Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.
AT КУЕТ ША тг* ь На снимко? А. О. Шабалин (фото военных лет)* С ЛАВНЫЕ . боевые дела экипажей североморских торпедных катеров — гордость нашего флота. Но и для самых лихих наидих катер ников образцом служит высо кое искусство дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина. Александр Шабалин, как и многие отличившиеся в Вели кой Отечественной войне се вероморцы, — воспитанник Мурманского тралового фло та. С 1931 года по 1933 год он плавал матросом на траулере «Краб». Затем стал тралмей стером, а после окончания Мурманского морского рыбо* промышленного техникума ра ботал штурманом на траулере «Ваер». В 1936 году Шабалин был призван с Военно-Морской флот. Окончив школу катер ных боцманов, он пл&еал не которое время на Балтике. Весной 1938 года Шабалин был переведен на Север и на значен командиром торпедно го катера. Боевая биография Александра Осиповича Шаба лина с особой яркостью воп лощает в себе черты советско го героизма. В сентябре 1941 года Шабалин, тогда еще младший лейтенант, открыл боевой счет североморских торпедных катеров. Смело и дерзко повел молодой коман дир свой катер в атаку на не мецкий транспорт, охраняв' шийся боевыми кораблями. Противник поставил дымовую завесу, но это не остановило Шабалина. С кратчайшей ди станции он нанес свой первый удар по врагу. Немецкий транспорт водоизмещением 7000 тонн взорвался и скрылся ш пучине. От боя к бою росли воин ское ма-стерство и командир ская зрелость славного севе роморца. Плававшие и воевав шие с Шабалиным катерники хорошо знали, что в боевом соприкосновении, в самой трудной обстановке отважного командира никогда не покида ет хладнокровие и спокойст вие, что он умеет предугадать замысел врага, имеет наготове необходимый для победы контрманевр. Эти качества Александра Шабалина ярко проявились в апрельском бою 1943 года. Он вел звено тор педных катеров в атаку на не мецкий конвой. Фашистские ««морские охотники» попыта лись сорвать атаку и напали на наши катера. Тогда Шаба лин вступил с ними в схватку и сковал боем три корабля немцев. Пока он отстреливался и обманывал немцев дымовы ми завесами, другой катер под командованием Колоти я, понявшего замысел Шабалина, вышел в атаку и потопил не мецкий транспорт с военным грузом. Семь кораблей противника уничтожил экипаж Шабалина в лихих торпедных атаках. Мно го раз он ходил на своем ка тере к вражеским берегам, высаживая разведывательные группы, . Правительство награ дило смелого воина орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2"й сте пени. После декабрьской опе рации, в которой Шабалин по топил 2 катера, Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года капитан-лейтенанту А. О. Ша балину было присвоено зва ние Героя Советского Союза. В операции по захвату пор та Линахамари на долю Шаба лина выпало самое опасное и трудное задание — вести пе редовой отряд катеров проры ва. Этим катерам предстояло первь»ми войти в узкий кори дор Печенгского залива, пер выми принять на себя жесто кий неприятельский огонь, 6о~ ем разведать сложнейшую об становку. Шабалин привел оба катера к причалам Девкигюй заводи, высадил десантнико! точно в назначенном месте и вышел из залива, не имея по терь. И это было сделано под огнем такой интенсивности и силы, который превосходил все, что приходилось катерни кам испытывать в предыдущих боях. Снова сказалось хладно кровие и высокое боевое ма» стерство прославленного ко мандира. После этой операции Александр Осипович Шабалин был награжден второй ме далью «Золотая Звезда». JL КЛЕМЕШОВА, научный сотрудник музея Красно» знаменного Северного фло та. ПО ПРИМЕРУ ИЛЬИЧЕВЦЕВ Из газеты кСоциалистиче ская индустрия» га 26 марта Текущего года иы узнали, что народные контролеры и рабкоры газеты <<Ильнчевец» Московского завода имени Владимира Ильича решили начать совместный смотр внедрения в производство мероприятий, намеченных в ходе обсуждения Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов производства и уси нении режима экономии в народном хозяйстве». Народным контролерам пер вою погрузочно-разгрузочно» го участка, энергохозяйства и рабкорам ордена Ленина мор* ©кого рыбного порта почив вльичевцев пришелся по ду- Мы включаемся во Всесоюз ный смотр проверки выполне ния мероприятий, намеченных Шответ на Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, призы- ваем всех народных контро леров и рабкоров довести до Каждого труженика лозунг «На каждом рабочем месте усилить борьбу за использо вание резервов производства м экономию». Главное внимание думаем обратить на скорейшее внед рение пневмоустановок по выгрузке рыбы, малой меха низации на выгрузке из судов мороженой рыбопродукции и яогрузке ее в железнодорож ные вагоны, па ввод в дейст вие новых п реконструируе мых причалов. А. БОРИЧЕВ, Н. БУТУСОВ — председатели групп на родного контроля первого погрузочно - разгрузочного участка н энергохозяйства, Г. ТАРАСОВ, С. ПЕТРОВ *— народные контролеры, ударники коммунистиче ского труда. А. ШУЛЬГА, Д. ЖУРЕНКО — рабкоры, работники Мурманского морского рыбного норта. [ выше э ф ф е к т и в н о с т ь На днях в сельдяном флоте прошла конференция, на ко торой технологи, мастера по обработке, добыче с участием капитанов, представителей отделов вели разговор о резервах увеличения вылова рыбы, улучшения экономических пока зателей работы коллективов своего предприятия. Так отве чают моряки па Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резер вов производства и усилении режима экопомии в народном хозяйстве». Сегодня мы публикуем некоторые выступления участни ков конференции. A. К. Брикин, СРТ-464 B. Д. Краснов, РС-5291 — Е . А. Лейман. Дает свои плоды борьба за экономию и сегодня. Весьма характерен в этом смысле пример экипажа СРТ-640, вернувшегося в конце марта с промысла. В честь 100-летия со дня рож дения В. И. Ленина моряки Орали обязательство отрабо- I I ДЕЛ ВПЕРЕДИ МНОГО ч L: ЕТВЕРТЫЙ год пяти летки знаменателен для промысловиков сельдяного флота многими важными делами. Сюда надо отнести «обжитые» банки Банкеро экипажами БМРТ, освоение разноглубинного лова сельди с этих судов на Дальнем Западе с примене нием прибора контроля глу бины хода трала, добычу мойвы в открытом океане с СРТ р и PC. К новинкам принадлежит и пробный промысел палту са в районе Исландии на ярус, опытные работы тра лом на больших глубинах. Так. экипаж БМРТ-452 у Исландии и на Лабрадоре производил траление на глубине до двух тысяч мет ров. И еще один успех, свя занный с добычей рыбы: ос воение тралового лова сель ди в Гебридско-Оркнейском районе. Немало сделано и в части усовершенствования, внедре ния орудий лова. В течение года был усовершенствован трал 25,5 метра для кораб лей типа СРТ, работающих в Баренцевом море. Сейчас им снабжены все суда фло та. Коллективом отдела до бычи была разработана и испытана конструкция на дувных наплавов для ко шельковых неводов. Резуль таты испытаний отличные. Сейчас заказана партия •та ких наплавов, которые пре дотвращают затопление не вода при кольцевании, то есть обеспечивают сохран ность улова. Немалый эконо мический эффект даст раз работанная схема прямой проводки ваеров на БМРТ. Она более удобна б работе и дает экономию ваерного троса. В успешном освоении рай онов промысла и методов ло ва весома заслуга большого коллектива старших масте ров и их помощников. В те чение года многие из них добивались хороших резуль татов в экономии промысло вого вооружения на трало вом промысле — от 10 до 20 тысяч рублей. Это старшие мастера лова БМРТ-440 Е. В. Ефанов, СРТ-р-717 — М. С. Сюмкин, СРТ-4122 — тать на сэкономленных ма териалах трое суток. При переходе к месту ло ва палубная команда капи тально отремонтировала списанные в прошлом рейсе трал с мешком, отходившие положенное время. Весь рейс экипаж работал им. И в результате экономия за плавание составляет 2,8 тра ла и 2,1 мешка. Это в первую очередь го ворит о добросовестном от ношении к своим обязанно стям старшего мастера лова Бориса Петровича Свиридо- вича, его помощников Вале рия Николаевича Ячменева и Николая Александровича Иванова. Сказалось здесь и то, что йравильно был выб ран район промысла с хо рошими грунтовыми усло виями. Коллектив судна вы полнил рейсовое задание более чем на 200 процентов. Большой резерв улучше ния производственных пока зателей кроется в полной ликвидации нарушений тру довой дисциплины. Сейчас все еще велики потери вре мени в результате -отстава ния, пьянства некоторых членов экипажей, -в. том числе и мастеров лова. А ведь они и их помощники должны быть сами1приме ром для матросов, вместе « капитанами и другими во- мандирами заниматься вос питанием личного состава. Дел впереди много. В-’ 1970 году коллективу сельдя ного флота предстоит выло?' вить 2250 тысяч центнеров рыбы. В связи с ухудшени ем сырьевой базы в тради ционных районах промысла необходимо всемерно разви вать промысел в районах Центрально-Восточной и Юго-Западной J Атлантики, где сейчас успефй’о ^ б о т а ют наши СРТ-р и БМРТ. Предстоит в еще больших масштабах развивать про мысел в открытом море мой вы. а также полярной трё- сочгеи. Решение всех этих задач немыслимо без самого пиарс кого участия старших масте ров лова, тщательного изу чения ими особенностей ра боты в этих районах про мысла, промысловой техни ки, новых способов лова. Ввиду коренного измене ния режима работы нашего флота — перехода всех су дов на траловый промысел, возникла необходимость в подготовке резерза мастеров лова, повышения ими саоей квалификации. Надо поза ботиться о подготовке кад ров из числа опытнейших матросов первого класса. Крайне необходимо, чтобы такая подготовка проводи лась на каждом судне. В. МАКСИМОВ, начале.кик лаборатории НОТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz