Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.

г шт S каждый р а з Д В А Ж Д Ы т яОРСКАЯ биография консервного мастера траулера / W нВоткинско Андрея Арсентьевича Богомолова вме­ стила события девятнадцати лет — столько он про­ работал в траловом флоте. Начинал с матроса, потом уче­ ба на курсах, и с 1953 года его рабочим местом на корабле стал консервный цех. В згой биографии есть два очень важных момента. На каком бы судне ни плавал Андрей Арсентьевич, рейсовое задание перекрывал не менее чем в два раза. Родина вы­ соко оценила труд моряка, наградив его орденом «Знак Почета». Было это ка РТ-137 «Днестр» в J956 году. А чуть позже фамилию А А. Богомолова занесли на памятную судовую Доску почета, учрежденную министерством рыб­ ного хозяйства СССР. Сейчас Андрей Арсентьевич председатель судового ко­ митета траулера «Воткинск». В минувшем рейве, кото­ рый продолжался 42 суток, план по выработке консер­ вов выполнил на 270 процентов. П р о п и с н а я истина — и очередному плаванию всегда надо го т о ви т ьс я заранее, до выхода в море. Когда об этом говорят, то обычно имеют в виду главные судовые участки: палубный, машинный и другие. Но от степени подготовки к рейсу зависят успех работы каждо­ го моряка, каждого цеха, в том числе и консервного. Вот поэтому-то мы и стараемся сделать в nopiy все, чтобы с появлением сырья сразу же приступить к выпуску про­ дукции. С получением ноасервлой тары сортируем ее по номе­ рам, складываем в определен­ ном месте. Тогда в море не приходится копаться в ней, выбирая нужный размер бан­ ки. Заранее знаем, вде какая лежит. Далее, готовим ком­ постер для маркировки ба­ нок, перебираем специи, про­ сеиваем соль. Одним словом — выполняем все мелкие на первый вэгляд операции, от которых потом зависит производительность труда. Кое-кто может возразить: не обязательно, мол, все де­ лать в етоянку, можно отло­ жить я на переход. Однако разве заранее знают капи­ тан, мастера, где они будут бросать первый трал. То ли в пяти часах хода от залива, то ли к месту лова надо идти двое суток. Так что можно об­ мануться. Например, в минув­ шем рейсе к работе приступи­ ли через несколько часов, мог­ ли и не успеть подготовиться, если бы рассчитывали на авось. Подготовка к плаванию •»- важное мероприятие. Я вспо­ минаю случай из этого же рейса. Принимал от своего товарища дела, думал, что у него все оборудование кон­ сервного цеха в порядке. Но потом оказался засоренным кран спуска граксы. Приш­ лось отрываться от выработ­ ки консервов на два часа и устранять дефект. В зависимости от продол­ жительное™ плавания каж­ дый консервный мастер берет •янае банок. Тут уж рассчиты­ вают на свои силы, понимая, что лишний груз — помеха па корабле, а недостаток их скажется на выполнении рей­ сового задания. Но иногда все расчеты идут прахом. Вначале нам планировали плавание на два месяца. Ис­ ходя из этого, я выписал бо­ лее 50 тысяч консервных ба­ нок разных номеров. Когда стало известно о сокращении срока нахождения на лову до 42 суток, капитан Николай Васильевич Перегудов потре­ бовал часть их отдать назад. Но мы настояли на своем, за­ верив, что пустую тару не придется везти в порт, всю Дспользуем. Так и оказалось, В «Прощай, любимый город>.д №Ш№ Ш Ш Ш Фото И, Чесноковфь Ж IH U N H I IH H in i l В последние дни даже полно­ стью перешли на выгрев жи­ ра, так как запас кончился. При годовом задании 145,5 тубы нами уже выработано 90 туб консервов из треско­ вой печени. В наших делах никакого секрета нет. Все решает ста­ рательность, расторопность и, конечно, навыки. Некоторые мастера, например* в ущерб своему отдыху трудятся с раннего утра до поздней ночи. Тут одним словом не опреде­ лишь, почему так получает­ ся. Скажу только, что мы за­ канчиваем работу в 20 часов, ' успевая за день выпустить две партии консервов по 628 банок каждая. Очень многое зависит от бметройперестройки от одной операции на другую. Так, на некоторых судах на переход « очистки печени на закатку банок тратят до получаса. У пае — пять минут. За это ко­ роткое время успеваем и при­ брать в цехе, и наладить ме­ ханизмы, отрегулировать ве­ сы, Окончив работу на сегодил, подготавливаем иечень для завтрашнего дня. Ч истим ее, промываем, отмаркировываем крышки. С утра готовим пер­ вую нартию банок к загрузке в автоклав. Сырье, которое не пригодно для консервов, пу­ скаем на жир. Иногда, при обильных уловах, приходится и ночью вставать, чтобы осво­ бодить бочки, заполненные печенью. После обсуждения письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использова­ ния резервов производства и усилении режима экономии в народном хозяйстве» моряки «Воткинска» наметили кон­ кретные мероприятия по вы­ явлению резервов увеличения вылова рыбы и выпуска из нее полуфабриката. Уже сейчас заметно, с ка­ кой тщательностью матросы отбирают печень. А это зна­ чит, что покупатель больше получит питательного продук­ та — консервов из тресковой печени. А. БОГОМОЛОВ, консеря- ный мастер траулера «Вот- кинск». «БОЛЬШЕ КОНСЕРВОВ ИЗ ПЕЧЕНИ ТРЕСКИ» В передовой статье, опуб­ ликованной под таким заго­ ловком в номере газеты за 22 марта, совершенно верно го­ ворится о необходимости уве­ личения производства ковсер- вов из печени трески. Производственные рефри­ жераторы в состоянии ежесу­ точно переработать на жир и консервы 6—6,5 тонны печени. Выход же печени от 120 тонн полуфабриката (суточная приемка трески на замороз­ ку) составляет 8,3 тонпы. Ра­ ботая только с группой СРТ, производственный рефриже­ ратор не в состоянии перера­ ботать это количество печени. Экипажи СРТ вынуждены за­ саливать ее, испытывают раз­ ного рода трудности. При работе ПР с группой РТ наблюдается обратное яв­ ление. Экипажи РТ имеют рейсовое задание по выработ­ ке консервов и жира. Естест­ венно, что они в первую оче­ редь выполпяют свое задание, а на базы сдают только ту печень, которую не в состоя­ нии переработать. Мощности IIP используются далеко пе полпостью. Анализ работы производ­ ственных рефрижераторов на промысле трески показал, что о: ВЫСТУПЛЕНИИ те пз них, которые работаю» е группой РТ, заданий по вы­ работке консервов не вывел» пяют, а привозят в порт по 80—90 тонн медицинского жи­ ра, принятого к транспорти­ ровке от РТ, работающих С ними в рейсе. Равномерное распределение между производственными рефрижераторами промысло­ вых судов, не имеющих кое* сервных и жиротопных уста­ новок (СРТ), и судов типа РТ позволит повысить коэф­ фициент использования про­ изводственных мощностей ПР, увеличить выпуск консервов, более полно использовать от* ходы от разделки рыбы, ис­ ключить необходимость выде­ ления судов для сбора пече­ ни. В. ТРАВКИНА, зам. началь­ ника управления «Севрыб- холодфлот». К S0/«тниМурманского ТРАЛОВОГО ФГОТД ТРАЛОВЫЙФЛОТВПЕРВОЙ пятилетке (Продолжение. Нач. в N° 45). В августе 1931 года Наркомснаб в своей директиве указал на причины от- ставания тралового флота: плохую ор­ ганизацию производства на траулерах, несовершенную систему оплаты труда рыбаков, неумелое руководство рабо­ той траулеров в мо-ре, неудовлетвори­ тельное береговое обслуживание. На-родный комиссариат снабжения предложил «Севгосрыбтресту»: Внедрить на траулерах сдельную оп­ лату труда и повысить тем самым ма­ териальную заинтересованность рыба­ ков; Наладить поисковую работу в море; Шире развернуть ударничество и с о ­ циалистическое соревнование; Обеспечить флот новыми, более W вершенными тралами, принять на всех судах линь Гаврилова и т. д. Требовались решительные меры, что­ бы улучшить техническую эксплуатацию судов, поднять квалификацию кадров плавсостава, укрепить дисциплину. Надо было сделать все необходимое, чтобы выполнить первую пятилетку и дать стране больше рыбы. Возглавила сложную и кропотливую работу по укреплению кадров партий­ ная организация тралового флота. Была взята под строгий партийный контроль деятельность профессионально-техниче­ ских курсов, где учились матросы, за­ сольщики, такелажники. Коммунисты оказали помощь школе фабрично-за­ водского ученичества, добились, чтобы на к у р сы судоводителей в Ленинград и Архангельск отбирались люди, которые действительно желают учиться и навер­ няка возвратятся обратно на флот. О том, как трудно было готовить кад­ ры, говорит свидетельство одного из будущих специалистов: «Флот нуждался в квалифицирован­ ных кадрах, и из нашей среды стали отбирать опытных рыбаков для подго­ товки на курсах судоводителей. В сос­ тав слушателей этих курсов был вклю­ чен и я. Наука давалась мне с трудом, так как я не имел общеобразователь­ ной подготовки. Самый сильный шторм на море казался мне сущим пустяком по сравнению с премудростью, которую дриходилось преодолевать в школе. Да, помножить дробь на дробь это совсем не так просто, . как завязать морскойч узел! Однако я понимал, что без уче­ ния судоводителем не стану, и проси­ живал за учебником ночи, чтобы не от­ стать от товарищей. Труды мои увен­ чались успехом, и экзамен я выдержал. Помню, с каким волнением поднимал­ ся я впервые на капитанский мостик». Траловому флоту оказал большую по­ мощь Центральный Комитет партии. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) об укреплении кадров рыбной, промышленности на Мурман приехала большая группа коммунистов и инже- . нерно-технических работников из цент­ ра страны. Отряд специалистов прибыл по партийной мобилизации из Ленингра­ да. По решению областного комитета.. (Продолжение на 4-й стр.). s а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz