Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
г шт S каждый р а з Д В А Ж Д Ы т яОРСКАЯ биография консервного мастера траулера / W нВоткинско Андрея Арсентьевича Богомолова вме стила события девятнадцати лет — столько он про работал в траловом флоте. Начинал с матроса, потом уче ба на курсах, и с 1953 года его рабочим местом на корабле стал консервный цех. В згой биографии есть два очень важных момента. На каком бы судне ни плавал Андрей Арсентьевич, рейсовое задание перекрывал не менее чем в два раза. Родина вы соко оценила труд моряка, наградив его орденом «Знак Почета». Было это ка РТ-137 «Днестр» в J956 году. А чуть позже фамилию А А. Богомолова занесли на памятную судовую Доску почета, учрежденную министерством рыб ного хозяйства СССР. Сейчас Андрей Арсентьевич председатель судового ко митета траулера «Воткинск». В минувшем рейве, кото рый продолжался 42 суток, план по выработке консер вов выполнил на 270 процентов. П р о п и с н а я истина — и очередному плаванию всегда надо го т о ви т ьс я заранее, до выхода в море. Когда об этом говорят, то обычно имеют в виду главные судовые участки: палубный, машинный и другие. Но от степени подготовки к рейсу зависят успех работы каждо го моряка, каждого цеха, в том числе и консервного. Вот поэтому-то мы и стараемся сделать в nopiy все, чтобы с появлением сырья сразу же приступить к выпуску про дукции. С получением ноасервлой тары сортируем ее по номе рам, складываем в определен ном месте. Тогда в море не приходится копаться в ней, выбирая нужный размер бан ки. Заранее знаем, вде какая лежит. Далее, готовим ком постер для маркировки ба нок, перебираем специи, про сеиваем соль. Одним словом — выполняем все мелкие на первый вэгляд операции, от которых потом зависит производительность труда. Кое-кто может возразить: не обязательно, мол, все де лать в етоянку, можно отло жить я на переход. Однако разве заранее знают капи тан, мастера, где они будут бросать первый трал. То ли в пяти часах хода от залива, то ли к месту лова надо идти двое суток. Так что можно об мануться. Например, в минув шем рейсе к работе приступи ли через несколько часов, мог ли и не успеть подготовиться, если бы рассчитывали на авось. Подготовка к плаванию •»- важное мероприятие. Я вспо минаю случай из этого же рейса. Принимал от своего товарища дела, думал, что у него все оборудование кон сервного цеха в порядке. Но потом оказался засоренным кран спуска граксы. Приш лось отрываться от выработ ки консервов на два часа и устранять дефект. В зависимости от продол жительное™ плавания каж дый консервный мастер берет •янае банок. Тут уж рассчиты вают на свои силы, понимая, что лишний груз — помеха па корабле, а недостаток их скажется на выполнении рей сового задания. Но иногда все расчеты идут прахом. Вначале нам планировали плавание на два месяца. Ис ходя из этого, я выписал бо лее 50 тысяч консервных ба нок разных номеров. Когда стало известно о сокращении срока нахождения на лову до 42 суток, капитан Николай Васильевич Перегудов потре бовал часть их отдать назад. Но мы настояли на своем, за верив, что пустую тару не придется везти в порт, всю Дспользуем. Так и оказалось, В «Прощай, любимый город>.д №Ш№ Ш Ш Ш Фото И, Чесноковфь Ж IH U N H I IH H in i l В последние дни даже полно стью перешли на выгрев жи ра, так как запас кончился. При годовом задании 145,5 тубы нами уже выработано 90 туб консервов из треско вой печени. В наших делах никакого секрета нет. Все решает ста рательность, расторопность и, конечно, навыки. Некоторые мастера, например* в ущерб своему отдыху трудятся с раннего утра до поздней ночи. Тут одним словом не опреде лишь, почему так получает ся. Скажу только, что мы за канчиваем работу в 20 часов, ' успевая за день выпустить две партии консервов по 628 банок каждая. Очень многое зависит от бметройперестройки от одной операции на другую. Так, на некоторых судах на переход « очистки печени на закатку банок тратят до получаса. У пае — пять минут. За это ко роткое время успеваем и при брать в цехе, и наладить ме ханизмы, отрегулировать ве сы, Окончив работу на сегодил, подготавливаем иечень для завтрашнего дня. Ч истим ее, промываем, отмаркировываем крышки. С утра готовим пер вую нартию банок к загрузке в автоклав. Сырье, которое не пригодно для консервов, пу скаем на жир. Иногда, при обильных уловах, приходится и ночью вставать, чтобы осво бодить бочки, заполненные печенью. После обсуждения письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использова ния резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве» моряки «Воткинска» наметили кон кретные мероприятия по вы явлению резервов увеличения вылова рыбы и выпуска из нее полуфабриката. Уже сейчас заметно, с ка кой тщательностью матросы отбирают печень. А это зна чит, что покупатель больше получит питательного продук та — консервов из тресковой печени. А. БОГОМОЛОВ, консеря- ный мастер траулера «Вот- кинск». «БОЛЬШЕ КОНСЕРВОВ ИЗ ПЕЧЕНИ ТРЕСКИ» В передовой статье, опуб ликованной под таким заго ловком в номере газеты за 22 марта, совершенно верно го ворится о необходимости уве личения производства ковсер- вов из печени трески. Производственные рефри жераторы в состоянии ежесу точно переработать на жир и консервы 6—6,5 тонны печени. Выход же печени от 120 тонн полуфабриката (суточная приемка трески на замороз ку) составляет 8,3 тонпы. Ра ботая только с группой СРТ, производственный рефриже ратор не в состоянии перера ботать это количество печени. Экипажи СРТ вынуждены за саливать ее, испытывают раз ного рода трудности. При работе ПР с группой РТ наблюдается обратное яв ление. Экипажи РТ имеют рейсовое задание по выработ ке консервов и жира. Естест венно, что они в первую оче редь выполпяют свое задание, а на базы сдают только ту печень, которую не в состоя нии переработать. Мощности IIP используются далеко пе полпостью. Анализ работы производ ственных рефрижераторов на промысле трески показал, что о: ВЫСТУПЛЕНИИ те пз них, которые работаю» е группой РТ, заданий по вы работке консервов не вывел» пяют, а привозят в порт по 80—90 тонн медицинского жи ра, принятого к транспорти ровке от РТ, работающих С ними в рейсе. Равномерное распределение между производственными рефрижераторами промысло вых судов, не имеющих кое* сервных и жиротопных уста новок (СРТ), и судов типа РТ позволит повысить коэф фициент использования про изводственных мощностей ПР, увеличить выпуск консервов, более полно использовать от* ходы от разделки рыбы, ис ключить необходимость выде ления судов для сбора пече ни. В. ТРАВКИНА, зам. началь ника управления «Севрыб- холодфлот». К S0/«тниМурманского ТРАЛОВОГО ФГОТД ТРАЛОВЫЙФЛОТВПЕРВОЙ пятилетке (Продолжение. Нач. в N° 45). В августе 1931 года Наркомснаб в своей директиве указал на причины от- ставания тралового флота: плохую ор ганизацию производства на траулерах, несовершенную систему оплаты труда рыбаков, неумелое руководство рабо той траулеров в мо-ре, неудовлетвори тельное береговое обслуживание. На-родный комиссариат снабжения предложил «Севгосрыбтресту»: Внедрить на траулерах сдельную оп лату труда и повысить тем самым ма териальную заинтересованность рыба ков; Наладить поисковую работу в море; Шире развернуть ударничество и с о циалистическое соревнование; Обеспечить флот новыми, более W вершенными тралами, принять на всех судах линь Гаврилова и т. д. Требовались решительные меры, что бы улучшить техническую эксплуатацию судов, поднять квалификацию кадров плавсостава, укрепить дисциплину. Надо было сделать все необходимое, чтобы выполнить первую пятилетку и дать стране больше рыбы. Возглавила сложную и кропотливую работу по укреплению кадров партий ная организация тралового флота. Была взята под строгий партийный контроль деятельность профессионально-техниче ских курсов, где учились матросы, за сольщики, такелажники. Коммунисты оказали помощь школе фабрично-за водского ученичества, добились, чтобы на к у р сы судоводителей в Ленинград и Архангельск отбирались люди, которые действительно желают учиться и навер няка возвратятся обратно на флот. О том, как трудно было готовить кад ры, говорит свидетельство одного из будущих специалистов: «Флот нуждался в квалифицирован ных кадрах, и из нашей среды стали отбирать опытных рыбаков для подго товки на курсах судоводителей. В сос тав слушателей этих курсов был вклю чен и я. Наука давалась мне с трудом, так как я не имел общеобразователь ной подготовки. Самый сильный шторм на море казался мне сущим пустяком по сравнению с премудростью, которую дриходилось преодолевать в школе. Да, помножить дробь на дробь это совсем не так просто, . как завязать морскойч узел! Однако я понимал, что без уче ния судоводителем не стану, и проси живал за учебником ночи, чтобы не от стать от товарищей. Труды мои увен чались успехом, и экзамен я выдержал. Помню, с каким волнением поднимал ся я впервые на капитанский мостик». Траловому флоту оказал большую по мощь Центральный Комитет партии. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) об укреплении кадров рыбной, промышленности на Мурман приехала большая группа коммунистов и инже- . нерно-технических работников из цент ра страны. Отряд специалистов прибыл по партийной мобилизации из Ленингра да. По решению областного комитета.. (Продолжение на 4-й стр.). s а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz