Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.
П РЕЖДЕ , чей приступить к исполнению какого-либо серьезного дела, человек, решивший им запяться, собирает воедино все известные ему фак ты» анализирует и группирует их. Это давно, известный и хоро- иго зарекомендовавший себя евособ. Дело* ♦> котором в даль нейшем- войдет речь, вкратце можно сформулировать так: «Кто виноват в задержке с вы ходом и море БМРТ-247?». Не будем спешить с ответом иа этот вопрос. 1|е будем спе шить xoui бы иотому, что ве всем известны пи сложившиеся в ту нору обстоятельства, ни от ношение к ним причастных лиц, ни многоо-многое другое. Коль скоро затронут вопрос о деле, значит, пришла нора анализу и группировке фактов. ВМРТ-247 «Витебск» отход был пазначен на 24 часа 10 ок тября. До этого числа па судне находилась береговая бригада. Нет смысла перечислять все то, что входит в обязанпости бере говой бригады, но об одном пункте упомянуть просто необ ходимо. Береговая бригада должна обеспечить погрузку за казанного промыслового спа ря жения, в данном случае отого никто пе сделал. Береговая бригада ушла, а все промысло вое снаряжение в беспорядоч ной спешке начали сваливать на рабочую палубу за несколько часов до назначенного отхода. Легко предвидеть вонрос: «11у и что же? Эка невидаль! Неуже ли с этим пе может справиться осповпан команда, неужели ото может послужить причиной за держки?..». Оказывается, может, • и если не прямо, то, наверняка, косвенно. Дело в том, что во время погрузки отсутствовал старший мастер по добыче тов. Клюев. Погрузка осуществ лялась без руководства, а это значит, что почти стихийно. Не уклюжая, беспорядочнад. гора перепутавшихся тралов, ваеров. сделала палубу непроходи мой. А ведь погрузку можно было произвести заранее силами береговой бригады или хотя бы сложить упорядоченно при не посредственном присутствии старшего мастера но добыче. Клюев не пришел но уважи тельной причине, оп бюлле тенил. Но как позже выясни лось, оп был в состоянии преду предить «отдел добычи» о необ ходимости присылки на «Ви тебск» замены. Но он но сделал этого, оставляя руководство ко рабля в поведении. Да. если б дело было только в этом! Думается, что немногих бы порадовало известие о том, что деньги, начисленные за пре дыдущий рейс, будут получены . за считанные минуты до отхода в следующий. А ведь так и бы ло. Последний из длинной оче- роди неред > каютой второго штурмана получил деньги ъ 2 часа ночи (заметьте: отход бЬтл назначен на 24.00). В чем же дело? — спросите вы, — куда смотрел капитан? Что он делал во время стоянки? И капитан тов. Панфилов В. В. делал все от него зависящее: ходил по инстанциям,- уговари вал, настаивал, требовал.,: Что мог он еще делать, если иа бе- регу тянули с приемкой рыбье го жира и муки (а без этого не мыслимо начисление зарплаты), если на берегу он столкнулся с неприкрытым равнодушием. Ио проследим за дальнейшими с о бытиями. Этой же ночыо «Витебск» от буксировали на рейд, где иыпе ремонтировать его во время стояпкн завод: отказался, ссыла-? ясь на отсутствие нужного г ма- - терналв. Во-вторых: ни один мо ряк Агора но сочтет позором под няться на борт по шторм трапу. Однако отсутствие последнего, видимо, сыграло в настроении портнадзирателя вполне опреде ленную роль, так как, ноявпв шись на палубе «Витебска», он холодным взглядом окинул ок ружающих его людей, груду не убранного промспаряжения и объявил учебную тревогу с про боиной ниже ватерлинии в рай оне 7—8 шпангоутов, т. о. в районе рабочей палубы, а она изобиловала различными препятствиями из сваленных кухтылон, траловых досок и пр. К Т Итак, отход «Витебска» не со стоялся и 11' 0«4ября. Капитан, моринспектор й йомполит ‘ были вызваны на утренний график. Там шел серьезный разговор ио поводу задержки судна и выяс нения выставленных, нортнадзи рателем требований. После того, как многое было оговорено, на чальник флота посоветовал пов торить отработку тревог и вы звать нортнадзирателя вновь. Может быть, во второй раз команда показала бы себя еще расторопнее, стараясь располо жить к себе строгого портнадзп- рателя и, наконец, отправилась бы со спокойной душой в рейс, возглавляемая своим молодым и довольно неплохим капитаном, но... «Витебск» вышел в море с В А Т ? нилось, что добрая половина личного состава отсутствует. Это и попятно: люди спешили пере дать полученные деньги родным и близким. Однако к 8 ча сам утра 11 октября команда была па борту. В это же время па борт прибыл мор- пнепоктор. Стараясь полностью использовать время и учитывая то, что половина личного соста ва обновилась, за время стоян ки, а 20 человек из 92 вообще первый раз выходят в море, командование «Витебска» реши ло провести ряд. инструктажей и учебных тревог. • < Собранным в столовой людям просто и доходчиво объясняли значение тревог, правила борьбы с пожаром, водой. , В дальней шем, в присутствии морписпек- тора было проведено несколько учебных тревог, из них три ра за по заводке пластыря, пожар ная, водяная. Посоветовавшись с морин- снектором, командование приш ло к выводу,, что моряки доволь но сносно знают свои обязанно сти и справляются с ними. Ре шили: пора вызывать порт- иадзор. С прибытием нортнадзирателя посыпались претензии. Одни бы ли вполне заслуженными, дру гие, если и принимались, то с натяжкой и долгими оговорками. Забегая вперед, хочется сказать, что, к нашему стыду, нортнад- зиратель обнаружил на некото рых картах отсутствие грапиц промысловых зон. Досадное упу щение было вскоре исправлено. Но вот то, что к приходу порт- надзирателя ие был подан па радный трап, как претензия не идет пи в какие рамки. Во-первых: парадный трап был сломан в предыдущем рейсе, а И тем не менее через 15 ми нут пластырь был заведен. Но эти 15 минут не удовлетворили нортнадзирателя: «Довольно! В о время не уложились!» Я не знаю точного времени, отпускаемого на заводку пла стыря, н очень сильно сомнева юсь, что нортнадзиратель раз деляет со мной эго незна ние. Сумею ли я убедить чита теля, но лично мне кажется, что ото время определяют обстоя тельства. Скажем, так, если бы на знаменитом «Титанике» суме ли '-завести пластырь за 6—7 ча сов, он вряд ли бы затонул. Мы не собираемся тонуть, но трепн- ' русм свои команды и обучаем их всему, что способствует надеж ности и долгожитшо судна. В атом свете так ли уж плохи на ши 15 минут заводки пластыря? А между тем другое судно —■ БМРТ-240 и тот же день за 15 минут бьтл полностью осмотрен, проверен и принят нортнадзо- ром. Трудно представить, каким образом там сумели сделать за четверть часа то, иа что в сред нем другие тратят час. Может быть, товарищи с 240-го поделя тся с нами своим опытом? другим капитаном. Так чья же все-таки вина в том, что на трос суток был за держан отход, что судно ушло с другим капитаном? Неужели во всем виноват только тов. Панфилов? Неужели он вииоват и в том, что галеты из «113» личного состава оказа лись подмоченными и совершен но погодными? И разве за это отвечает непосредственно капи тан, а не его старший помощ ник? Неужели капитан виноват в том, что на судно нередко на правляются штурманы, не соот ветствующие своим должно стям? г" Никто не снимает с капитана ответственности за судно вообще и за людей в частности. И не снимет. Но это вовсе не должно означать, что на плечах капита на работа его помощников. З а чем же тогда присутствие пос ледних? Так не нора ли на все это по смотреть иными глазами? По смотреть и сказать: «Хватит'. Давайте, товарищи, работать лучше, дружней. Ведь в том, что произошло на «Витебске», у по мощника капитана вина пе меньше, а больше, чем у тов. Панфилова». И последнее: тов. Панфилов В. В. молод в своем канитанст- ве, вероятность его ошибок не исключена. Кто поначалу не ошибается? Но значит ли ото то, что за допущенные промахи должпо следовать такое строгое наказание? Ведь пе даром же мудрые люди говорят, что опыт—- извилистая дорога истины среди ошибок. В конце концов пам нужны опытные, смелые капи таны. А. БЕЗДОЛЬНЫЙ, наш впе- штатпый корр. * * * От редакции. В корреспонден ции тов. Бездольпого затропуты важные вопросы, касающиеся взаимоотношений моряков и ра ботников береговых служб, вы полнения служебного долга и т. д. Редакция надеется, что корреспонденция послужит по водом для серьезного разговора о том, как избежать повторения подобных фактов в 1968 году. Но следам наших выступлений „0 тех, у кого совесть нечиста*4 В корреспонденции, опублико ванной под таким заголовком в номере нашей газеты за 5 янва ря 19G8 г., рассказывалось о лю дях, которые расхищают народ ное добро или способствуют это му. Отдел инвентаризации уп равлении тралового флота сооб щил редакции, что все винов ные понесли наказание, — с них взыскана сумма нанесенного ущерба. Выяснилось, что у капитана траулера «Запад» тов. Сулимо- ва дело обстояло иначе, и ни каких претензий к нему не име ется. Мурманская судоверфь. Участок во ремонту контрольно-измери тельных приборов, На снимке: одна « з лучших работниц участка ударник коммунистического труда Л. А, Кузьмина. , :.! -фот^о Б. Беркутова. Ю Б И А 20 января 1908 года исполняет ся семьдосяг лет со дня рожде ния и сорок пять лет научно-ис следовательской деятельности крупнейшего советского ихтио лога Ивана Григорьевича Юда- иова. ' Иван Григорьевич родился и крестьянской семье на Алтае. Ему пришлось учиться в цер ковно-приходской школе и ра но начать трудовую деятель ность. В 1921 году Иван Григорье вич работал в почвенной науч ной экспедиции профессора Неуструсва в Киргизии, а затем по путевко Киргизского народ ного комиссариата земледелия поступил в Тимпрязевскую сель- скохозпйствеппую академию. После окончания рыбохозяйст- воппого факультета этой акаде мии Иван Григорьевич работал научным сотрудником Сибир ской рыбохозяйственной стан- пил но изучению рек Сибири. В результате исследований во доемов Сибири, и особенно реки Оби, Иван Григорьевич Юданов написал и опубликовал несколь ко научных работ и внес не сколько изобретений но интенси фикации озерно-речного про мысла. С 1937 года Иван Григорьевич работает в ПИНРО. В Полярном институте он активно участвует в исследованиях по распределе нию и поведению мурманской сельди, способствует развитию пового и то время дрифтерного лова сельди в Баренцевом море. В 1937 году Ивану Григорьеви чу присвоена ученая степень кандидата биологических иаук. Иван Григорьевич Юданов был инициатором применения гидроакустических приборов для разведки рыбы па Мурмане. В период эвакуации институ та с 1942 по 1944 годы он рабо тал над развитием прибрежного промысла в Белом море и в Чешской губе. Для лучшего у ч е н о г изучения водоема и обслулшва- нин рыбной промышленности Иван Григорьевич провел в 1943 —1944 гг. зимовку в Чешской гу бе. Выполненные им исследова ния в короткий срок позволили составить прогноз подходов сан ки, наваги и сельди к берегам Чешско-Печерского бассейна. После окончания Великой Оте чественной войны ПИНРО во зобновил исследования ио оты сканию и освоению новых рай онов сельдяного рыболовства. В этих исследованиях Иван Григо рьевич принимает самое актив ное участие. В 1949 году, плавая на экспедиционном судпе «Ка шалот», он открыл концентра ции сельди у берегов Исландии, а в 1950 году в рейсе на экспе диционном судне «Рында» обна ружил крунныо скопления сель ди в южной части Шпицберген ского течения. Иван Григорьевич, изучая распределение, возрастной со став и миграции атлантическо- скандинавских сельдей, доказал возможность круглогодичного лова сельди в Норвежском море и был награжден орденом Ле нина. С первых лет организации про мысла сельди в морях Северной Атлантики и до самого послед него времени Иван Григорьевич Юданов очень много плавал на научно-исследовательских судах и судах промышленности, давая консультации руководству сель дяным нромыслом но правиль ной расстановке судов и исполь зованию сырьевой базы. В 1960 году Иваном Григорье вичем были обнаружены скоп ления сельди иа Джорджес-бан- t:e. Им жо разработана методика определения запаса атлантиче ско-скандинавских сельдей при помощи гидроакустической съемки. На основании этой съемки, проводимой на местах зимовки сельди в Норвежском море, ежегодно дается расчет по оценке запасов этой рыбы. В течение ряда лет Иван Гри горьевич Юданов является ру ководителем работ но разре шению проблемы долгосрочного прогнозирования запасов и со стояния сырьевой базы сельдя ного промысла. При непосредст венном его участии Полярный институт разрешил основные вопросы биологии атлантическо- скандинавских сельдей. Иван Григорьевич обладает большой работоспособностью и стремлением к быстрейшей прак тической реализации полученных результатов своих научных ис следований. Он много занимает ся популяризацией научно ис следовательских работ как в местной, так и в центральной прессе. Им наннсапа 81 научная работа, нз которых большинство опубликовано. Обладая огромной эрудицией, тов. Юданов всегда охотно делится своими знания ми со всеми интересующимися научными сотрудниками и ра ботниками промышленности. За свою плодотворную и дол голетнюю научно-исследователь скую деятельность Иван Гри горьевич награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, Золотой медалью ВДНХ. Он ударник коммунисти ческого труда. Выходец из крестьянской семьи, Иван Григорьевич Юда нов стал ведущим ученым в об ласти биологии п промысла сельди, и имя его известно но только в СССР, но и за грани цей. Иван Григорьевич участник международных совещаний но вопросам сельдяного рыболовст ва и автор многих статей в за рубежной печати. Отмечая славный юбилей, по желаем Ив'ану Григорьевичу крепкого здоровья, долгих лет жнзпи и дальнейших творческих успехов. ' • J ’’ Б. ТАМБОВЦЕВ, кандидат биологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz