Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.
Некоторые вопросытралового промысла Недалеки время, когда суда, и результат в обоих случаях от- промышляюгцие сейчас сельдь рицатсльный: иролов и новы- дрифтерными сетями, будут не- шейная аварийность орудий роключаться на траловый лов в лова* Баренцево море. Поэтому уже Промысловики и работники от- сейчас необходимо вплотную делов добычи часто забывают о приступить к подготовке нсобхо- передовых методах работы от- днмого промвооружения для дельных судов. Так, еще в 1901 этих траулеров, так как своевре- году экипаж СРТ-441 сельдяного менная и высококачественная флота добился отличных резуль- подготовка во многом решает татов на траловом промысле, успех промысла. Об опыте работы этого корабля Концентрации рыбы в Парен- было рассказано в газете. Однако цевом море в 1%7 году были не- мне не пришлось встретить на плохие, и экипажи кораблей ера. промысле судно, моряки которо- богали в основном хорошо. Но го производили бы набивку результаты могли быть ещ е грунтропов по схеме СРТ-441. ; лучше, если бы своевременно бы-Мы же использовали именно медлили линия износа Рис. 3. вым гралом на всех судах мы увеличивали голые концы ещ* на 4 метра, то есть по верхней подборе трал был уже не 22-мет ровый и 30-метровый. Это, ко! иечно, увеличивало вертикальное и горизонтальное раскрытие тра ла, а соответственно увеличива лась и его уловпстость. Конечно, па успех промысла влияет не только предваритель ная подготовка, а и новседнеъ ный контроль за работой и со стоянием трала и его вооружи иия, чего не делают большинст во мастеров по добыче колхоз- пых судов. При получении и по- еказаться. Экипаж вои и к°рмовои .частях происхо- становке досок никто не следит ли устранены те недостатки, с эту схему на СРТ №№ 144, 157, CPT-G87 имел суточный вылов восъма значительное дара за тем^ чтобы их размеры были которыми мне пришлось ветре- 087, 243,4209, 4289, 4167. Причем рыбы в полуфабрикате 7—8 тонн, нщваиие площади нижнея части СТр0Г0 выдержаны в пределах титься на судах Мурманского работали ио этой схеме и на хо- а остальные суда этой группы Д°ски» liT0 в свою очередь ведет д0ПуСК0В. но обращают внима- рыбакколхозсоюза. Подобные ротнх, и на «тяжелых» груп- —4 —5 н редко 6 тонн. Исполь- к Т0У1У, что в процессе траления нпя Па парность досок (равенет- ошибки наблюдались и на судах тах. Перевооружение груптро- чование траловых досок площа- Доска идет с большим наклоном ва веса досок, односторонность управления «Мурмансельдь». - С нов на упомянутых судах ио дыо 2,0 м2 на СРТ с мощностью на ДУГИ1 отчего распорная сила допусков в размерах). На многих том, чтобы не повторять старых схеме СРТ-441 (рис. Г) привело машины 300 л. с. даст еще и то ее значительно надает. Поэтому- судах отсутствует контроль аа промахов в этом году, хочу дать к резкому улучшению работы преимущество, что при волне- то и необходимо подшипники проверкой размеров трала, сос некоторые советы нромыелови- трала, увеличению уловов. Прав- нин моря 3 балла судно может Дуг опускать ^а 30—40 мм вниз* ТОяни«м посадки дели, привязок. кам по в ооруж ению тралов, при- да, при работе на тяжелых грун- производить траление на ветер чтобы ............ « е и е н и о которых положительно сказалось на итогах работы ры- баков-колхозников в 1967 году. Находясь на промысле в апре ле—мае- (Кильдин, Мотовский залив, район Вайдагубекого мая ка), -июнь — июль (район Мед- »ежки), сентябрь (район Кани на), пришлось встретиться с фактом, что колхозные суда имели на вооружении 23. и 18- (22)- метровые тралы, а распор ные доски были площадью 3,5 м2 — трехщелевые, 3,0 м2 — одно- щелевые и трехщелевые, 2,0 м2— трехщелевые цельнометалличе ские и с деревянным набором. Применение такого количества различных тралов, распорных досок па судах тпиа СРТ явля ется недопустимым и в услови- ЦGHfftfa/TbНЫи " S, Ом B e c S S c j d y x е - 20$, d e c в в о д е - в ?, о« 1 г !о о% фЬоо H o& s i cS a u - 6 ,0м . В е с в С о+ Э ул е в е с в g o d e - to& o/ u - /27% Гис. 2. етер, ЧТ(>0Ы оиеспочить нормальную не ■ проверяют целостность бо- рабогу доски. 1 егулировка До^ок бИПщ>в п кухтылей, то есть недо- “ ,э™ иу СП(^’' , У ва бросовестно относятся к выпол- №№ Ь87, 4209 и PC №№ 5301. нопию повседневных своих обя- 5302 дала весьма положительные занноетей. Эти недостатки необ- результаты. ходимо устранить, н в первую Нельзя оставить бея внимания очередь за это дело должны взя- и такой вопрос, что суда тина ться промысловые отделы фдо- PC и некоторые СРТ работают тов. Необходимо, чтобы каждое 18 (22) -метровым тралом, ко- судно, в обязательном порядко, тсрый получил некоторые изме- имело все необходимые чертежа пенил: последняя иласть одно- тралов и досок, схемы набивки рядного мешка кончается84 яче- грунтропов, инструкции по экс- ями. Двухрядные же мешки вы- плуатации тралов. Мастера в с даются старой конструкции — добыче должны в полном смысле пластина мешка начинается с слов;» соответствовать своем) 44 ячей. Вот и нриходится про- званию мастера, мысловикам выкраивать доиол- Согласен с промысловиками, нительные пластины на судне. В что порой пе всегда есть нсобхо- отом случае целесообразнее все- димое промвооружение, но веег- го снабжать и сейнера мешками да можно приспособить другое от 23-метрового трала, который промвооружение, если к атому ях промысла, естественно, пот- тах к нижней подборе трала мы тогда как с досками 3,0 м* оно соответствует 18 (22) -метровому отнестись более серьезно, ребовало в каждом конкретпом подвязывали кухтыли (13 штук), вынуждено заходить на ветер и и оправдал себя в работе. Н. 11ЯТЕРИКПН, инженер Используя траловые доски площадью 2,0 м* как на СРТ с случае перевооружения тралов, а цепки не удлиняли. На хоро- тралить только по волнам. Ви- 'Доски площадью 3,5 и* пред- ших грунтах кухтыли срезали, димо, следует подумать над тем, назначены для судов типа «Оке- [Три работе но данной схеме на- чтобы для судов этого типа была а н » и для обычных СРТ вепри- бивки груптропов, но с досками разработаны распорные доски годны. Поэтому не случайно площадью 2,0 м* (на СРТ 687) площадью 2,5 и*. СРТ-131 (в течение целого рей- уловы снизились на половину, да са) с досками 3,5 м! развивал и по разводу ваеров па стопоре скорость при тралении всего 1,8 было заметно, что горизонталь- узла и в результате оказался в ноо раскрытие трала уменьши- мощностью машины 300 л. с., мролове. Заменив доски, экипаж лось (грунтроп для этих досок так и_ ва ^ с подобной уста- до конца сезона успешно вел был тяжелый). новкой, необходимо учитывать, лов. Вообще говоря, доски 2,0 м* что в процессе работы очень Наиболее распространенными предназначены для судов типа быстро изнашивается киль дос- траловыми досками для СРТ яв- PC, работающих 18-(22)-метро- ки- После рейса на киль навари ваются доски площадью 3,0 м* с вым тралом, по мы прнспособи- вам>т окантовку (а) (см. рис. 3). 23-метровым тралом. Но набивку ли их и на СРТ -687 к 23-мстро- По мере износа окантовки иа- грунтропов на судах производят вому тралу. Для этого перебили варивают вторую окантовку (б) самым разнообразным способом, грунтроп (облегчили) по схеме ' и Далее .еще одну. Но изнашива- Рекомендованные промысловым представленной на (рис. 2), а у стгя только середина, а в носо- «тделом «МурмансеЛьдн» схемы досок произвели следующие из- лабивки грунтропов не удовле- менения. На каждую доску был творяют промысловиков, и они добавлен груз (в виде цепей) по производят пабивку по своему 40 кг., скобы лапок перенесены усмотрению. Отсюда и нолуча- в крайнее переднее положение, ется, что на одних судах подборы подшипники дуг на 40 мм. опу- тяжелые (доски не в состоянии щенм вниз. Этим самым мы уве- обеснечнть надлежащее горизон- личили угол атаки доски и зас- ^альное раскрытие трала), па тавили ее работать на ровном -других — очень легкие (трал киле. раскрывается досками излишне), Результаты переделки не за- При работе 18 (22)-метро- ПИНРО. \ У сл о бы ь /е g & g j h a w р ЪгтнтръпыиЯ н ат уш ув С ибпкСи I« $} ёрыитропная натушха £ т с цепкой Оыг) {50•» В'ерезоВ&и ЯЬ&омец мм . • О т реЗиноВая пронладно Ф200, E-SO m * ф- Ыемалличеснии SoSuveu. vloo ^ Центральный- В е с В бездухе-S/#.o*9 B e e f € о д е - *05,Охг ~ jco % I t Н рп л о В м - 6 ,о& Q e v в S a j& y r t - 3 5 9 , о ка, в е с £ t o d с - // 9 , 0 * 1 ~//з% Рис. 1. К А Т А М А Р А Н Ы Катамаран — в переводе с по- В Советском Союзе в 1962 году яинезийского означает дословно был построен первый в мире пла- ♦спаренное дерево». В наши дни, вучий кран — катамаран, грузо- как и многие века назад, рыбаки подъомностью в 250 тонн. Верх- Полинезии, Индии и Индонезии няя хочка крана находится на нередко используют на промысле легкое двухкорпусноо суденыш- высотс ^ м> что Равпо высоте ко, обладающее исключительно Исаакиевского собора в Ленин- выюокой остойчивостью. граде. ПЕРЕДАЧА СЕЛЬДИ С СЕЙНЕРА НА БЕРЕГ С ПОМОЩЬЮ Р Ы Б О Н А С О С А Кроме того, береговые цистер- Этот кошельковый сейнер яв- ной, отмеченный недостаток ляется единственным судном в легко устраним, если целссоор- ны имеют специальные задвиж- Англии, на котором рыба храни- разность применения рыбонасоса ки. через которые сельдь можно тся в охлаждаемых цистернах с для транспортировки рыбы бу- ссыпать в ящики. В ящиках ры- рассолом, передача улова рыбы дет экономически оправдана, ба доставляется на рынок для с сейнера на причал в порту Одновременно наличие на судне продажи. Качество сельди, вы- нроизводится с помощью рыбо- установки для выгрузки рыбы груженной с помощью насоса и насоса. Наибольшая длина судна на причал имеет положительную доставленной для реализации в 38,3 м, ширина 7,2 м и высота сторону, так как судно может ящиках, признано хорошим, борта 4 м. Данный сейнер выгружать улов рыбы даже в Рыбонасос, как и другие па-» больше других сейнеров, постро- ви>ш1ииииииии*ш>ииишшиими«>^^ енных в Англии до сих пор, и имеет вместимость охлаждаемых цистерн 120 т. Улов рыбы с помощью рыбо насоса засасывается из кошель ка и подается в охлаждаемые цистерны. Этот же рыбонасос используется для разгрузки уло- П р о м ы с е л з а рубежом лубные механизмы, имеет гид-1 равлйческий привод. Из палуб ных механизмов предусмотрены главная лебедка грузоподъем ностью 14 т., ваерная лебедка грузоподъемностью 2 т и сило вой четырехтонный блок, уста новленный на правом борту в корйу от рулевой рубки. Насос ва рыбы в порту. Кроме того, на тех портах, которые для этих гидравлической системы имеет судне установлено другое обору- целей не оборудованы. привод от главного двигателя, в дование, необходимое для пере- В порту Абердин выгрузка качестве которого на судне уста- дачи рыбы ва причал рыбонасо- рыбы осуществляется следую- новлен шестпцплиндровый ди- сом, так как постоянного рыбо- Щпм образом. Сельдь выкачнва- зель мощностью 750 л. с. Глав насоса и оборудования на при- из судовых охлаждаемых еы£ двлгатель через понижаю- чале, в порту Абердин, в котором цистерн и вместе с рассолом но щ И й редуктор приводит в дви- сейнер постоянно разгружается, гибким шлангам направляется в женив гребной винт регулируе- не имеется. По этой причине спо- водоотделитель, установленный мого шага, который обеспечивав соб передачи сельди с сейнера над линией причала. Из водоот- ет скорость судну 9,5 узла, на причал имеет один сущест-делителя рыба по спуску-жело- Из рыбопоисковой и электро- т Л Е ? неДостаток’ закл к тю - бУ направляется в береговые ци- радионавигационяой аппаратуры щиися в том, что судно, возвра- стерны, в которых транспорти- * „ тившееся с промысла с уловом руется на рыбокомбинат для в РУлевои рубке установлены рыбы, теряет много времени на дальнейшей переработки. Рас- гидролокатор, эхолот, радиоло-** * 1В0Д в действие ука-сол из водоотделителя по дру- и радиовещательная с т а * заннои установки.гои системе трубопроводов пере- „ Но, учитывая, что данная уста- качивается назад на борт судна Ция с Двухсторонней связью, ковка является эксперименталь- в охлаждаемые цистерны. С. ТИТОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz