Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

ф А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. f rirmii liIим 1и 11 и1 iни1)н 1 nnrrrrm nnrmrrrгппгтггтггп!гтшттггтиттгтттпг^ В годы суровых И С ПЫТ А НИЙ (Продолжение. Нач. в М М 92—95). . Весной 1942 года один зэ другим погибли еще не­ сколько траулеров. Однако на судах флота уже накап­ ливался и боевой опыт^ Сначала траулеры были во* оружены старыми пулеметами системы «Льюис» и «М-1», а с лета 1942 года на судах появились полуавто­ матические пушки и новью зенитные пулеметы. Отдел боевой подготовки тралфлота организовал обучение всех рыбаков военным профессиям. И вот уже малень­ кий «Палтус» своими пулеметами отгоняет вражеский самолет, а моряки «Абрека» дважды заставляют вра­ жеских летчиков сбросить бомбы в море. Вот несколь­ ко выдержек иэ рейсовых донесений капитанов: «3 апреля 1942 года РТ-14 подвергся налету/немец­ кой авиации. Неприятельскими самолетами сброшены 4 бомбы. Упали в 30—50 метрах от корабля». «Первая половина апреля 1942 года. Траулер^ «Ким» в течение одного рейса пять раз подвергался обстре­ лу фашистских самолетов». <♦3 октября 1942 года. Траулер «Смена» встретил в море метыре плавающих мины». А сколько было хлопот с этими минами! Нужно бы­ ло внимательно следить за морем, чтобы заметить плавающую смерть и разойтись с ней или расстрелять из пушки. Однажды на РТ-37 выбирали трал. Все шло хорошо. Промышляли рыбаки удачно, настроение бы­ ло веселым. И вдруг дикий крик тралмейстера: «Стой! Стой!» Все бросились к месту, где стоял перепуганный моряк. Его лицо было серым, на скулах двигались жел­ ваки, а глаза впились в узел трала. Там, в сверкающем клубке рыбы лежал черный шар мины. Раздумывать не стали — трал обрезали и тихим ходом пошли в сторону, искренне жалея о брошенном улове* В первый год войны рыбакам тралфлота было раз­ решено промышлять всего в 12 квадратах, что состав­ ляло около одного процента к довоенной площади ло­ ва.*) В 1942 году, когда накопился опыт, когда все ры­ боловные суда были вооружены и в море могли по­ стоять за себя, площадь промысла была увеличена до 38, а в- 1943 году до 65 квадратов. Да и держаться на 9) До войны промысел шел в 1150 квадратах. промысле рыбаки старались кучнее, группами» чтобы в случае нападение помочь друг другу» Зимой 1942 года, впервые в военное время, для поисковых работ был выделе»* комбайн* «Осетр» под руководством капитана Соколова. «Осетр» обеспечил успешную работу группы судов, и руководители трал­ флота- послали на поиск рыбы еще один траулер — РТ-55 «Кета», только что вышедший иэ ремонта. Через год на флоте появился еще один поисковый траулер» Несмотря на гибель ряда судов, тралфлот в годы вой­ ны рос. Рос за счет кораблей, возвращенных иэ воен­ но-морского флота и вышедших иэ длительного ре­ монта. Помогал и Эпрон. Водолазы достали с морско­ го дна «Кумжу», «Навагу» и ряд других траулеров. К середине 1944 года в составе тралфлота насчитывалось 29 рыбопромысловых кораблей. А вот создание ремонтной базы тралового флот» пришлось начинать в войну с пустого места. Искали старые станки, оборудовали и утепляли помещения, подбирали кадры. Только начали ремонтные работы, как в- декабре 1942 года на мастерскую упали бомбы. Некоторые цехи, например, токарный, были совер­ шенно выведены иэ строя. Флот остался без ремонт­ ной базы. После этого решили оборудование рассре­ доточить в двух местах: часть оставили на старом ме­ сте, на территории рыбного порта, а другую отправили на противоположную сторону залива, в поселок Три ручья. Рассчитывали, если враг выведет иэ строя одну мастерскую, то другая будет работать. Ремонтники трудились по 16—20 часов в сутки, ибо приходилось одновременно ремонтировать траулеры, строить мастерские, общежитие, электростанцию и по­ могать залечивать раны военным судам. Неизменными участниками всех авралов были инженер Дзятко, прораб Лукашов, слесари Власов, Пальцев и другие. Через их руки прошли в войну траулеры «Сайда», «Ф. Дзержинский», «Палтус», «Сом», «Кета», «Вороши­ лов», «Северный», «Иртыш», «Москва», «Ленинград». Судоремонтники тралфлота восстановили в войну 35 мотоботов, 14 парусников, десятки судов мелкого про­ мыслового флота. В начале 1942 года оказалось, что в Мурманске нет угля для рыболовных судов. Вообще-то уголь в городе, ионечно, был. Но это были стратегические запасы, сво­ его рода «НЗ» — неприкосновенный запас. Рассчитывать иа этот уголь не приходилось, и тут кто-то иэ рыбаков вспомнил, что в довоенное время у причалов угольной базы при бункеровке судов в воду падало много тогн лиеа. Решили проверить. На РТ-14 приспособили к стре* ле дрейфер и начали «вылавливать» уголь. Улов полу* чился солидным — три тысячи тонн. 13 рейсов сдела­ ли траулеры на этом подводном угле, добыли свыле ♦00 тысяч центнеров рыбы. Когда началась война, тралово-такелажная мастер­ ская флота была передана инженерному отделу Север­ ного военно-морского флота для вязки маскировочных сетей, а вскоре здание мастерской во время бомбеж* ки было сожжено вражеской авиацией* Как только на флоте иссякли запасы снаряжения, пришлось создавать новую тралово-такелажную ма­ стерскую. С трудом собрали в спортзале Дома между* рейсового отдыха 13 сетевязалыциц — большинство ра­ ботниц мастерской эвакуировалось. «Выручайте, доро­ гие, без тралов флоту не работать, а дать их должны вы!». В конце 1942 года в мастерской работало /же около 40 человек, причем половина иэ них научилась вязать тралы. Но помещение спортивного зала не устраивало — мастерские перебрались в полуразру­ шенное бомбой помещение морского техникума. Но вскоре возникло новое затруднение — кончились запа­ сы пряденэ. Ленинград, который до войны снабжал флот пряденом, был блокирован, а Архангельскую ка­ натную фабрику немцы разбомбили. Тогда собрали со складов все устаревшие тралы, распороли и начали сшивать их по-новому- Очень сложно было решать проблемы спецодеж­ ды, питания. До войны в Мурманске одна иэ мастерских артели «Полярный сапожник» специализировалась на ремонте сапог для рыбаков. С начала войны артель ликвидиро­ вали, а новые сапоги у рыбаков стали роскошью —• надо было ремонтировать старую обувь. И вот по всем кораблям и береговым предприятиям разнесся клич: «Кто знает сапожное дело, кому на берегу ра* ' ботать охота — в мастерскую тралфлота!». Опять с тру­ дом набрали специалистов сапожного дела, кое-кого подучили и все-таки вышли из положения. Рыбацкие робы, белье, рукавицы шила мастерская, где работали жены моряков и военнослужащих, быв* шие домохозяйки, которые еще в довоенное время учились на курсах кройки и шитья. Теперь они сели за швейные машины и обеспечивали тралфлот всей необ­ ходимой спецодеждой. (Продолжение следует). КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ УСКОРИТЕЛЬ Г З а о ч н ы м с е м и н а р председател ей : ХАРЬКОВ. История ис­ следования ядер и элемен­ тарных частиц, а также раз­ витие ускорителей заряжен­ ных частиц в Советском Со­ юзе неразрывно связаны с физико-техническим инсти­ тутом Академии наук Укра­ инской ССР. Здесь была впервые в СССР осуществ­ лена ядерная реакция. Еще в 1937 году в этом институ­ те был построен первый электростатический ускори­ тель на 4 миллиона элек- т р о н е о л ь т , на котором вы­ полнены эксперименты по «бомбардировке» атомных ядер быстрыми электроиа- ии. С 1947 года в институте решался широкий круг за­ дач по созданию ускорите­ лей на средние и высокие энергии для исследований в области ядерной физики. Первые односекцнонные ус­ корители электронов с энер­ гией 700 тысяч и 3,5 мил­ лиона электровольт в ФТИ были построены в 1051 —52 годах. Затем, к 1955 году появился более сложный двухсекционный ускоритель ва 30 миллионов электрон- вольт. В 1965 году вошел в строй бвлывой линейный ускори­ тель ФТИ — самый боль­ шой ускоритель такого типа. Сейчас на этом крупнейшем в Европе ускорителе ведется широкая программа работ. Ускоритель на 2000 мил­ лионов электронвольт — сложнейшее сооружение, длиной несколько сот мет­ ров. Вместе с тем точность изготовления и установки от­ дельных узлов в нем состав­ ляет единицы микрон, точ­ ность поддержания темпера­ туры 0,2 градуса, а продол­ жительность непрерывной бесперебойной работы может достигать сотен часов. В настоящее время уско­ ритель обладает отличными характеристиками пучка электронов, на котором вы­ полняется широкий круг фи­ зических экспериментов, по­ зволяющих проникать в тай­ ны микромира и продвигать ученых к разгадке свойств ядерной материи. На снимке: ускоритель электронов ФТИ АН УССР. Выходные устройства уско­ рителя. Начальник отдела ускорителей И. А. Гришаев н главный инженер отдела В. В. Кондратенко обсуж­ дают планируемые экспери­ менты. Фотохроника ТАС€, Н АШ экипаж начал промысловую работу в последнем году пя­ тилетии несколько с запозда­ нием. Траулер простоял лиш­ нее время в ремонте, так что в море мы вышли в начале февраля. И как всегда быва­ ет в таких случаях, команда пополнилась значительным числом новых людей, ранее ие знавших друг друга, не трудившихся вместе. Перед судовым комитетом, избранным в первом рейсе, стояла задача сплотить кол­ лектив, сделать его способ­ ным для решения всех во­ просов хозяйственной дея­ тельности. Следовало проду­ мать формы и методы воспита­ ния моряков, ор­ ганизации отды­ ха. Эти задачи об­ легчались тем, что основной со- ШШШШШЯШ став машинной команды коммунистическо­ го труда сохранился преж­ ний. Возглавлял ее ветеран норабля старший механик коммунист тов. Харитонов. Были старые работники ина других судовых участках. Они составляли ядро кол­ лектива. На него члены суд- кома и опирались, организо­ вывая соревнование за вы­ полнение рейсовых заданий, движение за звание ударни­ ков коммунистического тру­ да и экипажа в целом, О руководстве социали­ стическим соревнованием судовым комитетом я рас­ сказывал в прошлой статье, опубликованной в «Рыбном Мурмане». Цель сегодняш­ него выступления — пока­ зать, как у нас проходит борьба за коммунистиче­ ский труд, что неразрывно связано с воспитательной н общественной работой мо­ ряков. Когда судно вступило в эксплуатацию, в составе команды было всего семь ударников коммунистиче­ ского труда. Судовой коми­ тет при поддержке партий­ ной организации направил свои усилия на то, чтобы в это движение включились все моряки. Инициативу про я в ил а третья вахта, которой руко­ водит старший помощник капитана Геннадий Павло­ вич Орлов. Она первой взя­ ла высокое обязательство н призвала остальные вахты, службы последовать приме­ ру. В обязательстве нашли отражение такие пункты: «Производить спусн-водъем трала за 38 минут, на 4 ми­ нуты меньше норматива. 4 минуты сэкономить на каж- шли отражение и другие стороны жизни моряков. Вот, например, обяза* тельетво старпома то». Ор* лева. «К ленинскому юбилею завоевать звание ударника коммунистического труда. Постоянно совершенствовать свою квалификацию. Изу­ чать передовые методы про­ мыслового судовождения, применять их на нрактике. Добиваться максимального вылова рыбы на вахте... Быть активным в обществен­ ной работе. Оказывать по­ мощь в выпуске стенной га­ зеты и оформлении средств ПОЛОВИНА ЭКИПАЖА дом переходе с трала на трал». «Обеспечить обработ­ ку рыбы не менее 1,5 тон­ ны за 2 часа траления». «Добиться образцовой орга­ низации вахтенной службы». «Всем морякам вахты иметь общественные поручения и аькуратно выполнять их». Всего 16 пунктов. Обращение обсудили ос­ тальные вахты, бригада ко»- сервных мастеров, камбуз- кый состав. М а ш и н н а я команда, хотя и добилась ранее высокого звания, тем не менее наметила тоже ру­ бежи, выполнение которых подтверждало бы это зва­ ние. Кроме того, на судне раз­ вернулось индивидуальное соревнование за право на­ зываться ударником комму­ нистического труда. Члены экипажа в своих обязатель­ ствах указывали, как они намерены работать, участво­ вать в общественной жизни, повышать свой политический и общеобразовательный уро­ вень. В обязательствах на- наглядной агитации. Повы­ шать свой волитическнй уровень. Учиться в школе основ марксизма - лениниз­ ма...» Разумеется, соревнова­ ние тогда действенно, если оно проходит не формально, подводятся его итоги, если, моряки проявляют к нему интерес. К этому и стремит­ ся судовой комитет «Геннче- ека». По окончании рейса мы нроверяем итог совер­ шенного за плавание каж­ дым соревнующимся, вах­ той, коллективом в целом. Результаты сделанного вах­ той рассматривают старши­ на вахты, штурман и пред­ седатель судового комитета и свои выводы записывают в тетрадь, в которую внесено обязательство. При проверке той же 'тре­ тьей вахты во втором рейсе стало ясно: основные пунк­ ты обязательства выполня-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz