Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.
СОРЕВНОВАНИЯ П ЕРВЫЙ помощник капита на *Николай , Николаевич Скутельников сидел в ка юте. Надо было подготовиться к очередному политзанятию, кое-что прочитать, набросать конспект выступления на соб рании. В иллюминатор загля дывало скупое осеннее солнце, билась о борт корабля тяже лая вода Баренцева моря. С палубы доносились голоса мо ряков, занятых обработкой очередного улова. Рыба шла. Этот рейс для РТ-208 «Восток» был особенно . удачным. «Еще один такой рейс, и годовой план будет, выполнен», — по думал помполит. Николай Николаевич пред ставил себе тех, кто сейчас на палубе. Вот Шалва Циклаурн, горячий, энергичный, „ быстрый во всем. Он и у лебедки стоит, *ак будто всю жизнь был ле- бедчиком, • и шкерщик отлич ный. Вот матросы Петров,. До ренко. Замечательные ребята! ТРЕТИп РЫБОДЕЛ А голоса иа палубе станови лись все громче, все возбуж деннее. — Давай, давай, не задер живай! — кричали па кого-то, — Пора, — улыбнулся пом полит и, надев фуражку, лег ко взбежал лубу. — А ну, друзья, поработаем, покажем, иа что способен тре тий рыбодел, — говорит он штурманам. . На палубу к третьему рыбо дел у, который .устанавливается для подвахты, уже шли стар ший помощник капитана Нико лай Митрофанович Моторный, третий механик Валерий Кол- леров, мотористы Павел Ло- тош, Владимир Месяц, Михаил Волков. ‘ — Что ж, начали. Подавай, Павел! — кричит старпом Ло тошу. На пике первая рыбина. И вот уже треска потоком идет по рыбоделу. Стучат ножи шкер- по трапу на па- ТРУДНОСТИ ОДНОГО РЕЙСА Э КИПАЖ нашего судна еще жераторами, сталкиваются с такой 4 июля справился с планом практикой. Как только ? сырьевая года, добыв к тому времени база улучшается,'* командование 12 500 центнеров рыбы. Сейчас плавбаз сразу снижает прием кон- сверхпланоаый вылов составляет тейнеров до 10—15 и наоборот. 5350 центнеров, и мы недалеки те- Эта лихорадит экипажи,, создает лерь от взятия повышенного ру- нервозность в работе* дополни- бежа в чесгь 51-й годовщины Be- тельные трудности, которых всег- ликого Октября, а именно: выпол- да много в рыбацкой деятельно- пить к 7 ноября полтора годовых сти. Поэтому от добытчиков всег- эадания. Такое стало возможным да можно слышать: если бы : П Р ' благодаря-тому, что моряки : в не ограничивали сдачу рыбы, ре каждом рейсе значительно .пере- зультаты лова были бы зиачнтель-: крывали суточные нормы вылова, но лучше. На мой взгляд,: оррани- • В этом смысле не представляет зация промысла РТ совместно с j исключения и минувшее плавание, ПР требует дальнейшего совер- К 01 да мы сдали на ПР и достави- шенствования. ли в порт 400 тонн рыбного полу- В минувшем рейсе большую фабриката. Но мой рассказ будет часть времени мы работали с «По ме о том, как экипаж добился ус- лярной звездой», «Маточкиным пеха, а о трудностях рейса, о при- Шаром». Нельзя сказать, что опе- чииах, которые сдерживали про- рации по передаче улова проходи- мысед. ли долго. Но вот нам трудно со- Уходя из порта, моряки настра- гласиться на двухчасовые перехо- икались на работу ш контакте с ' ды к базам, так как они стояли в стороне от группы. Вме сте с разгрузкой соленой рыбы ка это ушло 66 ча сов. Факт говорит сам за себя. Есть у моряков нашего судна, как, видимо, и у других, претензии к 'бе реговым службам. Мы пробыли в море 45 суток, люди устали от постоян ных подвахт, туманов, судовых неудобств. И как ждут они возвраще ния домой, встречи с родными и близкими. Од нако, когда траулер при шел в порт, де журный диспетчер трало вого флота сказал, чтобы стали на якорь на рейде, так как не было свободных причалов. Мы не тре бовали срочной разгрузки, а про сили только ошвартовать судно ьторым или третьим корпусом. Ра ботники службы эксплуатации не решились помочь нам, хотя могли связаться со своими коллегами из рыбного порта. Такую миссию пришлось выпол нять самим. И надо отдать долж ное главному диспетчеру порта тов. Соколовскому: он пошел нам навстречу, распорядился поставить корабль вторым корпусом с после дующей перестановкой первым с помощью буксира. И последнее. Стоянку судну з а планировали 5 суток. Чтобы хоро шенько отдохнуть после трудово го рейса, мы попросили береговую бригаду. 17 сентября ее не выде лили (пришли !6 )т на 18—капитан береговых бригад тов. Юкляевский также не обещал твердо. А ведь морякам через двое суток надо было снова уходить в полутораме сячное плавание. Ю. САВИН, помполит трау лера «Е, Пугачев», производственным рефрижера го рем. В соответствии с этим приго товили необходимое снабжение, людей настроили на обработку рыбы под свежье. И действитель но, улов первых тралений дважды передали бесконтактным способом на ПР, а затем пришло распоряже ние, предписывавшее нам солить треску и укладывать се в трюм траулера. Команда недоумевала: как же так, ведь рейс-то планиро вали по-другому? Ответить на 01 or вопрос никто не мог. Неделю мы заготовляли соле-’ пый полуфабрикат, уложив его в чердаки 80 тонн. Нетрудно под считать, сколько было потеряно рыбы из-за того, что ее" солили, а не охлаждали льдом. Это прямая утечка, но примерно 150 центне ров трески мы недодали на на родный стол , по другой причине. Судите сами. Среднесуточный гылов у нас составил !!,1 тонны, А на передачу 80 тонн соленой ры бы на ПР потратили 31 час. И это не единственный случай непроиз водительной траты времени, а сле- ^ довательно—снижения добычи. Промысловики, работающие сей час и Баренцевом морс в ионтак- le с производственными рефрц-. щиков, умело орудует голово- рубом помполит. И соседи стали работать ве селее. Отовсюду слышны звон кие голоса: Посоревнуемся! -— Где вам, отстанете! — Время покажет! И время действительно пока зывает. Когда «Восток» подо шел к рефрижератору «Витус Беринг», на Г1Р приняли во семнадцать полновесных «аво сек» со свежьем. И так всегда. Свободные от работ моряки на РТ-208 счита ют своим долгом помочь това* рищам. Ведь если труд общий, то и успехи общие. А победа радует по-настоящему только тогда, когда весь коллектив хо рошо поработает. Вот и этот рейс. При зада нии 287 тонн экипаж добыл 420 тонн рыбы. План выполнен на 158 процентов. А консерв ный мастер ' Виктор Черников перекрыл задание вдвое. П ЕРВЫЙ помощник капи тана Николай Николае вич Скутельников спус тился в каюту, склонился над конспектом. А когда на раздел ке рыбы вновь будет затор, он опять поднимется на палубу и скажет: — А ну, друзья, поработаем, покажем, на что способен тре тий рыбодел. . ' И. КОРОБОВ. Э ТОТ небольшой фоторепор- таж сделан на Кандалакш ском консервном заводе. На верхнем снимке запечатлена ком сомолка Тамара Репетя. Она ра ботает в лаборатории завода, ус пешно справляется со своими обя занностями, готовит достойный по дарок к 50-летию Ленинского ком сомола. На участке жестетары славится ударным трудом станочница Клав дия Береснева (нижний снимок). Она ежедневно выполняет нормы выработки на ПО-—115 процентов. Фото А. Брысова. г. Кандалакша. о & щ 9 Содержательная книга В ЫШЛА В СВЕТ книга доктора биологиче ских наук П. А. Моисеева «Рыболовство Японии». Она представляет немалый интерес для всех лиц, связанных с рыбной промышленно стью. Япония в течение ряда лет занимала первое место в мире но уловам рыбы и лишь в 1962 г. ус тупила его южноамериканской республике Перу. П. А. Моисеев знакомит читателя с краткой исто рией японского рыболовства, характеризует про мысловый флот и орудия лова, объекты и масшта бы промысла, занятость населения в добыче и об работке рыбы. Дли японцев использование живых ресурсов моря всегда имело огромное значение— гораздо большее, чем, скажем, животноводство. В 1962 г. на душу населения в Японии было до быто 55 кг рыбы, беспозвоночных, водорослей и китового мяса; полезно напомнить, что в боль шинстве европейских стран этот показатель го раздо скромнее ( 10—20 кг). Японцы издавна промышляют (и разводят) са мых разнообразных обитателей моря. «Достаточ но сказать, — отвечает автор, — что только офи циальная японская статистика учитывает более 400 видов». В 1965 г. японцы добыли 51,6 млн. ц рыб, 12,6 млн. ц моллюсков и ракообразных, 4 млн. ц водорослей, выработали <около 3,5 млн. ц пищевой продукции из забитых китов». Морской промысловый флот Японии насчитыва ет свыше 400 тысяч вымпелов; правда, почти по ловина всех судов — несамоходные, а среди са- >моходных преобладают малотоннажные (водоиз-, мещением менее 5 т). Этот «москитный» флот, преимущественно деревянный, работает в при брежных районах. Однако, начиная с 1950 г. (ког да была сняты ограничения, наложенные оккупа ционными властями иа развитие японского рыбо ловства), быстро увеличивается количество круп ных дизельных судов — траулеров, тунцеловов, китобойцев, плавбаз, а также учебных и научно- исследовательских. - ~ Орудия лова, применяемые японскими рыбака ми, весьма разнообразны. Многие из них почти не практикуются в каких-либо других странах. Автор отмечает гзумительнйб мастерство *япон ских рыбаков при использовании сиюрревода, употребляемого ими для лова не только камбал и .других донных рыб, но и на промысле трески, минтая, малого и большого желтого окуней, тер- тгу га, причем лов ведется на глубинах до 500 к и более. Добыча рыбы сиюрреводами составляет почти четверть общей продукции японского рыбо ловства.. Весьма широко применяются японцами крючковые орудия лова, главным образом на яро* мысле тунцов, скумбрии, кальмара. 11ервостепен^ ное значение имеют также плавные сети, кошель ковые и ставные невода, подъемные сети, тралы (в том числе близнецовые). Прирост уловов осуществляется благодаря бы* строму развертыванию океанического промысла* Прибрежное рыболовство за последние 10—12 лея обеспечивает практически постоянную продукцию — около 20—25 млн. ц, причем средний вылов на одного рыбака очень невелик (в 1960 г. — 3,7 тв в 1964 г. — 4,4 т). Интересно отметить, что япош цы ежегодно ьыращивают в бухтах и зализах ©ка-* ло 3,5 млн ц устриц и морского салата. На широ кую ногу поставлено также культивирование жем« чужных моллюсков (годовой экспорт жемчуга приносит Японии до 45 млн. долларов). В Беринговом море японцы добывают окрло 4 млн. ц рыбы, преимущественно минтая (кото рый используется как для выработки кормовой муки, так и для г.ищевых целей). В 1960—1962 гг4 основу уловоз в Беринговом море составляли камбалы, но затем интенсивный промысел подор* вал их запасы. За последние годы там работает, много крупнотоннажных японских траулеров кор-< ' мового траления. Японские траулеры посещают и Атлантику —• например, районы Ньюфаундленда и Новой Шотландии, северо-западное побережье Африки. Подобные сверхдальние рейсы сопро* вождаются выгрузкой улова в европейских, аме* риканскнх или африканских странах. С 1952 г. японцы быстро развили дрифтерный’ лов тихоокеанских лососей (кеты, горбуши, нер ки, кижуча, чавычи) во время нерестовой мигра* ции этих рыб к советским берегам. Уловы достиг-? ли максимума (почти 2 млн. ц) б 1958 г. С целыо сохранить численность тихоокеанских лососей со^ ветско-японская комиссия ежегодно, начиная С 1957 г., устанавливает квоту вылова, запретные районы и сроки, величину ячеи в дрифтерных се тях н другие меры регулирования промысла. Огромное значение для японского рыболовства периодически приобретали тихоокеанская сельдь: и сардина. Однако под влиянием естественных факторов численность этих рыб чрезвычайно рез ко колеблется. Гораздо устойчивее уловы анчоус са, скумбрии, ставриды. В 1965 г. их суммарная добыча достигла 16 млн. ц. Весьма производителен промысел сайры с пр*н мененнем света: средний улов на небольшое (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz