Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.
Пролетарии всех стран , соединяйтесь / План перевыполнен вдвое ОРГАН ГЛАВКА «СЕВРЫПА» И ПАРТИЙНЫХ КОМИТЕТОВ ТРАЛОВОГО И СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТОВ делегатов XV комсомольской конференции тралового флота к молодым рыбакам /У1ы, представители молодых производственников старейше го в стране тралового флога* участники XV комсомольской конференции, с удовлетворени ем отмечаем, что в награжде нии коллектива флота Памят ным Красным знаменем ЦК КПСС* Президиума Верховно го Совета СССР, Совета Ми нистров СССР и ВЦСПС име ется заслуга сотен и тысяч молодых рыбаков. На свой общефлотский мо лодежный форум мы собра лись в дни, когда все молодое поколение нашей страны гото вится достойными делами а труде, учебе, спорте, культуре, в своей каждодневной жизни отметить юбилейный день рождения нестареющего ду шой и делами Всесоюзного Ленинского Коммунистическо го Союза Молодежи. С глубоким удовлетворени ем и одобрением встретили мы весть о почине комсомольско- молодежных экипажей промы- слозо-прэизводстзенного тра улера «Прилуки», большого морозильного траулера «Рево люция» и траулгра «Метеор»* решивших досрочно па два ме сяца — ко Дню 59-летпя ВЛ КС/М — выполнить план трех лет пятилетки. Считая, что эта задача по плечу не только комсомоль- с ко~молодежиым коллектизам* а и каждому молодому произ водственнику, в ком бьется, пламенное сердце патриота ленинского комсомола, своей Родины-матери. Мы обраща емся к вам, молодые труже ники флота, с призывом — з течение января обсудить на собраниях молодежи и принять свои коллективные и личные социалистические обязательст ва в честь 50-летия ВЛКСМ. Пусть в повседневной жиз ни* работе, учебе каждый из вас руководствуется девизом: « 100-летию со дня рождения великого Ленина, чье светлое имя носит комсомол* — наш вдохновенный труд». Будем всеми силами доби ваться, чтобы в течение 1963 года на флоте удвоились ряды молодых рационализаторов * изобретателей, учащихся, сту- дентов-злочников, слушателей экономических школ и круж ков, спортсменов и участников художественной самодеятель ности, спортсменов-разрядни- коз и значкистов ГТО и ГЗР. На высоком уровне прозе- дем смотры художественной самодеятельности, оборонно- спортивной работы. Организу ем фотовыставки, посвящен ные 50-летию Всесоюзного Ле нинского Коммунистического Союза Молодежи. Мы призываем тебя, комсо молец, каждого из вас, моло дые производственники* вклю читься в соревнование за пра во носить почетное звание ударника коммунистического труда и добиться присвоении этого звании. Призываем каждого из вас к активному участию в обще ственной жизни своего экипа жа, флота. Считаем, что место каждого достойною молодого прои зводстзснника из числа несоюзной молодежи в рядах ВЛКСМ. Пусть каждый вы бывающий из комсомола- по возрасту подготовит себе за мену. Будем свято чтить славные революционные* боевые и тру довые традиции своего флота* нашего орденоносного Мур манского края* лучших произ водственников, ветеранов тру да, партии и комсомола, каж дого коллектива, а котором мы с вами работаем. Вызывая от вашего имени на социалистическое соревно вание молодых рыбаков Ар хангельского тралового флота* Ш г ' Ю О Л Е Т И Я СОАНЯРОЖДЕНИЯ ВПЛЕНИНА выражаем уверенность, что каждый рыбак-мурманча нин сделает все от него зави сящее* чтобы достойно встре тить юбилей Ленинского ком сомола и 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. ( Обращение обсуждено и принято на XV оЪщсфлотской комсомольской конференции 5 нняаря 1965 года). С хорошим настроением встре тили новый год моряки РТ-135 «Волхов». Рейсовое задание в де кабре выполнено на 120 процен тов* а план четвертого квартала 4967 года — более чем на 200 процентов. Этот квартальный план является для нас и годо вым, так как только в кондо септября 1967 года траулер вы шел из капитального ремонта и для промысла оставались только октябрь, ноябрь и декабрь. За три месяца нужно было сделать три промысловых рейса. - Уже в октябре задание было выполнено иа 158 процентов. Еще более успешным был вто рой рейс в ноябре. Успешным оказался и последний рейс, ко торый окончился накануне но вого года, 31 декабри. Чем объясняется такой успех? Многое, конечно, зависело от благоприятной иромысловой об становки, которая сложилась в октябре—ноябре в районе За- падпого Шпицбергена. Глав ное в том, что на судне хо роший, дружный коллектив. Значение высокой морской вы учки и хорошей организации труда особенно сказалось в по следнем рейсе. А он у нас был наиболее сложным, так как на Копытовской банке ловили пал тус. Рыба, как известно, глубо ководная. И при работе с тра лом создавались дополнитель ные трудности. От повышенно го давления воды часто лопа лись металлические кухтыли* а иногда даже массивные бобин- цы, и тогда мастерам по добыче нужно было своевременно их за менять другими. Время спуска и подъема трала из-за больших глубин также увеличивается. Обработка палтуса — более тру доемкий процесс* чем* напри-, мер, обработка трески. Опытный моряк* тралмейстер тов. Гря;шов А. 15. я его помощ ники умело руководили спуском и подъемом трала. Из-за палуб ной комапды также никогда за держки но было. Хорошо рабо тали матросы тт. Алимов, Выго- ков, Петров, Мирошниченко, Ко валенко и другие. И, разумеется, успеху во мно гом способствовали капитан судна тов. Иванов, штурман» X рястов, Сергеев и Резвов. Машинная команда, возглав ляемая старшим механиком тов. Кушманом, всегда обеспечивала бесперебойную работу всех ме ханизмов. В третьем году пятилетки наш экипаж наморен работать такжо успешно. Г. БАЦЕНЮК, помлшшт траулера «Волхов». Н Е В О Д А - Г И Г А Н Т Ы 11а Мурманской фабрике орудий лова бригады еетевя- зов Евдокии Ивановны Ло макиной и Веры Николаевны Соколовой закончили изгото- влеииэ второго кошелькового невода-гиганта. Высота его сетной «стенки» — Щ ) мет ров, а длина превышает 600 метров. Для производственных ис пытаний новых «кошельков* на промысел в Норвежское море вышли средние рефри жераторные траулеры № 717 оЛ обеды* и JS* 713 «Голубь», где капитанами Герой Соци алистического Труда Виктор Данилович Петров и Вален тин Николаевич Кузьмин. НА СНИМКЕ: один из новейших БМРТ «.Параллакс» готовится первый рейс. “* А Фото Б. Беркутова. в О ПРОМЫСЛЕ СЕЛЬДИ НА НОРВЕЖСКОМ МЕЛКОВОДЬЕ Для Л , промысловиков сельдина го флота близится горячая и очень ответственная нора рабо ты на Норвежском мелководье. В связи с этим хотелось бы ос тановиться на гидрометеорологи ческих факторах, влияющих на разультаты 11 ромысла . ' 5десь из- вестно, что интенсивность, сро ки и район подхода сельди к .мелководью из года в год меня ются и, как явление крупно масштабное, прогнозируются Полярным институтом на каж дую предстоящую камланию. Анализ же и реализация опера тивной обстановки на каждые сутки всецело ложится на руко водителей промысла, промысло вую разведку и непосредствен но на капитанов-добытчпков. Здесь-то и проявляется иногда субъективность оценки быстро меняющихся условий промысла. Прежде всего ото сказывается в давно укоренившейся привычке ориентироваться на «свал глу бин». Спора нет, как ориентир для определения своего места и особенно в динамике вод «свал глубин» примечателен, но сельдь не всегда там создает промысло вые концентрации. . В 1867 году первые промысло вые скопления преднерестовой сельди подошли к мелководью с запада вдоль параллели 03 гра дуса северной широты в первой пятидневке февраля. Перед этим над районом Норвежского мел ководья длительное время гос подствовали северо-восточные ветры силой 6 и до 9 баллов, что вызвало большой сгон хо лодцых вод из фиордов Норве гии. К подходу сельди вдоль свала глубин температура воды на поверхности была С граду сов* в 10—-15 милях к востоку —5 градусов, к западу от «свала глубин» простирались воды Норвежского течения с темпера турами выше 6 градусов. Подой ди к мелководью* сельдь устре милась в с^веро-севоро восточ ном направлении между изотер мами 6 и Г> градусов, что в об щих чертах совпадало с положе нием «свали глубин». Лучшие уловы были в районе подхода сельди к мелководью (там они сохранялись пока подходили но вые скопления) и к северу вдоль свала. С 4 февраля над районом про мысла преобладали ветры запад ных и северо-западных направ лений силой 4—10 баллов, в 7 февраля (по прогнозу оолынпо 8 бал- аварии февра- теплык 1ГЗ£> о м ы с л г о в & м я м результате чего наблюдался с и л ь н ы й нагон теплых вод. Изо терма 6 градусов сместилась в юго-восточном направлении па 25—30 миль. Температура ниже 5 градусов за пределами рыбо ловной зоны не наблюдалась. Градиенты ее на поверхности были незначительны. Вот здесь- то и сказалась консервативность взгляда ориентации па «свал глубин», так как сельдь вслед за более низкими температура ми воды сместилась к востоку. Лучшие уловы были при темпе ратурах около 6 градусов. По ложение усугубилось еще тем, что сельдь с наступлением су мерек держалась у поверхности и приборами не фиксировалась. Это обстоя!«,'льство препятство вало прицельной выметке сетей. Поэтому дрейфы, ориентирован ные только иа «свал глубин», успеха не имели. Ориентировка на свал оправ далась лишь в районе подхода новых концентраций, но этот райоп по площади был очень мал, что привело к большой ску ченности судов, и непредвиден ный 11-балльный шторм с С на лов) ирлнас промвоеруженил. В третьей пятидневке ля продолжался нагой вод юго западными ветрами, и результате чего сельдь ушла в зону и фиорды и только с пере ходом ветра к восточным на правлениям появилась на банка Склинна. Промысел иа этой банке осложнялся близостью ры боловной зоны, и здесь-то пона добилось большое умение судо- водительского состава в пользо вании лоцией и пособиями по приливам. Вот в такой обстановке прохо дил промысел сельди на Нор* вежском мелководье в 1987 году. Естественно, что температурные условия вод Норвежского моря по абсолютным значениям из го да в год меняются, по для п ро мысла всегда остается важиыи положение переходной зоны (большие градиенты температу ры) от теплых вод Норвежского течения к охлажденным водам берегового стока. В этой зоне сельдь, акклиматизируясь, соз дает промысловые концентрации перед нерестилищами. Па поло жение переходной зоны влияют как долгопериодные факторы* так и быстро меняющиеся, а среди последних основное место занимают ветры* т. е. в преде лах одного—трех дней положе ние переходной зоны определя ется господствующими ветрами. Таким образом, для наиболь шей производительности промы сла необходимо к подходу сель ди • на Норвежское мелководье знать гидрологические условия здесь и в дальнейшем следить за их изменениями, иметь на дежный долгосрочный прогноз погоды, надежные суточные про гнозы и на ближайшие 2—3 дня. Б. ХАБЛО, сотрудник пром разведки главка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz