Рыбный Мурман. 1968 г. Сентябрь.
1 ! Н 1 1 1 1 1 1 1 1 ! Ш ! Ш 1 1 1 1 Ш Ш Ш 1 ( Ш 1 ! ! 1 1 1 ! Ш 1 Ш Ш г Ш Ш П Ш 1 1 ! 1 1 1 1 Ш Ш 1 1 Ш 1 1 Ш ! Н 1 Ш 1 11Ш П Ш 1Ш 1Ш Ш Ш 1Ш Ш Н ! ! Ш Н Ш Ш 1Ш 1Ш 1П ( ” Ш Ш 1Ш Ш 1Ш ! Ш Ш 11Ш Ш ! Ш 1; Ш Ш Ш Ш Ш Ш 1Ш 11Ш 111Ш 1Ш Ш 1Ш и П Ш И 1№ О РАБОТЕ штурманов лю бого траулера можно го ворить много, ибо мостик — это иентр организации всей судовой службы. Разнила толь ко б том, что на одном судне вахтенные помощники капитана неукоснительно выполняют обя- за нности, предпиеыв а емые Ус- тавом, пользуются правами, отведенными им, на других звание судоводителя — всего лишь морской диплом и коли чество шевронов на формен ном кителе. Отсюда и разные результаты. Так, где на мости ке порядок, ка высоте и судо вождение и дела всего эки пажа. И наоборот. Если придерживаться такой опенки относительно штурман ского состава РТ-222 «Красно- гиардейск*, то можно сказать, что он с честью справляется с функциями организаторов про изводства. Коллектив еше ко Дню рыбака справился с годо вым планом и социалистиче скими обязательствами по до быче рыбы. Сейчас вылов свср.х программы года состав ляет согни центнеров. Эффективность работы штур манов во многом зависит от капитана, его умения так по ставить дело, чтобы помощни ки работали в полную силу, помогая им, передавая все цен ное, что приобретено самим за длительное плавание. Таким командиром был на траулере Василий Афанасьевич •Егоров, ветеран тралового флота, от личный промысловик. Мне по велось ходить с ним в море на РТ-7 «Семга»; экипаж в го время, несмотря на разрежен- КОГДА НА МОСТИКЕ ПОРЯДОК ные рыбные концентрации, по стоянно выполнял рейсовые задания. Особенно хорошо знает Ва силий Афанасьевич прибреж ные районы. — Ои их изучил, наверное, лучше, чем свою квартиру, —* шутит старпом Иван Кузьмич Козлов. Шутка недалека от истины. Например, в прошлом году, к о м а н д у я траулером «Белуга», Егоров у маяка Харлова мень ше чем за две недели взял полный груз рыбы, тогда как другие экипажи едва уклады вались в нормы. Верный своей традиции ка питан «Красногвардейская и ныне вел судно к берегам- Фактически большую часть времени моряки работали у полуострова Рыбачьего, спу скаясь на восток к Русскому маяку. I !рекрасные капитан ские знания орудий лова (ког да-то он работал тралмейсте ром) позволяли делать некото рые изменения в оснастке тра ла: ставили короткие кабели, облегчали нижнюю подбору. В результате обходились лишь незначительными повреждени ями сетного полотна «лову шек». Этому, конечно, способ ствовало и грамотное промы словое судо вождев не. 11!тур маны буквально через каждые 15 минут производили обсер вации как но локатору, так и с помощью секстана. В минувшем рейсе В. А. Его рова сменил Борис Иванович Мип \ ух . Г1реемник ок аз алс я достойным своего предшест венника. И дело тут, видимо, не только в личных качествах молодого капитана, а й в тех тр г л ициях, которые слож ились раньше на мостике «Красно гвардейская. Испыта ние для судоводителей выпало в этом рейсе нелегкое. Почти весь месяц работать пришлось в тумане, в большой группе су дов. Для избежания «ЧП» при подъеме, спуске трала в по мощь вахтенному помощнику капитана всегда выходил под ла хтонный ш гурман. i яжслые мстеоролor ические усл с з ия пла вa i;ия усу i убл я- л ись ото у т с твием орис!пиров для определения места судна. И тут судоводителям приходи лось изворачиваться. Пока ло катором можно было брать пе ленг и расстояние до острова Медвежьего, их задача облег чалась. Потом же, вызвав по УКВ коллег с БМРТ, на кото- рых элек тр орадио;’а вига :т о я• ные приборы имеют значитель но больший радиус действия, узнавали от них координаты их корабля. Дальнейшая ори ентировка не представляла сложности. Об этих моментах деятель- пост а судо водителей пр ихиди т- см говорить потому, что они со ставляют одно целое в комп лексе обязанностей штурма нов. И если бы они отступили от них, то вряд ли можно бы ло достичь ощутимого резуль тата работы — перекрыть рей совый план более чем в два раза. Рассказывая о делах штур манского состава, нельзя умол чать и такого момента, имею щего тоже непосредственное отношение к мостику, как и первому звену судовой служ бы. РТ-222 в этом рейсе не планировался подход к произ водственному рефрижератору. Исходя из такого варианта, кс мапдозаи ие загрузило трюм в порту максимальным коли- чeci вом консервирующе го ма териала. В море же стало яс но, что его не хватит до кон ца рейса. Следовательно, пред стоял подход к какому-либо траулеру, что было бы связано с лотереи промыслового вре мени. Капитан Мигцук за 6 л аговре- менно учел обстановку, дого ворился с руководителем «По лярной звезды» о сдаче на нее кекс горою количества свежей рыбы. За четыре дня таким об разом перегрузили 70 тонн рыбного полуфабриката. Эки паж смог работать, не нару шая прявычного ри гма. На судоводителей промысло вою судна специфика работы накладывает особые обязан но ети. Частично оли о:;редел яют- ся умением выити на лучшие ~ промысловые концентрации, Е: удерживаться на них. Это, по- = нятно, приходит со временем. = Молодым штурманам очень = полезно, когда рядом с ними Е: опытные специалисты. Так вот, Е: например, третьему помощнику = капитана комсомольцу Алек- ЕЕ сандру Гладышеву очень по- = везло, что он попал в одну се- мью с такими мастерами сво- ЕЕ его дела, как старпом тов. Коз- == лов и капитан тов. Мнщук. ~ Парень только окончил море- == ходное училище, и ему не- = безынтересно будет вспоминать г: первые штурманские вахты, ~ когда ему были преподнесены ~ уроки рыбацкой мудрости. А ~ ома сводится к одному просто- ЕЕ му правилу: изучай море. =: Этого правила в свое время ЕЕ придерживался тоз. Мищук. И — не случайно он, отойдя от — группы всего шесть миль на ЕЕ север, на «свою» ямочку, доби- ЕЕ валея 3-тонных уловов за тра- ~ ление. Да и грунт здесь получ- Е: ше, чем там, где работали ос- Е: та льпые экипажи. Е: О работе судоводителей ЕЕ можно говорить много. Глав- rz ное морило их деятельности — г: тот эффект, который они вно* = сят в дела всего коллектива. А гг о шгурмаиа х «Крз сиогв ардсй- :г екз» с уверенностью следует zz сказать: они полностью оправ- г: дывают надежды морякоз. г: В. СЕРГЕЕВ. III III!! SHIIlf fIНИШISII l l ! l ! i l l l»HI ! l ! I I IKi l8Sl l}8l i ! l l ( ! l I3l l l !! iHISI t l l{ni ! l ! t i8!3l iSl l f I t i i t I !Hl i f i i ! l l l ! !ISSIKI I l l I»I i I l ! ini tni I iS!S! l i ! l f IISl lSi l l l l fI i ! l i i i l iSl ! l ( ! i ! fHSt I IISI I iKI t lSI If f t i l lXt l t lSi l l l ! l l l l ! ! I l t t l ! !SII ISi ! l l !S! ' шмваш э к р а н е — р а б е чм и з К а н д а л а к и :C:*i Ж В КА11ДАЛАКШСКОМ кинотеа|рг «11ива» начал демонст рироваться новый художественный фильм «От снега до сне? ах*. В первый день в кинотеатре было особенно много машин устроителей. Это. не случайно: в картине снимался их товарищ — станочник инструментально-экспериментального цеха Владимир Русанов. Актерская «карьера» у него началась так. Режносер-поста* иовшик фильма Юрий Петров, получив литературный сцена рий, подбирал артистов на глазные роли (их в фильме четы ре). Когда начались съемки, три роли уже были заняты. При глашенные на пробные съемки артисты театра по тем или •иным причинам не удовлетворяли режиссера. Гак и приехал Юр.ill Петров в Кандалакшу (съемки велись в окрестностях города) без одного из главных действующих лиц. Подбирая на мееге дублерог-, Юрин Александрович неожиданно для се бя открыл «местный талант». В цехе было запротестовали: оторвать от работы отличней шего специалиста?1 В конце концов с доводами режиссера со гласились. Так Владимир Русанов стал героем фильма- Сни мался вечерами, иногда освобождался от работы. Но ни на минуту не забывал завод. Кроме того, Владимир готовился к защите диплома. Режиссера удовлетворила игра Русанова в роли лесоруба Василия Тюрина, в цехе не было задержек с выпуском про дукции по вине шлифовщиков, экзаменационная комиссия Кандалакшского филиала Мурманского мореходного училища оценила дипломную работу станочника на «4»—рабочий всю ду оказался на высоте. Новый фильм с участием наших земляков Владимира Руса нова и ученицы Кандалакшской железнодорожной школы № 92 Нины Кг .ндаког.он будет демонстрироваться и на кораб лях флотов нашего бассейна. Н А СНИМКЕ запечатлен момент работы режиссера с мо лодыми артистами. В центре студентка Ленинградского механического института Надежда Романипа, исполняю щая в фильме роль начальника маленькой метеостанции Анны, справа Владимир Русанов. Слева главный режиссер филь ма Юрий Петров. Фото и текст А. Брыеова. г. Кандалакша. Д ВА МЕСЯЦА назад я был назначен вторым помощ ником капитана на СРТ- 150. Па этот корабль направ лялись для обучения молодые люди, изъявившие желание ра ботать в сельдяном флоте. И казалось бы, где-где, а на та ком судне должен быть поря док во всем. Но факты пока зывают обратное. Капитан ежесуточно вахту не стоит. Не интересуется. как I j » хранятся продукты, как рабо тают его подчиненные. Дело доходило до того, что повар приготовлял пищу ь нетрезвом виде- Юнга Са зыкин уборкой не занимался и за дебош сдан в милицию. Были дни, когда отгулы ?гре- достзвлялнсь одновременно и повару и юнге. И тогда на судие раздавалея клич: Кто умеет готовить?.. Вахты па судне организова ны так, что многие члены эки пажа заняты на судне 15—20 дней в месяц. А продукты на них отпускаются. Эго порож дает воровство и неправиль ный расход продуктов. Помню случай, когда на вахте треть его штурмана Пегухова по же ланию юнги было израсходо вано б—7 килограммов сви нины. Безобразно неслась вахтен ная служба. Рядом с СРТ -150 изход :• i л i1сь кораПли, подлеж а - щие списанию. И с этих кораб лей снимались ценные детали от радиостанции и элсктрора- дионавигационных приборов. «Уелокллсч» этим делом мат рос Голубятников. На шлюпках вывозились на берег олифа, войлок, кошмы пожарные, краски. Несколько раз подходил к нашему кораблю ПТС-82. Что делать ему у нас, зачем под- ходил? За интерес уйтес ь этим, товарищи руководители, в у ч е б н ы й к о р а чьем ведении находится судно. Сомневаюсь, чтобы в ьахтен- иом ж урн ало за фиксирован а его стоянка у борта нашего СРТ. Позднее не раз подходили к борту шлюпки с людьми, ко торые просили отдать за две бутылки водки разное судовое имущество. Пол умив отпор, быстро убирались восвояси, обиженно заявляя: «Какой вы моряк, с вами невозможно до говориться». Месяц я, что называется, дневал к ночевал на корабле- .Многие недостатки мы устра нили. Но до полного порядка еще далеко. Руководителям флота надо обратить па учебные суда, на корабли, стоящие на «бочке», серьезное внимание, чтобы пре кратить факты хищений, нару шения Устава службы на су дах флота рыбной промышлен ности. Считало, что капитан должен нести вахту, как это делается на учебных судах тралового флота. Эго, безусловно, повы сит дисциплину. На мой взгляд, можно со кратить двух штатных матро- J п: я. Па вахту след уст гтригле - кать учеанкоз. которые закан чивают обучение и могут нести ее вместе с.о штатным членом экипажа. К проведению занятий сле дует при влека ть ва хтеш*ых штурманов. Вношу также предложение ком»глек гацию экипаж а учеб - ного судна поручить инспекто ру береговых бригад. Палуб ную команду — самостоятель но, а комсостав — по согласо ванию с руководителями отде лов управления. В береговых бригадах «Мур- мансельди» много замеча тель ных и опытных тружеников, которые будут служить приме ром для молодежи. Вот хотя бы тов. Гераскии Ф. 3. Был командиром носимого кор абля, имеет высшее образование. Оп вполне справится с обязанно стями капитана учебного суд на. - Или .взять, к примеру, Лебе дева В. П- Старый, опытный мор-як вполне может быть н о ва oni??иком ка •»игаиа . И. О Л Е Й Н И К О В , в т о р о й ш т у р м а н . I I - ' Т' Г . . -ЛЕДАМ ■г-' - - 4Л 111И Х • « З А Щ И Щ А Я Ч Е С Т Ь М У Н Д И Р А » ВЫСТУПЛЕНИИ В ответ на корреспонденцию, опубликованную под таким заго ловком в номере газеты за I сентября, редакция получила ответ от начальника первого участка рыбного порта тов. Чслоби-тчикова. Он сообщил, что факт снабжения экипажей грязной солью имел место* Начальнику сольсклада гос. Рыженкову И. Д. указано на его не правильное поведение, и он строго предупрежден. Руководство перга принимает меры к завозу в Мурманск 3006 тонн клнпфискной соли. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz