Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.

' »' V * »: - Школьный музе В. И. Ленина Мурманск, школа № 19 С ТРОИТЕЛЬ — поселок рыбаков и тех, кто возводят в нашем городе иовые дома. Это окраина Мурманска. И хотя отсюда не видно приходящих с моря кораблей, многие ребята мечта­ ют стать промысловиками, как их отцы и старшие братья. Для этих ребят в поселке выстроена замечательная школа. Здесь для них на­ чинается путь в море. Школьники стремятся узнать как можно больше, стараются учиться, как учился Ильич. А для этого нужно больше узнать о жиз­ ни самого замечательною из людей. Вот и решили в школе Л 19 создать свой собственный музей В. И. Ленина. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО ...Большой светлый зал. Ковровые дорожки. Цветы. Громадное панно с изображе­ нием земного шара и рабрче- го. Сверху стихи А. Межиро- ва: Повсеместно, где скрещены трассы свинца, Или там, где кипенье великих работу Сквозь века, На века, Навсегда, до конца, Коммунисты, вперед. Коммунисты, вперед! На степах портреты Ильича* репродукции с картин, на кото­ рых изображен великий вождь пролетариата. На столах бю­ сты Ленина, марки, значки. И очень много документов. Они поступили сюда из различных уголков земли. Робко переступает порог музея стайка первоклассников* Не все еще им понятно здесь. Но вот с портрета улыбается дедушка Ленин — они уже знают о нем. Вот экскурсовод рассказывает ребятишкам о детских годах Ильича, и пер­ воклассники внимательно слу- шают о том, как учился Во­ лодя Ульянов. . Знакомство состоялось. По­ ка это первое знакомство. Ре­ бята еще не раз побывают в школьном музее и унесут от* сюда много нового, много по­ лезного для себя. КАК НАЧИНАЛИ Завуч И. П. Меньшикова рассказывает: — Музей мы начали созда­ вать пять лет назад по иници­ ативе старшей пионервожатой Н. И. Одннцевой. Правда, школа была тогда в другом здгнни, мы не имели такого хорошего помещения. Но школьники горячо взялись за дело. Первым делом написали в ряд музеев страны, старим большевикам. Постепенно уз- нагали все новые адреса. — В школе был создан Ле­ нинский клуб, — продолжает Ираида Павловна, — органи­ зовали секции переписки, лек­ торов, макетчиков, экскурсово­ дов. Ребяга старались как можно больше узнать о В. И. Ленине. Большие группы школьников побывали в Ле­ нинграде, Ульяновске. Стара­ лись вовлекать в работу всех. ДОРОГИЕ ПИСЬМА Их сотни. И каждое тепло рассказывает о Ленине и его соратниках. Вот письмо от связной Ильича в период жиз­ ни в Финляндии Л. Г. Ялава. Несмотря на 82 года, она •продолжает переписку с пио­ нерами. Вот теплые, проникну­ тые большой заботой о детях письма Л. Н. Подвойского, письмо Г. Я. Лозгачева-Елиза- рова, приемного сына Анны Ильиничны Ульяновой, его кни­ га с дарственной надписью. Прислали письма пионерам А. Я. Свердлов, сын Я. М. Свердлова, М. С. Огоньяп, ко­ торый вел исторический броне­ вик, И. С. Ашкенази и многие другие старые коммунисты. Старейший член КПСС, ныне покойная Е. Д. Стасова пода­ рила музею фотокопию пар­ тийного билета В. И. Ленина. Интересны воспоминания Е. Г1. Онуфриева, единствен­ ного из оставшихся в живых участников VI Пражской пар­ тийной конференции. В дни работы конференции Е. П. Онуфриев жил в одной комнате с Ильичем. И старый большевик рассказывает об исключительной скром ности В. И. Ленина, о его большой заботе о товарищах, порази­ тельной работоспособно с т и вождя. Каждое письмо от . людей, лично знавших Ильича, от участников Великой Октябрь­ ской социалистической револю­ ции для школьников — празд­ ник. Это поистине дорогие письма. ОБРАТНЫЙ АДРЕС — ЛЕЙПЦИГ На днях в школу пришел еще один пакет. Внизу указан обратный адрес: Лейпциг. В пакете материалы, фотодоку­ менты о периоде жизни В. И.. Ленина в Лейпциге. И таких пакетов музеем получено не­ мало. Так, на одном из стендов помещены материалы, получен­ ные из Британского музея, на другом — из Кракова. Члены Ленинского клуба пи­ шут и в десятки городов Со­ ветского Союза. В музее хра­ нятся материалы, присланные из Минусинска, Самары, Улья­ новска и многих других горо­ дов. ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ИЛЬИЧЕМ... Школьников живо интересу­ ет все, что связано с Ильнчем, Они ведут переписку с коллек­ тивами предприятий, носящих имя вождя, с коллективами предприятий, награжденных орденом Ленина. Среди их корреспондентов Мурманский ордена Ленина рыбный порт, знаменитый.Кировский завод в Ленинграде, редакция газеты «Ленинский путь» в Кустаиае и десятки других. Активную переписку ведут! школьники с художником! A. А. Васильевым. Недавно он! сообщил, что готовит выстав­ ку, на которой будет представ­ лено сто его произведений о B. И. Ленине. Чтобы выпол-1 нить их, художник побывал на Капри, в Париже, Брюсселе,: Шушенском, Ермаковском, Ми­ нусинске. Между прочим, А. А. | Васильев рассказал и о том,! что в 1941 году он маскиро- 1 вал ленинский дом в Горках и встречался тогда с младшим братом Ленина Дмитрием Ильнчем. НОВЫЕ ПЛАНЫ , Все поступившие, в музей; материалы ребята заботливо и! умело размещают в зале. Мно-j % гое сделано их руками. На-1 пример, замечательно изготов- . лены маркетри, отображающие историю развития Советского государства. Особенно активно участвуй юг в работе музея Света* Пра- вилова, Алла Тарасова, Алла Рудникова, Оля Савельева. В музее большой набор пла­ стинок с записями экскурсий по ленинским местам, много диафильмов и уж, • конечно, книг о вожде. А впереди — новые планы, новые задачи. К 100-летню со дня рождения В. И. Ленина, например, от­ кроются иовые отделы музея «Ленин и наш край» и «Ленин и армия». Предполагается от­ крыть и новый зал, где будут собраны материалы о пред­ приятиях, носящих имя вождя. * * • Что и говорить, замечатель­ ную инициативу проявила пи­ онерская организация школы № 19. Неплохо бы и нашим комсомольцам поучиться у школьников, тем более что и возможностей у них гораздо больше. Когда ваш корабль придет из рейса, посетите этот школь­ ный музей. Там вы узнаете много полезного, много инте­ ресного, К. ИЛЬИН. Первое революционое крещение вожде >ЕГ НА СНИМКАХ: Вверху — Казанский университет. Здесь Вла­ димир Ильич учился с 13 августа 1887 'года. На втором снимке — домик в деревне Кокушкино (ныне село Ленино, в 40 километрах от Каза­ ни). В этой деревне В. И. Ленин в 1887—1888 го­ дах отбывал ссылку за участие в выступлении студентов Казанского университета. Это была первая ссылка вождя. На третьем снимке запе­ чатлена комната Влади­ мира Ильича в доме-му­ зее в Казани. Фотохроника ТАСС. ПОСЛЕ окончания гимназии Владимиром Ильичем, семья Е Л* Ульяновых (в конце нюня 1887 года) покинула Сим- = бирск. Вначале она жила в деревне Кокушкино (ныне село . ~ Ленино, близ Казани), а с августа поселилась в Казани. Вла- ~ димир Ильич поступил на юридический факультет универси-* ’ =• тета. Здесь он становится деятельным членом нелегального ~ Самарско-Симбирского землячества, принял активное участие ~ в революционном кружке. Полиция охарактеризовала атот « е кружок как «крайне вредного направлений»: ,т* Е А декабря в актовом зале Казанского университета проис- ~ ходила сходка студентов, требовавших отмены реакционного Е университетского устава; В числе активных участников £ход- ^ ки был:\ Владимир Ульянов. : Е '• !•: 41 :* • • . * : ‘ • .у : .. ^ В знак протеста против репрессии властей. Ленин решил = уйти, из, университета. В заявлении на имя ректора он писал: Е «Не признавая возможным продолжать мое образование в , ЕЕ университете, при настоящих условиях университетской жизни, г: имею честь... просить... сделать надлежащее распоряжение об - Е изъятии меня из числа студентов...» 5 По распоряжению казанского губернатора в ночь на 5 де- = кабря 1887 г. Владимира Ульянова арестовали и посадили в ‘ = тюрьму. Его исключили и) университета и запретили прожи- > Е вать в Казани, выслав в деревню Кокушкино под негласный / Е надзор полиции. ** Е Первое революционное крещение состоялось. Так семнадца- Е тиле гним юношей Владимир Ильич вступил на путь револю- Е диоиной борьбы. { Е Осенью 1888 года Ленину разрешили вернуться в Казань, но ; Е двери университета были для него закрыты. 2 Вскоре Владимир Ильич вступает в одни из казанских Е марксистских кружков, организованных замечательным рево- Г Е люционером Н. Е. Федосеевым, который был одним из первых •' Е революционеров в России, провогласившим свою привержен- кость марксизму. . ,.Е В то время в Казани существовало несколько нелегальных Е революционных кружков. В них изучались и обсуждались про- гг нзведения К. Маркса и Ф. Энгельса, распространявшиеся в . Е нелегальных изданиях и рукописных переводах. ~ Время пребывания Ильича в Казани было заполнено упор-* ~ ной работой по овладению теорией марксизма и общением с Е казанскими марксистами. . = Ленин глубоко изучает главный труд Карла Маркса «Ка- = питал», в котором дано научное. обоснование неизбежности^ ~ Iибели капитализма и победы социализма. И не просто изу- / = чает, а обдумывает содержание книги применительно к соци- = ально-экономическим условиям и задачам рабочего движения ~ в России. Учение Маркса позволило Ленину ясно увидеть, ка- =• ьая великая сила пробудится в рабочем классе России, когда = в рабочее движение будет внесено социалистическое сознание.. — В. И. Ленин уже тогда был твердо убежден, что перед этой = силой не может устоять ни царское самодержавие, ни власть капиталистов. =

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz