Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
ПУТЕШЕСТВИЕ обратно (Окончание. Нач. см. в №№ 96, 97 с . г.). Кроме того, я уже упоминал о систематических взносах в больничную кассу. За то, что бы получить консультацию ме дицинских специалистов,. при ходится платить большие день ги, впрочем, с этой стороной шведской жизни мне лично пришлось столкнуться доволь но близко. Вскоре после при езда в Гётеборг у меня вне запно вылетела пломба. Ну что ж, вылетела так вылете ла. Значит, надо вставить. Об ратился за помощью к пере водчику, Тот внимательно по смотрел на меня и сказал: — Придется платить, и на личными. ,г Я в свою очередь посмотрел на переводчика и сказал: — Что ж, придется... — Прекрасно, недалеко от сюда на Минтгатан принимает отличный стоматолог. Я созво нюсь с ним. В назначенное время мы с переводчиком поднимаемся на третий этаж и оказываемся в маленькой уютной прием ной. Удивительно миловидная девушка, ассистентка врача, просит подождать только одну минуту. И действительно, че рез минуту нас приглашают в кабинет. Стоматолог быстро осматривает больной зуб и говорит: «— Два-три . сеанса. Новая пломба будет стоить триста пятьдесят крон. Прошу переводчика подели катнее выяснить у врача, нет ли другого выхода из создав шегося положения. Выход тут ше нашелся — удалить зуб. Стоматолог действительно оказался хорошим специали стом. Раз — и готов рентге новский снимок. Два —- и ане стезирующие уколы сделали десну бесчувственной. Три — и врач вкладывает удаленный зуб в целлофановый пакетик. Я мычу в ответ, что не зани маюсь коллекционированием собственных зубов. Четыре — н миловидная ассистентка про тягивает счет на семьдесят пять крон. Экономия, постоянная эко номия во всем, что касается семейного бюджета — харак терная черта шведов. Здесь учитывается' не только каждая крона, но и буквально каждый ёре. По утрам от городского при чала отправляется в Данию белоснежный красавец — пас* сажирский паром «Стена Да** нии*. Прогулочные ' палубы его всегда до отказа заполне ны желающими совершить де сятичасовое путешествие в со седнюю страну. Уже в пять часов вечера пе ром возвращается в Гётеборг* С удивлением наблюдали мы, как пассажиры, которые на легке утром садились на суд но, теперь спускаются по тра пу, буквально согнувшись под тяжестью пакетов, сумок, со- квояжей. • Разгадку этому подсказал один из шведов, работавших на нашем судне. Оказывается, в Дании некоторые продукты, такие как колбаса, сыр, сли вочное масло, стоят несколько дешевле, чем в Швеции. Вот практичные шведские хозяйки и отправляются в соседнюю страну, словом на рынок. Как- никак, а благодаря такому во яжу удается сэкономить не сколько крон. Говоря о бюджете «средне го шведа», нельзя не упомя нуть о его ежемесячных взно сах за все, что приобретено* кредит. А платить зачастую приходится много, очень мно го. И если очередной взнос не будет сделан своевремен* но, то все это можно сразу потерять. В этом случае швед* ские законы беспощадны. В Швеции очень ' живуч м очень силен культ «респекта бельности». Он постоянно подогревается вездесущей ре-* кламой, бесчисленными жур« налами для семьи н дома. Вот и сажают себя отдельные- шведы в полном смысле сло ва- на голодный паек, чтобы хоть как-нибудь следовать мё де. Очень важно выглядеть перед своими соседями, зна комыми и друзьями. челове ком состоятельным и вполне респектабельным. А вот то, какой ценой достигается эта респектабельность, составляет семейную тайну. Действительно мужская ней лоновая сорочка стоит в Шве ции девять крон. Но это ров ным счетом ни о чем не го ворит. А. ДАРЬЯЛОВ, «Калининградская правда** «КОМПАС» ДЛЯ БУДУЩИХ КАПИТАНОВ Редактор е. в. михайловский.' Б ЫЛО девятое авгус та. но казалось, что лето в Мурманске кончилось, что на смену ему уже пришла осень: тяжелый туман медленно плыл над заливом, моросил мелкий нудный дождик, было как-то темно и зябко, а на порталь ных кранах блистали жел тым светом прожекторы. И сквозь этот туман, мглу дождливого дня над кром кой тридцать пятого причала белой громадиной возвыша лось производственно-учеб ное судно «Компас». «Компас» — одно из со временнейших судов не только у нас в СССР, но и, пожалуй. во всем ми ре. Проходя по не му. чувствуешь себя в утро бе настоящего завода. Свет лые и автоматизированные цехи рыбофабрики, новей шее оборудование в рулевой рубке, пульт управления по спуску и подъему трала, прекрасные и просторные бытовые и жилые помеще ния. И все это от дано курсантам. все это говорит о том. что партии и правительство делают все возможное для того, чтобы наша молодежь приобретала производственные навыкн, работая с помощью перво классного оборудования, на первоклассных судах. И вот уже два года подряд на «Компасе» проходят произ водственную практику кур санты высшего инженерного и среднего мореходного учи лищ. Здесь они проходят испытание на стойкость и мужество, получают тот за пас знаний,; который в бу дущем сослужит им верную службу, когда они станут штурманами "промысловых кораблей, капитанами. В каюте капитан-директо- рь производственно-учебно го судна «Компас» * собра лись те, кто пришел прово дить ребят в далекое пла вание и те, кто в течение двухмесячного рейса будет им наставником в учебе, ра боте; кто заменит им род ных, близких, друзей. Ведь все то. чем жили курсанты до десятого августа, останет ся очень скоро за лини ей горизонта, впереди же будет бескрайнее море Ба ренца, будут работа и заня тия на мостике, дежурства и вахты. В ожидании отхода волно вались ребята, но не мень ше их волновались и вот эти опытные мореходы. У каж дого из них осталось за плечами много лет морской практики, но они сидели за столом, курили, вспоминали свою жизнь, прошлые рей сы «Компаса», старались предугадать, как будет про ходить этот, очередной. И начальника отряда учебных судов Алексея Ивановича Анохина и начальника сред него мореходного училища Владимира Анатольевича Ильина в первую очередь волновало то обстоятель ство, что все учащиеся первого курса никогда не были в море, что с их сто роны, по молодости лет, на верняка будут оплошности, что где-то им будет не на шутку трудно, что у кого- то из ребят появятся сомне ния в правильности выбран ного пути. Как подойти к ребятам, которые через полчаса собе рутся в салоне, как их обод рить. что сказать на дорогу дальнюю? Вопрос сложный. Но капитан-директор, — кстати будет сказать, что он тоже окончил высшее инже нерное училище — Ана толий Андреевич Скирда, его помощник по учебной части Александр Федорович Красников. руководитель практики -среднего мореход ного училища Александр Михайлович Кузяков уже не раз сталкивались с кур сантами. научились протя гивать молодому товарищу руку помощи в трудную ми нуту, они-то и заверили на чальника учебных судов уп рав л е н и я «Севрыбхолод- флот» и начальника сред него мореходного училища, что приложат в рейсе все усилия для того, чтобы он прошел нормально, чтобы ребята узнали как можно больше за эти два предстоя щих месяца плавания. И вот салон. — Встать. смирно! — командует старшина курса. — Товарищ начальник отря да учебных судов, курсанты первого курса судоводи тельского отделения средне го мореходного училища со браны по вашему приказа нию. — Здравствуйте. това рищи курсанты! Дружное «здравия жела ем» потрясло салон. — Вольно, садитесь това рищи. Алексеи Иванович не то ропится заводить разговор. Он прошелся по салону, по смотрел на ребят. Кажется, все в порядке. Все смотрят на него внимательно, готовы выслушать каждое слово. И Алексей Иванович начал свой инструктаж по безава рийному плаванию издале ка. Он вспомнил, как сам плавал на судах, привел ре бятам убедительные приме ры, когда по вине одного разгильдяя страдали десят ки. сотни людей, призвал будущих судоводителей быть внимательными буквально везде. О том. как начинал свою морскую службу на промыс ловых судах, рассказал ре бятам начальник училища. Владимир Анатольевич с со жалением вспоминает, что ему приходилось выходить в море на неприспособленном для обучения судне, что вместо того, чтобы учиться судоводительскому делу, он часами простаивал у рыбо- дела, потому что шла рыба, капитан, штурманы . были заняты, и ему ничего не ос тавалось делать, как только залезать в ящик и зани маться сортировкой трески и камней. Треску — на ры- бодел, камни — за борт. — А сегодня, — сказал он ребятам, — вы выходите в море вот на таком красав це. Вам дается в руки все, только овладевайте знания ми. Но не забывайте, что море любит дисциплиниро ванных и совсем не терпит разгильдяев, не забывайте также то, что капитан во время плавания далеко от родных берегов — это за конный представитель совет ской власти. Если вы выра ботаете в себе чувство под чинения старшему по зва нию, у вас и работа будет протекать легче, и товарища вы не подведете. Окончилось короткое про щание. Ребята разошлись по кубрикам, провожающие со шли на берег. В новое, пла вание отправлялся «Ком пас», первый раз на нем уходили курсанты первого курса судоводительского от деления среднего мореход ного училища. Впереди их ждут штормы, напряженная учеба и работа. С. ДАНИЛОВ. На снимках: капитан «Компаса» Л. А. Скирда. Курсанты на занятиях. Фото автора. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: МГ-0170 «Новго род», МГ-0177 «Сулин», МИ- 0440, МИ-0436. ЗАВТРА: МГ-0178 «Нико поль», МГ-0195 «Поти», МГ- 0144 «Магнитогорск», МБ-0401 «Куприн», МИ-0722, МИ-0343. ■Л"? ш ТЕЛЕВИДЕНИЕ ПЯТНИЦА, 21 АВГУСТА ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.00 — Программа передач. 10.05. — Новости. 10.15 — Для ШЫОЛЬДОНОв. «Телевизионное агентство «Пионерия*. 10.45 — Цветное телевидение. «Поднятая целина». Художественный фильм. 3-я серия. 12.25 — Новости. 12.30 — 18.30 — Перерыв. 18.30 — «Мы — рабочий класс». 19.00 — Хок кей на приз газеты «Советский спорт». «Химик» (Воскресенсн) — «Ик Вестерос» (Швеция). В пере рывах — «Время». Информацией* ная программа. * 21.15 — Цветное телевидение. «Танцует Махмуд Эсамбаев». Концерт. 22.00 — А. Островский — «Грех да беда на кого не живет». Телеспектакль* СУББОТА, 22 АВГУСТА ПЕРВАЯ ПРОГРАММА 10.00 — Программа передач. 10.05 — Гимнастика для веек* 1Ю.30 — Новости. 10.45 — Для де тей. ^«Приключения Руди-ка в Ма*ВД* лаховке». Кукольный спектакль. 11.00 — Цветное телевидение. Кон* Й ерт. 11.30 — «Здоровье». 12.00 — онцерт участников художествен ной самодеятельности. Выступают коллективы железнодорожников* 13.00 — «В эфире — «Молодость». «Молодежь на селе». 14.00 — «Во* енная тайна». Художественный фильм. 15.25 — Цветное телевиде ние. «Источник». Фильм-концерт* 16.30 — «Художник .Грузии — Зу раб Церетели». 17.00 — «Новости дня». Киножурнал. 17.10 — Кон церт оркестра Военной академии им. М. Фрунзе. 18.00 — Новости» 18.05 —. «Летопись полувека». ♦Год 1948-й». 18.50 — «Сельская страда». 19.00 — Кубок Европы по легкой атлетике. Финал. (Женщи ны). Передача из Венгрии. В пе рерыве «Время». Информацион ная программа. 21.25 — «Трое»» Художественный фильм. Н а ш а а в || g||i V. Мурманск, ул. Траловая, уа« равлоние тралового флота (4-й атаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 зам, редактора» ответственный секретарь, лиге* ратурные сотрудники, 62-64 -» редактор. Вызов с телефонов га« родской АТС осуществляется аа померам: 7-86-396, 7-86-264. «Рыбный Мурман». Индекс 55654* Цена 1 »кз. — 2 кол, Мурманская областная типография, г, Мур* манен. Зак. 3977* . ПН-03207,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz