Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.

«Петушок» № 5254 Сейнер рыбаки называют в шутку «петушком». Не «пету­ хом», а именно так, ласкательпо- умеиынптельно — «петушок». Наверно, за то, что в море во время шторма больно уж зади­ ристо наскакивает он на волну. Л если продолжать это сравне­ ние и представить сейнер стоя­ щим рядом ну хотя бы с про­ изводственным рефрижерато­ ром, то тут невольно приходит другая мысль: PC выглядит жал­ ким цыпленком, какой уж там «петушок»! О «Звенигороде», помимо всего прочего, можно также сказать, как о том малом золотнике, ко­ торый дорог. II такое сравнение Судет самым точным. Никто не предполагал в начале юбилейно­ го года, что экипаж его добудет рекордное количество сельди в Северном бассейне среди одно­ типных судов — 51600 центне­ ров. Потому, что оп сам рассчи­ тывал на вылов лишь половин­ ной части этого. Л между про­ чим уже И мая имел в своем ак­ тиве тридцать тысяч. Месяцем позже в салопе, наверное, пред­ седатель судового комитета Па­ вел Грабовский вывесил грамо­ ту, свидетельствующую о занесе­ нии экипажа РС-5254 в Книгу трудовой славы Мурманской об­ ласти. Как* коллектив, например. IIP «Полярная звезда». Этим бескомпромиссным доку­ ментом была окончательно сне­ сена грань, разнящая два судна но размерам, но не по делам. От­ ныне «петушок» № 5254 стал, как равный среди равных, в кильватере передовиков. И ког­ да вы услышите добрые слова о людях, устапо вивших реко рд. вспомните, что достался он им нелегко. Iice-таки «петушок» есть «петушок», а не БМРТ или производственный рефрижера­ тор. Не знали брода, но лезли в воду В какой-то степени символич­ но, что рассказ об успехах моря­ ков «Звенигорода» появился се­ годня. Этим как бы подводится итог тому нелегкому нуги, иа который звенигородцы вышли ровно год назад. Именно тогда они сказали: «На многое по раз­ махиваемся, по вот экипажу СРТ-р «Фазан» но уступим. Он берется выловить 2о тысяч, и мы — не лыком шиты». Рискован­ ным было такое заявление. Как никак траулер типа «Океан» не сравнить с сейнером. Техниче­ ские возможности у него по­ больше, да и промышлять будет ь Норвежском море в то время, когда у берегов рассчитывать на скопление сельди не то что не приходилось, а просто можно было сомневаться. Некоторые хотели видеть в планах звенигородцев элемент прожектерства. Ишь, мол, какие прыткие. Даже известный кани- тан-кошельковист Мороз скром­ ное, чем вы, «зеленые», не знаю­ щие даже, как заметать невод. Последнее заявление не отлича­ лось иреувеличением. Действи­ тельно. ни у капитана Анатолия Георгиевича Зенпна. ни у моря­ ков не было опыта работы «ко­ шельком». Два предыдущих рей­ са — это не опыт. И все же они лезли в воду. Вопреки заявле­ ниям маловеров, традиции, ло­ гики. Впрочем, в логике капита­ ну Зспипу не откажешь. Скрупулез но выечитывал ов продолжительность нахождении на лову того же сейнера, где ра­ ботал Мороз, учел, что им легче, кажется, будет сдать рыбу на базу, зубрил по книгам азы ко­ шелькового дела. Непринужден­ но выспрашивал об этом у инже­ нера Тюва-губских мастерских, своего рода умельца ловить рыбу «кошельком», чем занимался еще десяток лет назад иа допо­ топной доре, Алексея Михайло­ вича Журавлева. И еще капита­ ну «Звенигорода» была известна поговорка: не боги горшки об­ жигают. Умная поговорка. В тех двух рейсах, что совершили до января юбилейного года и когда метать невод приходилось, дер­ жа в руках штатное расписание по этой операции, сельди добы­ ли не меньше опытных экипа- И звенигородцы не обману­ лись, во-первых, в твердости ха­ рактера капитана, во-вторых, что в конечном счете не такая уж премудрость — ловить сельдь «кошельком». Когда другие кол­ лективы за месяц добывали 300 —500 тонн, они — тысячу и бо­ лее. Узнали, что называется, свои любимые ямочки, выработали свою тактику работы. Если кол­ леги торопились обязательно за­ метать невод, а потом оказыва­ лось, что сельдь но неизвестным причинам залегла и улов факти­ чески пропадал, то капитан Зе- нип временил, а там, смотришь, рыбка по-другому себя вела, и моряки волокли к базе полный «кошель». Трудно, неимоверно трудно было в то месяцы. Лед забивал губы, иногда невод за бортом, а из ледяного плена выйти нель­ зя. Что хочешь, то и предприни­ май. При разгрузке у базы с по­ следней просили в помощь не­ сколько человек. А руки и так ныли ог усталости. Но куда же денешься. По два часа в сутки спали, но весь улов пускали на выработку пищевой продукции. Очень качественной. Сортностью на 4—6 процентов выше плана. И так из недели в неделю, из ме­ сяца в месяц. Отдохнули по-на­ стоящему лишь тогда, когда сейнер it середине мая стал в ремонт. Отдохнули с чистой со ­ вестью, потому что сделали боль­ ше того, что намечали. А впере­ ди предстояло выдать на-гора еще более рекордные тонны ры­ бы. Десять часов мужества Зенин — капитан молодой. Впрочем, весь экипаж «Звениго- возрастом. Самый старший, ка­ жется, боцман Грабовский — че­ тыре десятка с немногим прожи­ то. О каждом из пятнадцати моряков можно, видимо, паи и- сать, если не повесть, так очерк. Потому что это мужественные, скромные люди. И если мне хо­ чется рассказать о десяти часах мужества капитана, то только потому, что в этом есть частица испытаний, выдержапиых каж­ дым звенигородцем... С зимним морем шутки пло­ хи. Не только потому, что оно тогда ревущее, а потому, что в любой момент может препод­ нести сюрприз. Самый каверз­ ный. Такой, когда даже наиболее стойкие теряют голову. Но нель­ зя терять самообладание капи­ тану. Иначе... Когда сейнер после пополне­ ния попал в шторм, никто осо­ бенно не удивился. Правда, сила его заставляла ио серьезному подготовиться к схватке. Или лучше всего отстояться в какой нибудь гавани. Так, например, поступили на пяти транспортах. Но рыбаки, как никто, умеют ценить время, и каждая минута простоя для них — двнельзя пе­ он равдапная роскошь. Сейнер упрямо карабкался на волну, если не продвигаясь впе­ ред, то во всяком случае и не от­ ступая назад. Вода не заливала палубу — эти PC весьма море­ ходцы, но зато на корме гуляли, штормовые валы. Зенин ждал вот-вот ветер стихнет, а там можно полным ходом идти на Нордкпчскую банку, где, слыш­ но. хорошо ловится треска. Однако море не думало так скоро успокаиваться. Спустя во­ семь часов как начался шторм, стало очевидно всем, что свист в антенне, такелаже стал осо­ бенно резок. Несомненно, дело шло к урагану. Да, вот уже шальная волна все чаще бьет в рубку. Капитан чувствует, как судорожно дрожит корпус суд­ на. А потом до него доносится голос вахтенного штурмана: — Георгиевич, руль заклини­ ло. В считанные секунды Зенин оказался на мостике. Сейнер подставил борта волнам. Одна из них бешенно наскочила на палу­ бу. как мячик, отлетела в сторо­ ну, задев рубку. Звон битого стекла,, рев ветра, ворвавшегося через окно и выбитую дверь. В напряжении капитан не заметил, что по лицу течет кровь, да и па руке порез. Следом появились боцман и старпом. Осмотрели штур трос. Ту часть, что проходит но рубке. Все в порядке. И тогда стало яс­ но. что повреждение скрыто где- то в корме, куда пойти — зна­ чит обречь себя на гибель. Ка­ питан принимает решение ухо­ дить от волн, маневрируя хода­ ми. В салопе, в каютах проснув­ шиеся от чудовищной качки мо­ ряки с замиранием сердца сле­ дили за этой борьбой. А капитан, собрав нервы в крепкий узел, с завидной выдержкой манипу­ лировал ручкой машинного теле­ графа, то сбавляя, то увеличивая обороты двигателя, и этим сна-- сал людей, судно. Десять часов минута в минуту продолжался . поединок. Опасность заключа­ лась не только в страшном иа- тиске ураганного моря, ио и в угрозе быть выброшенными на берег. Он чернел угрюмыми уте­ сами всего в двадцати милях. Но люди выстояли. Люди не сдались. Ночной разговор Над заливом висит густой, как деготь, туман. Свет мощных прожекторов едва пробивает его толщину па четверть. Движение но заливу замерло, суда дрогнут на морозе, прижавшись к лохма­ тым от инея причалам. В тесной флотской диспетчер­ ской сидит капитан рыболовного сейнера «Звенигород» Зенин. Форменная фуражка с поблек­ шим крабом, крупное, полное ли­ цо, припухшие губы. Черный галстук контрастно выделяется па фоне белоснежной рубашки, видной из-под незастегнутых бортов реглана. В диспетчерскую входит муж­ чина, при первых шагах заметно кренится влево, по тут же уве­ ренно, твердо направляется к Зе- пииу. — Значит, не берешь мспя? Почему? Мне так хочется пойти в рейс. — Я же говорил, у нас коман­ да в полном составе. — Возьми. На разу не был па кошельковом. Хочу посмотреть. Возьми, Гсоргич. Ну, почему ж ты не хочешь? — Сколько можно повторять. Пег свободного места. Старый боцмап с нами идет. Нельзя же всех принять на борт. — Зря, зря, пожалеешь, зна­ ешь ведь, работать умею. Ты по­ нимаешь — вот так надо в рейс. Возьми. Ну, послушай, Гсоргич... — дальше он говорит почти ше­ потом, а когда умолкает, капи­ тан в прежнем тоне отводит его доводы: — Какой резон брать на рейс. Потом опять новый человек при­ дет. Четыре новичка и так идут. Ну... нет, нет... За полчаса до этого Зенин на­ правил к дежурному фельдшеру флота своего старого боцмана Грабовского. — Сходи, сходи, объясни, опоздал потому, что из-за тума­ на весь день простояли на той стороне залива. Тебе ведь только замерить кровяное давление. Скажи, не юноша, в твоем воз­ расте если будет и повышенное — пичегоЛ. — Так но берешь? Ну, ладно. Я тебе... — договорить пе дает диспетчер. — Послушайте, что за фа­ мильярность: я тебе... капитан вам брат или сват? — Извините, — обращаясь • к Зсштну: — Выходит не догово­ рились. товарищ капитан, — пе удовлетворенный переговорами, моряк вышел. Вернулся . Грабовский. Доло­ жил: «Ничего не добился. Сказа­ ла трубки пет». Потом он снова стучался в двери непреклонного фельдшера, напутствуемый новыми советами Анатолия Георгиевича. И снова его постигла неудача. В конце концов Зенпн сделал вывод: — Надо просить, чтобы отход перенесли на утро. Все равно се­ годня все дела не решить. И та­ кого боцмана нельзя отпускать с судна. Это наш старый работ­ ник... Знаем его. Трактор С поселком Тюва мы старые знакомые. Старые, но не близ­ кие, хотя все встречи проходили довольно приветливо. Она пред­ ставляла нам свой причал, на­ дежный рейд, когда требовалось укрыться от непогоды, снабжала водой, безмерно вкусной, озер­ ной, что хрусталем лежала на сопке в глубоком котловане, пе скупилась на лед, если оп требо­ вался, чтобы уже на промысле пересыпать им только что обра­ ботанную рыбу. А еще в Тюве все моряки могли отправить по­ следние весточки перед очеред­ ным плаванием, которые на бе­ регу ждали с необъяснимым не­ терпением. Это знакомство поддержива­ лось в течение нескольких лет. И я не думал, что когда-нибудь буду проклинать поселок на краю океана, потому что именно в Тюве свалились все тридцать три несчастья. Я узнал, что она не приветлива, а сурова, как и подобает месту у семидесятой северной параллели. Но в своей ' суровости Тюва превзошла дру­ гие подобные уголки на побе­ режье моря Баренца. Подобные чувства испытывали, наверно, все пятнадцать членов экипажа маленького рыболовного сейнера «Звенигород». Оп стал у причала Тюва-губы 18 декабря. Капитан Апатолий Георгиевич Зенпн говорил: — Дня два от силы постоим и • потом карасей начнем ловить (так он в шутку называет лю­ бую рыбу). Двое суток требовалось па за­ мену аварийной части повода. По буквально в первые же часы стоянки стало известно, что ка­ питанские мысли знждятся иа - его оптимизме. Невод нам могут отремонтировать только после. удовлетворения заявки такого • же PC-52G8. Отсюда начались все неприят­ ности. За первым известием су­ довой радист Саша Салыкпн со- - общил второе: вышел пз строя блок питания радиопередатчика. Значит, в редакцию пе пойдут репортажи о прибрежном про­ мысле. А коли так, ладо не то* рять времени и, как говорят, сма­ тывать удочки. Вот тут Тюва-гу- ба преподнесла третий сюрприз: сообщение между поселком и Мурманском из-за непогоды прервалось. На сейнере перепутались день с ночью. В буквальном смысле. Полярная темнота позволяла только па полчаса пробиться по­ лосочке света н затем снова по­ глощала ее. Моряки, оторванные от дела, днем отдыхали, а ночью приходили из кают в донельзя тесный салон п пили чай. Капи­ тан хранил мужественное спо­ койствие, зная, что в ближайшее время на лов судно не выйдет. Сетезязы что-то замешкались с неводом для РС-5268, а оп уже простаивал вторую неделю. Наконец, прошел слух: колле­ ги, кажется, могут радоваться — «кошелек» для них готов. Об этом стало известно утром. В полдень па «удачнике» никакого оживления на палубе не наблю­ далось. Столь странное явление объяснил второй штурман «Зве­ нигорода» Волод; i Винокуров: «для доставки невода пужен трактор, а оа замерз». И немуд­ рено. Накануне передали, что ожидается 29 градусов ниже ну­ ля. . Тюва-губа окончательно теря­ ла мое расположение. Даже по­ селок Гериберка, в котором при* шлось быть примерно в такое же время, но годом раньше, ка­ зался райским уголком. Во вся­ ком случае оттуда можно было всегда уехать на рейсовом наро- ходе «Илья Репин». А тут... За­ мерз трактор... По этому анекдотичному по­ воду звенигородцы говорили мало. Даже совсем почти не го­ ворили. Они ждали, когда смо­ гут выгрузить своп невод. Пото­ му что это приближало их хоть на малую толику к очень ответ­ ственному делу. Они тяготились вынужденным простоем, хотели работать, ловить рыбу, а не сто­ ять у неприветливого причала и ждать. Погоды, ремонта -невода, досылки из порта блока для пе­ редатчика и еще бог знает что. Поздним вечером они все же .приступили к выгрузке: штурма-* ны, матросы, мастер лова, *бра- ботки, боцман. Бирали смерз­ шуюся есть, укладывали н при- цеи, снова вирали, отдирали от палубы кошельковую дель, гре~ ли дыханием руки. Это был ав­ рал. Один из тех, который ча­ сто приходится объявлять в ры­ бацких буднях. И как всегда, они не роптали, не хныкали, что ра- ботать приходится вот уже ше~ стой или седьмой час подряд..* Где-то совершалось что-то важ- ное, может быть, радостное, мо­ жет, тревожное, а моряки ма­ ленького сейнера в эту минуту жили пустяковой радостью: они дождались, что оживший трак­ тор подогнал к их борту прицеп и теперь можно .перегружать на него невод. Но не судите их строго. Большая радость от соз­ нания поставленного рекорда складывалась для них вот из та­ ких частиц. В. ХРЯШКОВ . Пос. Тюва-губа » Мурманск. рола» не отличается солидным НА СНИМКЕ: ГС «Звенигород». жен. Р уЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ, е к орд смены , v A/VAA/' s T w ^VVV/\AAAAAA/VV/V\AA/ прибрежного промысла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz