Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

ТАК МЫ ОРГАНИЗУЕМ ТРУД В момонт снятии с промысла, проходившего в Юго-Западной Атлантике, экипаж нашего судна занимал первое место по добыче рыбы и выработке готовой продук­ ции. В течение рейса мы выло­ вили более GG тысяч центнеров хека, умбрины. морской форели м изготовили из этого сырья 4413 тонн мороженой продукции, в том числе 1000 тонн — из раз­ деланной рыбы и 90,5 тонны фи­ ле. Задание выполнено на 110,8 процента. Если проанализировать * эти цифры и сравнить их с результа­ тами работы" экипажей других ПРТ, возвратившихся в порт ра­ нее, то можно заметить: мы сравнительно мало огакерили ры­ бы. Такое положение объясняет­ ся тем, что нам продолжитель­ ное время пришлось промышлять горбылевые породы, не пригод* иые для разделки. Когда же за- ловился хек, то все силы были приложены на выпуск филе. План по этому виду продукции был дан фантастический, так как все производственные операции выполняли вручную, привлекая лучших пшерщиков. Разделкой тке рыбы занимались подсобни ки, а они не могли дать той про­ изводительности, как пр*>фессио- нальпые обработчики. Кроме то­ го, одновременно надо было пус­ кать на заморозку кругляк. В таких условиях требовалась хорошая организация труда на рыбной фабрике, исключающая простои морозильных линий. По одной из них постоянно шла не- разделапная рыба, но другой, если шкеркой занимались и под­ вахтенные моряки и рыбообра- ботчики. — разделанная. В пери­ од выработки филе приходилось маневрировать. Потрошеный хек не сразу пускали в камеры, а со- бирали в корзины, ванны. В это время но обеим линиям шел кругляк. Затем одну из них пе­ реключали на выработку разде­ ланной рыбы. Выпуск продукции нри такой постановке дела дости­ гал 70—75 тонн в сутки. Разумеется, добиваясь макси­ мальной заморозки, мы не забы­ вали о качестве продукции. Для того, чтобы сохранить пищевую ценность добытого сырья, мы не допускали его залеживания на валубе. 11а заморозку поступала ьеегда свежая рыбз. С этой це­ лью очередное траление произ водили с учетом его продолжи­ тельности и остатка предыдуще­ го улова. Кроме того, ту часть рыбы, ко­ торая оставалась лежать на па­ лубе, пересыпали чешуйчатым льдом и предохраняли от солнеч­ ных лучей специально установ­ ленными тентами. За прошедший рейс на «При- луки» не поступило пи одной рекламации. Факт говорит сам за себя. Значит, мы добились и хо­ рошего качества продукции, и не допускали любого рода пересор­ тицы. Это следствие 'того, что у нас прижилась определенная практика. Моряки, работающие на упаковке, отмечают ящики с разным ассортиментом рыбы ус­ ловным знаком, обозначающим вид продукции. Этим мы страху­ ем себя в том, что фактуровщик не спутает этикетки нри марки­ ровке ЯМЩИКОВ. Помимо нродумапнои органи­ зации работы на рыбофабрике, мы более целесообразно расставили Письма с ПРТ »Прилуки" силы !Ю рабочим местам. На не­ которых TIP, а также одно время и на «Прилуках» рыбу пткерили на палубе. На первый взгляд казалось, что это оправдано и производительность труда рабо­ тающих в этом случае выше. Ио мы затем отказались от такой расстановки и пришли к выводу, что лучше все же работать па фабрике. Во-первых, раньше мно­ го времени терялось из-за невоз­ можности обрабатывать улов во время спуска, подъема трала, рыливки сырья. Во-вторых, боль­ шие неудобства доставляла убор­ ка отходов и подача обработан­ ной рыбы на морозильные линии Как известно, производствен­ ные рефрижераторы оснащены двумя морозильными линиями. Недостатком их было то, что улов нельзя перепустить с одной линии на другую. Поэтому моря­ ки в процессе эксплуатации та­ ких судов придумывали разные системы дополнительных лотков. 11а «Прилуках» два рейса назад был установлен лоток, ко­ торый позволял передавать рыбу с 24-го транспортера на шестой, и с четвертого — на 2(5 й. Но он за­ громождал проход, для передачи но нему рыбы обязательно тре­ бовалась вода, попадавшая по 25-му транспортеру в рыбомуч­ ную установку. От этого лотка пришлось отказаться. Вместо не­ го мы поставили другой, соеди­ няющий непосредственно транс­ портеры № 6 и № 27. Причем, он сделан таким образом, что нри надобности позволяет подавать сырье на любой борт. Еще два лотка установили от транспортеров №№ 3 и 23 к 25-му, подающему сырье в РМУ. Рань­ ше подача производилась вруч­ ную. Польше того, с установле­ нием Зтих лотков легче стало от­ сортировывать немромысловую рыбу, которая поступает также па выработку муки. Во время обработки улова ча­ сто приходится менять ассорти­ мент поступаемой рыбы.. Напри­ мер, надо пропустить с одной ли­ нии два ассортимента: умбрпну и морскую форель. В этом случае умори на идет с четвертого тран­ спортера по одному лотку, о которых говорилось выше, на 27-й транспортер. Л для того, чтобы пропустить с третьего транспортера рыбу другого ас­ сортимента, установили лоток, соединяющий его с транспорте­ ром № 7 Судовые умельцы произвели па рыбной фабрике и другие усо­ вершенствования. Все это облег­ чает труд моряков и способству­ ет повышению производительно­ сти. Некоторые приемы, которые служат тем же целям, мы разра­ ботали в ходе работы. Так, при загрузке трюмов на каждой пло­ щадке под горловиной три пар­ тии ящиков по 42 кг в каждом обязательно застропливаем. У ба­ зы теперь пе приходится терять время на разборку первых ящи­ ков, а сразу цепляем гак за го­ товые стропы. Примером эффек­ тивности такой практики может служить выгрузка иа транспорт- пый рефрижератор аЛлександр Иванов». За сугки мы выгрузи­ ли 1118 тонн рыбы. Здесь сказал­ ся та повый метод разгрузки на три точки. В. ПОНОМАРЕВ , технолог производственного рефриже­ ратора *Нрилукн». На Мурманском лссотарном комбинате много хороших рабочих. Их по праву называют помощниками моркков. Ведь промысловым судам требуется много добротной тары для рыбы. Вот и стараются бондари изготовлять как можно больше бочек. Коллектив комбина­ та успешно борется за выполнение плана третьего года пятилетки. На этом рисунке вы видиге работницу бондарного цеха лесо­ тарного комбината Е. Клепцову за стяжкой ворота. Рис. И. Гнилицкой. трал создан В V т Ш: т ш п т м и к ю к KS к к т к В П О И С К , НОВАТО РЫ! * т т ж Н ОВАТОРЫ тралового флота не раз успешно решали сложные задачи совершен­ ствования судовых механизмов, техники промысла. Определенную роль в активизации деятельности рационализаторов и изобретателей играют смотры-конкурсы. Недавно такой смотр обьявлен в честь Дня рыбака. Смотр предполагает широкое во­ влечение моряков и инженерно- технического состава флота в твор­ ческую работу, получение и внед­ рение наибольшего числа рацпред­ ложений и изобретений, направлен, ных на механизацию и автоматиза­ цию производственных процессов, обеспечение максимального выло­ ва рыбы, повышение производи­ тельности труда, снижение себе­ стоимости выпускаемой продукции, экономию цветных и черных метал­ лов, топлива, воды, смазочных ма­ териалов, орудий лова, улучшение условии труда и быта моряков. Итоги смотра конкурса • будут подводиться по балльной системе (на 10 человек работающих). За участие ь смотре-конкурсе одного рационализатора устанавливается три балла, за каждое поданное предложение — 1 балл, за каждое принятое предложение — 2 балла, дополнительно аа каждое внедрен- р о с предложение, дающее экономию ■ до .1(0 рублей. — 3 балла, до 500 ■ рублей — 10 баллов, до 1000 руб- J лей — 15 баллов, до 10 тысяч руб- ш лей — 20 баллов, свыше 10 тысяч 5 рублей — 25 баллов. t Для коллективов судов и отде- 5 лов управления флота, добившихся ■ лучших показателей в смотре, J установлены премии: одна пер- ■ вая — 300 рублей, две вторых — по 5 150 рублей, две третьих — по 100 ■ рублей каждая. Коллективам, по- ■ лучившим первую, вторую и тре- ■ тью премии за внедрение в. период ■ смотра - конкурса изобретений • (своих авторов или заимствованных ■ из литературы и других нсточни- ■ ков), установлены дополнительно ■ за внедрение одного изобретения J бесплатная путевка в дом отдыха и ■ денежная премия и размере 100 £ рублей, за внедрение двух и более ■ изобретений — путевка в санато- £ рий и премия 200 рублей. ~ • Сгедения о результатах смотра- 5 конкурса необходимо представить * в бюро по рационализации и изо- £ бретательству не позднее 15 июля, ■ а материалы смотра — до 10 авгу- ■ о а . Итоги будут подведены н при- ■ каз по этому поводу издан не J позднее 1 сентября. Е. П О Л И Ц И И , инженер по ■ рационализации и изобрета- J тельству. а З АСЕДАНИЕ ученого со­ нета привлекло много работников не только с предприятии. Калининград­ ского производственного уп­ равления рыбной промышлен­ ности, но и главка «Запрыба», мурманчан. Всех интересовало сообщение ученых о том, что наконец то создан, испытан и внедряется в промышленность разноглубинный трал, осна­ щении й iiриборами слеже­ ния за его работой. В конце апреля вернулся из экспериментального рейса к западным берегам Африт;и БМРТ «Гижига». Как сооб­ щил на совете начальник это­ го рейса инженер В. Савра­ сов, работа ученых и экипажа траулера в центральной ча- сти Северо-Западной А тлан- тики увенчалась полным успехом. Попытки же ловить рыбу в пелагиале Северного и Норвежского морей оказа­ лись неудачными лишь пото­ му, что там была плохая .сырьевая база — даже суда- дрифтеры не брали уловов, выполняя планы в ноябре и декабре минувшего года к среднем на 34 процента. Поэтому эксперимент при­ шлось в(ч:ти в пришельфовых водах мыса Кап-Блан на глу­ бине около 100 метров на рас- сеянных скorглеииях рыбы. Но впачале трал 38.5 м не дал результатов. Предположили, что недостаточна скорость траления и переделали сетное полотно трала, доведя ско­ рость траления до 3,7 узла. Первое промысловое трале­ ние в ночь на 30 января при­ несло 30 тонн ставриды и скумбрии. В дальнейшем бра­ ли рыбу тоже удачно, изме­ нив конструкцию тралового мешка на более удобную для подъема, снижающую объ- ячеиваемосf ь. Выло ироиз- ведено 272 траления (409 часов) модернизированным пелагическим тралом 38,5 м. Выловлено свыше 9 тысяч центнеров рыбы. При­ чем, промысловая задача не была главной в этом рейсе. В разпое время экипаж и научные работники «Гижн- Ф Заметки с ученого совета АтлантНИРО ги» оказали техническую по­ мощь промысловым судам, ра­ ботавшим в районах Кап- Блана, Рио-де-Оро, / Дакара. Суда, где имелись соответст­ вующие траловые доски и ма­ териалы для постройки разно­ глубинного трала {БМРТ №№ 239, 301, 318. 436 и др.), ста­ ли. брать большие уловы. Сейчас в тех районах около 20 промысловых судов рабо- тают тралом конструкции специального эксперименталь­ ного конструкторского бюро Атлант МИРО. В рейсе была освоена и от­ работан,! также схема пере­ хода с пелагического трала ва донный и наоборот. Одной из главных задач минувшего рейса «Гижиги * была проверка работы элект­ ронных и других приборов, комплексной аппаратуры, обе- сиечивающей надежное на- блюдение за работой трала. Как явствует из сообщения начальника отдела СЭКБ Г. И. Петрова, все испытываемые приборы показали удовлетво­ рительные результаты, в том числе — дистанционный из­ меритель горизонтального рас­ крытия трала, датчик его на­ полнения рыбой и другие. Оправдали надежды и при­ боры для наведения трала на скопления рыбы, в частности, эхолот и гидролокатор, разра­ ботанные в СЭКБ. Ученые утверждают, что комплекс названных приборов вполне достаточен для осна­ щения пелагического трала. Теперь следует ускорить до­ водку гидролокатора. Для это­ го нужны стандартные виб­ раторы и счетчики ваеров. Предъявление прибора госу­ дарственной комиссии наме­ чается в этом году. Капитан «Гижиги» Л. И. Шухгалтер подчеркнул особен­ ности работы тралом 38,5 м па малых и очень малых кон­ центрациях рыбы, которые прежними тралами не облав­ ливались. . Названный трал прост по конструкции, пе тре­ бует особых навыков в работе с ним. Чтение записей прибо­ ров от трала также неслож­ но. Освоение пелагического тра­ ла и быстрейшее внедрен** его на промысловых судах даст в*>змож ность намного увеличить вылов рыбы. Если круп иогоннаж ные траулеры в районе Центральной Ат- Л II нти К И нромышляют донны­ ми тралами до сих пор толь­ ко днем, то теперь они смогут ловить рыбу и ночью. Значит, надо поскорей использовать новый резерв увеличения про­ изводительности труда и в ко­ роткий срок выдать техниче­ скую документацию на трал и вооружение, инструкцию для пользования приборами, по­ слать в номошь промыслови­ кам специалистов.. Лов рыбы в пелагиале по­ зволит отказаться от тради­ ционных районов промысла на шельфах, где порой наблю­ дается или чрезмерное скоп­ ление гудов, или безрыбье, сократит время на переводы в дальние районы, позволит об лавливать рассеянные кон­ центрации в Северном и Нор­ вежском морях, в Ла-Манше и т. д. Работа над модернизацией разноглубинного трала будет продолжена. СЭКБ создало трал 35 м для судов типа «Тропик». В радиограмме с РТМ «Козерог» сообщается, что уловы за полтора часа траления составляют от 3 до 35 тонн/ По следует предосте­ речь промысловиков от из­ лишнего увлечения экспери­ ментированием. как случалось при освоении донного трала. Это дело должно быть постав­ лено на строго научную осно­ ву. Г. UPOXA 3KO . («Маяк»). iBBB iukiaui (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz