Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.

ПРИЗЕРЫ Ш ОЛИМПИЙСНИХ ИГР 1. Виктор Санеев (Сухуми), завоевавший золотую медаль о со­ ревнованиях по тройному прыжку. Его результат — 17 м 39 см (но­ вый мировой рекорд). 2. Борис Селицкий (Ленинград) стал олимпийским чемпионом среди штангистов среднего веса. Он повторил мировой рекорд в троеборье — 485 кг. 3. Владимир Беляев (Киев), штангист среднего веса, награжден серебряной медалью. У него результат такой же, как и у Б. Селиц- кого, но собственный вес больше на 300 граммов. 4. Антонина Окорокова, получившая серебряную медаль за прыж­ ки в высоту (180 см). 1. Янис Лусис (Рига), завоевавший золотую медаль. Он метнул копье на 90 метров 10 см (новый олимпийский рекорд). 2. Студентка Саратовского мединститута Наталья Бурда, завое­ вавшая бронзовую медаль в беге на 400 м — 52,5 секунды — новый рекорд СССР. 3. Штангист Виктор Куренцов (Москва) завоевал золотую ме­ даль, заняв 1-е место в троеборье среди тяжелоатлетов полусредне- *о веса — 475 кг. В. Куренцоч установил новый мировой рекорд в толчке — 187,5 кг. Фотохроника ТАСС, Ш.тя } тод&ремш®® л ю д я м Небольшая книжка мурман­ ского журналиста М. Тулпаа «Революция живет. Да здравст­ вует революцняЬ — живой и страстный рассказ о короткой, но яркой, как факел, жизни солда та рэволюцпи, ленинца Федора Степановича Чумбарова-Лучип ского. Его имя особо дорого мурман чанам. Одно время ои жил и ра ботал на Кольской земле. Нахо­ дился здесь недолго, а сумел ос­ тавить заметный след, сумел много сделать полезного и яуж ного людям. Сыа крестьянина, чернорабо чий, коммунист-подпольщик (в партии Федор был с 15 лет), уча­ стник баррикадных схваток с са­ модержавием, а после Великого Октября — секретарь первой « Мурманске партийно» организа­ ции, редактор газет п позт, до легат X. партийного съезда. «Ол погиб, как а жил, в ата ко», — пишет автор очерка, — погиб 23-летним. И все же успел сделать столько, что в людской памяти его неповторимая, но яр­ кая жизнь приравнена к подии гу*. Для своего очерка М. Тулин привлек обширный материал. Все, что было в печати о Чумба- рове-Лучппском, все, что сохра­ нилось в архивах, в воспоминани­ ях знавших его близко людей, было подвержено внимательному изучению и нашло в той пли иной мере свое отражение в кии- го. И хотя автор предупреждает читателя, что он дает слово до­ кументам, однако ого очерк со­ держит и отрывки из стихотворе­ ний Федора, и описание ярких эпизодов и з жи зни героя. Книга М. Тулина, которая вы­ пущена Мурманским книжным издательством под девизом «Имя, иодаренпое людям», безусловно, придется но душе читателям и в особенности молодежи. Эта кни­ га поможет многим юиотам и девушкам решить для себя важ* ньш вопрос. — «делать жпзпг, с кого». В. ЗОРИН. РЫБНЫЙ КОНВЕЙЕР В рыбхозах Молдавии приме­ няется «карповый конвейер». Суть его заключается в том, что весной в нагульные пруды вы­ пускают на доращивание двой­ ное против обычной пормы коли­ чество годовиков карпа трех ве­ совых категорий. Это позволяет в течение сезопа трижды снимать «урожай» с одной и той же пло­ щади. Выход товарной рыбы уве* личивается минимум в два раза. Новый мотод решено применить на первых порах в Глодянском и Фалештском рыбхозах, а также и нагульных прудах Молдрыб- хозстанции. М НЕ ДОВЕЛОСЬ ка иро- тяжешш болео чем де­ сяти лет жить и рабо­ тать почтп всюду, куда про­ никали советские исследова­ тели и полярппкп, изобра­ жать их труд, быт и окружа­ ющую природу. За эти годы я убедился, сколь ошибочно восприятие Заполярья сквозь «темные очки», сгущающпо мрачные краски и скрываю­ щие от взора красоту величе­ ственной и суровой природы», —• так писал в своих воспо­ минаниях художник Игорь Рубаи. Родившие!, за пять лот до Октябрьской рево л ю ц и и , Игорь Рубап впервые позна­ комился с Севером в 1944 го­ ду. Страиа, несмотря на труд­ ности военных лет, продолжа­ ет отправлять экспедиции, проводить исследования. В од­ ну из таких паучных экспеди­ ций и отправляется 32-летпий художник. Поднимаясь вверх по Лене, почти у самого выхода в Ле­ довитый океап, в небольшом селении Усть-Олепекское, ря­ дом с домом радиостанции па самом берегу члены экспеди­ ции увидели могилу. Б огра­ де из грубо отесанных тол­ стых лиственичных плах сто­ яли два креста — один новый, покрытый табличками с над­ писями, другой — старый, по­ косившийся, на нем с трудом видимые буквы: «Лейтенанту Василию Проичпщеву и его жене Марии. 1736 год». Богатое воображение ху­ дожника поразили смелость, настойчивость людей, отпра­ вившихся па утлой шлюпко в Северный Ледовитый океан. Прончищев должен был об­ следовать берега океана вплоть до Оби. Эта рискован­ ная операция закопчплась трагически для ее участников. Просто посмотреть и пройти мимо могилы отважных по­ лярников было невозможно. Депь подходил к концу, а художник писал, писал... Все, что оп узпал и читал о землепроходцах, вставало в памятп. Покрывая темной рябью многокилометро в у ю ширину оленекекпх вод, с гор тянул пронзительный, леденя­ щий ветер. Стыли руки. Сквозь ватник мерзла спива, и, казалось, порывы ветра уносят вместе с теплом тела способность двигаться и мыс­ лить. А на ясном, светлом не­ бе, как пи в чом не бывало, раскинулся веером пучок се­ ребристых лент. В ЭТОТ ДЕНЬ природа Севера, жестокая, по т а ­ кая яркая в своей поза­ бываемой красоте, вселила в художника настойчивое стре­ мление иаписать картину о первооткрывателях — о лю­ дях, которые были пионерами Северного морского пути. Ем} захотелось сделать ео так, чтобы опа стала началом це­ лого цикла работ о Северо и его освоеппи. Ворота Арктики. Север Кольского полуострова. Все здесь словно овеяно дыханием арктических шпрот. Изрозаи- ныо бухтами, круто спускают­ ся в Баренцево море скали- С Е В Е Р Г Л А З А М И ХУДОЖНИКА стые борега. Их гранитные мысы, чащо всего темпые, по иногда окрашены в голубые тона. «Среди скал Мурмана» —- так пазвал эту картину ху­ дожник. Как изваяния, словио немые свидетели прошлых во­ ков, застыли эти гигантские каменные глыбы. Картину «Шторм идет» Игорь Рубан писал, как и ос­ тальные свои вещи, прямо с натуры. Нужно было приспо­ сабливаться к качке, вовремя класть мазок, правильно схва­ тить острые моменты. Несмот­ ря на трудности, работа при­ носила радость и удовлетво­ рение. «Присматриваясь к морю, я понял разницу, — писал ху­ дожник, — между береговой волной, прозрачной, загибаю­ щейся, как стружка, с фесто­ нами пеипого кружева навер­ ху, и океанской волной — стремительно несущейся ог­ ромной пологой глыбой...* Т УНДРА. Можно часами любоваться ее мпого- цветьем. В теплые дни поверхность тундры искрится влагой тающей мерзлоты. И несмотря па то, что летное тепло прогревает почву неглу­ боко, всего на несколько сан­ тиметров, она покрыта разно­ цветным ковром мхов и ли­ шайников. Краски ее сочны и ярки. Прежде, чем родилась эта картппа, было множеству этюдов. И вот однажды, скла­ дывая очередную пачку рп- супков, художник услышал реплику; «Зря стараешься, все равно па Большой земло не поверят». — Это почему? — удивился Игорь Павлович. — Да вот мы с семьей се­ мнадцатый год в Арктике жи­ вем, а приедем в Москву, па- чпем рассказывать о здешней природе, так над нами смеют­ ся: всем, мол, известно, что Север мрачный и бесцветный. А вы, говорим, севернее Аб- рамцова сами-то куда ездили? И начинается спор... В Мурманске Игорь Рубап интересуется рассказами ста­ риков, выходивших в море иа утлых шпяках. Вместо с ры­ баками ходит на маленьких Сотах в Баренцево море. Так рождается картина «Колхоз­ ники Мурмана». С ЛЕДУЮЩЕЕ плавание к борегам Арктики столк­ нуло художника с чело­ веком наших дпей, полярным мореплавателем, капитаном Владимиром Ивановичем Во­ рониным. Умудренный жиз­ нью человек, чего-чего только но повидавший па своем воку, Воронин никогда не вал нп перед ком своего пре­ восходства. Разве иногда, чуть прищурившись, скажет о ком- нибудь: «Капитан чересчур дальнего плавания...» Таким мы и видим его на этом портрете. Словно отор­ вавшись от только что состо­ явшегося разговора, когда оп бросил пменпо эту ирониче­ скую фразу, Воронин устре­ мил взгляд далеко в море: что там? Как льды? В оле различимых морщинках у глаз и подбородка, словно лу­ чики, застыли следы улыбки. Открытое добродушное лицо свидетельствует о мягком, полном большого человеколю­ бия характере. П РИРОДА в произведени­ ях Рубана сурова, но гибелью человеку она не грозит. Связь с Большой землей, техника, которая при­ шла па помощь человеку, — все это едино и гармонично взаимосвязано. : Люди, и еще раз люди — вот пстппныо иокорители Се­ вера. Им подвластна сама сти­ хия. С этой точки зрения и можно рассматривать фраг­ менты к картине «Завоеван­ ный полюс» — портреты мо­ ториста и рыбака Ситнпкова. Материалом для этих двух портретов послужили ^ » берегов Мурмана. Вся жизнь художника на­ полнена экспедициями, аоезд- камл, походами... Игорь Рубан пишет: «Разби­ раться в непрерывном потоке впечатлений, работать подчас днем и ночью, не теряя остро­ ты восприятия, всюду успе­ вать, используя любые средст­ ва транспорта, — бе^з этого будут упущены многие инте­ ресные н важные события. Происходящее вокруг непов­ торимо, и на совести худож­ ника лежит создание летопи­ си окружающих его событий. Да, все творчество Игоря Рубана с полным цравом мож­ но пазвать яркой летописью сурового Севера. И. ЯКОВЛЕВА, А. БЕРКУТ. Прославленный полярный капитан Владимир Иванович Вороний, Репродукция с картины И. Рубана. Редактор В. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-87 «Петроза­ водск», PT-11G «Умба», РТ-165 «Траверз**, РТ-271 «Жигули*, СРТ-156, РТ 121 «Минск». ЗАВТРА: РТ-92 «Кировск», РТ-123 «Луч», РТ-138 «Абха- у к я » , СРТ-13, PC-5291, РТ 133 «Сатурн», РТ-150 «Амдерма», 30 ОКТЯБРЯ, СРЕДА Д ЕН Ь ПРОФИЛАКТИКИ 3! ОКТЯПРЯ, ЧЕТВЕРГ 10.00 — Программа передач. 10.05 —« Теленовости. 10.15 — *Радость творче­ ства* . Рассказ о юношеском коллек­ тиве Шелковского Д см а культуры» 11.15 — с По комсомолу равняем т а г » . Рапорт пионерии К азахстана . К 50-де­ ти ю ВЛКСМ. 11.39 — «Тебе, юность** 12,00 — 17.00 — Перерыв. 17.00 — * Про­ грамма передач. 17,05 — * «Глазами детей* . 17.15 — * Киножурнал. 17.23 — * с Комсомольская турбина будет!» 17.50 — * «Ленинградский б ал ет* . Те­ лефильм . I и I! серии. 18.45 — Мир со­ циали зм а . 19.30 — Первенство СССР по футболу. «Торпедо* (М ) — «Спар­ т а к * (М ). В перерыве — * Телевизион­ ные известии. 21.15 «Время* . Ин­ формационная программа. 21.45 «— * «Дневник культурной жизни» . 22.25 — * «Мастера советского музы­ кального искусства» . Л ауреат Государ­ ственной премии РСФСР Д . К абалев­ ский. • Передачи Мурманского гелеанде*. ния< Типография «Полярная правда»» г. Мурманск. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 Зак. 6380. ПП-06624.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz