Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.

н о во е яга В Д Н Х ||||||!!!!1Ш111!!11!ШГ ЧТО УМЕЕТ ДЕВАТЬ УЛ ЬТРА ЗВУК ? шшшшш тшшш О ЧЕНЬ трудно ответить на этот вопрос одним словом. Он безболезнен­ но лечит зубы и контролирует срастание переломов кости, гравирует надписи на метал­ ле и обнаруживает самолеты противника в воздухе. Но наибольшее распростра­ нение ультразвук получил в «ромышленноста. С его по­ мощью очищают детали от -масла л грязи, выявляют де­ фекты в массивных отливках, •исшивают разнородные жид­ кости, предупреждают загряз­ нения от примесей, с которы­ ми не справляются обычные фильтры. Ультразвук сваривает пла­ стмассовые и металлические зрубы, снимает заусеницы мелких деталей. Go специальностями, кото­ рые приобрел га последние годы ультразвук, можно озна­ комиться на ВДНХ в павильо­ не «Машиностроение», где от­ крылась юбилейная экслози- ЁЩя, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Лени­ ва. Здесь вы увидите всевоз­ можные ультразвуковые стан­ ки, установки и приборы. Нельзя пройти мимо ванн, предназначенных для удале­ ния грязи и жира с разных деталей и материалов. Годо­ вой эффект от применения одной такой ванны, например, тяпа «УВВ-15» составляет 5000 рублей. И неудивительно, что ими пользуются на очень многих промышленных пред­ приятиях страны. Очень интересна «Уставов• ка очистки труб». Что она представляет? Трубы длиной от 300 до 2400 миллиметров и диаметром до 20 миллиметров предварительно обрабатыва­ ются в растворе кислот. Затем они попадают в загрузочный бункер, а оттуда автоматиче­ ски — в травильную ванну. В отсеке озвучивания их промы­ вают и пассивируют. После продувки воздухом высушен­ ные трубы выдаются из уста» яовки. За одну минуту очи­ щается 14 погонных метров труб. И Х ЧЕТВЕРО, чей труд н« CPT-4218 «Пахтусов» сяу- жит примером остальным членам команды. Второй штурмам Виктор Фирсов, старший мастер лова Анатолий Деревцов, боцман Алексей Иванов и матрос Влади­ мир Гусев. У каждого из них свои обязанности и заботы на судне, скоро выходящем из ремонта. Ежедневно боцман Иванов и стар­ ший мастер лова Деревцов прихо­ дят на работу и тщательно прове­ ряют то, чт0 сделано береговыми рабочими. Кроме того, у боцмана есть уйма других хозяйственных дел на судне. И здесь незамени­ мым помощником ему является опытный матрос Гусев, который проработал на флоте уже двад­ цать лет. Его руками покрашена средняя надстройка и обе мачты — носовая и кормовая. Заслуженным уважением поль­ зуется на судне и второй помощ­ ник капитана Виктор Фирсов. Когда он несет вахту, капитану не о чем беспокоиться. На борту СРТ гогда всегда порядок. П. ПРИВАЛИХИН, мастер лова СРТ-4218. На снимке вы видите одного из славной четверни — Анатолия Деревцом. фото автора. В. ПАНТЕЛЕЕВ, сотру; ВДНХ СССР. Q СЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ГДЕ БЫТЬ ГРАФИКУ?» В ответ на корреспонден­ цию, опубликованную под та­ ким заголовком в номере га* зеты «Рыбный Мурман» за 22 марта, начальник службы эксплуатации тралового фло­ та тов. Рисов сообщил редак­ ции: «На первом причале порта находится доска дислокации судов тралового флота. Все данные о приходе и месте сто­ янки кораблей корректируют­ ся диспетчерами. О дислока­ ции судов на $ часов утра, находящихся в порту, можно ежедневно узнать в управле­ нии флота, где имеется спе­ циальный стенд. По нашему мнению, управ­ лению рыбного порта следует у каждой проходной устано­ вить доски дислокации судов. Корректировать их удобнее и целесообразнее работникам справочного бюро порта». В А Ж Н Е Й Ш А Я ЭКОНОМИЧЕСКАЯ * г З А Д А Ч А Всемерное повьнпение эффективности общест­ венного производства в значительной мере за* висит от темпов технического перевооружения народного хозяйства, от технического прогрес­ са, позволяющего облегчить труд людей, сущест­ венно интенсифицировать производственные процессы. Корреспондент нашей газеты попросил на­ чальника технического отдела главка «Севрыба» тот. Киреева С. В. ответить на несколько вопро­ сов, связанных с осуществлением технического прогресса в Северном рыбопромысловом баесей- %Партия и правительство проявляют неустанную забо­ ту о развитии рыбной промышленности страны. Рас­ скажите конкретно об этом m примерах Северного .бассейна. " Л Прежде всего о пополнении флота. За четыре года 'Пятилетки наш главк получил & лромыслово^производ- «таенных рефрижераторов/ 7 транспортных рефриже­ раторов, 6 плавбаз типа «Даурия», 34 больших моро­ зильных траулера. ; < 8 прошлом году на флота* п береговых предприяти­ ях введено в действие более 3 тысяч единиц нового оборудования и машин на сумму, превышающую 5 'миллионов рублей. В том числе тридцать единиц новей* шего технологического оборудования для обработки рыбы, два скороморозильных аппарата типа «Линде» производительностью по 50 тонн мороженой продук* • I ции в сутки, шесть портальных кренов, пять филетиро- Твочных машин н т. д. А всего за четыре года пятилетки на судах и берего- i вых предприятиях введено в действие или установлено взамен устаревшего 10730 единиц различного оборудо- вания общей стоимостью более 17 миллионов рублей. Цифры эти не нуждаются в дальнейших комментариях. В ходе обсуждения Письма ЦК КПСС, Совета Минист­ ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ на многих судах тра­ лового флота моряки задавали вопрос — когда появят­ ся на кораблях рыборазделочные машины! Как известно, в бассейне испытываются три машины для разделки трески. Но ни одна из них еще не отве­ чает в полной мере требованиям, предъявляемым как по скорости, так и по качеству разделки. Машина конструкции ПИНРО прошла в прошлом го­ ду сравнительные испытания и рекомендована к изго­ товлению в текущем году малой серией в количестве пяти штук. Машина Куприянова для разделки трески и окуня имеет производительность до 80 рыбин в минуту. Но испытания ее опытно-промышленного образца, прове­ денные недавно на БМРТ*414, показывают, что требу­ ется серьезная доработка узлов, обеспечивающих точность среза и более тщательный отбор печени. Несколько лучше обстоит дело с машинами и стан­ ками других назначений. Принята для серийного про­ изводства с 1970 года машина для разделки хека кон­ струкции ПИНРО. Машина для полупотрошения сельди, разработанная ПИНРО, в этом году будет изготовлена малой серией. Намечается также установить в этом году на 30—35 судах станки для выработки тушки из рыб разных по- - род. Очень трудоемкой операцией является выливка уло­ ва из кошельковых неводов, укладка и выгрузка готовой продукции в трюмах кораблей. Что уже. сделано и де­ лается сейчас для механизации этих работ и повышения производительности труда! Специалисты технических служб флотов, ПИНРО не раз подвергались справедливой критике за отсутствие на плавбазах средств механизации для приема сельди и других рыб из кошельковых неводов. Сейчас в этом на­ правлении достигнуты положительные результаты. Проведенные .ё промысловых условиях испытания рыбонасосов норвежского производства, конструкции ПИНРО и рыбонасосов ЭРБ-200, изготовляемых Канда­ лакшским механическим заводом, показали п^еимущест- * во. последних для установки на пла*вбаза*х. Сейчас они установлены на производственных рефрижераторах «А. Хлобыстов» и *В. Кингисепп». С помощью ЭРБ-200 можно выпружать 25—40 тонн рыбы в час. Механиче-. <кме повреждения не превышают пяти процентов. На; производственных рефрижераторах «Рыбный Мур- . ман» и «Севрыба» имеются пневматические рыбопере­ гружатели. Экипаж «Рыбного Мурмана» умело исполь­ зовал его на приемке с промысловых судов полярной тресочки. За два месяца прошлого года ее было пере­ гружено около 4 тысяч тонн. Уже сейчас можно говорить о том; что пневмопере-' гружатели позволят в полтора—два раза сократить сро­ ки стоянки судов у плавбаз (при условии аккумуляции рыбы на них). Очень медленно, к сожалению, решаются вопросы . внутритрюмной механизации. В этом отношении спра­ ведливой критике на коллегии главного управления «Севрыба» были подвергнуты работники технических служб. В ближайшее время главк получит раздвижные приводные рольганги для установки в трюмаос. Они позволят облегчить труд моряков. Химия уже давно стала надежным союзником рыба­ ков и судоремонтников, тружеников других профессий рыбной отрасли народного хозяйства. Как велика ее роль в нашем бассейне! На флотах и береговых предприятиях бассейна много внимания уделяется внедрению синтетических и других материалов. Большую помощь наши промышленные предприятия получают в этом отношении от Мурман­ ского отделения института «Гилрорыбфлот». Около 280 тонн дефицитных металлов сэкономлено в прошлом году при ремонте и эксплуатации флота за счет применения синтетических материалов. На промыс­ ловых судах широко внедряются новые тормозные ма­ териалы для траловых лебедок. Срок их службы по сравнению с применявшимися ранее увеличился более чем в пять раз. Только в одном Мурманском траловом флоте тормозные устройства лебедок переоборудованы на 60 кораблях. Экономический эффект превышает 20 тысяч рублей. Участок капронового литья на Мурманской судовер­ фи в прошлом году изготовил более 650 тысяч деталей из катгрона. Получена огромная экономия металла. Последовательно и настойчиво осуществлятся курс на синтетические материалы в сельдяном флоте. Уже на одиннадцати средних рыболовных траулерах вместо стальных гребных винтов установлены винты из стекло- волокнита. Если раньше стальные винты заменялись в каждое очередное докование, то' новые служат в не­ сколько раз дольше. На СРТ-13, например, гребной винт после 11 135 ходовых часов, или тридцати месяцев эксплуатации признан годным к дальнейшей эксплуата­ ции. Подобные примеры можно приводить по СРТ № № 16, 4233 и другим. В осуществлении технического прогресса велика роль рационализаторов и изобретателей. Каков их вклад в нашем бассеййе! Очень большой. Только за один прошлый год ими внесено 4610 предложений. Внедрено 3188, с общим экономическим эффектом 3500 тысяч рублей. В планы внедрения новой техники предприятий включено более 20 изобретений. Слесари второго участка *рыбного порта тт. Пушкин и Воронин предложили устройство для ремонта- грейфе­ ров портальных кранов. Внедрение его позволило в пять раз повысить производительность труда. Инженер тов. Тарасов механизировал погрузку и вы­ грузку кошельковых неводов в Териберосом \ промот- ряде. На этой операции высвобождено четыре челове­ ка, а производительность труда возросла иа 45 про­ центов. " 4 * ‘ ' .v j Инженеры «Мурмансельди» тт. Колтун и Галин пред­ ложили изменить установку фалыибортных стоек на СРТ. В результате резко сократилась деформация* ва­ тервейсов и палубного настила.' В конечном счете, про­ стои судов в порту уменьшились на 810 судо-суток.* Нельзя не отмежть других наших активных' рацио­ нализаторов: механика-наладчика БМРТ В. Н. Олеха, ^старшего механика по технологическому оборудованию ПР «Виктор Кингисепп» Г. М. Попова, зам. начальника цеха судоверфи С. Г. Ефимова, мастера литейного цеха судоверфи А. И. Брандта. Рационализаторы бассейна внесли уже в рационали­ заторский фонд пятилетки свыше 10467 тысяч рублей. Обязательство, которое было принято в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, намного перевыполнено. Каковы недостатки в вопросах ускорения техническо­ го прогресса, на что следует обратить внимание хозяй­ ственным руководителям и общественным организа­ циям! Прежде всего следует отметить* что планы внедре­ ния новой техники на всех предприятиях в прошлом го­ ду выполнены не полностью. Оставляет желать лучшего использование установлен­ ного оборудования. Как я уже отмечал выше, очень сильно отстает техническая мысль в механизации внут- ритрюмных работ. Еще низок уровень механизации на обработке рыб донных пород. На состоявшемся в марте IX пленуме Мурманского обкома КПСС совершенно справедливо указывалось на слабое внедрение разноглубинного лова, на отставание в решении других важных задач технического про­ гресса. Инженерно-технические работники флотов и берего­ вых предприятий, ЦПКТБ, ПИНРО должны сделать для себя из критики необходимые выводы, трудиться с боль­ шей отдачей сил. Большую помощь в решении многик сложных задач могут и должны оказать члены научно- технического общества, судовые технические советы, наши рационализаторы и изобретатели.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz