Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

ЗА ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - (Окончание. Нач. на 1-йстр.), лтсдепием всех требований ав безопасности мореплава­ ния, повышать чувство ответ­ ственности у капитанов, ме­ хаников, всех членов экипа­ жа. В настоящее время та­ кая работа проводится еще недостаточно. ПРОВЕРКА ПОКАЗАМ Надлежащая подготовка судов к рейсу является од­ ним иэ основных факторов обеспечения безопасного пла­ вания. Поэтому техническое состояние судов, наличие на­ вигационных пособий, готов­ ность экипажа и борьбе за живучесть корабля должны быть в центре внимания ад­ министрации и обществен­ ных организаций, специалис­ тов служб мореплавания. Приведенные выше при­ меры свидетельствуют о серьезных недорабо т к а х, упущениях как со стороны капитанов в их помощников, тан и специалистов служб безопасности мореплавания в механико • судовых служб. Не всегда еще каждый фант нарушения получает должную оценку. Имеются и такие случаи, когда нару­ шения повторяются, а ви­ новники их ие наказывают­ ся должным образом. 31 июля была организова­ на проверка готовности к вы­ ходу в море СРТ-432. Выяс­ нилось, что отсутствуют шпи­ гованный пластырь, жидкое стекло. Задрайки на водоне­ проницаемых дверях не рае- хожены. Неправильно со­ ставлено судовое расписание ею спасательным средствам. В нетрезвом состоянии нахо­ дились старший помощник капитана Малахов, мастер лова Горбовский, матрос Са­ довников. Характерно, что и в пре­ дыдущем рейсе этот СРТ был задержан портовой ко­ миссией эа плохую подготов- *У- Капитаном на СРТ-432 Кругликов. Из рук вон пло­ хо готовил он судно и рабо­ те в пе имел морального нрава подписывать заявле­ ние на право выхода в море. Вызывает недоумененне и тот факт, 410 за вторичное задержание судна капитану объявили только строгий вы­ говор. При такой практике трудно расчитывать яа сни­ жение аварий и аварийных .*вроисшестмй. При проверке 25 июня СРТ-498 (капитан Ланке) выяснилось, что срок годно­ сти фальшфейера истек еще в январе, отсутствует раз­ движной упор, не оказалось ВАВИМ № 170. Мореной инспектор ничего не жалоб этих фактах. В этом же месяце при про­ верке готовности к отходу РТ-174 (капитан Кузнецов), выяснилось: машинный теле­ граф в нерабочем состоянии , клнннетная дверь между во- мещением РМУ и котельным отделением имеет водотеч- ноеть. Судно было в пере­ грузе на 30 тонн. Проверка, произведенная непосредственно на промыс­ ле в текущем году, также помогла вскрыть недостат­ ки, которые могли стать причинами нежелательных последствий. На БМРТ-404 н БМРТ- 403 (капитаны Ртищев, Кое- тенно, моринспектор Бахва­ лов} судовая тревога с ввод­ ной «пожар» не проигрыва­ лась на два-три месяца. Мно­ гие моряки даже не зяают сигналов судовых тревог. На БМРТ-454 поправка хронометра не определялась в течение месяца. ПРгурманский с о с тав БМРТ-453 (напитан-дирен- тор Петров, старпом Вирин), а также БМРТ M.N* 432, 454, 404, 444 ие производи­ ли астрономических опреде­ лений места судна» не опре­ деляли поправок компасов. А ведь пренебрежение опре­ делениями поправок компа­ сов, лагов, хронометров со­ здает предпосылки для ава­ рийных случаев. На промысле имеются слу­ чаи нарушения ППСС в ПСП. Происходят опасные сближения. К большому сожалению у mhofkx ' судоводителей сло­ жилось представление о том, что наличие на судах радио локационных станций само по себе обеспечивает без­ опасность мореплавания в условиях ограниченной ви­ димости. Жизнь показыва­ ет, что без регулярного ре­ шения штурманами задачи» расхождению судов в слож­ ных аварийных ситуациях (на оенове радиолокацион­ ной информации) невозмож­ но быстро принять правиль­ ное решение. Пример тому столкнове­ ние ППР «Рембрандт», кото­ рый следовал иа промысел НАВИПы принимаются толь­ ко на промысле. А ва БМРТ- 251 (напитан -директор Вай­ ле, морской инспектор Яков­ лев), ва СРТ-р-722 (капитан Алаэ, морской инспектор Хютта) она вообще не при­ нимались в течение рейса. Некоторые радисты исполь­ зуют срок приема навигаци­ онных предупреждений для различных видов связи. Во многих частях Мирово­ го океана проводятся учения военных судов, закрываются районы, где проводятся стрельбы Обо всем этом со­ общается в НАВИМал и в НАВИПах. Необходимо ак­ куратно получать их на все корабли, наносить на карты, чтобы взбежать аварий, ги* бели судов и людей. В дальнейшем к лицам, ответственным за навигаци­ онное обеспечение на судах, к работникам береговых служб ври обнаруживании пропусков в приеме будут приниматься самые строгие мерь?. И вопрос можно ста­ вить именно так, когда речь вдет о жизни моряков и со­ хранности судов. журный по Мурманскому траловому флоту тов. Паси на в не обнаружил никаких нарушений (?!). Подобные факты терпимы быть не могут. Плохая орга­ низация несения вахтенной службы, разболтанность лкт дей создают все предпосыл­ ки для аварий и аварийны' происшествий. ФОРМАЛИЗМ НАНОСИТ ВРЕД Техническая учеба явля­ ется залогом грамотно», без­ аварийной эксплуа т а ц и и судна. Но на ряде промыс­ ловых кораблей «Мурмаи- сельди» и буксиров она про­ водится формально. Не вез­ де имеются новые типовые программы команди рекой учебы. Проверка показала, чтона СРТ-4290 (капитан Кобец, морской инспектор Кирил­ лов) занятий вообще не про­ водится. Р А Б О Т А Т Ь БЕЗ АВАРИЙ средним ходом, с кораблем, r i p *гт * проводившим траление. В 1 Д Ь 1 D 1 , распоряжении судоводите- - лей «Рембрандта» было два радиолокатора, они видели на экране корабль, но ре­ шить задачу радиолокацион­ ного расхождения с ним не могли. ВАХТЕННЫЙ? Нужно шире иепольэовать опыт, накопленный капита­ нами при ведении промысла в условиях ограниченной видимости и б о л ь ш е й плотности еудов на неболь­ ших участках, передавать его молодым специалистам. 29 июня на вахте второго помощника капитана букси­ ра «Портовин» Сидорова во время швартовых операций у причала № 29 получали повреждения три корабля тралового флота. И удив­ ляться этому пе приходится. Сидоров выл допущен к са­ мостоятельному н е с е м * » * вахт», хотя ему ее была нз- вестна специфика буксиров­ ки в условиях порта. Морская таспекция рыб­ ного порта допускает на #*- мостоятельную вахту судо­ водителей, не способных обеспечить безаварийнуюра­ боту. Ва портовых буксирах не организована техническая учеба по новой типовойпро­ грамме. Обращает иа себя внима­ ние и тот факт, что воспита­ тельная работа t экипажами судов портового флота орга­ низована далеко неудовлет­ ворительно. НАВИМ - НЕ ПУСТЯК Важнейшим фактором без­ аварийной работы является получение и исполнение на­ вигационного извещения мо­ реплавателям или навигаци­ онного предупреждения. Проверка показывает, что далеко еще не на всех судах дело в этом отношении об­ стоит так, как положено. На ТР «Северный ветер» (капитан -директор Голубев, морской инспектор Фатеев) В бассейне имеются недо­ статки в организации вахтен­ ной елужбы при стоянках су­ дов в порту. Проверки .по­ казывают, что на ряде ко­ раблей вахтенная служба не­ сется с грубыми нарушения­ ми уставного порядка, не­ полным составом вахтенных лиц. В ряде случаев суда во­ обще находились без надзо­ ра. В июле вахтенный штур­ ман береговой бригады Елин находился на СРТ-р-716 в не­ трезвом состоянии. На ко­ рабле в это время выполня­ лись сварочные работы. Ког­ да потребовалось организо­ вать тушение начавшегося пожара. Блин пе мог возгла­ вить эту работу. 10 августа главное управ­ ление «Севрыба* совместно со службой капитана порта» «Сенгосрыбфлетннепенцвей* организовали проверку несе­ ния вахтенной службы на 130 судах, находящихся т акватории Мурманского рыб­ ного норта н у причалов су­ доремонтных предприятий. В делом несение службы в эти сутки было организо­ вано удовлетворительно. На пяти кораблях провели су­ довые тревоги. Замечаний нет, личный состав четко знает свои обязанности. Но не обошлось и без не­ достатков. Некоторые вах­ тенные были одеты не но форме, — отсутствовали на­ рукавные повязки. На бун- сире «Альбатрос» вахтен­ ный матрос Забортцинов по­ кинул судно. На РТ-281 вахтенный штурман Палнин и штурман береговой бригады Бобопг- иин находились в нетрезвом состоянии. Выяснилось, что вахтенный третий механик Федоренко не умеет пользо­ ваться огнетушителем. Вы­ зывает возмущение и тот факт, что за чае до проверя­ ющих главка на этом судне находился ответственный де­ На буксире «Шквал» за­ нятия не проводились с мая, новые программы отсутству­ ют. Порядок требует, чтобы план технической учебы был утвержден капитаном и вы­ вешен на видном месте. В этом случае моряки будут знать о дне занятий, зара­ нее готовиться к ним. К со­ жалению, только на немно­ гих кораблях этот порядок соблюдается. Морские ин­ спекторы слабо контролиру­ ют ход технической учебы. Очень важное значение для предупреждения аварий и аварийных происшествий имеет изучение моряками нрикаэов и мероприятий, из­ даваемых главком, а также управлениями флотов. Факты показывают, что далеко не ва всех флотах и кораблях этому вопросу уде­ ляется должное внимание. В управлении «Мурмаи- сельдь» не удалось обнару­ жить нринаа № 205 от 2 ок­ тября 1969 года «О мерах устранения недостатков в учете, хранении и списании пиротехнических вреде»». Расписался в его получении зам. начальника ф л о т а т. Абакумов. Не доведен до сведение плавсостава принаэ М 97 от 27 апреля 1970 года «О со­ стоянии аварийности и охра­ не труда на судах главка «Севрыба». „Он проработан только с работниками служ­ бы главного капитана. В управлениях флотов Се­ верного бассейна работают около 50 флагманских спе­ циалистов и капитанов-на- ставников. Наряду с органи­ зацией борьбы за выполне­ ние и перевыполнение пла­ нов по добыче рыбы и выра- ботне пищевой продукции они должны обеспечивать строгое соблюдение на всех судах требований безопасно* сти мореплавания. К сожа­ лению, о второй, не менее важной стороне своей дея­ тельности, многие из них за­ бывают. К капитанам еудов предъявляется мало требо­ ваний. эа неукоснительное соблюдение веех мероприя­ тий па организации безава­ рийной работы. Многие наставники, флаг маны, длительное время на ходятся на одном корабле и очень редко пересалива­ ются на другие с целью ор­ ганизации проверки п ока­ зания необходимой помощи экипажам. Начальники служб море­ плавания флотов в редких случаях дают конкретные поручения капитанам-флаг- манам и наставникам. А это порождает безответствен­ ность. Капитаны - наста вн и н и очень редко проверяют орга­ низацию судовой я штурман­ ской служб, техническое со­ стояние электрораднонавига- Нионной техники, состоят» судовой документации. Министерство рыбного хо­ зяйства СССР предъявляет в этом отношении к флаг­ манским специалистам самые высокие требования. Впредь кандидатуры лиц, назначае­ мых на должность флагма­ нов и флагманских специа­ листов, будут согласовывать­ ся с бассейновыми гоерыб- флотинспекцнями. УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДЛАГАЮТ Участник» совещания вно­ сили свои предложения, на­ правленные на ликвидацию аварий и аварийных проие- !СТВНЙ. Морской инспектор Мур­ манского тралового флота т. Барков говорил о том, что надо издать сборник руково­ дящих документов, пересмот­ реть циркуляр № 25. Зам. начальника управле­ ния «Мурмансельдь» т. Абаг кумов предлагает давать си­ ноптические прогнозы побо­ лее мелким районам Барен­ цева моря. Это облегчит » промысловую работу экипа­ жей и безопасность морепла­ вания. Зам. начальника тралово­ го флота т. Донзарезсков считает, что необходимо бы­ стрее привести в соответ­ ствие ПСП » связи с вводам нового международного сво­ да сигналов; организовать уборку плавающих в райо­ нах лова сетей. Тов. Кудряшов, начальник морской инспекции рыбного аорта, считает, что судоводи­ тели буксиров и буксируе­ мых кораблей должны нести обоюдную ответственность в случае аварийного происше­ ствия. Зам. начальника управле­ ния «Севрыбхолодфлет» тов. Сиаеяобов обратил вни­ мание руководителей главка, рыбного порта па то, чтоне­ обходимо произвести дноуг* лубительные работы у ряда причалов. Необходимо, — сказал он, — увеличить диаметр круг­ лых большегабаритных кран­ цев, облегчить работу вах­ тенных помощников напита­ на на судах типа «Даурия». Морской инспектор Архан­ гельского тралового флота т. Кушнир считает, что не­ обходимо построить в Ар­ хангельске станцию для за- правни углекислотных бал­ лонов, открыть кабинет по обучению моряков пользова­ нию спасательными надув­ ными плотинами. Коллегия главного убав­ ления «Севрыба» на днях одобрила мероприятия не обеспечению безопасной ра­ боты флота в осенне-зимний период. В них учтены кри­ тические замечания и пред­ ложения, высказанные «а проведенном совещании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz