Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.
(Окончание. Нач. па 1-й стр.). всегда можно было поднимать за полтора часа ходом с тра лом 1,5—2 тонны трески. Судо водители «Заволжска» совсем не в шутку назвали банку де ловой. Работали они так. Спуск трала производили в северной точке «языка». Затем постепен но поворачивали вправо, закан чивали траления в исходном месте. S3 сентября перед окончани ем промысла обстановка у Шпицбергена сложилась тре вожная: все экипажи находи лись в пролове. Кастерин ре шил поискать счастье на «де ловой» банке. За полуторачасо вое траление было поднято 8 тонн трески. Об улове сооб щили флоту, многие корабли поспешили сюда. Разумеется, 3376,5 тонны ры- бы-сырца моряки «Заволжска» выловили не ка одном месте. Бегать приходилось много, ибо треска вела себя настолько подвижно, что больше двух сто судна, определенное с по мощью локатора или визуаль но, по курсу траления через каждые пять минут проставля- ли глубину. Когда собрали до статочный материал, составил» свой планшет, нанесли на него изобаты, характерные глубины. В дальнейшем по нему можно было работать, даже не произ водя обсерваций. Все это сделать одному ка питану было бы не по силам. У него оказались хорошие по мощники: Анатолий Георгиевич Просветов, Вячеслав Алек сандровну Веселов, Анатолий Константинович Некрасов, старший штурман Анатолий Петрович Добряк, на плечи ко торого, помимо других обязан ностей, легла забота о подго товке судна к ремонту. РАЗГРУЗКА НА ОДИН ТРЮМ В рейсе новаторы «Заволжт ска» подали четыре рациона лизаторских предложения. Од- Новый институт рыбной На снимке: токарь Н. Аксеничев. Фэто А. Брысова. промышленности С 1 октября в Калининграде начнутся занятия во вновь созданном по решению правительства Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленно сти. В новом учебном заведении будут повышать квалификацию командные кадры рыбной промыш ленности. Они познакомятся здесь с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, методами планирования и экономиче ского стимулирования, средствами механизации и автоматизации производственных процессов. Здесь будет обобщаться передовой опыт работы. •"При институте создаются факультеты, кафедры, кабинеты й”лаборатории, техническая библиотека и т. д., а также филиал института в поселке Рыб- ж>м (Московская область). Учебный процесс рассчитан иа повышение ква лификации работников рыбной промышленности Западного, северного и Азово-Черноморского бас сейнов, на тех, кто имеет высшее, среднее специ альное и общее среднее образование, па капи танов, их помощников, руководителей предприя тий и их заместителей, начальников цехов, отде лов, служб, на других перспективных специали стов. На очных факультетах института будет обу чаться 400 человек, на заочных — 500. В филиа ле, соответственно, — 100 и 250. Те, кто придет в институт с отрывом от производства, будут обу чаться сроком до двух месяцев, остальные до полугода. После сдачи установленных зачетов и экзаме нов слушатели получат удостоверение единого образца/ установленного Министерством высшего и среднего специального образования. М АШИНОСТРОИТЕЛИ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ ПРОЧНО ОБОСНОВАЛИСЬ В КАНДАЛАК- ШЕ. О КАНДАЛАКШСКОМ МЕХАНИЧЕСКОМ ЗАВОДЕ, КОТОРЫЙ ПОСТАВЛЯЕТ РЫБ НОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НЕ ТОЛЬКО НАШЕЙ ОБЛАСТИ, НО И ДРУГИХ БАССЕЙ НОВ И ДАЖЕ ЗА ГРАНИЦУ МНОГИЕ ИЗДЕЛИЯ, МЫ ПИШЕМ РЕГУЛЯРНО. НА СТРАНИ ЦАХ «РЫБНОГО МУРМАНА» МОЖНО ЧАСТО ВИДЕТЬ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ, ОЧЕРКИ, ЗАРИСОВКИ И ФОТОРЕПОРТАЖИ НАШЕГО ПОСТОЯННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА АЛЕК САНДРА ИВАНОВИЧА БРЫСОВА. ОН ХОРОШО ЗНАКОМ С ДЕЛАМИ И ЗАБОТАМИ МА ШИНОСТРОИТЕЛЕЙ СВОЕГО РОДНОГО ГОРОДА. ВОТ И СЕЙЧАС, ПОЗДРАВЛЯЯ С ПРАЗДНИКОМ ТРУЖЕНИКОВ ЭТОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, МЫ РАССКАЗЫВА ЕМ ОБ ОДНОЙ ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ РАБОТ КАНДАЛАКШЦЕВ. ИЗ КОШЕЛЬКА - В ТРЮМ •. г.. : Г' М ЕСЯЦА два назад начальник планового от дела Кандалакшского механического завода В. И. Сталыюв показал мне письмо минист ра рыбной промышленности СССР. В нем предла галось в ближайшее время изготовить и сдать нромысловнкам Мурмана один из трех видов ры- Сопогружного насоса. Проект и чертежи насоса оригинальной конструкции разработал коллектив отдела промысловой техники Полярного научно- исследовательского института рыбного хозяйства -—^ок еано гр афии им. Книповича (нач. отдела В. П. Лукин)* Николай Аксеничев •— один из лучших станоч ников Кандалакшского ме ханического завода. Про дукция, сошедшая с его стан ка, получает высокую оценку по качеству. Изготовление рыбопогружного насоса не пре дусматривалось производственной программой за вода, нр. машиностроители горячо откликнулись, нд просьбу заказчиков, промысловиков «Мурман- сельднэ, для которых и предназначается опытный образец довольно сложного агрегата. Машиност роители хорошо понимают, как важно скорейшее выполнение этого заказа для тех, кто облавливает рыбу кошельковыми неводами. v Основная работа по изготовлению выпала на долю коллектива инструментально-эксперимен тального цеха. Вот за одним из верстаков труди- » тся Владимир Иванов. Опытному слесарю не впервые сталкиваться с выпуском новых видов машин и механизмов для рыбаков и рыбообра ботчиков Мурмана. Сейчас он занят сложным де лом—комплектовкой и доводкой подшипникового узла. Здесь особенно нужны внимательность и смекалка. Как и во всем новом, встречаются труд ности, неясности. Иванов вместе с ведущим кон структором отдела промысловой техники ПИНРО Людвигом Дмитриевичем Абрамовым по ходу де ла устраняют неувязки. Рядом за верстаком дру гой слесарь собирает рабочее колесо насоса, кото рое только что поступило с просушки. — Идея создания рыбопогружного насоса, — рассказывает Л. Д.* Абрамов, — родилась в ин- CTHTyfe 7ie случайно! Находясь в море iia промы сле, мы виде/ги, насколько неудобны в эксплуата-* Пий рыбонасосы прежних конструкций. Они гро- моздки по габаритам;* пЗред запуском их ; необхо димо заливать водой. При выборке сельди из не вода много неприятностей доставляет морякам перетаскивание шлангов по корме, особенно во время волнения моря. Все эти недостатки учтены и устранены при разработке конструкции погружного насоса, — продолжает Л. Д. Абрамов. — Насос погружает ся непосредственно в воду, в кошелек, на глуби ну 2—3 метра. Радиус всасывания рыбы — пол тора ме^ра. Если учесть, чго кошелек все время «подсушивается», т. е. сужается, то рыба беспре рывным потоком пойдет в трюм корабля-ловцз или рыбоприемного судна. Таким образом, за час можно будег перекачать из кошелькового невода до ста тонн сельди. Сейчас же, при выборке рыбы из невода с помощью каплера, производитель ность равна 6—8 тоннам за час. Другим отличием нового насоса является боль шой диаметр всасывающей трубы (200 миллимет ров) и установка универсального водоотделителя с пятью позициями режимов работы. Регулировка напора воды исключит поранки рыбы при про- хождении по трубе, что в настоящее время на су ществующих насосах не всегда удается избежать. Скоро, — сказал в заключение Л. Д. Абрамов, начнутся промышленные испытания насоса в море. На снимке: ведущий конструктор отдела про мысловой техники ПИНРО Л. Д. Абрамов и слесарь ПИНРО, занимавшийся на Кандалакш ском заводе покрытием рабочего колеса и улитки эпоксидной смолойа Юрий Чепуриой. Фого и текст А. Брысова. тралений по одному месту нельзя было делать. Поэтому штурманы весь район раздели ли на четыре подрайона, нахо дящихся друг от друга в 2—3 часах полного хода. Когда ры ба исчезала в одном подрайо не, судно спешило в другой, зал ем в третий и в последний. Такая периодичность позволя ла не только справляться с су точными заданиями, но и зна чительно перекрывать их. В ре зультате за I I I суток нахож дения на лову было выработа но 1933 тонны мороженой про дукции, в том числе—487 тонн трескового филе. 17 сентября моряки рапортовали о выпол нении программы года. Характерно, что капитан Ка стерин раньше не работал у Западного Шпицбергена. В первые дни внимание штурма нов было сосредоточено на уя снении скорости, направления и времени приливно-отливных течении. Пользовались для этого всеми подручными спосо бами. Далее, имея точное ме- но из них принадлежит кап*-» тану. Суть его: выгрузка рыбЬ> из двух трюмов БМРТ на одни трюм—транспортного рефриже ратора. Например, траулер по ставили под разгрузку во вто рой трюм ТР. Начало опера ции сводится к соединению шкентелей носовых стрел ТР и БМРТ. Передача груза произ водится обычным путем. Шкентель четвертого трюма рефрижератора соединяется с двумя шкентелями кормового трюма траулера. Груз рыбы под нимается на палубу с помощью малой стрелы, выводится к бор ту другой стрелой, а затем стрелой ТР ставится на палубу базы в районе четвертого трюма. Сдвоенными стрелами второго и четвертого ее трюмов, подня тых несколько выше осталь ных, груз переставляется ко второму трюму. Предложение было внедре но при разгрузке у борта «Кон стантина Ольшанского». Про изводительность труда по под счетам капитанов Кастерина и Козлова увеличилась на 75 процентов. В. ХРЯШКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz