Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.

(Окончание. Нач. па 1-й стр.). всегда можно было поднимать за полтора часа ходом с тра­ лом 1,5—2 тонны трески. Судо­ водители «Заволжска» совсем не в шутку назвали банку де­ ловой. Работали они так. Спуск трала производили в северной точке «языка». Затем постепен­ но поворачивали вправо, закан­ чивали траления в исходном месте. S3 сентября перед окончани­ ем промысла обстановка у Шпицбергена сложилась тре­ вожная: все экипажи находи­ лись в пролове. Кастерин ре­ шил поискать счастье на «де­ ловой» банке. За полуторачасо­ вое траление было поднято 8 тонн трески. Об улове сооб­ щили флоту, многие корабли поспешили сюда. Разумеется, 3376,5 тонны ры- бы-сырца моряки «Заволжска» выловили не ка одном месте. Бегать приходилось много, ибо треска вела себя настолько подвижно, что больше двух сто судна, определенное с по­ мощью локатора или визуаль­ но, по курсу траления через каждые пять минут проставля- ли глубину. Когда собрали до­ статочный материал, составил» свой планшет, нанесли на него изобаты, характерные глубины. В дальнейшем по нему можно было работать, даже не произ­ водя обсерваций. Все это сделать одному ка­ питану было бы не по силам. У него оказались хорошие по­ мощники: Анатолий Георгиевич Просветов, Вячеслав Алек­ сандровну Веселов, Анатолий Константинович Некрасов, старший штурман Анатолий Петрович Добряк, на плечи ко­ торого, помимо других обязан­ ностей, легла забота о подго­ товке судна к ремонту. РАЗГРУЗКА НА ОДИН ТРЮМ В рейсе новаторы «Заволжт ска» подали четыре рациона­ лизаторских предложения. Од- Новый институт рыбной На снимке: токарь Н. Аксеничев. Фэто А. Брысова. промышленности С 1 октября в Калининграде начнутся занятия во вновь созданном по решению правительства Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленно­ сти. В новом учебном заведении будут повышать квалификацию командные кадры рыбной промыш­ ленности. Они познакомятся здесь с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, методами планирования и экономиче­ ского стимулирования, средствами механизации и автоматизации производственных процессов. Здесь будет обобщаться передовой опыт работы. •"При институте создаются факультеты, кафедры, кабинеты й”лаборатории, техническая библиотека и т. д., а также филиал института в поселке Рыб- ж>м (Московская область). Учебный процесс рассчитан иа повышение ква­ лификации работников рыбной промышленности Западного, северного и Азово-Черноморского бас­ сейнов, на тех, кто имеет высшее, среднее специ­ альное и общее среднее образование, па капи­ танов, их помощников, руководителей предприя­ тий и их заместителей, начальников цехов, отде­ лов, служб, на других перспективных специали­ стов. На очных факультетах института будет обу­ чаться 400 человек, на заочных — 500. В филиа­ ле, соответственно, — 100 и 250. Те, кто придет в институт с отрывом от производства, будут обу­ чаться сроком до двух месяцев, остальные до полугода. После сдачи установленных зачетов и экзаме­ нов слушатели получат удостоверение единого образца/ установленного Министерством высшего и среднего специального образования. М АШИНОСТРОИТЕЛИ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ ПРОЧНО ОБОСНОВАЛИСЬ В КАНДАЛАК- ШЕ. О КАНДАЛАКШСКОМ МЕХАНИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ, КОТОРЫЙ ПОСТАВЛЯЕТ РЫБ­ НОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО НАШЕЙ ОБЛАСТИ, НО И ДРУГИХ БАССЕЙ­ НОВ И ДАЖЕ ЗА ГРАНИЦУ МНОГИЕ ИЗДЕЛИЯ, МЫ ПИШЕМ РЕГУЛЯРНО. НА СТРАНИ­ ЦАХ «РЫБНОГО МУРМАНА» МОЖНО ЧАСТО ВИДЕТЬ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ, ОЧЕРКИ, ЗАРИСОВКИ И ФОТОРЕПОРТАЖИ НАШЕГО ПОСТОЯННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА АЛЕК­ САНДРА ИВАНОВИЧА БРЫСОВА. ОН ХОРОШО ЗНАКОМ С ДЕЛАМИ И ЗАБОТАМИ МА­ ШИНОСТРОИТЕЛЕЙ СВОЕГО РОДНОГО ГОРОДА. ВОТ И СЕЙЧАС, ПОЗДРАВЛЯЯ С ПРАЗДНИКОМ ТРУЖЕНИКОВ ЭТОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МЫ РАССКАЗЫВА­ ЕМ ОБ ОДНОЙ ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ РАБОТ КАНДАЛАКШЦЕВ. ИЗ КОШЕЛЬКА - В ТРЮМ •. г.. : Г' М ЕСЯЦА два назад начальник планового от­ дела Кандалакшского механического завода В. И. Сталыюв показал мне письмо минист­ ра рыбной промышленности СССР. В нем предла­ галось в ближайшее время изготовить и сдать нромысловнкам Мурмана один из трех видов ры- Сопогружного насоса. Проект и чертежи насоса оригинальной конструкции разработал коллектив отдела промысловой техники Полярного научно- исследовательского института рыбного хозяйства -—^ок еано гр афии им. Книповича (нач. отдела В. П. Лукин)* Николай Аксеничев •— один из лучших станоч­ ников Кандалакшского ме­ ханического завода. Про­ дукция, сошедшая с его стан­ ка, получает высокую оценку по качеству. Изготовление рыбопогружного насоса не пре­ дусматривалось производственной программой за­ вода, нр. машиностроители горячо откликнулись, нд просьбу заказчиков, промысловиков «Мурман- сельднэ, для которых и предназначается опытный образец довольно сложного агрегата. Машиност­ роители хорошо понимают, как важно скорейшее выполнение этого заказа для тех, кто облавливает рыбу кошельковыми неводами. v Основная работа по изготовлению выпала на долю коллектива инструментально-эксперимен­ тального цеха. Вот за одним из верстаков труди- » тся Владимир Иванов. Опытному слесарю не впервые сталкиваться с выпуском новых видов машин и механизмов для рыбаков и рыбообра­ ботчиков Мурмана. Сейчас он занят сложным де­ лом—комплектовкой и доводкой подшипникового узла. Здесь особенно нужны внимательность и смекалка. Как и во всем новом, встречаются труд­ ности, неясности. Иванов вместе с ведущим кон­ структором отдела промысловой техники ПИНРО Людвигом Дмитриевичем Абрамовым по ходу де­ ла устраняют неувязки. Рядом за верстаком дру­ гой слесарь собирает рабочее колесо насоса, кото­ рое только что поступило с просушки. — Идея создания рыбопогружного насоса, — рассказывает Л. Д.* Абрамов, — родилась в ин- CTHTyfe 7ie случайно! Находясь в море iia промы­ сле, мы виде/ги, насколько неудобны в эксплуата-* Пий рыбонасосы прежних конструкций. Они гро- моздки по габаритам;* пЗред запуском их ; необхо­ димо заливать водой. При выборке сельди из не­ вода много неприятностей доставляет морякам перетаскивание шлангов по корме, особенно во время волнения моря. Все эти недостатки учтены и устранены при разработке конструкции погружного насоса, — продолжает Л. Д. Абрамов. — Насос погружает­ ся непосредственно в воду, в кошелек, на глуби­ ну 2—3 метра. Радиус всасывания рыбы — пол­ тора ме^ра. Если учесть, чго кошелек все время «подсушивается», т. е. сужается, то рыба беспре­ рывным потоком пойдет в трюм корабля-ловцз или рыбоприемного судна. Таким образом, за час можно будег перекачать из кошелькового невода до ста тонн сельди. Сейчас же, при выборке рыбы из невода с помощью каплера, производитель­ ность равна 6—8 тоннам за час. Другим отличием нового насоса является боль­ шой диаметр всасывающей трубы (200 миллимет­ ров) и установка универсального водоотделителя с пятью позициями режимов работы. Регулировка напора воды исключит поранки рыбы при про- хождении по трубе, что в настоящее время на су­ ществующих насосах не всегда удается избежать. Скоро, — сказал в заключение Л. Д. Абрамов, начнутся промышленные испытания насоса в море. На снимке: ведущий конструктор отдела про­ мысловой техники ПИНРО Л. Д. Абрамов и слесарь ПИНРО, занимавшийся на Кандалакш­ ском заводе покрытием рабочего колеса и улитки эпоксидной смолойа Юрий Чепуриой. Фого и текст А. Брысова. тралений по одному месту нельзя было делать. Поэтому штурманы весь район раздели­ ли на четыре подрайона, нахо­ дящихся друг от друга в 2—3 часах полного хода. Когда ры­ ба исчезала в одном подрайо­ не, судно спешило в другой, зал ем в третий и в последний. Такая периодичность позволя­ ла не только справляться с су­ точными заданиями, но и зна­ чительно перекрывать их. В ре­ зультате за I I I суток нахож­ дения на лову было выработа­ но 1933 тонны мороженой про­ дукции, в том числе—487 тонн трескового филе. 17 сентября моряки рапортовали о выпол­ нении программы года. Характерно, что капитан Ка­ стерин раньше не работал у Западного Шпицбергена. В первые дни внимание штурма­ нов было сосредоточено на уя­ снении скорости, направления и времени приливно-отливных течении. Пользовались для этого всеми подручными спосо­ бами. Далее, имея точное ме- но из них принадлежит кап*-» тану. Суть его: выгрузка рыбЬ> из двух трюмов БМРТ на одни трюм—транспортного рефриже­ ратора. Например, траулер по­ ставили под разгрузку во вто­ рой трюм ТР. Начало опера­ ции сводится к соединению шкентелей носовых стрел ТР и БМРТ. Передача груза произ­ водится обычным путем. Шкентель четвертого трюма рефрижератора соединяется с двумя шкентелями кормового трюма траулера. Груз рыбы под­ нимается на палубу с помощью малой стрелы, выводится к бор­ ту другой стрелой, а затем стрелой ТР ставится на палубу базы в районе четвертого трюма. Сдвоенными стрелами второго и четвертого ее трюмов, подня­ тых несколько выше осталь­ ных, груз переставляется ко второму трюму. Предложение было внедре­ но при разгрузке у борта «Кон­ стантина Ольшанского». Про­ изводительность труда по под­ счетам капитанов Кастерина и Козлова увеличилась на 75 процентов. В. ХРЯШКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz