Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.

СОРЕВНОВАНИЯ П ЕРВЫЙ помощник капита­ на *Николай , Николаевич Скутельников сидел в ка­ юте. Надо было подготовиться к очередному политзанятию, кое-что прочитать, набросать конспект выступления на соб­ рании. В иллюминатор загля­ дывало скупое осеннее солнце, билась о борт корабля тяже­ лая вода Баренцева моря. С палубы доносились голоса мо­ ряков, занятых обработкой очередного улова. Рыба шла. Этот рейс для РТ-208 «Восток» был особенно . удачным. «Еще один такой рейс, и годовой план будет, выполнен», — по­ думал помполит. Николай Николаевич пред­ ставил себе тех, кто сейчас на палубе. Вот Шалва Циклаурн, горячий, энергичный, „ быстрый во всем. Он и у лебедки стоит, *ак будто всю жизнь был ле- бедчиком, • и шкерщик отлич­ ный. Вот матросы Петров,. До ­ ренко. Замечательные ребята! ТРЕТИп РЫБОДЕЛ А голоса иа палубе станови­ лись все громче, все возбуж­ деннее. — Давай, давай, не задер­ живай! — кричали па кого-то, — Пора, — улыбнулся пом­ полит и, надев фуражку, лег­ ко взбежал лубу. — А ну, друзья, поработаем, покажем, иа что способен тре­ тий рыбодел, — говорит он штурманам. . На палубу к третьему рыбо­ дел у, который .устанавливается для подвахты, уже шли стар­ ший помощник капитана Нико­ лай Митрофанович Моторный, третий механик Валерий Кол- леров, мотористы Павел Ло- тош, Владимир Месяц, Михаил Волков. ‘ — Что ж, начали. Подавай, Павел! — кричит старпом Ло­ тошу. На пике первая рыбина. И вот уже треска потоком идет по рыбоделу. Стучат ножи шкер- по трапу на па- ТРУДНОСТИ ОДНОГО РЕЙСА Э КИПАЖ нашего судна еще жераторами, сталкиваются с такой 4 июля справился с планом практикой. Как только ? сырьевая года, добыв к тому времени база улучшается,'* командование 12 500 центнеров рыбы. Сейчас плавбаз сразу снижает прием кон- сверхпланоаый вылов составляет тейнеров до 10—15 и наоборот. 5350 центнеров, и мы недалеки те- Эта лихорадит экипажи,, создает лерь от взятия повышенного ру- нервозность в работе* дополни- бежа в чесгь 51-й годовщины Be- тельные трудности, которых всег- ликого Октября, а именно: выпол- да много в рыбацкой деятельно- пить к 7 ноября полтора годовых сти. Поэтому от добытчиков всег- эадания. Такое стало возможным да можно слышать: если бы : П Р ' благодаря-тому, что моряки : в не ограничивали сдачу рыбы, ре­ каждом рейсе значительно .пере- зультаты лова были бы зиачнтель-: крывали суточные нормы вылова, но лучше. На мой взгляд,: оррани- • В этом смысле не представляет зация промысла РТ совместно с j исключения и минувшее плавание, ПР требует дальнейшего совер- К 01 да мы сдали на ПР и достави- шенствования. ли в порт 400 тонн рыбного полу- В минувшем рейсе большую фабриката. Но мой рассказ будет часть времени мы работали с «По­ ме о том, как экипаж добился ус- лярной звездой», «Маточкиным пеха, а о трудностях рейса, о при- Шаром». Нельзя сказать, что опе- чииах, которые сдерживали про- рации по передаче улова проходи- мысед. ли долго. Но вот нам трудно со- Уходя из порта, моряки настра- гласиться на двухчасовые перехо- икались на работу ш контакте с ' ды к базам, так как они стояли в стороне от группы. Вме­ сте с разгрузкой соленой рыбы ка это ушло 66 ча­ сов. Факт говорит сам за себя. Есть у моряков нашего судна, как, видимо, и у других, претензии к 'бе­ реговым службам. Мы пробыли в море 45 суток, люди устали от постоян­ ных подвахт, туманов, судовых неудобств. И как ждут они возвраще­ ния домой, встречи с родными и близкими. Од­ нако, когда траулер при­ шел в порт, де­ журный диспетчер трало­ вого флота сказал, чтобы стали на якорь на рейде, так как не было свободных причалов. Мы не тре­ бовали срочной разгрузки, а про­ сили только ошвартовать судно ьторым или третьим корпусом. Ра­ ботники службы эксплуатации не решились помочь нам, хотя могли связаться со своими коллегами из рыбного порта. Такую миссию пришлось выпол­ нять самим. И надо отдать долж­ ное главному диспетчеру порта тов. Соколовскому: он пошел нам навстречу, распорядился поставить корабль вторым корпусом с после­ дующей перестановкой первым с помощью буксира. И последнее. Стоянку судну з а ­ планировали 5 суток. Чтобы хоро­ шенько отдохнуть после трудово­ го рейса, мы попросили береговую бригаду. 17 сентября ее не выде­ лили (пришли !6 )т на 18—капитан береговых бригад тов. Юкляевский также не обещал твердо. А ведь морякам через двое суток надо было снова уходить в полутораме­ сячное плавание. Ю. САВИН, помполит трау­ лера «Е, Пугачев», производственным рефрижера го­ рем. В соответствии с этим приго­ товили необходимое снабжение, людей настроили на обработку рыбы под свежье. И действитель­ но, улов первых тралений дважды передали бесконтактным способом на ПР, а затем пришло распоряже­ ние, предписывавшее нам солить треску и укладывать се в трюм траулера. Команда недоумевала: как же так, ведь рейс-то планиро­ вали по-другому? Ответить на 01 or вопрос никто не мог. Неделю мы заготовляли соле-’ пый полуфабрикат, уложив его в чердаки 80 тонн. Нетрудно под­ считать, сколько было потеряно рыбы из-за того, что ее" солили, а не охлаждали льдом. Это прямая утечка, но примерно 150 центне­ ров трески мы недодали на на­ родный стол , по другой причине. Судите сами. Среднесуточный гылов у нас составил !!,1 тонны, А на передачу 80 тонн соленой ры­ бы на ПР потратили 31 час. И это не единственный случай непроиз­ водительной траты времени, а сле- ^ довательно—снижения добычи. Промысловики, работающие сей­ час и Баренцевом морс в ионтак- le с производственными рефрц-. щиков, умело орудует голово- рубом помполит. И соседи стали работать ве­ селее. Отовсюду слышны звон­ кие голоса: Посоревнуемся! -— Где вам, отстанете! — Время покажет! И время действительно пока­ зывает. Когда «Восток» подо­ шел к рефрижератору «Витус Беринг», на Г1Р приняли во­ семнадцать полновесных «аво­ сек» со свежьем. И так всегда. Свободные от работ моряки на РТ-208 счита­ ют своим долгом помочь това* рищам. Ведь если труд общий, то и успехи общие. А победа радует по-настоящему только тогда, когда весь коллектив хо­ рошо поработает. Вот и этот рейс. При зада­ нии 287 тонн экипаж добыл 420 тонн рыбы. План выполнен на 158 процентов. А консерв­ ный мастер ' Виктор Черников перекрыл задание вдвое. П ЕРВЫЙ помощник капи­ тана Николай Николае­ вич Скутельников спус­ тился в каюту, склонился над конспектом. А когда на раздел­ ке рыбы вновь будет затор, он опять поднимется на палубу и скажет: — А ну, друзья, поработаем, покажем, на что способен тре­ тий рыбодел. . ' И. КОРОБОВ. Э ТОТ небольшой фоторепор- таж сделан на Кандалакш­ ском консервном заводе. На верхнем снимке запечатлена ком­ сомолка Тамара Репетя. Она ра­ ботает в лаборатории завода, ус­ пешно справляется со своими обя­ занностями, готовит достойный по­ дарок к 50-летию Ленинского ком­ сомола. На участке жестетары славится ударным трудом станочница Клав­ дия Береснева (нижний снимок). Она ежедневно выполняет нормы выработки на ПО-—115 процентов. Фото А. Брысова. г. Кандалакша. о & щ 9 Содержательная книга В ЫШЛА В СВЕТ книга доктора биологиче­ ских наук П. А. Моисеева «Рыболовство Японии». Она представляет немалый интерес для всех лиц, связанных с рыбной промышленно­ стью. Япония в течение ряда лет занимала первое место в мире но уловам рыбы и лишь в 1962 г. ус­ тупила его южноамериканской республике Перу. П. А. Моисеев знакомит читателя с краткой исто­ рией японского рыболовства, характеризует про­ мысловый флот и орудия лова, объекты и масшта­ бы промысла, занятость населения в добыче и об­ работке рыбы. Дли японцев использование живых ресурсов моря всегда имело огромное значение— гораздо большее, чем, скажем, животноводство. В 1962 г. на душу населения в Японии было до­ быто 55 кг рыбы, беспозвоночных, водорослей и китового мяса; полезно напомнить, что в боль­ шинстве европейских стран этот показатель го­ раздо скромнее ( 10—20 кг). Японцы издавна промышляют (и разводят) са­ мых разнообразных обитателей моря. «Достаточ­ но сказать, — отвечает автор, — что только офи­ циальная японская статистика учитывает более 400 видов». В 1965 г. японцы добыли 51,6 млн. ц рыб, 12,6 млн. ц моллюсков и ракообразных, 4 млн. ц водорослей, выработали <около 3,5 млн. ц пищевой продукции из забитых китов». Морской промысловый флот Японии насчитыва­ ет свыше 400 тысяч вымпелов; правда, почти по­ ловина всех судов — несамоходные, а среди са- >моходных преобладают малотоннажные (водоиз-, мещением менее 5 т). Этот «москитный» флот, преимущественно деревянный, работает в при­ брежных районах. Однако, начиная с 1950 г. (ког­ да была сняты ограничения, наложенные оккупа­ ционными властями иа развитие японского рыбо­ ловства), быстро увеличивается количество круп­ ных дизельных судов — траулеров, тунцеловов, китобойцев, плавбаз, а также учебных и научно- исследовательских. - ~ Орудия лова, применяемые японскими рыбака­ ми, весьма разнообразны. Многие из них почти не практикуются в каких-либо других странах. Автор отмечает гзумительнйб мастерство *япон­ ских рыбаков при использовании сиюрревода, употребляемого ими для лова не только камбал и .других донных рыб, но и на промысле трески, минтая, малого и большого желтого окуней, тер- тгу га, причем лов ведется на глубинах до 500 к и более. Добыча рыбы сиюрреводами составляет почти четверть общей продукции японского рыбо­ ловства.. Весьма широко применяются японцами крючковые орудия лова, главным образом на яро* мысле тунцов, скумбрии, кальмара. 11ервостепен^ ное значение имеют также плавные сети, кошель­ ковые и ставные невода, подъемные сети, тралы (в том числе близнецовые). Прирост уловов осуществляется благодаря бы* строму развертыванию океанического промысла* Прибрежное рыболовство за последние 10—12 лея обеспечивает практически постоянную продукцию — около 20—25 млн. ц, причем средний вылов на одного рыбака очень невелик (в 1960 г. — 3,7 тв в 1964 г. — 4,4 т). Интересно отметить, что япош цы ежегодно ьыращивают в бухтах и зализах ©ка-* ло 3,5 млн ц устриц и морского салата. На широ­ кую ногу поставлено также культивирование жем« чужных моллюсков (годовой экспорт жемчуга приносит Японии до 45 млн. долларов). В Беринговом море японцы добывают окрло 4 млн. ц рыбы, преимущественно минтая (кото­ рый используется как для выработки кормовой муки, так и для г.ищевых целей). В 1960—1962 гг4 основу уловоз в Беринговом море составляли камбалы, но затем интенсивный промысел подор* вал их запасы. За последние годы там работает, много крупнотоннажных японских траулеров кор-< ' мового траления. Японские траулеры посещают и Атлантику —• например, районы Ньюфаундленда и Новой Шотландии, северо-западное побережье Африки. Подобные сверхдальние рейсы сопро* вождаются выгрузкой улова в европейских, аме* риканскнх или африканских странах. С 1952 г. японцы быстро развили дрифтерный’ лов тихоокеанских лососей (кеты, горбуши, нер­ ки, кижуча, чавычи) во время нерестовой мигра* ции этих рыб к советским берегам. Уловы достиг-? ли максимума (почти 2 млн. ц) б 1958 г. С целыо сохранить численность тихоокеанских лососей со^ ветско-японская комиссия ежегодно, начиная С 1957 г., устанавливает квоту вылова, запретные районы и сроки, величину ячеи в дрифтерных се­ тях н другие меры регулирования промысла. Огромное значение для японского рыболовства периодически приобретали тихоокеанская сельдь: и сардина. Однако под влиянием естественных факторов численность этих рыб чрезвычайно рез­ ко колеблется. Гораздо устойчивее уловы анчоус са, скумбрии, ставриды. В 1965 г. их суммарная добыча достигла 16 млн. ц. Весьма производителен промысел сайры с пр*н мененнем света: средний улов на небольшое (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz