Рыбный Мурман. 1970 г. Август.

Х Р О Н И К А ПАРТИЙНОЙ Ж И З Н И Партийный комитет «Сеа- рыбголодфлота» провел сове» щание секретарей партийных организаций и старшего ко« мандного состава судов, нахо­ дящихся а порту. Перед участ* никами совещания с докладом «О роли партийных, обществ венных организаций, команд* ного состава в борьбе с хнще« ниями социалистической соб­ ственности» выступил началь* нин ОБХСС охраны рыбного порта тов. Михайлюк. Зам. секретаря парткома П. Л. Галаев свое выступление на совещании посвятил вопро­ сам повышения роли команд* ного состава в коммунисшче* ском воспитании моряков. На заседании партийного ко* митета сельдяного флота об* суждены результаты работы экипажей СРТ №№» <7, 427, 4182 по выполнению задач. вытекающих на Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС * ЦК BJIKCM «Об улучшении использования резервов производства и уси< лении режима экономии в на­ родном хозяйстве». С докладами на заседании выступили к а п и т а ны СРТ №М2 17. 427, 4182 тт. Бари* нов, Богословский, Сафронов* В парткоме тралового фло* та состоялось обсуждение ра­ боты партийной организации РТ-273 «Смоленск». С до*ла« дом выступил секретарь пари организации тов. Доносов. Члены партийного комитета отметили недостатки и упуще* ния в партийной работе на о.уд« не и подсказали секретарю парторганизации, который со* вершил на «Смоленске» пока три рейса, пути их устранения. За коллективный договор В ОТВЕТЕ КАЖДЫЙ В КОЛЛЕКТИВНОМ договоре, заключенном на 1970 год между администрацией тра­ лового флота и базовым комитетом профсоюза, нашли свое отраже­ ние те большие задачи, которые фло­ ту предстоит выполнить в завершаю­ щем году пятилетки. Как воплощаются в практические дела обязательства, принятые по коллективному договору? Об этом шла речь на состоявшейся профсо­ юзной конференции флота. В докладах начальника флота Ю . Н. Быстрова и председателя ба­ зового комитета А. И. Кирьянова бы* 'ли приведены многие факты, свиде­ тельствующие о том, что обе заинте­ ресованные стороны со всей настой- яивостыо стремятся провести каж­ дый пункт колдоговора в жизнь. Так, досрочно осуществлено пяти* йетнее задание по росту производи­ тельности труда — одному из важ­ нейших показателей в работе коллек­ тива, а также по выработке консер­ вов и рыбьего жира. Экипажи 102 кораблей завершили выполнение своих пятилетних зада­ ний по выпуску пищевой продукции. В целом флот в соответствии со своим обязательством должен пяти­ летку по производству пищевой про­ дукции выполнить к 15 декабря и дать сверхплановой продукции на 3 миллиона рублей. Руководство флота, базовый коми- лгет профсоюза на протяжении всего полугодия принимали все меры для повышения действенности социали­ стического соревнования моряков за выполнение этих обязательств. Кол­ лектив флота был отмечен за этот период высокими наградами — юби­ лейной ленинской Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС и Почетной грамо­ той Президиума Верховного Совета РСФСР . Лучших результатов в соревнова­ нии в честь Дня рыбака и 50-летнего юбилея флота добились экипажи ППР, «Ван-Дейк», БМРТ-425 «Параллакс», РТ-330 «Молодогвардеец», возглав­ ляемые капитанами В. В. Лукьяно* вым, Л. Ф . Беляковым и Л. И. Не- зговоровым. В соответствии с коллективным договором в первом полугодии мно­ гое делалосв для улучшения отдыха рыбаков и членов их семей. За это время около 300 человек -получили путевки в санатории, более 500 —• в дома отдыха. Свыше 130 семей от­ дыхали в дачном поселке «Рыбак Заполярья». К услугам рыбаков имелись в большом количестве туристические путевки. Свыше 800 детей моряков флота летнее время провели в пионерских лагерях. Однако в выполнении производ­ ственного плана и принятых обяза­ тельств по ряду позиций допущено отставание. Так. по добыче рыбы план первого полугодия выполнен лишь на 98,3 процента. Недодано к плану пищевой продукции более 260 тысяч центнеров. Экипажи лишь 67, из 169 судов справились с полугодо­ вым планом и обязательствами. Участники конференции отметили и другие серьезные упущения в вы­ полнении коллективного договора. Хотя число нарушений всякого ро­ да по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось и резко со­ кратилась неявка членов экипажей к отходу судов по неуважительным причинам, положение с состоянием трудовой и производственной дисци­ плиной все еще оставляет желать много лучшего. Не может не вызы­ вать тревогу и тот факт, что более тысячи работников флота побывали за полугодие в медвытрезвителе. .А это говорит, о том, что борьба с пья­ ницами, прогульщиками еще не при­ обрела такого накала и размаха, ка­ кой она должна была бы иметь. Ад­ министрация судов, профсоюзные ор­ ганизации все еще слабо используют в борьбе с нарушителями всю полно­ ту предоставленных им прав. На конференции приводился та­ кой пример. При заключении коллек­ тивного договора сторонами не было достигнуто соглашения по вопросу о поднятии тяжестей на борт корабля. По протоколу разногласий зам. на­ чальника главка «Севрыба» тов. Гех* май и председатель обкома профсою­ за тов. Тимофеев приняли решение, обязывающее руководство порта обес? печить при производстве судоремонт* ных работ выгрузку и погрузку на суда деталей и узлов весом более 60 килограммов средствами механиза* ции порта. Решение есть, а дело с места пе двинулось. Как рассказал старший механик подменного экипажа № 10 тов. Панченко, в июле им пришлось обслуживать РТ-210 в момент, когда там ремонтировалась, траловая лебед­ ка. Понадобилось поднять детали ле* бедкн на борт. Своими силами делать это опасно: можно и детали за борт уронить, и людям физические повреж* дения причинить. Обратились за помощью к кранов­ щику соседнего бездействовавшего портального крана. Тот помочь отка­ зался. Воздействовать на него никто не смог. Существенные нарекания на кон­ ференции были высказаны по пово­ ду того, что со стороны администра­ ции флота допускаются нарушения графика отпусков. Нередко задер­ живается начисление зарплаты от­ пускникам и т. д. Конференция в принятом решения нацелила внимание коллектива фло­ та на задачах, стоящих но осущест­ влению коллективного договора во втором полугодии. Одобрена инициатива передовых экипажей по развертыванию боевого соревнования и подготовке достой­ ной встречи XX IV съезда КПСС. Конференция призвала всех моряков флота поддержать инициативу пере­ довиков, С. АНДРЕЕВ. Включившись в социалистическое со* ревнование за достойную встречу XXIV, съезда КПСС» труженики железнодоз рожчог» - рыбмого «wpw аЬ и запись работать еще лучше, повсеМест-* но бороться за безаварийность дииже* ния. Большой вклад в общее д ою коп-? \ лектнва вносят составитель поездов В. И, Григораш м машинист тсвяояоэа В, П. Николаев, которых вы вмдитв на :ним* не- Фото С. Данилова. а. Киселев, а. краснобаев. ЦШ 1 ПШШШШПШШШПШШШШШШИIIШШ1Ш1ШШНМПШШШШHiltПИШИIIIШНШИПI!Iш; юноши В годы суровых И С П Ы Т А Н И Й Р АННИМ утром 22 июня 1941 года над Мурман-* ском появились немецкие самолеты. Великая Отечесгвенная война застала рыбаков Мурмана за обычными делами. Большинство траулеров были в море, ловили рыбу; часть кораблей стояла в порту под разгрузкой; несколько судов находились у причалов судоверфи в ремонте. В 12 часов дня моряки тралфлота вместе со всеми советскими людьми услышали правительственное со­ общение о вероломном нападении фашистской Герма­ нии на Советский Союз. А в 16 часов 30 минут капи­ таны траулеров, находящихся на промысле, получили приказ немедленно возвращаться в порт. Суда Мурманского тралфлота в это время были разбросаны по различным районам Баренцева моря. Некоторые находились в 500—600 милях от родного берега. Вернуться в порт для многих экипажей оказа­ лось делом нелегким: в море появились гитлеровские подводные лодки. Немецкие самолеты, поднявшись с аэродромов Северной Норвегии, патрулировали мор­ ское побережье. Тем не менее, капитаны рыболовных судов, их команды сделали все, чтобы выполнить пер­ вое боевое зэдание — благополучно вернуться 6 порт. Вот что рассказывал о начале войны капитан трал­ флота М. В. Титов: «Траулер «Ленинград» шел в очередной рейс. Во­ круг расстилалось бескрайнее море Баренца, удиви­ тельно спокойное в этот июньский день, а над ним та­ кое же спокойное и ясное небо. У нас только что со­ стоялось производственное совещание команды. Вы­ шел очередной «боевой листок». Траулер приближался к траверзу Нордкапа, когда •о мне в каюту вошел радист и сообщил, что через несколько минут по радио будет передаваться выступ* ление Молотова. Вся команда собралась в салоне, и мы услышали о неслыханном вероломстве немецкое фашистских разбойников. Тут же у репродуктора состоялся митинг. Выступав ли все. Говорили коротко, взволнованно, Каждый */о- ряк готов был сменить мирный промысел на полную опасностей боевую жизнь краснофлотца. Не имея спе­ циальных указаний, я, однако, решил, что продвигаться дальше на запад не следует, и отошел сначала на норд, к 72-й параллели, а потом повернул на ост. Вскоре был получен по радио приказ возвращаться без задержки в порт». 47 траулеров Мурманского промыслового флота за* стала война в море. В особенно трудном положении оказались РТ-32 «Кумжа», РТ-41 «М. Горький» и РТ-43 «Рыбец», ловившие рыбу у острова Медвежий. Двое с половиной суток шли они зигзагообразными курсами, стремясь избежать встречи с врагом. Траулеры из восточного сектора Баренцева моря по приказу Наркомата рыбной промышленности сра­ зу пошли в Архангельск. 8 сильнейший, туман они на­ толкнулись в горле Белого моря на массы дрейфую­ щего льда, но избежали аварий и благополучно во.или в устье Северной Двины. В силу того, что бомбежки Мурманска все усилива­ лись, было решено эвакуировать в Архангельск еще 15 траулеров, три больших приемно-транспортных . судна и яхту «Жемчужина Севера». Одновременно началась эвакуация морем и по железной дороге берегового, имущества тралового флота. Запасы сырья, станки, оборудование вывозились в Архангельск. На погрузке и разгрузке имущества ежедневно почти до конца ав­ густа 1941 года работали сотни рыбаков. В июле пере* брался в Архангельск управленческий аппарат трал­ флота. Туда же была эвакуирована механическая мас­ терская междурейсового ремонта судов. Закончилась мирная промысловая жизнь. Стаханов­ ские вахты, рекорды, соревнования между экипажами, борьба за план — все осталось позади .t Вязрэтн были опасные военные будни, долгие месяцы «шдеиий* жертв, борьбы. Часть траулеров вместе с командами сразу ые во­ шла в состав Северного военно-морского* флота. Эти суда переоборудовались, вооружались, экипажи попол­ нялись опытными комендорами, сигнальщиками, свя-* эистами, члены команд успешно учились военным спе« циальностям. Мобилизация флота проходила в обстановке суро­ вой ответственности и высокого гражданского пафоса* Моряки тралфлота, как и все честные советские люди* рвались на фронт. В первые часы войны в Мурманский военкомат об­ ратились капитаны траулеров РТ-29 «Киров» и РТ-45 «Двина» А. И. Стрельбицкий и А. А. Егоров, от имени своих команд они просили зачислить их экипажи на военную службу и разрешить воевать на своих кораб­ лях. За 15 дней войны из 35 траулеров, оставшиеся в Мурманске, 30 были переданы Северному флоту, а всего из тралфлота было мобилизовано 46 траулеров. Как правило, командирами кораблей оставэянсь капи­ таны тралового флота, командирами БЧИ-и БЧ-5 — старшие штурманы и старшие механики. Тралфлот дал и много других военных> специалистов: радистов/ ру* левых, мотористов, сигнальщиков. На причалы рыбного порта выгружались артилле­ рийские орудия, глубинные мины, снаряды, ящикй оат- •рсиов. Экипажи тральщиков с утра до вечера устанав­ ливали вооружение, попутно изучая его и тренируясь* Моряки были расписаяы по боевым .постам. .’В часы воздушных налетов на Мурманск они занимали места у зенитных пулеметов, у пушек, отражали атаки вра­ жеских эскадрилий. «ч , " ,1 - Продолжение см. на 4 -й стр.). /•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz