Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.

Иа отходе всем было s c b o : Новый год придется встре­ чать в море. Потому что, как не крути, за тринадцать оста­ вшихся суток нельзя набрать полный груз рыбы, а рейс намечен на 25 дней и ночей; вряд ли пустят в норт рань­ т е времени: подумаешь, ка­ кие «североморцы» особые. Прощались моряки РТ-183 «Североморск» с берегом, родными, надеясь уже не ва поздравления за празднич­ ным столом, а на радиста Петра Георгиевича Лапшова, который сложит из точек и тире слова, напишет их ва форменный бланк и вручит адресату новогоднюю радиог­ рамму. Это чувство владело, види­ мо, каждым. И оно было од­ ним из главных, а кроме то­ га, все думали еще всегдаш­ нюю рыбацкую думу: как будет ловиться рыба, да не преподнесет ли зимнее море «дин из самых каверзных своих сюрпризов: многоднев­ ный шторм. И еще моряка внимательно присматрива­ лись к новому капиталу Ана­ толию Васильевичу Стрюко- ву: сможет ли он ловить тре- щечку так же, как и их по­ стоянный руководитель тов. Спроткин. Конечно, ответ па вопрос нельзя получить, поз­ накомившись с человеком в стоянку да пока шли на вы­ ход из Кольского залива. А новый капитан в это время уже принял одно из главных своих решений: вы­ брал для промысла по Мед- вежку, а Северо Центральный район. Рассудил примерно так. Переход к острову Мед­ вежьему в два раза дольше, к тому же там, слышно, лед вытесняет корабли, да и по­ года капризная. А в Северо- Центральном в это время года и потеплее, и грунтовые условия хорошие, и рыба ло­ вится неплохо. Палубная команда обрати­ ла внимание и еще ва одно­ го моряка «Североморска» — старшего мастера по добыче Якова Афанасьевича Мошко- ва. Мало кто знал, что ранее он' работал ка РТ-31 «Касат­ ка», экипаж, которого известен удивительными делами. Но все заметили, как новый тралмейстер не за страх, а за совесть вымерял «верев­ ки», . удлинил кабели, сделал ещо ко&что' так, как считал лучше. И столь кропотливая забота об орудиях лова ска­ залась с первого же трале­ ния. Никто не ожидал, что про­ мысел начнется с аврала, без болезненного л «пристраива­ ния»: Двухтонный подъем веех обрадовал, матросы с желанием стали . за рыбодсл, ио темн обработки рыбы ока­ зался слабый. Слишком мно­ го неопытных моряков выш­ ло в рейс, а одного и совсем не хватало. Пришлось вызы­ вать на., помощь подсобную силу: отстоявши* своя вахты штурмана, механика, маши­ ниста. Забегая вперед, надо сказать, что в дальнейшем палубная команда лишилась еще пары рук, доставив мат­ роса, получившего травму, в порт. Так что подвахты в те­ чение всего рейса были обыч­ ным явлением. по, ве отлынивали от дела, же «тянули резину» лишь бы дождаться склянки. Вот, на­ пример, если бы первоклас­ сные матросы Иван Николае­ вич Яковлев, Семен Максимо­ вич Смеховскнй, Михаил Павлович Конев, Виктор Пет­ рович Курмаз не так быстро шкерили рыбу, то неизвестно упрекнуть в недобросовест­ ности к делу консервщика Алексея Яковлевича Большо­ ва. 20 тысяч банок консервов получат от пего покупатели. А ведь изготовил он ата кон­ сервы всего аа двадцать су­ ток. Особые слова нужно ска­ зать о машинной команде. Сезеро-Цептральпый район хотя п приветливо встретил «североморцев», по не думал делать поблажек. Частенько пошлет такой снежный за­ ряд, что полубака не видпо. Или жо станет над морем непробиваемый светом ту­ ман. Для судоводителей нет каверзней погоды, а если еще вышел из строя локатор, то н совсем тревожно становится па душе. Именно такое и слу­ чилось на «Североморске». Правда, три десятка кораблей разошлись на большой пло­ щади, но опасность аварии не исключалась. А тут еще ис­ портились фишлупа, эхолот, забарахлил что-то Канин- ский маяк. Вот уж справед­ ливо говорится, что беда одна не ходит. Выручил радист П. Г. Лап­ тев. Все исправил, наладил, а место'судна штурманы оп­ ределяли по глубине (благо, изобаты здесь характерны) да но пеленгу радиомаяка Рыбачий. И добивались того, что вылавливали всегда не менее, чем экипажи судов, иромышлявших рядом. В конце рейса подсчитали: если учесть время нахождения на промысле и количество выра­ ботанного полуфабриката, то получится, что суточные нор­ мы выполняли почти па 200 процентов. То есть в порт доставлено 160 тонн свежья и сол&ной рыбы при задании на рейс 88 тонн. Однако эти цифры надо разделить. Из общего груза выловленной трески моряки «Североморска» в третьем го­ ду пятилетки уже добыли более 80 тонн. Что ж, нача­ ло неплохое, если учесть, что судно вернулось в норт 8 ян­ варя. Но это еще не все. Из восьми суток двое было поте­ ряно на непредвиденный пе­ реход. Экипаж сто восемьдесят третьего может считать: ка­ питан А. В. Стрюков оказал­ ся достойным преемником их постоянного капитана. А Анатолий Васильевич также не может обижаться на команду. Работали все друж- смогл» бы убрать две—три тонны трески за 2,5 часа хо­ да с тралом. А такие уловы выпадали нередко. Всем запомпился первый подъем в новом году. Как раз когда на берегу садились за праздничный стол, Яков Афанасьевич Мошкой высы­ пал в рыбный ящик три ко- шалки трески. И вместо того, чтобы посидеть в салоне, по­ говорить с ребятами, если уж отметить по-другому пе при­ ходится праздник, стал тре­ тий помощник капитана Олег Щеглов за рыбодел да при­ хватил с собой свою вахту и обрабатывал треску четыре подвахтенных часа. Ну, право же, должен быть доволен капитап Стрюков и своим помощником и матро­ сами, и клнпфискным масте­ ром Николаем Павловичем Никитиным, сумевшим при неважном ассортименте ры­ бы выработать 3,5 топны клипфиска. А разве можно Один обыкновенный рейс «Североморска» стал как бы мерилом работоспособности механиков, машинистов. По­ тому что им приходилось по­ могать матросам обрабаты­ вать треску, нести свои не­ посредственно вахты, зани­ маться ремонтом. А перечень работ, выполненных силами машинной команды в этом рейсе, не мал. Например, бы­ ли вскрыты 2 цилиндра глав­ ной машины с подъемом иор- шней, произведен осмотр ци­ линдров, сменены компрес­ сионные кольца. Также ав­ ралом вскрывали золотппк первого блока и выполняли другие, связанные с ним опе­ рации. • Старший механик комму­ нист Борис Михайлович Ба- тулин, рассказывая об- этом, называет имена тех, кто осо­ бенно хорошо потрудился, и в первую очередь второго ме­ ханика Юрия Владимировича Сюрина, котельного машини­ ста Николая Яковлевича Ро­ дионова, машиниста рыбо- мучной установки , Ефима Александровича Журавлева. Этот моряк, когда закончил выработку рыбной муки, очень активно участвовал в ремонте РМУ. В частности, .были переставлены кронш­ тейны верхнего барабана ус­ тановки, произведен профи­ лактический осмотр редукто­ ра' с демонтажом, отремонти­ рован вентилятор с заменой вала и шарикоподшипников. ’ В следующую стоянку ма­ шинная комапда будет предъ­ являть свое хозяйство Реги­ стру. Готовятся к этому уже сейчас. Например, уже пол­ ностью перебрапо пароднпа- мо № 1, и оно находится в хорошем техническом состоя­ нии. Все эти операции выполне­ ны в одпом рейсе. Но поми­ мо всего, механики, котель- пые машинисты обеспечива­ ли бесперебойную работу промысловых механизмов, главной машины, котла. О том, как они справлялись с обязанностями, хорошо ска­ зал старпом Валерьян Леони­ дович Шевченко: — У нас нет никаких пре­ тензий к машинной команде. Рейс окончен. Моряки ду­ мают о новом плавании, на­ мечают планы па будущее. А они немалые. Обязавшись выполнить программу пяти­ летки к 7 ноября 1970 года, экипаж «Североморска» стрс- мится закрепить достигну­ тое и развить успех. — К 51-йгодовщине Велико­ го Октября будет взят рубеж года, — решили «северомор­ цы» на своем собрании и, надо полагать, своего они до­ бьются. В. СЕРГЕЕВ. Близнецовый разноглубинный трал НА СНИМКЕ: электромеханик: ППР «Франс Галс» Б. П. Маду- до»в проводи* занятие с злектропруиной у распределительного щита. Фото В. Кудрина В настоящее время наиболее важной задачей является разви­ тие пелагического промысла. В разных странах ведутся интен­ сивные научлые исследования в этой области с целью выбора на­ иболее эффективной . техники лова. В настоящее время лишь не­ большое количество иелагиче- ских видов рыб добывается при номощи современных методов лова. Уловистость популярных кошельковых деводов пока ог­ раничена рыбой, обитающей в глубинах до 47,6 м, а дриф­ терные сети используются на глубинах не более 100 м. Оба эти метода являются трудоемки­ ми, требуют больших затрат времени и больших капиталов­ ложений. :В то лее самое время аффек­ тивный слой, который может об ­ лавливаться донным тралом, весьма ограничен и находится обычно в четырех метрах от морского дна. Таким образом, существует довольно обширный слой моря, который до настоящею времени не может облавливаться совре­ менными орудиями лова. Но именно в этом слое были найде­ ны большие концентрации не-1 лагических видов. .Акустические приборы и эхолоты показали,что эти рыбы имеют регулярную и определенную тенденцию к еже­ дневным вертикальным мигра­ циям. Поэтому применяемые в настоящее время орудия лова могут быть использованы толь­ ко тогда, когда рыба находится в слое работы донного трала, кошелькового невода или дриф­ терной сети. В течение многих лет усилия специалистов были направлены на развитие эффективной тех­ ники промысла дая лова пела­ гических . видов рыб. Хорошие результаты были получены с применением пелагического разноглубинного трала : при ие- : пользовании двух средних трау- f леров длиной до 25 -м.7 Во.-время промысла сельди . была проведена серия экснери- т ментов в Северном и Балтий­ ском морях.-Нейлоновая еетъ, Техника промысла за рубежом обладающая высокой прочно- изводит выметку трала до ка- стью н низкой сопротивляемся белей. Затем вытравливаются стью по отношению к воде, 10 м- верхнего кабеля и 20 к . представляла собой четырехпла- нижнего. стпый трал с тщательно разра- По сигналу второе судно за- боганной формой крыльев для пимает положение сзади первого образования естественного угла на расстоянии, возможном ддя сети и Б ае р ов . При правильном передачи конца. Оба находятся обращении и оснастке трала в дрейфо до тех пор, пока иерх- предотвращается повреждение и пие кабели па судах не будут изменение формы сети. прикреплены к ваерам, вропу- Пелогический трал буксирует- щенным через правобортпы® ея двумя судами, двигающими- траловые дуги, расположенные ся параллельными курсами; на на носу, а нижние кабели — борту каждого судна находятся через кормовые, по Два ваера трала. Для устой- Когда кабели полностью вы- чивости сетного мешка и ста- травлены, оба судна приступа- бильности его движения не- ют к их натяжению, расправляя ----------------------------- тем самым сеть. Суда ложатся на параллельный курс, вытрав- дивая 50 м ваера, и двигаются . средним ходом. Когда суда зай­ мут нужное положенно по отно­ шению один к другому, с обоих судов вытравливаются ваера на длину, необходимую, чтобы трал ~—...... .... — ............. — достиг заданной глубины. Во избежание чрезмерного натяже- пользуется груз весом в 200 кг, ния сети последние 47—72 м вы- прикрепляемый в местах соеди- травливаются более медленно, нения нижних ваеров к кабелям. Капитаны обоих судов под-* К верхней подборе прикрепля- держивают постоянную радио- ются 35 пластмассовых поплав- телефонную связь. Корабль, на ков диаметром в 20 си. К пиж- который будет выгружен улов, ней подборе крепится груз ве- первым выбирает свой васр дли- сом в 21 кг, к нижней части ной, равной длине судна, каждого крыла — 12 кг. В случае непогоды оба судна Кабели представляют собой разворачиваются правым бортом комбинированный трос диаакт- к ветру, оставляя 50 м ваера в ром 14 мм; длина верхнего ка- море. Бросательный конец при- беля 76 м. нпжнего 82 м. Глу- крвпляется к кабелям судна- бина погружения трзла коптро- «буксира» и подастся на другоо лируется длиной вытравленного судно. Эксперименты в Север- ваера. ном и Балтийском морях пока- 11а одном из судов на палубе залп, что эта операция может у правого борта находится трал быть успешно проведена при с двумя парами кабелей, а дру- силе ветра в 5 баллов (по шкало гой траулер используется как Бофорта)-. вспомогательное буксирное суд- Подобная система лова может но. Два кабеля, которые пред- быть приспособлена для работы назначены для передачи па дру- с больших судов. Рыболовный гое судно, прикреплены к бро- флот успешно применяет ее, ис- сательному концу, состоящему пользуя суда с мощностью дви- из пятадесятимстрового легкого гателя 600 л. с. для промысла синтетического троса с грузом сельди, но она также будет оф- на его конце и сорокаметрового фективной и для промысла дру- утяжелепного троса, предназна- гих пелагических видов рыб, та- ченного для выборки конца. ких, как треска (в период нере- Пристуная к лову, судно с ста), пикша, угольная рыба, сетыо па борту разворачивается сардины и анчоус, г правым --бортом it ветру и про- — - - О. БАКУРИН. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz