Рыбный Мурман. 1970 г. Август.
У ч е б а з а б о т а всего коллектива Э ТИ слова с полным ос нованием можно ска зать о людях Мурман ского лесотарного комбина та. И о тех, кто учится, и о тех, кто -помогает им, требу ет с них, порой сурово, но всегда доброжелательно. Еще каких-нибудь не сколько лет назад на пред приятии обо всем этом и ре- чн в помине не было. Тру дились на нем в основном женщины, старательные, добросовестные, но, увы, об образовании не помышляв шие. — Какая уж нам учеба, — отмахивались они от при глашений представителей ве черних школ. — Дело бы свое получше сделать — вот о чем думаешь, а дома стирка ждет, ребят обихо дить надо... Так было совсем еще, ка жется, недавно. Сейчас другое. Рая Кузнецова пришла на предприятие без среднего образования. Ее приняли ра бочей в автотранспортный цех. О дальнейшей учебе де вушка не задумывалась. За то об этом подумал коллек тив. С Раей беседовали не раз и не два, втянули в уче бу, и в результате на сего дня девушка закончила 10 классов школы рабочей мо лодежи. — Планы на дальнейшее? — отвечает она. — Учиться дальше. Добрые примеры у Раи веред глазами. Александра Зобнина, ста ночница, работая на комби нате, окончила школу рабо чей молодежи. Сейчас — на втором курсе Московского лесотехнического техникума. „Упорная работа над повыше нием знаний способствует и ее производственному росту. Летнее время, как известно. период отпусков. На участ ке, где трудится она, не бы вает проблемы замены мас тера в случае его отпуска или болезни, Зобнина до статочно подготовлена для того, чтобы при необходимо сти заменить его. Кстати говоря, на комби нате за последние годы 25 человек без отрыва от про изводства получили выешее и среднее техническое обра зование, выдвинуты в масте ра, начальники цехов. Так, электрик Василий Иванович Ковалевский окон чил школу рабочей молоде жи, затем — техникум. Те перь он работает электроме хаником. Станочницей начинала свой путь на предприятии Галина Васильевна Понома рева. Работу совмещала с учебой в вечерней школе, после окончания которой по ступила в Петрозаводский лесотехнический техникум. Трудолюбивую, настойчи вую работницу выдвинули в мастера бондарно-картонаж ного цеха. Такой же путь прошла ка комбинате Тамара Глады шева. Римма Николаевна Ку- лишникова закончила инсти тут. Из станочниц выросла в начальники цеха. Юрий Васильев пришел слесарем, а стал механиком. Ему также помогла в произ водственном росте учеба. Юра занимается заочно на 4-омкурсе Московского лесо технического техникума . Такие примеры можно пе речислять и перечислять. В настоящее время на номбинате осталось из всего коллектива только 25 чело век, не имеющих восьмилет- него образования. Это, в ос» новном, уже пожилые люди. Всей работой по организа ции общеобразовательной учебы здесь руководит спе циальная комиссия содейст вия, созданная при завкоме профсоюза. Возглавляет ее главный инженер номбината Владимир Николаевич Конд ратов. В состав комиссии входят председатель завкома вроф- союза, секретарь комсомоль ской организации, представи тели самих учащихся. На заседания комиссии приглашаются мастера, на чальники цехов. А это ведет н тому, что не возникает вн- каких недоразумений по во- иросам, связанным с учебой. Администрация идет во всем учащимся навстречу. С большим сомнением по* шли мы на такой шаг: выве сили экран успеваемости на- MHinnimmimmmHnmiiuiinit ших учащихся. А сомневаг лиеь потому, что опасались: увидят наши парни и девуш ки двойки в графах с их фа милиями и это отобьет у них охоту н продолжению учебы. Но опасения оказались на прасными. Наоборот, экран Бездействует на самолюбие учащихся, заставляет их бо роться за лучшие оценки. Ежегодно у нас после окончания учебного года проводится собрание заочни ков и учащихся вечерних школ. Лучшие за успехи поощряются администраци ей. Такое-то вот постоянное внимание партийной и проф союзной организаций, руко водителей предприятия н учебе молодых производ ственников и обеспечивает положение, когда все мень ше и меньше у нас остается рабочих, не имеющих хотя бы восьмилетнего образова ния. 3. СОРОКА, инженер по подготовке кадров Мур манского лесотарного ком бината. Радиогазета ва корабле В определенные часы п« судовой радиотрансляции звучат голос диктора: »Гсво» рнт радиоузел «Алтая»; Слушайте очередной номер вашей радиогазеты!». И свободные от вахты моряки большого мороэиль* ного траулера «Алтай» с ин тересом слушают. В про грамме газеты н обзор меж дународных событий, и ве сти из родной страны, щ конечно, музыка. Уделяет внимание радиогазета н внутрисудовым насущным делам, помогая администра ции и общественным органи зациям судна в мобилиза ции экипажа на успешное решение поставленных пе ред ним задач. РедактируетJ газету секретарь комсомоль ской организации корабля Григорий Никифоров. Ему активно помогает член бюро комсомольской организации Валентина Цекнна. За ми нувший рейс на БМРТ «Ал тай» выпущено шееть номе ров радиогазеты. А. КОТОВ, Ж:?:*-' & Рая КУЗНЕЦОВА. Александра ЗОБНИНА. • А КИСЕЛЕВ. А. КРАСНОБАЕВ. • (|1!Н1НН1!11>1III1II1IIIIIHilllIIUIIIIlllitltIIIIIIIllllIIIIUIIIIllIIlUUHltHlilliУH9II11П1!ШШН1 В годы суровых И С ПЫТ А НИЙ {Продолжение. Нан . е ЛШ 92—94). * Но прошли первые месяцы, военная жизнь стеле нормой. Кому положено было воевать — воевали* остальные трудились для фронта. Стало ясно, что война затягивается и надо быть готовым к долгим ис пытаниям. В этот период и принимается решение — возобно вить лов рыбы, нужной для армии н тыла. Ветеранам тралового флота капитанам И. Н. Демидову, Г. С. Фо- рощуку и И. Е. Кононову поручили начать промысел. Дело это было нелегким. Во-первых, все исправные суда влились в состав Се верного военно-морского флота и воевали. Оставались 17 «невоеннообязанных» траулеров, требующих ремон та. Тем не менее на них-то и нужно было идти в море на лов рыбы. Во-вторых, почти все кадровые рыбаки тралфлота ушли на фронт, унеся с собой рыбацкий опыт, муж скую силу и сноровку. Нужно было учить делу подро стков, женщин. Помогали в этом пенсионеры, которые вернулись во флот, как только этого потребовала воен- ная жизнь. В-третьих, надо было менять всю методику трало вого лова, ловить рыбу ночью, в абсолютной темноте, искать туман, чтобы он спрятал от самолетов и подвод ных лодок, работать по 16 часов в сутки и тралить, и шкерить, и дежурить у пулеметов. В-четвертых, приходилось ловить рыбу не там, где промышляли раньше, где был изучен грунт и течение, и где всегда была рыба, а в новых местах, малоиз вестных. И, наконец, нужно было уметь ловить рыбу без со ветов с берега, без радиосвязи (иначе запеленгуют и потопят), работать в постоянной готовности к беде, которую носли плавучие мины, подводные лодкй и са молеты врага. Первоначально пытались наладить лов в Белом мо ре. Но рейсы траулеров «Ким» и «Абрек» окончились с худым результатом — неоднократные траления уло ва не принесли. Тогда рыбаки запросили разрешения ловить рыбу ш Баренцевом море и одновременно обратились к командованию Беломорской военной флотилии с просьбой дать траулерам охрану. «Добро» на выход в Баренцево море дали, а вот охраны — нет — у во енной флотилии не хватало дяя этого сил. Первые траулеры, начавшие промысел в августе» сентябре 1941 года, не имели никакого специального снаряжения, никакого вооружения и никакого опыта работы в условиях военного времени. И тем не менее «рыбопромысловая операция», которую можно назвать дерзкой, прошла успешно. Моряки под руководством Ивана Николаевича Демидова взяли хороший улов и с полными трюмами возвратились в порт. На подходе к берегу подстерегла беда. Один из траулеров РТ-8 «Сельдь» погиб вместе со всем экипажем. Первые жертвы не испугали и не остановили рыбаков. Стране нужна была рыба, и они шли ее добывать. Промысловые рейсы проводились так. Из Архан гельска траулеры шли в Кемь и там запасались углем. Из Кеми суда направлялись ловить рыбу в Баренцево море, где дежурили вражеские подлодки и самолеты. Промышляпи траулеры в прибрежных районах у Кани на, Кильдина, в Мотовском заливе. Экипаж «Семги» под командованием капитана И. Е. Кононова за 5 месяцев 1941 года выловил 5739 цент неров рыбы, команда «Водника» под руководством Г, С. Форощука — 4641 центнер. Всего за военный пе риод 1941 года траулеры добыли свыше 50 тысяч цент неров рыбы. Когда Архангельский порт сковали льды, траулеры снова стали базироваться на Мурманск. Одним из первых освоил промысел в условиях вой ны экипаж РТ-2 «Ерш» под командованием Василия Ни колаевича Буряка. Работа в ночное время, в незнакомых местах, с неопытной командой была делом сложным» И тем не менее экипаж РТ-2 .«Ерш» справился со всеми трудностями и за август—октябрь 1941 года сдал на базу в Архангельск 5 тысяч центнеров рыбы. Однако в очередном рейсе «Ерш» встретился со сплошными торосистыми льдами. Экипаж решил бы ло пробиться в Баренцево море к Мурманску, но силь ный встречный ветер заставил лечь в дрейф- На суд не все меньше становилось угля, таяли продовольст вие и надежды на освобождение иэ ледяного плена. Тогда большая часть команды— (24 человека) реши ла отправиться к берегу по льду. Четверо суток бедо вали моряки, пока добрались до Архангельска. Осталь ные зазимовали во льдах н» судне до конца едрел* ♦94 2 года. Летом «Ерш» продолжил свой затянувшийся рейс* промышлял у Канина, в районе Мурманского берега» И опять ему не повезло. Как-то у причала Мурманске* го порта во время налета гитлеровских самолетов о/и на иэ бомб угодила в траулер. Она пробила палубу и борт. Двое моряков были тяжело ранены. Нокомап* да не растерялась, подвела под корпус пластырь* траулер остался на плаву, но вместо рейса отправился в ремонт. Через полгода, когда траулер малость под* лечили и он уже был готов идти в море, осколки бомб снова изрешетили его корпус. Снова ремонт. Да, трудно было флоту и на берегу, в родном аор* ту. Гитлеровские самолеты регулярно опорожняли свон бомбовые люки над Кольским заливом, где стояли ко* рабли. Два траулера — «Семга» и «Водник» — погиб-* ли от бомб у причала. Ветеран тралового флота Л. П. Степунин вспоминает: • * . • • * *.;С1 fbtfi? «Это было 4 апреля 1942 года в первом часу ночи у четвертого причала рыбного порта, где стоял^ РТ-А1 «Водник». Я дежурил в ту ночь в диспетчерской тр*а** флота. Помню, раздался страшнейший грохот, все содрогнулось. Кто был в диспетчерской, выскочили* бросились к причалу. Оказалось, что немецкая бомба угодила между причалом и бортом «Водника» и раз-* воротила ему корму. За две минуты траулер пошел ко дну. Вахте, что была на судне чудом повезло, успе* ли выскочить. Были неприятности и иного рода. У тралфлота в Мур* манске не оказалось ремонтной базы, так как все обо* рудование в начале войны опрометчиво эвакуировали* Базу пришлось создавать заново. И хотя весь флот на* считывал 17 кораблей, ремонтных хлопот с этими суд»* ми-«полуинвалидами» хватало по горйо, . . . . Особенно тяжелыми были для тралового флота первая военная зима и лето сорок второго года» Вра* жеская авиация изо дня в день бомбила город, р**6» ный порт, причалы, рыбокомбинат, корабли. Однажды РТ-19 «Коминтерн» привез с промысла страшный «су* венир» — в корпусе застряла неразорвавшаяся авмн бомба. Бомбу разрядили и сдали как экспонат в Дом культуры. В январе 1942 года немецкая подводная лодка тор* педировала РТ-67 «Енисей». В шторм, пургу иаии1аМ В. М. Маевский организовал спасение экипажа. Много миль отделяло моряков: от берега, но закалка, русский характер и вера в свои силы помогли рыбакам «Ени сея» — они на веслах дошли до Варзино* * ОТМ * прибыли в Мурманск. {Продолжение еледуетк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz