Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

I I H I I I I I I l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l H t l l l l l l l l l l i l l l H l t l l l l l l l l l l l U l l l l l l f l l l l l l l l l l l l l l l t l i l l l l l l l H l l l l l l l l l l l l l l l l l i e i l l l l l i l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l t l l ПО ЗАКОНУ МОРСКОГО БРАТСТВА Освобождение «ГРУМАНТА» Это сообщение было принято ра­ дистом в самый неподходящий мо­ мент; рейсовое задание «горело»* приближался срок возвращения в Ка­ лининград и вдруг пошли удачные траления. Никто из экипажа и ду­ мать не хотел о каком-нибудь, даже коротком, перерыве в работе. И как раз в этот момент стало известно — научно-поисковое судно «Аргуо сни­ мается с промысла, чтобы выручить мурманчанина, находящегося в ава­ рийном состоянии. Сколько времени продлятся аварийные работы, никто не знал, с «Груманта» передали ко­ ротко: намотали на пинт трал. Туманы Южной Атлантики, пере­ межаясь с частымй смежными заря­ дами, словно сговорились мешать продвижению «Аргуса» в район бед­ ствия. То сбоку, то прямо по курсу возникали неясные очертания огром­ ных айсбергов. Только к исходу су­ ток подошли к отвесным скалам ост­ рова, где с подветренной стороны приютился «Грумант». На его мачте было поднято два «шара»: «Машина не работает, своего хода не имею». Трудно сказать, о чем думали в это время капитан Евгений Дмитрие­ вич Липанов и старший водолаз Вла­ димир Коростелев. Наверняка каж­ дый из них предпочел бы начать ра­ боту утром, когда поднимется солнце и, может быть, стихнет ветер. А если не стихнет? Капитан не приказывал и не про­ сил. Он просто подумал вслух: — А вдруг ночью по-настоящему заштормит? — Готовь скафандр, — отклик­ нулся на его мысли Коростелев, об­ ращаясь к своему помощнику Вла­ димиру Шнманскому. * * ■ * Сменяя друг друга, Коростелев и Шнманский по очереди уходили в ле­ дяную купель, чтобы осмотреть винт и гребной вал судна. До двух часов ночи продолжалась' эта напряженная работа. Ветер крепчал, суда часто сближались, и «Аргусу» приходи­ лось подрабатывать винтом, чтобы избежать столкновения с аварийным судном. Когда от Коростелева поступило первое сообщение, его голос, усилен­ ный репродукторами, ободрил спаса­ тельную команду. — На «Груманте»! — передал водолаз. — Ваш винт цел, руль в ис­ правности! Но когда Владимира подняли на борт «Аргуса» и, вытащив из ска­ фандра, засыпали вопросами, он только махнул рукой: — Весь трал на винте. Работенки не на день... Утром старший мастер добычи Ев­ гений Беляничев и его помощник Игорь Шкуратов вывели свои брига­ ды на аварийные работы. Старпом с «Аргуса» Виктор Нико­ лаевич Кныш, сменивший после ноч­ ной вахты капитала, дал ■команду первой бригаде готовить водолазов к погружению. "Огромный ком трала, опутавший винт «Груманта», решили освобождать с помощью заостренных крюков, топоров, ножей. От бесфор­ менной массы трала водолазы отде­ ляли по частям то кусок стального троса, то кухтыль. Экипажи обоих судов с напряжен­ ным вниманием следили за работой водолазов. Вместе с Коростелевым и Шиманским с раннего утра до позд­ него вечера трудились под водой во­ долаз с «Груманта» Алексей Олнфе- ренко, аквалангисты — первый по­ мощник капитана «Груманта» Влади­ мир Конюхов и матрос Иван Ивани- шин. Прошли сутки, вторые, третьи... Каждый день к капитанам обраща­ лись новые добровольцы, готовые в скафандре или акваланге опустить­ ся в ледяную воду. Но риск был слишком велик, и разрешение полу­ чали только самые умелые. К концу восьмых суток многоголо­ сое эхо дружно подхватило матрос­ ское «Ура!» — водолазы доложили: «Винт свободен!» И с голосами лю­ дей слился благодарный бас осво­ божденного «Груманта». «Аргус» снова взял курс на про­ мысел. Ю. ВОЕВОДИН. «Калининградская правда». -Э с т аф е т а полезных дел н е к о н ч а е т с я %Окончание . Нач. па 1 стр.) Всего комсомольско-моло­ дежными экипажами добы­ то за годы пятилетки свы­ ше миллиона центнеров ры- 45ы. Они дали 584,9 тысячи рублей сверхплановой при­ были. Комсомольцы и молодежь флота с большим воодушев­ лением встретили Постанов­ ление Пленума ЦК КПСС о созыве 30 марта 1971 года очередного XXIV съезда партии. На судах и берего­ вых участках флота про­ шли комсомольские собра­ ния, на которых было ре­ шено подготовить съезду до­ стойные трудовые подарки. Инициаторами выступили экипажи БМРТ №№ 448 «То­ рос», 453 «Никель», СРТ №№ 431 «Нордвик» и 4290 «Вер­ хоянск». Сегодня все экипа­ жи судов сельдяного флота встали на ударную вахту. Во всех комсомольских ор­ ганизациях сельдяного фло­ та проводится ленинский за­ чет «Мы делу Ленина вер­ ны». Причем главной зада­ чей по-прежнему остается ческой работы в комсомоль­ ских организациях. На фло­ те созданы все условия для того, чтобы молодежь полу­ чала необходимые знания, повышала свой общеобразо­ вательный и политический уровень. На судах постоян­ но расширяется и совершен­ ствуется сеть комсомольско­ го политпросвещения. На всех судах типа БМРТ соз­ даны кружки «Беседы о партии»: Комсомольцы, ра­ ботающие на судах типа СРТ, занимаются вместе с коммунистами. На БМРТ-440 «Плутоний» работает заочная общеобра­ зовательная школа. Занима­ ются в ней двадцать шесть комсомольцев. Есть такие школы на БМРТ Ш 376, 448, 453. Ор­ ганизация заочной учебы способствует повышению культурно-техниче с к о г о уровня моряков, воспитыва­ ет у них сознательность, оказывает большое влияние на укрепление производст­ венной дисциплины. Очень много хороших и полезных дел на счету ком- однако имеются недостатки, с которыми необходимо ве­ сти повсеместную борьбу. На некоторых судах флота еще не изжиты случаи гру­ бого нарушения трудо­ вой дисциплины. Так, например, девять часов про­ стоял в порту СРТ-432 в ожидании матроса комсо­ мольца Кулеша, на двадцать три часа был задержан от­ ход СРТ-156 нз-за третьего помощника капитана ком­ сомольца Глебова. За упот­ ребление спиртных напит­ ков были списаны при от­ ходе на промысел СРТ-р- 726 матросы Максимов, Бе­ лов, Верешко. Такие случаи единичны, но они бросают недобрую тень на комсо­ мольскую организацию суд­ на, флота. Сегодня, когда весь наш народ встал на трудовую предсъездовскую в а х т у , комсомольский актив фло­ та, собрание которого состо­ ялось 18 декабря, обратился к молодым рыбакам с при­ зывом крепить дисциплину, включиться в борьбу за пра­ во подписания трудового ра­ порта коллектива XXIV съезду КПСС. В. ХАРЧЕНКО, секре­ тарь комитета ВЛКСМ «Мурмансельди». повышение идеино-полити- сомольцев нашего флота, М О Н Ч Е Г О Р С *ак и «повисли» в палатах среди тугодумных чиновников царской России. А на Коль­ ской земле по-прежнему воль­ готно жили лишь дикие звери да птицы. Глаза и руки, о ко­ торых мечтал М. В. Ломоно­ сов, нашлись в молодой со­ ветской республике. В Мон- че-тундру пришла геологиче­ ская экспедиция, возглавляе­ мая А. Е. Ферсманом. Люди работали в тяжелей­ ших условиях. Словно взбе­ шенная неожиданным вторже­ нием, природа давала себя знать на каждом шагу. Леде­ нящие ветры рвали палаточ­ ный брезент. Непроходимые топ» » болота преграждали путь. Но перед мужеством этих людей природа оказа­ лась бессильна. В 1930 году экспедиция Ферсмана обна­ ружила в Монче-тундре суль­ фиды, содержащие никель и медь, 29 апреля 1935 года На­ родный комиссар тяжелой промышленности С. Орджо­ никидзе подписал приказ о создании комбината на базе разведанных месторождений. В 1933 году штольня № 1 вы­ дала первую жильную руду с Ниттиса. 23 февраля 1939 го­ да в 6 часов утра, в металлур­ гическом цехе № 1 комбината «Североникель», под руковод­ ством мастера электропечи Ваганова и инженера Гриба- совой была получена первая тонна товарного никеля. Спус­ тя два месяца в этом же цехе была получена первая черно­ вая медь. В сентябре 1940 го­ да в 1 час 50 минут на «Севе- роникеле» ■была включена первая серия электролизных ванн, а в конце октября от­ гружен первый вагон электро­ лизного никеля. Гигант i[ ......... . _ v ✓ металлургии «Североникель» • располо­ жен в нескольких километрах * за городом. Между комбина- _ том й городом регулярное автобусное движение. Комби­ нат велик. Несколько мощных труб упираются в хмурое, се­ верное* небо. *. День и ночь между цехами снуют грузо­ вики,* перекликаются электро­ возы, из раскрытых дверей обогатительно - металлурги­ ческого цеха падают на ас­ фальтовые дорожки багровые отблески пламени. В самом цехе стоит тяжелый гул мос­ товых кранов. На огромных стальных крюках краны пере­ таскивают от рудных печей ковши с расплавленным ме~ таллом. Обогатительно-метал- лургический цех на комбина­ те — голова производства. И* рудного двора по транспорте­ рам к его печам доставляет­ ся шихта-руда с добавлением специальных ’ флюсов. : Три трехэлектродные рудные печи цеха имеют высокую произ­ водительность. Выплавляемый в них металл-штейн затем про­ дувается в конверторах. В ре­ зультате этого процесса и по­ лучается файнштейн, исход­ ный металл для выработки ни­ келя, меди, кобальта. Побывав в оснащенных ав­ томатизацией и новейшей тех­ никой основных цехах произ­ водства «Североникеля» —- электролизном, рафинировоч­ ном, сернокислотном и мно­ гих других, проникаешься большим уважением к комби­ нату и людям, работающим здесь. Неизмеримая воля и мужество были вложены в то, чтобы в наши дни «Северони­ кель» стал одним из самых крупных металлургических предприятий страны, изготов- ПШШШШИННШШ! 1 с о м ляющих ценные цветные ме­ таллы. В начале войны ком- . бинат vбыл полностью демон­ тирован. Но уже в 1942 году началось его восстановление, и в этом же году 20 мая на руд­ нике Ниттис-Кумужье . вступил в строй плавильный цех с од­ ной электропечью и конвер­ торами мощностью по 40 тонн каждый. Не жалея сил, сража­ лись североникелевцы нагтру- довом фронте. 14 раз за годы войны завоевывали они пере­ ходящее Красное знамя Тосу- , дарственного комитета ;.оборо- г. ны. А в .конце войны это зна-.. мя было отдано им на вечное . хранение. 4 %, *I Тысячи замечательных лю­ дей работают на мончегор- ском комбинате. В строю еще многие ветераны, жизнь кото­ рых неразрывно связана с этим предприятием. Далеко за ■ пределами области известны имена лауреата Ленинской премии старшего мастера ме­ таллургического цеха Михаи­ ла Петровича Иголкина, на­ чальника плавильного отделе- ' ния Федора Степановича Сме- лсва, бригадира монтажников Виктора Лукича Огиря, стар- * шего конверторщика Ильи (Окончание па 4 стр.) Много лет плавает на судах управления «Мурмаксельдь» мастер по обработке рыбы Иван Мудреаский.- Сейчас ои работает - на ; СРТ-р-713 «Го­ лубь». Мастерство и трудолю­ бие помогли ему в короткий срок завоевать завидный авто­ ритет среди экипажа. ЛФото Л. Ефимова. R l l l l l l I I В Н о в ы й -г' и н д и к а т о р Но заданию Министерства рыбного хозяйства ■ СССР, разработаны' опытные образ­ цы электронного индикатора с линейной и круговой раз­ вертками для t - гидролокато­ ров.' . Испытания йндикатрра на СРТР-9110 и БМРТ-333 Таллинской базы тралового флота «Запрыбы». показали, что прибор - является ,, пер­ спективным для /промысло­ вого флота, так как значи­ тельно расширяет поисковые возможности гидролокато­ ров. Его mojkhq с успехом применять на кошельковом, разноглубинном ' и донном промыслах. В целях повы­ шения эффективности рабо­ ты рыбодобывающего флота приказом по .Министерству рыбного . хозяйства СССР электронный индикатор при­ нят на оснащение промыс­ ловых, поисковых и научно- исследовательских судов. / ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz