Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.
П Е Р Е Д Э К С П Е Д И Ц И Е Й НА ДЖ О РДЖ ЕС -БАНКУ (Окончание. Нач. на 1-й стр.). В апреле—июне на Джорджес-банке втояли сплош ные туманы, что сдерживало промысел. Достаточно Сказать, что радиолокационная станция на каждом Судне отработала по 1500—1600 часов. Определение места судна велось в основном по счи слению сугубо приближенно, так как скорость и на* правление течений не учитывались. Ввиду этого моря ки часто теряли концентрации, много времени трати Ли на поиск, оставались без улова. Крайней необходи мостью является установка на плавбазах, поисковых ♦удах, а также на некоторых промысловых кораблях приборов для автоматического определения мест суд на по известным системам. Эти приборы позволят по мимо навигационных целей проследить движение объ екта лова, скорость и направление течений. Вопрос о внедрении на флоте таких приборов поднимается ежегодно, и его пора решать. Отрицательно на ход промысла сказалось также от сутствие поискового судна. В дальнейшем необходимо планировать направление на Джорджесбанку такого Корабля с новейшей поисковой, электрорадионавига- Ционной аппаратурой и кошельковым неводом для об* «лужнвания группы промысловых судов. Учитывая сложность работы на Джорджес-банке, в первую очередь экипажи СРТ-Р приступили к отра ботке техника лова. Раньше считалось, что ни в коем Случае нельзя производить начало выметки кошелька jro ветру, так как неизбежен аварийный замет. В те- —'.чение экспедиции на Дальнем Западе господствовали ветры от южных румбов, а скумбрия и сельдь продви гались к северу и северо-востоку. Поэтому заметы при шлось делать по .ветру и с полным ходом. При таком ко- шельковании происходит сильное затопление верхней подборы невода, и есть полная вероятность выхода улова через верх. Ликвидировать этот недостаток уда лось за счет пиротехники, которую бросали в образо вавшиеся «ворота», и шлюпки-ледянки, которая ходила у затопленной подборы, отпугивая рыбу в центр нево да. При работе на Джорджес-банке такая шлюпка с мотором необходима. При заметах в штилевую погоду, заметах по ветру в авариях с орудиями лова, кроме отпугивания улова, требуется шлюпка для буксировки судна. На мой взгляд, давно пора установить на место демонтирован ной спасательной шлюпки по левому борту СРТ-Р ка тер с мотором мощностью 40—60 лошадиных сил с по исковым прибором и ПВУ.. Анализируя имевшиеся случаи аварий орудий лова, приходишь к вызоду, что основной причиной их по служило незнание условий промысла в этом районе. Однако были и досадные аварии при работе ночыо и в туман, которые объясняются отсутствием светящих* *я буйков и отражателей. Промысел на Джорджес-банке сопровождался гати* аевыми погодами. Всего из-за .свежей погоды экипажи потеряли И суток. Но имей они более совершенный промысловый механизм для выборки невода, заметы в 8ти дни можно было бы делать. Установленные на на ших траулерах силовые блоки быстро изнашивают не- Вода и пригодны для работы до 4 баллов. Но норвеж ские, датские, немецкие, исландские, канадские и суда других стран в течение двух лет вооружаются уже не водовыборочными машинами, которые практически ве влияют на износ невода и позволяют производить Выборку его при волнении моря 6—7 баллов. Техниче- - ц к а я документация, принцип работы, фотографии этих ^вводовыборочных машин были известны нашим конструкторам два года назад. Однако работ в этом Направлении не ведется до сих пор. t Неоднократно ставили вопрос о совершенствовании промысловой схемы. Перед новой экспедицией необ ходимо устранить на судах следующие недостатки. Во- первых, надо заменить носовую траловую дугу на новую конструкцию «Гипрорыбфлота». Если это будет сдела но, уменьшится износ колец и троса, ликвидируется намотка дели на стяжной и уменьшится нагрузка на лебедку. В крайнем случае надо реконструировать су ществующую. Далее во избежание травматизма моря ков разъемными кольцами в период выборки невода установить парусиновый лоток между выборочным и укладочным блоками. В-третьих, следует совершенст* вовать и усилить носовой выстрел для колец, который при обильных уловах прогибается и самопроизвольно отдает кольца. Раструб кормового выстрела для колец еделать большего диаметра с учетом прохода в него стопорного кольца диаметром 140 миллиметров. Пус- ко-регулировочное устройство силовых блоков перене сти на верхний мостик. Практика работы показала, что конструкция ко шелькового невода и его параметры (640x120 метров) в основном отвечают условиям промысла. По выходу в рейс СРТ-Р-722 был снабжен неводом размером 640x90 метров, а СРТ-Р №№ 704 и 707 — неводами 640x120 метров. Продолжительное время семьсот двадцать вто рой находился в пролове. После увеличения высоты невода уловы резко улучшились. Применительно к работе на Джорджес-банке надо изменить в неводе крепление уздечек, увеличить ос настку верхней подборы, косынки, а поддоны делать иэ дели с ячеей не более 40 миллиметров, стяжные тросы ставить 19—20,5 миллиметра. Стяжные кольца надо изготовлять иэ нержавеющей стали, верхнюю и ниж нюю опушку невода заменить на более прочную. Чтобы не нарушать принцип самозатопленин нево да, надо увеличить плав верхней подборы и сделать его съемным. Осуществить это можно за счет креп ления на верхней подборе 20—30 штук сетных цилин дров размером 500x200 из дели 34/72 — 40 мм, в кото рые поместить резиновые камеры дрифтерных буев. Метод испытан, результаты положительны. Наиболее отстающим звепом при работе на кошель ковом промысле на Джорджес-банке является обработ ка уловов. Особую трудность представляет обработка сельди летом в тех условиях, когда температура воз духа и воды в отдельные годы достигает плюс 20—23 градусов. При обильных уловах важную роль играет высокая производительность обработки и надежная сохран ность сельди при аккумуляции. В начале апреля и на чале мая облавлппались концентрации тощей (7—8 процентов жирности), активно питающейся сельди. Уловы преобладали до 30—40 тонн на замет. Именно в этот период много сельди было сдано в утиль. Моря ки производственного рефрижератора «С. Василисин», который обслуживал нашу группу, пе рисковали ак кумулировать много калянуснон сельди, а принимали ео из певода, ориентируясь по производительности мо розильных камер. В результате улов 30—40 тонн сда вался на базу 7—10 часов, а на других судах за этот период рыба портилась. В июне, когда облавливали малокалянусную сельдь, уловы сохранялись в неводе значительно дольше. В этот период на ПР «Сергей Василисин» и СРТ Р мож но было сохранить улов в 50—70 тонп. Первые за сче? охлаждаемых аккумуляционных емкостей, а вторые — ва счет рефрижераторной установки, работавшей ва один кормовой трюм, в котором поддерживалась температура минус 1 градус. Я по-прежнему остаюсь на позиции, защищая идею создания танкерного флота для приема рыбы, который обеспечит аккумуляцию и сохранность улова в период интенсивного промысла, обеспечит стабильную загруз ку плавбаз и резко повысит добычу. Танкер, оснащен ный высокопроизводительной рыбонасосной установ кой и бункерами, позволяющими аккумулировать и сохранять улов в течение 3—5 дней, крайне необходим для океаническою кошелькового промысла. Кошельковая группа судов нашего флота в марте — апреле работала в одних районах с группой кораблей Латвийского рыбакколхозсоюза. В этот период на ло ву находились их СРТ-Р №№ 9007 и 9009, экипа жи которых имели кошельковые невода, но промыш ляли тралами, так как считали, что «кошельки» на Джорджес-банке применить нельзя. При первых ус пехах наших кошельковистов они, получив необхо димую консультацию и помощь, приступили к про мыслу неводами. В мае на промысел прибыли СРТ-Р №№ 724, 725 на шего флота и два судна иэ Германской Демократиче ской Республики, вооруженные кошельковыми нево дами. Все суда работали одним отрядом. Представи лась возможность более обширного, тщательного поис ка. Экипажи начали работать более производительно. Для оперативности капитаны кошельковой группы кораблей проводили советы по радио четыре ра за в сутки. Кроме того, постоянно была открыта связь по станции УКВ — «Корабль-2». Мы же имели «Ака цию». Это создавало неудобство. Необходимо на 2—3 судах «Севрыбы», переоборудованных под кошелько вый лов, установить «Корабль-2», чтобы имелась воз можность прослушивать советы балтийских рыбаков. Экипажи нашей группы судов закончили промысел на Джорджес-банке с перевыполнением плана в иол- тора—два раза. Моряки Пионерской БОРФ и рыбаки судов ГДР рейсовых заданий не выполнили. Нам неод нократно приходилось оказывать помощь им, но мы не могли компенсировать те недостатки в организации работы, которые у них были. В частности, коллектив СРТ «Всегда готов» из ГДР потерял невод при эадеве о потопленное судно, а моряки «Юного пионера» име ли трудности с обработкой улова. Наилучших результатов добился экипаж СРТ-Р-704, возглавляемый капитаном В. П. Богатыревым. Вылов за рейс у него составил 13680 центнеров. Моряки этого траулера первыми освоили район, отработали всю экс педицию безаварийно. Очень важным считаю, что в апреле, когда промысловая обстановка для кошелько- * вого лова была непонятной и трудной, когда коллек тивы СРТ № №707, 722, 9007. 9009 перешли на трало вый лов, экипаж семьсот четвертого показал выдерж ку и уверенность в успехе работы кошельковыми не водами на Джорджес-банке, первым отыскан снопле* ние сельди, и освоил лов ее «кошельком». Результаты первой экспедиции судов-кошелькови- стов на Дальний Запад позволяют сделать вывод, что промысел там даже в сложных гпдрометеорологпче* ских условиях, наблюдавшихся с марта по июнь, осво ен. В дальнейшем необходимо более широкое разви тие кошелькового лова в течение всего года. Учитывая хорчшую сырьевую базу, считаю: на Дальнем Западе добыча сельди «кошельком» будет продуктивней, чем в Норвежском море. Для большей вероятности успеха считаю, что группа судов должна отправиться на Джорджес банку не позднее 15 января. Причем оля должны быть вооружены щитковыми траламп и ко* шелькоными неводами, которыми можно успешно промышлять в феврале—млрте, а в апреле—июле только неводом. Для того, чтобы суда-кошельковисты могли работать успешно, требуется помощь работников отделов главка «Севрыба». В частности, следует с кошельковой груп пой судов направить поисковый корабль от промраз ведки, оснащенный поисковой н электрорадионавпга? ционной аппаратурой и кошельковым неводом. Иеоб* ходимо командировать специалиста по добыче и капи тана на Дальний Восток для изучения опыта работы на больших течениях в период с августа по сентябрь, Следует также ввести в штат наставников опытного капитана и акустика для обслуживания кошельковой группы судов. Добиться выполнения заказа на изго товление ламп-вспышек для отпугивания рыбы при выходе ее ив невода. А. МОСИЕГГпО, инженер-наставник по добыче рыбы «Мурмансельди». Николай Негров трудится на специализированном участке ПО об* работке цилиндровых втулок я двигателям внутреннего Сгорания, что идут на рыболовные суда. Коллектив, в котором работает пере* довои токарь Кандалакшского механического аавода, готовит до стойные подарки 100-летию £0 дня рождения В. И. Ленина. Фото А» Врысова. У САМОГО МОРЯ СТУДЕНОГО Немного истории, В двадцатых годах на восточном побережье Баренцева моря были созданы тринадцать береговых рыбопри емных пунктов. Наиболее круп ные из них находились в стано- ыицах Восточная Лица, Рында, Гаврилово, Териберка и ва ост рове Кильдин. Рыбоприемные пункты не име ли никакой механизации. Вы грузка уловов рыбы с парусных ел и карбасов производилась с помощью ручного колеса. Рыба поступала на причалы неразде ленной, обрабатывалась вручную и транспортировалась с помощью одноколесной тачки. Готовая продукция вывозилась на парус ных судах грузоподъемностью до двухсот тони. Добывали тогда рыбу сезонно, главным образом летом, Рыба ки были в основном приезжие, из Архангельской области и Ка релии. В сентябре, после оконча ния промысла, они возвращались в родные места, Т< 'олько с организацией рыболо вецких колхозов лов рыбы стал круглогодичным И механизиро ванным. В 1928 году в Лодейном открылась факторшь е нееролыю позже там построили рыбозавод. Прошли годы, и он превратился в довольно крупное рыбообраба тывающее предприятие. Сейчас здесь основные трудоемкие рабо ты механизированы. Подача ры бы с промыслового судна до по- сольных чанов производится с по мощью ленточных транспортеров. Протяженность их более четы рехсот метров. Для уборки готовой рыбы име ется механическая линия, в ко торую входят ленточные транс портеры, роторная мойка, роль ганговая линия, электропресс, гидропресс и гидрокупор. Для перевозки готовой продук ции и полуфабриката применя ются аккумуляторные подъемни ки. Погрузочно-разгрузочные ра боты выполняются тремя грузо подъемными кранами. Недавно получен новый, более мощный кран. Построен утепленный убо рочный цех. Завод электрифици рован, имеются трубопроводы для подачи пресной и морской Воды. С ростом вавода вырос и его коллектив. Закрепились опытные кадры рабочих и инженерно-тех- т ш работников. У пае мно го передовиков производства. И среди них Г. В. Андреев, Е. Ц Будилова, Г. М. Горновитова* А. Г. Клищенков, Н. А. Фасихова^ Л. А. Подгорная, слесарь-электро* сварщик Ю. Г. Виноградов, еле* сарь-наладчик В. А. Москалюк. Нельзя Ее отметить и наших молодых специалистов — смен ных мастеров комсомолок Ни ны Поддуваловой, Елены Юрке- вич и техника-технолога Марии Кирилловны Петренко. Они дела ют все для того, чтобы коллектив завода успешно выполнял про изводственное задание. Труженики завода успешно со ревнуются за досрочное выпол нение пятилетнего плана, за до стойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. 5 сентября коллектив завершил годовое задание по приемке ры бы и 23 сентября выполнил годо вой план по выпуску готовой продукции. Коллектив завода борется за почетное звание коллектива ком мунистического труда. С. ДРЕСВЯНКИН, директор Териберского рыбо завода.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz