Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
ф А. КИСЕЛЕВ, А. КРАСНОБАЕВ. f rirmii liIим 1и 11 и1 iни1)н 1 nnrrrrm nnrmrrrгппгтггтггп!гтшттггтиттгтттпг^ В годы суровых И С ПЫТ А НИЙ (Продолжение. Нач. в М М 92—95). . Весной 1942 года один зэ другим погибли еще не сколько траулеров. Однако на судах флота уже накап ливался и боевой опыт^ Сначала траулеры были во* оружены старыми пулеметами системы «Льюис» и «М-1», а с лета 1942 года на судах появились полуавто матические пушки и новью зенитные пулеметы. Отдел боевой подготовки тралфлота организовал обучение всех рыбаков военным профессиям. И вот уже малень кий «Палтус» своими пулеметами отгоняет вражеский самолет, а моряки «Абрека» дважды заставляют вра жеских летчиков сбросить бомбы в море. Вот несколь ко выдержек иэ рейсовых донесений капитанов: «3 апреля 1942 года РТ-14 подвергся налету/немец кой авиации. Неприятельскими самолетами сброшены 4 бомбы. Упали в 30—50 метрах от корабля». «Первая половина апреля 1942 года. Траулер^ «Ким» в течение одного рейса пять раз подвергался обстре лу фашистских самолетов». <♦3 октября 1942 года. Траулер «Смена» встретил в море метыре плавающих мины». А сколько было хлопот с этими минами! Нужно бы ло внимательно следить за морем, чтобы заметить плавающую смерть и разойтись с ней или расстрелять из пушки. Однажды на РТ-37 выбирали трал. Все шло хорошо. Промышляли рыбаки удачно, настроение бы ло веселым. И вдруг дикий крик тралмейстера: «Стой! Стой!» Все бросились к месту, где стоял перепуганный моряк. Его лицо было серым, на скулах двигались жел ваки, а глаза впились в узел трала. Там, в сверкающем клубке рыбы лежал черный шар мины. Раздумывать не стали — трал обрезали и тихим ходом пошли в сторону, искренне жалея о брошенном улове* В первый год войны рыбакам тралфлота было раз решено промышлять всего в 12 квадратах, что состав ляло около одного процента к довоенной площади ло ва.*) В 1942 году, когда накопился опыт, когда все ры боловные суда были вооружены и в море могли по стоять за себя, площадь промысла была увеличена до 38, а в- 1943 году до 65 квадратов. Да и держаться на 9) До войны промысел шел в 1150 квадратах. промысле рыбаки старались кучнее, группами» чтобы в случае нападение помочь друг другу» Зимой 1942 года, впервые в военное время, для поисковых работ был выделе»* комбайн* «Осетр» под руководством капитана Соколова. «Осетр» обеспечил успешную работу группы судов, и руководители трал флота- послали на поиск рыбы еще один траулер — РТ-55 «Кета», только что вышедший иэ ремонта. Через год на флоте появился еще один поисковый траулер» Несмотря на гибель ряда судов, тралфлот в годы вой ны рос. Рос за счет кораблей, возвращенных иэ воен но-морского флота и вышедших иэ длительного ре монта. Помогал и Эпрон. Водолазы достали с морско го дна «Кумжу», «Навагу» и ряд других траулеров. К середине 1944 года в составе тралфлота насчитывалось 29 рыбопромысловых кораблей. А вот создание ремонтной базы тралового флот» пришлось начинать в войну с пустого места. Искали старые станки, оборудовали и утепляли помещения, подбирали кадры. Только начали ремонтные работы, как в- декабре 1942 года на мастерскую упали бомбы. Некоторые цехи, например, токарный, были совер шенно выведены иэ строя. Флот остался без ремонт ной базы. После этого решили оборудование рассре доточить в двух местах: часть оставили на старом ме сте, на территории рыбного порта, а другую отправили на противоположную сторону залива, в поселок Три ручья. Рассчитывали, если враг выведет иэ строя одну мастерскую, то другая будет работать. Ремонтники трудились по 16—20 часов в сутки, ибо приходилось одновременно ремонтировать траулеры, строить мастерские, общежитие, электростанцию и по могать залечивать раны военным судам. Неизменными участниками всех авралов были инженер Дзятко, прораб Лукашов, слесари Власов, Пальцев и другие. Через их руки прошли в войну траулеры «Сайда», «Ф. Дзержинский», «Палтус», «Сом», «Кета», «Вороши лов», «Северный», «Иртыш», «Москва», «Ленинград». Судоремонтники тралфлота восстановили в войну 35 мотоботов, 14 парусников, десятки судов мелкого про мыслового флота. В начале 1942 года оказалось, что в Мурманске нет угля для рыболовных судов. Вообще-то уголь в городе, ионечно, был. Но это были стратегические запасы, сво его рода «НЗ» — неприкосновенный запас. Рассчитывать иа этот уголь не приходилось, и тут кто-то иэ рыбаков вспомнил, что в довоенное время у причалов угольной базы при бункеровке судов в воду падало много тогн лиеа. Решили проверить. На РТ-14 приспособили к стре* ле дрейфер и начали «вылавливать» уголь. Улов полу* чился солидным — три тысячи тонн. 13 рейсов сдела ли траулеры на этом подводном угле, добыли свыле ♦00 тысяч центнеров рыбы. Когда началась война, тралово-такелажная мастер ская флота была передана инженерному отделу Север ного военно-морского флота для вязки маскировочных сетей, а вскоре здание мастерской во время бомбеж* ки было сожжено вражеской авиацией* Как только на флоте иссякли запасы снаряжения, пришлось создавать новую тралово-такелажную ма стерскую. С трудом собрали в спортзале Дома между* рейсового отдыха 13 сетевязалыциц — большинство ра ботниц мастерской эвакуировалось. «Выручайте, доро гие, без тралов флоту не работать, а дать их должны вы!». В конце 1942 года в мастерской работало /же около 40 человек, причем половина иэ них научилась вязать тралы. Но помещение спортивного зала не устраивало — мастерские перебрались в полуразру шенное бомбой помещение морского техникума. Но вскоре возникло новое затруднение — кончились запа сы пряденэ. Ленинград, который до войны снабжал флот пряденом, был блокирован, а Архангельскую ка натную фабрику немцы разбомбили. Тогда собрали со складов все устаревшие тралы, распороли и начали сшивать их по-новому- Очень сложно было решать проблемы спецодеж ды, питания. До войны в Мурманске одна иэ мастерских артели «Полярный сапожник» специализировалась на ремонте сапог для рыбаков. С начала войны артель ликвидиро вали, а новые сапоги у рыбаков стали роскошью —• надо было ремонтировать старую обувь. И вот по всем кораблям и береговым предприятиям разнесся клич: «Кто знает сапожное дело, кому на берегу ра* ' ботать охота — в мастерскую тралфлота!». Опять с тру дом набрали специалистов сапожного дела, кое-кого подучили и все-таки вышли из положения. Рыбацкие робы, белье, рукавицы шила мастерская, где работали жены моряков и военнослужащих, быв* шие домохозяйки, которые еще в довоенное время учились на курсах кройки и шитья. Теперь они сели за швейные машины и обеспечивали тралфлот всей необ ходимой спецодеждой. (Продолжение следует). КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ УСКОРИТЕЛЬ Г З а о ч н ы м с е м и н а р председател ей : ХАРЬКОВ. История ис следования ядер и элемен тарных частиц, а также раз витие ускорителей заряжен ных частиц в Советском Со юзе неразрывно связаны с физико-техническим инсти тутом Академии наук Укра инской ССР. Здесь была впервые в СССР осуществ лена ядерная реакция. Еще в 1937 году в этом институ те был построен первый электростатический ускори тель на 4 миллиона элек- т р о н е о л ь т , на котором вы полнены эксперименты по «бомбардировке» атомных ядер быстрыми электроиа- ии. С 1947 года в институте решался широкий круг за дач по созданию ускорите лей на средние и высокие энергии для исследований в области ядерной физики. Первые односекцнонные ус корители электронов с энер гией 700 тысяч и 3,5 мил лиона электровольт в ФТИ были построены в 1051 —52 годах. Затем, к 1955 году появился более сложный двухсекционный ускоритель ва 30 миллионов электрон- вольт. В 1965 году вошел в строй бвлывой линейный ускори тель ФТИ — самый боль шой ускоритель такого типа. Сейчас на этом крупнейшем в Европе ускорителе ведется широкая программа работ. Ускоритель на 2000 мил лионов электронвольт — сложнейшее сооружение, длиной несколько сот мет ров. Вместе с тем точность изготовления и установки от дельных узлов в нем состав ляет единицы микрон, точ ность поддержания темпера туры 0,2 градуса, а продол жительность непрерывной бесперебойной работы может достигать сотен часов. В настоящее время уско ритель обладает отличными характеристиками пучка электронов, на котором вы полняется широкий круг фи зических экспериментов, по зволяющих проникать в тай ны микромира и продвигать ученых к разгадке свойств ядерной материи. На снимке: ускоритель электронов ФТИ АН УССР. Выходные устройства уско рителя. Начальник отдела ускорителей И. А. Гришаев н главный инженер отдела В. В. Кондратенко обсуж дают планируемые экспери менты. Фотохроника ТАС€, Н АШ экипаж начал промысловую работу в последнем году пя тилетии несколько с запозда нием. Траулер простоял лиш нее время в ремонте, так что в море мы вышли в начале февраля. И как всегда быва ет в таких случаях, команда пополнилась значительным числом новых людей, ранее ие знавших друг друга, не трудившихся вместе. Перед судовым комитетом, избранным в первом рейсе, стояла задача сплотить кол лектив, сделать его способ ным для решения всех во просов хозяйственной дея тельности. Следовало проду мать формы и методы воспита ния моряков, ор ганизации отды ха. Эти задачи об легчались тем, что основной со- ШШШШШЯШ став машинной команды коммунистическо го труда сохранился преж ний. Возглавлял ее ветеран норабля старший механик коммунист тов. Харитонов. Были старые работники ина других судовых участках. Они составляли ядро кол лектива. На него члены суд- кома и опирались, организо вывая соревнование за вы полнение рейсовых заданий, движение за звание ударни ков коммунистического тру да и экипажа в целом, О руководстве социали стическим соревнованием судовым комитетом я рас сказывал в прошлой статье, опубликованной в «Рыбном Мурмане». Цель сегодняш него выступления — пока зать, как у нас проходит борьба за коммунистиче ский труд, что неразрывно связано с воспитательной н общественной работой мо ряков. Когда судно вступило в эксплуатацию, в составе команды было всего семь ударников коммунистиче ского труда. Судовой коми тет при поддержке партий ной организации направил свои усилия на то, чтобы в это движение включились все моряки. Инициативу про я в ил а третья вахта, которой руко водит старший помощник капитана Геннадий Павло вич Орлов. Она первой взя ла высокое обязательство н призвала остальные вахты, службы последовать приме ру. В обязательстве нашли отражение такие пункты: «Производить спусн-водъем трала за 38 минут, на 4 ми нуты меньше норматива. 4 минуты сэкономить на каж- шли отражение и другие стороны жизни моряков. Вот, например, обяза* тельетво старпома то». Ор* лева. «К ленинскому юбилею завоевать звание ударника коммунистического труда. Постоянно совершенствовать свою квалификацию. Изу чать передовые методы про мыслового судовождения, применять их на нрактике. Добиваться максимального вылова рыбы на вахте... Быть активным в обществен ной работе. Оказывать по мощь в выпуске стенной га зеты и оформлении средств ПОЛОВИНА ЭКИПАЖА дом переходе с трала на трал». «Обеспечить обработ ку рыбы не менее 1,5 тон ны за 2 часа траления». «Добиться образцовой орга низации вахтенной службы». «Всем морякам вахты иметь общественные поручения и аькуратно выполнять их». Всего 16 пунктов. Обращение обсудили ос тальные вахты, бригада ко»- сервных мастеров, камбуз- кый состав. М а ш и н н а я команда, хотя и добилась ранее высокого звания, тем не менее наметила тоже ру бежи, выполнение которых подтверждало бы это зва ние. Кроме того, на судне раз вернулось индивидуальное соревнование за право на зываться ударником комму нистического труда. Члены экипажа в своих обязатель ствах указывали, как они намерены работать, участво вать в общественной жизни, повышать свой политический и общеобразовательный уро вень. В обязательствах на- наглядной агитации. Повы шать свой волитическнй уровень. Учиться в школе основ марксизма - лениниз ма...» Разумеется, соревнова ние тогда действенно, если оно проходит не формально, подводятся его итоги, если, моряки проявляют к нему интерес. К этому и стремит ся судовой комитет «Геннче- ека». По окончании рейса мы нроверяем итог совер шенного за плавание каж дым соревнующимся, вах той, коллективом в целом. Результаты сделанного вах той рассматривают старши на вахты, штурман и пред седатель судового комитета и свои выводы записывают в тетрадь, в которую внесено обязательство. При проверке той же 'тре тьей вахты во втором рейсе стало ясно: основные пунк ты обязательства выполня-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz