Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
С о в е р ш е н с т в о в а т ь РАСПОРНЫЕ СРЕДСТВА ТРАЛОВ Н а у ч н о - т е х ни ч е с к и й прсгреее нераз рывно ввязак е веаьг- шеин*я эффективности про изводства. Причем отдель ные мероприятия в атом вмысле не требуют дополни- тедыад материальных за трат. Например. замена в траловом промысле мораль но устаревших распорных средств новыми. А такая за- мена дантуетея временем. Сейчас ва невестке да®— дальнейшее развитие разно глубинного промысла рыб». Ко решение vnA проблемы наталкивается на ртщ труд ностей. В частности, на боль ших- глубинах лопаются ме таллические нухтыли, кото рые ныне на вооружении. И кроме тога, они имеют дру гой недостаток: обладают большим сопротивлением. Тан» при скорости траления три узла сто пятьдесят кух- тылей дают сопротивление 210 килограммов, а при ско рости шесть узлов — 840 килограммов. При атом ста тическая подъемная сила в обоих случаях одинакова и равна триста килограммам. Металлические кухтыли с успехом могут быть замене ны гидродинамическими щит ками, которые можно приме нять на любых глубинах: больших и малых. Подъем ная сила, создаваемая ими, с увеличением скорости ра стет, что положительно ска зывается на результатах ло ва. Проблема конструкции та ких. щитков давно волнует промысловиков и работни ков научно-исследователь ских учреждений. И их по иски принесли успех. В не далеком будущем промыс ловики получат гидродина мические щитки, две удач- sue конструкции которых уже разработаны. Одна — в ЦПКТБ главка «Севры- баэ. а другая — к сельде вом флоте с участие* сю- трудешков ЦПКТБ. Кенытание модели второй конструкции проведены » очень жестких условиях: не дель ка бумаги, вривязаа- пая кять», летала код да*- ствадя* силы ветра. Такие я р п т можно смело нодая- зывать во всей длине верх ней подборы трала. Колите* етво кх в дальнейшем опре делится в условиях промыс ла. Дело в том,. что вопрос об общей площади щитков очень сложный. Сейчас, при задании гидродинамической подъемной 'силы исходят из статической подъемной си лы кухтылей. А как я уже сказал, эта сила для ста пя тидесяти кухтылей равна 300 к и л о г р а м м а м . Со щитками дела другое. Подъ емная сила создаваемая кии, растет с увеличением скоро сти. Следовательно,, площадь щитков и скорость траления можно выбрать максималь ными для увеличения верти кального раскрытия трала, но, конечно, с учетом, чтобы орудия лова не оторвались от грунта. Рыбодобывающие пред- вршзтия заинтересованы в применении щитков. В траг ; левея» флоте и> «Мурмаи- сельдн» прошел испытания > дюраадюминиевый щиток ; конструкции ПИНРО. Хотя • это устройство оказалось ! конструктивно неудачным, испытание его повторялось несколько раз в надежде по высить эффективность. Для второй и третьей мо делей, имеющихся у нас, на иболее подходящим материа лом являете» листовой во- лнзтилен. К сожалению, в Мурманске найти «го мы не « а ш . Поэтому внедрение в производств® гидродинами ческих щитков зависит от теге, как удастся получить материал. К распорным средства» в траловом вроашеле относят ся ш траловые доски. В вте- чествешшм рыболовстве нга- рш » применяются овальные, щелевые доска: однощеле вые, шюгещелевые, цельно металлические ш композит ные — в наборе дерева с ме таллом. По мере их совершенство вания каждая эдчдадь вреду- вадась а аэродинамической трубе и кокааьшала лучшие ивдродивамические характе ристики в уравнении, с нред- шествующей. Тем ва менее развивались траловые доски еще к на куга увеличения площади и веса. Польза от увеличения веса памятна — можно было промышлять на больших глубина* и с боль шей скоростью. А вое при ращение распорной силы по лучали только за счет уве личения площади доски, а не за счет улучшения гидро динамической характеристи ка Получался парадокс: по материалам продувки моде лей распорная сила должна возрасти* не в действитель ности* этого не наблюдалось. Траловые доски последней модели работают нрн угла» атаки 45—48 граусов. В этом случае за доской обра зуется мощный бурун, резко растет сопротивление и па дает распорная сила. Приведем численный при мер. Распорная сила трало вой доски последней модели гаг ■m ТЕХНИЧЕСКОГО ГРЕСЕЯ Г ' няощадыо 5,5 квадратны* метра при скорости трале ния четыре узла равна 1200 килограммам. По расчету дя* этого режима получаем такое же лобовое сопротив ление. Промысловики не имеют материалов продува, да в не все ими умеют воль- зоватьея. Но коль нае устра шает такой режим работы траловых досок, оставим по лученную распорную силу к по графикам продувок в аэродинамической трубе та кую же силу при меньшем угле атаки. Оказывается, доски обеспечат горизон тальное раскрытие- тралаври угле атаки в 25- градусов. При заем лобовое сопротив ление уменьшите» к* 60 процентов н> станет раянвш для даух досок 960 нкло- враммам вместо нрежиих 24SKX Появится запас w o - н ю усилия, на гаке почти в 1,5» теины. Таким резервом буксировочной еилю «могли бы распорядиться промыс ловики. Аэиор конструнции оваль ных’ целевых досок И. Р. Матросов неоднократно вы ступал в печати с утвержде нием, что сможет настроить работу траловых досок при мало» угле атаки. В действи тельности этого нельзя сде лать, так как доски при ма лы» углах атаки неустойчи вы но: конструктивным сооб ражениям. Ив зря ведь в море трудно встретить дао- странный траулер, на воору жении которого овальные щелевые траловые доски. Автору этой статьи уда лось убедить некоторых то варищей по работе, что нуж- во создать траловую доску, устойчивую в большом диа пазоне углов атаки. Конст рукцию создала творческая бригада в составе В. Голу бева, В. Максимова, Р. Ми хайлова — работников «Мурмансельди» и Ю. Ге расимова — от ЦПКТБ. Траловая доска получи лас» конструктивно opnrvi- нальной, она не имеет букси-- ровочных дуг, в креплении па применяется ни «даме болта, при встрече с припят- «твием под водой она б ка мень или скалу не ударится, а легко «вскарабкается» на преграду. В зависимости от промысловой тактики может заглубляться от енорост» кии подниматься от грунта. Модель такой доски про шла уснешные испытания в потоке воды, конструктив ный замысел полностью под твердился. После получения материалов продувок в аэро динамической трубе нужно приступить к проектирова нию досок для разных судов. Вот здесь-то нас ждут не увязки. В ЦПКТБ создан специальный отдел, который занимается распорными сред ствами. В нем работают ква лифицированные гидродина мик, хороший чертежник, а основных специалистов — добытчиков — нет ни одно го. Пора подумать о комп лектовании этого ваясного и нужного отдела. В. ГОЛУБЕВ, старший инженер лабора тории: НОТ «Мурман- сельди». * ■« 4 Г’ р И х v i i i 14 ВЫСТУПЛЕНИИ «РЕМОНТНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. к а к о й е й в ы т ь ?» S В главном управлении «Севрыба» состоялось сове щание специалистов флотов и проектных организаций, на котором обсуждался ироект ремонтно - технологической документации, предложен ный инженерами судоремонт ного объединения, а кото ром рассказано в номере «Рыбного Мурмана» за 12 августа Проект в принципе одоб рен. Мурманскому отделе нию института «ГНнрорыб- флот» рекомендовано более глубоко проработать его в отношении БМРТ польской постройки, а ЦПКТБ глажка «Севрыба»- — по БМРТ не мецкой постройки. 1 Управление тралового флота дало согласие на фи нансирование разработок проекта ремонтно-технологи ческой документации. В. ЛЕБЕДЕВ, начальник технического отдела Мурманского тра лового флота. ПЕРВЫЙ ШАГ К БОЛЬШОЙ ЦЕЛИ П ОЗАДИ еще вддоьрейс i жипажа СРТ-4200 «Ф . Ефремов», кото- возглавляет каяита» >исандр Иванович Конош- кшг. Позади дан, когда трал приходил без рыбы да еще рваным, позади радость бо- *атья уловов. В прошедшем рейсе судно находилось у бе регов Новой Земли на обло ве полярной тресочки. Зада ние рейса моряки значитель но перевыполнили, выловив 3300 центнеров рыбы. За этим етоит напряженный труд всего экипажа. Промысловая обстановка была очень сложная. Порой приходилось целые сутки за ниматься поисками. И когда приборы начинали даватьво-_ казания, штурман командо-" вал: «Тр^л за борт!» Плохо было и тем, что больше половины команды шло впервые на судне, в том числе старший мастер лова Анатолий Андреевич Лебе- \ динский и его помощник Иван Бнкеев, что, конечно, также сказалось на первых днях промысла. Но как и всегда, умение и опыт при ходят со временем. Так, сначала рыбу затари вали в контейнеры сачками вручную, уходило на это много сил, а дело продвига лось медленно. Старший по мощник капитана Владимир Ефимович Задорожный пред ложил приспособить для этой операции каплер. Старший мастер лова Лебединский и моторист Виктор Козлов из готовили его, и когда опро бовали в работе, то всем Совсем недавно в Мурманском рыбном порту при разгруз ив траулера «Макеевка» проводились производственные- ис пытания опытно-промышленного образца пневматического ры- боперегружателя. Агрегат получил хорошую оценну. Это детище конструк торского бюро порта. Авторы изобретения — старший инже нер Г. А. Ляпин, инженер по новой технике А. К. Сапожни ке*, инженер Б. С. Ихильчик. Новый рыбонасос изготавливал ся в цехах Мурманской судоверфи, производительность его t3 тон» рыбы различных пород в час. Фото С. Данилова. ¥11 очень шжравилось, особен но матросам. ;.- Грунт в районе промысла каменистый, и почти каждой раз при подъеме трала об наруживали в нем рвань. Старший мастер лова ж его помощник буквально новол- суток иногда не уходили щ палубы, чтобы как можнб быстрее подготовить орудия лова к работе. Хорошо раз бираются в трале и чиня? его матросы Александр Нау мов и Иван Туманов. Экипаж поддержал иници аторов соревнования эа до стойную встречу XXIV «е з да КПСС. На общем собра нии напитан привел цифры, сколько мы выловили рыбы, и что надо еделать, чтобы выполнить годовой план. Бы ло решено: этот рубеж по силам взять досрочно — к 53-й годовщине Великого Октября вместо 5 декабря, как намечали ранее. Был» пересмотрены и многие дру гие пункты обязательства. Перевыполнение рейсового задания — первый вклад на шего экипажа в достойную встречу XXIV съезда КПСС. Л. СЕЛЯКОВ, матрос, член КПСС. fear» •V ;-'Ч i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz