Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
С КОЛЬКО там стоит ру« башка? С таким вопро сом обратился ко мне один из моих знакомых после моего возвращения из Шве ции. Как ни странно, но иногда по стоимости отдельных ве щей пытаются судить о жиз ненном уровне народа. Ну что жег давайте погово рим о том, как живется «сред нему шведу». Поговорим без всяких преуменьшений и пре увеличений. Поговорим, не за бывая, что речь идет о стране, которая за всю свою историю практически не знала войн. Ко торая за период второй миро вой войны не только ничего не потеряла, но и значительно увеличила свои богатства. Идеологи капитализма в сво ей пропаганде отводят Шве ции особое место, Вот-де идеальный образец капита листического государства, вот- де государство, где сведен на нет классовый антагонизм. в шведской официальной терминологии понятие «ка питалисты» заменено слова ми как «деятели экономики», «администраторы промышлен ности», а понятие «рабочие» — такими, как «наемный пер сонал». И слова «класс» у шведских социологов не встре тишь. Вместо него применя ется термин «социальные группы». Смотрите, как все до уди вительного просто: изменил терминологию —• и ликвиди ровал классовый антагонизм, классовое общество. Буржу азные идеологи поспешили да же окрестить Швецию таким пышным титулом, как «госу дарство всеобщего благоден ствия». Незадолго до моего приез да в Швецию там была опуб ликована книга представителя левого крыла шведской соци ал-демократии Ерна Пальма «Доктринизация в Швеции». Автора трудно заподозрить в незнании шведской действи тельности. И вот он приводит в своей книге такие данные: из двух с половиной миллио нов шведов, живущих на зар- циальных партнеров», «доя* телей экономики». Но давайте войдем в про стую шведскую среднего до статка семью, с которой мне пришлось познакомиться. Лейв Густавсон — рабочий метал лист, СемЪя его состоит из же ны и двоих детей, оба учатся в школе. Лейв зарабатывает, приблизительно 1.400 крон • месяц. . Когда бывают сверх урочные, ночные работы, то этот заработок поднимается каждый разговор стоит 10 ере (1 крон —- 100 ере), У Густавсона есть автомашин на, содержание которой осно вательно бьет по семейному бюджету. Достаточно сказать, что литр бензина стоит одну крону, а помимо этого, необ* ходимо платить ежегодный на лог, оплачивать место стоян ки около дома, вносить обяза тельную страховку. Одним словом, для питания, покупки одежды и прочих Анатолий ДАРЬЯЛОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ НитравЕРЗЕ- ЧУЖ 11 Е БЕРЕГИ о в „рай а плату, полтора миллиона отно сятся к категории низкоопла чиваемых. И это в «государ стве всеобщего благоденст вия»* На страницах различных бур жуазных изданий Швецию ча сто величают «народным до мом». Так вот 9 этом самом «народном доме» около четы рех тысяч миллионеров (или меньше одной четверти про цента населения страны) вла деют двумя третями всего ак ционерного капитала. А гро мадные массы трудящихся имеют только свой труд и пол ностью зависят от своих «со* до тысячи семисот крон. Как же распределяется этот заработок? Прежде всего налоги. В Шве ции они очень высоки. И чем выше заработок, тем выше на логи. У Густавсона они состав ляют более тридцати процен тов заработка. Шестьсот со рок одну крону в месяц он ллатиг за квартиру. Дальше идут отчисления в больнич ную кассу, пенсионные отчис ления, обязательный церков ный налог. Недешево обхо дится и домашний телефон. В Швеции квартирные телефоны оборудованы счетчиками, и мелких расходов в семье из четырех человек остается не более трехсот крон - в месяц. А продукты в Швеции —* мя со, колбаса, сливочное масло стоят очень дорого. Впрочем, подавляющее большинство шведских., семей сливочного масла, покупает мало, а поль зуется более дешевым расти тельным маргарином «Флора». В магазинах дешева синтети ка. Но изделия из нее шведы носят неохотно. Хороший же костюм из чистой шерсти шведскому рабочему, обреме ненному семьей, практически недоступен. Очень дорог городской транспорт. Стоимосты билета иа трамваи и автобус зависит от расстояния и колеблется от полутора до двух с половиной крон за билет, Вот почему шведы говорят, что иметь свою автомашину просто не обходимо, ибо на трамвай ц автобус никаких денег не хва тит. Лейв Густавсон жаловался, что его месячного заработка едва хватает на» самое необ ходимое. Приходится урезать себя во многом: в еде, одеж де, даже в том, чтобы лиш ний раз сходить в кино. Кста ти, билеты в кино стоят 5—6 крон. В таком точно положении находится большинство шве дов, живущих на заработную плату. Вот почему считается» порядке вещей, - когда рабо чий, попросивший приятеля после смены завезти его на машине домой, неизменно протянет несколько монет — плату, за проезд. Официально считается, что в Швеции существует бес платное медицинское обслужи вание населения. Это не сов сем так. Действительно, Шве ция, пожалуй, единственная капиталистическая страна, где значительную долю расходов по здравоохранению государ ство берет на себя. И все же каждое заболевание основа тельно бьет шведскую семью по карману. За вызов врача на дом надо платить, за каж дый день пребывания в боль нице — тоже, весьма не де шевы лекарства. (Продолжение следует ). КОНЧИЛИСЬ БЕЛЫЕ НОЧИ В МУРМАНСКЕ. Фото Н, Рудакова, изолировщика Мурманской судоверфи. На озеро, за окунями Х ОРОШ О провести воскресный день в лесу, порыбачив, пособирать грибов и ягод. Нас четверо на небольшом безымянном озере. В двух часах ходьбы от дороги в райо не поселка Верхне-Туломский. К озеру добрались но малозаметной тро пинке, проложенной неутомимым племенем рыбаков, по болотам, пригоркам и между об ломками скал. Групповой механик Виктор Семенович Осадчий расположился у обрывистого берега, настроил поплавочную удочку и забросил не сколько донок с колокольчиками. Мелодич ный звон сразу же предупредил рыбака, что необходимо вытаскивать очередного окуня. Клев был настолько захватывающим, что да же дождь не смог заставить уйти Виктора Се меновича в палатку. К утру в сумке у рыба ка лежало 54 окуня и одна щука. Я вместе с групповым механиком Белоку ровым Александром Николаевичем ходил по ручьям с легкой поплавочной удочкой. Уж больно интересен и увлекателен лов форепи. Быстрая, стремительная рыба мгновенно хва тает наживку и, если рыбак не успевает под сечь, выбрасывает ее, почувствовав неладное. Улов у нас с Белокуровым был небольшой, зато удовлетворение получили огромное. Александру Николаевичу повезло *— на червя он вытащил большого хариуса. Утром собрались у костра, подвели итоги, и тут вы яснилось. что всех нас обловил групповой ме ханик Валентин Афанасьевич Зноев — на его счету 109 окуней. После вкусной ухи собрались в обратный путь, но Белокуров не хотел идти извилистой тропой и решил выпрямить путь,’ чтобы вы играть время, хотя мы его и отговаривали. Через два часа втроем мы были у дороги, но Александра Николаевича там не оказа лось. Вскипятили чай, хорошо отдохнули, но нашего товарища все еще не было. Что могло случиться с опытным и хорошо знающим лес рыбаком? Где его искать? Этот вопрос волно вал нас с каждым часом сильнее. Наконец появился усталый и измученный Белокуров. Его «прямой» путь оказался на столько трудным и сложным, что занял более четырех часов времени. Александр Николае вич заявил, что больше «прямым путем» по лесу он ходить не будет: любая тропа быст рее выводит к цели. Быстро доставил нас в город заядлый ав толюбитель Валентин Афанасьевич Зноев, и мы расстались, очень довольные хорошим от дыхом. А . КУРИЦЫН, групповой инженер механик тралового флота. ИОССЭГЕОРГИИ МИХАИЛОВИЧ 17 августа 1970 года на 58-м году жизни скоропостиж но скончался старейший работник Регистра СССР. Иоссэ Георгий Михайлович. Вся его сознательная жизнь была тесно связана С развитием морского транспортного флота и флота рыб ной промышленности. После окончания Мурманского морского техникума Георгий Михайлович плавал механиком на судах рыбной Промышленности. С 1946 года он работал старшим инже« нером-инспектором в Мурманской инспекции Регистра СССР. В период Великой Отечественной войны Г. М. Иоссэ служил в Северном флоте, защищая Советское Запо лярье. В течение всей своей трудовой деятельности Георгий Михайлович всегда относился к делу с исключительной добросовестностью, с присущей ему энергией. Будучи вы сококвалифицированным специалистом, Г. М. Иоссэ по вседневно оказывал практическую помощь судовым эки пажам и судоремонтным предприятиям при решении сложных технических вопросов. Он пользовался заслу жённым авторитетом в коллективе инспекции среди мо ряков и судоремонтников. За участие в обороне Советского Заполярья и добро совестный труд Г. М. Иоссэ был отмечен правительствен^ ными наградами. • Память о Георгии Михайловиче Иоссэ, старейшем ра ботнике Регистра СССР, принципиальном, отзывчивом и чутком товарище навсегда сохранится в наших сердцах. ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБА». М УРМАНСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ РЕГИСТРА СССР. МУРМАНСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО. Редактор Е. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. ринск», МГ-0165 «Траверз** МГ-0066 «Урал», СРТ-4122, СРТ-435. _______________________________ ЗАВТРА: МГ-0123 «Луч»; СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ м г 0 1 5 4 «Ржев», МБ-0255 ПРИХОД: МГ-0308 «Мичу- «Достоевский», СРТ-839. г. Мурманск, ул. Траловая, упрадлсино тралового флота (4»й этаж). Телефоны АТС рыбного порта: 63-96 — зам. редактора, от- ветственный секретарь, литературные сотрудники, 62-64 — редак тор. Вызов с телефонов городской АТС осуществляется по номе* рам: 7-86-336, 7-86-264 _____________________ __________________ «Рыбный Мурман». Индекс-55654. Цепа I экз. — 2 кон. Мурман ская областная типография, г. Мурманск. Зак. 3970. ПН-05146.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz