Рыбный Мурман. 1970 г. Апрель.

AT КУЕТ ША тг* ь На снимко? А. О. Шабалин (фото военных лет)* С ЛАВНЫЕ . боевые дела экипажей североморских торпедных катеров — гордость нашего флота. Но и для самых лихих наидих катер­ ников образцом служит высо­ кое искусство дважды Героя Советского Союза Александра Осиповича Шабалина. Александр Шабалин, как и многие отличившиеся в Вели­ кой Отечественной войне се­ вероморцы, — воспитанник Мурманского тралового фло­ та. С 1931 года по 1933 год он плавал матросом на траулере «Краб». Затем стал тралмей­ стером, а после окончания Мурманского морского рыбо* промышленного техникума ра­ ботал штурманом на траулере «Ваер». В 1936 году Шабалин был призван с Военно-Морской флот. Окончив школу катер­ ных боцманов, он пл&еал не­ которое время на Балтике. Весной 1938 года Шабалин был переведен на Север и на­ значен командиром торпедно­ го катера. Боевая биография Александра Осиповича Шаба­ лина с особой яркостью воп­ лощает в себе черты советско­ го героизма. В сентябре 1941 года Шабалин, тогда еще младший лейтенант, открыл боевой счет североморских торпедных катеров. Смело и дерзко повел молодой коман­ дир свой катер в атаку на не­ мецкий транспорт, охраняв' шийся боевыми кораблями. Противник поставил дымовую завесу, но это не остановило Шабалина. С кратчайшей ди­ станции он нанес свой первый удар по врагу. Немецкий транспорт водоизмещением 7000 тонн взорвался и скрылся ш пучине. От боя к бою росли воин­ ское ма-стерство и командир­ ская зрелость славного севе­ роморца. Плававшие и воевав­ шие с Шабалиным катерники хорошо знали, что в боевом соприкосновении, в самой трудной обстановке отважного командира никогда не покида­ ет хладнокровие и спокойст­ вие, что он умеет предугадать замысел врага, имеет наготове необходимый для победы контрманевр. Эти качества Александра Шабалина ярко проявились в апрельском бою 1943 года. Он вел звено тор­ педных катеров в атаку на не­ мецкий конвой. Фашистские ««морские охотники» попыта­ лись сорвать атаку и напали на наши катера. Тогда Шаба­ лин вступил с ними в схватку и сковал боем три корабля немцев. Пока он отстреливался и обманывал немцев дымовы­ ми завесами, другой катер под командованием Колоти я, понявшего замысел Шабалина, вышел в атаку и потопил не­ мецкий транспорт с военным грузом. Семь кораблей противника уничтожил экипаж Шабалина в лихих торпедных атаках. Мно­ го раз он ходил на своем ка­ тере к вражеским берегам, высаживая разведывательные группы, . Правительство награ­ дило смелого воина орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2"й сте­ пени. После декабрьской опе­ рации, в которой Шабалин по­ топил 2 катера, Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года капитан-лейтенанту А. О. Ша­ балину было присвоено зва­ ние Героя Советского Союза. В операции по захвату пор­ та Линахамари на долю Шаба­ лина выпало самое опасное и трудное задание — вести пе­ редовой отряд катеров проры­ ва. Этим катерам предстояло первь»ми войти в узкий кори­ дор Печенгского залива, пер­ выми принять на себя жесто­ кий неприятельский огонь, 6о~ ем разведать сложнейшую об­ становку. Шабалин привел оба катера к причалам Девкигюй заводи, высадил десантнико! точно в назначенном месте и вышел из залива, не имея по­ терь. И это было сделано под огнем такой интенсивности и силы, который превосходил все, что приходилось катерни­ кам испытывать в предыдущих боях. Снова сказалось хладно­ кровие и высокое боевое ма» стерство прославленного ко­ мандира. После этой операции Александр Осипович Шабалин был награжден второй ме­ далью «Золотая Звезда». JL КЛЕМЕШОВА, научный сотрудник музея Красно» знаменного Северного фло­ та. ПО ПРИМЕРУ ИЛЬИЧЕВЦЕВ Из газеты кСоциалистиче­ ская индустрия» га 26 марта Текущего года иы узнали, что народные контролеры и рабкоры газеты <<Ильнчевец» Московского завода имени Владимира Ильича решили начать совместный смотр внедрения в производство мероприятий, намеченных в ходе обсуждения Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резервов производства и уси­ нении режима экономии в народном хозяйстве». Народным контролерам пер­ вою погрузочно-разгрузочно» го участка, энергохозяйства и рабкорам ордена Ленина мор* ©кого рыбного порта почив вльичевцев пришелся по ду- Мы включаемся во Всесоюз­ ный смотр проверки выполне­ ния мероприятий, намеченных Шответ на Письме ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, призы- ваем всех народных контро­ леров и рабкоров довести до Каждого труженика лозунг «На каждом рабочем месте усилить борьбу за использо­ вание резервов производства м экономию». Главное внимание думаем обратить на скорейшее внед­ рение пневмоустановок по выгрузке рыбы, малой меха­ низации на выгрузке из судов мороженой рыбопродукции и яогрузке ее в железнодорож­ ные вагоны, па ввод в дейст­ вие новых п реконструируе­ мых причалов. А. БОРИЧЕВ, Н. БУТУСОВ — председатели групп на­ родного контроля первого погрузочно - разгрузочного участка н энергохозяйства, Г. ТАРАСОВ, С. ПЕТРОВ *— народные контролеры, ударники коммунистиче­ ского труда. А. ШУЛЬГА, Д. ЖУРЕНКО — рабкоры, работники Мурманского морского рыбного норта. [ выше э ф ф е к т и в н о с т ь На днях в сельдяном флоте прошла конференция, на ко­ торой технологи, мастера по обработке, добыче с участием капитанов, представителей отделов вели разговор о резервах увеличения вылова рыбы, улучшения экономических пока­ зателей работы коллективов своего предприятия. Так отве­ чают моряки па Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Об улучшении использования резер­ вов производства и усилении режима экопомии в народном хозяйстве». Сегодня мы публикуем некоторые выступления участни­ ков конференции. A. К. Брикин, СРТ-464 B. Д. Краснов, РС-5291 — Е . А. Лейман. Дает свои плоды борьба за экономию и сегодня. Весьма характерен в этом смысле пример экипажа СРТ-640, вернувшегося в конце марта с промысла. В честь 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина моряки Орали обязательство отрабо- I I ДЕЛ ВПЕРЕДИ МНОГО ч L: ЕТВЕРТЫЙ год пяти­ летки знаменателен для промысловиков сельдяного флота многими важными делами. Сюда надо отнести «обжитые» банки Банкеро экипажами БМРТ, освоение разноглубинного лова сельди с этих судов на Дальнем Западе с примене­ нием прибора контроля глу­ бины хода трала, добычу мойвы в открытом океане с СРТ р и PC. К новинкам принадлежит и пробный промысел палту­ са в районе Исландии на ярус, опытные работы тра­ лом на больших глубинах. Так. экипаж БМРТ-452 у Исландии и на Лабрадоре производил траление на глубине до двух тысяч мет­ ров. И еще один успех, свя­ занный с добычей рыбы: ос­ воение тралового лова сель­ ди в Гебридско-Оркнейском районе. Немало сделано и в части усовершенствования, внедре­ ния орудий лова. В течение года был усовершенствован трал 25,5 метра для кораб­ лей типа СРТ, работающих в Баренцевом море. Сейчас им снабжены все суда фло­ та. Коллективом отдела до­ бычи была разработана и испытана конструкция на­ дувных наплавов для ко­ шельковых неводов. Резуль­ таты испытаний отличные. Сейчас заказана партия •та­ ких наплавов, которые пре­ дотвращают затопление не­ вода при кольцевании, то есть обеспечивают сохран­ ность улова. Немалый эконо­ мический эффект даст раз­ работанная схема прямой проводки ваеров на БМРТ. Она более удобна б работе и дает экономию ваерного троса. В успешном освоении рай­ онов промысла и методов ло­ ва весома заслуга большого коллектива старших масте­ ров и их помощников. В те­ чение года многие из них добивались хороших резуль­ татов в экономии промысло­ вого вооружения на трало­ вом промысле — от 10 до 20 тысяч рублей. Это старшие мастера лова БМРТ-440 Е. В. Ефанов, СРТ-р-717 — М. С. Сюмкин, СРТ-4122 — тать на сэкономленных ма­ териалах трое суток. При переходе к месту ло­ ва палубная команда капи­ тально отремонтировала списанные в прошлом рейсе трал с мешком, отходившие положенное время. Весь рейс экипаж работал им. И в результате экономия за плавание составляет 2,8 тра­ ла и 2,1 мешка. Это в первую очередь го­ ворит о добросовестном от­ ношении к своим обязанно­ стям старшего мастера лова Бориса Петровича Свиридо- вича, его помощников Вале­ рия Николаевича Ячменева и Николая Александровича Иванова. Сказалось здесь и то, что йравильно был выб­ ран район промысла с хо­ рошими грунтовыми усло­ виями. Коллектив судна вы­ полнил рейсовое задание более чем на 200 процентов. Большой резерв улучше­ ния производственных пока­ зателей кроется в полной ликвидации нарушений тру­ довой дисциплины. Сейчас все еще велики потери вре­ мени в результате -отстава­ ния, пьянства некоторых членов экипажей, -в. том числе и мастеров лова. А ведь они и их помощники должны быть сами1приме­ ром для матросов, вместе « капитанами и другими во- мандирами заниматься вос­ питанием личного состава. Дел впереди много. В-’ 1970 году коллективу сельдя­ ного флота предстоит выло?' вить 2250 тысяч центнеров рыбы. В связи с ухудшени­ ем сырьевой базы в тради­ ционных районах промысла необходимо всемерно разви­ вать промысел в районах Центрально-Восточной и Юго-Западной J Атлантики, где сейчас успефй’о ^ б о т а ­ ют наши СРТ-р и БМРТ. Предстоит в еще больших масштабах развивать про­ мысел в открытом море мой­ вы. а также полярной трё- сочгеи. Решение всех этих задач немыслимо без самого пиарс­ кого участия старших масте­ ров лова, тщательного изу­ чения ими особенностей ра­ боты в этих районах про­ мысла, промысловой техни­ ки, новых способов лова. Ввиду коренного измене­ ния режима работы нашего флота — перехода всех су­ дов на траловый промысел, возникла необходимость в подготовке резерза мастеров лова, повышения ими саоей квалификации. Надо поза­ ботиться о подготовке кад­ ров из числа опытнейших матросов первого класса. Крайне необходимо, чтобы такая подготовка проводи­ лась на каждом судне. В. МАКСИМОВ, начале.кик лаборатории НОТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz