Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
н о во е яга В Д Н Х ||||||!!!!1Ш111!!11!ШГ ЧТО УМЕЕТ ДЕВАТЬ УЛ ЬТРА ЗВУК ? шшшшш тшшш О ЧЕНЬ трудно ответить на этот вопрос одним словом. Он безболезнен но лечит зубы и контролирует срастание переломов кости, гравирует надписи на метал ле и обнаруживает самолеты противника в воздухе. Но наибольшее распростра нение ультразвук получил в «ромышленноста. С его по мощью очищают детали от -масла л грязи, выявляют де фекты в массивных отливках, •исшивают разнородные жид кости, предупреждают загряз нения от примесей, с которы ми не справляются обычные фильтры. Ультразвук сваривает пла стмассовые и металлические зрубы, снимает заусеницы мелких деталей. Go специальностями, кото рые приобрел га последние годы ультразвук, можно озна комиться на ВДНХ в павильо не «Машиностроение», где от крылась юбилейная экслози- ЁЩя, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Лени ва. Здесь вы увидите всевоз можные ультразвуковые стан ки, установки и приборы. Нельзя пройти мимо ванн, предназначенных для удале ния грязи и жира с разных деталей и материалов. Годо вой эффект от применения одной такой ванны, например, тяпа «УВВ-15» составляет 5000 рублей. И неудивительно, что ими пользуются на очень многих промышленных пред приятиях страны. Очень интересна «Уставов• ка очистки труб». Что она представляет? Трубы длиной от 300 до 2400 миллиметров и диаметром до 20 миллиметров предварительно обрабатыва ются в растворе кислот. Затем они попадают в загрузочный бункер, а оттуда автоматиче ски — в травильную ванну. В отсеке озвучивания их промы вают и пассивируют. После продувки воздухом высушен ные трубы выдаются из уста» яовки. За одну минуту очи щается 14 погонных метров труб. И Х ЧЕТВЕРО, чей труд н« CPT-4218 «Пахтусов» сяу- жит примером остальным членам команды. Второй штурмам Виктор Фирсов, старший мастер лова Анатолий Деревцов, боцман Алексей Иванов и матрос Влади мир Гусев. У каждого из них свои обязанности и заботы на судне, скоро выходящем из ремонта. Ежедневно боцман Иванов и стар ший мастер лова Деревцов прихо дят на работу и тщательно прове ряют то, чт0 сделано береговыми рабочими. Кроме того, у боцмана есть уйма других хозяйственных дел на судне. И здесь незамени мым помощником ему является опытный матрос Гусев, который проработал на флоте уже двад цать лет. Его руками покрашена средняя надстройка и обе мачты — носовая и кормовая. Заслуженным уважением поль зуется на судне и второй помощ ник капитана Виктор Фирсов. Когда он несет вахту, капитану не о чем беспокоиться. На борту СРТ гогда всегда порядок. П. ПРИВАЛИХИН, мастер лова СРТ-4218. На снимке вы видите одного из славной четверни — Анатолия Деревцом. фото автора. В. ПАНТЕЛЕЕВ, сотру; ВДНХ СССР. Q СЛЕДАМ = НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ГДЕ БЫТЬ ГРАФИКУ?» В ответ на корреспонден цию, опубликованную под та ким заголовком в номере га* зеты «Рыбный Мурман» за 22 марта, начальник службы эксплуатации тралового фло та тов. Рисов сообщил редак ции: «На первом причале порта находится доска дислокации судов тралового флота. Все данные о приходе и месте сто янки кораблей корректируют ся диспетчерами. О дислока ции судов на $ часов утра, находящихся в порту, можно ежедневно узнать в управле нии флота, где имеется спе циальный стенд. По нашему мнению, управ лению рыбного порта следует у каждой проходной устано вить доски дислокации судов. Корректировать их удобнее и целесообразнее работникам справочного бюро порта». В А Ж Н Е Й Ш А Я ЭКОНОМИЧЕСКАЯ * г З А Д А Ч А Всемерное повьнпение эффективности общест венного производства в значительной мере за* висит от темпов технического перевооружения народного хозяйства, от технического прогрес са, позволяющего облегчить труд людей, сущест венно интенсифицировать производственные процессы. Корреспондент нашей газеты попросил на чальника технического отдела главка «Севрыба» тот. Киреева С. В. ответить на несколько вопро сов, связанных с осуществлением технического прогресса в Северном рыбопромысловом баесей- %Партия и правительство проявляют неустанную забо ту о развитии рыбной промышленности страны. Рас скажите конкретно об этом m примерах Северного .бассейна. " Л Прежде всего о пополнении флота. За четыре года 'Пятилетки наш главк получил & лромыслово^производ- «таенных рефрижераторов/ 7 транспортных рефриже раторов, 6 плавбаз типа «Даурия», 34 больших моро зильных траулера. ; < 8 прошлом году на флота* п береговых предприяти ях введено в действие более 3 тысяч единиц нового оборудования и машин на сумму, превышающую 5 'миллионов рублей. В том числе тридцать единиц новей* шего технологического оборудования для обработки рыбы, два скороморозильных аппарата типа «Линде» производительностью по 50 тонн мороженой продук* • I ции в сутки, шесть портальных кренов, пять филетиро- Твочных машин н т. д. А всего за четыре года пятилетки на судах и берего- i вых предприятиях введено в действие или установлено взамен устаревшего 10730 единиц различного оборудо- вания общей стоимостью более 17 миллионов рублей. Цифры эти не нуждаются в дальнейших комментариях. В ходе обсуждения Письма ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ на многих судах тра лового флота моряки задавали вопрос — когда появят ся на кораблях рыборазделочные машины! Как известно, в бассейне испытываются три машины для разделки трески. Но ни одна из них еще не отве чает в полной мере требованиям, предъявляемым как по скорости, так и по качеству разделки. Машина конструкции ПИНРО прошла в прошлом го ду сравнительные испытания и рекомендована к изго товлению в текущем году малой серией в количестве пяти штук. Машина Куприянова для разделки трески и окуня имеет производительность до 80 рыбин в минуту. Но испытания ее опытно-промышленного образца, прове денные недавно на БМРТ*414, показывают, что требу ется серьезная доработка узлов, обеспечивающих точность среза и более тщательный отбор печени. Несколько лучше обстоит дело с машинами и стан ками других назначений. Принята для серийного про изводства с 1970 года машина для разделки хека кон струкции ПИНРО. Машина для полупотрошения сельди, разработанная ПИНРО, в этом году будет изготовлена малой серией. Намечается также установить в этом году на 30—35 судах станки для выработки тушки из рыб разных по- - род. Очень трудоемкой операцией является выливка уло ва из кошельковых неводов, укладка и выгрузка готовой продукции в трюмах кораблей. Что уже. сделано и де лается сейчас для механизации этих работ и повышения производительности труда! Специалисты технических служб флотов, ПИНРО не раз подвергались справедливой критике за отсутствие на плавбазах средств механизации для приема сельди и других рыб из кошельковых неводов. Сейчас в этом на правлении достигнуты положительные результаты. Проведенные .ё промысловых условиях испытания рыбонасосов норвежского производства, конструкции ПИНРО и рыбонасосов ЭРБ-200, изготовляемых Канда лакшским механическим заводом, показали п^еимущест- * во. последних для установки на пла*вбаза*х. Сейчас они установлены на производственных рефрижераторах «А. Хлобыстов» и *В. Кингисепп». С помощью ЭРБ-200 можно выпружать 25—40 тонн рыбы в час. Механиче-. <кме повреждения не превышают пяти процентов. На; производственных рефрижераторах «Рыбный Мур- . ман» и «Севрыба» имеются пневматические рыбопере гружатели. Экипаж «Рыбного Мурмана» умело исполь зовал его на приемке с промысловых судов полярной тресочки. За два месяца прошлого года ее было пере гружено около 4 тысяч тонн. Уже сейчас можно говорить о том; что пневмопере-' гружатели позволят в полтора—два раза сократить сро ки стоянки судов у плавбаз (при условии аккумуляции рыбы на них). Очень медленно, к сожалению, решаются вопросы . внутритрюмной механизации. В этом отношении спра ведливой критике на коллегии главного управления «Севрыба» были подвергнуты работники технических служб. В ближайшее время главк получит раздвижные приводные рольганги для установки в трюмаос. Они позволят облегчить труд моряков. Химия уже давно стала надежным союзником рыба ков и судоремонтников, тружеников других профессий рыбной отрасли народного хозяйства. Как велика ее роль в нашем бассейне! На флотах и береговых предприятиях бассейна много внимания уделяется внедрению синтетических и других материалов. Большую помощь наши промышленные предприятия получают в этом отношении от Мурман ского отделения института «Гилрорыбфлот». Около 280 тонн дефицитных металлов сэкономлено в прошлом году при ремонте и эксплуатации флота за счет применения синтетических материалов. На промыс ловых судах широко внедряются новые тормозные ма териалы для траловых лебедок. Срок их службы по сравнению с применявшимися ранее увеличился более чем в пять раз. Только в одном Мурманском траловом флоте тормозные устройства лебедок переоборудованы на 60 кораблях. Экономический эффект превышает 20 тысяч рублей. Участок капронового литья на Мурманской судовер фи в прошлом году изготовил более 650 тысяч деталей из катгрона. Получена огромная экономия металла. Последовательно и настойчиво осуществлятся курс на синтетические материалы в сельдяном флоте. Уже на одиннадцати средних рыболовных траулерах вместо стальных гребных винтов установлены винты из стекло- волокнита. Если раньше стальные винты заменялись в каждое очередное докование, то' новые служат в не сколько раз дольше. На СРТ-13, например, гребной винт после 11 135 ходовых часов, или тридцати месяцев эксплуатации признан годным к дальнейшей эксплуата ции. Подобные примеры можно приводить по СРТ № № 16, 4233 и другим. В осуществлении технического прогресса велика роль рационализаторов и изобретателей. Каков их вклад в нашем бассеййе! Очень большой. Только за один прошлый год ими внесено 4610 предложений. Внедрено 3188, с общим экономическим эффектом 3500 тысяч рублей. В планы внедрения новой техники предприятий включено более 20 изобретений. Слесари второго участка *рыбного порта тт. Пушкин и Воронин предложили устройство для ремонта- грейфе ров портальных кранов. Внедрение его позволило в пять раз повысить производительность труда. Инженер тов. Тарасов механизировал погрузку и вы грузку кошельковых неводов в Териберосом \ промот- ряде. На этой операции высвобождено четыре челове ка, а производительность труда возросла иа 45 про центов. " 4 * ‘ ' .v j Инженеры «Мурмансельди» тт. Колтун и Галин пред ложили изменить установку фалыибортных стоек на СРТ. В результате резко сократилась деформация* ва тервейсов и палубного настила.' В конечном счете, про стои судов в порту уменьшились на 810 судо-суток.* Нельзя не отмежть других наших активных' рацио нализаторов: механика-наладчика БМРТ В. Н. Олеха, ^старшего механика по технологическому оборудованию ПР «Виктор Кингисепп» Г. М. Попова, зам. начальника цеха судоверфи С. Г. Ефимова, мастера литейного цеха судоверфи А. И. Брандта. Рационализаторы бассейна внесли уже в рационали заторский фонд пятилетки свыше 10467 тысяч рублей. Обязательство, которое было принято в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, намного перевыполнено. Каковы недостатки в вопросах ускорения техническо го прогресса, на что следует обратить внимание хозяй ственным руководителям и общественным организа циям! Прежде всего следует отметить* что планы внедре ния новой техники на всех предприятиях в прошлом го ду выполнены не полностью. Оставляет желать лучшего использование установлен ного оборудования. Как я уже отмечал выше, очень сильно отстает техническая мысль в механизации внут- ритрюмных работ. Еще низок уровень механизации на обработке рыб донных пород. На состоявшемся в марте IX пленуме Мурманского обкома КПСС совершенно справедливо указывалось на слабое внедрение разноглубинного лова, на отставание в решении других важных задач технического про гресса. Инженерно-технические работники флотов и берего вых предприятий, ЦПКТБ, ПИНРО должны сделать для себя из критики необходимые выводы, трудиться с боль шей отдачей сил. Большую помощь в решении многик сложных задач могут и должны оказать члены научно- технического общества, судовые технические советы, наши рационализаторы и изобретатели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz