Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
БАРЕНЦЕВО М ОРЕ Донные рыбы ©слову уловов в Баренце* вом море составит крупная н ровная треска в возрасте 6— 8 лет поколений 1962— 1964 гг. Как и в предыдущие ме сяцы, промысловая обстанов- на в южной части и северо-за падных районах Баренцева моря ожидается неустойчи вая, так нан треска такого возраста, как правило, ведет себя подвижно, совершая большие вертикальные и го ризонтальные перемещения. В северо-западных райо нах мигрирующая с юга на Север треска будет интенсив но откармливаться мойвой и Может периодически созда вать скопления на западном к восточном склонах Медве- яшнской банки, в Зюйдкап- ском желобе, в районе Запад ного Шпицбергена и у о. На дежды. На континентальном скло не района Копытова, запад ном склоне Медвежннской банки, Зюйдкапском желобе и Западном Шпицбергене со хранятся небольшие скопле ния черного палтуса и оку- ня-клювача. В южной части моря обра зование подвижных скопле ний трески возможно во всех районах, расположенных вдоль основной и прибреж* вых ветвей Мурманского те чения, то есть от Мурман ской и Рыбачьей банок вплоть до Гусиной банки и Восточно-Прибрежного райо на. Продолжая кормовую ми грацию и питаясь капшаком, мойвой и сай* ной, треска в августе рас средоточит с я на очень ши рокой площа ди. В связи в усилением се верной ветви Нордкапског е течения, поис ковым судам необходимо проверять Деми довскую банку и Централь ную возвышенность, через которую треска может мигри ровать на север. Пикша будет находиться в прибрежных районах и на Мурманском мелководье. В небольшом количестве она может пройти на Канниекую банку, однако образования стойких скоплений в атом районе не ожидается. Пелагические рыбы Мойва. В августе промыс ловые скопления мойвы бу дут наблюдаться на обшир ной акватории северо-запад ных районов Баренцева мо ря. Наиболее плотные кон центрации ожидаются в рай оне о. Надежды и смежных с ним квадратах возвышен ности Персея. Скопления мелкой мойвы (10— 12 см) по-прежнему будут удержи ваться на склонах Медвежи»- ской банки. Облов скоплений нагули вающейся мойвы возможен кошельковыми неводами к разноглубинными тралами. Ожидаемый улов за замет не менее 100 ц. Полярная тресочка. Скоп ления нагуливающейся по лярной тресочни в августе продолжают миграцию к се веро-востоку по мере прогре ва водных масс: через район полуострова Адмиралтейства и восточные квадраты Ново- земельской банки. Во второй половине месяца движение рыбы замедляется, она на* чнет образовывать более устойчивые скопления, в свя зи с чем ожидается увеличе ние производительности про» мысла. Наиболее эффектив ным будет облов скоплений рыбы донными и разноглу бинными тралами, вашзае* мый улов на час траления по типам судов: СРТ —■ 25 щ, РТ — 28 ц, БМРТ — 46 ц. Мурманская сельдь. В ав густе ее промысловых скоп лений в губах и заливах не ожидается. Район Исландии В августе продолжаете* откорм черного налтуса ь районе Северной Исландия. Улов на час траления су дов типа БМ РТ составит в августе 13 ц. Среднемесяч ная производительность ярусного лова может соста вить 30— 40 кг на 100 крюч ков. Норвежское море Путассу. В августе будет наблюдаться широкое рас пределение концентраций пу тассу на акватории Норвеж ского моря. Наиболее плот ные концентрации рыбы, пригодные для облова разно глубинными тралами, распре делятся вдоль кромок Во сточно-Исландского течения. В евязи е продолжающимся летним прогревом воды нагу ливающиеся скопления пу тассу сместятся в северном направлении н к концу меся ца распределятся в емежных квадратах районов 22 в и 22 а. Под влиянием метеоро логических условий путассу будет совершать местные го ризонтальные перемещения, что может отрицательно по влиять на ход промысла. Для своевременной наводки промысловых судов на кон центрации рыбы необходима оперативная промразведка. Ожидаемый вылов путассу на сутки промыела для судов тмпа БМ РТ— не менее 35 Т, РТМ — не менее 45 ». Северо-Западная Атлантика В августе основу трало вых уловов у Земли Еаффи- {©квячанив на 4 9 тр.% К О М С О М О Л Ь Ц Ы - В П Е Р Е Д И ! Единственный человек не выходит на подвахту. Это »- комсомолец Леонид Герасимчук. Но рыбаки траулера «Новгород» на него не в обиде. Они знают, что у Гера- симчука и без того забот по горло, потому что он работа* ах начальником радиостанции. Фото С. Данилова. Валерий Коно валов — комсо молец. Он один нз лучших про изводственник о в в блоке механо* монтажных це хов Мурманской судоверфи. Ва лерий всегда пе ревыполняет нор мы выработки. В последнем смот ре -конкурсе на звание «Лучший по проф е с с и н» стал победите лем. В ч е с т ь предсто я щ е г а X X IV с ъ е з д а КПСС Валерий обязался рабо* тать еще лучше* Фото С. Данилова* МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙС «КОЗЕРОГА» Н АЧАЛО этому рейсу было положе но в июле t962 года, когда По стоянная смешанная комиссия по рыболовству Советского Союза, Гер* манской Демократической Республики, Польши, Болгарии и Румынии приняла постановление о проведении совмест ных экспериментов по освоению новых методов лова. Трижды выходили в океан исследова тельские суда, выверяя прогнозы уче ных по лову рыбы электрифицирован ными тралами. На конец 1969 года и начало 1970 года была запланирована четвертая экспедиция четырех стран, которая переводила новые методы из зоны исследований в зону промыслово го применения. 21 февраля РТМ «Козерог» отошел от калининградского причала. В рейсовом задании значились Гдыня, Росток, Ла- манш, Бискай, Дакар, Гибралтару Лас- Пальмас. Здесь не стояли привычные цифры вылова, заморозки. . «Проведе ние морских испытаний всего вновь ус тановленного оборудования, механиз мов, приборов... Отработка промысло вой схемы с кормовым тралением... От работка техники лова рыбы электротра* лом... Проведение исследований пове дения рыбы в полях электрического те* ка...» — эти и многие • другие задачи были поставлены перед экипажем «Ко зерога» и международной научной группой. Снаряжали, обеспечивали на учным и техническим оборудованием все страны участницы экспедиции. Каждая вносила свой вклад. Советский Союз предоставлял корабль, экипаж, промысловое и продовольственное обес печение, основную силовую установку» Электрифицировал трал Ростокский ин ститут морского рыболовства. Приборы наблюдения и контроля за поведением рыбы и работой трала, приспособления для биологического анализа рыбы мон тировал польский Морской институт ры боловства. Подводные наблюдения и кинофильм об экспедиции делали бол гарские ученые. Руководителем экспедиции был на* эначен заместитель директора Клайпед ского отделения «Гипрорыбфлота» Вла димир Владимирович Титов. В Гдыне и Ростоке поднялись на борт Мариан Шатыбелко и Адам Махлевский, Хельмут Рихтер и Ганс-Иохим Венцель, Николай Данчев и Георгий Волчано». И с первого же дня они стали равноправ ными и равнообязанными членами экс* педиции. Объем научной работы и ис следований был разносторонним, of * ромным. Но качество всех эксперимен тов зиждилось на четкой работе эки- Пяясал» автоматические перья прибо ров, фиксируя ход косяков. Обнаружились интересные законо мерности: в электрифицированный трал набивалась более крупная рыба. Ведь по законам физики ток действовал * зависимости от длины рыбы и ее вида, а ученые выбирали определенные, наи* •олее эффективные параметры. В этом рейсе человек попытался да же на дне моря установить автомати ческие контроллеры, отпугивающие ет *Быстрое применение новых методов лова было возможно только благодаря сотрудничеству стран СЭВ». ♦Глос Ишибжежья», Гданьск. «Подобная эффективность интернациональной формы со вместной работы не может быть достигнута ни в одной из по- етоянных интернациональных рыболовных организаций капи талистических стран «Дойче Цайтунг*, Берлин, «Этому совместному походу... мы обязаны тем, что в обла сти электролова и прогнозов мы находимся на вершине миро• вого уровня». «Остзее Цайтунг», Росток- пажа. А трудности подстерегали «Козе рог» на первых же милях, В Ла-Манше траулер встретил шторм. Первые же траления принесли клочья тралов. А план исследований предусматривал по переменную работу тралом с током и тут же без тока. Значит, его постоянно приходилось переоборудовать. На одной из фотографий (а сделано их было в рейсе великое множество) — палуба РТМ. По ней — темные ли нии ваеров, кабелей, тяжелые ящики трансформаторов. (Кстати, для промыс ловых вариантов были приняты, в кон це концов, не громоздкие, с острыми углами трансформаторы ГДР, а округ лые, облегченные приборы, предложен* ные советскими учеными). На экранах телевизоров вздрагива ли, ощутив ток, светлые стрелы рыб. трала молодь, для того, чтобы сохрани лись и росли косяки будущих лет. Тралы шли для сравнения —- один с током, другой — без тока. Опрашивали цифры улова у соседей — рыбаков ГДР, Польши, СССР, промышляющих рядом. Итоги определенные — электри фицированный донный трал брал рыбы на 46 процентов больше, чем традици онный, простой. Моряки понимали, что значат эти цифры, эти итоги. Люди работали иногда сутками. Все было четко подчинено цели необычно го рейса. «Ганса-Иохима Венцеля, Евгения Ко- сицкого — к капитану», — объявил спи кер, и они оба помчались по трапам, немец и русский, ученый и тралмейстер. Может быть, в каюте капитана речь шла е причинах пробоя кабеля, может^. об усовершенствовании трала. Вот эта необычная атмосфера творче ства и вдохновенного труда создавалась ы тогда, когда в кают-компании при всем экипаже капитан П. М. Власенко поздравлял с днем рождения матроса и инженера, когда над морем разлива лись маршевые ритмы любимой песни именинника Хельмута Рихтера, кбгда включал первый помощник капитана В. П. Атаманчук магнитофонную ленту с волосами жен, детей, подруг. Когда болгары, немцы, поляки говорилиоЛе- иине в их жизни эти. рассказы запо минались на годы. Когда Николай Д4н- чев покидал судно и на прощанье его награждали Почетной грамотой, пода рили пластинку с любимой песней — он так разволновался, что какие-то се кунды не мог говорить. А потом выска зал то, о чем задумывался не раз, в чем был глубоко убежден: — Без Советского Союза Болгария не смогла бы развивать промысел в океане... В Ростоке, Штральзунде, Гдыне мо ряков встречали торжественно и тепло. В Гдыне, на обратном пути, устроили день открытых дверей. Более тысячи человек пришли осмотреть- корабль, который открывал новую эру в рыбо ловстве, стал символом дружбы и вза имодействия социалистических стран. На совместном разборе рейса уче ными четырех стран были высоко оце нены его итоги. Рейс заканчивался. Катера повели траулер мимо всех причалов порта Гдыня. Торжественно и прощально ревели гудки кораблей, сто ящих в порту. Но даже их мощный и густой бас не мог перекрыть голоса людей. «Счаст-ли-во-го пла-ва-ния!» — скандировали они по-русски, и шли по ходу судна, и махали руками, словно провожали родных. 11 июля «Козерог» прибыл в родной порт. Е. ШЛЕМИНА. «Маян».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz