Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
I I H I I I I I I l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l H t l l l l l l l l l l i l l l H l t l l l l l l l l l l l U l l l l l l f l l l l l l l l l l l l l l l t l i l l l l l l l H l l l l l l l l l l l l l l l l l i e i l l l l l i l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l t l l ПО ЗАКОНУ МОРСКОГО БРАТСТВА Освобождение «ГРУМАНТА» Это сообщение было принято ра дистом в самый неподходящий мо мент; рейсовое задание «горело»* приближался срок возвращения в Ка лининград и вдруг пошли удачные траления. Никто из экипажа и ду мать не хотел о каком-нибудь, даже коротком, перерыве в работе. И как раз в этот момент стало известно — научно-поисковое судно «Аргуо сни мается с промысла, чтобы выручить мурманчанина, находящегося в ава рийном состоянии. Сколько времени продлятся аварийные работы, никто не знал, с «Груманта» передали ко ротко: намотали на пинт трал. Туманы Южной Атлантики, пере межаясь с частымй смежными заря дами, словно сговорились мешать продвижению «Аргуса» в район бед ствия. То сбоку, то прямо по курсу возникали неясные очертания огром ных айсбергов. Только к исходу су ток подошли к отвесным скалам ост рова, где с подветренной стороны приютился «Грумант». На его мачте было поднято два «шара»: «Машина не работает, своего хода не имею». Трудно сказать, о чем думали в это время капитан Евгений Дмитрие вич Липанов и старший водолаз Вла димир Коростелев. Наверняка каж дый из них предпочел бы начать ра боту утром, когда поднимется солнце и, может быть, стихнет ветер. А если не стихнет? Капитан не приказывал и не про сил. Он просто подумал вслух: — А вдруг ночью по-настоящему заштормит? — Готовь скафандр, — отклик нулся на его мысли Коростелев, об ращаясь к своему помощнику Вла димиру Шнманскому. * * ■ * Сменяя друг друга, Коростелев и Шнманский по очереди уходили в ле дяную купель, чтобы осмотреть винт и гребной вал судна. До двух часов ночи продолжалась' эта напряженная работа. Ветер крепчал, суда часто сближались, и «Аргусу» приходи лось подрабатывать винтом, чтобы избежать столкновения с аварийным судном. Когда от Коростелева поступило первое сообщение, его голос, усилен ный репродукторами, ободрил спаса тельную команду. — На «Груманте»! — передал водолаз. — Ваш винт цел, руль в ис правности! Но когда Владимира подняли на борт «Аргуса» и, вытащив из ска фандра, засыпали вопросами, он только махнул рукой: — Весь трал на винте. Работенки не на день... Утром старший мастер добычи Ев гений Беляничев и его помощник Игорь Шкуратов вывели свои брига ды на аварийные работы. Старпом с «Аргуса» Виктор Нико лаевич Кныш, сменивший после ноч ной вахты капитала, дал ■команду первой бригаде готовить водолазов к погружению. "Огромный ком трала, опутавший винт «Груманта», решили освобождать с помощью заостренных крюков, топоров, ножей. От бесфор менной массы трала водолазы отде ляли по частям то кусок стального троса, то кухтыль. Экипажи обоих судов с напряжен ным вниманием следили за работой водолазов. Вместе с Коростелевым и Шиманским с раннего утра до позд него вечера трудились под водой во долаз с «Груманта» Алексей Олнфе- ренко, аквалангисты — первый по мощник капитана «Груманта» Влади мир Конюхов и матрос Иван Ивани- шин. Прошли сутки, вторые, третьи... Каждый день к капитанам обраща лись новые добровольцы, готовые в скафандре или акваланге опустить ся в ледяную воду. Но риск был слишком велик, и разрешение полу чали только самые умелые. К концу восьмых суток многоголо сое эхо дружно подхватило матрос ское «Ура!» — водолазы доложили: «Винт свободен!» И с голосами лю дей слился благодарный бас осво божденного «Груманта». «Аргус» снова взял курс на про мысел. Ю. ВОЕВОДИН. «Калининградская правда». -Э с т аф е т а полезных дел н е к о н ч а е т с я %Окончание . Нач. па 1 стр.) Всего комсомольско-моло дежными экипажами добы то за годы пятилетки свы ше миллиона центнеров ры- 45ы. Они дали 584,9 тысячи рублей сверхплановой при были. Комсомольцы и молодежь флота с большим воодушев лением встретили Постанов ление Пленума ЦК КПСС о созыве 30 марта 1971 года очередного XXIV съезда партии. На судах и берего вых участках флота про шли комсомольские собра ния, на которых было ре шено подготовить съезду до стойные трудовые подарки. Инициаторами выступили экипажи БМРТ №№ 448 «То рос», 453 «Никель», СРТ №№ 431 «Нордвик» и 4290 «Вер хоянск». Сегодня все экипа жи судов сельдяного флота встали на ударную вахту. Во всех комсомольских ор ганизациях сельдяного фло та проводится ленинский за чет «Мы делу Ленина вер ны». Причем главной зада чей по-прежнему остается ческой работы в комсомоль ских организациях. На фло те созданы все условия для того, чтобы молодежь полу чала необходимые знания, повышала свой общеобразо вательный и политический уровень. На судах постоян но расширяется и совершен ствуется сеть комсомольско го политпросвещения. На всех судах типа БМРТ соз даны кружки «Беседы о партии»: Комсомольцы, ра ботающие на судах типа СРТ, занимаются вместе с коммунистами. На БМРТ-440 «Плутоний» работает заочная общеобра зовательная школа. Занима ются в ней двадцать шесть комсомольцев. Есть такие школы на БМРТ Ш 376, 448, 453. Ор ганизация заочной учебы способствует повышению культурно-техниче с к о г о уровня моряков, воспитыва ет у них сознательность, оказывает большое влияние на укрепление производст венной дисциплины. Очень много хороших и полезных дел на счету ком- однако имеются недостатки, с которыми необходимо ве сти повсеместную борьбу. На некоторых судах флота еще не изжиты случаи гру бого нарушения трудо вой дисциплины. Так, например, девять часов про стоял в порту СРТ-432 в ожидании матроса комсо мольца Кулеша, на двадцать три часа был задержан от ход СРТ-156 нз-за третьего помощника капитана ком сомольца Глебова. За упот ребление спиртных напит ков были списаны при от ходе на промысел СРТ-р- 726 матросы Максимов, Бе лов, Верешко. Такие случаи единичны, но они бросают недобрую тень на комсо мольскую организацию суд на, флота. Сегодня, когда весь наш народ встал на трудовую предсъездовскую в а х т у , комсомольский актив фло та, собрание которого состо ялось 18 декабря, обратился к молодым рыбакам с при зывом крепить дисциплину, включиться в борьбу за пра во подписания трудового ра порта коллектива XXIV съезду КПСС. В. ХАРЧЕНКО, секре тарь комитета ВЛКСМ «Мурмансельди». повышение идеино-полити- сомольцев нашего флота, М О Н Ч Е Г О Р С *ак и «повисли» в палатах среди тугодумных чиновников царской России. А на Коль ской земле по-прежнему воль готно жили лишь дикие звери да птицы. Глаза и руки, о ко торых мечтал М. В. Ломоно сов, нашлись в молодой со ветской республике. В Мон- че-тундру пришла геологиче ская экспедиция, возглавляе мая А. Е. Ферсманом. Люди работали в тяжелей ших условиях. Словно взбе шенная неожиданным вторже нием, природа давала себя знать на каждом шагу. Леде нящие ветры рвали палаточ ный брезент. Непроходимые топ» » болота преграждали путь. Но перед мужеством этих людей природа оказа лась бессильна. В 1930 году экспедиция Ферсмана обна ружила в Монче-тундре суль фиды, содержащие никель и медь, 29 апреля 1935 года На родный комиссар тяжелой промышленности С. Орджо никидзе подписал приказ о создании комбината на базе разведанных месторождений. В 1933 году штольня № 1 вы дала первую жильную руду с Ниттиса. 23 февраля 1939 го да в 6 часов утра, в металлур гическом цехе № 1 комбината «Североникель», под руковод ством мастера электропечи Ваганова и инженера Гриба- совой была получена первая тонна товарного никеля. Спус тя два месяца в этом же цехе была получена первая черно вая медь. В сентябре 1940 го да в 1 час 50 минут на «Севе- роникеле» ■была включена первая серия электролизных ванн, а в конце октября от гружен первый вагон электро лизного никеля. Гигант i[ ......... . _ v ✓ металлургии «Североникель» • располо жен в нескольких километрах * за городом. Между комбина- _ том й городом регулярное автобусное движение. Комби нат велик. Несколько мощных труб упираются в хмурое, се верное* небо. *. День и ночь между цехами снуют грузо вики,* перекликаются электро возы, из раскрытых дверей обогатительно - металлурги ческого цеха падают на ас фальтовые дорожки багровые отблески пламени. В самом цехе стоит тяжелый гул мос товых кранов. На огромных стальных крюках краны пере таскивают от рудных печей ковши с расплавленным ме~ таллом. Обогатительно-метал- лургический цех на комбина те — голова производства. И* рудного двора по транспорте рам к его печам доставляет ся шихта-руда с добавлением специальных ’ флюсов. : Три трехэлектродные рудные печи цеха имеют высокую произ водительность. Выплавляемый в них металл-штейн затем про дувается в конверторах. В ре зультате этого процесса и по лучается файнштейн, исход ный металл для выработки ни келя, меди, кобальта. Побывав в оснащенных ав томатизацией и новейшей тех никой основных цехах произ водства «Североникеля» —- электролизном, рафинировоч ном, сернокислотном и мно гих других, проникаешься большим уважением к комби нату и людям, работающим здесь. Неизмеримая воля и мужество были вложены в то, чтобы в наши дни «Северони кель» стал одним из самых крупных металлургических предприятий страны, изготов- ПШШШШИННШШ! 1 с о м ляющих ценные цветные ме таллы. В начале войны ком- . бинат vбыл полностью демон тирован. Но уже в 1942 году началось его восстановление, и в этом же году 20 мая на руд нике Ниттис-Кумужье . вступил в строй плавильный цех с од ной электропечью и конвер торами мощностью по 40 тонн каждый. Не жалея сил, сража лись североникелевцы нагтру- довом фронте. 14 раз за годы войны завоевывали они пере ходящее Красное знамя Тосу- , дарственного комитета ;.оборо- г. ны. А в .конце войны это зна-.. мя было отдано им на вечное . хранение. 4 %, *I Тысячи замечательных лю дей работают на мончегор- ском комбинате. В строю еще многие ветераны, жизнь кото рых неразрывно связана с этим предприятием. Далеко за ■ пределами области известны имена лауреата Ленинской премии старшего мастера ме таллургического цеха Михаи ла Петровича Иголкина, на чальника плавильного отделе- ' ния Федора Степановича Сме- лсва, бригадира монтажников Виктора Лукича Огиря, стар- * шего конверторщика Ильи (Окончание па 4 стр.) Много лет плавает на судах управления «Мурмаксельдь» мастер по обработке рыбы Иван Мудреаский.- Сейчас ои работает - на ; СРТ-р-713 «Го лубь». Мастерство и трудолю бие помогли ему в короткий срок завоевать завидный авто ритет среди экипажа. ЛФото Л. Ефимова. R l l l l l l I I В Н о в ы й -г' и н д и к а т о р Но заданию Министерства рыбного хозяйства ■ СССР, разработаны' опытные образ цы электронного индикатора с линейной и круговой раз вертками для t - гидролокато ров.' . Испытания йндикатрра на СРТР-9110 и БМРТ-333 Таллинской базы тралового флота «Запрыбы». показали, что прибор - является ,, пер спективным для /промысло вого флота, так как значи тельно расширяет поисковые возможности гидролокато ров. Его mojkhq с успехом применять на кошельковом, разноглубинном ' и донном промыслах. В целях повы шения эффективности рабо ты рыбодобывающего флота приказом по .Министерству рыбного . хозяйства СССР электронный индикатор при нят на оснащение промыс ловых, поисковых и научно- исследовательских судов. / ■
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz