Рыбный Мурман. 1968 г. Октябрь.

(Окончание. Нач. в № 114). Е Нахождение в этот период на судне электрика благо- — приятно сказалось бы не только на обслуживании элект- г рооборудоваиия. Третий механик мог бы уделять боль- ЕЕ ше внимания траловой лебедке, которая является ос- Е новным промысловым механизмом и без которой немые- 5 лима рабо»та судна в море. Затраты на содержание электрика, если не полностью, = то в большей части окупились бы тем, что ire придется Е сдавать в ремонт электрооборудование. Кроме того, Е электрик может привлекаться, если это необходимо, для Е работы по ремонту механизмов машинного отделения, а Е также к уборке рыбы. Е ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ТРУДА КОЧЕГАРОВ Е На некоторых судах старой постройки фактически от- Е сутствует эффективная вентиляция помещения кочегар- Е кн. Имеющиеся вентиляционные раструбы должны быть Е . рбзателъно снабжены приводом для разворота из поме- Е щёния кочегарки. = На траулеры часто выдается уголь низкого качества. = В судовых условиях это сильно затрудняет работу ко- 2 чегаров. Необходимо ставить вопрос о снабжении флота £ хорошим углем, а низкокалорийный сжигать на берего- = вых установках. * '; : . ЕЕ Большая доля затрат физического труда в кочегарке : = ложится на перекидку угля, на подвоз его в первые дни ■= рейса из мучных бункеров. Однако этого можно частич- = ио избежать, установив в помещении РМУ от бункеров = до клинкетной двери в кочегарку легкий транспортер. Е - В отношении гигиены труда кочегаров судов на твер- Е дом топливе следует отметить, что здесь сказывается* от- Е - сутствие профилактической, разъяснительной работы спе- г: циалистов медицинской и механико-судовой службы Е - флота. Взять хотя бы питьевой режим, который совершенно не соблюдается. Кочегары, люди тяжелого физического = труда, должны зчать основы профессиональной физио- = логин. Им нельзя пить воду во время работы, можно Е только полоскать рот. В свободные минуты следует отды- Е хать сидя, для чего нужно сделать теплое сиденье (ни Е в коем случае не сидеть на металлических частях во из- Е бежание заболевания радикулитом). Междурейсовую Е стоянку необходимо использовать для нормального от- Е дыха.’ Е Капитанам следует избегать вызова кочегаров на под- Е вахту. Во рея ком случае, это совершенно недопустимо в - Е . первые часы после вахты, когда организм кочегара Е сильно утомлен, тело разгорячено и нарушен жидкост- Е иый баланс (в перзые. часы после работы кочегар много Е пьет вследствие ; потери влаги через потоотделение).^ Е Лучше всего, если руководство флота приказным поряд- 5 ЕЕ ком ограничит подвахты кочегаров судов, работающих г Е на твердом топливе; \ Недостатки в снабжении спецодеждой известным и не " Е будем о них говорить. Мбжтто лишь добавить, что коче- * Е га ров следует снабжать специальными кожаными рука-*? Е вицами. Пояснения, видимо/ не требуются. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СТАРЫХ К О Р А ПИТАНИЕ И ГИГИЕНА МОРЯКОВ Общим недостатком для всех РТ является низкое ка­ чество приготовления пищи* Плохо используются не только обычные продукты, но и прекрасная свежая ры­ ба, которой моряки могут питаться неограниченно. Но сырую есть не будешь, а те 2—3 обычных блюда из ры­ бы, которые приготовляют судовые повара, повторяются из года в год. Да и уха приготовлена, мягко выражаясь, формально, бездушно. А в общем, это просто рыба, сваренная в ки­ пятке. Кроме ухи, готовят еще жареную рыбу. При этом иногда даже перышка лука в жареной рыбе ие увидишь. Необходимо резко поднять квалификацию и ответственность поваров за качество пищи. На повар­ ских курсах нужно обратить специальное внимание на приготовление рыбных блюд. К .этому можно добавить, что, несмотря на постоян­ ную борьбу судовой арминистрации и органов саннадзо- рз за соблюдение правил санитарии и гигиены работни­ ками обслуживающего персонала, эти правила часто нарушаются. Особенно это заметно в последние годы, когда должности .обслуживающего персонала стали за-, кимать мужчины. Сейчас на судне обычная картина, когда повар, пом. повара и юнга (уборщик, он же официант) в грязных халатах, с грязными руками, с длинными грязными ногтями, небритые, раздают пищу с папиросой в зубах. Эту картину можно было бы дополнить и другими под­ робностями. ■ Кубрики личного состава и каюты командного соста­ ва убираются крайне некачественно, весьма поверхност­ но. Достаточно поднять матрац на любой койке или вы­ двинуть любой рундук, чтобы убедиться в этом. Давно уже было распоряжение по траловому флоту о замене всей алюминиевой посуды. Однако до сих пор приходится есть суп из алюминиевой миски или пить чай из алюминиевой кружки, которые раскаляются от горячей пищи так, что ни в руки взять, ни к губам под­ нести нельзя. Эмалированные кружки также следует изъять из обращения. Часто на судне нет таких «мелочей», как чайные лож­ ки, заварочные чайники и т. п. Все это ухудшает быт моряков, снижает настроение и работоспособность. На многих судах старой постройки нет пищевых хо­ лодильников. Мясо хранится на шлюпочной палубе и быстро портится. Почему, спрашивается, не выдать на эти суда -обычные бытовые холодильники? ;j ^ ОБ ОТДЫХЕ В ПОРТУ о: Известно, что суда бортового траления обычно стоят в порту 2—3 суток, даже если есть какой-то ремонт. Ес­ ли учесть, что за это время приходится нести еще суточ- Б Л иую вахту, то становится понятным, что времени для отдыха остается очень мало. Но даже и эти немногие часы тратятей моряками на ожидание зарплаты или аванса. Судно приходит з порт в 7—8 часов утра. Касса от­ крывается п 11 часов. Деньги же штурман приносит, в лучшем случае, только в 12 часов, а все это время^ьро- ходит в ожидании, т. к. ехать домей, а потом опять при­ езжать — бессмысленно, особенно для тех, кто живет далеко. Кроме того, 30—40 минут, а то и больше нужно простоять в очереди, чтобы получить зарплату. А если на следующий день выпадает суточная вахта, то'иено, что дома моряк находится считанные часы. Предлагается установить дежурство кассира с 7 ча­ сов утра до 11 часов и с 18 до 23 часов. Кассир должен иметь сведения о том, какие суда и в какое время при­ ходят, а также — деньги не только для аванса, но н для выдачи зарплаты, не полученной командой в пре­ дыдущую стоянку. • В заключение скажем несколько слов о работе бере­ говых организаций. Известно, что порт тесен и не обес­ печивает в должной мере нужды флота. Но все-таки нельзя молчать о случаях затягивания междурейсовой стоянки по вине портовых служб и береговых органи­ заций. Вот примеры из стоянки РТ-60 в июле этого год?. Траулер не был обеспечен пресной водой. После окон­ чания обработки в порту, судно вынуждено было уйти на Три Ручья для набора воды. Потеря времени—5 ча­ сов. С ремонтом силами СРЗ № 1 также не все обстояло благополучно. В течение первых двух суток стоянки к нему не приступали. Зйтем, когда оставалось только установить на место отремонтированные секции котла* на берт прибыли некомпетентные ученики. Они не смог­ ли выполнить эту работу и, потратив несколько часов, ушли ни с чем. После нескольких часов ожидания при­ были специалисты, и секция была установлена. Но затем оказалось, что у причала № 9, где стояло судно, невозможно брать воду для питания котла. По­ надобилась перешзартовка. Долго не было буксиров. Все эти досадные организационные неувязки должны быть решительно изжиты. Изложенные вопросы организаини работы экипажей РТ являются своеГч) рода разведочной работой по НОТ на этих судах. Она будет продолжена. Хотелось, чтоби судоводители, механики, все члены экипажей судов бор­ тового траления приняли в ней активное участие. В. ВАСИЛЬЕВ, начальник отдела научной органи­ зации труда ПИНРО. V И ССЛЕДОВАНИЯ по пе­ реохлаждению рыбы до температуры, близкой х криоскопической, проведены научной станцией в Абердине (Англия). При охлаждении трески льдом до —0,58° влага в тре­ ске (примерно 80 процентов) остается незамерзшей. При дальнейшем охлаждении смеси рыбы со льдом до температу­ ры —2,22° почти половина вла­ ги в мясе рыбы замерзает. При такой температуре, т. е. —2,22°, близкой к криоскопи- ческой, и проводят, дальнейшее , хранение смеси трески со льдом. v \ Деятельность мнкроорга*. низмов й, следовательно, прей цессы порчи при такой темпе-4 ратуре замедляются и к ач е ст ­ во рыбы сохраняют более про­ должительное время. Медленное заморзжпвание мяса рыбы нежелательно, так как образующиеся при этом крупные кристаллы льда могут нарушить . структуру мышеч­ ных тканей, вследствие чего рыба после дефростацин будет иметь худший товарный вид и более низкие вкусовые каче­ ства по сравнению со свежей. При рекомендуемой темпера- туре переохлаждения (—2,22°) замерзает лишь половина со* *держащейся в тканях рыбы влаги и количество образовав­ шихся крупных кристаллов льда не оказывает отрицатель­ ного воздействия на ткани ры­ бы. А при температуре —2,78° зал!ерзает уже . 3/4 содержа­ щейся влаги и образовавшиеся кристаллы льда в большей сте­ пени нарушают структуру тка­ ней рыбы. При тщательном контроле температуры переох­ лаждения, близкой . к криоско- ТРАУЛЕРЫДЛЯВЫПУСКА ПЕРЕОХЛАЖДЕННОЙРЫБЫ ■ ! 5 пической, можно избежать от­ рицательного воздействия мед­ ленного замораживания. Исследования показали, что . 'при хранении п мелко дроб­ леном льду треска остается пригодной в пищу около 15 дней. При переохлаждении трески до —1, 11° в лаборатор­ ных условиях срок хранения увеличивается примерно до 20 дней и образование кри­ сталлов льда в* мясе незначи­ тельно. При —2,22° треска остается съедобной в течение 26 дней, количество образовав­ шегося льда’ не оказывает от­ рицательного воздействия. При —2,78° продолжительность хранения возрастает до 35 дней, но нарушение структуры мышечных тканей рыбы из-за образовавшихся кристаллов льда делает рыбу не пригод­ ной для филетирования и коп­ чения. Поэтому считают, что температура в теле переохлаж­ денной трески не должна быть ниже —2,22°. На. рыболовных траулерах применяются два способа пе­ реохлаждения рыбы до темпе­ ратуры, близкой к криоскопи­ ческой. Рыбу укладывают в лед, а затем снижают темпера­ туру смеси рыбы со льдом, применяя охлажденный рассол или охлажденный воздух. На португальских траулерах рыбный трюм разделяют из ряд отсеков, где смонтирова­ ны трубопроводы для подачи охлажденного рассола. Метал­ лические стеллажи для уклад­ ки рыбы со льдом помещают внутри отсека на расстоянии • 40—64 см, чтобы смесь рыбы ; со льдом была удалена от ох- . лаждающей поверхности не более чем на 20,3 см. Темпера­ тура переохлаждения рыбы тщательно контролируется. На ряде траулеров применяют ук­ ладку рыбы со льдом в ящики, что улучшает разгрузку рыбы. На некоторых английских траулерах применяется уклад­ ка и хранение рыбы со льдом в ящиках. Ящики устанавли­ вают вертикальными рядами с оставлением между ними про­ межутков для лучшей цирку­ ляции охлажденного воздуха. Охлажденный воздух подают вдоль борта сверху вниз, затем воздух проходит снизу вверх между рядами ящиков. При хранении рыбы со • льдом на стеллажных полках . холодный воздух подают вдоль борта сверху вниз* эателв он по направляющим поступа­ ет между ; горизонтальными нолками с рыбой к льдом. Применение на судах пере- v охлаждения рыбы до. темпера-" туры, близкой к криоскопиче- сксй, позволит увеличить про- , дслжительиость рейса судов. _ Потребность льда около 1 тн з . каждые 2 т рыбы. Для судов, добывающих . около 12 т/сутки (0,5 т/ч), расход холода для снижения температуры рыбы до— 2,22° составляет около 20.160 ккал/'ч, , иногда 12 600 ккял/ч. : - Переохлажденная треска по­ ступает в реализацию через 16—26 суток после вылова. По качеству переохлажденная тре­ ска уступает свежей, но лучше охлажденной обычным спосо­ бом со льдом. При напразленин переохлаж­ денной трески на выработку филе ее предварительно деф- ростируют. Филе реализуют в свежем виде, а также исполь­ зуют в качестве , сырья для производства рыбных палочек, котлет. К. АХМЕТОВА. :1 Аэростат— разведчик рыбных стай Сотрудниками Отдела океанографического обо­ рудования (Вашингтон) . были проведены близ Ла-Джола, в Тихом оке­ ане, .наблюдения за ко­ сяками . тунцов с помо­ щью воздушного шара. Со специально обору­ дованного корабля запу- скалн воздушный шар . диаметром 15 м, сделан­ ный из синтетического материала — дакрона. Баллон наполняли воз­ духом с помощью элект­ родвигателя мощностью 0,25 л. с. Для подогрева газа служила пропано- вая горелка. В гондоле шара, буксируемого вслед за кораблем на нейлоновом ;;тросе4 . нахо­ дились два наблюдателя. По окончании наблюде­ ний шар опускался ка палубу корабля. Аэро­ стат приспособлен и для посадки на воду: гондола его обладает положи­ тельной плавучестью, а воздухоплаватели для большей безопасности надевают спасательные жилеты. В дальнейшем предпо­ лагается создать аэро­ стат, который позволит кораблю идти своим курсом, не снижая ско­ рости. Намечено также оборудовать его устрой­ ством для дистанционно­ го управления и телепе­ редатчиком, который за­ менит наблюдателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz