Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

У ч е б а з а б о т а всего коллектива Э ТИ слова с полным ос­ нованием можно ска­ зать о людях Мурман­ ского лесотарного комбина­ та. И о тех, кто учится, и о тех, кто -помогает им, требу­ ет с них, порой сурово, но всегда доброжелательно. Еще каких-нибудь не­ сколько лет назад на пред­ приятии обо всем этом и ре- чн в помине не было. Тру­ дились на нем в основном женщины, старательные, добросовестные, но, увы, об образовании не помышляв­ шие. — Какая уж нам учеба, — отмахивались они от при­ глашений представителей ве­ черних школ. — Дело бы свое получше сделать — вот о чем думаешь, а дома стирка ждет, ребят обихо­ дить надо... Так было совсем еще, ка­ жется, недавно. Сейчас другое. Рая Кузнецова пришла на предприятие без среднего образования. Ее приняли ра­ бочей в автотранспортный цех. О дальнейшей учебе де­ вушка не задумывалась. За­ то об этом подумал коллек­ тив. С Раей беседовали не раз и не два, втянули в уче­ бу, и в результате на сего­ дня девушка закончила 10 классов школы рабочей мо­ лодежи. — Планы на дальнейшее? — отвечает она. — Учиться дальше. Добрые примеры у Раи веред глазами. Александра Зобнина, ста­ ночница, работая на комби­ нате, окончила школу рабо­ чей молодежи. Сейчас — на втором курсе Московского лесотехнического техникума. „Упорная работа над повыше­ нием знаний способствует и ее производственному росту. Летнее время, как известно. период отпусков. На участ­ ке, где трудится она, не бы­ вает проблемы замены мас­ тера в случае его отпуска или болезни, Зобнина до­ статочно подготовлена для того, чтобы при необходимо­ сти заменить его. Кстати говоря, на комби­ нате за последние годы 25 человек без отрыва от про­ изводства получили выешее и среднее техническое обра­ зование, выдвинуты в масте­ ра, начальники цехов. Так, электрик Василий Иванович Ковалевский окон­ чил школу рабочей молоде­ жи, затем — техникум. Те­ перь он работает электроме­ хаником. Станочницей начинала свой путь на предприятии Галина Васильевна Понома­ рева. Работу совмещала с учебой в вечерней школе, после окончания которой по­ ступила в Петрозаводский лесотехнический техникум. Трудолюбивую, настойчи­ вую работницу выдвинули в мастера бондарно-картонаж­ ного цеха. Такой же путь прошла ка комбинате Тамара Глады­ шева. Римма Николаевна Ку- лишникова закончила инсти­ тут. Из станочниц выросла в начальники цеха. Юрий Васильев пришел слесарем, а стал механиком. Ему также помогла в произ­ водственном росте учеба. Юра занимается заочно на 4-омкурсе Московского лесо­ технического техникума . Такие примеры можно пе­ речислять и перечислять. В настоящее время на номбинате осталось из всего коллектива только 25 чело­ век, не имеющих восьмилет- него образования. Это, в ос» новном, уже пожилые люди. Всей работой по организа­ ции общеобразовательной учебы здесь руководит спе­ циальная комиссия содейст­ вия, созданная при завкоме профсоюза. Возглавляет ее главный инженер номбината Владимир Николаевич Конд­ ратов. В состав комиссии входят председатель завкома вроф- союза, секретарь комсомоль­ ской организации, представи­ тели самих учащихся. На заседания комиссии приглашаются мастера, на­ чальники цехов. А это ведет н тому, что не возникает вн- каких недоразумений по во- иросам, связанным с учебой. Администрация идет во всем учащимся навстречу. С большим сомнением по* шли мы на такой шаг: выве­ сили экран успеваемости на- MHinnimmimmmHnmiiuiinit ших учащихся. А сомневаг лиеь потому, что опасались: увидят наши парни и девуш­ ки двойки в графах с их фа­ милиями и это отобьет у них охоту н продолжению учебы. Но опасения оказались на­ прасными. Наоборот, экран Бездействует на самолюбие учащихся, заставляет их бо­ роться за лучшие оценки. Ежегодно у нас после окончания учебного года проводится собрание заочни­ ков и учащихся вечерних школ. Лучшие за успехи поощряются администраци­ ей. Такое-то вот постоянное внимание партийной и проф­ союзной организаций, руко­ водителей предприятия н учебе молодых производ­ ственников и обеспечивает положение, когда все мень­ ше и меньше у нас остается рабочих, не имеющих хотя бы восьмилетнего образова­ ния. 3. СОРОКА, инженер по подготовке кадров Мур­ манского лесотарного ком­ бината. Радиогазета ва корабле В определенные часы п« судовой радиотрансляции звучат голос диктора: »Гсво» рнт радиоузел «Алтая»; Слушайте очередной номер вашей радиогазеты!». И свободные от вахты моряки большого мороэиль* ного траулера «Алтай» с ин­ тересом слушают. В про грамме газеты н обзор меж­ дународных событий, и ве­ сти из родной страны, щ конечно, музыка. Уделяет внимание радиогазета н внутрисудовым насущным делам, помогая администра­ ции и общественным органи­ зациям судна в мобилиза­ ции экипажа на успешное решение поставленных пе­ ред ним задач. РедактируетJ газету секретарь комсомоль­ ской организации корабля Григорий Никифоров. Ему активно помогает член бюро комсомольской организации Валентина Цекнна. За ми­ нувший рейс на БМРТ «Ал­ тай» выпущено шееть номе­ ров радиогазеты. А. КОТОВ, Ж:?:*-' & Рая КУЗНЕЦОВА. Александра ЗОБНИНА. • А КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕВ. • (|1!Н1НН1!11>1III1II1IIIIIHilllIIUIIIIlllitltIIIIIIIllllIIIIUIIIIllIIlUUHltHlilliУH9II11П1!ШШН1 В годы суровых И С ПЫТ А НИЙ {Продолжение. Нан . е ЛШ 92—94). * Но прошли первые месяцы, военная жизнь стеле нормой. Кому положено было воевать — воевали* остальные трудились для фронта. Стало ясно, что война затягивается и надо быть готовым к долгим ис­ пытаниям. В этот период и принимается решение — возобно­ вить лов рыбы, нужной для армии н тыла. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Фо- рощуку и И. Е. Кононову поручили начать промысел. Дело это было нелегким. Во-первых, все исправные суда влились в состав Се­ верного военно-морского флота и воевали. Оставались 17 «невоеннообязанных» траулеров, требующих ремон­ та. Тем не менее на них-то и нужно было идти в море на лов рыбы. Во-вторых, почти все кадровые рыбаки тралфлота ушли на фронт, унеся с собой рыбацкий опыт, муж­ скую силу и сноровку. Нужно было учить делу подро­ стков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот, как только этого потребовала воен- ная жизнь. В-третьих, надо было менять всю методику трало­ вого лова, ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте, искать туман, чтобы он спрятал от самолетов и подвод­ ных лодок, работать по 16 часов в сутки и тралить, и шкерить, и дежурить у пулеметов. В-четвертых, приходилось ловить рыбу не там, где промышляли раньше, где был изучен грунт и течение, и где всегда была рыба, а в новых местах, малоиз­ вестных. И, наконец, нужно было уметь ловить рыбу без со­ ветов с берега, без радиосвязи (иначе запеленгуют и потопят), работать в постоянной готовности к беде, которую носли плавучие мины, подводные лодкй и са­ молеты врага. Первоначально пытались наладить лов в Белом мо­ ре. Но рейсы траулеров «Ким» и «Абрек» окончились с худым результатом — неоднократные траления уло­ ва не принесли. Тогда рыбаки запросили разрешения ловить рыбу ш Баренцевом море и одновременно обратились к командованию Беломорской военной флотилии с просьбой дать траулерам охрану. «Добро» на выход в Баренцево море дали, а вот охраны — нет — у во­ енной флотилии не хватало дяя этого сил. Первые траулеры, начавшие промысел в августе» сентябре 1941 года, не имели никакого специального снаряжения, никакого вооружения и никакого опыта работы в условиях военного времени. И тем не менее «рыбопромысловая операция», которую можно назвать дерзкой, прошла успешно. Моряки под руководством Ивана Николаевича Демидова взяли хороший улов и с полными трюмами возвратились в порт. На подходе к берегу подстерегла беда. Один из траулеров РТ-8 «Сельдь» погиб вместе со всем экипажем. Первые жертвы не испугали и не остановили рыбаков. Стране нужна была рыба, и они шли ее добывать. Промысловые рейсы проводились так. Из Архан­ гельска траулеры шли в Кемь и там запасались углем. Из Кеми суда направлялись ловить рыбу в Баренцево море, где дежурили вражеские подлодки и самолеты. Промышляпи траулеры в прибрежных районах у Кани­ на, Кильдина, в Мотовском заливе. Экипаж «Семги» под командованием капитана И. Е. Кононова за 5 месяцев 1941 года выловил 5739 цент­ неров рыбы, команда «Водника» под руководством Г, С. Форощука — 4641 центнер. Всего за военный пе­ риод 1941 года траулеры добыли свыше 50 тысяч цент­ неров рыбы. Когда Архангельский порт сковали льды, траулеры снова стали базироваться на Мурманск. Одним из первых освоил промысел в условиях вой­ ны экипаж РТ-2 «Ерш» под командованием Василия Ни­ колаевича Буряка. Работа в ночное время, в незнакомых местах, с неопытной командой была делом сложным» И тем не менее экипаж РТ-2 .«Ерш» справился со всеми трудностями и за август—октябрь 1941 года сдал на базу в Архангельск 5 тысяч центнеров рыбы. Однако в очередном рейсе «Ерш» встретился со сплошными торосистыми льдами. Экипаж решил бы­ ло пробиться в Баренцево море к Мурманску, но силь­ ный встречный ветер заставил лечь в дрейф- На суд­ не все меньше становилось угля, таяли продовольст­ вие и надежды на освобождение иэ ледяного плена. Тогда большая часть команды— (24 человека) реши­ ла отправиться к берегу по льду. Четверо суток бедо­ вали моряки, пока добрались до Архангельска. Осталь­ ные зазимовали во льдах н» судне до конца едрел* ♦94 2 года. Летом «Ерш» продолжил свой затянувшийся рейс* промышлял у Канина, в районе Мурманского берега» И опять ему не повезло. Как-то у причала Мурманске* го порта во время налета гитлеровских самолетов о/и на иэ бомб угодила в траулер. Она пробила палубу и борт. Двое моряков были тяжело ранены. Нокомап* да не растерялась, подвела под корпус пластырь* траулер остался на плаву, но вместо рейса отправился в ремонт. Через полгода, когда траулер малость под* лечили и он уже был готов идти в море, осколки бомб снова изрешетили его корпус. Снова ремонт. Да, трудно было флоту и на берегу, в родном аор* ту. Гитлеровские самолеты регулярно опорожняли свон бомбовые люки над Кольским заливом, где стояли ко* рабли. Два траулера — «Семга» и «Водник» — погиб-* ли от бомб у причала. Ветеран тралового флота Л. П. Степунин вспоминает: • * . • • * *.;С1 fbtfi? «Это было 4 апреля 1942 года в первом часу ночи у четвертого причала рыбного порта, где стоял^ РТ-А1 «Водник». Я дежурил в ту ночь в диспетчерской тр*а** флота. Помню, раздался страшнейший грохот, все содрогнулось. Кто был в диспетчерской, выскочили* бросились к причалу. Оказалось, что немецкая бомба угодила между причалом и бортом «Водника» и раз-* воротила ему корму. За две минуты траулер пошел ко дну. Вахте, что была на судне чудом повезло, успе* ли выскочить. Были неприятности и иного рода. У тралфлота в Мур* манске не оказалось ремонтной базы, так как все обо* рудование в начале войны опрометчиво эвакуировали* Базу пришлось создавать заново. И хотя весь флот на* считывал 17 кораблей, ремонтных хлопот с этими суд»* ми-«полуинвалидами» хватало по горйо, . . . . Особенно тяжелыми были для тралового флота первая военная зима и лето сорок второго года» Вра* жеская авиация изо дня в день бомбила город, р**6» ный порт, причалы, рыбокомбинат, корабли. Однажды РТ-19 «Коминтерн» привез с промысла страшный «су* венир» — в корпусе застряла неразорвавшаяся авмн бомба. Бомбу разрядили и сдали как экспонат в Дом культуры. В январе 1942 года немецкая подводная лодка тор* педировала РТ-67 «Енисей». В шторм, пургу иаии1аМ В. М. Маевский организовал спасение экипажа. Много миль отделяло моряков: от берега, но закалка, русский характер и вера в свои силы помогли рыбакам «Ени­ сея» — они на веслах дошли до Варзино* * ОТМ * прибыли в Мурманск. {Продолжение еледуетк

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz