Рыбный Мурман. 1970 г. Декабрь.
«« y j t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l i l l l l l l l И З О П Ы Т А М Л Л Ш Ш Ш М Г Г Л Д С Ж С Ш Ж Р Ы Б А К О В i l l l l l l l l l l l i l l M I I I I I I I I I U В канун Октября вернулся в порт Пионерскнй экипаж СРТ-р-9073 «Кабона», добившийся годо вого вылова рыбы в 41,5 тысячи центнеров. Это рекорд среди судов-«кошельковистов» в Запад ном бассейне. Последние пять лет «Кабокуя бессменно воз главляет ветеран базы «Океанрыбфлот» капи тан дальнего плавания Борислав Владимирович Ранкич, кавалер ордена Ленина, получивший высокую награду за рыбацкий труд. За пять лет судно сделало девять рейсов в различные районы промысла — сначала с тра пом, затем — с кошельковым неводом, выпол няя рейсовые задания в среднем на 136,2 про цента. Известно, что производственные планы судов ежегодно повышаются. Экипаж «Кабоны» под руководством капитана Б. Ранкича постоянно пе ревыполнял их, увеличивая количество вылов ленной рыбы, и довел ее добычу с 11.318 цент неров до 41,5 тысячи центнеров. Особенно «урожайным» оказался юбилейный ленинский год: ппан выполнен на 181 процент, пятилетка судна завершена 19 февраля К концу октября (окончание рейса) на счету экипажа «Ка- боны» имелось 95.905 центнеров выловленной рыбы при пятилетнем плане 64.942 центнера. Это — 148 процентов. Экипаж СРТ-р-9073 в честь предстоящего съез да партии решил довести вылов за пятилетку до ста тысяч центнеров. Судно вернулось с про мысла в хорошем техническом состоянии, и по ставленная задача, по-видимому, будет решена, несмотря на малый срок, оставшийся до конца года. Ниже члены экипажа «Кабоны» делятся неко торым опытом работы • последнем рейсе. Первоначально рейс «Кабоны» планировался в Северное море. Но затем мы по лучили другое задание, В связи : этим экипаж до укомплектовался, в нем ока залось шесть коммунистов — большая сила на малень ком судне. Во время перехода на промысел мы советовались о том, какие социалистиче ские обязательства принять. Обсудили возможности и пришли к выводу, что при плане 11.320 центнеров ры- ПОБЕДИЛ КОЛЛЕКТИВ f t SS ЭКИПАЖ СРТР-9073 В ЭТОМ ГОДУ ДОБЫЛ КОШЕЛЬКОВЫМ НЕВОДОМ 41,5 ТЫСЯЧИ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ i S S с SS г S к £ Восточная часть^ Цент ральной Атлантики — наи более благоприятный в на стоящее время район про мысла для судов, вооружен ных кошельковыми невода ми, где облавливаются ста бильные скопления скумб рии, ставриды, сардинеллы. Интенсивный промысел наша база «Океанрыбфлот* начала вести здесь в чет вертом квартале прошлого года, когда вылов отдель ных экипажей за рейс дости- Е гал 30—32 тысяч центнеров Е рыбы. Десяток судов-ко- Е шельковистов давал тогда Е половину вылова всех осталь- Е ных траулеров флотилии из 5 60 вымпелов. Была поставлена задача 3 определить пригодность рай она для работы в течение всего года. Наше судно сде лало сюда два рейса. В пер вом рейсе было добыто 21.171 центнер рыбы (182 Е процента к плану), во. вто* 3 .ром — 20.328 (180 процен- Е тов). Только три месяца — ап рель, май, июнь — оказа- Е лись неблагоприятными для Е промысла из-за частых штор мов: в это время было осо- 5 бенно трудно совмещать по- Е иск скоплений рыбы с воз* Е можностями замета невода = — пятибалльный шторм со- = здавал угрозу потери пром- 5 вооружения (такие случаи w были в прошлом году). Даже найдя рыбу, прихо дилось решать, выметыватв ли невод, когда получено штормовое предупреждение: ведь всегда оставалась ре альной угроза усиления вет ра до предела допустимого. В таких условиях трудно бы ло рассчитывать на большие уловы за замет, иной раз приходилось отдавать невод рыбы, а в сентябре — 7510 центнеров. В конце августа мы на Два дня зашли в порт Лас- Пальмас для отдыха экипа жа, так как после двух е половиной месяцев работы на промысле все были из рядно утомлены. Разрядка, полученная на берегу, пере- ПРОМЫШЛЯТЬ КРУГЛЫЙ г о д до пяти раз в сутки и часто — впустую. Первый замет во втором рейсе этого года мы сдела ли в конце июня, взяли 12,5 тонны рыбы. Экипаж подоб рался опытный, с «кошель ком» приходилось многим работать, настроение было боевое, не постоянные се верные пассаты в районе промысла (20—23 градуса с. ш.) и крупная зыбь за трудняли работу. Промысловая обстановка несколько улучшилась в третьей декаде июля. За этот месяц мы сдали на плавбазы 4670 центнеров мена обстановки сняли ус талость, и до конца рейсй экипаж выдержал- напря женный . темп, сдавая на плавбазы порой по 2 тысячи центнеров рыбы за сутки. Надо отметить, что нын че в этом районе промысла постоянно принимали улов от флотилии кошельковистов три крупных плавбазы, так что сдавать рыбу на суда- посредники, как в прошлом году, почти не приходилось, за исключением двух-трех случаев. В предыдущем рейсе по ловину закошелькованной рыбы — около 10 тысяч центнеров — у нас приня ли для переработки на му ку, но по нормальныif рас ценкам, а нынче такая про цедура „шла в ущерб пред приятию и экипажу, хотя последний не был повинен в недостатке на плавбазах мо розильных емкостей. Другим недостатком бы ло полное отсутствие поис ковых судов. Этим приходи лось заниматься всея в ущерб промысловому вре мени. Правда, я как-то вы ходил из положения, внима тельно слушая все промыс ловые советы, анализируя обстановку, удачно пользу ясь ею, Но результаты мог ли бы быть лучшими при ак тивном содействии поиско виков. Немалые неудобства при- неЬло сокращение команды] С 29 до 23 человек. В по мощь повару теперь вместо камбузника приходится вы делять квалифицированного матроса, уборку помещений производить по очереди, в ущерб основной работе. Несколько слов об эконо мических показателях рабо т а экипажа в этом году. Сверхплановая прибыль со ставила 193,3 тысячи руб лей, товарной продукции вы пущено в полтора раза боль ше предусмотренного. Толь- кб на орудиях лова- сэконом лено около 40 тысяч рублей за последний рейс. В. РАНКИЧ, капитан. е s Е Е sБ S £ г | 5 г S S £ I Технология добычи рыбы кошельковым неводом и в особенности работы промыс ловиков с ним в восточной части Центральной Атланти ки со всеми особенностями были не раз описаны в ры бацкой газете. Рассказыва лось и о методе бес контактной передачи улова на один или два крупнотон нажных ^траулера одновре менно, о " том, как, распус кая невод, можно дольше сохранить в нем рыбу до подхода плавбазы в т. п. Весь этот опыт мы заим ствовали и применяли у се бя, внеся кое-что новое; Вот, например, такая под вижная рыба, как скумбрия, часто уходила массами из невода при его выборке — у самого борта судна через нижнюю подбору. Немало ее успевало вырваться и че рез верхнюю подбору, когда невод бывал полон. Для предотвращения по добных потерь мы поступа ли следующим образом: как только завершался замет» выходили на шлюпке-ледян ке и подвязывали к верхней подборе через каждые 5—6 метров до 30 эксперимен тальных буев, поддерживаю щих ее. Чтобы избежать потерь рыбы при выборке невода, его сливную часть растяги вали вдоль борта судна при помощи двух «крайних» уз дечек «кошелька». Верх нюю подбору подтягивали ки — в прямом смысле это го слова: он придержал нав от заноса в «кошелек», по ставив правым бортом к ветру. Тогда мы взяли 840 центнеров рыбы. Этот случай дает повод для организации узаконен* ной взаимовыручки в подоб ной обстановке. Желательно бы иметь на промысле суда- одного никто из нас не смог преодолеть — неприязни к конструкторам неудачной не водовыборочной машины: давно пора эти блоки отпра вить в металлолом. Слышали мы, что в спе циальном экспериментально конструкторском бюро раз работана новая неводовыбо рочная машина. Бели ее кои- З А Б О Т А В О В С Е М з з бы мы сможем выловить 19 тысяч центнеров. Этой задаче была подчи нена вся партийно-политиче ская работа на промысле. Надо сказать, что коллек тив на судне сложился дружный, напористый. Бы ли здесь опытные специали сты, ветераны предприятия. Это старший мастер добычи А. Багров, рыбмастер И. Ки селев, гидроакустик Н. Ми- хайленко и другие. Большую работу по орга низации соревнования про вел председатель судкома коммунист А. Кузнецов. В салоне постоянно висел гра фик вылова — ежесуточно сравнивались результаты работы экипажей. Особенно ревниво все следили за вы ловом нашего соперника по парному соревнованию — экипажа СРТ-р-9169 во гла ве с капитаном А. Орловым. Соревнование шло с пе- 3 ременным успехом. Орлов 3 добыл за рейс столько же 3 рыбы, сколько и наш ЭКИ- gj паж. Результаты работы за 3 пятилетку у пас оказались 3 намного выше — в следую- 3 щем рейсе будем промыш- 3 лять в счет II квартала 1973 3 гойа. 3 Гласности соревнования 3 уделяла много внимания 3 стенная газета «Голос ры- 3 бака». Особенно выдающи- 3 еся достижения отмечались 3 выпуском «молний». Регу- 3 лярно выходила фотогазета. 3 Коммунисты регулярно 3 выступали с лекциями, до- 3 кладами, агитаторы и про- 3 пагандисты старались во- 3 время поделиться с экнпа- 3 жем полученной по радио и 3 с плавбаз информацией о 3 всех важнейших событиях в 3 стране и за рубежом. Е За время * рейса восемь 3 членов экипажа отпраздно- 3 вали свой день рождения, в 3 ток числе И. Парафинюк, 3 Е. Джиранов, А. Вострухин. = Это событие отмечалось тра- 3 днционным пирогом. 3 День рыбака мы тоже от- 3 метили по-праздничному, ус- 3 троили своими силами кои- 3 церт художественной само- 3 деятельности, хорошо от- 3 дохнули. 3 Возвращаясь из рейса с 3 победой, большинство мо- 3 ряков говорило о том, что 3 готовы снова пойти на про- 3 масел все вместе, несмотря 3 на короткий срок стоянки 3 судна в порту. Это свиде- 2 тельствует о настоящей дру- 3 жбе и солидарности коман- 3 ды, связанной более глубо- 3 кими узами, чем просто же- Е лание «хорошо заработать». 3 Приняв обязательство — 3 выловить за пятилетку сто 3 тысяч центнеров рыбы, эки- 3 паж «Кабоны» сдержит ело- 3 во. 3 Н. ДЕГТЯРЕНОК, 3 старший механик, секре- 3 тарь партийной организа- 3 цин. 3 линями за гашн и подвеши вали. Случалось, что намечен ный для замета косяк ухо дил от нас по ветру, а невод мы обязаны выметывать на ветер — иначе судно зата щит в невод. Поэтому мно гие заметы оказывались пу стыми. Однажды попробовали пе регородить путь косяку —< выметали невод против нег ра. Но, 'йобы закошелько- вать невод, пришлось про сить у СРТ-р-9049 поддерж* посредники, но пока, види мо, это роскошь. Учитывая рекомендации медицинских работников о необходимости разнообра зить характер труда рыбака, стремясь обучить членов па лубной команды всем опе рациям при замете и выбор ке невода, мы постоянно ме няли местами моряков на палубе, и каждый произво дил любую нужную опера цию. Матросы за время рейса постигали все премудрости работы е неводом. Только струкция окажется удачной» надо добиваться быстрейше го запуска машины в серию. Это освободит промыслови ков от излишней нервотреп ки, сэкономит немало сил и средств, затрачиваемых те перь на починку невода, ко торый рвется из-за плохого качества блоков. Хочется обратить внима ние и на такую деталь: ры бацкий костюм, как извест но, выдается на один рей продолжительностью 11 суток. Мы теперь бываем на промысле 150 суток и про- олифенки явно не хватает до конца рейса из-за ее низ кого качества. Как быть в таком случае? Мы очень благодарны ад министрации базы за теп лую встречу по возвраще нии из рейса, за организа цию вечера для нас. Такая забота трогает, надолго ос тается в памяти, придает но вые силы. Хотелось быошу- тить подобную заботу во всем, особенно в работе на промысле. А. БАГРОВ, старший мастер добычн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz