Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.

1 ! Н 1 1 1 1 1 1 1 1 ! Ш ! Ш 1 1 1 1 Ш Ш Ш 1 ( Ш 1 ! ! 1 1 1 ! Ш 1 Ш Ш г Ш Ш П Ш 1 1 ! 1 1 1 1 Ш Ш 1 1 Ш 1 1 Ш ! Н 1 Ш 1 11Ш П Ш 1Ш 1Ш Ш Ш 1Ш Ш Н ! ! Ш Н Ш Ш 1Ш 1Ш 1П ( ” Ш Ш 1Ш Ш 1Ш ! Ш Ш 11Ш Ш ! Ш 1; Ш Ш Ш Ш Ш Ш 1Ш 11Ш 111Ш 1Ш Ш 1Ш и П Ш И 1№ О РАБОТЕ штурманов лю­ бого траулера можно го­ ворить много, ибо мостик — это иентр организации всей судовой службы. Разнила толь­ ко б том, что на одном судне вахтенные помощники капитана неукоснительно выполняют обя- за нности, предпиеыв а емые Ус- тавом, пользуются правами, отведенными им, на других звание судоводителя — всего лишь морской диплом и коли­ чество шевронов на формен­ ном кителе. Отсюда и разные результаты. Так, где на мости­ ке порядок, ка высоте и судо­ вождение и дела всего эки­ пажа. И наоборот. Если придерживаться такой опенки относительно штурман­ ского состава РТ-222 «Красно- гиардейск*, то можно сказать, что он с честью справляется с функциями организаторов про­ изводства. Коллектив еше ко Дню рыбака справился с годо­ вым планом и социалистиче­ скими обязательствами по до­ быче рыбы. Сейчас вылов свср.х программы года состав­ ляет согни центнеров. Эффективность работы штур­ манов во многом зависит от капитана, его умения так по­ ставить дело, чтобы помощни­ ки работали в полную силу, помогая им, передавая все цен­ ное, что приобретено самим за длительное плавание. Таким командиром был на траулере Василий Афанасьевич •Егоров, ветеран тралового флота, от­ личный промысловик. Мне по­ велось ходить с ним в море на РТ-7 «Семга»; экипаж в го время, несмотря на разрежен- КОГДА НА МОСТИКЕ ПОРЯДОК ные рыбные концентрации, по­ стоянно выполнял рейсовые задания. Особенно хорошо знает Ва­ силий Афанасьевич прибреж­ ные районы. — Ои их изучил, наверное, лучше, чем свою квартиру, —* шутит старпом Иван Кузьмич Козлов. Шутка недалека от истины. Например, в прошлом году, к о м а н д у я траулером «Белуга», Егоров у маяка Харлова мень­ ше чем за две недели взял полный груз рыбы, тогда как другие экипажи едва уклады­ вались в нормы. Верный своей традиции ка­ питан «Красногвардейская и ныне вел судно к берегам- Фактически большую часть времени моряки работали у полуострова Рыбачьего, спу­ скаясь на восток к Русскому маяку. I !рекрасные капитан­ ские знания орудий лова (ког­ да-то он работал тралмейсте­ ром) позволяли делать некото­ рые изменения в оснастке тра­ ла: ставили короткие кабели, облегчали нижнюю подбору. В результате обходились лишь незначительными повреждени­ ями сетного полотна «лову­ шек». Этому, конечно, способ­ ствовало и грамотное промы­ словое судо вождев не. 11!тур­ маны буквально через каждые 15 минут производили обсер­ вации как но локатору, так и с помощью секстана. В минувшем рейсе В. А. Его­ рова сменил Борис Иванович Мип \ ух . Г1реемник ок аз алс я достойным своего предшест­ венника. И дело тут, видимо, не только в личных качествах молодого капитана, а й в тех тр г л ициях, которые слож ились раньше на мостике «Красно­ гвардейская. Испыта ние для судоводителей выпало в этом рейсе нелегкое. Почти весь месяц работать пришлось в тумане, в большой группе су­ дов. Для избежания «ЧП» при подъеме, спуске трала в по­ мощь вахтенному помощнику капитана всегда выходил под­ ла хтонный ш гурман. i яжслые мстеоролor ические усл с з ия пла вa i;ия усу i убл я- л ись ото у т с твием орис!пиров для определения места судна. И тут судоводителям приходи лось изворачиваться. Пока ло­ катором можно было брать пе­ ленг и расстояние до острова Медвежьего, их задача облег­ чалась. Потом же, вызвав по УКВ коллег с БМРТ, на кото- рых элек тр орадио;’а вига :т о я• ные приборы имеют значитель­ но больший радиус действия, узнавали от них координаты их корабля. Дальнейшая ори­ ентировка не представляла сложности. Об этих моментах деятель- пост а судо водителей пр ихиди т- см говорить потому, что они со­ ставляют одно целое в комп­ лексе обязанностей штурма­ нов. И если бы они отступили от них, то вряд ли можно бы­ ло достичь ощутимого резуль­ тата работы — перекрыть рей­ совый план более чем в два раза. Рассказывая о делах штур­ манского состава, нельзя умол­ чать и такого момента, имею­ щего тоже непосредственное отношение к мостику, как и первому звену судовой служ­ бы. РТ-222 в этом рейсе не планировался подход к произ­ водственному рефрижератору. Исходя из такого варианта, кс мапдозаи ие загрузило трюм в порту максимальным коли- чeci вом консервирующе го ма­ териала. В море же стало яс­ но, что его не хватит до кон­ ца рейса. Следовательно, пред­ стоял подход к какому-либо траулеру, что было бы связано с лотереи промыслового вре­ мени. Капитан Мигцук за 6 л аговре- менно учел обстановку, дого­ ворился с руководителем «По­ лярной звезды» о сдаче на нее кекс горою количества свежей рыбы. За четыре дня таким об­ разом перегрузили 70 тонн рыбного полуфабриката. Эки­ паж смог работать, не нару­ шая прявычного ри гма. На судоводителей промысло­ вою судна специфика работы накладывает особые обязан но­ ети. Частично оли о:;редел яют- ся умением выити на лучшие ~ промысловые концентрации, Е: удерживаться на них. Это, по- = нятно, приходит со временем. = Молодым штурманам очень = полезно, когда рядом с ними Е: опытные специалисты. Так вот, Е: например, третьему помощнику = капитана комсомольцу Алек- ЕЕ сандру Гладышеву очень по- = везло, что он попал в одну се- мью с такими мастерами сво- ЕЕ его дела, как старпом тов. Коз- == лов и капитан тов. Мнщук. ~ Парень только окончил море- == ходное училище, и ему не- = безынтересно будет вспоминать г: первые штурманские вахты, ~ когда ему были преподнесены ~ уроки рыбацкой мудрости. А ~ ома сводится к одному просто- ЕЕ му правилу: изучай море. =: Этого правила в свое время ЕЕ придерживался тоз. Мищук. И — не случайно он, отойдя от — группы всего шесть миль на ЕЕ север, на «свою» ямочку, доби- ЕЕ валея 3-тонных уловов за тра- ~ ление. Да и грунт здесь получ- Е: ше, чем там, где работали ос- Е: та льпые экипажи. Е: О работе судоводителей ЕЕ можно говорить много. Глав- rz ное морило их деятельности — г: тот эффект, который они вно* = сят в дела всего коллектива. А гг о шгурмаиа х «Крз сиогв ардсй- :г екз» с уверенностью следует zz сказать: они полностью оправ- г: дывают надежды морякоз. г: В. СЕРГЕЕВ. III III!! SHIIlf fIНИШISII l l ! l ! i l l l»HI ! l ! I I IKi l8Sl l}8l i ! l l ( ! l I3l l l !! iHISI t l l{ni ! l ! t i8!3l iSl l f I t i i t I !Hl i f i i ! l l l ! !ISSIKI I l l I»I i I l ! ini tni I iS!S! l i ! l f IISl lSi l l l l fI i ! l i i i l iSl ! l ( ! i ! fHSt I IISI I iKI t lSI If f t i l lXt l t lSi l l l ! l l l l ! ! I l t t l ! !SII ISi ! l l !S! ' шмваш э к р а н е — р а б е чм и з К а н д а л а к и :C:*i Ж В КА11ДАЛАКШСКОМ кинотеа|рг «11ива» начал демонст­ рироваться новый художественный фильм «От снега до сне? ах*. В первый день в кинотеатре было особенно много машин устроителей. Это. не случайно: в картине снимался их товарищ — станочник инструментально-экспериментального цеха Владимир Русанов. Актерская «карьера» у него началась так. Режносер-поста* иовшик фильма Юрий Петров, получив литературный сцена­ рий, подбирал артистов на глазные роли (их в фильме четы­ ре). Когда начались съемки, три роли уже были заняты. При­ глашенные на пробные съемки артисты театра по тем или •иным причинам не удовлетворяли режиссера. Гак и приехал Юр.ill Петров в Кандалакшу (съемки велись в окрестностях города) без одного из главных действующих лиц. Подбирая на мееге дублерог-, Юрин Александрович неожиданно для се­ бя открыл «местный талант». В цехе было запротестовали: оторвать от работы отличней­ шего специалиста?1 В конце концов с доводами режиссера со­ гласились. Так Владимир Русанов стал героем фильма- Сни­ мался вечерами, иногда освобождался от работы. Но ни на минуту не забывал завод. Кроме того, Владимир готовился к защите диплома. Режиссера удовлетворила игра Русанова в роли лесоруба Василия Тюрина, в цехе не было задержек с выпуском про­ дукции по вине шлифовщиков, экзаменационная комиссия Кандалакшского филиала Мурманского мореходного училища оценила дипломную работу станочника на «4»—рабочий всю­ ду оказался на высоте. Новый фильм с участием наших земляков Владимира Руса­ нова и ученицы Кандалакшской железнодорожной школы № 92 Нины Кг .ндаког.он будет демонстрироваться и на кораб­ лях флотов нашего бассейна. Н А СНИМКЕ запечатлен момент работы режиссера с мо­ лодыми артистами. В центре студентка Ленинградского механического института Надежда Романипа, исполняю­ щая в фильме роль начальника маленькой метеостанции Анны, справа Владимир Русанов. Слева главный режиссер филь­ ма Юрий Петров. Фото и текст А. Брыеова. г. Кандалакша. Д ВА МЕСЯЦА назад я был назначен вторым помощ­ ником капитана на СРТ- 150. Па этот корабль направ­ лялись для обучения молодые люди, изъявившие желание ра­ ботать в сельдяном флоте. И казалось бы, где-где, а на та ­ ком судне должен быть поря­ док во всем. Но факты пока­ зывают обратное. Капитан ежесуточно вахту не стоит. Не интересуется. как I j » хранятся продукты, как рабо­ тают его подчиненные. Дело доходило до того, что повар приготовлял пищу ь нетрезвом виде- Юнга Са зыкин уборкой не занимался и за дебош сдан в милицию. Были дни, когда отгулы ?гре- достзвлялнсь одновременно и повару и юнге. И тогда на судие раздавалея клич: Кто умеет готовить?.. Вахты па судне организова­ ны так, что многие члены эки­ пажа заняты на судне 15—20 дней в месяц. А продукты на них отпускаются. Эго порож­ дает воровство и неправиль­ ный расход продуктов. Помню случай, когда на вахте треть­ его штурмана Пегухова по же ­ ланию юнги было израсходо­ вано б—7 килограммов сви­ нины. Безобразно неслась вахтен­ ная служба. Рядом с СРТ -150 изход :• i л i1сь кораПли, подлеж а - щие списанию. И с этих кораб­ лей снимались ценные детали от радиостанции и элсктрора- дионавигационных приборов. «Уелокллсч» этим делом мат­ рос Голубятников. На шлюпках вывозились на берег олифа, войлок, кошмы пожарные, краски. Несколько раз подходил к нашему кораблю ПТС-82. Что делать ему у нас, зачем под- ходил? За интерес уйтес ь этим, товарищи руководители, в у ч е б н ы й к о р а чьем ведении находится судно. Сомневаюсь, чтобы в ьахтен- иом ж урн ало за фиксирован а его стоянка у борта нашего СРТ. Позднее не раз подходили к борту шлюпки с людьми, ко­ торые просили отдать за две бутылки водки разное судовое имущество. Пол умив отпор, быстро убирались восвояси, обиженно заявляя: «Какой вы моряк, с вами невозможно до­ говориться». Месяц я, что называется, дневал к ночевал на корабле- .Многие недостатки мы устра­ нили. Но до полного порядка еще далеко. Руководителям флота надо обратить па учебные суда, на корабли, стоящие на «бочке», серьезное внимание, чтобы пре­ кратить факты хищений, нару­ шения Устава службы на су­ дах флота рыбной промышлен­ ности. Считало, что капитан должен нести вахту, как это делается на учебных судах тралового флота. Эго, безусловно, повы­ сит дисциплину. На мой взгляд, можно со­ кратить двух штатных матро- J п: я. Па вахту след уст гтригле - кать учеанкоз. которые закан­ чивают обучение и могут нести ее вместе с.о штатным членом экипажа. К проведению занятий сле­ дует при влека ть ва хтеш*ых штурманов. Вношу также предложение ком»глек гацию экипаж а учеб - ного судна поручить инспекто­ ру береговых бригад. Палуб­ ную команду — самостоятель­ но, а комсостав — по согласо­ ванию с руководителями отде­ лов управления. В береговых бригадах «Мур- мансельди» много замеча тель­ ных и опытных тружеников, которые будут служить приме­ ром для молодежи. Вот хотя бы тов. Гераскии Ф. 3. Был командиром носимого кор абля, имеет высшее образование. Оп вполне справится с обязанно­ стями капитана учебного суд­ на. - Или .взять, к примеру, Лебе­ дева В. П- Старый, опытный мор-як вполне может быть н о ­ ва oni??иком ка •»игаиа . И. О Л Е Й Н И К О В , в т о р о й ш т у р м а н . I I - ' Т' Г . . -ЛЕДАМ ■г-' - - 4Л 111И Х • « З А Щ И Щ А Я Ч Е С Т Ь М У Н Д И Р А » ВЫСТУПЛЕНИИ В ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким заго­ ловком в номере газеты за I сентября, редакция получила ответ от начальника первого участка рыбного порта тов. Чслоби-тчикова. Он сообщил, что факт снабжения экипажей грязной солью имел место* Начальнику сольсклада гос. Рыженкову И. Д. указано на его не­ правильное поведение, и он строго предупрежден. Руководство перга принимает меры к завозу в Мурманск 3006 тонн клнпфискной соли. *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz