Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.

«« y j t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l i l l l l l l l И З О П Ы Т А М Л Л Ш Ш Ш М Г Г Л Д С Ж С Ш Ж Р Ы Б А К О В i l l l l l l l l l l l i l l M I I I I I I I I I U В канун Октября вернулся в порт Пионерскнй экипаж СРТ-р-9073 «Кабона», добившийся годо­ вого вылова рыбы в 41,5 тысячи центнеров. Это рекорд среди судов-«кошельковистов» в Запад­ ном бассейне. Последние пять лет «Кабокуя бессменно воз­ главляет ветеран базы «Океанрыбфлот» капи­ тан дальнего плавания Борислав Владимирович Ранкич, кавалер ордена Ленина, получивший высокую награду за рыбацкий труд. За пять лет судно сделало девять рейсов в различные районы промысла — сначала с тра­ пом, затем — с кошельковым неводом, выпол­ няя рейсовые задания в среднем на 136,2 про­ цента. Известно, что производственные планы судов ежегодно повышаются. Экипаж «Кабоны» под руководством капитана Б. Ранкича постоянно пе­ ревыполнял их, увеличивая количество вылов­ ленной рыбы, и довел ее добычу с 11.318 цент­ неров до 41,5 тысячи центнеров. Особенно «урожайным» оказался юбилейный ленинский год: ппан выполнен на 181 процент, пятилетка судна завершена 19 февраля К концу октября (окончание рейса) на счету экипажа «Ка- боны» имелось 95.905 центнеров выловленной рыбы при пятилетнем плане 64.942 центнера. Это — 148 процентов. Экипаж СРТ-р-9073 в честь предстоящего съез­ да партии решил довести вылов за пятилетку до ста тысяч центнеров. Судно вернулось с про­ мысла в хорошем техническом состоянии, и по­ ставленная задача, по-видимому, будет решена, несмотря на малый срок, оставшийся до конца года. Ниже члены экипажа «Кабоны» делятся неко­ торым опытом работы • последнем рейсе. Первоначально рейс «Кабоны» планировался в Северное море. Но затем мы по­ лучили другое задание, В связи : этим экипаж до­ укомплектовался, в нем ока­ залось шесть коммунистов — большая сила на малень­ ком судне. Во время перехода на промысел мы советовались о том, какие социалистиче­ ские обязательства принять. Обсудили возможности и пришли к выводу, что при плане 11.320 центнеров ры- ПОБЕДИЛ КОЛЛЕКТИВ f t SS ЭКИПАЖ СРТР-9073 В ЭТОМ ГОДУ ДОБЫЛ КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ 41,5 ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ i S S с SS г S к £ Восточная часть^ Цент­ ральной Атлантики — наи­ более благоприятный в на­ стоящее время район про­ мысла для судов, вооружен­ ных кошельковыми невода­ ми, где облавливаются ста­ бильные скопления скумб­ рии, ставриды, сардинеллы. Интенсивный промысел наша база «Океанрыбфлот* начала вести здесь в чет­ вертом квартале прошлого года, когда вылов отдель­ ных экипажей за рейс дости- Е гал 30—32 тысяч центнеров Е рыбы. Десяток судов-ко- Е шельковистов давал тогда Е половину вылова всех осталь- Е ных траулеров флотилии из 5 60 вымпелов. Была поставлена задача 3 определить пригодность рай­ она для работы в течение всего года. Наше судно сде­ лало сюда два рейса. В пер­ вом рейсе было добыто 21.171 центнер рыбы (182 Е процента к плану), во. вто* 3 .ром — 20.328 (180 процен- Е тов). Только три месяца — ап­ рель, май, июнь — оказа- Е лись неблагоприятными для Е промысла из-за частых штор­ мов: в это время было осо- 5 бенно трудно совмещать по- Е иск скоплений рыбы с воз* Е можностями замета невода = — пятибалльный шторм со- = здавал угрозу потери пром- 5 вооружения (такие случаи w были в прошлом году). Даже найдя рыбу, прихо­ дилось решать, выметыватв ли невод, когда получено штормовое предупреждение: ведь всегда оставалась ре­ альной угроза усиления вет­ ра до предела допустимого. В таких условиях трудно бы­ ло рассчитывать на большие уловы за замет, иной раз приходилось отдавать невод рыбы, а в сентябре — 7510 центнеров. В конце августа мы на Два дня зашли в порт Лас- Пальмас для отдыха экипа­ жа, так как после двух е половиной месяцев работы на промысле все были из­ рядно утомлены. Разрядка, полученная на берегу, пере- ПРОМЫШЛЯТЬ КРУГЛЫЙ г о д до пяти раз в сутки и часто — впустую. Первый замет во втором рейсе этого года мы сдела­ ли в конце июня, взяли 12,5 тонны рыбы. Экипаж подоб­ рался опытный, с «кошель­ ком» приходилось многим работать, настроение было боевое, не постоянные се­ верные пассаты в районе промысла (20—23 градуса с. ш.) и крупная зыбь за­ трудняли работу. Промысловая обстановка несколько улучшилась в третьей декаде июля. За этот месяц мы сдали на плавбазы 4670 центнеров мена обстановки сняли ус­ талость, и до конца рейсй экипаж выдержал- напря­ женный . темп, сдавая на плавбазы порой по 2 тысячи центнеров рыбы за сутки. Надо отметить, что нын­ че в этом районе промысла постоянно принимали улов от флотилии кошельковистов три крупных плавбазы, так что сдавать рыбу на суда- посредники, как в прошлом году, почти не приходилось, за исключением двух-трех случаев. В предыдущем рейсе по­ ловину закошелькованной рыбы — около 10 тысяч центнеров — у нас приня­ ли для переработки на му­ ку, но по нормальныif рас­ ценкам, а нынче такая про­ цедура „шла в ущерб пред­ приятию и экипажу, хотя последний не был повинен в недостатке на плавбазах мо­ розильных емкостей. Другим недостатком бы­ ло полное отсутствие поис­ ковых судов. Этим приходи­ лось заниматься всея в ущерб промысловому вре­ мени. Правда, я как-то вы­ ходил из положения, внима­ тельно слушая все промыс­ ловые советы, анализируя обстановку, удачно пользу­ ясь ею, Но результаты мог­ ли бы быть лучшими при ак­ тивном содействии поиско­ виков. Немалые неудобства при- неЬло сокращение команды] С 29 до 23 человек. В по­ мощь повару теперь вместо камбузника приходится вы­ делять квалифицированного матроса, уборку помещений производить по очереди, в ущерб основной работе. Несколько слов об эконо­ мических показателях рабо­ т а экипажа в этом году. Сверхплановая прибыль со­ ставила 193,3 тысячи руб­ лей, товарной продукции вы­ пущено в полтора раза боль­ ше предусмотренного. Толь- кб на орудиях лова- сэконом­ лено около 40 тысяч рублей за последний рейс. В. РАНКИЧ, капитан. е s Е Е sБ S £ г | 5 г S S £ I Технология добычи рыбы кошельковым неводом и в особенности работы промыс­ ловиков с ним в восточной части Центральной Атланти­ ки со всеми особенностями были не раз описаны в ры­ бацкой газете. Рассказыва­ лось и о методе бес­ контактной передачи улова на один или два крупнотон­ нажных ^траулера одновре­ менно, о " том, как, распус­ кая невод, можно дольше сохранить в нем рыбу до подхода плавбазы в т. п. Весь этот опыт мы заим­ ствовали и применяли у се­ бя, внеся кое-что новое; Вот, например, такая под­ вижная рыба, как скумбрия, часто уходила массами из невода при его выборке — у самого борта судна через нижнюю подбору. Немало ее успевало вырваться и че­ рез верхнюю подбору, когда невод бывал полон. Для предотвращения по­ добных потерь мы поступа­ ли следующим образом: как только завершался замет» выходили на шлюпке-ледян­ ке и подвязывали к верхней подборе через каждые 5—6 метров до 30 эксперимен­ тальных буев, поддерживаю­ щих ее. Чтобы избежать потерь рыбы при выборке невода, его сливную часть растяги­ вали вдоль борта судна при помощи двух «крайних» уз­ дечек «кошелька». Верх­ нюю подбору подтягивали ки — в прямом смысле это­ го слова: он придержал нав от заноса в «кошелек», по­ ставив правым бортом к ветру. Тогда мы взяли 840 центнеров рыбы. Этот случай дает повод для организации узаконен* ной взаимовыручки в подоб­ ной обстановке. Желательно бы иметь на промысле суда- одного никто из нас не смог преодолеть — неприязни к конструкторам неудачной не­ водовыборочной машины: давно пора эти блоки отпра­ вить в металлолом. Слышали мы, что в спе­ циальном экспериментально­ конструкторском бюро раз­ работана новая неводовыбо­ рочная машина. Бели ее кои- З А Б О Т А В О В С Е М з з бы мы сможем выловить 19 тысяч центнеров. Этой задаче была подчи­ нена вся партийно-политиче­ ская работа на промысле. Надо сказать, что коллек­ тив на судне сложился дружный, напористый. Бы­ ли здесь опытные специали­ сты, ветераны предприятия. Это старший мастер добычи А. Багров, рыбмастер И. Ки­ селев, гидроакустик Н. Ми- хайленко и другие. Большую работу по орга­ низации соревнования про­ вел председатель судкома коммунист А. Кузнецов. В салоне постоянно висел гра­ фик вылова — ежесуточно сравнивались результаты работы экипажей. Особенно ревниво все следили за вы­ ловом нашего соперника по парному соревнованию — экипажа СРТ-р-9169 во гла­ ве с капитаном А. Орловым. Соревнование шло с пе- 3 ременным успехом. Орлов 3 добыл за рейс столько же 3 рыбы, сколько и наш ЭКИ- gj паж. Результаты работы за 3 пятилетку у пас оказались 3 намного выше — в следую- 3 щем рейсе будем промыш- 3 лять в счет II квартала 1973 3 гойа. 3 Гласности соревнования 3 уделяла много внимания 3 стенная газета «Голос ры- 3 бака». Особенно выдающи- 3 еся достижения отмечались 3 выпуском «молний». Регу- 3 лярно выходила фотогазета. 3 Коммунисты регулярно 3 выступали с лекциями, до- 3 кладами, агитаторы и про- 3 пагандисты старались во- 3 время поделиться с экнпа- 3 жем полученной по радио и 3 с плавбаз информацией о 3 всех важнейших событиях в 3 стране и за рубежом. Е За время * рейса восемь 3 членов экипажа отпраздно- 3 вали свой день рождения, в 3 ток числе И. Парафинюк, 3 Е. Джиранов, А. Вострухин. = Это событие отмечалось тра- 3 днционным пирогом. 3 День рыбака мы тоже от- 3 метили по-праздничному, ус- 3 троили своими силами кои- 3 церт художественной само- 3 деятельности, хорошо от- 3 дохнули. 3 Возвращаясь из рейса с 3 победой, большинство мо- 3 ряков говорило о том, что 3 готовы снова пойти на про- 3 масел все вместе, несмотря 3 на короткий срок стоянки 3 судна в порту. Это свиде- 2 тельствует о настоящей дру- 3 жбе и солидарности коман- 3 ды, связанной более глубо- 3 кими узами, чем просто же- Е лание «хорошо заработать». 3 Приняв обязательство — 3 выловить за пятилетку сто 3 тысяч центнеров рыбы, эки- 3 паж «Кабоны» сдержит ело- 3 во. 3 Н. ДЕГТЯРЕНОК, 3 старший механик, секре- 3 тарь партийной организа- 3 цин. 3 линями за гашн и подвеши­ вали. Случалось, что намечен­ ный для замета косяк ухо­ дил от нас по ветру, а невод мы обязаны выметывать на ветер — иначе судно зата­ щит в невод. Поэтому мно­ гие заметы оказывались пу­ стыми. Однажды попробовали пе­ регородить путь косяку —< выметали невод против нег­ ра. Но, 'йобы закошелько- вать невод, пришлось про­ сить у СРТ-р-9049 поддерж* посредники, но пока, види­ мо, это роскошь. Учитывая рекомендации медицинских работников о необходимости разнообра­ зить характер труда рыбака, стремясь обучить членов па­ лубной команды всем опе­ рациям при замете и выбор­ ке невода, мы постоянно ме­ няли местами моряков на палубе, и каждый произво­ дил любую нужную опера­ цию. Матросы за время рейса постигали все премудрости работы е неводом. Только струкция окажется удачной» надо добиваться быстрейше­ го запуска машины в серию. Это освободит промыслови­ ков от излишней нервотреп­ ки, сэкономит немало сил и средств, затрачиваемых те­ перь на починку невода, ко­ торый рвется из-за плохого качества блоков. Хочется обратить внима­ ние и на такую деталь: ры­ бацкий костюм, как извест­ но, выдается на один рей продолжительностью 11 суток. Мы теперь бываем на промысле 150 суток и про- олифенки явно не хватает до конца рейса из-за ее низ­ кого качества. Как быть в таком случае? Мы очень благодарны ад­ министрации базы за теп­ лую встречу по возвраще­ нии из рейса, за организа­ цию вечера для нас. Такая забота трогает, надолго ос­ тается в памяти, придает но­ вые силы. Хотелось быошу- тить подобную заботу во всем, особенно в работе на промысле. А. БАГРОВ, старший мастер добычн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz