Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.
Иа отходе всем было s c b o : Новый год придется встре чать в море. Потому что, как не крути, за тринадцать оста вшихся суток нельзя набрать полный груз рыбы, а рейс намечен на 25 дней и ночей; вряд ли пустят в норт рань т е времени: подумаешь, ка кие «североморцы» особые. Прощались моряки РТ-183 «Североморск» с берегом, родными, надеясь уже не ва поздравления за празднич ным столом, а на радиста Петра Георгиевича Лапшова, который сложит из точек и тире слова, напишет их ва форменный бланк и вручит адресату новогоднюю радиог рамму. Это чувство владело, види мо, каждым. И оно было од ним из главных, а кроме то га, все думали еще всегдаш нюю рыбацкую думу: как будет ловиться рыба, да не преподнесет ли зимнее море «дин из самых каверзных своих сюрпризов: многоднев ный шторм. И еще моряка внимательно присматрива лись к новому капиталу Ана толию Васильевичу Стрюко- ву: сможет ли он ловить тре- щечку так же, как и их по стоянный руководитель тов. Спроткин. Конечно, ответ па вопрос нельзя получить, поз накомившись с человеком в стоянку да пока шли на вы ход из Кольского залива. А новый капитан в это время уже принял одно из главных своих решений: вы брал для промысла по Мед- вежку, а Северо Центральный район. Рассудил примерно так. Переход к острову Мед вежьему в два раза дольше, к тому же там, слышно, лед вытесняет корабли, да и по года капризная. А в Северо- Центральном в это время года и потеплее, и грунтовые условия хорошие, и рыба ло вится неплохо. Палубная команда обрати ла внимание и еще ва одно го моряка «Североморска» — старшего мастера по добыче Якова Афанасьевича Мошко- ва. Мало кто знал, что ранее он' работал ка РТ-31 «Касат ка», экипаж, которого известен удивительными делами. Но все заметили, как новый тралмейстер не за страх, а за совесть вымерял «верев ки», . удлинил кабели, сделал ещо ко&что' так, как считал лучше. И столь кропотливая забота об орудиях лова ска залась с первого же трале ния. Никто не ожидал, что про мысел начнется с аврала, без болезненного л «пристраива ния»: Двухтонный подъем веех обрадовал, матросы с желанием стали . за рыбодсл, ио темн обработки рыбы ока зался слабый. Слишком мно го неопытных моряков выш ло в рейс, а одного и совсем не хватало. Пришлось вызы вать на., помощь подсобную силу: отстоявши* своя вахты штурмана, механика, маши ниста. Забегая вперед, надо сказать, что в дальнейшем палубная команда лишилась еще пары рук, доставив мат роса, получившего травму, в порт. Так что подвахты в те чение всего рейса были обыч ным явлением. по, ве отлынивали от дела, же «тянули резину» лишь бы дождаться склянки. Вот, на пример, если бы первоклас сные матросы Иван Николае вич Яковлев, Семен Максимо вич Смеховскнй, Михаил Павлович Конев, Виктор Пет рович Курмаз не так быстро шкерили рыбу, то неизвестно упрекнуть в недобросовест ности к делу консервщика Алексея Яковлевича Большо ва. 20 тысяч банок консервов получат от пего покупатели. А ведь изготовил он ата кон сервы всего аа двадцать су ток. Особые слова нужно ска зать о машинной команде. Сезеро-Цептральпый район хотя п приветливо встретил «североморцев», по не думал делать поблажек. Частенько пошлет такой снежный за ряд, что полубака не видпо. Или жо станет над морем непробиваемый светом ту ман. Для судоводителей нет каверзней погоды, а если еще вышел из строя локатор, то н совсем тревожно становится па душе. Именно такое и слу чилось на «Североморске». Правда, три десятка кораблей разошлись на большой пло щади, но опасность аварии не исключалась. А тут еще ис портились фишлупа, эхолот, забарахлил что-то Канин- ский маяк. Вот уж справед ливо говорится, что беда одна не ходит. Выручил радист П. Г. Лап тев. Все исправил, наладил, а место'судна штурманы оп ределяли по глубине (благо, изобаты здесь характерны) да но пеленгу радиомаяка Рыбачий. И добивались того, что вылавливали всегда не менее, чем экипажи судов, иромышлявших рядом. В конце рейса подсчитали: если учесть время нахождения на промысле и количество выра ботанного полуфабриката, то получится, что суточные нор мы выполняли почти па 200 процентов. То есть в порт доставлено 160 тонн свежья и сол&ной рыбы при задании на рейс 88 тонн. Однако эти цифры надо разделить. Из общего груза выловленной трески моряки «Североморска» в третьем го ду пятилетки уже добыли более 80 тонн. Что ж, нача ло неплохое, если учесть, что судно вернулось в норт 8 ян варя. Но это еще не все. Из восьми суток двое было поте ряно на непредвиденный пе реход. Экипаж сто восемьдесят третьего может считать: ка питан А. В. Стрюков оказал ся достойным преемником их постоянного капитана. А Анатолий Васильевич также не может обижаться на команду. Работали все друж- смогл» бы убрать две—три тонны трески за 2,5 часа хо да с тралом. А такие уловы выпадали нередко. Всем запомпился первый подъем в новом году. Как раз когда на берегу садились за праздничный стол, Яков Афанасьевич Мошкой высы пал в рыбный ящик три ко- шалки трески. И вместо того, чтобы посидеть в салоне, по говорить с ребятами, если уж отметить по-другому пе при ходится праздник, стал тре тий помощник капитана Олег Щеглов за рыбодел да при хватил с собой свою вахту и обрабатывал треску четыре подвахтенных часа. Ну, право же, должен быть доволен капитап Стрюков и своим помощником и матро сами, и клнпфискным масте ром Николаем Павловичем Никитиным, сумевшим при неважном ассортименте ры бы выработать 3,5 топны клипфиска. А разве можно Один обыкновенный рейс «Североморска» стал как бы мерилом работоспособности механиков, машинистов. По тому что им приходилось по могать матросам обрабаты вать треску, нести свои не посредственно вахты, зани маться ремонтом. А перечень работ, выполненных силами машинной команды в этом рейсе, не мал. Например, бы ли вскрыты 2 цилиндра глав ной машины с подъемом иор- шней, произведен осмотр ци линдров, сменены компрес сионные кольца. Также ав ралом вскрывали золотппк первого блока и выполняли другие, связанные с ним опе рации. • Старший механик комму нист Борис Михайлович Ба- тулин, рассказывая об- этом, называет имена тех, кто осо бенно хорошо потрудился, и в первую очередь второго ме ханика Юрия Владимировича Сюрина, котельного машини ста Николая Яковлевича Ро дионова, машиниста рыбо- мучной установки , Ефима Александровича Журавлева. Этот моряк, когда закончил выработку рыбной муки, очень активно участвовал в ремонте РМУ. В частности, .были переставлены кронш тейны верхнего барабана ус тановки, произведен профи лактический осмотр редукто ра' с демонтажом, отремонти рован вентилятор с заменой вала и шарикоподшипников. ’ В следующую стоянку ма шинная комапда будет предъ являть свое хозяйство Реги стру. Готовятся к этому уже сейчас. Например, уже пол ностью перебрапо пароднпа- мо № 1, и оно находится в хорошем техническом состоя нии. Все эти операции выполне ны в одпом рейсе. Но поми мо всего, механики, котель- пые машинисты обеспечива ли бесперебойную работу промысловых механизмов, главной машины, котла. О том, как они справлялись с обязанностями, хорошо ска зал старпом Валерьян Леони дович Шевченко: — У нас нет никаких пре тензий к машинной команде. Рейс окончен. Моряки ду мают о новом плавании, на мечают планы па будущее. А они немалые. Обязавшись выполнить программу пяти летки к 7 ноября 1970 года, экипаж «Североморска» стрс- мится закрепить достигну тое и развить успех. — К 51-йгодовщине Велико го Октября будет взят рубеж года, — решили «северомор цы» на своем собрании и, надо полагать, своего они до бьются. В. СЕРГЕЕВ. Близнецовый разноглубинный трал НА СНИМКЕ: электромеханик: ППР «Франс Галс» Б. П. Маду- до»в проводи* занятие с злектропруиной у распределительного щита. Фото В. Кудрина В настоящее время наиболее важной задачей является разви тие пелагического промысла. В разных странах ведутся интен сивные научлые исследования в этой области с целью выбора на иболее эффективной . техники лова. В настоящее время лишь не большое количество иелагиче- ских видов рыб добывается при номощи современных методов лова. Уловистость популярных кошельковых деводов пока ог раничена рыбой, обитающей в глубинах до 47,6 м, а дриф терные сети используются на глубинах не более 100 м. Оба эти метода являются трудоемки ми, требуют больших затрат времени и больших капиталов ложений. :В то лее самое время аффек тивный слой, который может об лавливаться донным тралом, весьма ограничен и находится обычно в четырех метрах от морского дна. Таким образом, существует довольно обширный слой моря, который до настоящею времени не может облавливаться совре менными орудиями лова. Но именно в этом слое были найде ны большие концентрации не-1 лагических видов. .Акустические приборы и эхолоты показали,что эти рыбы имеют регулярную и определенную тенденцию к еже дневным вертикальным мигра циям. Поэтому применяемые в настоящее время орудия лова могут быть использованы толь ко тогда, когда рыба находится в слое работы донного трала, кошелькового невода или дриф терной сети. В течение многих лет усилия специалистов были направлены на развитие эффективной тех ники промысла дая лова пела гических . видов рыб. Хорошие результаты были получены с применением пелагического разноглубинного трала : при ие- : пользовании двух средних трау- f леров длиной до 25 -м.7 Во.-время промысла сельди . была проведена серия экснери- т ментов в Северном и Балтий ском морях.-Нейлоновая еетъ, Техника промысла за рубежом обладающая высокой прочно- изводит выметку трала до ка- стью н низкой сопротивляемся белей. Затем вытравливаются стью по отношению к воде, 10 м- верхнего кабеля и 20 к . представляла собой четырехпла- нижнего. стпый трал с тщательно разра- По сигналу второе судно за- боганной формой крыльев для пимает положение сзади первого образования естественного угла на расстоянии, возможном ддя сети и Б ае р ов . При правильном передачи конца. Оба находятся обращении и оснастке трала в дрейфо до тех пор, пока иерх- предотвращается повреждение и пие кабели па судах не будут изменение формы сети. прикреплены к ваерам, вропу- Пелогический трал буксирует- щенным через правобортпы® ея двумя судами, двигающими- траловые дуги, расположенные ся параллельными курсами; на на носу, а нижние кабели — борту каждого судна находятся через кормовые, по Два ваера трала. Для устой- Когда кабели полностью вы- чивости сетного мешка и ста- травлены, оба судна приступа- бильности его движения не- ют к их натяжению, расправляя ----------------------------- тем самым сеть. Суда ложатся на параллельный курс, вытрав- дивая 50 м ваера, и двигаются . средним ходом. Когда суда зай мут нужное положенно по отно шению один к другому, с обоих судов вытравливаются ваера на длину, необходимую, чтобы трал ~—...... .... — ............. — достиг заданной глубины. Во избежание чрезмерного натяже- пользуется груз весом в 200 кг, ния сети последние 47—72 м вы- прикрепляемый в местах соеди- травливаются более медленно, нения нижних ваеров к кабелям. Капитаны обоих судов под-* К верхней подборе прикрепля- держивают постоянную радио- ются 35 пластмассовых поплав- телефонную связь. Корабль, на ков диаметром в 20 си. К пиж- который будет выгружен улов, ней подборе крепится груз ве- первым выбирает свой васр дли- сом в 21 кг, к нижней части ной, равной длине судна, каждого крыла — 12 кг. В случае непогоды оба судна Кабели представляют собой разворачиваются правым бортом комбинированный трос диаакт- к ветру, оставляя 50 м ваера в ром 14 мм; длина верхнего ка- море. Бросательный конец при- беля 76 м. нпжнего 82 м. Глу- крвпляется к кабелям судна- бина погружения трзла коптро- «буксира» и подастся на другоо лируется длиной вытравленного судно. Эксперименты в Север- ваера. ном и Балтийском морях пока- 11а одном из судов на палубе залп, что эта операция может у правого борта находится трал быть успешно проведена при с двумя парами кабелей, а дру- силе ветра в 5 баллов (по шкало гой траулер используется как Бофорта)-. вспомогательное буксирное суд- Подобная система лова может но. Два кабеля, которые пред- быть приспособлена для работы назначены для передачи па дру- с больших судов. Рыболовный гое судно, прикреплены к бро- флот успешно применяет ее, ис- сательному концу, состоящему пользуя суда с мощностью дви- из пятадесятимстрового легкого гателя 600 л. с. для промысла синтетического троса с грузом сельди, но она также будет оф- на его конце и сорокаметрового фективной и для промысла дру- утяжелепного троса, предназна- гих пелагических видов рыб, та- ченного для выборки конца. ких, как треска (в период нере- Пристуная к лову, судно с ста), пикша, угольная рыба, сетыо па борту разворачивается сардины и анчоус, г правым --бортом it ветру и про- — - - О. БАКУРИН. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz