Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
* Цена рыбацкой минуты Н А ЛЮБОМ промысло вом судне подъема очередного улова ждут <: нетерпением. На БМРТ, например, «болельщики» вы сыпают на палубу или обле пят кормовой мосгик, всмат риваясь в то место за кор мой, где должен показаться из воды мешок с рыбой. «Болеют» сменившиеся с вахты моряки и те, кто дол жен в этот момент находить ся на рабочем месте на ры- бофабрике. Что ж интерес вполне по нятен. Но во что он обхо дится производству? Иссле дования потерь рабочего вре мени методом моментных наблюдений, произведенные на трех передовых больших морозильных траулерах уп равления «Мурмансельдь», в частности, на их рыбных фабриках, дают ответ на этот вопрос. И наводит он на печальные размышления. До двадцати девяти про центов потери составляют из-за несвоевременного вы хода на вахту, до девяти — из-за раннего ухода. А неси стематизированный отдых и отрыв от работы на то, что бы узнать, какой подняли улов — тоже снижают вы работку продукции. Опера тивная же деятельность с учетом нормированного от дыха составляет 58,6 процен та. Разумеется, эти цифры не окончательные, они требу ют перепроверки, но уже сейчас могут в какой-то ме ре раскрыть карткну, где кроются резервы увеличе ния производительности тру да. Если принять приведенные цифры как ориентировоч ные, то в переводе на тон ны и рубли они будут выгля деть так. За потерянное вре мя на судне можно допол нительно выработать при мерно три тонны продукции в сутки из разделанной трес ки. За это экипаж получил бы 940 рублей, а прибыль флоту составила бы 658 руб лей. Фактически из-за плохо продуманной организации производства судовой кол лектив теряет за сутки до девяти рублей на пай. Причин потерь много. Во- первых, корабли плохо снабжают инструментом. Де ло доходит до того, что тех нологи вынуждены букваль но выклянчивать шхероч- ные ножи в отделе снабже ния. А недостаток ножей не позволяет полностью исполь зовать на обработке рыбы подвахту, что в конечном счете сказывается на выпу ске готовой продукции. Заставляет обратить вни мание работа ремонтников технологического оборудова ния. Их специальность гово рит сама за себя. В первую очередь они должны еле дить, чтобы механизмы рыб ной фабрики были всегда в исправности. На деле же вы яснилось, что эти специали сты занимаются изобрета тельством, не обращая до статочного внимания на уже установленное оборудование. За то, что моряки прояв ляют смекалку, внедряют новшества, надо хвалить. Но интересы производства при этом не должны страдать. Приведу пример. На одном из БМРТ не работало оро шение бункера для рыбы. Одному из рыбообработчи ков приходилось вручную из шланга скатывать ее. В ре зультате за смену один че ловек в течение двух часов не занимался непосредствен но выработкой продукции. Такая же потеря вре мени наблюдалась из- за того, что транспортер подачи сырья в рыбомучную установку был неисправен. Или другой пример. Одно время на судне не работал насос, установленный на рыбной фабрике для подачи воды на все рабочие места. Фактически производство было остановлено, а меха ник-наладчик возился с РМУ — она тоже нуждалась в ремонте. Но в первую оче редь следовало обратить внимание на механизм, из- за которого простаивал глав ный корабельный цех. К недостаткам надо отне сти и слабые знания обслу живающим персоналом но вейшего оборудования и не умение им пользоваться. Сейчас экипажи БМРТ по лучают задание на выработ ку тушки. Дело новое. На каждом корабле по-своему приспосабливаются к нему, в частности, выбирают ра бочее место. Обычно разде лочные столы ставят перед рыбньш бункером. Затем годное для выпуска тушки сырье отбирают и вручную перетаскивают в стампах. Но ведь можно все упро стить. Вместо стампы легко обойтись тем же бункером, который имеет отверстия: через него рыба поступает на филейный транспортер. Об этом-то и забыли. На больших морозильных траулерах установлена голо воотсекающая машина «Баа- дер-423». Однако она не ис пользуется из-за того, что дает большие отходы, В то же время для ускорения об работки крупной рыбы не обходимо увеличить темп отсекания рыбных голов. Где же выход? Некоторые технологи догадались пу-. стить на «Баадер» потро шенную рыбу -с надрезом колтычка. В результате про изводительность повысилась вдвое, а отходы такие же, как при выработке колодки вручную. Чтобы специалисты могли более грамотно эксплуатиро вать технику рыбной фабри ки, следует издать и распро странить на суда сборник кратких по форме, но пол ных по содержанию инст рукций по эксплуатации тех нологического оборудования. Далее. Для оптимального использования трудовых ре сурсов мастерам по обработ ке надо иметь нормы вре мени для распределения лю дей в цехе в зависимости от района промысла, различ ных пород рыбы, величины улова, размерного состава. Это позволит более произво дительно наладить производ ство. Ясно, что ритмичная, непрерывная деятельность более эффективна, чем рабо та на «ура». Потерь рыбацкого времени можно избежать, если упо рядочить организацию пере сменок. На машинострои тельных предприятиях ма стер, например, приходит в цех за полчаса до смены. Знакомится с положением дел и т. д. По этому образ цу надо строить работу и наших мастеров на судах. Если бы они появлялись на фабрике хотя бы за 15—20 минут, то успевали бы уз нать от сменщика о наличии сырья, его ассортименте, где оно находится, температуре в морозильных камерах и трюмах, исправности теле жек, транспортеров и рыбо обрабатывающих машин. Моряки должны заступать на вахту за пять минут до нее, справиться у мастера о своем рабочем месте, прове рять и подготавливать все необходимое для производи тельного труда. Следует так же продумать и вопрос о едином кратковременном от дыхе, чередуя перерывы на 5. 10 минут. Тогда не будет тех громадных потерь, о ко торых велась речь в начале оггатьи. В. СОРОКИН, старший ин женер лаборатории НОТ. П Р О И З В О Д С Т В А П РОМЫСЛОВИКИ сель дяного флота по-хозяй ски изыскивают резер вы производства, улучшения качества продукции, дости жения высоких экономиче ских показателей. И одним из путей этого является борьба за лучшее использо вание рыбного сырья, иду щего на пищевые цели, от ходов его, из которых мож но выпускать консервы, рыбную муку, рыбий жир. В прошлом году, напри мер, мы увеличили выпуск пищевой продукции по срав нению с предыдущим на 12,6 процента, хотя вылов рыбы был больше всего на 5,2 процента. Такое опереже ние свидетельствует о заин тересованности судовых эки пажей поставить на стол покупателя как можно боль ше разнообразных продуктов моря. Что предстоит нам сделать сегодня? Ясно, что возмож ности не все исчерпаны. И первый резерв — более от ветственное отношение су довых команд, их руководи телей к хозяйственным де лам. Не секрет, что некоторые экипажи, передавая на базу, например, рыбные головы, оставляют вместе с Ними в «авоське» зубатку, ерша, других рыб, годных для выпуска пищевой продук ции. И хотя их насчитывает ся немного, к концу года по тери уже выражаются цент нерами. Бывает и так. Из общего количества сданного на ба зу улова некоторую его часть, пусть и малую, опре деляют вторым сортом. Од нако мастера по обработке проявляют добродушие, со глашаясь на оформление второсортной рыбы как рыбных голов. Здесь выиг- показателей, как более стро гое использование рыбных отходов. Тут надо привести несколько цифр. В прошлом году, например, только за счет печени трески, из,кото рой выпускали консервы, медицинский и технический жир, получена дополнитель ная прибыль на сумму 1260 тысяч рублей. А если сюда приплюсовать доход от реа лизации продукции из рыб ных голов, то прибыль пре высит два миллиона. т • 111 Маш 1 1 н н а я |§| команда СРТ-229, Я которой руково ди дит ударник ком- i мунистическ о г о труда Николай Григорьевич Ге~ расимчук, борет ся за экономию горюче - смазоч' ных материалов. День 22 апреля механики судна обязались прора ботать на сэко номленном горкг чем и машинном масле. Фото С. Данилова. месяцев нынешнего промыс ловые суда работали в ос новном на порт. Значит, мо ряки теряли половину рыб ных голов, так как долго хранить их в судовых емко стях нельзя. Еще больший убыток на несен предприятию из-за сдачи рыбы на технические цели. А причиной всему — слабый контроль за раздел- i i i i i i i i iu i i i i i i i i i i i i i i i i it i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iH i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iM i i i it i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i iM M iH i i i i i i i im t i i i i i i i i i i i i i i it t i i i i i i i ПОТЕРЯННЫЕ ТЫСЯЧИ ( in i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l f lK l t l l l l l i lK l l l l l l l l l l l f l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l lK I I I i l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l рывает экипаж, который получает хорошие показа тели по качеству и выпол няет задание по сбору отхо дов. Но нельзя же забывать о государственных интере сах. А чем объяснить нежела ние экипажей СРТ-р №№ 702, 405, 724 и других судов солить скумбрию, ставриду, сардинеллу и сдавать их как пищевую продукцию. Тот, кто отказывается от это го, для пищевых целей ис пользует всего 65 процентов улова, остальная часть идет в отходы. А моряки СРТ-р-720, где капитаном тов. Стесько. занимающиеся посолом — 80 процентов. Сумма убытка, полученного первыми, составляет при мерно 8—10 тысяч рублей. Или взять такой резерв повышения экономических Цромысловикам очень вы годно сдавать печень, год ную для консервов и меди цинского жира. Именно за счет того, что из общего ко личества сданного сырья 13,5 тысячи центнеров по шло на эти цели, флот имел экономический эффект в 315 тысяч рублей. И сегодня нельзя забывать об этом важном резерве. В то же время сумму при были можно было бы уве личить, если бы судовые экипажи надлежащим обра зом следили за сбором от ходов. Однако этого не слу чилось, флот недоиспользо вал 200 тонн печени, 350 тонн голов. А это более 80 , тысяч потерянных рублей. Потери происходят от не достаточно оперативной вза имной работы добытчиков и экипажей судов «Севрыбхо- лодфлота». По этой причине в течение четвертого кварта ла прошлого года и полутора кой рыбы. Получается, что хорошее сырье, на обработку которого затрачен труд мо ряка, соль, лед, время, идет совсем не по назначению. Таким образом, в 1969 году сдача рыбы на технические цели составила 638 тонн. В результате вместо то го, чтобы за ее реализацию получить 191,4 тысячи руб лей, получено всего 44,6 ты сячи. Убыток составил 147 тысяч рублей. Вот они, ре зервы производства. Задача промысловиков—бо роться не только за дости жение выпуска максималь ного количества рыбных продуктов из добываемого сырья, но и в том, чтобы они были хорошего качества. Улучшение общей сортности только на один процент даст флоту дополнительно около трехсот тысяч рублей. В прошлом году на флоте с зтим обстояло дело сравни тельно неплохо. Но уже в начале нынешнего года по лучена 21 претензия на от крытую, скрытую пересорти цу, снижение сортности на. общую сумму около 54 ты сяч рублей. Что надо сделать для по вышения эффективности производства? В первую оче редь следует увеличить вы пуск консервов из треско вой печени. С этой целью сейчас в «Мурмаисельди» переоборудуется СРТ-839, на котором можно будет выра батывать такую продукцию. Если расчеты оправдаются, то эксперимент откроет большой резерв. Освоение выработки кон сервов специального ба ночного посола из скум брии и сельди, а также выпуск из этих рыб и из макреле-щуки натуральных консервов будет способство вать лучшему использова нию сырья. Для сбора печени и дру гих рыбных отходов надо направлять в море как мож но больше специальных су дов-сборщиков. Такой шаг необходим, ибо опыт подска зывает, что на «Севрыбхо- лодфлот» не всегда можно рассчитывать. И последнее. Ныне кораб ли нашего флота промышля ют в районах Мирового океа на, куда переход составляет 10 и более суток. Почему бы не наладить выпуск консер вов в это время, используя сырье из трюмов. В. ГОЛОВИНСКИЙ, заме ститель начальника «Мур- манеельди» по рыбообработ ке. [ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz