Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.
ПРИЗЕРЫ Ш ОЛИМПИЙСНИХ ИГР 1. Виктор Санеев (Сухуми), завоевавший золотую медаль о со ревнованиях по тройному прыжку. Его результат — 17 м 39 см (но вый мировой рекорд). 2. Борис Селицкий (Ленинград) стал олимпийским чемпионом среди штангистов среднего веса. Он повторил мировой рекорд в троеборье — 485 кг. 3. Владимир Беляев (Киев), штангист среднего веса, награжден серебряной медалью. У него результат такой же, как и у Б. Селиц- кого, но собственный вес больше на 300 граммов. 4. Антонина Окорокова, получившая серебряную медаль за прыж ки в высоту (180 см). 1. Янис Лусис (Рига), завоевавший золотую медаль. Он метнул копье на 90 метров 10 см (новый олимпийский рекорд). 2. Студентка Саратовского мединститута Наталья Бурда, завое вавшая бронзовую медаль в беге на 400 м — 52,5 секунды — новый рекорд СССР. 3. Штангист Виктор Куренцов (Москва) завоевал золотую ме даль, заняв 1-е место в троеборье среди тяжелоатлетов полусредне- *о веса — 475 кг. В. Куренцоч установил новый мировой рекорд в толчке — 187,5 кг. Фотохроника ТАСС, Ш.тя } тод&ремш®® л ю д я м Небольшая книжка мурман ского журналиста М. Тулпаа «Революция живет. Да здравст вует революцняЬ — живой и страстный рассказ о короткой, но яркой, как факел, жизни солда та рэволюцпи, ленинца Федора Степановича Чумбарова-Лучип ского. Его имя особо дорого мурман чанам. Одно время ои жил и ра ботал на Кольской земле. Нахо дился здесь недолго, а сумел ос тавить заметный след, сумел много сделать полезного и яуж ного людям. Сыа крестьянина, чернорабо чий, коммунист-подпольщик (в партии Федор был с 15 лет), уча стник баррикадных схваток с са модержавием, а после Великого Октября — секретарь первой « Мурманске партийно» организа ции, редактор газет п позт, до легат X. партийного съезда. «Ол погиб, как а жил, в ата ко», — пишет автор очерка, — погиб 23-летним. И все же успел сделать столько, что в людской памяти его неповторимая, но яр кая жизнь приравнена к подии гу*. Для своего очерка М. Тулин привлек обширный материал. Все, что было в печати о Чумба- рове-Лучппском, все, что сохра нилось в архивах, в воспоминани ях знавших его близко людей, было подвержено внимательному изучению и нашло в той пли иной мере свое отражение в кии- го. И хотя автор предупреждает читателя, что он дает слово до кументам, однако ого очерк со держит и отрывки из стихотворе ний Федора, и описание ярких эпизодов и з жи зни героя. Книга М. Тулина, которая вы пущена Мурманским книжным издательством под девизом «Имя, иодаренпое людям», безусловно, придется но душе читателям и в особенности молодежи. Эта кни га поможет многим юиотам и девушкам решить для себя важ* ньш вопрос. — «делать жпзпг, с кого». В. ЗОРИН. РЫБНЫЙ КОНВЕЙЕР В рыбхозах Молдавии приме няется «карповый конвейер». Суть его заключается в том, что весной в нагульные пруды вы пускают на доращивание двой ное против обычной пормы коли чество годовиков карпа трех ве совых категорий. Это позволяет в течение сезопа трижды снимать «урожай» с одной и той же пло щади. Выход товарной рыбы уве* личивается минимум в два раза. Новый мотод решено применить на первых порах в Глодянском и Фалештском рыбхозах, а также и нагульных прудах Молдрыб- хозстанции. М НЕ ДОВЕЛОСЬ ка иро- тяжешш болео чем де сяти лет жить и рабо тать почтп всюду, куда про никали советские исследова тели и полярппкп, изобра жать их труд, быт и окружа ющую природу. За эти годы я убедился, сколь ошибочно восприятие Заполярья сквозь «темные очки», сгущающпо мрачные краски и скрываю щие от взора красоту величе ственной и суровой природы», —• так писал в своих воспо минаниях художник Игорь Рубаи. Родившие!, за пять лот до Октябрьской рево л ю ц и и , Игорь Рубап впервые позна комился с Севером в 1944 го ду. Страиа, несмотря на труд ности военных лет, продолжа ет отправлять экспедиции, проводить исследования. В од ну из таких паучных экспеди ций и отправляется 32-летпий художник. Поднимаясь вверх по Лене, почти у самого выхода в Ле довитый океап, в небольшом селении Усть-Олепекское, ря дом с домом радиостанции па самом берегу члены экспеди ции увидели могилу. Б огра де из грубо отесанных тол стых лиственичных плах сто яли два креста — один новый, покрытый табличками с над писями, другой — старый, по косившийся, на нем с трудом видимые буквы: «Лейтенанту Василию Проичпщеву и его жене Марии. 1736 год». Богатое воображение ху дожника поразили смелость, настойчивость людей, отпра вившихся па утлой шлюпко в Северный Ледовитый океан. Прончищев должен был об следовать берега океана вплоть до Оби. Эта рискован ная операция закопчплась трагически для ее участников. Просто посмотреть и пройти мимо могилы отважных по лярников было невозможно. Депь подходил к концу, а художник писал, писал... Все, что оп узпал и читал о землепроходцах, вставало в памятп. Покрывая темной рябью многокилометро в у ю ширину оленекекпх вод, с гор тянул пронзительный, леденя щий ветер. Стыли руки. Сквозь ватник мерзла спива, и, казалось, порывы ветра уносят вместе с теплом тела способность двигаться и мыс лить. А на ясном, светлом не бе, как пи в чом не бывало, раскинулся веером пучок се ребристых лент. В ЭТОТ ДЕНЬ природа Севера, жестокая, по т а кая яркая в своей поза бываемой красоте, вселила в художника настойчивое стре мление иаписать картину о первооткрывателях — о лю дях, которые были пионерами Северного морского пути. Ем} захотелось сделать ео так, чтобы опа стала началом це лого цикла работ о Северо и его освоеппи. Ворота Арктики. Север Кольского полуострова. Все здесь словно овеяно дыханием арктических шпрот. Изрозаи- ныо бухтами, круто спускают ся в Баренцево море скали- С Е В Е Р Г Л А З А М И ХУДОЖНИКА стые борега. Их гранитные мысы, чащо всего темпые, по иногда окрашены в голубые тона. «Среди скал Мурмана» —- так пазвал эту картину ху дожник. Как изваяния, словио немые свидетели прошлых во ков, застыли эти гигантские каменные глыбы. Картину «Шторм идет» Игорь Рубан писал, как и ос тальные свои вещи, прямо с натуры. Нужно было приспо сабливаться к качке, вовремя класть мазок, правильно схва тить острые моменты. Несмот ря на трудности, работа при носила радость и удовлетво рение. «Присматриваясь к морю, я понял разницу, — писал ху дожник, — между береговой волной, прозрачной, загибаю щейся, как стружка, с фесто нами пеипого кружева навер ху, и океанской волной — стремительно несущейся ог ромной пологой глыбой...* Т УНДРА. Можно часами любоваться ее мпого- цветьем. В теплые дни поверхность тундры искрится влагой тающей мерзлоты. И несмотря па то, что летное тепло прогревает почву неглу боко, всего на несколько сан тиметров, она покрыта разно цветным ковром мхов и ли шайников. Краски ее сочны и ярки. Прежде, чем родилась эта картппа, было множеству этюдов. И вот однажды, скла дывая очередную пачку рп- супков, художник услышал реплику; «Зря стараешься, все равно па Большой земло не поверят». — Это почему? — удивился Игорь Павлович. — Да вот мы с семьей се мнадцатый год в Арктике жи вем, а приедем в Москву, па- чпем рассказывать о здешней природе, так над нами смеют ся: всем, мол, известно, что Север мрачный и бесцветный. А вы, говорим, севернее Аб- рамцова сами-то куда ездили? И начинается спор... В Мурманске Игорь Рубап интересуется рассказами ста риков, выходивших в море иа утлых шпяках. Вместо с ры баками ходит на маленьких Сотах в Баренцево море. Так рождается картина «Колхоз ники Мурмана». С ЛЕДУЮЩЕЕ плавание к борегам Арктики столк нуло художника с чело веком наших дпей, полярным мореплавателем, капитаном Владимиром Ивановичем Во рониным. Умудренный жиз нью человек, чего-чего только но повидавший па своем воку, Воронин никогда не вал нп перед ком своего пре восходства. Разве иногда, чуть прищурившись, скажет о ком- нибудь: «Капитан чересчур дальнего плавания...» Таким мы и видим его на этом портрете. Словно отор вавшись от только что состо явшегося разговора, когда оп бросил пменпо эту ирониче скую фразу, Воронин устре мил взгляд далеко в море: что там? Как льды? В оле различимых морщинках у глаз и подбородка, словно лу чики, застыли следы улыбки. Открытое добродушное лицо свидетельствует о мягком, полном большого человеколю бия характере. П РИРОДА в произведени ях Рубана сурова, но гибелью человеку она не грозит. Связь с Большой землей, техника, которая при шла па помощь человеку, — все это едино и гармонично взаимосвязано. : Люди, и еще раз люди — вот пстппныо иокорители Се вера. Им подвластна сама сти хия. С этой точки зрения и можно рассматривать фраг менты к картине «Завоеван ный полюс» — портреты мо ториста и рыбака Ситнпкова. Материалом для этих двух портретов послужили ^ » берегов Мурмана. Вся жизнь художника на полнена экспедициями, аоезд- камл, походами... Игорь Рубан пишет: «Разби раться в непрерывном потоке впечатлений, работать подчас днем и ночью, не теряя остро ты восприятия, всюду успе вать, используя любые средст ва транспорта, — бе^з этого будут упущены многие инте ресные н важные события. Происходящее вокруг непов торимо, и на совести худож ника лежит создание летопи си окружающих его событий. Да, все творчество Игоря Рубана с полным цравом мож но пазвать яркой летописью сурового Севера. И. ЯКОВЛЕВА, А. БЕРКУТ. Прославленный полярный капитан Владимир Иванович Вороний, Репродукция с картины И. Рубана. Редактор В. В. МИХАЙЛОВСКИЙ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ПРИХОД: РТ-87 «Петроза водск», PT-11G «Умба», РТ-165 «Траверз**, РТ-271 «Жигули*, СРТ-156, РТ 121 «Минск». ЗАВТРА: РТ-92 «Кировск», РТ-123 «Луч», РТ-138 «Абха- у к я » , СРТ-13, PC-5291, РТ 133 «Сатурн», РТ-150 «Амдерма», 30 ОКТЯБРЯ, СРЕДА Д ЕН Ь ПРОФИЛАКТИКИ 3! ОКТЯПРЯ, ЧЕТВЕРГ 10.00 — Программа передач. 10.05 —« Теленовости. 10.15 — *Радость творче ства* . Рассказ о юношеском коллек тиве Шелковского Д см а культуры» 11.15 — с По комсомолу равняем т а г » . Рапорт пионерии К азахстана . К 50-де ти ю ВЛКСМ. 11.39 — «Тебе, юность** 12,00 — 17.00 — Перерыв. 17.00 — * Про грамма передач. 17,05 — * «Глазами детей* . 17.15 — * Киножурнал. 17.23 — * с Комсомольская турбина будет!» 17.50 — * «Ленинградский б ал ет* . Те лефильм . I и I! серии. 18.45 — Мир со циали зм а . 19.30 — Первенство СССР по футболу. «Торпедо* (М ) — «Спар т а к * (М ). В перерыве — * Телевизион ные известии. 21.15 «Время* . Ин формационная программа. 21.45 «— * «Дневник культурной жизни» . 22.25 — * «Мастера советского музы кального искусства» . Л ауреат Государ ственной премии РСФСР Д . К абалев ский. • Передачи Мурманского гелеанде*. ния< Типография «Полярная правда»» г. Мурманск. «РЫБНЫЙ МУРМАН» Индекс 55654 Зак. 6380. ПП-06624.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz