Рыбный Мурман. 1968 г. Ноябрь.

В Калининграде состоялось совещание представителей рыбохозяйственной науки Германской Демократической Рес­ публики, Польской Народной Республики и СССР. Ученые обсуждали вопрос о состоянии и перспективах глубоководно­ го тралового рыболовства, наметили программу дальнейших совместных исследований. Доклады и сообщения, сделанные здесь, показали, что на больших глубинах океана таятся огромные, еще очень и очень мало затронутые промыслом рыбные богатства. Требу­ ется дальнейшая научно-поисковая и научно-техническая работа, чтобы эффективно и рационально использовать эти глубоководные ресурсы. На совещании был отмечен заметный вклад в освоение больших глубин ученых и промысловиков Северного бас­ сейна. В Полярном научно-исследовательском и проектном ин­ ституте морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н М. Книповича (ПИНРО) создана группа усовершенство­ вания тралового вооружения. Наш корреспондент попросил руководителя этой группы И. Р. Матросова рассказать про­ мысловиком о проделанной работе, о планах на будущее. — За последнее время эки­ пажи больших морозильных траулеров довольно успешно ведут промысел макруруса и других глубоководных рыб, — говорит тов. Матросов. — Но существующее вооружение не дает возможности вести ста­ бильный и устойчивый про­ мысел на глубинах свыше 1000 метров. Не выдерживают большого давления кухтыли.* Приходится сокращать ско­ рость траления до i,8—2 ye- лов, а такой скорости недоста­ точно для сохранения нор­ мального раскрытия трала. Сотрудники нашей группы поставили задачу разработать такое траловое вооружение, которое позволило . бы экипа­ жам вести промысел на глу­ бинах . 1200—1300 и более петров со скоростью не менее 3 узлов. Уже создана новая модель ВГЛУБИНАХ О К Е А Н А трехщелевой распорно-углуб- лнющей траловой доски М-68. Гидродинамические испыта­ ния подтвердили ее высокую эффективность. Гидродинами­ ческое сопротивление доски на 30—35 процептов ниже, чем у одпощелевой доски модели 1950 г., а углублявшая сила в два раза выше, чем у одпоще- яевой. Это позволит увеличи­ вать скорость и глубину тра- лепия при мепьгаей длине ва- еров. В июле текущего года в «Рыбном Мурмане» рассказы­ валось о создании полиэтиле­ новых глубоководных . гидро­ динамических поплавков. В настоящее время конструкция их полностью отработана!. По­ плавки обладают большой подъемной силой, очень ус­ тойчивы при движении трала. 10 таких поплавков могут за­ менить 120 кухтылей. К сожалению, не решается вопрос о массовом их изготов­ лении. Между тем технология их производства гораздо про­ ще, чем детских игрушек из полиэтилена, которых полно в магазинах страны. Даже изго­ товление первой опытной пар­ тии поплавков обойдется де­ шевле, чем стоимость 120 кух- тылеи. Я считаю, что производство поплавков можно наладить и на предприятиях судоремонт- пого объединения. Конструк­ ция их несложна. Сотрудники нашей группы будут продолжать работу по созданию тралового вооруже­ ния, которое позволило бы эф­ фективно использовать воз­ можности промыслово-пропз- водствеппых рефрижераторов, судов нового типа, которыми будет пополняться флот. При разработке нового во­ оружения мы будем использо­ вать преимущество формы рыб. Уже проведены испыта­ ния в гидродинамической тру­ бе. Результаты этих испыта­ ний используются в наших расчетах. Для того, чтобы успегапо решать проблемы, связанные с глубоководным промыслом, нужны более тесные, совмест­ ные усилия работников науки и производства. Новаторов стало больше У нас, в жестяно-баночном це­ хе, 32 активных рационализатора. За последние два года коллектив добился больших успехов в об­ ласти рационализации, заняв первое место в смотре-конкурсе на Мурманском рыбокомбинате. Рабочие цеха в этом году пода­ ли 32 предложения. Благодаря творческой мысли новаторов зна­ чительно улучшена производи­ тельность труда, сокращено вре­ мя простоя на ремопт и налад­ ку, значрхтельно облегчен труд работниц, обслуживающих авто­ матическое и полуавтоматиче­ ское оборудование. Из 6 премий, установленных за лучшие показатели в конкурса индивидуально для рационализа­ торов, три присвоено самым ак­ тивным новаторам нашего цеха. Это слесари-наладчики И. И. Бражник, Ю. М. Перетрутов и старший инженер-механик по ремонту А. П. Дементьев. Звание лучшего рационализа­ тора комбината присвоено Игорю Бражнику, слесарю пятого раз­ ряда, ударпику коммунистиче­ ского труда. Человек пытливой творческой мысли, высококвали­ фицированный слесарь, прорабо­ тавший в цехе 11 лет, своими предложениями Игорь Бражник внес большой вклад в рацио­ нализаторское движение в цехе. Его предложение «Реконструк­ ция сортировочного устройства» дало экономический эффект 3.750 рублей. В результате внедрения этого предложения стали воз­ можны одновременная транспор­ тировка и сортировка банок двух марок. Благодаря новшеству сэкономлены немалые средства. Предложение Бражника конструкция редуктора сушиль* ной печи» значительно упрости* ло устройство редуктора, освобо* див его от нескольких шкивов, ремпей, подшипников, натяжного устройства. Старший ииженер-мо х анИ 'Н А. II Дементьев и слесарь-налад* чик 10. М. Перетрутов вподриля пневмоподачу банок на полуав-» тематической закаточной маши *4 не. Это предложение не подло* жит экономическому подсчету* однако оно значительно облегчи* ло труд работниц. Теперь при работе на машине не нужно эаи трачивать больших физических усилий, достаточно легкого ва* жима к н о п к и . Большую помощь в разработке предложений, в оформлении тех* нической документации оказыва* ет рабочим старший инжспер~ме« ханик цеха Г. П. Румянцев. Кро* ме того, он сам является автором нескольких крупных предложен ний, одно из них — «Увеличение ходов ползуна углопросечпой мен шины» повысило производитель* ность машины вдвое. В последнее время значитель­ но увеличилось число рациона* лизаторов цеха за счет молодых рабочих. Сейчас группа н ап п а рационализаторов разрабатывает несколько предложений, внедре* ние которых должпо дать бол** шой экономический эффект. Г. САМОЙЛОВА, техиик-Ш* ханик жестяно-баночного це­ ха рыбокомбината, секретарь совета ОТО. Новая конструкция трала ; В ГДР запатентована новая конструкция четырехпластипча- того трала для- облова рассеян­ ных придонных скоплений рыб. Обычно используемый двухплас­ тинчатый трал имеет относитель­ но малую площадь устья и недо­ статочное вертикальное раскры­ тие. Известные конструкции че­ тырехпластинчатых тралов . ис­ пользуются обычно при облове яелагических скоплений. Трал состоит из четырех плас­ тин: верхней, нижней а двух одинаковых боковых. Соединение верхней пластины с боковыми ук­ репляется верхними топенанта­ ми, а соединение нижней пласти­ ны с боковыми — нижними то­ пенантами. Характерный раскрой боковых пластин обеспечивает при движении отрыв его сетной части от грунта и, следовательно, снижение аварийности. Этой же цели служит сложная кройка верхней и нижней кромок крыло­ вых частей боковых пластин, благодаря которой нижние кром­ ки крыльев в рабочем положе­ нии находятся па значительном расстоянии от грунта. Нижняя пластина в рабочем положении расположена, сзади крыльев, что должпо снизить вероятность по­ вреждений. Раскрой боковых . и верхней пластин, относительно малые размеры верхней пластины и большая длина верхнего и ниж­ него кабеля и голых концов обеспечивают большое верти­ кальное раскрытие трала. Форма и размеры нижней пла­ стины позволяют использоватьS стандартный грунтроп донных ■ тралов, включающий обычные бо-5 бинцы. я - Верхняя подбора трала осна-« щается кухтылями. * Помимо малой аварийности н а -■ тентуемая конструкция отлича-S стся тем, что при равной с суще -5 ствующими тралами площади» сетного полотна обладает повы-S таенным вертикальным раскры-5 тием и большей площадью устья.* . М. РОЗЕНШТЕЙН. S $W M IU IM I I I | l l l l l l l l l ||t l l ||||M I I |||| ||| |||| ||||j ||i |||| |||| |||| |f f | ||| |H ||| ||i | |||| ||n |||| ||i | |||| ||| |||| |||i ||||! j ]|HIMI!lllllllllilHISII!lllll!l!!IJIIilllllllillllll!!llllllllllll4llllltllil £ Что с возу упало... В нашей жизни хорошего на­ много больше, чем плохого. Оче­ видно, поэтому хорошев мало за­ мечают, его принимают как дол­ жное, и люди редко берутся за перо, чтобы написать об этом. Чаще бывает наоборот, в газету пишут о том, что вызывает про­ тест в душе человека. Наверно, поэтому и я не являюсь исклю­ чением из правила. Вот уже третий месяц СРТ- 3193 Беломорской базы гослова, заа котором я работаю, находится в море. За это время мы не раз подходили к плавбазам, а чаще базы подходили к нам, принима­ ли рыбу. Весь наш небольшой коллек­ тив с благодарностью отзывается об экипажах производственных рефрижераторов «Михайло Ло* коносов», «Башкир», «Рыбный Мурман», «Сергей Василисин». При хороших уловах они при­ нимали от пас свежье, стара* Вись снабдить корабль всем не* обходимым, делали все, чтобы ваш экипаж трудился более ре­ зультативно. 13 сентября был удачным днем цля коллектива СРТ. Мы пойма* яи более 100 топн сельди. Самим вам быстро убрать такой улов трудно, и на помощь пришли экипажи «Башкира» в «Сергея Василисина». Палубная команда очень уста­ ва. поэтому мы не стали отры­ вать людей для получения про­ дуктов. Занялись этим я, тро- кто-то ловко воспользовался лил даже выйти или хотя б ы . тий механик и повар. этим. пригласить меня в каюту для 2 Начпрод производственного ьыяснегшн обстоятельств, а не -5 рефрижератора «Сергей Васили- Будь я капитаном и случись, рсдал вахтенному штурману, что ■ син» быстро снабдил нас всем что членом экипажа вверенного если найдут того, кто стащил си -" необходимым. Затем он ушел мне судна совершена кража, » гареты, то известят об этом ме- ■ выписывать документы, а мы бы возместил убыток и извинил- ня 1 приступили к переноске продук-ся П 0 РеД пострадавшим. Я бы на- Если мирятся с кражей теперь" тов на верхнюю палубу, к месту, шол время поговорить со своими и Паеуют перед ней, то к аки е " где было ошвартовано паше суд- моряками. Ну, а как же реагиро- гарантии, что таким же случаем» но. За то время, пока мы отно- вали руководители ПР? Вахтен не воспользуются еще раз. * сили но первой ноше, пропалаHll“ штурман, к которому я об- Конечно, могут скапать — будь- ■ коробка| в которой было 300 па- ратнлея, сказал, что это случа* те бдительнее сами. Но позволи-g чек сигарет «Шипка». ®тся У 0ПХ впервые и... выразил теЛьно спросить, с каких это лор* Турбогенераторы, В большом хорошем коллекти- сочувствие. Потом сказав, что у принцип средневековья — «что» ве нашелся нечистоплотный че- них есть человек, которого это с В03у упало, то пропало» » мо,цны ловек. На флоте я работаю дав- должно касаться больше, чем стал приемлемым на советском ■ ризные машины. Построить вх но, много раз получал продукты, его> он позвонил первому но- судне? «это еще не все. Часто на элеитро» а такого еще не случалось. Не-мощнику. в. БРЕНДОЕВ, второй т т у р » С1 а1ЩИИ приходится подолгу кК особеим* и сверхмощные, много ослабил бдительность, А первый помощник не иьво- ман СРТ-3193. Корабль собран на рейде ■испытывать и доводить. И это пор ттттшттш ■тому, что на заводском стенде иск * достаточно сильного двигателВ» ■чтобы «прокрутить» как следуо* * генератор на полную мвщиоси* ■Ленинградские машиностроителе ■объединения «Электросила» вив» Рыбинские судостроители эаво- совой части и кормы теплохода циалистами завода в содружестве ■н|| с м Кирова создают сейчас да имени Володарского впервые на нлаву — огромны. При новом с учеными Горьковского политех-* ‘ * un ,,miw,biA ми ш в отечественной практике собра- способе затраты на основные нического института, кoнcтpyк-■нoвь,,* Р‘ Р ли судно из крупнопанельных производственные фонды сокра- торского бюро горьковского заво-щлион киловатт. Гигантская маши* блоков на плаву. По существу, щены с 2,46 миллиона рублей до да «Красное Сормово» и другими 5 на _ так называемая иагруэочна» теплоход смешанного плавания 80 тысяч рублей. учеными. Сормопичи являются к « _ будет служить для м еп о тан» «река — море» длиной 114 мет- Стыковка двух частей судна, тому же и проектантами сУДна. ■ ров и шириной 13,2 метра родил- требующая большого искусства Новый теплоход, родившийся» УР оген*Р*™Р®®- «иав» ся на рейде. корабелов, произведена точно, на рейде, - это наш совместный. « а с н и м к е У Д FJ Главный инженер предприятия Разработаны оригинальные мето- подарок славному оО-летию Ле-« н J f ДптнпП цд- В. Волков сообщил корреспон- ды герметизации, электросварки нинского комсомола. В навига-» • * " Р денту «Экономической газеты»: швов и других технологических цпю будущего года он отправит-> грузочного (енератора. — Преимущества пового мето- процессов. ся в свой первый рейс по морям* Фото И. Бараномв да сборки судов — стыковки но- Новый метод осуществлен спе- и рекам. - Фотохроника ТА1Д«

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz