Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

Конкурс на лучший судовой план НОТ Вкус к экономическим знаниям В дичи промысла недавнего перехода с _ в Мурманск па нро- мыслово-производствеином реф­ рижератор!* «Рембрандт» состоя­ лись итоговые занятия в сети партийного иросвощения. В минувшем учебном году у нас на судне действовали школа основ марксизма*лонинизма третьего года обучении и на­ чальная иолитшкола. В школе основ марксизма-ле- лишиша занимались 12 слушате­ лей: восемь коммунистов и чет­ веро беспартийных из лиц командного соста­ ва. Иа них четве­ ро имели высшее образование, ос­ тальные — сред- ___ лее. Начальную политшколу посещали 17 мо­ ряков: двенадцать коммуни­ стов и нить комсомольцев, имею­ щих среднее и неполное среднее образование. ITpoграмма ш колы основ марксизма-ленинизма включала раздел политической экономии ♦Социализм». Когда перед началом учебы мы анализировали состав слушате* лей, то пришли к выводу: почти все они предмет политической экономим уже изучали, поэтому есть опасение, что занятия в школе основ марксизма лени­ низма явятся для них простым повторением пройденного. Л как избежать этого? Как до­ биться того, чтобы у них появил­ ся подлинный вкус и интерес к овладению богатствами из сокро­ вищницы марксистских знаний? Посоветовались в своем кругу и пришли к единодушному мне- лию: задача состоит в том. что­ бы организовать учебу методом проведения семинаров с углуб­ лением н расширением познания слу h i ателями осповных иол«>же- ний организации производства на новейших рыболовных судах типа нашего 11РТ «Рембрандт». Вопрос об этом был подробно рассмотрен на партийном соб­ рании. И надо сказать, чго ком­ мунисты судна отнеслись к его обсуждению со зрелым понима­ нием. Они откровение* говорили о том. что многое из теоретиче­ ских положений полнтэкоп<)мии из памяти выветрилось, а прак­ тическую сторону дела, будучи курсантами мореходных училищ, знн узнавали слабо. В вопросах яонкретной экономики это ска­ залось особенно отрицательно. -- Надо занятия и школе про­ водить лекционным методом со значительным расширением и уг­ лублением объема требований в сторону тесной связи с жизнью, с нашими производетвеиными задачами, — посоветовали ком­ мунисты. Так мы и поступили. Результаты себя оправдали. В первую очередь это заметно бы­ ло по выступлениям слушателей. Активность на занятиях оказа­ лась очень хорошей. Достаточно сказать, что на се­ минарских собеседованиях по темам : «X озяиствениый расчет н рентабельность», «Социалисти­ ческая организация обществен- Партийная аш м ного труда» выступило большин­ ство из слушателей. А время каждого собеседования заняло 3—3,5 часа. При этом каждое выступление иллюстрировалось примерами пз практики флота, наш его экипа­ жа. И надо было бы на этих за­ нятиях видеть наших планови­ ков и экономистов. Моряки вы­ сказали немало нелестного по их адресу. Вольно уж много несу­ разиц. всякой путаницы допу­ скается. Например, рыбу ка­ питан. известную ранее иод та­ ким названием, переименовали уже три раза в попытках опреде­ лить такую цену на нее, которая бы являлась экономически оп­ равданной. стала выгодной и для государства, и для моряков. На­ звание рыбы менялось, а суть дела... Она остается пока преж­ ней. Проводя занятия и школе ос­ нов марксизма-ленинизма, мы на некоторые лекции (в целях при­ вития вкуса к экономическим знаниям) приглашали более ши­ рокую аудиторию, чем обычно. Охотно приходили на такие за­ нятия все коммунисты, коман­ диры корабля, все моряки, ип терисующиеся конкретной эконо­ микой. Можно привести в подтвержде­ ние такой пример. Коммунисты гг. Афремов. Карпенко сами яв­ ляются пропагандистами в на­ чальной политшколе, а ремонт­ ный механик тов. Картолапов - сгудент-заочник четнертого курса Горьковского института инженеров водного транспорта. И они присутствовали на всех лекциях и семинарах в школе основ маркеи:*ма- лениниама. Из числа слушателей особен­ ной добросовестностью отлича­ лись в ходе учебы тт. Дудчеико, Лелейко, Матютенко, Неробов, Тарасенко. По просьбе слушателей мы на своем судне общими силами под­ готовили своеобразный словарь- вопроспик но наиболее распрост­ раненным терминам политэконо­ мии, как, например: «Понятие о народнохозяйственных, денеж­ ных и других балансах», «Рен­ табельность», «Стоимость», «Се­ бестоимость» и т. д. Избавленные от необходимости рыться в книгах, чтобы лучше уяснить себе смысл того или иного термина, слушатели больше времени могли от- •' 1 давать изучению материала, что незамедлило ска­ заться на усвоении ими предме­ та в целом. В процессе занятий мы исполь­ зовали с успехом анализы, сде­ ланные экономической группой НОТ корабля на основе работы в одинаковых условиях однотип­ ных судов нашего флота. Сравнительные результаты (ко­ личественные и качественные) разных экипажей вызвали у мо­ ряков большой интерес. И в том, что наш экипаж на промысле не отстал от других (в трех последних рейсах он трт^к- ды завоевывал h j w m h i i в социа­ листическом соревновании, дваж­ ды удостаивался переходящего Красного знамени горкома КПСС и горисполкома), заметную роль сыграла упорная, кропотливая работа партийной организации но вооружению моряков нужны­ ми им знаниями, путем всемер­ ною совершенствовании полити­ чен*кой учебы на судне. !>. КИСЕЛЕВ, пропагандист школы основ марксизма-ле­ нинизма IIPT «Рембрандт». В инструментально-экспериментальном цехе Кандалакшского ме­ ханического завода идет отладка нового оригинального станка. Он предназначен для автоматической намотки витков металлических щеток. Эти щетки идут к пневматическим роторным машинкам и ис­ пользуются для очистки корпусов судов. Немало инициативы и смекалки при изготовлении и отладке авто­ мата проявили слесарь Н. Щеколдин и начальник цеха ударник ком­ мунистического труда В. Гладышев. На снимке: слесарь инструментально-экспериментального цеха Николай КЦеколдин за отладкой станка-автомата. Фото А. БРЫСОВА. H а и л К у з ь » С целью широкого внедрения научной организации труда на судах флота, привлечения про­ мысловиков к работе по научной организации труда в Мурман­ ском траловом флоте объявлен КОНКУРС I1A Л У ЧШ ИЙ СУДО­ ВОЙ ПЛАН НАУЧНОЙ ОРГАНИ­ ЗАЦИИ ТРУДА. Ковкурс проводится с 1 июня во 31 декабря с. г. в два этапа: первый — на лучший разрабо­ танный план НОТ, второй — на лучший внедренный судовой план НОТ. Реэультаты конкуреа рассмат* рвваются жюри поэтапно с при­ суждением первенства и премий эа каждый этап. Победителям конкурса на нервом этапе уста­ навливаются премии: две первых по 300 рублей, три вторых — ш) 200 рублей и три третьих — но 100 рублей. Па втором этапе конкурса размеры премий уста­ новлены такие же, только коли­ чество их увеличено. Например, вторых премий —четыре и тре­ тьих — пять. \fрвсуждекие премий ироизво- дится по представлению жюри и объявляется приказом ио флоту. Распределенне премий между членами судового экипажа (твор­ ческой бригади) осуществляется творческой бригадой и утверж­ дается капитаном судна. Для участия в конкурсе судо­ вые творческие бригады НОТ представляют жюри: план меро­ приятий НОТ, подсчет эконо­ мического эффекта от внедрения этих мероприятий, пояснитель­ ную записку к плану НОТ, спи­ сок членов творческой бригады, участников разработки и внедре­ ния плана НОТ. В оценку плана НОТ входят такие показатели, как количе­ ство и качество мероприятий, значимость плана, его экопоми- чеекая :>ффективность, количест- во работающих, охваченных пла­ ном НОТ. Планы, у которых сразу невоз­ можно подсчитать экономиче­ скую эффективность, ио имею­ щие большое значение для повы­ шения производительности тру­ да и улучшения его условий, также включаются в конкурс. За всеми справками и консуль­ тациями по конкурсу можно об­ ращаться в лабораторию НОТ управления тралового флота. Планы на конкурс также следу­ ет направлять сюда. В. МАКШЕЕВ, начал! ник лаборатории НОТ управления Мурманского тралового флота. Так, только по отчеству, моря­ ки обычно называют тех. кого глубоко уважают. А его — Ивана Кузьмича Жаворонкова именно глубоко уважает и ценит весь экипаж морозильного траулера «Чехов». В траловом флоте он работает уже И лет. Первые два рейса ходил матросом. Море ему при­ шлось по душе. Корабль, как говорится, стал ему родным до­ мом. Созрело решение накрепко связать свою судьбу с рыбным Мурманом, поэтому и попы?л на курсы боцманов. С тех нор утекло много воды. Вспоминая свое родное село в Удмуртии, Иван Кузьмич сейчас даже немного удивляется, как он мог жить тогда вдали от моря. Привык к рыбацкому труду, крепко полюбил рыбаков — сме­ лых и дружных людей. Иа судне все знают Ивана Кузьмича как рачительного и заботливого хозяина. — Нашему Кузьмичу, — гово­ рит старпом И. И. Чернец, — ни­ когда не приходится ни о чем напоминать. Его заведование всегда в полном порядке. По ха­ рактеру он человек спокойный, уравновешенный, а в работе очень беспокойный. Всегда чем- нибудь занят. На нашем корабле, каждый, го­ воря о боцмане, найдет для него теплое слово. Его работоспособ­ ность, его неутомимость служат всем примером. Па переходе из района промы­ сла к Мурманску Иван Кузьмич занялся покраской судна. Стал нрвводоеть в норядом вддошгв. надстройки, рубки в полубак. Увидели моряки, что он возится с кистями и краской, сразу же добровольные помощники наш­ лись. Когда человек предан делу и много сил и времени отдает труду, всегда хочется ему по­ мочь. По все равно к своим по* мощникам ол не относится «по- начальнически», а становится ря­ дом с ними с кистью в руках ш красит наравне со всеми. Только прибыли в порт, все. кроме тех, кто на вахте, поспе­ шили ил берег, а боцману неког­ да. Он брашпиль проверяет, та­ келаж осматривает. Таков уж человек. Несмотря ва свои пол­ сотни лет, живой, энергичный* умеющий увлечь за собой людей. О. АНДРЕЕВ. Фото Ю. Мартыюмш ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz