Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.

П Е Р Е Д Э К С П Е Д И Ц И Е Й НА ДЖ О РДЖ ЕС -БАНКУ (Окончание. Нач. на 1-й стр.). В апреле—июне на Джорджес-банке втояли сплош­ ные туманы, что сдерживало промысел. Достаточно Сказать, что радиолокационная станция на каждом Судне отработала по 1500—1600 часов. Определение места судна велось в основном по счи­ слению сугубо приближенно, так как скорость и на* правление течений не учитывались. Ввиду этого моря­ ки часто теряли концентрации, много времени трати Ли на поиск, оставались без улова. Крайней необходи­ мостью является установка на плавбазах, поисковых ♦удах, а также на некоторых промысловых кораблях приборов для автоматического определения мест суд­ на по известным системам. Эти приборы позволят по­ мимо навигационных целей проследить движение объ­ екта лова, скорость и направление течений. Вопрос о внедрении на флоте таких приборов поднимается ежегодно, и его пора решать. Отрицательно на ход промысла сказалось также от­ сутствие поискового судна. В дальнейшем необходимо планировать направление на Джорджесбанку такого Корабля с новейшей поисковой, электрорадионавига- Ционной аппаратурой и кошельковым неводом для об* «лужнвания группы промысловых судов. Учитывая сложность работы на Джорджес-банке, в первую очередь экипажи СРТ-Р приступили к отра­ ботке техника лова. Раньше считалось, что ни в коем Случае нельзя производить начало выметки кошелька jro ветру, так как неизбежен аварийный замет. В те- —'.чение экспедиции на Дальнем Западе господствовали ветры от южных румбов, а скумбрия и сельдь продви­ гались к северу и северо-востоку. Поэтому заметы при­ шлось делать по .ветру и с полным ходом. При таком ко- шельковании происходит сильное затопление верхней подборы невода, и есть полная вероятность выхода улова через верх. Ликвидировать этот недостаток уда­ лось за счет пиротехники, которую бросали в образо­ вавшиеся «ворота», и шлюпки-ледянки, которая ходила у затопленной подборы, отпугивая рыбу в центр нево­ да. При работе на Джорджес-банке такая шлюпка с мотором необходима. При заметах в штилевую погоду, заметах по ветру в авариях с орудиями лова, кроме отпугивания улова, требуется шлюпка для буксировки судна. На мой взгляд, давно пора установить на место демонтирован­ ной спасательной шлюпки по левому борту СРТ-Р ка­ тер с мотором мощностью 40—60 лошадиных сил с по­ исковым прибором и ПВУ.. Анализируя имевшиеся случаи аварий орудий лова, приходишь к вызоду, что основной причиной их по­ служило незнание условий промысла в этом районе. Однако были и досадные аварии при работе ночыо и в туман, которые объясняются отсутствием светящих* *я буйков и отражателей. Промысел на Джорджес-банке сопровождался гати* аевыми погодами. Всего из-за .свежей погоды экипажи потеряли И суток. Но имей они более совершенный промысловый механизм для выборки невода, заметы в 8ти дни можно было бы делать. Установленные на на­ ших траулерах силовые блоки быстро изнашивают не- Вода и пригодны для работы до 4 баллов. Но норвеж­ ские, датские, немецкие, исландские, канадские и суда других стран в течение двух лет вооружаются уже не­ водовыборочными машинами, которые практически ве влияют на износ невода и позволяют производить Выборку его при волнении моря 6—7 баллов. Техниче- - ц к а я документация, принцип работы, фотографии этих ^вводовыборочных машин были известны нашим конструкторам два года назад. Однако работ в этом Направлении не ведется до сих пор. t Неоднократно ставили вопрос о совершенствовании промысловой схемы. Перед новой экспедицией необ­ ходимо устранить на судах следующие недостатки. Во- первых, надо заменить носовую траловую дугу на новую конструкцию «Гипрорыбфлота». Если это будет сдела­ но, уменьшится износ колец и троса, ликвидируется намотка дели на стяжной и уменьшится нагрузка на лебедку. В крайнем случае надо реконструировать су­ ществующую. Далее во избежание травматизма моря­ ков разъемными кольцами в период выборки невода установить парусиновый лоток между выборочным и укладочным блоками. В-третьих, следует совершенст* вовать и усилить носовой выстрел для колец, который при обильных уловах прогибается и самопроизвольно отдает кольца. Раструб кормового выстрела для колец еделать большего диаметра с учетом прохода в него стопорного кольца диаметром 140 миллиметров. Пус- ко-регулировочное устройство силовых блоков перене­ сти на верхний мостик. Практика работы показала, что конструкция ко­ шелькового невода и его параметры (640x120 метров) в основном отвечают условиям промысла. По выходу в рейс СРТ-Р-722 был снабжен неводом размером 640x90 метров, а СРТ-Р №№ 704 и 707 — неводами 640x120 метров. Продолжительное время семьсот двадцать вто­ рой находился в пролове. После увеличения высоты невода уловы резко улучшились. Применительно к работе на Джорджес-банке надо изменить в неводе крепление уздечек, увеличить ос­ настку верхней подборы, косынки, а поддоны делать иэ дели с ячеей не более 40 миллиметров, стяжные тросы ставить 19—20,5 миллиметра. Стяжные кольца надо изготовлять иэ нержавеющей стали, верхнюю и ниж­ нюю опушку невода заменить на более прочную. Чтобы не нарушать принцип самозатопленин нево­ да, надо увеличить плав верхней подборы и сделать его съемным. Осуществить это можно за счет креп­ ления на верхней подборе 20—30 штук сетных цилин­ дров размером 500x200 из дели 34/72 — 40 мм, в кото­ рые поместить резиновые камеры дрифтерных буев. Метод испытан, результаты положительны. Наиболее отстающим звепом при работе на кошель­ ковом промысле на Джорджес-банке является обработ­ ка уловов. Особую трудность представляет обработка сельди летом в тех условиях, когда температура воз­ духа и воды в отдельные годы достигает плюс 20—23 градусов. При обильных уловах важную роль играет высокая производительность обработки и надежная сохран­ ность сельди при аккумуляции. В начале апреля и на­ чале мая облавлппались концентрации тощей (7—8 процентов жирности), активно питающейся сельди. Уловы преобладали до 30—40 тонн на замет. Именно в этот период много сельди было сдано в утиль. Моря­ ки производственного рефрижератора «С. Василисин», который обслуживал нашу группу, пе рисковали ак­ кумулировать много калянуснон сельди, а принимали ео из певода, ориентируясь по производительности мо­ розильных камер. В результате улов 30—40 тонн сда­ вался на базу 7—10 часов, а на других судах за этот период рыба портилась. В июне, когда облавливали малокалянусную сельдь, уловы сохранялись в неводе значительно дольше. В этот период на ПР «Сергей Василисин» и СРТ Р мож­ но было сохранить улов в 50—70 тонп. Первые за сче? охлаждаемых аккумуляционных емкостей, а вторые — ва счет рефрижераторной установки, работавшей ва один кормовой трюм, в котором поддерживалась температура минус 1 градус. Я по-прежнему остаюсь на позиции, защищая идею создания танкерного флота для приема рыбы, который обеспечит аккумуляцию и сохранность улова в период интенсивного промысла, обеспечит стабильную загруз­ ку плавбаз и резко повысит добычу. Танкер, оснащен­ ный высокопроизводительной рыбонасосной установ­ кой и бункерами, позволяющими аккумулировать и сохранять улов в течение 3—5 дней, крайне необходим для океаническою кошелькового промысла. Кошельковая группа судов нашего флота в марте — апреле работала в одних районах с группой кораблей Латвийского рыбакколхозсоюза. В этот период на ло­ ву находились их СРТ-Р №№ 9007 и 9009, экипа­ жи которых имели кошельковые невода, но промыш­ ляли тралами, так как считали, что «кошельки» на Джорджес-банке применить нельзя. При первых ус­ пехах наших кошельковистов они, получив необхо­ димую консультацию и помощь, приступили к про­ мыслу неводами. В мае на промысел прибыли СРТ-Р №№ 724, 725 на­ шего флота и два судна иэ Германской Демократиче­ ской Республики, вооруженные кошельковыми нево­ дами. Все суда работали одним отрядом. Представи­ лась возможность более обширного, тщательного поис­ ка. Экипажи начали работать более производительно. Для оперативности капитаны кошельковой группы кораблей проводили советы по радио четыре ра­ за в сутки. Кроме того, постоянно была открыта связь по станции УКВ — «Корабль-2». Мы же имели «Ака­ цию». Это создавало неудобство. Необходимо на 2—3 судах «Севрыбы», переоборудованных под кошелько­ вый лов, установить «Корабль-2», чтобы имелась воз­ можность прослушивать советы балтийских рыбаков. Экипажи нашей группы судов закончили промысел на Джорджес-банке с перевыполнением плана в иол- тора—два раза. Моряки Пионерской БОРФ и рыбаки судов ГДР рейсовых заданий не выполнили. Нам неод­ нократно приходилось оказывать помощь им, но мы не могли компенсировать те недостатки в организации работы, которые у них были. В частности, коллектив СРТ «Всегда готов» из ГДР потерял невод при эадеве о потопленное судно, а моряки «Юного пионера» име­ ли трудности с обработкой улова. Наилучших результатов добился экипаж СРТ-Р-704, возглавляемый капитаном В. П. Богатыревым. Вылов за рейс у него составил 13680 центнеров. Моряки этого траулера первыми освоили район, отработали всю экс­ педицию безаварийно. Очень важным считаю, что в апреле, когда промысловая обстановка для кошелько- * вого лова была непонятной и трудной, когда коллек­ тивы СРТ № №707, 722, 9007. 9009 перешли на трало­ вый лов, экипаж семьсот четвертого показал выдерж­ ку и уверенность в успехе работы кошельковыми не­ водами на Джорджес-банке, первым отыскан снопле* ние сельди, и освоил лов ее «кошельком». Результаты первой экспедиции судов-кошелькови- стов на Дальний Запад позволяют сделать вывод, что промысел там даже в сложных гпдрометеорологпче* ских условиях, наблюдавшихся с марта по июнь, осво­ ен. В дальнейшем необходимо более широкое разви­ тие кошелькового лова в течение всего года. Учитывая хорчшую сырьевую базу, считаю: на Дальнем Западе добыча сельди «кошельком» будет продуктивней, чем в Норвежском море. Для большей вероятности успеха считаю, что группа судов должна отправиться на Джорджес банку не позднее 15 января. Причем оля должны быть вооружены щитковыми траламп и ко* шелькоными неводами, которыми можно успешно промышлять в феврале—млрте, а в апреле—июле только неводом. Для того, чтобы суда-кошельковисты могли работать успешно, требуется помощь работников отделов главка «Севрыба». В частности, следует с кошельковой груп­ пой судов направить поисковый корабль от промраз­ ведки, оснащенный поисковой н электрорадионавпга? ционной аппаратурой и кошельковым неводом. Иеоб* ходимо командировать специалиста по добыче и капи­ тана на Дальний Восток для изучения опыта работы на больших течениях в период с августа по сентябрь, Следует также ввести в штат наставников опытного капитана и акустика для обслуживания кошельковой группы судов. Добиться выполнения заказа на изго­ товление ламп-вспышек для отпугивания рыбы при выходе ее ив невода. А. МОСИЕГГпО, инженер-наставник по добыче рыбы «Мурмансельди». Николай Негров трудится на специализированном участке ПО об* работке цилиндровых втулок я двигателям внутреннего Сгорания, что идут на рыболовные суда. Коллектив, в котором работает пере* довои токарь Кандалакшского механического аавода, готовит до­ стойные подарки 100-летию £0 дня рождения В. И. Ленина. Фото А» Врысова. У САМОГО МОРЯ СТУДЕНОГО Немного истории, В двадцатых годах на восточном побережье Баренцева моря были созданы тринадцать береговых рыбопри­ емных пунктов. Наиболее круп­ ные из них находились в стано- ыицах Восточная Лица, Рында, Гаврилово, Териберка и ва ост­ рове Кильдин. Рыбоприемные пункты не име­ ли никакой механизации. Вы­ грузка уловов рыбы с парусных ел и карбасов производилась с помощью ручного колеса. Рыба поступала на причалы неразде­ ленной, обрабатывалась вручную и транспортировалась с помощью одноколесной тачки. Готовая продукция вывозилась на парус­ ных судах грузоподъемностью до двухсот тони. Добывали тогда рыбу сезонно, главным образом летом, Рыба­ ки были в основном приезжие, из Архангельской области и Ка­ релии. В сентябре, после оконча­ ния промысла, они возвращались в родные места, Т< 'олько с организацией рыболо­ вецких колхозов лов рыбы стал круглогодичным И механизиро­ ванным. В 1928 году в Лодейном открылась факторшь е нееролыю позже там построили рыбозавод. Прошли годы, и он превратился в довольно крупное рыбообраба­ тывающее предприятие. Сейчас здесь основные трудоемкие рабо­ ты механизированы. Подача ры­ бы с промыслового судна до по- сольных чанов производится с по­ мощью ленточных транспортеров. Протяженность их более четы­ рехсот метров. Для уборки готовой рыбы име­ ется механическая линия, в ко­ торую входят ленточные транс­ портеры, роторная мойка, роль­ ганговая линия, электропресс, гидропресс и гидрокупор. Для перевозки готовой продук­ ции и полуфабриката применя­ ются аккумуляторные подъемни­ ки. Погрузочно-разгрузочные ра­ боты выполняются тремя грузо­ подъемными кранами. Недавно получен новый, более мощный кран. Построен утепленный убо­ рочный цех. Завод электрифици­ рован, имеются трубопроводы для подачи пресной и морской Воды. С ростом вавода вырос и его коллектив. Закрепились опытные кадры рабочих и инженерно-тех- т ш работников. У пае мно­ го передовиков производства. И среди них Г. В. Андреев, Е. Ц Будилова, Г. М. Горновитова* А. Г. Клищенков, Н. А. Фасихова^ Л. А. Подгорная, слесарь-электро* сварщик Ю. Г. Виноградов, еле* сарь-наладчик В. А. Москалюк. Нельзя Ее отметить и наших молодых специалистов — смен­ ных мастеров комсомолок Ни­ ны Поддуваловой, Елены Юрке- вич и техника-технолога Марии Кирилловны Петренко. Они дела­ ют все для того, чтобы коллектив завода успешно выполнял про­ изводственное задание. Труженики завода успешно со­ ревнуются за досрочное выпол­ нение пятилетнего плана, за до­ стойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. 5 сентября коллектив завершил годовое задание по приемке ры­ бы и 23 сентября выполнил годо­ вой план по выпуску готовой продукции. Коллектив завода борется за почетное звание коллектива ком­ мунистического труда. С. ДРЕСВЯНКИН, директор Териберского рыбо­ завода.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz