Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

ЗА УЛУЧШ ЕНИ Е В А *» Г М А В А Л ■■ Ж И З Н £ ПО СТРАНАМ н континентам всей воспитательной работы '( Окончание. Нач. елг. на 1-й стр.). Но есть и другая катего­ рия слушателей иэ тех, кто заявление в университет по­ дал и на этом успокоился. Каких только предлогов не находят они, чтобы оправ­ дать свою бездеятельность в учебе. А ведь 95 процентов слушателей — командный состав. Так, к учебе не при­ ступили капитаны-наставни­ ки И. В. Горишний, А. А. Ка­ расев, капитан В. В. Лукья­ ненко, старшие механики А . А. Ершов, JI. Г. Горюшин» рефрижераторные механики А. П. Кудинов, В. Е. Проход ров и многие другие коман­ диры. Между тем, возникает во­ прос: могут ли обеспечить такие командиры правиль­ ную политическую работу на корабле* если earn они ни» где не учатся, сами недис­ кипланированы? Думается», что нет. Сейчас ведется подготовка к новому учебному году. Его особенностью будет то, что^ ЦК КПСС в евязи с решена ими своего декабрьского Пленума счел целесообраз­ ным принять дополнитель­ ные меры па изучению в се­ ти политпросвещения эконо­ мической политини партии*, вроблем повышения эффек­ тивности общественного про­ изводства, достижений совре­ менной науки и техники, пе­ редового опыта. Мы уже имеем положи­ тельный опыт экономической учебы на некоторых наших нераблях и, в частности, на БМРТ «Кольский». Прав­ да, учеба здесь была органи­ зована не в системе партий­ ного образования, а первич­ ной организацией общест- »а «Знание» {председатель тов. Данилов), но опыт ее проведения может быть с ус­ пехом использовав и а сети политпросвещения. Так, в течение последнего рейса, продолжавшегося по времени 5 месяцев, на «Кольском» для личного со­ става были прочитаны док- лады и лекции: «Переход тралового флота на новую систему планирования и эко­ номического стимулирова­ ния», «Пути новышения экономических показателей судна». «Прибыль и рента­ бельность», «Развитие В. If. А. КИСЕЛЕ* М. КРАСНОБАЮ. Лениным экономических наук» и другие. То есть здесь разработан целый цикл' лекций по экономике. Руководит лекторием ка­ питан-директор В. И. Дубо- вицкий. На протяжении всего рей­ са на судне регулярно вы­ пускались экономические бюллетени, в которых на­ ходил отражение ход борь­ бы за выполнение плана и обязательств, освещались производственно-фин а н с о- вые показатели корабля. Здесь командный состав умеет вести экономические расчеты. И не случайно фи­ нансово-экономические под­ счеты по итогам рейса, сде­ ланные на судне, почти пол­ ностью совпали с расчетами, проведенными плановым от­ делом. Перед партийными органи­ зациями стоит задача все­ сторонне подготовиться к проведению экономической учебы, не допуская упуще­ ний прошлого родя. Важным участком органи­ заторской работы является и учеба моряков н заочны* общеобразовательных шко­ лах, техникумах, вузах. В них учатся без отрыва от производства более 1200 че­ ловек. Хорошо поставлено это дело на таких еудах, как «Спутник» (20 заочников), «Анатолий Бредов» (25 че­ ловек), «Павлово» (21 чело­ век) к ряде других. Партийным организациям в налаживании учебного про­ цесса большую помощь ока­ зывают общественные кон­ сультанты. Их на флоте 113 человек. Самые тенлые от­ зывы о таких из них, как судовой врач В. Н. Иванина, механик-наладчик «Прилуи» В. F. Воронин, капитан-ди­ ректор «Алтая» В. М. Дуд- ченко, третий мехашш «Про­ копьевска» Э. Ф . Русин и многие другие. Проводимая партийными организациями работа по улучшению коммунистиче­ ского воспитания моряков сказалась на показателях со­ стояния трудовой » произ­ водственной дисциплины. В первом полугодии по «равне­ нию с тем же периодом про­ шлого года имеется некото­ рое снижение количества всякого рода нарушений — опозданий и неявок к отходу судов» прогулов в таи до­ лее. Зато увеличилось число поощрений, больше свято взысканий. Но внимательный анализ цифровых данных о состоя­ ния трудовой дисциплины показывает, какую кропотли­ вую работу еще предстоит проделать нартнйией органи­ зации флота в целях подня­ тия ва новую степень созна­ тельности многих наших ра­ ботников. При этом с сожа­ лением приходится конста­ тировать» что до сих пор еще много нарушений при­ ходится на командный -со­ став. Допустимо ли, что среди нарушителей в нынешнем го­ ду оказались 23 капита­ на н 19 старших механиков — специалисты, которым до­ верены большие коллективы людей и которые обязаны воспитывать эти коллективы. Вряд ли по плечу этим командирам такая задача. Вот почему нервоочеред­ ным долгом партийных ор­ ганизаций судов и береговых служб является повышение ответственности командного состава, коммунистов н ком­ сомольцев за состояние дис­ циплины своей персонально и в своих коллективах в це­ лом. Весннтаиие воспитате­ лей — такова сейчас наша задача. Когда будут на­ житы нарушения дисцип­ лины ее стороны командного состава, можно быть уверен­ ным, что в коммунистиче­ ском воспитании моряков произойдут коренные сдвиги. На многих судах роль командного состава в вос­ питательной работе на долж­ ной высоте, и это во всех случаях там, где об этом за­ ботятся партийная и обще­ ственные организации. Так, ка ППР «Заполярный», экипаж которого явнлея од­ ним из инициаторов соревно­ вания » честь XXIV съезда КПСС, в воспитательной par боте участвуют не только каштан Р. П. Осекни в его первый помощник И. В. Яро вой, во в весь командный состав, члены судового ко­ митета. Ни один нроетупон здесь не проходит бесследно. Не удивительно, что в дис­ циплина здесь признана хо­ рошей. Результаты же про­ изводственной работы гово­ рят сами за себя: экипаж еще в феврале завершил евою пятилетку. Хорошо участвует команд­ ный состав в коммунистиче­ ском воспитании моряков на траулерах «Зеленоборск», «Кольский» в других с^дах. Увы, наблюдаются н при­ меры другого рода. На тра­ улере «Достоевский», кроме капитана н помподнта, командный состав воспита­ тельной работы не ведет. Вопросы укрепления дисцип­ лины здесь решаются без должного участия общест­ венности. За допущенные проступки здесь объявлены по линии администрации взыскания матросам Коршуну, Бабки­ ну, третьему механику Ни­ китину, тралмейстеру Како- еву, начальнику радиостан­ ции Зайцеву, старшему по­ вару Махалову, пекарю Аб­ рамову, мастеру по обработ­ ке Максимову, консервному мастеру Шаповалову, матро­ су Александрову. И ни один нэ них даже не был обсуж­ ден общественностью. Третий штурман комсомо­ лец Симак пьянствовал, ие являлся на вахту, капитан объявил ему выговор, но на комсомольском собрании он не обсуждался. Почему? По словам первого помощника капитана тов. Шеремета, об­ суждать Симана ва комсо­ мольском собрании было бы неудобно, вотому что он... сам комсорг. Дальше, как говорится, в ехать некуда. Стоит ли удивляться, что выговоры на «Достоевском» сыплются градом, а число нарушений не уменьшается. Состоявшееся собрание партийно - хозяйственного актива флота по вопросам коммунистического воспита­ ния приняло решение, пре­ дусматривающее проведение многих мер и, в первую оче­ редь, повышение роли командного состава в этом ответственном деле. Теперь нужна упорная, кропотливая работа всех судовых партий­ ных, профсоюзных, комсо­ мольских организаций во проведению этих мер в жизнь. Ю. МАНИХИВ, зам. секретаря партийного комитет* тралового фло­ та. Столица Мавритании Нуакшот — самая юнал на афнимамснов континенте. НА СНИМКЕ: первый в стсл архитектурный памятник, двигнутый недавно и» «ямой городских площадей » честь 5 лети* со дня создания Мешдун# родной организации труда ДООтЪ • * АС* ш прф а р ти * В результат* агрессивны., стаий И зр аильской «оеш цкмы .. тив ОАР многочисленных т лерийских обстрелов и бом барда* р о в о * р а зр уш е н а и л и повреждай» на значительна* часть Мсикаилим» Гранада некое население город! п о ч ти целиком эв а к уи р о в ан о . НМ СНИМКЕ: -имремценны* здания на одной иэ улиц Исма# IMN. В годы суровых ИС ПЫТ АНИЙ (Продолжение Нач. в 92—87), Капитан РТ-2 «Ерш» Василий Николаевич Буряк так Списывает один иэ рядовых эпизодов1обычного рейса» «Трал находился за бортом. Вахта занималась убор­ кой рыбы. Часть экипажа отдыхала. В это время мы услышали гул приближающегося самолета. Люди по боевой тревоге быстро заняли свои посты* приготови­ лись к отражению атаки. Мы открыли огонь как только показался вражеский самолет, сразу же перешедший в пикирование. Манев­ рировать было трудно, так как за кормой находился трал. Бомбы, сброшенные бомбардировщиком, упали в 30—40 метрах от траулера. Убедившись в безрезуль­ татности бомбовой атаки, немецкий летчик стал обстре­ ливать нас из пулемета». А вот другой случай, о котором а октябре 1943 го* да рассказала газета «Комсомольская правда». Траулер «Победа» находился в очередном рейсе, ловил рыбу неподалеку от берега. Несколько рае «Мос- сершмитты» на бреющем полете обстреливали ко~ рабль из пулеметов, но все окончилось' благополучно# Промысел продолжался. На следующий день» ка рас­ свете, когда трал был в воде и судно но могло манев­ рировать, снова налетели гитлеровские еамолвтьк Одна из бомб разорвалась на правом борту, разворотив угольные бункера. Пробоина была огромной, и судно стало погружаться в воду. Капитан траулера Юрий Сер­ геевич Попов, много лет промышлявший на Ceeepef в последнюю минуту сумел сообщить о беде на берег» Погиб корабль, погибла часть людей. Такой ценой да­ валась треска. Не сумев захватить Мурманск» немецко-фашистское командование направило главные удары на наши мор­ ские коммуникации» В Баренцевом море и Северной Атлантике на путях караванов и в районах промысла, увеличилось число немецких рейдеров» подводных ло­ док, самолетов. Промышлять стало еще труднее. 5 февраля 1943 года капитан Г. С. Форощун сообщил: «В 15 часов 30 минут шли с тралом, налетели два вражеских самолета, сбросили бомбы, упавшие в шести метрах по носу.- В 16 часов 40 минут налетели 4 вражеских самоле­ та, сбросили 7 бомб, упавшие в 3—5 метрах от кораб­ ля. По самолетам был открыт огонь из пулеметов, по­ сле чего они ушли», Ы июня 1943 года командир РТ-309 «Мудьюжанин» тов. Малыгин докладывал: «Мина пришла на централь­ ных бобинцах и была покрыта двумя рядами сеток. Трал был обрезан и мина с частью трала затоплена. А через три дня достали на носовой клячевке новую ми- му», t августа t943 года РТ-17 «К иму , находясь в откры­ том море, подвергся налету двух самолетов. . Экипаж корабля встретил врагов интенсивным огнем иэ орудий и пулеметов. Атака воздушных пиратов была сорвана. Несмотря ка возросшие опасности» промысловые уловы тралфлотовцаа росли. . В 1944 году, когда Советская Армилначалатромит* фашистов на всех фронтах, в газетах было опубликовав но письмо моряков траулера «Абрек»» которым комаи* девал (L В. Падорин. «Во флоте можно и следует, — *пис&яи. моряки, возродить движение «тридцатитысячников»» начатое еще до войны. Мы можем и должны принять на себя новые, повышенные обязательства. Наш экипаж едино* душно обязуется в 1944 году добыть не менее 30 ты» сяч центнеров рыбы... На промысле будем действовать* как действуют наши братья-фронтовики на линии of* ня!» Призыв экипажа «Абрека» был услышан и подхва» чен. Соревнование дало отличные результаты: коман* да траулера «Ерш» выловила за год более 38 тысяф центнеров рыбы. «Чайки» и «Акулы» — по 36 тысяч* «Иртыша», на котором плавал капитаном А^ А. Егоров» добыли 34 тысячи центнеров. Надо сказать, что эти уловы дались «тридцатитысяч^ никам» нелегкое В районах моря, открытых для про* мысла, были тяжелые, каменистые грунты, концентра* ции рыбы не отличались плотностью и размерами. Эм# мой экипажам работать приходилось в полной темно* те, не видя .друг друга. В темноте, почти на ощупь об« рабатывали улов, чинили сети. В светлое летнее врем^ часть команды все время находилась на боевых постахв готовая к отражению атак самолетов или подлодои противника. Вот несколько эпизодов, показывающих сложность И опасность обстановки. 8 июля 1944 года в открытом мо­ ре, следуя на промысел, экипаж РТ-18 «Профинтерн» заметил вражескую подводную лодку. Вахтенный штурман Борисов дал команду сыграть боевую трево­ гу, траулер, развернувшись, быстро пошел к месту# где воду прочертил перископ, и начал забрасывать мецкук* сумбарину глубинными бомбами. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz