Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.

с ИЗКАЖДОГО Р Е Й С А 'tllliHlllllllllilllllllHlllllllllllllllllllll На снимках! старшина вахты Валентин Сиро­ тин (слева) и старший мастер не добыче рыбы Аяеясащдр Червяков. lUIHllllllllllllHlllllllllllllllllllllilllll ВЫП О Л Н Е НИ Е В МАЕ прошлого года ры­ боловный траулер «Ад- жаристан» вновь после длительного ремонта всту­ пил в эксплуатацию. И, не­ смотря на то, иго из-за ре­ монта было потеряно очень много времени, моряки РТ-13Э Сумели наверстать его и уже в середине декаб­ ря шестьдесят девятого до­ кладывали руководителям флота о досрочном выпол­ нении плана четвертого го­ да пятилетки. \ Приближался юбилейный год. Год самый ответствен­ ный. Он должен был стать годом ударного труда. В се­ мидесятом необходимо бы­ ло обратить серьезное вни­ мание на укрепление произ­ водственной дисциплины, ра­ ботать без проловозз. Здесь многое зависело от капита­ на Сергея Павловича Яков­ лева. Он понимал это и к работе в юбилейном году готовился особенно тща­ тельно. Особое внимание обратил на личный состав корабля. Многих он знал на протя­ жении не одного года. В старых своих кадрах был уверен. Оставалось изучить товарищей, которые пришли трудиться из резерва на ме­ сто тех, кто ушел в отгулы, Отпуск* уводился. Таких бы­ ло из общего состава десять процентов. Но в первом же рейсе они зарекомендовали себя с самой хорошей сторо­ ны, быстро нашли общий язык с экипажем и ни в чем не хотели уступать старожя» лам. И когда в инваре в салоне судна проводилось очередное общее собрание, на котором должны были приниматься социалистические обяза­ тельства на юбилейный год, к вопросу серьезно подошли буквально все. Й старожилы и новички экипажа взвеши­ вали свои возможности, ивыскивали резервы. Общим голосованием моряков были приняты на этом собрании социалистические обязатель­ ства: завершить годовой план добычи рыбы к празднику Октябрьской революции, а к 100-ле­ тию со дня рождения В. И. Ленина дать дополни­ тельно сверх плана четырех' месяцев 50 тонн полуфабри­ ката трески, добиться эко­ номии за счет бережливого отношения к орудиям лова, сокращения расхода горю­ че-смазочных материалов. Обязательства были при­ няты, оставалось сделать так, чтобы они не разошлись е делом. I f вот 31 марта завершен четвертый промысловый рейс «Аджаристаяа» в юби­ лейном году. В трех преды­ дущих экипаж этого судна сработал отлично. Результа­ ты значительно превышали плановые задания, а 27 мар­ та докладывали о заверше­ нии квартального плана. Работали моряки «Аджа- ристана» в Норвежском желобе, у Нордкапа. На лову судно находилось 13 суток. За это время вместо 90 тонн, согласно рейсовому заданию, заготовили 105 тонн полу­ фабриката трески. Особенно хорошо сработали на Нор­ вежском желобе, где про­ мышлял не один десяток ко­ раблей, где рыба хорошо контролировалась, малей­ шее ее передвижение было известно буквально ка­ питанам всех судов. И гораз­ до труднее было работать на Нордкинской банке, где попали на губку. Пришлось срочно перевоо­ ружать трал. Здесь особен­ но раскрылось мастерство старшего мастера по добыче рыбы коммуниста Александ­ ра Степановича Червякова. Успех на Нордкинской банке был также неплохим. Удалось избежать аварийно­ сти трала, добились стабиль­ ности улова, а чтобы не снижать сортности свежья, проводили короткие трале­ ния. И эдесь-то обна­ ружилась еще одна осо­ бенность. Рыба ловилась большей частью только но­ чью.. В дневное время трес­ ка поднималась в верхние слои и добыть ее не пред­ ставлялось никакой возмож­ ности. •.А-.,у. Жм*:: Лов в ночное время. Он связан с определенными! трудностями. Но как и стой»- до ожидать, выручал боль-, шой судоводительский и производственный опыт н а ­ питана. Пятнадцать лег Сергей Павлович Яковлев работает судоводителем про­ мысловых кораблей? Пят­ надцать лет он ловит рыбу. З а столь большой период сумел, что говорится, назу­ бок изучить характерные особенности каждого про­ мыслового района в Барен­ цевом море. « Лучшей вахтой на судне в последнем рейсе показала себя вахта, руководимая матросом первого класса Валентином Дмитриевичем Сиротиным. Моряки этой вахты лучше других и быст­ рее других шкерили рыбу, не менее плодотворно тру­ дились на подвахтах, помо­ гая товарищам убирать улов в трюм. Успешно рабо­ тала и вторая вахта, воз­ главляемая матросом перво­ го класса Виктором Петрови­ чем Синяевым. Она то и де­ ло «поддирала» лидера, наи ступала ему на пятки. Побе­ дила все же вахта Сиротина. Ей-то и присудили первое место. Все ближе и ближе зна­ менательная дата 100-летия со дня рождения В. И. Ле­ нина. Уже ни месяцы, нм недели, а только дни отде­ ляют нас от 22 апреля. И чем ближе этот день, тем напряженнее и плодотвор­ нее становится труд моря­ ков, в том числе и моряков «Аджаристана». В очеред­ ном рейсе рыбаки РТ-139 выполнят свои социалисти­ ческие обязательства и вер­ нутся в порт с новой тру­ довой победой. С. ДАНИЛОВ. Фото автора. В •КОНЦЕ апреля 1928 года совет* ский народ под руководством Коммунистической партии начал осуществлять первый пятилетний. план. В стране продолжалась индустриализа­ ция промышленности, шла коллективи­ зация сельского хозяйства, в жизни первого в мире социалистического госу­ дарства происходили глубокие экономи­ ческие, политические и культурные пре­ образования. На Кольском полуострове, в Хибинах развернулось строительство гигантского горно-химического комбината «Апатит». На реке Ниве началось сооружение первой мощной гидростанции. В Мур­ манске строились новые предприятия, жилые дома. Рос и траловый флот. В Мурманский рыбный порт одмн за дру­ гим стали прибывать траулеры, закуп­ ленные советским правительством у за­ рубежных судостроительных фирм. В Кольском заливе бросили якоря трауле­ ры «Ленин», «Коминтерн», «Профин- те>рн», «Сталин», «Баклан» и другие. Всего за годы пятилетки в тралфлот по­ ступило 34 паровых и 10 дизельных ры­ боловных траулеров. Эти импортные корабли составили яд­ ро промыслового флота. В январе 1932 года в Мурманск пришел первый трау­ лер отечественной, ленинградской по­ стройки. За ним — второй, третий, чет­ вертый — всего 11 судов за этот год. Пополнение тралового флота; и каче­ ственные изменения в техническом воо­ ружении судов потребовали по-новому организовать работу и выдвинули ряд сложных проблем. Одной из таких проблем была под­ готовка кадров плавсостава. Комплек­ траловый флот в первой С сегодняшнего номера редакция газеты начинает публиковать ма­ териалы из готовящейся к изданию книги об иетории Мурманского тра* лового флота. Авторы ее заведующий кафедрой Мурманского педагоги­ ческого института кандидат исторических наук тов. Киселев А. А. в v член Союза журналистов СССР тов. Краснобаев А. И. В основу книги положены воепоминания старейших промысловиков, документы, хранящееся в архивах, и другие материалы. Просьба к чита­ телям газеты свои замечания и пожелания авторов присылать в редак­ цию «Рыбного Мурмана». Деловое сотрудничество авторов и работников флота позволит полнее осветить историю флота, взбежать неточностей. туя экипажи новых судов, руководите­ ли тралового флота вынуждены были принимать на суда самых разных лю­ дей, в том числе и далеких рт техники. Вот один из обычных для того вре­ мени случаев: Перед тем кек вести свой траулер а первый рейс, капитан РТ-53 «Осетр» А. Ф . Львов решил проверить степень подготовки экипажа к работе' в море. Каи только забурлила вода у винта, ка­ питан подал команду стоявшим иа баке матросам: «Стоять с кранцем}.. Началась суета, матросы забегали, не зная, за что взяться и где стоять. При­ бежавший на бак старший штурман, чертыхаясь, попробовал было навести порядок, но безрезультатно. — Да я ж первый раз в таком деле.., — смущенно оправдывался матрос, при­ нимая конец из рук штурмана. — Бом- боха и бомбоха, а я и не знаю, что это и есть кранец. — А что ты знаешь? — Вот побрить-постричь, это я могу, — с гордостью ответил матрос. — А на пароходах не бывал. — Побрить?! — штурман оглядел мат­ роса с ног до головы. — Ты что же, треску будешь брить, что пи? «»- Зачем тресну брить. Буду рабо­ тать... Я научусь, я способный. — Да, — штурман вздохнул и обра­ тился ко второму матросу: — А ты кто? I —* Мы кузнецы, — ответил тот и ку­ лаком утер вспотевший от смущении нес. — Так чти ковать могим, ну... и ■се другое по кузнечному мастерству. А ты? —г: спросил штурман у тре­ тьего матроса. — Полушубки шить мо­ гу. Валенки подшиваю. Штурман пожал плечами и молча уда­ лился с бака. На многих судах основную часть па­ лубной команды составляли парни из приморских сел, старательные, силь* ные, но увы, совершенно не знако­ мые с техникой, по-деревенски наив­ ные. Один из таких парней, матрос с траулера «Скат», в апреле 1930 года писал домой, в Унежму: «Здравствуйте, мама! Пишу вам это письмо с парохода, на котором иду на промысел. Пароход большой, и машина большая. Матросов на нем много, а капитан наш помор — Новожилов Иван Павлович. Все говорят, что хороший человек, душевный. Мамочка, вы не бойтесь за меня, ведь это не ёла, а пароход, и ему шторм не страшен. У нас сейчас в кубрике весело. Ребята играют на гармошке и гитаре и поют. Ну еот и все. Крепко обнимаю вас, до­ рогая мамочка, обнимаю дедушку М аг вея и сестренок. И обнимаю всех род­ ных нашей деревни. К сему Ивам Епи­ фанов». Пройдут годы и этот наивный паренек станет знаменитым на флоте человеком — наставником-технологом, кавалером ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Но тогда п о д о б н ы е Епифано­ ву матросы не умели главного — ло­ вить рыбу на «большом пароходе» « «большой машиной». К внутрифлотским «болезням роста, прибавлялись и береговые трудности. Возвратившись с промысла, корабли тралфлота подолгу стояли на рейде, ожидая, пока освободится место для разгрузки — в порту не хватало при­ чало-в. Флот увеличился в три раза, а причальная линия оставалась старой и могла принять для одновременной раз­ грузки лишь 5 судов. Механические ма­ стерские не справлялись с междурей­ совым ремонтом кораблей, не говоря уж о капитальном. Береговые предприя­ тия не успевали перерабатывать рыбу и тоже вносили свою долю в задержку траулеров. Берег отбирал у флота ты­ сячи судо-часов ценного промыслового времени. Все это не прошло бесследно: средний годовой улов на траулер в 1931 году по сравнению с 1928 годом сни­ зился по траловому флоту почти вдвое. Общая добыча рыбы, правда, увеличи­ лась на флоте с 366 до 540 тысяч цент­ неров. Но так как число траулеров воз­ росло с 19 до 46, то средняя годовая производительность судов упала до 13,3 тысячи центнеров. (Продолжение следует). J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz