Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
« m im iiiiiiiiin iiiiiM iiiiiiiH im iiiH iim m i НА ПРОВЕРКЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗДЕСЬ БУДЕТ колымская гае КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА Н А ПРЕДПРИЯТИЯХ главка «Севрыба» идет про верка выполнения кол лективных договоров за пер вое полугодие 1970 года. В нынешнем году они за ключались в обстановке под готовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, когда производственные коллективы обсуждали свои возможности для лучшего выполнения ре шений декабрьского Пленума ЦК КПСС. Особое внимание было обращено на реализа цию социалистических обяза тельств по досрочному завер шению пятилетнего плана. Под этим уклоном прошла профсоюзная конференция, на которой обсуждались итоги выполнения коллективного до говора в Мурманском рыбном порту. В своем докладе на чальник порта Я. С . Бургутто подчеркнул возросшую трудо вую активность портовиков, их стремление усилить борьбу за экономию и бережливость, за повышение эффективности производства. Результаты первой половины года радуют портовиков. План погрузочно-разгрузочных ра бот выполнен на 113,6 процен та, а с учетом принятых обя зательств — на 111,8. Обрабо тано 1224 промысловых и транспортных судна. Сэконом лено свыше 1100 судо-часов стояночного времени. Выработ ка на одного работающего вы ше плановой на 8,9 процента. На 6 процентов снижено себе стоимость переработки каждой тонны груза. Отмечен рост творческой ак тивности рабочих и инженер но-технических работников. За полугодие внедрено в произ водство 41 рационализатор ское предложение с экономи ческим эффектом около 10 тысяч рублей. Экипажами су дов портового флота своими силами выполнен ремонт ме ханизмов в объеме. 12 тысяч нормо-часов. За шесть месяцев в порту увеличилось число бригад, до срочно завершивших свой пя тилетний план. Их уже стало 1?« Впереди соревнующихся идут бригады портовых рабо чих, руководимые тт. Ивонин- СКИМ, Рябушкиной, КОЗЛОВОЙ! Каштаевым, Коптяевым, эки пажи буксирных пароходов «Руслан» и «Портовик», катера «Передовой»* выполнение мероприятий по коллективному договору обес печило реализацию плана по охране труда и технике без* опасности на всех участках. Однако портовики не оболь щаются своими успехами. Тут не закрывают глаза на недо статки. А они имеются. Началь* ник порта отметил, что руксь водители участков и служб, цеховые комитеты недостаточ но уделяют внимания улучше нию использования рабочего времени, организации труда, в связи с чем 245 человек не выполнили принятых обяза тельств. Не справились с уста новленными нормами выработ* ки 130 рабочих-сдельщиков. Все это принято сейчас во внимание цеховыми комитета ми профсоюза и президиумом постоянно действующего про изводственного совещания. На мечены мероприятия по улуч шению организации соревнова* ния, усилению борьбы эа эко номию и бережливость. Выступающие отмечали, что соревнование за достойную встречу ленинского юбилея создало предпосылки для до срочного выполнения заданий пятилетки. Коллектив портови ков обязуется справиться с ними к 7 ноября 1970 года. Г. КУРГАНОВ. Сннегорье... Этот поселок еще не обозначен на карте Мага данской области. Он вырос совсем недавно у подножья высо кой сопки на берегу бурной многоводной Колымы. Жители Синегорья гордятся той работой, которая им пору* чена. Здесь, на одной из крупнейших рек Крайнего Северо-Всн стока страны, в зоне вечной мерзлоты, сооружается м ощ ш й энергетический центр — Колымская ГЭС, которая даст «ок промышленности Советского Заполярья. Намечается возвести ^ из местных материалов каменнонабросную плотину высотой бо- - лее 100 метров. Она создаст водохранилище, которое разольет^ ся на десятки километров. Проект ГЭС разработали специалисты Ленинградского от* деления института «Гидропроект». На снимке: вертолет доставил строителям ГЭС. письма от родных, свежие газеты и журналы. Фото В. Тетерина. Фотохроника ТАСС* illilll!!llllilllllllllllll!ll!l!!!lilllllllil!!lllllllllll!lllllllllllllllllllillllll)ilD!lllllli!lllllllllllllllll!IIIIIIIIIIIIIIIIA КИСЕЛЕВ, а к р а с н о б а е в . Дела н з аботы предвоенных лет (Нач. в № № 84, 86, 88, 89). Полугодовой план 1939 года досрочно выполнили Многие, экипажи траулеров. К сожалению, большое количество траулеров не выполнили рейсовых заданий, тянули назад весь флот. Государственный план первого полугодия был выполнен флотом, в основном, за счет отличных уловов, которые брали лучшие экипажи. К осени слабую работу отстающих не могли ком пенсировать и передовики. Недолов флота к октяб рю достиг почти 100 тысяч центнеров. Отставание вызывалось теми же хроническими болезнями: .только в первой декаде октября из-за несвоевре менного снабжения судов в порту, нераспоряди тельности и пустых переходов в море было потеря но почти 60 траулеро-суток промыслового времени. Флот терял рыбу из-за неопытности молодых ка питанов, не умеющих хорошо ловить в трудных, скупых на уловы осенних условиях. Надо отдать должное руководителям тралфлота, которые приняли энергичные меры для распростра нения опыта старых капитанов-промысловиков. В порту регулярно стали проводиться совещания капитанов траулеров. Обменяться опытом собира лись тралмейстеры, машинисты, кочегары, меха ники. У опытных судоводителей появились дублеры— молодые капитаны. Газета «Полярная правда» пи сала по этому поводу: «Пусть капитаны, тралмейстеры и старшие ме ханики отстающих судов ходят в море на прослав ленных траулерах вместе с их людьми. Таких су дов во флоте немало. Траулеры «Киров», «Двина», «Судак», «Ерш», «Красноармеец», «Акула», «Уссу- риец» могут быть прекрасными плавучими инсти тутами». Опыт передовиков помог тралфлоту добиться но вых успехов. В 1939 году в траловом флоте три экипажа: РТ- 2 «Ерш», РТ-29 «Киров», РТ-14 «Нева» выловили по 50 и более тысяч центнеров рыбы. 12 судов до были по 40 с лишним тысяч центнеров, 25 кораб лей стали «тридцатитысячниками». Важное место в работе тралового флота заняла проблема снижения себестоимости продукции. И это не случайно: один центнер рыбы обходился в 49 рублей вместо запланированных 40 рублей. В то же время на ряде кораблей, в том числе на РТ-58 «Спартак», РТ-59 «Колхозник», РТ-42 «Аскольд», команды добивались высокой рентабельности. На РТ-54 «Судак», например, себестоимость центнера рыбы составляла 32 рубля, т. е. на 8 рублей меньше плана. Высокие экономические показатели работы траулера объяснялись тем, что экипаж, во-первых, перевыполнил план добычи рыбы, выловив ее вместо 31 40 тысяч центнеров, во-вторых; очень экономно расходовал снаряжение, лед и соль, со кратив затраты по этим статьям почти вдвое про тив плана. В-третьих, в 2,5 раза снизил расходы ка ремонтные работы и, наконец, улучшил качест во продукции, — большая часть улова сдана пер вым сортом. Экипаж РТ-54 «Судак» отлично работал и в 1940 году. Он выполнил план досрочно, к 7 ноября, добился за год прибыли в 573 тыс. рублей, стал по бедителем во всесоюзном социалистическом сорев новании, получил переходящее Красное знамя. Ему было присвоено звание «Лучший рыболовный трау лер СССР». Отлично работали в 1939 году- экипажи трауле ров «Аскольд», «Спартак», «М. Горький», «Мойва», выполнившие годовой план эа 10 месяцев. Начавшиеся в ноябре 1939 года военные дей ствия с Финляндией, когда Мурманская область и Баренцево море стали прифронтовыми районами, отразились на работе тралфлота. Улучшилось положение в мае 1940 года, когда корабли тралового флота выловили 250 тысяч цент неров рыбы. Добыча одного экипажа в течение су ток в среднем составляла 309 центнеров против 266 центнеров в мае 1939 года. Да, май 1940 года был отличным промысловым месяцем: 29 траулеров закончили рейсы досрочно и доставили в порт полные грузы рыбы. Но в то же время флот не избавился и от потерь. За месяц из-за сверхплановых простоев траулеров в Мур манском порту, Тюва-губе и Териберке он недоло- вил более 110 тысяч центнеров рыбы. О больших неиспользованных резервах трало вого флота в 1940 году дает четкое представление анализ годовых показателей. За год флот добыл 1625 тысяч центнеров рыбы и плана не выполнил. Успешно справились с годо вым заданием лишь 12 траулеров из 63-х. В тече ние 1940 года было потеряно 6478 траулеро-суток. Характерно, что 566 судо-суток флот потерял из-за аварийного ремонта, 267 судо-суток траулеры непроизводительно простояли в порту и на рейде, 856 судо-суток отняли сверхплановые простои тра улеров в ремонте на судоверфи, 2839 судо-суток флот потерял в ожидании угля, 546 судо-суток — в ожидании лоцмана. Судоверфь в 1940 году должна была принять в ремонт 20 траулеров, а приняла 6 , выпустить из ре монта 13 кораблей, а выпустила 9. Тралфлот имел в 1940 году 86 аварий, более половины из которых произошли по вине личного состава экипажей. По-прежнему чувствительно мешала работе фло та текучесть кадров. Положение с дисциплиной и текучестью кадров в тралфлоте начало несколько улучшаться после Указа Президиума Верховного Совета СССР о пе реходе на 8 -ми часовой рабочий день, 7 -дневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабо чих и служащих с предприятий и учреждений. Борьба с прогульщиками, пьяницами иногда при нимала очень жесткие формы. Так, в июле-сентяб ре 1940 года в тралфлоте 517 человек было привле чено к судебной ответственности. Из команды РТ- 38 «Стрелок» были привлечены к судебной ответ ственности 24 человека, РТ -66 «Урал» — 18, РТ-70 «Капитан Воронин» — 21, РТ-18 «Профинтерн» — 19 человек. Одной из сложных задач, стоящих перед трал- флотом в предвоенные годы, было освоение новых промысловых районов, открывавших широкие воз можности для улучшения ассортимента рыбной продукции и для уменьшения сезонных колебаний в уловах. Капитаны уходили далеко в море, в квадраты, где было много рыбы. В 1939 году почти четв>ертая часть всей выловленной рыбы приходилась на Де мидовскую банку, незадолго до этого открытую и очень богатую морским окунем. В 1937 году на бан ке Демидова было выловлено более 50 процентов, а в 1939 году — почти 65 процентов годовой добычи окуня. Перед самой войной была доказана возможность успешного промысла на Мурманском явыке.ч^на небольшой, но богатой Новой банке. Важно; -тчто новые районы, в частности Демидовская ба»ка, давали рыбу и осенью, когда уловы в традицион ных старых районах" падали и флот лихорадочно метался в поисках сырьевой базы. В третьей пятилетке траулеры удачно промыш ляли и на востоке Баренцева моря, у берегов Но вой земли, у Карских ворот. Этот район привлек внимание ученых ПИНРО и поисковиков. В эти-же годы на флоте продолжалось освоение новых ме тодов лова. Состоялись первые испытания пелаги ческого трала. Они дали обнадеживающие резуль таты. Шло освоение эхолотов — флот уже имел тогда 40 таких приборов. В, 1940 году Мурманская судоверфь передала траловому флоту два новых построенных ею трау лера — РТ-101 «Иван Папанин» и РТ-102 «Валерий Чкалов» (третий РТ-103 «Победа» сошел со стапе лей в годы войны). Кроме промысловых судов, траловый флот яеред войной имел в своем составе два плавучих рыбоза вода, пароход «КомсОмолец Арктики» и посыяькое судно «Жемчужина Севера»,. ■■■<•■ Плавучий рыбозавод «Рефрижератор № 3» С командой в 126 человек был оборудован для прием ки и обработки свежей сельди непосредственно на промысле. В 1940 году этот «Рефрижератор 3» выработал 74 тысячи центнеров готовой продукции. Другой рыбозавод «Памяти С. М. Кирова» выпускад соленую рыбную продукцию. «Комсомолец Аркти ки» чаще всего выполнял функции базы для мел кого рыболовецкого флота и в 1940 году обслужи вал суда, промышлявшие в районе Чешской губы. Выросло и расширилось береговое хозяйство тралового флота. Перед войной в числе подсобных предприятий тралфлота находились тралово-таке лажная мастерская, где работали 270 человек, ма нометрическая, аккумуляторная, компасная и дру гие мастерские, ряд лабораторий, водолазная стан ция, радиостанция, складское хозяйство и т. д. Был сдан в эксплуатацию замечательный по тем временам Дом междурейсового отдыха моряков, траловый флот имел свой Дом отдыха в Мурма- шах, банно-прачечный комбинат, свои парикмахер ские и другие предприятия бытого обслуживания,- По плану в 1941 году Мурманский тралфлот дол -1 жен был выловить 2020 тысяч центнеров рыбы. Год начали успешно. Из 49 промысловых траулеров, на ходящихся в эксплуатации, 35 кораблей к 22 июня 1941 года выполнили полугодовые планы. Впереди в соревновании шли РТ-45 «Двина» (ка питан Коренев), РТ-29 «Киров» (капитан Стрель- бицкий), РТ-71 «Москва» (капитан Лотов). К 22 июня 1941 года тралфлот дал стране 1027 тысяч центнеров рыбы. Таким образом, план вы полнялся с превышением, прогнозы были благопри ятными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz