Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

« m im iiiiiiiiin iiiiiM iiiiiiiH im iiiH iim m i НА ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗДЕСЬ БУДЕТ колымская гае КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА Н А ПРЕДПРИЯТИЯХ главка «Севрыба» идет про­ верка выполнения кол­ лективных договоров за пер­ вое полугодие 1970 года. В нынешнем году они за­ ключались в обстановке под­ готовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, когда производственные коллективы обсуждали свои возможности для лучшего выполнения ре­ шений декабрьского Пленума ЦК КПСС. Особое внимание было обращено на реализа­ цию социалистических обяза­ тельств по досрочному завер­ шению пятилетнего плана. Под этим уклоном прошла профсоюзная конференция, на которой обсуждались итоги выполнения коллективного до­ говора в Мурманском рыбном порту. В своем докладе на­ чальник порта Я. С . Бургутто подчеркнул возросшую трудо­ вую активность портовиков, их стремление усилить борьбу за экономию и бережливость, за повышение эффективности производства. Результаты первой половины года радуют портовиков. План погрузочно-разгрузочных ра­ бот выполнен на 113,6 процен­ та, а с учетом принятых обя­ зательств — на 111,8. Обрабо­ тано 1224 промысловых и транспортных судна. Сэконом­ лено свыше 1100 судо-часов стояночного времени. Выработ­ ка на одного работающего вы­ ше плановой на 8,9 процента. На 6 процентов снижено себе­ стоимость переработки каждой тонны груза. Отмечен рост творческой ак­ тивности рабочих и инженер­ но-технических работников. За полугодие внедрено в произ­ водство 41 рационализатор­ ское предложение с экономи­ ческим эффектом около 10 тысяч рублей. Экипажами су­ дов портового флота своими силами выполнен ремонт ме­ ханизмов в объеме. 12 тысяч нормо-часов. За шесть месяцев в порту увеличилось число бригад, до­ срочно завершивших свой пя­ тилетний план. Их уже стало 1?« Впереди соревнующихся идут бригады портовых рабо­ чих, руководимые тт. Ивонин- СКИМ, Рябушкиной, КОЗЛОВОЙ! Каштаевым, Коптяевым, эки­ пажи буксирных пароходов «Руслан» и «Портовик», катера «Передовой»* выполнение мероприятий по коллективному договору обес­ печило реализацию плана по охране труда и технике без* опасности на всех участках. Однако портовики не оболь­ щаются своими успехами. Тут не закрывают глаза на недо­ статки. А они имеются. Началь* ник порта отметил, что руксь водители участков и служб, цеховые комитеты недостаточ­ но уделяют внимания улучше­ нию использования рабочего времени, организации труда, в связи с чем 245 человек не выполнили принятых обяза­ тельств. Не справились с уста­ новленными нормами выработ* ки 130 рабочих-сдельщиков. Все это принято сейчас во внимание цеховыми комитета­ ми профсоюза и президиумом постоянно действующего про­ изводственного совещания. На­ мечены мероприятия по улуч­ шению организации соревнова* ния, усилению борьбы эа эко­ номию и бережливость. Выступающие отмечали, что соревнование за достойную встречу ленинского юбилея создало предпосылки для до­ срочного выполнения заданий пятилетки. Коллектив портови­ ков обязуется справиться с ними к 7 ноября 1970 года. Г. КУРГАНОВ. Сннегорье... Этот поселок еще не обозначен на карте Мага­ данской области. Он вырос совсем недавно у подножья высо­ кой сопки на берегу бурной многоводной Колымы. Жители Синегорья гордятся той работой, которая им пору* чена. Здесь, на одной из крупнейших рек Крайнего Северо-Всн стока страны, в зоне вечной мерзлоты, сооружается м ощ ш й энергетический центр — Колымская ГЭС, которая даст «ок промышленности Советского Заполярья. Намечается возвести ^ из местных материалов каменнонабросную плотину высотой бо- - лее 100 метров. Она создаст водохранилище, которое разольет^ ся на десятки километров. Проект ГЭС разработали специалисты Ленинградского от* деления института «Гидропроект». На снимке: вертолет доставил строителям ГЭС. письма от родных, свежие газеты и журналы. Фото В. Тетерина. Фотохроника ТАСС* illilll!!llllilllllllllllll!ll!l!!!lilllllllil!!lllllllllll!lllllllllllllllllllillllll)ilD!lllllli!lllllllllllllllll!IIIIIIIIIIIIIIIIA КИСЕЛЕВ, а к р а с н о б а е в . Дела н з аботы предвоенных лет (Нач. в № № 84, 86, 88, 89). Полугодовой план 1939 года досрочно выполнили Многие, экипажи траулеров. К сожалению, большое количество траулеров не выполнили рейсовых заданий, тянули назад весь флот. Государственный план первого полугодия был выполнен флотом, в основном, за счет отличных уловов, которые брали лучшие экипажи. К осени слабую работу отстающих не могли ком­ пенсировать и передовики. Недолов флота к октяб­ рю достиг почти 100 тысяч центнеров. Отставание вызывалось теми же хроническими болезнями: .только в первой декаде октября из-за несвоевре­ менного снабжения судов в порту, нераспоряди­ тельности и пустых переходов в море было потеря­ но почти 60 траулеро-суток промыслового времени. Флот терял рыбу из-за неопытности молодых ка­ питанов, не умеющих хорошо ловить в трудных, скупых на уловы осенних условиях. Надо отдать должное руководителям тралфлота, которые приняли энергичные меры для распростра­ нения опыта старых капитанов-промысловиков. В порту регулярно стали проводиться совещания капитанов траулеров. Обменяться опытом собира­ лись тралмейстеры, машинисты, кочегары, меха­ ники. У опытных судоводителей появились дублеры— молодые капитаны. Газета «Полярная правда» пи­ сала по этому поводу: «Пусть капитаны, тралмейстеры и старшие ме­ ханики отстающих судов ходят в море на прослав­ ленных траулерах вместе с их людьми. Таких су­ дов во флоте немало. Траулеры «Киров», «Двина», «Судак», «Ерш», «Красноармеец», «Акула», «Уссу- риец» могут быть прекрасными плавучими инсти­ тутами». Опыт передовиков помог тралфлоту добиться но­ вых успехов. В 1939 году в траловом флоте три экипажа: РТ- 2 «Ерш», РТ-29 «Киров», РТ-14 «Нева» выловили по 50 и более тысяч центнеров рыбы. 12 судов до­ были по 40 с лишним тысяч центнеров, 25 кораб­ лей стали «тридцатитысячниками». Важное место в работе тралового флота заняла проблема снижения себестоимости продукции. И это не случайно: один центнер рыбы обходился в 49 рублей вместо запланированных 40 рублей. В то же время на ряде кораблей, в том числе на РТ-58 «Спартак», РТ-59 «Колхозник», РТ-42 «Аскольд», команды добивались высокой рентабельности. На РТ-54 «Судак», например, себестоимость центнера рыбы составляла 32 рубля, т. е. на 8 рублей меньше плана. Высокие экономические показатели работы траулера объяснялись тем, что экипаж, во-первых, перевыполнил план добычи рыбы, выловив ее вместо 31 40 тысяч центнеров, во-вторых; очень экономно расходовал снаряжение, лед и соль, со­ кратив затраты по этим статьям почти вдвое про­ тив плана. В-третьих, в 2,5 раза снизил расходы ка ремонтные работы и, наконец, улучшил качест­ во продукции, — большая часть улова сдана пер­ вым сортом. Экипаж РТ-54 «Судак» отлично работал и в 1940 году. Он выполнил план досрочно, к 7 ноября, добился за год прибыли в 573 тыс. рублей, стал по­ бедителем во всесоюзном социалистическом сорев­ новании, получил переходящее Красное знамя. Ему было присвоено звание «Лучший рыболовный трау­ лер СССР». Отлично работали в 1939 году- экипажи трауле­ ров «Аскольд», «Спартак», «М. Горький», «Мойва», выполнившие годовой план эа 10 месяцев. Начавшиеся в ноябре 1939 года военные дей­ ствия с Финляндией, когда Мурманская область и Баренцево море стали прифронтовыми районами, отразились на работе тралфлота. Улучшилось положение в мае 1940 года, когда корабли тралового флота выловили 250 тысяч цент­ неров рыбы. Добыча одного экипажа в течение су­ ток в среднем составляла 309 центнеров против 266 центнеров в мае 1939 года. Да, май 1940 года был отличным промысловым месяцем: 29 траулеров закончили рейсы досрочно и доставили в порт полные грузы рыбы. Но в то же время флот не избавился и от потерь. За месяц из-за сверхплановых простоев траулеров в Мур­ манском порту, Тюва-губе и Териберке он недоло- вил более 110 тысяч центнеров рыбы. О больших неиспользованных резервах трало­ вого флота в 1940 году дает четкое представление анализ годовых показателей. За год флот добыл 1625 тысяч центнеров рыбы и плана не выполнил. Успешно справились с годо­ вым заданием лишь 12 траулеров из 63-х. В тече­ ние 1940 года было потеряно 6478 траулеро-суток. Характерно, что 566 судо-суток флот потерял из-за аварийного ремонта, 267 судо-суток траулеры непроизводительно простояли в порту и на рейде, 856 судо-суток отняли сверхплановые простои тра­ улеров в ремонте на судоверфи, 2839 судо-суток флот потерял в ожидании угля, 546 судо-суток — в ожидании лоцмана. Судоверфь в 1940 году должна была принять в ремонт 20 траулеров, а приняла 6 , выпустить из ре­ монта 13 кораблей, а выпустила 9. Тралфлот имел в 1940 году 86 аварий, более половины из которых произошли по вине личного состава экипажей. По-прежнему чувствительно мешала работе фло­ та текучесть кадров. Положение с дисциплиной и текучестью кадров в тралфлоте начало несколько улучшаться после Указа Президиума Верховного Совета СССР о пе­ реходе на 8 -ми часовой рабочий день, 7 -дневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабо­ чих и служащих с предприятий и учреждений. Борьба с прогульщиками, пьяницами иногда при­ нимала очень жесткие формы. Так, в июле-сентяб­ ре 1940 года в тралфлоте 517 человек было привле­ чено к судебной ответственности. Из команды РТ- 38 «Стрелок» были привлечены к судебной ответ­ ственности 24 человека, РТ -66 «Урал» — 18, РТ-70 «Капитан Воронин» — 21, РТ-18 «Профинтерн» — 19 человек. Одной из сложных задач, стоящих перед трал- флотом в предвоенные годы, было освоение новых промысловых районов, открывавших широкие воз­ можности для улучшения ассортимента рыбной продукции и для уменьшения сезонных колебаний в уловах. Капитаны уходили далеко в море, в квадраты, где было много рыбы. В 1939 году почти четв>ертая часть всей выловленной рыбы приходилась на Де­ мидовскую банку, незадолго до этого открытую и очень богатую морским окунем. В 1937 году на бан­ ке Демидова было выловлено более 50 процентов, а в 1939 году — почти 65 процентов годовой добычи окуня. Перед самой войной была доказана возможность успешного промысла на Мурманском явыке.ч^на небольшой, но богатой Новой банке. Важно; -тчто новые районы, в частности Демидовская ба»ка, давали рыбу и осенью, когда уловы в традицион­ ных старых районах" падали и флот лихорадочно метался в поисках сырьевой базы. В третьей пятилетке траулеры удачно промыш­ ляли и на востоке Баренцева моря, у берегов Но­ вой земли, у Карских ворот. Этот район привлек внимание ученых ПИНРО и поисковиков. В эти-же годы на флоте продолжалось освоение новых ме­ тодов лова. Состоялись первые испытания пелаги­ ческого трала. Они дали обнадеживающие резуль­ таты. Шло освоение эхолотов — флот уже имел тогда 40 таких приборов. В, 1940 году Мурманская судоверфь передала траловому флоту два новых построенных ею трау­ лера — РТ-101 «Иван Папанин» и РТ-102 «Валерий Чкалов» (третий РТ-103 «Победа» сошел со стапе­ лей в годы войны). Кроме промысловых судов, траловый флот яеред войной имел в своем составе два плавучих рыбоза­ вода, пароход «КомсОмолец Арктики» и посыяькое судно «Жемчужина Севера»,. ■■■<•■ Плавучий рыбозавод «Рефрижератор № 3» С командой в 126 человек был оборудован для прием­ ки и обработки свежей сельди непосредственно на промысле. В 1940 году этот «Рефрижератор 3» выработал 74 тысячи центнеров готовой продукции. Другой рыбозавод «Памяти С. М. Кирова» выпускад соленую рыбную продукцию. «Комсомолец Аркти­ ки» чаще всего выполнял функции базы для мел­ кого рыболовецкого флота и в 1940 году обслужи­ вал суда, промышлявшие в районе Чешской губы. Выросло и расширилось береговое хозяйство тралового флота. Перед войной в числе подсобных предприятий тралфлота находились тралово-таке­ лажная мастерская, где работали 270 человек, ма­ нометрическая, аккумуляторная, компасная и дру­ гие мастерские, ряд лабораторий, водолазная стан­ ция, радиостанция, складское хозяйство и т. д. Был сдан в эксплуатацию замечательный по тем временам Дом междурейсового отдыха моряков, траловый флот имел свой Дом отдыха в Мурма- шах, банно-прачечный комбинат, свои парикмахер­ ские и другие предприятия бытого обслуживания,- По плану в 1941 году Мурманский тралфлот дол -1 жен был выловить 2020 тысяч центнеров рыбы. Год начали успешно. Из 49 промысловых траулеров, на­ ходящихся в эксплуатации, 35 кораблей к 22 июня 1941 года выполнили полугодовые планы. Впереди в соревновании шли РТ-45 «Двина» (ка­ питан Коренев), РТ-29 «Киров» (капитан Стрель- бицкий), РТ-71 «Москва» (капитан Лотов). К 22 июня 1941 года тралфлот дал стране 1027 тысяч центнеров рыбы. Таким образом, план вы­ полнялся с превышением, прогнозы были благопри­ ятными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz