Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
с ИЗКАЖДОГО Р Е Й С А 'tllliHlllllllllilllllllHlllllllllllllllllllll На снимках! старшина вахты Валентин Сиро тин (слева) и старший мастер не добыче рыбы Аяеясащдр Червяков. lUIHllllllllllllHlllllllllllllllllllllilllll ВЫП О Л Н Е НИ Е В МАЕ прошлого года ры боловный траулер «Ад- жаристан» вновь после длительного ремонта всту пил в эксплуатацию. И, не смотря на то, иго из-за ре монта было потеряно очень много времени, моряки РТ-13Э Сумели наверстать его и уже в середине декаб ря шестьдесят девятого до кладывали руководителям флота о досрочном выпол нении плана четвертого го да пятилетки. \ Приближался юбилейный год. Год самый ответствен ный. Он должен был стать годом ударного труда. В се мидесятом необходимо бы ло обратить серьезное вни мание на укрепление произ водственной дисциплины, ра ботать без проловозз. Здесь многое зависело от капита на Сергея Павловича Яков лева. Он понимал это и к работе в юбилейном году готовился особенно тща тельно. Особое внимание обратил на личный состав корабля. Многих он знал на протя жении не одного года. В старых своих кадрах был уверен. Оставалось изучить товарищей, которые пришли трудиться из резерва на ме сто тех, кто ушел в отгулы, Отпуск* уводился. Таких бы ло из общего состава десять процентов. Но в первом же рейсе они зарекомендовали себя с самой хорошей сторо ны, быстро нашли общий язык с экипажем и ни в чем не хотели уступать старожя» лам. И когда в инваре в салоне судна проводилось очередное общее собрание, на котором должны были приниматься социалистические обяза тельства на юбилейный год, к вопросу серьезно подошли буквально все. Й старожилы и новички экипажа взвеши вали свои возможности, ивыскивали резервы. Общим голосованием моряков были приняты на этом собрании социалистические обязатель ства: завершить годовой план добычи рыбы к празднику Октябрьской революции, а к 100-ле тию со дня рождения В. И. Ленина дать дополни тельно сверх плана четырех' месяцев 50 тонн полуфабри ката трески, добиться эко номии за счет бережливого отношения к орудиям лова, сокращения расхода горю че-смазочных материалов. Обязательства были при няты, оставалось сделать так, чтобы они не разошлись е делом. I f вот 31 марта завершен четвертый промысловый рейс «Аджаристаяа» в юби лейном году. В трех преды дущих экипаж этого судна сработал отлично. Результа ты значительно превышали плановые задания, а 27 мар та докладывали о заверше нии квартального плана. Работали моряки «Аджа- ристана» в Норвежском желобе, у Нордкапа. На лову судно находилось 13 суток. За это время вместо 90 тонн, согласно рейсовому заданию, заготовили 105 тонн полу фабриката трески. Особенно хорошо сработали на Нор вежском желобе, где про мышлял не один десяток ко раблей, где рыба хорошо контролировалась, малей шее ее передвижение было известно буквально ка питанам всех судов. И гораз до труднее было работать на Нордкинской банке, где попали на губку. Пришлось срочно перевоо ружать трал. Здесь особен но раскрылось мастерство старшего мастера по добыче рыбы коммуниста Александ ра Степановича Червякова. Успех на Нордкинской банке был также неплохим. Удалось избежать аварийно сти трала, добились стабиль ности улова, а чтобы не снижать сортности свежья, проводили короткие трале ния. И эдесь-то обна ружилась еще одна осо бенность. Рыба ловилась большей частью только но чью.. В дневное время трес ка поднималась в верхние слои и добыть ее не пред ставлялось никакой возмож ности. •.А-.,у. Жм*:: Лов в ночное время. Он связан с определенными! трудностями. Но как и стой»- до ожидать, выручал боль-, шой судоводительский и производственный опыт н а питана. Пятнадцать лег Сергей Павлович Яковлев работает судоводителем про мысловых кораблей? Пят надцать лет он ловит рыбу. З а столь большой период сумел, что говорится, назу бок изучить характерные особенности каждого про мыслового района в Барен цевом море. « Лучшей вахтой на судне в последнем рейсе показала себя вахта, руководимая матросом первого класса Валентином Дмитриевичем Сиротиным. Моряки этой вахты лучше других и быст рее других шкерили рыбу, не менее плодотворно тру дились на подвахтах, помо гая товарищам убирать улов в трюм. Успешно рабо тала и вторая вахта, воз главляемая матросом перво го класса Виктором Петрови чем Синяевым. Она то и де ло «поддирала» лидера, наи ступала ему на пятки. Побе дила все же вахта Сиротина. Ей-то и присудили первое место. Все ближе и ближе зна менательная дата 100-летия со дня рождения В. И. Ле нина. Уже ни месяцы, нм недели, а только дни отде ляют нас от 22 апреля. И чем ближе этот день, тем напряженнее и плодотвор нее становится труд моря ков, в том числе и моряков «Аджаристана». В очеред ном рейсе рыбаки РТ-139 выполнят свои социалисти ческие обязательства и вер нутся в порт с новой тру довой победой. С. ДАНИЛОВ. Фото автора. В •КОНЦЕ апреля 1928 года совет* ский народ под руководством Коммунистической партии начал осуществлять первый пятилетний. план. В стране продолжалась индустриализа ция промышленности, шла коллективи зация сельского хозяйства, в жизни первого в мире социалистического госу дарства происходили глубокие экономи ческие, политические и культурные пре образования. На Кольском полуострове, в Хибинах развернулось строительство гигантского горно-химического комбината «Апатит». На реке Ниве началось сооружение первой мощной гидростанции. В Мур манске строились новые предприятия, жилые дома. Рос и траловый флот. В Мурманский рыбный порт одмн за дру гим стали прибывать траулеры, закуп ленные советским правительством у за рубежных судостроительных фирм. В Кольском заливе бросили якоря трауле ры «Ленин», «Коминтерн», «Профин- те>рн», «Сталин», «Баклан» и другие. Всего за годы пятилетки в тралфлот по ступило 34 паровых и 10 дизельных ры боловных траулеров. Эти импортные корабли составили яд ро промыслового флота. В январе 1932 года в Мурманск пришел первый трау лер отечественной, ленинградской по стройки. За ним — второй, третий, чет вертый — всего 11 судов за этот год. Пополнение тралового флота; и каче ственные изменения в техническом воо ружении судов потребовали по-новому организовать работу и выдвинули ряд сложных проблем. Одной из таких проблем была под готовка кадров плавсостава. Комплек траловый флот в первой С сегодняшнего номера редакция газеты начинает публиковать ма териалы из готовящейся к изданию книги об иетории Мурманского тра* лового флота. Авторы ее заведующий кафедрой Мурманского педагоги ческого института кандидат исторических наук тов. Киселев А. А. в v член Союза журналистов СССР тов. Краснобаев А. И. В основу книги положены воепоминания старейших промысловиков, документы, хранящееся в архивах, и другие материалы. Просьба к чита телям газеты свои замечания и пожелания авторов присылать в редак цию «Рыбного Мурмана». Деловое сотрудничество авторов и работников флота позволит полнее осветить историю флота, взбежать неточностей. туя экипажи новых судов, руководите ли тралового флота вынуждены были принимать на суда самых разных лю дей, в том числе и далеких рт техники. Вот один из обычных для того вре мени случаев: Перед тем кек вести свой траулер а первый рейс, капитан РТ-53 «Осетр» А. Ф . Львов решил проверить степень подготовки экипажа к работе' в море. Каи только забурлила вода у винта, ка питан подал команду стоявшим иа баке матросам: «Стоять с кранцем}.. Началась суета, матросы забегали, не зная, за что взяться и где стоять. При бежавший на бак старший штурман, чертыхаясь, попробовал было навести порядок, но безрезультатно. — Да я ж первый раз в таком деле.., — смущенно оправдывался матрос, при нимая конец из рук штурмана. — Бом- боха и бомбоха, а я и не знаю, что это и есть кранец. — А что ты знаешь? — Вот побрить-постричь, это я могу, — с гордостью ответил матрос. — А на пароходах не бывал. — Побрить?! — штурман оглядел мат роса с ног до головы. — Ты что же, треску будешь брить, что пи? «»- Зачем тресну брить. Буду рабо тать... Я научусь, я способный. — Да, — штурман вздохнул и обра тился ко второму матросу: — А ты кто? I —* Мы кузнецы, — ответил тот и ку лаком утер вспотевший от смущении нес. — Так чти ковать могим, ну... и ■се другое по кузнечному мастерству. А ты? —г: спросил штурман у тре тьего матроса. — Полушубки шить мо гу. Валенки подшиваю. Штурман пожал плечами и молча уда лился с бака. На многих судах основную часть па лубной команды составляли парни из приморских сел, старательные, силь* ные, но увы, совершенно не знако мые с техникой, по-деревенски наив ные. Один из таких парней, матрос с траулера «Скат», в апреле 1930 года писал домой, в Унежму: «Здравствуйте, мама! Пишу вам это письмо с парохода, на котором иду на промысел. Пароход большой, и машина большая. Матросов на нем много, а капитан наш помор — Новожилов Иван Павлович. Все говорят, что хороший человек, душевный. Мамочка, вы не бойтесь за меня, ведь это не ёла, а пароход, и ему шторм не страшен. У нас сейчас в кубрике весело. Ребята играют на гармошке и гитаре и поют. Ну еот и все. Крепко обнимаю вас, до рогая мамочка, обнимаю дедушку М аг вея и сестренок. И обнимаю всех род ных нашей деревни. К сему Ивам Епи фанов». Пройдут годы и этот наивный паренек станет знаменитым на флоте человеком — наставником-технологом, кавалером ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Но тогда п о д о б н ы е Епифано ву матросы не умели главного — ло вить рыбу на «большом пароходе» « «большой машиной». К внутрифлотским «болезням роста, прибавлялись и береговые трудности. Возвратившись с промысла, корабли тралфлота подолгу стояли на рейде, ожидая, пока освободится место для разгрузки — в порту не хватало при чало-в. Флот увеличился в три раза, а причальная линия оставалась старой и могла принять для одновременной раз грузки лишь 5 судов. Механические ма стерские не справлялись с междурей совым ремонтом кораблей, не говоря уж о капитальном. Береговые предприя тия не успевали перерабатывать рыбу и тоже вносили свою долю в задержку траулеров. Берег отбирал у флота ты сячи судо-часов ценного промыслового времени. Все это не прошло бесследно: средний годовой улов на траулер в 1931 году по сравнению с 1928 годом сни зился по траловому флоту почти вдвое. Общая добыча рыбы, правда, увеличи лась на флоте с 366 до 540 тысяч цент неров. Но так как число траулеров воз росло с 19 до 46, то средняя годовая производительность судов упала до 13,3 тысячи центнеров. (Продолжение следует). J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz