Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.

I Партком сказал: «Молодцы!» Петь у Геннадия Андреевича Воробьева — ка- иитаи -дирсктора производственного р еф р иж е р а ­ тора «Григории Лысенко» — з а в е тн а я теградь. В нее си ззносит все для себя новое, интересное, что касается научной организации труда . Здесь вы найдете выска зывания Владимира Ильича Л е ­ нина о необходимости учиться у б уржу а зии тор­ гова т ь и хозяйствовать , перенимать все ценное из завоеваний науки и техники в этой области . Есть выд ержки из тр>дов академика Г. М. К р ж и ж а ­ новского, одного из первых директоров Ц ен т р ал ь ­ ного института труда , видного советского ученого А. П. Гастева и д аж е американского иижеиера- нсследователя и ор гани з а тор а производства Ф. У. Тейлора, труд ами которого интересовался Вл а д и ­ мир Ильич. — Ок а зывае тся , научная ор ганизация труда — это интереснейшее и увлекательнейшее дело. — говорит Геннадий Андреевич. — Пока я не оку ­ нулся в труды Владимира Ильича и многих н а ­ ших и з аруб ежных ученых, считал, как, видимо, и многие другие моряки , что НОТ — это очеред­ ная м одн а я затея. Пройде т мода , и эта з а тея , ни­ чего не д а в стране, з абудется . В силу этого з а ­ блужд ения , как мне к аж е т с я , происходит и непо­ нимание многими сути научной организации тру ­ д а , к ак а я это великая сила, и сколько колос саль ­ ной пользы принесет она нашему народу , если подходить к ее применению вдумчиво, по-партий­ ному, по-государственному. Возьмите ленинскую идею плана ГОЭЛ РО . На ­ чали мы со строительства нескольких электро­ станций. А сегодня весь Советский Союз залит электрическими огнями, включая самые отдален­ ные уголки страны. У нас же , па Кольском полу ­ острове, на душу населения электрической энер­ гии вы р аба тывае тся столько, сколько ее не выра­ ба тыв ает ся нигде в мире. И еще один исторический пример, — продол ­ ж а л вдохновенно Воробьев, — з а с т а ви л меня крепко з адума ть с я . — Все мы знаем, как царь Ни ­ колай I проложил на карте трассу строительст­ ва желе зной дороги м ежду Петербургом и Моск­ вой. Но не к аж д ом у нззестно о том, что эта при­ чуда ц ар я — построить дорогу прямую, как стрела — обошлась России почти в 135 миллио ­ нов долларов — по 337 тысяч дол л аро в за милю. А в Финляндии , где ра зработкой проекта по­ стройки жепезиой дороги з анимал а с ь группа ин­ женеров , одна миля обошлась в 223 тысячи дол ­ л аро в — на 114 тысяч долларов дешевле. И если бы протяженность финской дороги была бы оди­ наковой , то финны сэкономили бы на этом более 45 милтионов долларов . Пов едав нам это, Геннадий Андреевич пере­ шел к расска зу о том , как на их корабле научная организация труда помогла экипажу в минувшем рейсе с наименьшим числом людей обеспечить вы­ сокую протзводительность труда , почти в пол то ­ р а р а з а перевыполнить рейсовое задание. — Выполнение рейсового з ад ани я , — начал он, — за трудняло сь несколькими обстоятельства ­ ми. Во-первых, ньм предстояло принимать рыбу от добытчиков бесконтактным способом, чем моряки раньше не занимались ; во-ьторых, большинство рыбообработчиков не знало процесса морозкн ры­ бы; в-трстьнх, в штате производственной коман ­ ды недоставало 34 человека. И последнее: экипаж должен был в рейсе подготовить судно к с ельдя ­ ной экспедиции. Само собой понятно, что все эти трудности можно было преодолеть лишь при умелой ор га ­ низации труда . Н а это и сделали упор командо ­ вание судна, партийная н общественные органи ­ зации. Мы выявили «узкие» места на производст­ ве, составили план мероприятий , которые необхо­ димо было претворить в жи знь в текущем рейсе и частично — в последующем. Многих волнозал вопрос: как, за счет чего вы­ полнить рейсовое з ад ани е по производству туш­ ки? Эгого никто не знал. Не было ни м ехани з а ­ ции, ни схемы р асстано зки людей но рабочим м е ­ стам. Была только суточная норма — 5 тонн. А за рейс па «Г. Лысенко* должны были вырабо­ тать 500 тони этой ценной продукции. Помог опыт других. Главные специалисты судна побы­ вали на однотипных судах , которые раньше р а ­ ботали бесконтактным способом, выпускали туш­ ку и мороженую продукцию. На «Алексее Хлобы­ стове*. «Маточкином Шаре* , «Даурии» они по­ знакомились с техническими новинками, рядом усовсршен .твований , с организацией труда на производстве шых участках. Это то и помогло им сра зу войти в курс дела. В соответствии с опытом товарищей и примени­ тельно к местным условиям , людей на рабочих местах расставили с учетом их деловых качеств и характера. Е сли ви д с л н , что тот или иной моряк на ка*кой-то операции устое г, ему давали другую работу. Фотографирование процесса закатки тележек пока зало , что о некоторые часы их в камеры з а - ; ка ты вало сь большее количество, в другие — на- оберог , много меньше. Из-за э*ого камеры быст-. рее обрастали снежной шубой, снижались их мо­ розильные качества. Установили твердый режим: за смену з а к а ты в а т ь по 20 - 2 2 тележки. Темпе­ ра тура тела рыбы после морозкн составляла 16 градусов , то ссть отвечала требованиям ГОСТа. Такой режим бе з лишней нагрузки позво ­ л я л постоянно изготовлять в сутки но 120 т и н мороженой продукции. ; На первых порах выпуск продукции с д е р г и ­ вался из-за того, что нередко выходили из строя вентиляторы морозильных камер. Обнаружит ь 'не­ исправность можно было лишь при выкатке теле­ жек. Дру гой р а з рыбу надо уже подавать в трюм, а оча из-за досадной поломки вентилятора еще не з зм ер зл а . Смириться с таким недостат­ ком моряки не могли. И вот электромеханики со ­ вместно с рефриж ера торщиками сделали устрой­ ство, автоматически подающее сигналы о по­ вреждении . По инициативе главного механика Валентина Алексеевича Горбунова и технолога Игоря Сер­ геевича М аркова на рыбной фабрике были облю­ бованы наиболее рациональные места дли про­ изводства тушки. Одни — на левом борту у сор­ тировочного транспортера , откуда было л е т е рт- бирать крупную треску в бочки, второй на пра­ вом борту. Зд есь установили столы и сделали на­ копитель дл я рыбы. Второй механик по технологическому оборудо ­ ванию Владимир Михайлович Оиухов возглавил группу слесарей, и они своими силами изготовили столы и плавннкорезкн . Со здали бригады из 5 че­ ловек. К аж д а я из них д а в а л а з а смену вначале 8 0 0—900 килограммов тушки. Тогда члены брига­ ды НОТ прохронометрировали рабочее время трех смей при выработке этого вида продукции. Убе­ дились, что рыбообработчики , стоящие у этих механизмов, завалив рыбой своих товарищей, ус траиваю т бесконечные перекуры. Тогда добави ­ ли трех рыбообработчиков, и это позволило под­ нять выше производительность труда. З адум али с ь на судне и над тем, как об л епж т ь труд упаковщиков рыбы. Д е л о в том, что раньше* упаковав ящик, матрос с метровой высоты с б р а ­ сывал двухпудовый груз на рольганг. Было и че­ ловеку тяжело , и механизм от ударов выходил из строя. Группа механиков по тсхнологнчеако-му оборудо зачпю во главе со старшим механиком Вадимом Петровичем Суриным подняли участок рольганга, на который падали ящики. Эта про­ стая реконструкция рабочею места сра зу же об ­ легчила положен ге человека и машины. Теперь после упаковки ящики без особого труда уп ако в ­ щика соскальзывают на рольганг. Зд е сь же на упаковке установили лотки , кото­ рых раньше не было. По ним брикеты с- рыбой со стола се выбивки из противней поступают к уп а ­ ковщикам. Внедрение этого новшества позволило высвободить одного рыбообработчика. Д о недавнего времени на П Р «I рнгорнн Л ы ­ сенко» был такой порядок: после пяти дней ра ­ боты производилась мокрая оттайка моро зиль ­ ных камер. Мокрая потому, что снежная шуба с батареи смывалась горячей водой. Н а эту про ­ цедуру уходило 4 часа. Валентину Алексеевичу Горбунову пришла мысль — удлинить рабо гу мо­ розильных камер без оттайки с 5 до 7 суток. П р и ­ бавилось лишь немного нагрузки р ефр иж ер а т о р ­ ному механику, который стал сметать снег с б а ­ тарей (по мере его накопления ) и у д а л я т ь его из камер. Этим был достигнут свободный _ доступ холода к морозильным тележкам с рыбой. Улуч­ шилось качество морозкн, поскольку циркуляция воздуха стало лучшей, увеличилась и прои зводи ­ тельность па заморозке рыбы. З а месяц ее те­ перь з ам ор ажи в а е т ся на 40 тонн больше п р еж ­ него. Ра б о т а я в .Б а р е н ц е в ом море с группой т р а у л е ­ ров, морякам П Р «Григорий Лысенко» пришлось принимать рыбий жир. Он перекачивался в тан ­ ки р ефриж ер э тор а при помощи обыкновенной пожарной помпы, которую, как известно, приво ­ дят в действие вручную четыре человека. — Н а до помочь матросам с траулеров , — ск а ­ з ал Горбунов и дал з адание использовать для пе­ рекачки рыбьего жир а насос, предназначенный для подачи дизельного топлива. Прои зводи тел ь ­ ность перекачки в о з в е л а в несколько раз. Было убито, как говорят, два зайца : отпала нужд а в матросских руках и резко сократились простои траулеров у борта рефрижераторов . бункере не ослаОило егц прочности. Но его уб е ­ дили. И, как следовал») ожид а т ь , эфф ект полу ­ чился исключительный, рыб а с т ал а поступать на тр ан спор тер в нужном количестве, а человек, стоящии с гребком, занялся более полезным д е ­ лом. Н е понравилась нотооцам э т о т судна и руч- и а я оп ер аци я мойки тушки сиитетическнми щет­ ками и подача ее из бочек на р асфасовку . Кро- . ме того, бочкн загромождали прои зводственную , п л ощ а д ь и мешали людям. Вместо ручных , щет­ ки сделали механические. К ним подвели воду. Теперь очистка тушки ог крови и визиги и мой­ ка прои з зоднлись о -(повременно. Повысилось не только качество обработки тушки , но, г л а в ­ ное, исчезли ручные операции мойк*Г и чистки. Исчезли и бочки. Вмести них установили емкость, в которую входит до тонны рыбы, с циркулиру ­ ющей водой. Набираем я 400—500 килограммов очищенной тушки, н «мкости отк рыва е тс я ’ з а ­ слонка , и рыба вместе с водой вы валивае тся на транспортер , ведущий на расфасовку . В итоге улучшились условия труда рыбообработчиков и высвободилось два челолека. Облегчили здесь и труд элеваторщика . Главный механик тов. Д анин а предложил, а третий м е х а ­ ник по технологическому оборудованию тов. Юш ­ ков сд елал наклонный рольганг. И теперь д в у х п у ­ довые ящики с рыбой не надо вручную подни­ м ат ь и грузитт в элеватор. Они самотеком подни ­ маю тся по рольгангу па стол, и элеваторщик лишь проталкивает их на лотки. По опыту моря- к о з П Р «Г. Лысенко» на Г1Р «Профессор Б а р а ­ нов» о б л е т е н труд и упаковщиков ящиков. К а к бы много и хорошо ни р аботали конструк ­ торы и строители кораблей, никогда еще не было тако го , чтобы невагору и р ационали з а тору про­ изводства негде было приложить гтворческую^, мысль и умелые руки Надо уметь не только ви­ деть, где и какие можно «внести свои поправки в апробированный проект, но и как лучше сделать. нер-пормировшик. Гости побывали на всех участ­ ках рыбной фабрики , критическим взглядом оце­ нивали к аж ды й процесс производства , д елали в блокнотах какие -то пометки. С тем и уехали. А через несколько суток на «Григории Лысенко» производство тун.к и резко пошло вверх. Кончи­ лось тем, что в целом за рейс среднесуточная вы­ р або тк а тушки на этом судне составила 6,6 тон­ ны, а у мотиков «Профессора Б а р ан о в а » — 6,5 тонны. «Объегорили» лыссиковны своих сопернп- f«OH но соревнованию и на выработке мороженой продукции. У них она о к а з а л а с ь на 0,4 тонны выше. «Победил один, а выиграли оба, — потому что, сорег&уясь, к аж ды й из моряков двух судов с та ­ рал ся р або т а т ь лучше, чем вчера», — об этом писал заместитель секретаря судовой п а р тор г а ­ низации Валерий Харламов в стенной газете, го д в о д я итоги трудового соперничества и ре зуль ­ т а ты выполнения рейсового задания . Сейчас корабли-соперники — снова в море. Ко ­ торый и* экипажей победит, с к а з а т ь трудно. В аж н о другое — на обоих суд ах нотовцы всегда в поиске. Запевалы доброго дела Пр а здновани е 50-летия Великого О к тября мо­ ряком транспортного р ефриж ер а т ор а '«Александр Иванов» запомнится на всю жизнь. Д е л о в том, что их экипажу в эти исторические 'юбилейные дни было присвоено 'высокое звание коллектива к о м м у н и с т те с к ою труда. А такое не забывает-- си! ' г ' w ’ " В народе говорят: «Кому многое дано, с тоге многое и спрашиваемся». В ответ « а ока занную юо Д Е Т И Я СО АНЯ РОЖДЕНИЯ ВПДЕНИНА СеврыбхолодфЛо Энтузиасты научной организации труда с производственного рефрижератора «Алексей Хлобыс­ тов*, слепа направо: руководитель творческой бригады НОТ, главный механик Б. С. ЧЕРНЯВ­ СКИЕ!, старший механик по технологическому оборудованию М. В. КУДРИН , старший котель­ ный машинист Г. Г. КОЖИН, электрик К. И. КОРЖОВ и донкерман А, 11. UJ ЕРША ВИН, Много полезного сделали нотовцы этого к ор а б ­ ля по внедрению научной организации труда на производстве. Не случайно недавно партийный комитет флота, з аслушав д о к л а д председателя судового совета НОТ Г1Р «Г. Лысенко» Геннадия Андреевича Воробьева, одобрил работу этого со­ вета. Е.'о опыт должен стать достоянием всех экипажей однотипных судов нашего флота. Всегда в поиске З а с е д ани е судового совета НОГ на прои зводс т ­ венном р ефриж ер а тор е «Профессор Б ар анов» бы ­ ло на редчекть активным. К аж ды й из выступаю­ щих, а их было 9 человек, вносил конкретное предложение , что, по его мнению, надо сд ел а ть на судне, чтобы облегчить труд людей, повысить эффективность произволсгва. Главного механика тов. Д ац н н у волновала причина медленной перекачки м а зу т а и ди з ельно ­ го топлива на промысловые суда. Рыбмаст ер тоз. Алхименко считал, что на пресервной линии для полной загрузки расфасовщиков надо оборудо ­ в а т ь дополнительно два рабочих места весовщи ­ ков. Старший механик по технологическому обо ­ рудованию тов. Кузьмин предлагал подума ть над тем, к зк увеличить производительность труда на ра гф а совк е рыбы... Все предложения потовцев и легли в основу плана работы судового совета научной ор г ан и з а ­ ции труда на рейс. А когда план был готов, с р а ­ зу же , не о тк л ады в ая дел и долгий ящик, присту ­ пили к его претворению в жизнь. «Проблема» ускорения перекачки м а зу т а и ди ­ зельного топлива была решена быстро и просто — заменили существующие шланги новыми, к ап ­ роновыми большего диаме тра . Скорость перекач ­ ки топлива увеличилась в 5 раз. Предложение механика Кузьмина пришлось но душе рыбообработчикам , занятым на р асфасовка рыбы. Они сами видели, что труд одного из них, з анятого отгребанием рыбы, тяж елый и никчем ­ ный. Стали думать , как можно вообще ликвиди ­ ровать эту операцию. И придумали : надо сделать дополнительные отверстия в бункере для свобод ­ ного выхода рыбы на расфасовочный тр анспор ­ тер. А чтобы не было з аволов — поставить з а ­ движки . Владимир Константинович Кузьмин вначале усомнился в возможности осуществлении этого предлож ения рыбообработчиков. Он д аж е выска ­ з ал опасение, к ак бы дополнительное отверстие в К а з ал о с ь бы, кому клкое дело, что трап спуска с полубака на верхнюи палубу правого борта при*? швар т овк е сулои ь носовым причалам з а ­ трудняет производство грузовых операций. Но нашлись т акие беспокойные люди. Они заметили , что этот, злосчастный трап не отвечает правилам техники безопасности и что жизнь людей, со­ хранность тр ап а подвергаются опасности. Выход, к а к всегда, нашли Ра звернули трап на 90 градусов вдоль кормэвой стенки носовой над ­ стройки, и в :е стало на свое место. Улучшились условии перегрузок рыГ-вой продукции, обеспече­ ны безопасность людей и надежност ь сохранения тр ап а от поломок. На рыбной фабрике только перестановка весов № I с обоих бортон на 20—30 сантиметров по­ д ал ьш е от бункеров дала возможность улучшить условия груда рыб»ч>бр.тботчикам и повысить их производительность груда. Вместо 10— 15 про- ткпней з а 15 минут они стали пропускать через свои руки проти вней малого в д в а р а з а боль- А в машинном отделении •— сделали специаль ­ ные с т елл ажи дл я укла/(ки крышек цилиндра ди­ зеля и их очистки и сг«)л для ремонта поршней. Э т о ‘’т ож е улучшило уг.Ювня труда . Повысились качества ремонта и культура ремонтных работ. Б л а г о д а р я комплектное1* обработки деталей у д а ­ лось повысить и производительность труда . Как -то рал в Баренцевом море старшего инже- иера -нормировщика Валерия Харл амов а вызвал по «Акации» его колле: а, с П Р «Григорий Лы с е н ­ ко» Дми трий Стрелков. — Слушай , Валера , м х у ®ас дела с тушкой? — спросил он. — Хорошо. ’ —• Это; мы знаем, что хорошо. Следим за вами, чтобы вы — паши соперники — не о ставили нас в хвосте. __ Так ведь и нам отставать от вас тож е поче­ му-то не хочется. — Правильно! Па то оно и соревнование. Ты мне скажи , Валера , за < *ет каких усовершенство ­ ваний вы вырабатываем! за сутки по 7—8 тонн тушки? У нас выработк: в дна ра за меньше. — А ты прие зжай , у»'!<дишь. Все покажем . Ни ­ чего не утаим. — Хорошо , приеду и 'je один... П а том) ра зговор но «Акации» и закончился . А через пару дней на ПР {Профессор Б ар анов » по­ ж аловал а ; целая д еле г а 1 р я с к о р а б л я «соперника но парному с о р т н о в а ш р . Зд е сь были главный механик, 'технолог, ры б к |с т е р а и ; старший ннже - им честь моряки решили достойным подарком встретить 100 летие со дн я рождения В. И. Л е н и ­ на. Они выступили инициаторами соревнования на флоте — работа ть по двухгодичному циклу. Неискушенному человеку, может быть, это и из совсем понятно: что это за 2 -годичный цикл?- Но общегосударственное значение этого почина с т а ­ новится очевидным; когда человек узнает, что Ив ановны решили ремонтировать свое судно не ежегодно , а в два года раз. Сокращение только одной плановой стоянки в ремонте в этом году позволило морякам р ефриж ер а т ор а сэкономить 95 тысяч рублей. ,/ ]лю с прибыль, которую они д али государству , . з аним а я с ь доставкой рыбной продукции с промысла, вместо стоянки у прича­ ла. Кроме того, флот получил во зможность по ­ ставить па верфь судно, действительно н уж д аю ­ щееся в ремонте. К этому следует доб ави ть и такой факт: в соревнование по почину иваиовцев включились э кипажи еще 8 судов флота . Если они спр авя тся с принятыми на себя о б я з а т е л ь с т ­ вами, государство получит сотни тысяч рублей дополнительной прибыли. И, п ож а л у й , эта при­ быль перевалит за миллион. Вы скажете : причем здесь ПОТ? Объяснить это очень просто. На ТР «Александр Иванов» так ор ганизован труд людей машинной команды , что к аждый , помимо несения вахтенной службы , вносит свой вклад в профилактический ремонт судовой техники, грамотной ее э к сп л у а т а ­ цией пр едупр ежда е т преждевременный износ о т ­ дельных узлов и механизмов. На наш взгляд , очень правильно д ела е т руко ­ водитель творческой бригады НОТ главный механик судна Д . Д . Перепеченов, который не только умело организует труд моряков машинной команды , ио и приучил их постоянно обменив ат ь ­ ся опытом работы. Д л я этого используются не только специальные совещания, но и радио - и стенная газеты. На судне умело пользуются -и хронометром. Он позволяет учесть утечки рабочего времени, на ­ пример, на ремонте механизмов своими силами. Механики и мотористы з ар анее знают, сколько требуется времени для того, чтобы снять форсун ­ ку гла зно го дизель -генератора , р а зобр а т ь ее, про­ чистить, промыть, заменить распылитель, снова собрать и установить на место. Или: вынуть пор­ шень, почи сти ть , его, заменить кольца и т. д. Изучение степени за груженнос ти членов э ки п а ­ ж а на переходах , при грузовых операциях на иро- На снимке: (справа налево) секретарь партийной организации, главный механик транспортного -рефрижератора «Александр Иванов* Д . Д . ПЕР ЕПЕЧЕНОВ. старший матрос А. М. ШЕ- ПЕЛЬ, матрос С. И. БРЮНЧУКОВ, старший матрос Г. П. ШЕЛЕГ, первый помощник капитана В. И. РУДЕНКО . Фото рефрижераторного механика этого ж е судна С. П. ГЕРАСИМОВИЧА. мысло д а е т во зможнос ть так ор гани зова ть выход люд ей на подвахты , чтобы их труд был наиболее производительным . В Настоящее время члены корабельного совета НОТ работают над внедрением промышленной эс­ тетики. Они правильно считают, что после по ­ краски судовой техники и помещений в светлые топа-, гла з а моряков будут у с т а в а т ь меньше, а, стало быть, и труд их будет более прои зводитель ­ ным. И все это' имеет прямое отношение к р а б о ­ те э кип аж а по двухгодичному циклу. Б л а г о д а р я этому прогрессивному методу экс ­ плуатации судовых механизмов моряки тр ан с ­ порта ых р ефриж ер а т оров н аш ею флота имеют больше возможности выполнить свой пятилетний план к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленин а . Д о с тиж ению этой трудовой по- б Ы л поможет 'и новая ор ганизация работы на тЛк на зываемом коротком плече. Д ело в том. что раньшб на переход из Южной Атлантики в М у р ­ манск на «Александре Иванове* всегда оставляли 400 тонн дизельного топлива, 300 тонн воды и 40 тонн мазута. Н а ч а л экипаж р або та ть в Б ар енц е ­ вом море, все равно , что у порога дома , сра зу ж е отпала необходимость иметь на борту на пе­ реход т ако е обилие топлива и воды. А сколько их надо? Подсчитали . Вышло: в 10 р а з меньше. Д ейдвейд судна позволял брать груза больше. Ст али брать. В итоге за полугодие моряки ГР «Александр Иванов» доставили с промысла рыб ­ ной продукции сверх плана 2110 тонн. Прибыль вместо убытка С первых же месяцев плавания производствен ­ ного р ефриж ер а т ор а «Башкир* «ложилось м н е ­ ние, что судно это убыточное. Но моряки , про ­ ан али зиров а в свою работу за прошлый год, убе­ дились, что и они могут р або та ть рентабельно , хотя им и планируются убытки. В 1967 году за счет хорошой ор ганизации производства пресер ­ вов, которых было изготовлено 173 тысячи банок, убыток был снижен на 53 тысячи рублей. Убытки «Башкиру* планировались и в этом го­ ду. И немалые — 188200 рублей на один рейс. Спасл а хорошая организация труда . Рейс моряки закончили с прибылью 15600 рублей. Кроме того, за д в а коротких рейса в Баренцевом море эки ­ п аж этого судна д а л флоту более 100 тысяч р у б ­ лен прибыли. И в этом с к а з а л а с ь научная о р г а ­ низация труд а на судне. Творчески подходя к решению вопроса, как сделать свое судно рентабельным , чтобы оно си­ стематически д а в а л о прибыль вместо убытков, администрация судна р а сп ор яди л а с ь ^ п ри работе с БМ РТ свободную емкость рыбной фабрики и бункеров для свежей рыбы з а г р уж а т ь рмСмюи мукой . Туда ее входит 100 —110 тони. Не устроили б ашкирцев и 2600 тояп емкостей трюмов. Стали дума ть , за счет чего можно их увеличить. И решили: навести порядок в твинде­ ках. Зд е сь хранилось много технологического обо ­ рудования : транспортеры , разделочные столы, ленты и. др. Часть этого оборудования убрали и за счет этого стали бр а т ь уж е не 2600, а 2750 тонн рыбной продукции . Это д а л о дополнитель ­ ной прибыли от д о к*тавки рыбной продукции в твиндеках 12 тысяч рублей плюс 8 тысяч рублей от до с тавки рыбкой муки в бункерах . П а первый в з гляд , може т быть, кому-либо п о к аж е т с я , что в подобной ор ганизации работы с у д ­ на ничего научного пег. Мы думаем , что это не та-к. Все, что способствует лучшему использо­ ванию не только производственных мощностей, но и емкостен трюмов и- подсобных помещений судна, рационали з ация производства , экономия в большом и мал >м. все, что способствует повы­ шению рентабельности , а стало быть, увеличива ­ ет прибыль, которая является составной частью экономической мощи нашего государства , — все с в я з ано с научной органи зацией труда . Судите сами. Научно это или ненаучно. Д о не ­ давнего времени на «Башкире» рыбообработчики и матросы во время работы у с тр аивали перекуры кому когда вздумается . И длились они иной р а з по 2 0—25 минут. Слов нет, бе з перерывов р а б о ­ та т ь нельзя, особенно в ох л ажд енны х трюмах . Зд е с ь 4 часа без выхода на палубу не вытерпишь. С другой стороны — перекуры р а с х о л аж и в аю т людей . Решили сделать их ор ганизованными : п ро ­ водить в точно определенное время , строго по расписанию и только по ра споряж ению с мостика. Об этом были поставлены в известность не гопько члены э к и п аж а «Башкира* , по и капитаны про ­ мысловых судов, стоящих у его борта. 1 Подобная новая ор гани з ация труда на пере ­ грузке рыбной продукции способствовала резко ­ му подъему производительности . До с т а т очно с к а ­ зать , что вместо 312 тонн в сутки на этом судне стали грузчть ио 750 тонн рыбы. Или еще один пример. В о з в р ащ а я с ь из послед­ н ею рейса в порт, моряки «Башкира* на четверо суток сократили рейсооборот, что равно до с тиже ­ нию 16 тысяч рублей прибыли. А достигнуто это з а счет у с т а ю з к и во здухон апр а вл яющих щитов дл я ох л аж д ен и я носового опорного подшипника гребного электродвигателя . Этот подшипник и теплых водах непременно перегревался . Приходи ­ лось с б ав л я т ь число оборотов винта, а сл едов а ­ тельно, и скорость. Член судового совета НОТ, главный механик судна Арнольд Иванович Карпу- шенко много думал , как решить трудную з а д а ­ чу — о х л ажд ени е этого злосчастного подшипни­ ка — и придумал специальные щитки. Теперь это новшество вводится и на других судах «Севрыб- хололфлота» . В этой статье мы ра с ск а з али о нотовцах лишь четырех кораблей н аш ею флота . Это — лучшие. Но с ними могут поспорить: «У кого лучше науч ­ ная ор гани з ация труд а ?» — моряки п рои з в од с т ­ венных р ефриж ер а т оро в «Маточкин Шар». «Алек ­ сей Хлобыстов» , «Сергей Василисин», тр анспорт ­ ного р еф р иж е р а т о р а «Валентин Серов» и других кораблей . Зд е сь тож е есть много людей , влюблен ­ ных в НОТ. Это при активном участии всех м оря ­ ков внедрепне научной организации груда на су­ д ах то лыю в этом году д а ло флоту шестьсот ты сяч рублей экономии государственных средств. Сд ел ано многое. Н а д о сд ел а ть еще больше. И как бы ни были хороши планы судовых советов НОТ, они никогда не смогут вместить в себя все обилие з а д ач , стоящих перед потовцами флота, людьми смелой мысли. Д л я всех ясно одно: к 100-летию со дня р ож д е ­ ния Вл адимир а Ильича Ленина ленинское де­ тище — НОТ — д олжно стать богатырем . Г. МАРХИНИН, начальник л а бор а т ории НОТ «Се-.рыбхол ид флота». Б. Ф ЕД О РО В , инженер лаборатории НОТ. 13 сентября 1968 г. / >••-0

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz