Рыбный Мурман. 1968 г. Январь.
УДАРНИКИ Впервые они встретились на большом морозильном траулере «Достоевский» — старый, отдавший всю жизнь морю тралмейстер и молодой матрос, постигавший первые азы промыслового дела. Вас илни Ипанович Кали- кинский, тралмейстер, приме тил, что во время чинки тра лу матрос Петр Зарипов всег да вертелся рядом. Расспра шивал, что к чему, лез, сло вом, в каждую дырку трала. И интерес этот, по всему чув ствовалось, не был праздным. Другого порой, как трал осво бодят от рыбы, на чинку не дозваться, а этот сам тут как тут. — Учись, сынок, — поощ рительно улыбался Василий Иванович. — Всякое учение всегда где-нибудь да обернет ся пользой. Петр и учился: орудовал, пусть на первых порах не ах ти умело, иглой, вдумчиво выслушивал все наставлении старого мастера. В минуту перекура молодой моряк охотно рассказывал о себе. Родом с Украины. Там, в Шепетовке, где отец рабо тал кочегаром в депо, окон чил семилетку. Зачитывался кпигой «Как закалялась сталь», с удивлением откры вая для себя, что с Шепотов- кой связано многое в жизни автора книги. Может быть, ото и явилось первым толч ком, побудившим сразу после школьной скамьи ринуться в поиски загадочной и маня щей «страны романтики». Пути-дороги привели в Мурманск, где удалось посту пить в мореходку. — Окончил? — спросил Ва силий Иванович. — Что? — Мореходку-то? Паренек заметно смутился. — Нет, отчислили... за неус певаемость. Старый мастер удивился: — Как же ото так — за неуспеваемость? Парнишка ты вроде бы смышленый, настырный, и вот на ко те бе... Петр потупился. — Молод был, зелен, без по нятия настоящего. Тралмейстер про себя ус мехнулся: «lie слишком-то и сейчас стар... в свои то два дцать лет», но нравоучепии читать не стал, знал, как бо лезненно они воспринимают ся в таком возрасте. А вскоре проводили Петра в армию. Напутствуя его, Ва силий Иванович тепло поже лал: — Служи как следует. Ар мия — это, брат, зарядка на всю жизнь. И спросил: — А после службы назад вернешься или другое наду мал? — Обратно приеду, Васи лий Иванович. На флоте — мое будущее. — Ну, так, зпачит, встре тимся еще. Ни пуха тебе, как говорится, ни пера. Не скоро, по встреча дейст вительно состоялась. Зарипов слово сдержал — после демо билизации вернулся в трало вый флот. Какое-то время хо дил на траулере «Приз». Здесь, как когда-то па «До стоевском», опять потянуло его к осуществлению давней задумки: узнать всо тонкости тралового дела. Раздобыл не обходимую литературу, при нялся вникать в нее, терпели во разбираться с чертежами. Пригодились и давние уроки первого наставника — стал Петр мастером по добыче. Вот уже шесть лет ходил он на поисковом траулере ♦Клайпеда», и именно здесь то довелось и с самим настав ником встретиться. Вышло это довольно неожиданно. Увидел Петр на одной из сто янок в порту на палубе зна комую крепкую, несмотря па солидные годы, фигуру, ра достно двинулся навстречу. — Василий Иванович, каки ми судьбами па пашей «Клай педе» оказались? — Такими судьбами, что тралмейстером сюда направ лен на несколько . рейсов. А вот ты здесь как очутился? — Я, стало быть, помощни ком у вас буду, — не без гордости сообщил Зарипов. — Вот как! lie без пользы, яначит, корпели мы с тобой когда-то вместе над чинкой тралов. И оба засмеялись, взаимно довольные и друг другом, и этой нечаянной встречей, и тем, что оказались вот, спус тя годы, снова рядом на од ном судне. Вместе, правда, долго хо дить не пришлось. У Василия Ивановича дело двигалось к пенсии, и когда все необхо димые документы были офор млены, старый тралмейстер ушел па водолей, как назы вают моряки суда, используе мые для перевозки воды. Пе ред уходом пожелал Петру: — Ну, держи рыбацкую марку па высоте. — Есть держать на высоте, — шутливо вытянулся еще не отвыкший т солдатского житья-бытья Зарипов. Он и тут показал, что ело* вами на ветер не бросается. Давно уже зрела у него одпа думка, которой поделился ои как-то с товарищами. Они думку одобрили. Так вот и вышло, что мастер по добыче Петр Зарипов, матрос Владис лав Чередниченко и консерв ный мастер Алексей Федоро вич Македонов вместе высту пили в едипый поход, поста вив своей целыо в юбилей ном году стать ударниками коммунистического труда. Троица из них подобралась разная, над чем кое-кто и подшутить был не прочь. Ес ли Чередниченко всего год как в море ходит, то Алексей Федорович стажем работы в траловом флоте может за конно гордиться. Он пришел на флот, когда Зарипов пер вые шаги под с.тол пешком делал, а Чередниченко еще и на свете не было. lit), несмотря на такую раз ницу в летах, объединяло их всех одно — любовь к своему трудному делу, работоспособ ность. безотказность в выпол нении своих обязанностей. Тут каждый из них являл со бой пример отношения к дол гу. И зги то черты характера привели всех трех к победе. Недавно на заседании пре зидиума базового комитета флота председатель Алек сандр Иванович Кирьянов вручил трем морякам с поис кового судна «Клайпеда» крас ные книжечки — удостовере ния ударпиков. и с теплой улыбкой напутствовал их: — Так держать, товарищи! — Есть так держать, — за всех ответил Петр. Они, до вольные*. радостные, вышли и;* управления в молярную ночь, раскинувшую над горо дом, над его тысячами и ты сячами огнен свои широкие крылья. С. АНДРЕЕВ. « На снимке: ударник коммунистического труда Алек сандр Егорович БАБИЧЕВ. На ППР «Перемышль», где ен работает начальником радиостанции, о моряке отзы ваются с большой теплотой и уважением. Фото В. Кудрина. Н о в ы е з а д а ч и Z ставят перед собой моряки Z РТ-153 «Аксаи» на третий год Z пятилетки. Выполнив задание Z 1П07 года более чем в полто- S ра раза, рыбаки этого трау- е лера в только что закончив- 2 шемс.ч рейсе обсудили свои Z социалистические обязатель- Z ства на 1908 год и по достой- Z ной встрече 100-летия со дня Z рождения В. И. Ленина. 1 Поддержав почин москви- чей и ленинградцев, передо- е вых коллективов н экипажей е рыбного Мурмапа, аксаевцы S решили и впредь продолжать 0 лучшие традиции флота и £ своего корабля по досрочно- ® му выполнению нроизвод- £ елвенных заданий. Девизом а моряков экипажа, как яапи- 2 сано в обязательстве, будут * служить слова: «Пятилетку 1 — к 7 ноября 1970 года!». ® Что же касается наступив- ' ншго нового года, то обяза- О ТЕХ , У К ОГО С О В Е С Т Ь Н ЕЧИ СТА Советскому человеку даны большие права. Одновременно па него, как хозяина своей страны, возлагаются и немалые обязанности. Конституция СССР обязывает каждого советского человека беречь и укреплять общественную, социалистиче скую собственность, как священ ную и неприкосновенную осно ву советского строя. Забота о добре народном во шла в плоть и кровь большин ства моряков. Они экономят топливо, сокращают расход ору дий лова, средств на ремонт, бе регут судовое имущество.. Но в жемье, как говорится, не без урода. В отделе иивентарнза- ции управления тралового фло та мне показали солидную пап ку с документами, в которых зафиксированы факты хищений материальных ценностей. Про сматриваешь эти документы, и становится стыдно за людей, ко- тооые протягивают свои гряз ные рукц к народному добру, не дорожат сио^ц совестью, обкра дывают своих ж« товарищей, с которыми трудятся пок о бок. Назову несколько фамилий. Мастер по добыче рыбы трау лера «Днестр» Чистяков Г. А. 30 ноября 1967 года пытался улести с корабля килограмм капронового прядена. Матрос БМРТ-243 Агафонов А. И. задер жан в проходной с тридцатью полиэтиленовыми /мешками и пятью парами хлопчатобумаж ных перчаток. Пекарь промыс- лово производственного рефри жератора «Прилуки» Дурасова Е. II. в ноябре пыталась выне сти десять новых простыней. Месяцем раньше штурман мо тобота «Азимут» Мишуринский А. Ф. задержан на Абрам-мысе с рыбацким костюмом, тремя па рами брезентовых рукавиц и килограммом... свежей сельди. Это все, как говорят, кустари- одиночки. А вот мастера по об работке рыбы БМРТ-239 «За- волжск» Удалов И. И. и Баби чев И. А. договорились с товаро ведом отдела снабжения Тру шиным М. А. и передали ему два пуда вяленого окуня и пал туса. 80 банок тресковой пече ни, 36 полиэтиленовых мешков. Вывези, дорогой товарищ, из порта, помоги нам. А для того, чтобы «операция» прошла ус пешно, дали ему 20 рублей для подкупа работников .милиции. Но воры просчитались. Тру шин попробовал дать взятку де жу рному милпционеру. Дело кончилось тем, что все трое при влечены к уголовной ответствен ности. Как и следовало ожидать, ни одно хищение не осталось без наказанным. Виновные понесли строгое наказание, с них взы скана сумма нанесенного ущер ба, они держали ответ перед то варищами, перед народным су дом. Удивляет другое, находят ся еще люди, которые пытаются выгорс>дить випов1 1 ых. 12 декабря в проходной был задержан мастер но добыче ры бы траулера «Запад» Гордеев А. И. с перчатками и рукавица ми (всего десять пар). А капи тан Сулимои выдал Гордееву справку о том. что задержанный нес перчатки и рукавицы к себе домой на хранение. Даже младенец поймет, что капитан пытался выгородить своего подчиненного да еще так глупо. Для хранения десяти пар перчаток и рукавиц на корабле, видите ли, не нашлось ме ста (!?). С такими капитанами трудно рассчитывать па достижение вы сокой рентабельности, если они будут так воспитывать моряков, проявлять подобную «взаимо выручку». Можно не сомневать ся. что если капитан проявляет такую «заботу» о подчиненных, то у него, как говорится, у са мого «рыльце в пуху». В 1967 году в траловом флоте выявлено 360 недостач у мате риально-ответственных лиц. И сумма солидная ~ 13 тысяч рублей. Все это результат попусти тельства со стороны капитанов и их старших помощников, заб вения ими своих элементарных обязанностей. Старпом обязан, на пример, не реже одного раза в квартал проверять наличие су дового имущества у подотчетных лиц. А многие ли делают это? Судя но всему, нет. Иначе чем же можно объяснить крупные недостачи судового имущества у боцманов Трушкина В. М., Наумова А. Р., Козлова В. Г. и других. А отдельные материаль но-ответственные лица допуска ют недостачи не в первый раз. Некоторые из них даже нагле ют до неимоверной степени. Бу фетчица Бастина В. Ф., работая на большом морозильном трау лере «Маяковский», в ответ на предъявленный к пей иск отве тила радиограммой капитану «с недостачей не согласна, не хватает пароходной трубы». А будучи буфетчицей на промыс лово-производственном рефриже раторе «Перемышль», она допу стила недостачу в сумме 166 рублей. Все эти факты наводят на тре вожные размышления. Со вто рого квартала 1908 года трало вый флот должен работать в новых условиях планирования и экономического стимулирования. И очень трудно рассчитывать на высокие экономические показа тели, когда за спинами честных тружеников будут прятаться лю бители легкой наживи, расхи тители народного добра. В: ЕВГЕНЬЕВ. тельсгва на этот год приняты» с учетом перехода тралового* флота на новую систему ила- ■ пировапня и экономического ■ стимулирования моряков. ■ Подсчитав свои возможности,■ экипаж «Аксаи» намерен ■ план трех лет пятилетки вы-" полнить ко Дню рыбака, а ■ план года — к 7 ноября 1968" года. * Это значит, что в третьем ■ году пятилетки нашим кол-5 лективом будет добыто 22.0005 центнеров рыбы при плане* 19.100, из которой будет изго-3 товлено 12.500 центнеров по " луфабриката при годовом за-5 дании 10.500 центнеров. Но-5 г.ышейные социалистические" обязательства взяты также по 5 выработке клипфиска, кон*" серпов, рыбьего жира и рыб " НОЙ МУКИ. 5 Выступавшие при обсужде-* пни социалистических обяза-^ «тельств моряки указывали,* ■что бережное отношение к 5 ■социалистической собствен- J 5 пости и экономия в большом* ■и мплом в конечном итоге так* • же положительно скажутся* ■на показателях работы трзут-J ■лера, помогут сэкономить в£ ■19(38 году иромвооружепия e J ■сетематерналов на 10 тысяч5 ■рублей. Решено, что послед ■ ■ппй рейс 196S года моряки." ■«Аксая» отработают на сэко .5 ■номлепных консервирующих ■ ■материалах (лед и соль). AS ■экономия не менее чем од-» ■него процента топлива по:»-5 ■волит нашей машинной* ■команде отработать послед-■ ■нпй рейс пятилетки на сбе-5 ; реженном угле. Решено по ■ ■высить производительность» ■труда сверх плана на 1 про--* "цент, снизить себестоимость» ■центнера рыбопродукции на» ■1 рубль. Дать за 1968 год" ■сверхплановой прибыли ■ ■15.000 рублей. 5 ■ тг ■ 2 Приняв вызов на социали-* ■стнческое соревнование от 2 ■экипажа траулера «Байкал»* ■Архангельского тралового 5 ■флота, мы сами такой же вы-* ■зов направили еще и морякам ! ■траулера «Ржев» нашего ф.чэ- " : та : * 100-летие со дня рождения ■ ■В. И. Ленина моряки РТ-153" ■«Аксаи» встретят достойными* ■делами в работе, жизни и » ■учебе. и 5 11. АНТАШОВ, старший 5 % помощник капитана, за- Е " местптель секретаря 5 ■ парторганизации. I!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz