Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.
ВЕРНУТЬ МОТЫЛЕВА! я П О Ч Е М У ? !: ы .и г { » К ОГДА РТ-177 «Сулин» по ставили в ремонт, боль шинство членов экипажа получило направление на дру гие корабли. Среди нкх был и старший мастер лова Сергей Георгиевич Мотылев. На РТ- *308, как и на «Сулине»^ он за рекомендовал себя умелым промысловиком. Прошло время. Окончен ре монт. РТ-177 вновь взял курс на промысел. Работали в груп пе. Новый тралмейстер вроде бы не впервые вышел в море да и старался, а подъемы не превышали тонны, тогда как соседи поднимали по две, а то и по три тонны. — Надо требовать в отделе добычи, чтобы вернули нам Мотылева, — сказал капитану старший механик Сучков, — тем более что он закреплен за нашим кораблем. В отделе добычи пошли на встречу пожеланию команды. Вскоре Сергей Георгиевич вновь ступил на палубу «Су- динаэ. Все сразу увидели, что вер нулся настоящий хозяин. Во время стоянки Мотылев прове рял наличие промыслового во оружения на корабле, бегал на склады, отыскивал недостаю щее. Оказалось, что на складе нет 400-миллиметровых бобинцев. Другой бы махнул рукой: «Нет так нет, ничего не поде лаешь». А Мотылев побывал на одном судне, на другом, обра тился к товарищам с просьбой помочь и вскоре вооружил под бору. А когда РТ-177 вышел в мо ре, старший мастер лова roto- вил траловые мешки, крылья, вставки — на случай порыва снасти все должно быть в пол ной готовности. Потом Сергей Георгиевич простукал все кух- тыли — если с трещинами, на полнятся водой, это повлияет на раскрытие трала. Не забыл Мотылев и о новом трале. Он тщательно промерил его, про считал все ячеи, ведь бывает, что число их вдруг окажется больше или меньше, и тогда крыло трала станет работать по-другому. — Да отдохни ты, Георгие вич, — говорили ему, — на Промысле виднее будет. — Ну уж нет, — отвечал Мотылев, — к лову надо гото- Новое в испытании штормтрапов На Мурманской судоверфи испытание штормовых трапов на прочность производилось ранее о помощью тяжелых и неудобных металлических чу шек. Оно занимало много вре мени. , ' Один из активных рациона лизаторов деревообрабатыва ющего цеха начальник произ водственно - распределительно го бюро Ю. М. Дуднн внес предлож енне за менить чушли специальными грузами, Они были отлиты из чугунных от ходов в ;жтеинсм цехе. Вес каждого груза 70 килограммов. Внедрение предложения тов. Дудина позволило значительно облегчить труд, повысить про изводительность. Лели раньше на испытание одного трапа требовалось три нормочаса, то теперь — два* : Принятое предложение даст экономический эффект -— око ло 500 рублей год. JVL БОЛЬШАКОВ, меха ник деревообрабатываю щего цеха судоверфи. виться заранее. Надо' преду смотреть все неожиданности. И в самом деле. Благодаря тшательной подготовке орудий лова, умению, опыту мастера первые же подъемы превзошли все надежды. На борт подни мали по три—четыре кошалки. Экипаж добыл 112 тонн рыбы при 84 по плану, а задание сле дующего рейса было перекрыто более чем в два с половиной раза. Сергей Георгиевич — один из опытнейших промысловиков Мурмана. У коммуниста Моты лева десятки учеников, кото рые уже давно плавают масте рами лова. Вот и теперь после окончания школы усовершенст вования плавсостава на РТ-177 прибыл мастер лова В. Алексе ев. Прежде он работал лишь на кораблях кормового траления, а на такое судно, как «Сулин», попал впервые. Сергей Георги евич подробно рассказа^ това рищу о своих методах работы, многое показал практически, во время вахты Алексеева выхо дил на палубу, ободрял, под сказывал. И дела у Алексеева пошли на лад. Пришел как-то на корабль молодой матрос Токомбаев, уволившийся в запас из Совет ской Армии. Парень впервые в жизни ступил на борт судна. Нелегко пришлось ему: N кач ка трепала да и работа пока залась очень трудной. Но на помощь пришли товарищи, и уж, конечно, Сергей Георгие вич. Он корректно, без навяз чивости поговорил с молодым моряком, посоветовал, как луч ше выполнить порученное дело. Сейчас Токомбаев учится в художественном училище в Рязани, но о своем корабле не забывает. На сСулин» приходят от него письма со словами бла годарности за хорошую мор скую выучку, за дружескую по мощь. Мотылев не только умелый производственник, но и настой чивый воспитатель. Много при шлось повозиться ему с Генна дием Бахваловым. Разбирали поведение матроса и на заседа нии судового комитета, членом которого был тогда Сергей Ге оргиевич, и лично беседовали. Помогло. Но ненадолго. Снова сорвался парень. И вновь Мо тылев вел беседы с Бахвало вым. Лотом Геннадия перевели па другое судно. И вот не давно он подошел к старшему мастеру лова и попросил: - Возьмите,/ Георгиевич, на свое судно. • Хорошо. Дело ты знаешь, но смотри, спуску не дам. —- Это уж верно! Знаю ваш характер. Не подведу! Т РЕБОВАТ ЕЛЬНОСТЬ — одна ч?рта характера Мотылева. Другая — внимательность к людям. Ког да погиб боцман Власов — на берегу, нелепо, будучи на охо те, члены экипажа по ини циативе старшего мастера лова оказали его семье материаль ную помощь. Мотылев, предсе датель судового комитета Лей- бович, старший кочегар Прес- нухин не раз посещали его семью, спрашивали, не нужно лн чем помочь, передавали го стинцы от членов экипажа сы ну боцмана Андрюшке. Таков уж советский чело век, упрямый в работе, отзыв чивый к людям, справедливый во всем. К. ИЛЬИН. На судоремонтном заводе 2 Мурманской судоверфи токаря Венедикта Николаеви ча Белякова с уверенностью называют в числе лучших. Он неизменно добивается успехов в социалистическом соревнова нии. На снимке: Венедикт Беля ков. Фото А. Леонтьева. Порт приписки За последнее время в местной и в центральной печати не* мало говорилось о росте простоев судов в Мурманском рыб ном порту. Руководители флотов могут привести десятки при меров, >огда в ожидании выгрузки сутками находились на рейде большие морозильные траулеры, промысловые и транс портные рефрижераторы. Это тяжелым бременем ложится на экономику предприятий. Достаточно сказать, что только со держание судов «Севрыбхолодфлота», находившихся на про стое в 1967 году, составило более 2 миллионов 100 тысяч руб лей. А если учесть все Косвенные убытки, то государству на несен ущерб до 6—7 миллионов рублей. Потребитель недопо лучил примерно 250 тысяч центнеров пищевой продукции. Почему из года в год растут простои, что нужно предпри нять для их устранения? Чтобы ответить на эти вопросы, об ратимся к цифрам, проанализируем деятельность порта. В текущем году промысловики трудятся на редкость успеш но. Сверхплановый вылов в целом по главку превышает один миллион сто тысяч центнеров. Только в первом полугодии 1968 года поток рыбы в порту возрос по сравнению с янва рем—июнем 1967 года на 32 тысячи тонн. На семнадцать судов увеличился крупнотоннажный флот, а диспропорция между ростом флота и причальной линией не ликвидирована. Плановая численность рабочих осталась почти на уровне прошлого года. И вот в этом-то и следует иска 1 ь корень зла. не порт простоя ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА Начнем с главной проблемы — проблемы кадров. Специалисты подсчитали, что только в южном районе, где обрабатываются боль шегрузные суда, недостает 140 че ловек. Почему? Рыба ищет — где глубже, а че ловек — где лучше. Пусть это звучит слишком обыденно, но та кова истина непреходящего эконо мического характера. Жизнь показывает, что руководители вы шестоящих хозяйственных органи заций забывают эту истину. Расценки таковы, что заработок грузчика в рыбном порту без уче та полярных надбавок составляет в среднем 140—1G0 рублей в ме сяц. В Мурманском торговом порту он намного выше — 210—230 руб лей. А па юге страны — r Одессе —* грузчики при лучших условиях труда зарабатывают без поясного коэффициента 170—200 рублей. Судите сами, куда пойдет рабо тать молодежь, где легче закре пит!» кадры, учитывая к тому же еще и лучшие условия обеспече ния жильем? • - Могут сказать, что порту регу лярно оказывается помощь в рабо чей силе. Направляются курсанты мореходных училищ* *матросы ре зерва и т. д. Но эта категория лю ден не имеет специальных навы- коз в производстве грузовых опе раций, чувствует себя временщи ками на производстве. Отсюда низкая производительность труда, | сокращение заработков у профес сиональных портовых рабочих* в бригады которых приходится на правлять новичков. Итак, порту нужны постоянные, хорошо обученные кадры. Чтобы решить эту проблему, следует пересмотреть условия оп латы труда грузчиков, а также планирование численности рабо чих порта. Планировать ее нужно не по го довому объему грузопереработки, а с учетом коэффициента неравно мерности подхода судов — по ко личеству единовременно обраба тываемых кораблей. При этом портовым рабочим следует устано вить гарантированные ставки (не ниже уровня достигнутой средне- сдельной зарплаты), когда они бу дут выполнять другие работы. - Данные предложения были вы сказаны зам. начальника «Сев- рыбхолодфлота» тов. Свиташевым в статье «Почему простаивают ко рабли*, опубликованной в номере «Рыбного Мурмана» за 1 марта 1968 года- В то время они оста лись незамеченными. Сейчас, спу стя полгода, кх поддерживают многие руководящие и инженер* но-технические работники порта. Думается, что на этот раз специ алисты соответствующих управле ний и отделов Министерства-рыб ного хозяйства СССР более вни мательно отнесутся к предложе ниям, поступающим снизу, ПРОСТОИ ЗАВИСЯТ НЕ ТОЛЬКО ОТ ПОРТА . .. С.-*., t~ «• Нормальная работа порта в зна чительной степени зависит от чет* кого взаимодействия с железнодо рожниками. А такого взаимодей ствия в самом полном понимании этого слова еще нет. Мурманское отделение Октябрь ской железной дороги располагает двумя пунктами по осмотру, ре монту и загрузке льдом вагонов- ледников. Эго станции Мурманск и Тайбола. При хорошей промыс ловой обстановке и большом по токе рыбы они не всегда обеспечи вают ледниками северный район порта и торговый порт. А о юж ном районе и говорить не прихо дится. Все это порождало про стои, низкие заработки и теку честь кадров. Железнодорожники станции Ко ла при существующем положении не в состоянии оказать большую помощь портовикам. Выходной путь из южного района порта вре зан в основную магистраль доро ги Мурманск —• Ленинград. А ока, как известно, загружена. Бы стро и своевременно подавать под погрузку и убирать груженые сек ции механоиоездов железнодорож ники Колы не могут. Вот почему необходимо уско рить реконструкцию станции Ко ла, быстро спроектировать и По строить обгонный путь. Отрицательно сказывается на работе порта нехватка буксиров, нефтеналивных несамоходных су дов, танкеров. Из-за этого сдер живается своевременная постанов ка кораблей к причалам, снабже ние дизельным топливом и мазу- том%сбор льяльных замазученных вод! Одна треть портового флота ежегодно находится в ремонте или в ожидании постановки в ремонт. Графики его, как правило, срыва ются. Все это приводит к большой пе регрузке, буксиров и других вспо могательных кораблей. Флот рабо тает на износ. Пополнение порто* вого флота незначительное. Нехватка нефтеналивных судов* низкие темпы строительства неф тебазы, помимо ухудшения обслуг живания промысловиков, тяже лым бременем ложатся на эконо мику предприятия. Об этом свиде тельствует только один пример. За- иервое полугодие простои желез нодорожных цистерн составили свыше 30 тысяч вагоно часов. ЗИМА НЕ ЗА ГОРАМИ Не за горами длительная запо лярная зима, но порт не подготов лен должным образом к ее встре че. Эго в первую очередь отно сится к южному району. А основ ную долю вины должны взять на себя строители. Работы по установке фидерной подстанции ведутся медленно. Ни зки темпы строительства цент ральной котельной, а на причалах отсутствуют вода и пар. Портовики не имеют бытового корпуса. , • ‘ Затягивается реконструкция ста рых причалов. Зимой, когда па Мурманск станут базироваться ко- раблн Архангельского тралового флота и Беломорской базы гос- лсва, порт будет лишен возмож ности ставить суда на отстой, ре монт, для получения снабжения к 12, 13 и 14 причалам. Большую тревогу вызывает обеспечение порта и расположен ных на его территории предприя тий рыбной промышленности во дой. Много еще у портовиков других нерешенных вопросов, связанных с подготовкой к зиме. И хотя бла гоприятное время уже упущено, нужно принять меры для выправ ления положения на тех участках, где это еще возможно. До сих пор в статье говорилось о трудностях, которые испы тывают портовики, о помощи, которая им требуется. Но и сами портовые рабочие, мастера, руководители участков, отделов и служб управления должны проявлять больше активности в борьбе за повышение производительности труда, ускорение об работки кораблей. * В порту не изжиты внутрисменные простои. Во многих слу чаях они являются следствием разного рода организационных неувязок. Не изжиты прогулы, нарушения трудовой дисципли ны. А все это сдерживает темпы обработки судов, усугубляет и без того трудное положение. Ликвидации сверхнормативных простоев судов в порту — од но кз главных условий повышения экономической эффективно сти работы промысловых и приеио-транспортного флотов, само го порта. Надо принимать неотложные меры, чтобы решить эту проблему* .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz