Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
С РАВНИТЕЛЬНО недавно Михаил Мироновский воз- глав лял бригаду слесарей- сборщиков на Кандалакш ском механическом заводе. Дела в ней шли отлнчно. Тон в рабо те, в творческих поисках зада* вал бригадир. Ему в деле не раз помогали учеба на вечер» нем отделении Мурманского мо реходного училища и советы старших товарищей. В нынешнем году М. Миро новский защитил диплом техни ка-технолога по холодной обра ботке металла, был выдвинут на должность мастера сбороч ного участка. Теперь уж е к не му приходят за советом и по мощью товарищи, особенно мо лодежь . И коммунист всегда охотно делится своими знани я ми, всегда придет на выручку , НА СНИМКЕ: М. Миронов ский (справа) рассказы вает сле сарю Вячеславу Дербину, как можно быстрее выполнить по рученное ему производственное задание. , - Фото А. Вандина, ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО П ОЛЯРНАЯ ночь висела над причалами рыбного порта. Шел мокрый c'Hef, под ногами хлюпало. В свете судового прожектора в горловину трюма опускали стампу. Через несколько ми нут по стеллингу стампу подняли наверх. Она набита рыбой. Треска крупная, от менная, хоть прямо на при лавки магазинов отправляй. Вахтенный матрос Евгений Жолобов внимательно сле дит за трапом и ограждени ем. В салоне не пробиться к капитану СРТ-15 «Вычег да». Второй штурман выда ет аванс. Командир корабля Михаил Васильевич Кобец поднимается навстречу, при глашает к себе в каюту. С экипажем среднего ры боловного траулера «Вычег да» довелось познакомиться полтора года назад. Он в то время, как и сейчас, отлич но трудился на промысле, из рейса в рейс выполнял зада ния, шел со значительным опережением графика со до быче рыбы. Затем в круго верти иных дел был потерян из виду. Потом это судно составили в ремонт,.. — Михаил Васильевич, — спрашиваю капитана, — по-' моему, вы командовали СРТ-4290 «Верхоянск»? — Считай, два года кря ду, — ответил тот. — Что вас заставило по кинуть судно? — Подошло время очеред ного отпуска, а когда вер нулся, предложили принять «Вычегду». Согласился: на этом судне уже доводилось работать. Мне были извест ны его мореходные качест ва, да и с некоторыми чле нами экипажа был знаком, знал, что в море не подве дут, и не ошибся. Михаил Васильевич Кобец коммунист. Он хорошо раз бирается в людях. Доказа тельством тому может слу жить коллектив моряков среднего траулера «Верхо янск», который он сформи- iровал ! и которым» отлично командовал. Сам опытный промысловик, отличный ор ганизатор, он требовал от моряков беспрекословного : подчинения, инициативно- сги, учит болеть за общее дело, разгильдяям и лоды рям не дает даже самой ма лой поблажки. -1 Большую помощь в орга низации на судне повахтно- го социалистического сорев нования оказывает капи тану партийная организация судна. Коммунисты есть во всех службах корабля. Се кретарь партийной органи зации третий механик В. 3. Исаев сказал, что именно коммунисты являются орга низующим и ведущим зве ном в экипаже. Они всегда впереди. И на промысле, и на берегу во время между рейсовой стоянки или меж дурейсового ремонта. Они создали на судне здоровую атмосферу быта и труда, у моряков, естественно, по явилась любовь к своему судну. О том, насколько крепка эта любовь, рассказал мне старший помощник капита на Иван Иванович Кубасов. Есть на судце матрос Ва лерий Васильевич Антипов. Это опытный, первокласс ный матрбс, он много лет выходит в море, хорошо знает многие суда «Мурман- сельди», но пришлась ему по душе «Вычегда». За не сколько месяцев работы на ней он сильно сдружился с экипажем, командирами производства, привык к кин. А последний рейс у экипажа намечался в Ба ренцево море на промысел полярной тресочки. Когда судно уходит облавливать полярную тресочку, то с не го списывают матросов пер вого класса, так как шкер ку рыбы производить будет не нужно. Выловил, набил в авоську и сдал на плавучую базу вот и вся премуд рость. И вот, чтобы остаться работать на «Вычегде», Ва лерий Васильевич пришел к капитану и попросил пере вести его в матросы второго, класса. — Но зачем тебе это, — спросили у него, — ведь ты первоклассный моряк. — Понимаете, привык я к судну и не хочу от вас уходить. Воспитать у людей чув ство привязанности к свое му коллективу — дело не легкое. Но на СРТ-15 с этим успешно справились. На судне отсутствует текучесть кадров, а это дает возмож ность из рейса в рейс повы шать производительность труда, проводить более глу бокую производственную учебу среди моряков третье го и второго класса, выра щивать на судне своих ма стеров производства, успеш но бороться за звание эки пажа коммунистического труда, вовлекать в движение за коммунистический труд все большее количество мо ряков. Пока на судне четы ре ударника коммунистиче ского труда, однако в ско ром будущем эта цифра удвоится, так как многие моряки взяли на себя лич ные социалистические обя зательства и успешно с ни ми справляются. В последнем рейсе экипа жу СРТ-15 «Вычегда» рабо тать было особенно трудно. Мешали частые штормы, тя желые • грунты, слабая сырьевая база. К то му же, чтобы сдать на базу добытую рыбу первым сор том, необходимо было сра зу же после подъема трала двигаться к базе и сдавать, как говорят моряки, «теп ленькой». Иначе мороз убьет ее, при сдаче на плавбазу рыба станет лопаться, ло маться, а это уже чистей ший брак, в то время, ког да в одном из пунктов со циалистического обязатель ства экипажа, взятого в честь предстоящего XXIV съезда КПСС, сказано, что моряки «Вычегды» обязуют ся сдавать свежье и полу фабрикат плановой и сверх плановой сортностью. В борьбе за высокую сорт ность участвуют все моря ки. Возглавляет это дви жение мастер по обработке рыбы Станислав Августович Журомский. До прихода на «Вычегду» он два года ра ботал на СРТ-460, добивался там хороших показателей при сдаче полуфабриката рыбы и еще ни разу не под водил коллектив СРТ-16. Помогает ему его принци пиальность. Он не пропуска ет под соль или лед ни од ного килограмма недоброка чественного полуфабриката. Если замечает упущения рыбообработчиков, немед ленно выбрасывает рыбину обратно на палубу для до- обработки. И никто с ним не спорит. Случается, что че ловек за рыбоделом заду мывается или собьется а ритма. Поэтому моряки без оговорочно принимают брак на рыбодел, не пытаются тратить время на выяснение отношений, а здесь же уст раняют замеченный недоста ток. Хорошим помощником Станиславу Августовичу стал матрос Иван Алексее вич Виловатый, Вместе со старшим мастером по добы че рыбы Акиндином Михай ловичем Тихоновым он тру дился долгое время на СРТ-420. Вместе они при шли на СРТ-15 и зареко мендовали себя хорошими тружениками. Как-то отсут ствовал на судне засольщик, а отдел кадров не мог по добрать кандидатуру к на значенному часу отхода я Иван Алексеевич попросил ся на эту должность. И вполне справился. Он ока зался смышленым помощ ником рыбмастера, быстро освоил технологию, его имя занесено на судовую Доску почета. В последнем рейсе выло вили 350 тонн полярной тре сочки. Однако не только промысловой работой дово дилось заниматься. Послед ние двадцать суток СРТ-15 «Вычегда» использовался на промысле как поисковое судно. Велась разведка кон центраций трески. И с этой задачей экипаж справился успешно. Обнаружено и пе редано промысловикам де сятка два концентраций. Штурманский состав пока зал себя и как поисковый коллектив отлично со всех сторон. Старший мастер по добыче Акиндин Михайло вич Тихонов и его помощ ник Владимир Терентьевич Жуков быстро приноравли вались к условиям работы в новых районах и квадратах, к грунтам, в считанные ми нуты готовили орудия лова к предстоящим тралениям. Помимо поиска, удалось за готовить в рейсе еще так же и 20 тонн полуфабриката трески. Жарковато было в послед нем рейсе и механикам суд не во главе с коммунистом Иваном Дмитриевичем Сам соновым. Через два-три го да товарищи проводят его на пенсию. Но речь не о Том. Машинная команда, как и в прошлые рейсы, показа ла себя боеспособным кол лективом. Судно во время поиска рыбы почти не лежа ло в дрейфе, пройдено бы ло много морских миль, про ведена огромная работа по ее обнаружению. И в про мысловый период и в пери од поисковой работы ни ра зу не подвели механизмы. Механики сэкономили много горючего и машинно го масла. За отличную ра боту в рейсе на судовую Доску почета занесены моторист Валерий Панкра тов, второй механик Виктор Дмитриевич Шаханин. Экипаж СРТ-15 «Вычег да» досрочно на один месяц выполнил план последнего года восьмой пятилетки. Мо ряки судна добыли свыше 13.000 центнеров рыбы. Они успешно справились со взя тыми на юбилейный год со циалистическими обязатель ствами, а в последнем рейсе взяли обязательство досроч но выполнить в честь XXIV съезда КПСС план первого квартала 1971 года и до биться Звания экипажа име ни XXIV съезда партии. Для такого слаженного коллек тива, руководимого комму нистами, эта задача по пле чу. С. ДАНИЛОВ. НА СНИМКАХ: рыбма стер С, А. Журомский н матрос Е. Жолобов. Промысловая ЛОВУШКА В США патентуется ло вушка, предназначен ная для добычи рыбы, крабов или других обитателей моря. Конструкция ловушка может быть выполнена в фор ме сетного цилиндра с плоским донышком или в виде баскет больной корзины с конусным основанием, крепящейся к ве дущему шесту сбоку. В первом случае для выливки улова слу жит небольшая воронка со стя нутым концом, расположенная в донышке. В обеих формах основу ло вушки составляют два концент рических обруча (верхний и нижний), обтянутых сетным по лотном, образующим цилинд рическую поверхность опреде ленной высоты. У ловушки пер вого вида верхний обруч обшит сетным полотном и образует устье, а нижний служит осно ванием донышка, также обши того делью. На верхнем обру че закреплены поводцы, свя занные с центральным подъем ным канатом. Обруч снабжен неподвижными пружинящими защелками, предназначенны ми для захвата нижнего обру ча. Благодаря наличию заще лок ловушка может быть сло жена в одной плоскости и удер живается в таком положении до преодоления силы пружиня щих защелок. Роль пружинящих защелок могут выполнять магниты. Фор ма магнитов и расположение их на нижнем обруче объясняют ся тем, что верхний обруч, при тягиваясь магнитом, будет ог раничен от боковых смещений при движении ловушки подво дой с помощью шеста. Удерживающая сила пружи» ных защелок или магнитов рас считывается так, чтобы при резком рывке канатом или ше* стом она преодолевалась и со единенные вместе верхний и нижний обручи расходились, образуя полый цилиндр. Этой особенностью в основном и от личается патентуемая конст рукция ловушки от орудий по добного типа. Известные аналогичные ору дия лова обладают двумя ос новными недостатками. Они, во-первых, имеют ограничен ную скорость перемещения в воде и, во-вторых, из-за боль ших размеров цилиндрической части действуют отпугивающе на объект лова. Патентуемая ловушка опус кается на морское дно или в толщу моря со сложенными вместе и закрепленными обру чами. Небольшие размеры и формы делают ее менее замет ной для объекта лова; в рабо чем положении это небольшая горизонтально расположенная чаша. Так как резкий рывок за верхний обруч ловушки, при крепленный к канату или шее* ту, освобождает его действием силы сопротивления сетной ча сти донышка, начальная ско рость ловушки намного повы шается. Рыба или другой объ ект лова, оказавшийся над ло вушкой, с большей вероятно стью залавливается ею. В ночное время для привле чения объекта лова ловушка может быть оснащена армату рой для электрического под свечивания. Улов освобождает ся через воронку или кониче ское донышко ловушки путем развязывания петли стяжного шнура, А. ЧУХОНЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz