Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.

ВЕРНУТЬ МОТЫЛЕВА! я П О Ч Е М У ? !: ы .и г { » К ОГДА РТ-177 «Сулин» по­ ставили в ремонт, боль­ шинство членов экипажа получило направление на дру­ гие корабли. Среди нкх был и старший мастер лова Сергей Георгиевич Мотылев. На РТ- *308, как и на «Сулине»^ он за­ рекомендовал себя умелым промысловиком. Прошло время. Окончен ре­ монт. РТ-177 вновь взял курс на промысел. Работали в груп­ пе. Новый тралмейстер вроде бы не впервые вышел в море да и старался, а подъемы не превышали тонны, тогда как соседи поднимали по две, а то и по три тонны. — Надо требовать в отделе добычи, чтобы вернули нам Мотылева, — сказал капитану старший механик Сучков, — тем более что он закреплен за нашим кораблем. В отделе добычи пошли на­ встречу пожеланию команды. Вскоре Сергей Георгиевич вновь ступил на палубу «Су- динаэ. Все сразу увидели, что вер­ нулся настоящий хозяин. Во время стоянки Мотылев прове­ рял наличие промыслового во­ оружения на корабле, бегал на склады, отыскивал недостаю­ щее. Оказалось, что на складе нет 400-миллиметровых бобинцев. Другой бы махнул рукой: «Нет так нет, ничего не поде­ лаешь». А Мотылев побывал на одном судне, на другом, обра­ тился к товарищам с просьбой помочь и вскоре вооружил под­ бору. А когда РТ-177 вышел в мо­ ре, старший мастер лова roto- вил траловые мешки, крылья, вставки — на случай порыва снасти все должно быть в пол­ ной готовности. Потом Сергей Георгиевич простукал все кух- тыли — если с трещинами, на­ полнятся водой, это повлияет на раскрытие трала. Не забыл Мотылев и о новом трале. Он тщательно промерил его, про­ считал все ячеи, ведь бывает, что число их вдруг окажется больше или меньше, и тогда крыло трала станет работать по-другому. — Да отдохни ты, Георгие­ вич, — говорили ему, — на Промысле виднее будет. — Ну уж нет, — отвечал Мотылев, — к лову надо гото- Новое в испытании штормтрапов На Мурманской судоверфи испытание штормовых трапов на прочность производилось ранее о помощью тяжелых и неудобных металлических чу­ шек. Оно занимало много вре­ мени. , ' Один из активных рациона­ лизаторов деревообрабатыва­ ющего цеха начальник произ­ водственно - распределительно­ го бюро Ю. М. Дуднн внес предлож енне за менить чушли специальными грузами, Они были отлиты из чугунных от­ ходов в ;жтеинсм цехе. Вес каждого груза 70 килограммов. Внедрение предложения тов. Дудина позволило значительно облегчить труд, повысить про­ изводительность. Лели раньше на испытание одного трапа требовалось три нормочаса, то теперь — два* : Принятое предложение даст экономический эффект -— око­ ло 500 рублей год. JVL БОЛЬШАКОВ, меха­ ник деревообрабатываю­ щего цеха судоверфи. виться заранее. Надо' преду­ смотреть все неожиданности. И в самом деле. Благодаря тшательной подготовке орудий лова, умению, опыту мастера первые же подъемы превзошли все надежды. На борт подни­ мали по три—четыре кошалки. Экипаж добыл 112 тонн рыбы при 84 по плану, а задание сле­ дующего рейса было перекрыто более чем в два с половиной раза. Сергей Георгиевич — один из опытнейших промысловиков Мурмана. У коммуниста Моты­ лева десятки учеников, кото­ рые уже давно плавают масте­ рами лова. Вот и теперь после окончания школы усовершенст­ вования плавсостава на РТ-177 прибыл мастер лова В. Алексе­ ев. Прежде он работал лишь на кораблях кормового траления, а на такое судно, как «Сулин», попал впервые. Сергей Георги­ евич подробно рассказа^ това­ рищу о своих методах работы, многое показал практически, во время вахты Алексеева выхо­ дил на палубу, ободрял, под­ сказывал. И дела у Алексеева пошли на лад. Пришел как-то на корабль молодой матрос Токомбаев, уволившийся в запас из Совет­ ской Армии. Парень впервые в жизни ступил на борт судна. Нелегко пришлось ему: N кач­ ка трепала да и работа пока­ залась очень трудной. Но на помощь пришли товарищи, и уж, конечно, Сергей Георгие­ вич. Он корректно, без навяз­ чивости поговорил с молодым моряком, посоветовал, как луч­ ше выполнить порученное дело. Сейчас Токомбаев учится в художественном училище в Рязани, но о своем корабле не забывает. На сСулин» приходят от него письма со словами бла­ годарности за хорошую мор­ скую выучку, за дружескую по­ мощь. Мотылев не только умелый производственник, но и настой­ чивый воспитатель. Много при­ шлось повозиться ему с Генна­ дием Бахваловым. Разбирали поведение матроса и на заседа­ нии судового комитета, членом которого был тогда Сергей Ге­ оргиевич, и лично беседовали. Помогло. Но ненадолго. Снова сорвался парень. И вновь Мо­ тылев вел беседы с Бахвало­ вым. Лотом Геннадия перевели па другое судно. И вот не­ давно он подошел к старшему мастеру лова и попросил: - Возьмите,/ Георгиевич, на свое судно. • Хорошо. Дело ты знаешь, но смотри, спуску не дам. —- Это уж верно! Знаю ваш характер. Не подведу! Т РЕБОВАТ ЕЛЬНОСТЬ — одна ч?рта характера Мотылева. Другая — внимательность к людям. Ког­ да погиб боцман Власов — на берегу, нелепо, будучи на охо­ те, члены экипажа по ини­ циативе старшего мастера лова оказали его семье материаль­ ную помощь. Мотылев, предсе­ датель судового комитета Лей- бович, старший кочегар Прес- нухин не раз посещали его семью, спрашивали, не нужно лн чем помочь, передавали го­ стинцы от членов экипажа сы­ ну боцмана Андрюшке. Таков уж советский чело­ век, упрямый в работе, отзыв­ чивый к людям, справедливый во всем. К. ИЛЬИН. На судоремонтном заводе 2 Мурманской судоверфи токаря Венедикта Николаеви­ ча Белякова с уверенностью называют в числе лучших. Он неизменно добивается успехов в социалистическом соревнова­ нии. На снимке: Венедикт Беля­ ков. Фото А. Леонтьева. Порт приписки За последнее время в местной и в центральной печати не* мало говорилось о росте простоев судов в Мурманском рыб­ ном порту. Руководители флотов могут привести десятки при­ меров, >огда в ожидании выгрузки сутками находились на рейде большие морозильные траулеры, промысловые и транс­ портные рефрижераторы. Это тяжелым бременем ложится на экономику предприятий. Достаточно сказать, что только со­ держание судов «Севрыбхолодфлота», находившихся на про­ стое в 1967 году, составило более 2 миллионов 100 тысяч руб­ лей. А если учесть все Косвенные убытки, то государству на­ несен ущерб до 6—7 миллионов рублей. Потребитель недопо­ лучил примерно 250 тысяч центнеров пищевой продукции. Почему из года в год растут простои, что нужно предпри­ нять для их устранения? Чтобы ответить на эти вопросы, об­ ратимся к цифрам, проанализируем деятельность порта. В текущем году промысловики трудятся на редкость успеш­ но. Сверхплановый вылов в целом по главку превышает один миллион сто тысяч центнеров. Только в первом полугодии 1968 года поток рыбы в порту возрос по сравнению с янва­ рем—июнем 1967 года на 32 тысячи тонн. На семнадцать судов увеличился крупнотоннажный флот, а диспропорция между ростом флота и причальной линией не ликвидирована. Плановая численность рабочих осталась почти на уровне прошлого года. И вот в этом-то и следует иска 1 ь корень зла. не порт простоя ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Начнем с главной проблемы — проблемы кадров. Специалисты подсчитали, что только в южном районе, где обрабатываются боль­ шегрузные суда, недостает 140 че­ ловек. Почему? Рыба ищет — где глубже, а че­ ловек — где лучше. Пусть это звучит слишком обыденно, но та­ кова истина непреходящего эконо­ мического характера. Жизнь показывает, что руководители вы­ шестоящих хозяйственных органи­ заций забывают эту истину. Расценки таковы, что заработок грузчика в рыбном порту без уче­ та полярных надбавок составляет в среднем 140—1G0 рублей в ме­ сяц. В Мурманском торговом порту он намного выше — 210—230 руб­ лей. А па юге страны — r Одессе —* грузчики при лучших условиях труда зарабатывают без поясного коэффициента 170—200 рублей. Судите сами, куда пойдет рабо­ тать молодежь, где легче закре­ пит!» кадры, учитывая к тому же еще и лучшие условия обеспече­ ния жильем? • - Могут сказать, что порту регу­ лярно оказывается помощь в рабо­ чей силе. Направляются курсанты мореходных училищ* *матросы ре­ зерва и т. д. Но эта категория лю­ ден не имеет специальных навы- коз в производстве грузовых опе­ раций, чувствует себя временщи­ ками на производстве. Отсюда низкая производительность труда, | сокращение заработков у профес­ сиональных портовых рабочих* в бригады которых приходится на­ правлять новичков. Итак, порту нужны постоянные, хорошо обученные кадры. Чтобы решить эту проблему, следует пересмотреть условия оп­ латы труда грузчиков, а также планирование численности рабо­ чих порта. Планировать ее нужно не по го­ довому объему грузопереработки, а с учетом коэффициента неравно­ мерности подхода судов — по ко­ личеству единовременно обраба­ тываемых кораблей. При этом портовым рабочим следует устано­ вить гарантированные ставки (не ниже уровня достигнутой средне- сдельной зарплаты), когда они бу­ дут выполнять другие работы. - Данные предложения были вы­ сказаны зам. начальника «Сев- рыбхолодфлота» тов. Свиташевым в статье «Почему простаивают ко­ рабли*, опубликованной в номере «Рыбного Мурмана» за 1 марта 1968 года- В то время они оста­ лись незамеченными. Сейчас, спу­ стя полгода, кх поддерживают многие руководящие и инженер* но-технические работники порта. Думается, что на этот раз специ­ алисты соответствующих управле­ ний и отделов Министерства-рыб­ ного хозяйства СССР более вни­ мательно отнесутся к предложе­ ниям, поступающим снизу, ПРОСТОИ ЗАВИСЯТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ПОРТА . .. С.-*., t~ «• Нормальная работа порта в зна­ чительной степени зависит от чет* кого взаимодействия с железнодо­ рожниками. А такого взаимодей­ ствия в самом полном понимании этого слова еще нет. Мурманское отделение Октябрь­ ской железной дороги располагает двумя пунктами по осмотру, ре­ монту и загрузке льдом вагонов- ледников. Эго станции Мурманск и Тайбола. При хорошей промыс­ ловой обстановке и большом по­ токе рыбы они не всегда обеспечи­ вают ледниками северный район порта и торговый порт. А о юж­ ном районе и говорить не прихо­ дится. Все это порождало про­ стои, низкие заработки и теку­ честь кадров. Железнодорожники станции Ко­ ла при существующем положении не в состоянии оказать большую помощь портовикам. Выходной путь из южного района порта вре­ зан в основную магистраль доро­ ги Мурманск —• Ленинград. А ока, как известно, загружена. Бы­ стро и своевременно подавать под погрузку и убирать груженые сек­ ции механоиоездов железнодорож­ ники Колы не могут. Вот почему необходимо уско­ рить реконструкцию станции Ко­ ла, быстро спроектировать и По­ строить обгонный путь. Отрицательно сказывается на работе порта нехватка буксиров, нефтеналивных несамоходных су­ дов, танкеров. Из-за этого сдер­ живается своевременная постанов­ ка кораблей к причалам, снабже­ ние дизельным топливом и мазу- том%сбор льяльных замазученных вод! Одна треть портового флота ежегодно находится в ремонте или в ожидании постановки в ремонт. Графики его, как правило, срыва­ ются. Все это приводит к большой пе­ регрузке, буксиров и других вспо­ могательных кораблей. Флот рабо­ тает на износ. Пополнение порто* вого флота незначительное. Нехватка нефтеналивных судов* низкие темпы строительства неф­ тебазы, помимо ухудшения обслуг живания промысловиков, тяже­ лым бременем ложатся на эконо­ мику предприятия. Об этом свиде­ тельствует только один пример. За- иервое полугодие простои желез­ нодорожных цистерн составили свыше 30 тысяч вагоно часов. ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ Не за горами длительная запо­ лярная зима, но порт не подготов­ лен должным образом к ее встре­ че. Эго в первую очередь отно­ сится к южному району. А основ­ ную долю вины должны взять на себя строители. Работы по установке фидерной подстанции ведутся медленно. Ни­ зки темпы строительства цент­ ральной котельной, а на причалах отсутствуют вода и пар. Портовики не имеют бытового корпуса. , • ‘ Затягивается реконструкция ста­ рых причалов. Зимой, когда па Мурманск станут базироваться ко- раблн Архангельского тралового флота и Беломорской базы гос- лсва, порт будет лишен возмож­ ности ставить суда на отстой, ре­ монт, для получения снабжения к 12, 13 и 14 причалам. Большую тревогу вызывает обеспечение порта и расположен­ ных на его территории предприя­ тий рыбной промышленности во­ дой. Много еще у портовиков других нерешенных вопросов, связанных с подготовкой к зиме. И хотя бла­ гоприятное время уже упущено, нужно принять меры для выправ­ ления положения на тех участках, где это еще возможно. До сих пор в статье говорилось о трудностях, которые испы­ тывают портовики, о помощи, которая им требуется. Но и сами портовые рабочие, мастера, руководители участков, отделов и служб управления должны проявлять больше активности в борьбе за повышение производительности труда, ускорение об­ работки кораблей. * В порту не изжиты внутрисменные простои. Во многих слу­ чаях они являются следствием разного рода организационных неувязок. Не изжиты прогулы, нарушения трудовой дисципли­ ны. А все это сдерживает темпы обработки судов, усугубляет и без того трудное положение. Ликвидации сверхнормативных простоев судов в порту — од­ но кз главных условий повышения экономической эффективно­ сти работы промысловых и приеио-транспортного флотов, само­ го порта. Надо принимать неотложные меры, чтобы решить эту проблему* .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz