Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

С КОЛЬКО там стоит ру« башка? С таким вопро­ сом обратился ко мне один из моих знакомых после моего возвращения из Шве­ ции. Как ни странно, но иногда по стоимости отдельных ве­ щей пытаются судить о жиз­ ненном уровне народа. Ну что жег давайте погово­ рим о том, как живется «сред­ нему шведу». Поговорим без всяких преуменьшений и пре­ увеличений. Поговорим, не за­ бывая, что речь идет о стране, которая за всю свою историю практически не знала войн. Ко­ торая за период второй миро­ вой войны не только ничего не потеряла, но и значительно увеличила свои богатства. Идеологи капитализма в сво­ ей пропаганде отводят Шве­ ции особое место, Вот-де идеальный образец капита­ листического государства, вот- де государство, где сведен на нет классовый антагонизм. в шведской официальной терминологии понятие «ка­ питалисты» заменено слова­ ми как «деятели экономики», «администраторы промышлен­ ности», а понятие «рабочие» — такими, как «наемный пер­ сонал». И слова «класс» у шведских социологов не встре­ тишь. Вместо него применя­ ется термин «социальные группы». Смотрите, как все до уди­ вительного просто: изменил терминологию —• и ликвиди­ ровал классовый антагонизм, классовое общество. Буржу­ азные идеологи поспешили да­ же окрестить Швецию таким пышным титулом, как «госу­ дарство всеобщего благоден­ ствия». Незадолго до моего приез­ да в Швецию там была опуб­ ликована книга представителя левого крыла шведской соци­ ал-демократии Ерна Пальма «Доктринизация в Швеции». Автора трудно заподозрить в незнании шведской действи­ тельности. И вот он приводит в своей книге такие данные: из двух с половиной миллио­ нов шведов, живущих на зар- циальных партнеров», «доя* телей экономики». Но давайте войдем в про­ стую шведскую среднего до­ статка семью, с которой мне пришлось познакомиться. Лейв Густавсон — рабочий метал­ лист, СемЪя его состоит из же­ ны и двоих детей, оба учатся в школе. Лейв зарабатывает, приблизительно 1.400 крон • месяц. . Когда бывают сверх­ урочные, ночные работы, то этот заработок поднимается каждый разговор стоит 10 ере (1 крон —- 100 ере), У Густавсона есть автомашин на, содержание которой осно­ вательно бьет по семейному бюджету. Достаточно сказать, что литр бензина стоит одну крону, а помимо этого, необ* ходимо платить ежегодный на­ лог, оплачивать место стоян­ ки около дома, вносить обяза­ тельную страховку. Одним словом, для питания, покупки одежды и прочих Анатолий ДАРЬЯЛОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ НитравЕРЗЕ- ЧУЖ 11 Е БЕРЕГИ о в „рай а плату, полтора миллиона отно­ сятся к категории низкоопла­ чиваемых. И это в «государ­ стве всеобщего благоденст­ вия»* На страницах различных бур­ жуазных изданий Швецию ча­ сто величают «народным до­ мом». Так вот 9 этом самом «народном доме» около четы­ рех тысяч миллионеров (или меньше одной четверти про­ цента населения страны) вла­ деют двумя третями всего ак­ ционерного капитала. А гро­ мадные массы трудящихся имеют только свой труд и пол­ ностью зависят от своих «со* до тысячи семисот крон. Как же распределяется этот заработок? Прежде всего налоги. В Шве­ ции они очень высоки. И чем выше заработок, тем выше на­ логи. У Густавсона они состав­ ляют более тридцати процен­ тов заработка. Шестьсот со­ рок одну крону в месяц он ллатиг за квартиру. Дальше идут отчисления в больнич­ ную кассу, пенсионные отчис­ ления, обязательный церков­ ный налог. Недешево обхо­ дится и домашний телефон. В Швеции квартирные телефоны оборудованы счетчиками, и мелких расходов в семье из четырех человек остается не более трехсот крон - в месяц. А продукты в Швеции —* мя­ со, колбаса, сливочное масло стоят очень дорого. Впрочем, подавляющее большинство шведских., семей сливочного масла, покупает мало, а поль­ зуется более дешевым расти­ тельным маргарином «Флора». В магазинах дешева синтети­ ка. Но изделия из нее шведы носят неохотно. Хороший же костюм из чистой шерсти шведскому рабочему, обреме­ ненному семьей, практически недоступен. Очень дорог городской транспорт. Стоимосты билета иа трамваи и автобус зависит от расстояния и колеблется от полутора до двух с половиной крон за билет, Вот почему шведы говорят, что иметь свою автомашину просто не­ обходимо, ибо на трамвай ц автобус никаких денег не хва­ тит. Лейв Густавсон жаловался, что его месячного заработка едва хватает на» самое необ­ ходимое. Приходится урезать себя во многом: в еде, одеж­ де, даже в том, чтобы лиш­ ний раз сходить в кино. Кста­ ти, билеты в кино стоят 5—6 крон. В таком точно положении находится большинство шве­ дов, живущих на заработную плату. Вот почему считается» порядке вещей, - когда рабо­ чий, попросивший приятеля после смены завезти его на машине домой, неизменно протянет несколько монет — плату, за проезд. Официально считается, что в Швеции существует бес­ платное медицинское обслужи­ вание населения. Это не сов­ сем так. Действительно, Шве­ ция, пожалуй, единственная капиталистическая страна, где значительную долю расходов по здравоохранению государ­ ство берет на себя. И все же каждое заболевание основа­ тельно бьет шведскую семью по карману. За вызов врача на дом надо платить, за каж­ дый день пребывания в боль­ нице — тоже, весьма не де­ шевы лекарства. (Продолжение следует ). КОНЧИЛИСЬ БЕЛЫЕ НОЧИ В МУРМАНСКЕ. Фото Н, Рудакова, изолировщика Мурманской судоверфи. На озеро, за окунями Х ОРОШ О провести воскресный день в лесу, порыбачив, пособирать грибов и ягод. Нас четверо на небольшом безымянном озере. В двух часах ходьбы от дороги в райо­ не поселка Верхне-Туломский. К озеру добрались но малозаметной тро­ пинке, проложенной неутомимым племенем рыбаков, по болотам, пригоркам и между об­ ломками скал. Групповой механик Виктор Семенович Осадчий расположился у обрывистого берега, настроил поплавочную удочку и забросил не­ сколько донок с колокольчиками. Мелодич­ ный звон сразу же предупредил рыбака, что необходимо вытаскивать очередного окуня. Клев был настолько захватывающим, что да­ же дождь не смог заставить уйти Виктора Се­ меновича в палатку. К утру в сумке у рыба­ ка лежало 54 окуня и одна щука. Я вместе с групповым механиком Белоку­ ровым Александром Николаевичем ходил по ручьям с легкой поплавочной удочкой. Уж больно интересен и увлекателен лов форепи. Быстрая, стремительная рыба мгновенно хва­ тает наживку и, если рыбак не успевает под­ сечь, выбрасывает ее, почувствовав неладное. Улов у нас с Белокуровым был небольшой, зато удовлетворение получили огромное. Александру Николаевичу повезло *— на червя он вытащил большого хариуса. Утром собрались у костра, подвели итоги, и тут вы­ яснилось. что всех нас обловил групповой ме­ ханик Валентин Афанасьевич Зноев — на его счету 109 окуней. После вкусной ухи собрались в обратный путь, но Белокуров не хотел идти извилистой тропой и решил выпрямить путь,’ чтобы вы­ играть время, хотя мы его и отговаривали. Через два часа втроем мы были у дороги, но Александра Николаевича там не оказа­ лось. Вскипятили чай, хорошо отдохнули, но нашего товарища все еще не было. Что могло случиться с опытным и хорошо знающим лес рыбаком? Где его искать? Этот вопрос волно­ вал нас с каждым часом сильнее. Наконец появился усталый и измученный Белокуров. Его «прямой» путь оказался на­ столько трудным и сложным, что занял более четырех часов времени. Александр Николае­ вич заявил, что больше «прямым путем» по лесу он ходить не будет: любая тропа быст­ рее выводит к цели. Быстро доставил нас в город заядлый ав­ толюбитель Валентин Афанасьевич Зноев, и мы расстались, очень довольные хорошим от­ дыхом. А . КУРИЦЫН, групповой инженер механик тралового флота. ИОССЭГЕОРГИИ МИХАИЛОВИЧ 17 августа 1970 года на 58-м году жизни скоропостиж­ но скончался старейший работник Регистра СССР. Иоссэ Георгий Михайлович. Вся его сознательная жизнь была тесно связана С развитием морского транспортного флота и флота рыб­ ной промышленности. После окончания Мурманского морского техникума Георгий Михайлович плавал механиком на судах рыбной Промышленности. С 1946 года он работал старшим инже« нером-инспектором в Мурманской инспекции Регистра СССР. В период Великой Отечественной войны Г. М. Иоссэ служил в Северном флоте, защищая Советское Запо­ лярье. В течение всей своей трудовой деятельности Георгий Михайлович всегда относился к делу с исключительной добросовестностью, с присущей ему энергией. Будучи вы­ сококвалифицированным специалистом, Г. М. Иоссэ по­ вседневно оказывал практическую помощь судовым эки­ пажам и судоремонтным предприятиям при решении сложных технических вопросов. Он пользовался заслу­ жённым авторитетом в коллективе инспекции среди мо­ ряков и судоремонтников. За участие в обороне Советского Заполярья и добро­ совестный труд Г. М. Иоссэ был отмечен правительствен^ ными наградами. • Память о Георгии Михайловиче Иоссэ, старейшем ра­ ботнике Регистра СССР, принципиальном, отзывчивом и чутком товарище навсегда сохранится в наших сердцах. ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБА». М УРМАНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕГИСТРА СССР. МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ринск», МГ-0165 «Траверз** МГ-0066 «Урал», СРТ-4122, СРТ-435. _______________________________ ЗАВТРА: МГ-0123 «Луч»; СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ м г 0 1 5 4 «Ржев», МБ-0255 ПРИХОД: МГ-0308 «Мичу- «Достоевский», СРТ-839. г. Мурманск, ул. Траловая, упрадлсино тралового флота (4»й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, от- ветственный секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редак­ тор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номе* рам: 7-86-336, 7-86-264 _____________________ __________________ «Рыбный Мурман». Индекс-55654. Цепа I экз. — 2 кон. Мурман­ ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3970. ПН-05146.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz