Гатчи МГ-0306 «Магадан», МГ-в «Красногвардейски, МГ-С «Минск». ЗАВТРА: МГ4318 «М евка», МГ-0111 «Херсон» / 0165 «Траверз», танкера • кур», ТР «А. Иванов». «Рыбный Мурман». Инг; 55В54. Цена 1 экз.. — 2 ч Мурманская областная г графия, г. Мурманск. Зак. 5407. 'ПН-2789,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz