Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.
к H t b2«tilll>rtlllH>irrY«t!UtltfllllllVnilllllirtllllIirtltllUII>VlllirillltflllH»»l E Wb ПЛАНАХ работы лабораторий и отделов НОТ в =Ё D основном фигурируют новейшие суда, и технологи- г: ческие линии. Однако научная организация труда Е предполагает, что не только современные, но буквально £ все производственные участки должны быть рассмотре- Е 1?Ь 1 под увеличительным стеклом хронометража н науч- Е ного анализа трудового процесса. На основе анализа Е должны быть созданы первичные планы НОТ, и в даль- Е идишем эти участки производства следует постоянно со- • Е вершенствовать. . Е : Худа типа РТ в нашем бассейне эксплуатируются уже Е десятки лет. На них прочно установились приемы рабо- Е ты и производственные схемы, выработались определен- ~ ные традиции. Однако на этих кораблях, в особенности Е на тех, которые работают на твердом топливе, еще Е очень высока, доля ручного труда. К тому же условия Е труда и быта моряков здесь довольно тяжелые. На фло- Е те, вольно или невольно, сложилось несколько непра- Е вильное отношение к указанным судам, как подлежа- Е Щим списанию в ближайшие годы. Конечно, на фоне современных кораблей РТ представ- EI ляются не заслуживающими особого внимания. Но та- Е кой подход, думается, нехозяйский, неделовой. = : Пожалуй, можно сказать и больше: не слишком ли мы Е увлекаемся закупкой большого количества д о р о г о с т о я ще щих судов? Надо подумать о том, что в условиях новой г: Системы планирования и экономического стимулирова- s щия не так легко будет окупить балансовую стоимость 5? новых кораблей, на которых, кстати сказать, • часть Е оборудования ие используется, не приносит дохода. В то Е же время еще далеко не все сделано для совершенство- Е вания организации труда на судах бортового траления. Е Все эти соображения заставили нас включить в план Е работ 1968 г., наряду с совершенными судами типа «Да- Е урия», также РТ ка твёрдом топливе.* Последняятема ' Е разрабатывается совместно с лабораторией НОТ трало- Z j f вого флота; • - * 4 • i '>• Для составления рабочей программы исследования в Е июне сотрудники отдела выходили в море на траулере Е «Вайгач». Судно это шведской постройки, 1952 года. Е Экипаж одни из передовых на флоте. Годовой план им Е выполнен еще в июле. Е На траулере была создана творческая бригада НОТ в. Е составе: старшего механика Цыварева (председатель), Е старшего помощника капитана Юневича (зам. председа- Е теля), боцмана Стрелковского, мастера по добыче рыбы Е Мотчаного, рыбмастера Бражкина, консервного мастера Е Котлова, старшего кочегара Березина, помощников ма- Е стера ьо добыче Нечаева и Котейко, клипфискника Ва- Е сильковсксго и третьего механика Кузя. Е ГЪ СВОЕЙ СТАТЬЕ я расскажу о методе проведенных Е R хрономегражных раббт. Кроме того,' хоч^ТсЙ вы- Е . сказать некоторые ' предложения по организации Е труда экипажей рассматриваемого типа Судов.' ‘ Итак о фотохронометражных приемах;4 »-» * . '* л ^ -X ■ • ,'Ь "1 J ' \ = Ъ.ыла проведена.серля. наблюдении да .поддоад^-спу-, п, Е ском трала. Затем отобрано 18 подъемов-спусков, про- • Е исходивших в равных условиях, примерно на одипако- Е вых глубинах и т. п. Это сделано для того, чтобы можно 5 было сравнить между собой работу трех палубных вахт, Е Форма-карточка наблюдении содержала 12 фиксирован- Е ных событий на подъёме и 13 событий на спуске. Е Между фиксацией событий содержится обычно не- Е сколько одновременных операций. При этом одна из Е операций является критической. Например, при спуске Е трала между моментом «вытравлены кабели» и «готовы Е доски» происходит подключение носовой и кормовой 5 досок, а также переключение лебедки. При этом одна s из операции оказывается сдерживающей по вр един на- Е ступления результатирующего момента: «Доски готовы»* Е Это и будет критическая операция. . ' Е Если задержка сравнительно значительная, то еяеду- Е ет разработать более рациональные трудовые приемы. в ^ Т а к , сравнение среднего времени, затрачиваемого на 5 подъем и на спуск трала на траулере «Вайгач», показа- Е ло, что у третьей вахты оно равно 15 и 15 минутам, у Е второй — 19 и 16,5 минутам, а у первой — 22 и 18 ми- Е нутам. Е Пооперационный анализ работы первой вахты пока- Е зал, что потеря времени на подъеме трала у нее проис- Е ходит между моментом прихода носовой доски и прихо- Е дом кормовой клячевки.во время маневров судна. Е .Другая потеря времени происходит при взятии-иод- Е боры на борт. Это, как известно, зависит от расторопно- Е сти матросов, берущих вытяжные концы, и от матросов, Е «стоящих» на турачках. Указанный анализ позволит об- Е ратить внимание на отработку-маневрирования судном* Е а также на работу на турачках. Е При спуске трала потеря времени наблюдается после Е момента «готовы доски» перед началом травления вае- Е ров, когда, как известно, происходит исключительно Е только выход на курс и набор хода, т. е. опять-таки —• z: маневрирование судном. Е Наблюдения за разделкой улова показали, что в ми- Е »:уту на траулере разделывается в среднем около 20 ры НЕ ЗАБЫВАТЬ О СТАРЫХ о р А л о ПРОМЫСЛОВОЙ ЧАСТИ Механико-судозой службе тралового флота совмест» но с отделом добычи решить вопрос об увеличении рас стояния между роликами ваероукладчиков, т. к. в неко торых случаях чекели (скобы) свободно ие проходят, вследствие чего происходит задержка при подъеме и при спуске трала. На носовых дугах ролики вытяжных концов следует, приподнять с наклоном, так, чтобы вытяжной конец с фок-мачты шел в канавку ролика без перегиба. Если этого не сделать, то при спуске трала чекели обязатель но садятся на кромку щеки ролика, и каждый трал при ходится задерживать на устранение этой помехи в те чение нескольких секунд. Хронометраж показал, что средняя величина этой задержки 17 секунд. Если эки паж делает бколо ста тралений за рейс, значит потеря времени тЬлько от такого «пустяка» составляет полчаса. К этомх, мржио..добавить, что при устранении указан- ш?й задержки обычно возникает опасный момент. Мат рас, работающий па носовой доске, влезает на план ширь и, раскачивая вытяжной конец рукой, добивается соскальзывания чекеля в канавку шкива ролика. Не нужно пояснять, сколько элементов опасности в таких действиях* ' - ' г- ■ N У э ё Л . А •и?; . у.\ : •’ ‘ »;о »• у •л - < • Н а / г л о ^ / л у а ж с г Е бин. В рейсе ловилась в основном ровная и крупная Применяемая на некоторых РТ пластинка, - которая приваривается под ролик на дугу, решает вопрос лишь частично, так как ролик не вполне разворачивается по ходу вытяжного конца. Нужна не пластинка, а наклон ная площадка, на которую ложилась бы обойма ролика (см. схему). у. В соединении переходного конца с кабелем обычно оставляют неоклетневакной гашу кабеля; Как результат этого — постоянное застревание в кольце клубка из не- оклетневанных проволок с нацепившимися клочьями се тей. Казалось бы, простая и ясная вещь, по буквально иа всех траулерах бортового траления эго повторяется. Через застрявшую гашу ключом-крокодилом стараются осадить лапки доски на кабель. Лебедка остановлена. Опять идут секунды, минуты. „ Иногда происходит задержка при взятии ваеров на стопор, вследствие того, что гак мессенджера не всегда удается сразу накинуть. •* Кроме того, это опасная операция. Старший помощник капитана тов. Юневич предлагает упростить и обезопасить эту операцию. Для ьтого на носовой дуге каждого борта нужно укрепить короткий шкентель с глаголь-гаком. Гак "мессенджера—* накидывать на носовой ваер до начала травления вае- _ „ , ч -wvpoB и крепить его указанным шкентелем с помощью гла- = треска. В тонне сырца (по денежный строп) содержится^ Е голь-Г2ка д ля взятия ваеров к борту нужно будет толь- ^ в среднем ^ 09 рыбин. Следовательно, на разделку ° Д - ^ ко отдать глаголь-гак ломиком и затем внрать мессеид- — ной тонны улова требуется 1 час 40 мин. — 2 часа вре- жер Е мени. . г Следует отметить, что низкая квалификация палубной Е команды особенно заметна на разделке улова. Это объ- Е ясняется большой тек)*честыо кадров в траловом флоте. Е Причем с каждым годом квалификация рядового соста- Е ва снижается. Видимо, пора серьезно подумать о повы- Е шении квалификации палубного состава на флотах рыб- Е нон промышленности. Е Фотохронометражные работы па судах, по нашему Е мнению, должны стать основой изучения трудовых про- Е цессов. Но, кроме того, поиски «узких мест» должны Е развиваться в направлеьии чисто техническом, а также Е в форме анализа предложений личного состава в раз- Е личных областях судовой жизни. На последней операции •—виралии мессенджера — следует обратить внимание на то, что мессенджер часто бывает недостаточной длины или сильно изношен, либо иарощен тонким слабым концом. Вследствие этого слу* чаются обрывы. Судоводителям это доставляет особенно много неприятностей, т. к. сильно усложняет маневриро вание судном и создается опасность обруба ваеров или намотки мессенджера на винт. Во всяком случае/потеря времени неизбежная, а иногда приходится вирать трал и повторять спуск. • В отношении обработки улова хочется обратить вни мание на такой момент, как подача рыбы на рыбодел. По затрате мускульной энергии этот участок работы приближается к труду кочегара РТ иа твердом топливе. Судите сами, при обработке одной тонны ровной Б л Я X Е На основе опыта работы предлагаем провести на су - ; Е дах типа РТ следующие организационно-технические ме- трески матрос-подавальщик должен нагнуться, пример- Е роприятия. ’ - но, 1000 раз. Для того, чтобы облегчить труд матросов, r iHl t ! l i I l f i ! i l iH(H!MiHI ! l f l ! ! in! l l l l ! l i f t l t i ! l l l t lUl l l l l l l !ni l l !Ul l l i l lHUIHi ! l l l iHI IKI ! i l ! i l lUl tnUI I I ! i ! IUI t tni t lUl iUKI I I !MI I»I IHI I I IUUn! IUI I IHiHI ! l l l l i2IUI f iUIKIXIKI I iUEI t innSH!&!Ui lHI ! l ! !HUl iniHI inSHUISiUlHl i i следует в 2—3 ящиках сделать ящики-гильзы с решет* чатым дном для стока воды. На верхних углах такого ящика должны быть проушины, за которые — крепить строп из четырех лапок, соединенных грузовым кольцом нлн скобой. За эту последнюю скобу ящик с тонной сырца можно лодвирывать джильсоном до уровня рыбодела. Пода* вать рыбу легче, ие нужно будет, нагибаться ло палубы.-Кроме того, в начале работы, когда ящик по*: лон, рубщик может брать рыбу сам. В это время пода* вальщик может запяться другими делам:!, например, за* грузить в ящик упавшую рыбу, смыть палубу и т. п. Применяя такие вставные ящики, моряки лучше со* хранят улов, т. к. рыба будет менее загрязненной. Седловатость палубы траулера, особенно заметная в районе рыбных ящиков, способствует стоку от полубака бытовой грязи, содержащей микроорганизмы. Рыба, за* раженная микроорганизмами, портится значительно бы стрей. Сортность снижается. Кроме того, в таком ящике рыбу ие будут топтать сапогами, что, к сожалению, име ет место. ШТУРМАНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Предлагаем придерживаться строгого порядка в ор ганизации работы на мостике. Прежде всего, необходи мо соблюдать порядок в картовом хозяйстве. Верхний ящик стола удобнее всего использовать для карт иа переход. Во втором — складывать отработанные карты и больше никаких предметов в этих ящиках держать не следует. Среди прокладочных инструментов на кораблях не врннято иметь циркуль и курвиметр, а напрасно. Пара метры циркуляции, обычно известные, почти никогда не учитываются при промысловой прокладке. Между тем судоводители должны чаще определять местонахожде ние корабля. Причем для РТ, работающих в Баренце* вом море, особенно важно счисление, так как система ВРМ-5 ие во всех районах и не во всякое время суток дает надежные результаты. ЭТО НЕ МЕЛОЧИ На некоторых судах консервио-салогрейное помеще ние расположено в надстройке юта. При этом шпигат из мего выведен прямо на палубу. Жирные, скользкие по мои под ногами палубной команды в условиях качки в вблизи низкого сравнительно фальшборта затрудняю! работу с тралом и делают ее опасной. Необходимо сде лать отвод от шпигата консервно-салогрейного помеще* иия. Стоит, видимо, специально сказать о таком, казалось бы, пустяке, как хранение на корме багра. Он применя ется при каждом подъеме трала для придерживания иереходного конца. Однако места для хранения багра не предусмотрено. Его обычно вешают острием вверх на ехоб-трап, против кормовой доски. По этому трапу мо ряки ходят за продуктами на шлюпочную палубу, ж также — командный состав в салон во время свежей погоды. Необходимо приварить для багра пружиня- щие зажимы на переборке надстройки в районе кормо вых дуг. В статье старшего помощника капитана тов. Дмитрк- чеико «Беду отводи до удара» правильно ставится воп рос об оборудовании сушилки под полубаком на тех су дах, где она расположена в надстройке юта. К этому нечего добавить. Сушилку под полубаком можно и нуж но оборудовать. Это имеет особенно важное значение в осенне-зимний период плавания. Известно, что одним из главных недостатков системы бортового траления является постоянная опасность об руба ваеров и намотка сетей на вннт. Трудно учесть, сколько неприятно:тей доставляют штурманам эти 5—Ш минут вытравливания ваеров и взятия на стопор. И все-таки на флоте происходит много обрубов вае ров, несмотря на все предосторожности. Этого в значи тельной мере, если не полностью, удалось бы избежать, имей такие суда насадку на вннт. Установка насадкк несложная и может быть осуществлена при очередном слипованни. П Р ЕДЛОЖ ЕНИ Е ТРЕТЬЕГО МЕХАНИКА В. М. КУЗЯ На паровые суда бортового траления, не имеющие в штате машиниста второго класса, следует направлять в зимний период (примерно, с 1 ноября — по 28 февраля)! электрика. Этот период является наиболее напряженным для энергосистемы судна (круглосуточно работает па лубное освещение, на иных судах приходится одновре менно вводить в работу вторую динамомашину). Осенне-зимний период является наиболее тяжелым для третьих механиков. Если матрос, отработав вахту к иодвахту, помимо сна имеет еще 4 часа неприкосновен ного времени, то третий механик этих часов не имеет, так как в любое время суток его могут вызвать для ре монта освещения. А в зимнее время зачастую гаснут люстры, прожектора, замыкает электропроводка, выхо дит из строя освещение целого борта. Если учесть, что в заведование третьего механика вхо дит паровой котел, обслужквающие его устройства и механизмы, а также траловая лебедка, которая требует ежедневного тщательного наблюдения и ремонта, то становится понятным, что времени для серьезной рабо ты с электрооборудованием судна у механиков остается в обрез. . . В. ВАСИЛЬЕВ, начальник отдела научной организации труда ПИНРО. (Окои«а>1г : следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz