Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.

ДЕЛА, ДУМЫ, ЗАБОТЫ П Р О Н И К А Е Т П О В С Ю У Из опыта работы ПР «Маточкин Шар» Э КИПАЖ производственного рефрижератора «Ма* Точкпн Шар» успешно несет ленинскую трудо­ вую вахту. В достижении успеха немалую роль играют творческие бригады научной организации тру­ да, которые имеются на каждом производственном участке. Особенно заметным было влияние бригады НОТ на организацию производственного процесса рыбофабри- ки. По ее инициативе осуществлено несколько пред­ ложений. Стол для выбивки мороженых брикетов находился от стола упаковки на расстоянии двух с лишним метров. В рейсе оба стола соединили металлическим лотком. Это позволило устранить подачу брикетов руками. Об­ легчился труд, повысилась производительность труда рыбообработчиков на данной операции. Или такой пример. Рольганги ко второму и пятому трюмам находились на уровне палубы. Подавать ящи­ ки с рыбой на элеватор приходилось вручную. По предложению бригады НОТ рольганги подняли на 60— 70 сантиметров. Это дало возможность готовую про­ дукцию направлять прямо на элеватор. Самым крупным достижением бригады НОТ явилось оборудование линии для производства тушки, разра­ ботка технологического процесса и выбор наилучшой расстановки рыбообработчиков. В рейсе было опробо- ш но два варианта расстановки людей по 8 и по 14 че­ ловек в смене. Применение плавникорезок и механическая зачист­ ка визиги позволили сократить число рабочих в смене « десяти до восьми человек и одновременно увеличить выработку тупнш. Хронометраж показал, что восемь рыбообработчиков могут выработать за вахту 1,5 тон­ ны тушки, а вся смена в течение суток *— 9 тонн. Расчеты показывают, что затраты труда на выра­ ботку тонны тушки при этом варианте сокращаются о 44 до 21 нормочаса, то есть с применением меха­ низмов производительность труда повысилась вдвое. Еще большей выработки удалось достичь, когда Количество обработчиков в смену увеличилось до 14 человек. Производство тушки за сутки в этом слу­ чае довели до 18 тонн. Но такая высокая производи­ тельность—не предел. Если мехапизировать удаление пленок (а возможности для этого есть), то количество обработчиков в смене (по второму варианту) можно сократить до тринадцати, не уменьшая выработки тушки. В настоящее время, согласно штатному расписанию, £мена состоит из десяти человек. За счет чего можно пополнить ее, если па флоте ощущается нехватка кад­ ров? Наблюдения показывают, что можно высвободить людей, занятых на других операциях. К примеру, ме­ ханизация подачи иустых противней позволит высво­ бодить в сутки трех человек. С расфасовкой вполне справятся восемнадцать рыбообработчиков вместо два­ дцати четырех. Это подтверждалось хронометражем. Суточная выработка готовой продукции при этом но уменьшится. Ц ЕННЫЕ предложения внесены творческой брига­ дой № 3. Она разработала и внедрила, например, схему расстановки .кранцев при различных ва* риантах разгрузки судов. Раньше, когда кранцы раз­ мещались вдоль борта «на глазок», наблюдалась по­ теря времени. Кранпы приходилось перетягивать вдоль Сорта. Есть у членов бригады и хорошо обдуманные пред­ ложения. Иа судах типа «Даурия» в разных местах ходовой и штурманской рубок установлено много приборов для радиосвязи с нромыслоьыми и транспортными судами, а также для внутренней связи. Вахтенным штурманам приходится много бегать от одного аппарата к друго­ му, отвлекаться от наблюдения за окружающей обста­ новкой. Л и условиях плохой видимости и. при боль­ шом скоплении кораблей в районе промысла это да­ леко не безопасно. Члены бригады считают, что аппа­ ратуру связи следует монтировать в одном месте, же­ лательно на правом борту ходовой рубки. ■Второе предложение касается вопроса обеспечения безопасности мореплавания. Дело в том, что сущест­ вующее устройство для поднятия сигналов на грот-мач­ те не отвечает требованиям ПГ1СС. Сигналы эти не обозреваются по всему горизонту, а только в секторе 490—200 градусов. Сами сигнальные фигуры изготов­ ляются из листовой стали, брезента и проволоки. Они настолько тяжелы, что при сильном ветре их иногда невозможно поднять одному человеку. Конструкторскому бюро управления следует разра­ ботать мачту или другое приспособление для подня­ тия сигналов, которое позволило бы обозревать их во­ круг всего горизонта, а сами фигуры делать из пено­ пласта, капрона и другого прочного и легкого матери­ ала. Согласно штатному расписанию на судве пять кам­ бузников. Обязанности одного из них можно безболез­ ненно распределить на всех работников пищеблока, дополнительно оплачивая их труд. Можно также обой­ тись без матроса официанта, возложив его обязанности на трех других,' также производя доплату. Т ВОРЧЕСКАЯ бригада № 1 (электромеханическая служба) немало сделала для повышения надеж­ ности и экономичности работы механизмов п сблехчения трула членов машинной команды. По ее предложению установлен сепаратор IICM-2. Эго позволило на двадцать процентов снизить расход масла, уменьшить износ поршневой группы. Члены бригады еще в предыдущем рейсе заметили, что холодильная установка эксплуатируется нерит­ мично из-за неравномерной закатки тележек. Такой режим работы может привести к «заливке» компрес­ соров жидким аммиаком и другим нежелательным по­ следствиям. Чтобы заставить рыбообработчиков равномерно зака­ тывать тележки со свежей рыбой в морозильные тон­ нели, по предложению членов бригады устаповили па правой и левой линии электроблокировку по времени. Световой сигнал возникал регулярно через семь ми­ нут. Ранее, чем через этот промежуток времени, зака­ тить в тоннель очередную тележку нельзя. Предложение позволило вместо четырех эксплуати­ ровать три больших компрессора и постоянно выпус­ кать продукцию высокого качества. Кроме того, поя­ вилась возможность лучше контролировать, как за ­ крыты протйнни, а это предупреждает их прежде­ временный износ, увеличивает срок службы техноло­ гического оборудования. ОТТАИВАТЬ МОРОЗИЛЬНЫЕ ТОННЕЛИ И УДА­ ЛЯТЬ «ШУБЫ» МОЖНО ВСЕГО ЗА 4 ЧАСА. В РЕ­ ЗУЛЬТАТЕ — ВЫРАБОТКА МОРОЖЕНОЙ ПРОДУК­ ЦИИ ЗА РЕЙС УВЕЛИЧИВАЕТСЯ НА ПОЛТЫСЯЧИ ТОНН. 9 21 НОРМО ЧАС ВМЕСТО 44 ЗАТРАЧИВАЮТ НА «МАТОЧКИНОМ ШАРЕ» ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ТОН­ НЫ ТУШКИ, ф ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ТО ЖЕ САМОЕ, А РАБОТНИКОВ БОЛЬШЕ. © АППАРАТУ­ РУ СВЯЗИ НАДО МОНТИРОВАТЬ НА НРАВОМ БОР­ ТУ ХОДОВОЙ РУБКИ. ® СВЕТОВОЙ СИГНАЛ — ГА­ РАНТИЯ РИТМИЧНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРО­ ЗИЛЬНЫХ ТОННЕЛЕЙ, ф НАЗРЕЛА НЕОБХОДИ­ МОСТЬ ВСЮ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ КОМАНДУ ПЕ­ РЕВЕСТИ НА ПОЛНУЮ СДЕЛЬЩИНУ. © КАК ЛУЧ­ ШЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ «СВОБОДНЫЕ» ПАИ. На рыбофабрике внедрили оттайку морозильных тон­ нелей парами аммиака и одновременное удаление «шубы» подогретой забортной водой. Раньше на вы­ полнение этих работ затрачивалось 10—12 часов, сей­ час — 4 часа. Это предложение нотовцев позволило увеличить выработку мороженой продукции, Известно, что за 90 суток нахождения на промысле оттайку при­ ходится делать 18—22 раза. Несложные арифметиче­ ские подсчеты показывают, что за счет ее ускорения получается выигрыш в 140 часов, или пять с полови­ ной суток. За это время экипаж выработал 400—500 тонн мороженой продукции. Б ЛАГОДАРЯ творческой активности нотовцев, су­ довых рационализаторов на корабле удалось по­ высить произнодительность груда. Но это не предел. Можно достичь еще лучших результатов, если более гибко использовать действующую систему опла­ ты труда — смелее внедрять стопроцентную сдельщи­ ну, разумно оплачивать труд моряков ио паям. В настоящее время оаи недостающих по штату чле­ нов экипажа распределяются только па лиц, которые их заменяют. Это создает для последних определен­ ную материальную заинтересованность. Остальных же членов экипажа не волнует вопрос — сколько человек иа судне, никто не говорит о том, что можно с мень­ шим числом людей успешно справляться с заданием. В электрогрунпе электромеханической службы пу­ тем разумного перераспределения обязанностей и при некотором увеличении нагрузки людей можно вы­ свободить три штатные единицы, общее количество паев которых составит 5. В лучшем случае для выполнепия работы за ны- свобожденных троих членов экипажа потребуется ше­ стеро. Они и распределяют между собой «свободпыев паи. А остальные пять человек останутся в стороне (сейчас в электромеханической группе 14 человек). Ес­ тественно, что при таких условиях эти пять человек не согласятся на перераспределение обязанностей, по* скольку материальной пыгоды иметь не будут. А от­ сюда и нежелание искать пути реорганизации, выпол­ нять роботу с меньшнм количеством людей. Может быть, следует распределять паи недостающих по штату моряков на весь экипаж? Нет, делать это нецелесообразно. Вернемся к изло* женнсму выше примеру. Если раскинуть на всю команду высвобожденные пять наев (при оценке пая в 150 рублей), то каждый из 250 членов экипажа по­ лучит за рейс дополнительно в среднем по 3 рубля. Это, конечно, не та сумма, которая может вызвать ма­ териальную заинтересованность. Нужна коллективная обработка «свободных»' паев отдельными группами служб и подгруппами отдельных групп. В рассмотренном выше примере осуществление дан­ ного принципа увеличило бы заработок каждого члена электрогруппы за рейс па 68 рублей. Такой принцип распределения «свободных» паев со­ здаст достаточную экономическую основу для повыше­ ния творческой активности экипажа в совершенство* вании структуры штатов, в выполнении работ с мень­ шим числом людей. Его и надо узаконить на кораб­ лях. Следует также специальным приказом по флоту или главку закрепить за судном в целом, а за каждой службой в частности постоянный тарифный фонд, ис­ ходя из действующего в настоящее время штатного расписания для судов типа «Даурия». Это явится га- рантией того, что моряки будут уверены — после ре-» организации и увеличения производственной нагрузки (с целью высвобождения паев) они будут длительное время иметь материальный стимул. Для «Севрыбхолодфлота» и главка «Севрыба» реали* зация в жизнь настоящего предложения также выгод­ на. Увеличение заработка членов экипажа повлечет за собой снижение текучести кадров. Сократятся затрат?.' на питание и приобретение спецодежды и т. п. Особо следует остановиться на оплате труда рыбооб­ работчиков. Они загружены в рейсе больше других членов экипажа, на них ложится основная нагрузка по выполнению рейсового задания. Сейчас при выполнении плана свыше 120 процентов рыбообработчики не получают премии. Мне думается, что нужно отменить это ограничение н за каждый по* следующий процент перевыполнения рейсового задай ния выплачивать рыбообработчикам один процент премии. Остальным членам экипажа существующую систему выплаты премии изменять не следует. Нетрудно подсчитать, что при выполнении рейсового задания, допустим на 140 процентов, рыбообработчики получат премию в размере 60 процентов к сдельному заработку. Остальные члены экипажа в размере 40 процентов. Думается также, что назрела необходимость всю производственную команду перенести на полную сдельщину. Остальных членов экипажа (кроме группы по технологическому оборудованию) можно оставить на пятидесятипроцентной сдельщине. Было бы полезно для производства всех механиков, электромехаников, электрпков и слесарей, обслужива-* ющих технологическое оборудование, включать в со* став производственной службы и также перевести па стопроцентную сдельщину. О ДНООБРАЗНОСТЬ труда и быта в морских усло­ виях, отрыв моряков длительное время от семьи, родных и близких очень сказываются на психо­ логии членов экипажа. Вот почему, говоря о повыше* нии производительности труда, необходимо постоянно заботиться о создании на кораблях таких условий, ко­ торые бы способствовали психологической разрядке людей. Большую роль в этом могут и должны сыграть пом- политы, активисты художественной самодеятельности, Надо добиться такого положения, чтобы каждый рыбо­ обработчик после тяжелой работы имел возможность принять душ. Это потребует дополнительных затрат, но администрация должна пойти на них. Ведь речь идет о здоровье и настроении людей. А в конечном счете эти затраты также окупятся. Ш. ПАЧУЛИЯ, старший инженер-норми­ ровщик управления «Севрыбхолодфлот». вваввввввввиваввввввааввввваввввкавввваввввва&гш^г??. :*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz