Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
НЕСТАРЕЮТ К АЖДЫЙ понедельник и каждую пятницу в одной из комнат отде ла кадров тралового флота собираются его ветераны — бывшие капитаны, старшие механики, тралмейстеры, поглполиты, консервные ма стера и боцманы. Это члены комиссии со вета ветеранов приходят разбираться с проступками молодых моряков, наруши телей дисциплины. Впрочем, не всегда, только молодых, но и людей зре лых, про которых принято говорить неопределенно, что «ни — «в возрасте». .Вот недавно, например, под. председательством пен сионера Карла Андреевича Дракке разбиралось дело моряка Петрова. Председатель зачитывал яослужной список моряка: •— Моторист, третий, вто рой механик, старший меха ник. Затем в обратном по рядке: второй, третий меха ник й опять моторист. Как же ты дошел до жизни та кой? Опухшее, небритое лицо Петрова дает представление о его пути «к жизни такой». Но он тем не менее пыта ется оправдаться перед чле нами комиссии, приводит десятки объективных при чин. — Брось, — машет рукой один из членов комиссии. — Ну кому ты очки втираешь? Ты еще под стол хаживал пешком, когда мы первые пятилетки выполняли. Члены комиссии совету ются: если рекомендовать уволить, так человек в го дах, и опять же детей — четверо. , — Последнюю тебе сту пеньку подкладываем — просим оставить тебя на флоте, разумеется, и с пос ледним взысканием. Выдер жишь испытание, возвра тишь уважение к себе — вернешь утраченные пози ции. Не выдержишь—пеняй на себя. Не маленький, что бы тебе внушать, что такое хорошо, что такое плохо. Такие беседы происходят у ветеранов с нарушителя ми дважды в неделю. И многим из последних помог ли они вновь обрести твер дую почву под собой. Совет ветеранов труда тралфлота насчитывает в своих рядах около 200 чело век, из них более 70 — ком мунисты. Все это люди, име ющие за плечами по 30—40 лет стажа работы в рыб ной промышленности. ТРУДЯЩИЕСЯ СОВЕТ СКОГО СОЮЗА! БОРИ ТЕСЬ ЗА КОММУНИСТИ ЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ] РЕШИТЕЛЬНО УК РЕПЛЯЙТЕ ДИСЦИПЛИНУ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, СВЯТО БЕРЕГИТЕ И ПРИ УМНОЖАЙТЕ ОБЩЕСТ ВЕННУЮ СОБСТВЕН НОСТЬ! (Из Призывов ЦК КПСС х 1 Мая 1970 года). ВЕТЕРАНЫ чишниковым, Исааком Ва сильевичем Анкудиновым, Карлом Андреевичем Драк ке и Александром Петрови чем Двининым. Желанные гости ветераны в подшефных школах фло та. Так, недавно у ребят в школе-интернате в Нагор ном побывали И. А. Карпен ко, А. Ф. Морозов, 3. П. За- марин, И. А. Максаков. Они ознакомились с жизнью и учебой школьников. Потом в каждом из классов при няли рапорты у ребят, с чем они встретили ленинский юбилей. Надо отдать должное ру ководству Совета ветеранов — его председателю П. Е. Рречишникову, секретарю партбюро И. А. Максакову, председателю цехкома профсоюза И. П. Куденики- ну. Они многое делают для того, чтобы жизнь в совете ветеранов била ключом. Каждый вторник здесь про водятся для пенсионеров до клады и лекции па разно образные темы, организуют ся просмотры кинокартин. По просьбе ветеранов с Несмотря на то, что при шла для них пора заслу женного отдыха, не сидят они без дела. Об этом сви детельствует та большая об щественная работа, которая проводится пенсионерами. Ветераны выступают пе ред молодыми моряками, которым рассказывают об истории зарождения рыбной промышленности на Коль ском полуострове, о своем непосредственном участии в становлении на Севере мо гучего промыслового флота Страны Советов. Молодежи, например, на долго запомнились встречи со старейшими коммуниста ми Павлом Егоровичем Гре- 9 ними встречались председа тель облисполкома А. М. Матвеев, председатель обко ма профсоюза рабочих пи щевой промышленности И. Н. Тимофеев и другие ру ководящие работники. А недавно у ветеранов было радостное событие — многим из них были вруче ны юбилейные медали «За доблестный труд. В ознаме нование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Сейчас перед советом ве теранов встают важные за дачи в связи с проведением выборов в Верховный Совет и подготовкой к 50-летию тралового флота. В осущест вление этих задач все они постараются внести. свой М 1 чный вклад. В. ЛЕБЕДЕВ, член совета ветеранов тралового фло та. УЛЬЯНОВСК. Мария Александровна а Володя Ульяновы. Скульптура работы народного художника РСФСР П. И. Бондарен ко, установленная около дома, в котором семья Ульяновых жила с 1871 по 1873 г* Фото Л. Пс ртера. Фотохроника ТАСС, in■■■m i — m i ми имm i щи HimiiiiMi miii'ii ими им i от В ПОМОЩЬ ПАРТИЙНЫМ РАБОТНИКАМ Иовов издание календаря-справочника «Коммунист 1870» зна* комит с наиболее значительными событиями в датами 1970 года, дает ряд фактических сведений, необходимых в повседневной ра боте партийных руководителей. 1970 год — год Ленинского юбилея, и поэтому значительная часть материалов в календаре посвящена этому великому со бытию. Материал расположен по четырем разделам: «Календарь знаменательных дат», «Страничка из Ленинианы», «Незабываемые имена, незабываемые события», «Справки, советы, консультации». Вышел в свет и девятый выпуск «Справочника партийного работника». В нею включены резолюции и постановления Плену* мов ЦК КПСС, решения ЦК КПСС, Совета Министров СССР, За коны, Указы Президиума Верховного Совета СССР, некоторые по становления ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, принятые с апреля 19(38 года по март 1969 года, а также документы международного Совеща ния коммунистических и рабочих партий. Библиотека плавсостава получила также третье издание «Спраг вочника секретаря первичной партийной организации». Книга со держит консультации, советы, ответы на вопросы секретарей пер вичных парторганизаций, особенно тех, которые избраны недавно. В конце 1969 года вышел сборник «Вопросы профсоюзной ра боты». Сборник содержит краткие консультации по вопросам про1* изводственной работы, заработной платы, охраны труда, социаль ного страхования, идейно-воспитательной ж ерганизациошю-мас совой работы. Г. ШЕРСТОБИТОВА, библиотекарь» лшммпшмшмшшишшшшшппшшшпшшшпшмшшнжншшмшмжшпишшшмшшшишшшшшшшшпшшшшишшшшш Траловыбфлотвпервой пятилетке т (Продолжение. Нзчало в №N8 45—47. 50). Вот как он сам об ЭТОМ позднее вспоминал: " «Выход должен быть... Выход надо найти...»,— настойчиво билась в моей го лове мысль. И чем серьезнее станови лось положение корабля и команды, тем быстрее проносились передо мной десятки различных комбинаций, пла нов, проектов. Но ни один из них в данных обстоятельствах не годился. Наконец, мне показалось, что я на шел правильное решение и, не теряя времени, скомандовал: «Качать воду в левый кафердам!». Команда выполнила распоряжение, и «Судак» выравнялся. Однако угроза ги~ бели висела над траулером еще 10 ча сов, пока не стал стихать ветер. Моря ми выкачали воду из кафердама, раз* вернули траулер носом на волну и опять застучали ломы и лопаты. 18 ча сов без роздыха окалывала команда лед, но так и не сумела полностью ос вободить судно от страшного панциря. Борьба измученных людей со льдом продолжалась во время перехода и закончилась в порту, у причальной стенки. Заглядывать а лицо смерти приходи" лось и другим экипажам, выполняю щим зимние рейсы, но никакие труд ности уже не могли остановить энтузи астов нового дела. Все больше и боль ше судов в полярную ночь и стужу уходили на промысел и возвращались с богатыми уловами. Флот накапливал опыт круглогодичного лова. В годы первой пятилетки , были сде ланы первые шаги по организации про- мыс:ловой разведки, появились специ альные поисковые суда. Работали они поначалу в пяти районах Баренцева мо ря. Поисковики — каждый в своем рай оне — находили косяки рыбы, вызыва ли по радио другие суда и сами вовсю вели нов в «счастливом» квадрате. Все более заметную помощь в удуч шении промысловой разведки оказывая тралфлоту Государственный океано графический институт (ГОИН). Капитаны траулеров получили новую и сравни тельно неплохую промысловую карту. Необходимость создания промысло вой разведки была продиктована жизнью. Страна дала траловому флоту новые корабли, послала людей, обеспе чила необходимой береговой базой. Однако ожидаемого резкого увеличе ния уловов не произошло. В среднем каждый траулер добывал по 12— 13 ты сяч центнеров рыбы за год. Нашлись «теоретики», которые объявили причи ной низких уловов «оскудение» Барен цева моря. Между тем, вопреки этой теории иностранные рыбаки брали в Баренцевом море богатые уловы. И они промышляли на Медвежинской и Шпицбергенской банках, а наши кораб ли продолжали бороздить южную часть моря, где, как выяснилось, сложился неблагоприятный для концентрации ры бы гидрологический режим. В апреле 1931 года поисковый трау лер «Судак», самостоятельно дошел до «Медвежки», начал поднимать по 12— 13 центнеров крупной трески за час тра ления, однако на его призыв никто не отозвался — флот продолжал ловить мелкую треску и пикшу в южной части. Для того, чтобы траулеры имели хо рошую сырьевую базу в любое время года, надо было наладить планомерную систему поиска рыбы. Интуиция и опыт старых капитанов, умевших находить богатые рыбой места, уже не могли обеспечить успешной работы выросше го флота. Вот почему для поисковой ра боты были выделены специальные ко рабли и самые опытные капитаны» Практически поиски рыбы велись так. Поисковик направлялся в определен ный район, имея указание, в каком квадрате м на какой глубине произво* дить траления. Если рыбы не оказьнза- лось —- это бывало очень часто, — суд но посылали в другой квадрат. Так и ходили поисковики с участка на уча* сток, ходили и вслепую, и руководству ясь указаниями с берега. А эти указа ния, к сожалению, исходили из непра вильной концепции абсолютной повто ряемости гидрологических и биологи ческих явлений. Считалось, если в прошлые годы в таком-то месте, на та кой-то глубине, при такой-то темпера туре были косяки рыбы, то и в после* дующие годы при этих данных они бу дут ожидать тут рыбаков. Постепенно работа поисковых трау леров, опыт капитанов, исследования ученых развенчали эту концепцию. Про* мысловая разведка стала строиться на. действительно научном прогнозирова нии. Ученые океанографы предложили разрабатывать маршруты поисковых траулеров, вести планомерное изуче ние миграций рыбы. Многое в этом отношении сделали научные сотрудни ки океанографического института М. Сомов, Н. Маслов, Б. Мантейфель, Л. Зенкевич, Ю. Марти, капитаны поис ковых судов А. Егоров, К. Хохлин, И. Демидов, А. Новожилов, Д. Стрел ков. Бывало и так, что поисковики на свой страх и риск заходили в незнакомые районы и находили там хорошие косяки рыбы. Когда в эфире раздавались по зывные «Двины», все, кто слышал их, принимали приглашение с уверен ностью, что их ждут хорошие уловы. (Продолжение следует). £ S в г г s SP г n(lllllllliinillllllllllllll!llilllll||||i||||||||||||||||||i|||||||H|||№IIIIIIIIIMWI№llllllltlllllllll!l»lllllllllltllllimimilllimil)ltHllilllll!llllillllHtlltHil1IHimiiri z: Благодаря трудолюбию, мастерству. ~ высокой дисциплинированности третий = механик Юрий Макаров пользуется за- Е служенным уважением энипажа транс- п портного рефрижератора «Хибински# — горы». Фото В. Осоинна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz