Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

IV. « T b i - агитапюр» Б ЫЛА хорошая Традиция у комсомольцев тралового флота в 30-е годы: вер­ нулся из рейса — первым де­ лом появись в комитете ком­ сомола. Секретарь Александр Семенов считал появление лю- <юго рядового комсомольца яв­ лением обычным, закономер­ ным. Для нас всегда находи­ лось доброе слово, здесь мы узнавали молодежные новости, получали поручения. Однажды Александр предложил мне вы­ ступить перед рабочими конто­ ры берегового обслуживания (КБО). Я смутился, попытался отказаться: еще никогда в жиз­ ни не выступал перед большой аудиторией, тем более — само­ стоятельно, без поддержки старших. Да н молод я гово­ рить перед людьми, которые мне годятся в отцы. Знал я также и то, что среди слушате­ лей есть немало людей, спо­ собных задать любой каверз.- ный вопрос. Me надо\ за­ бывать о том, что на Север в те годы ехали ие только энту­ зиасты — здесь были люди ис темным прошлым, нередко на­ строенные антисоветски. Мон отказ Александра ие смутил. Он настоял, чтобы я выполнил это комсомольское поручение. И вог я прихожу в эту контору перед разнаряд­ кой Стоит толпа, слышен говор. Вошел в круг, стал го­ ворить. Смотрю, слушают. Разноголосица постепенно стихла, люди повернулись ко мне. А я стал подробно гово­ рить о международной обста­ новке, потом о том, как ра­ ботал наш экипаж. По себе знаю, что слушателей всегда интересует — кто ои, агитатор, откуда явился. Вижу, и наша рыбацкая жизнь береговых ра­ бочих интересует. А трудились мы тогда, не жалея себя, — по 18—20 часов в сутки. Знали, что рабочим ленинградских, моско­ вских и волжских заводов очень нужен этот ценный про­ дукт питания — рыба, которую мы добывали. Конечно, когда я говорил, сыпались острые рег.лики, были каверзные вопросы. Отвечал на. них немедленно, старался ис­ пользовать весь свой багаж знаний. Может быть, кого-то мои вопросы и не удовлетвори­ ли, но все равно ие хотелось мазаться побежденным. И вот я снова в комитете, говорю ребятам, чго выступил плохо, не получится из меня агитатор. А Александр хитро так прищурился и, улыбаясь, говорит: «Молодец, выполнил задание!*. Потом открылся маленький секрет: секретарь был в толпе слушателей, слушал меня, как бы подстраховывая. Он мог в любую минуту придти на вы­ ручку. Секретарю было легко определить таким способом, го­ дится ли комсомолец, как аги­ татор, умеет ли общаться с на­ родом. Это было также своеоб­ разным экзаменом перед реко­ мендацией комсомольцев-чле- нов экипажей в судовые коми­ теты профсоюза. По-моему, в те годы существовало такое неписаное правило: если. ты комсомолец, значит ты — аги­ татор. V. Забота о спорте С ЕЙЧАС многие мурман­ чане, проходя мимо Планерного поля, уди­ вляются названию. Сейчас здесь рядом с эточ большой площадкой строятся много­ этажные дома. А в 30-е годы это была дальняя окраина го­ рода. А поле так названо не зря: комсомольцы* тралового флота, учащиеся мортехникума и учебно-курсового комбината проводили здесь организоваи- • ные Осоавнахимом занятия ио пилотированию планера. Руко­ водил занятиями комсомолец — печатник из типографии «Полярная правда». Высокий, стройный, в гимнастерке, пере­ поясанной портупеей. Инструк­ тор имел много значков, свиде­ тельствовавших о его успехах в военно-спортивной работе. Эго был, кажется, первый мур­ манский комсомолец-пилот. Очень жаль, что я забыл его фамилию. Может быть, кто- нибудь ее вспомнит, читая эти записки. Вопросы участия комсомоль­ цев в оборонной работе неред­ ко обсуждались комитегом.. Среди нас был молодой чело­ век, накопивший некоторый ^ ями Трушинским, Рязанцевым и Бобровниковым предложил совершить поход на яхтах из Мурманска в Одессу. Сразу же посыпались практические пред­ ложения. Эта идея так зарази­ ла и увлекла всех, что мы по­ шли в партком к секретарю Константину Денисовичу Алек­ сандрову. И его «заразили» — он обещал помощь и поддерж­ ку. Правда, большие подходы сельди к берегам Мурмана и ее интенсивный лов не позволили нам сразу осуществить свой за­ мысел. Но комсомольская мысль о шлюпочном переходе была подхвачена учащимися мортехникума. Поход состоял­ ся, но по маршруту Мур- влял комсомолец Яков Короб- кин, комиссаром был Леша Трофимов, командирами отде­ лений — Федя Широкий, Сер­ гей Ковалеров, Борис Бахирев, Константин Наушкин. Назову еще несколько фамилий, кото­ рые, возможно, напомнят чита­ телям их комсомольскую юность. В походе участвовали Тарасов, Саков, Никипелос, Котов, Андреенко, Гопонов, Лиц, Багаев, Коробицин, Бур­ ков, Черемнын, Елисеев, Ва­ син, Векшин, Тимошин, Сели­ верстов и другие. Только после похода мы узнали, что наш комиссар Леша Трофимов ни­ когда до этого на лыжи не становился. Мы были пораже- А. С. Храповицкий комсомольской ЛЛ у р м а н с к ого тралового флота (ТАН МЫ НАЧИНАЛИ! опыт руководящей комсомоль­ ской работы, — Петр Пиме­ нов. Вместе с ним активно при­ влекал ребят к обучению на планере Саша Ямщиков. В сво­ бодное время мы приходили на ноле, которое потом получило название Планерного. Плане­ ров у нас было два. Один, как сейчас помню, ремонтировали, на другом — летали. Затаски­ вали его на гору, у обрыва на. тягивали амортизатор. Планер взлетал и приземлялся иа дру­ гой стороне болота. Зимой это была идеальная посадочная площадка. Многие комсомоль­ цы, закончившие школу плане­ ристов, потом поступали в авиаклубы, позже воевали лет­ чиками. Помню одного изтрал- флотовлев-комсомольцев, ко­ торый начинал свои пер­ вые шаги иа нашем Планерном поле. Это Аранович, ставший боевым летчиком. Воздушный, сухопутный спорт — хорошее дело, но мы готовили себя к любым труд­ ностям работы в море. Поэто­ му и в спорте для нас нужна была хорошая морская закал­ ка. Однажды комсомольский комитет выполнял неожидан­ ное поручение: мы осваивали водный туристский маршрут по Волге (Горький—Астрахань — Горький). Потом моряки езди­ ли туда отдыхать по турист­ ским путевкам. Но это был не только отдых — наши ребята рассказывали о работе коллек­ тива тралфлота, о борьбе за высокие уловы. Туристский маршрут был подчас не только водным. Потом ребята расска­ зывали: «Ехали на конях в морской форме и тельняшках, с «крабами» на фуражке. Был полный морской порядок— по­ ручение выполнили!». Позже, летом 1935 года, ком­ сомольцы тралового флота Яков Коробкнн, Сергей Теле­ гин, Николай Ларионов и дру­ гие участвовали в шлюпочном походе по рекам и озерам Кольского полуострова. Была осуществлена идея, зародивша­ яся во время одной из бесед и комитете комсомола. Штурма­ ны-комсомольцы тогда завели разговор о развитии парусного спорта, и Андрей Стрельбицкнй со своими неразлучными друзь- манск-—Москва. Ходили в него учащиеся техникума Яков Бур- гутто. Василий ДунаГшев, Алек­ сандр Дийков, Валерий Коно­ нов. Георгий Слобоцков и дру­ гие. Командиром перехода был Тарабрин, политруком — Лев­ кин. Ходили иа двух шлюпках. В Москве встретились с нар­ комом Анастасом Ивановичем Микояном. В 1935 году многие моряки- комсомольцы. тралового флота были направлены ма учебу. Только в учебно-курсовой ком­ бинат пришло около тысячи мо­ лодых тралфлотовцев. Комитет комсомола у нас был объеди­ ненный — обший с мореход­ ным техникумом. Руководил им Леша Трофимов. Перед на­ ми поставили задачу: «Учиться отлично!» Но надо было сохра­ нить и морскую закалку, и до­ биться укрепления здоровья. Выход один — спорт. Соревно­ вания следовали одно за дру­ гим. Были и стрельбы, и волей­ бол, и гимнастика. Конечно, на­ иболее гармоничное сочетание нагрузок мы получали в лыж­ ных соревнованиях. Участвова­ ли в Праздниках Севера, со­ вершали массовые лыжные пе­ реходы. Запомнился переход, осуществленный в феврале 1936 года по маршруту Mypi манск—Кировск. Было нас в этом походе 40. Поход возгла­ пы тем, как он сумел скрыть это, как сумел преодолеть не­ малую физическую нагрузку. А он ответил просто: не хотел по­ казаться слабаком перед свои­ ми товарищами комсомольца­ ми. Он собрал в кулак всю си­ лу воли и стойко перенес труд­ ности походя. Такая закалка характера потом здорово ему пригодилась на фронте. VI. к бою- готовЫ Р ОС и хорошел Мурманск. - Строили дорогу на Колу Сейчас это — асфальти­ рованное шоссе. Редко кто по­ дозревает, что иа этом марш­ руте были чуть ли не бездон­ ные топи. Одна из :>жх —^ там, где пересекается- Кольское! шоссе с Заводской улицей, — доставила нам немало хлопот. Комсомольцы тралового флота вели отсыпку грунта под ложе ; будущей дороги на участке от нынешнего Дома офицеров до поворота иа Больничный горо­ док. Топь мы засыпали камня­ ми, песком. Думали, победили ее. Приходим на следующий день — грунта нет, одна чер­ но-бурая масса. Такое сраже­ ние с топью длилось не одни день. И все — с переменным успехом. Но мы не сдавались. Помню, как шуровал песок ко­ чегар Алеша Кочегаров— ар­ хангельский парень, из Солом- балы. Не отставали от него и другие. Кто-то вспомнил Суво­ рова. Начали вязать маты из прутьев. Занимались этим де­ вушки. Среди них особенно выделялась трудолюбием и за­ дором Оля Рыжкова, член ко­ митета. Сейчас вы, моряки тра­ лового флота, видите ее в на­ шей библиотеке. А тогда ма­ ленькие руки жизнерадостной Оли, Ани Лапиной, Маши Бур­ ковой и других вместе с нами перебросили не одну тонну песка и щебня. Топь мы побе­ дили, дорога была построена. Есть в этом что-то символич­ ное: сейчас, где начинается Кольское шоссе, стоит памят­ ник Шестой Героической бата­ рее. Вечный огонь напоминает нам не только о подвигах роев войны, но и о наших лах в 30-е годы.- - •>-•? Я рассказал о строительстве дороги, но. главные наши пути вели нас в море. После учебы мы пришлн снова на траулеры. Гремела слава комсомольско- молодежных экипажей трауле­ ров «Киров», «Ким», «Вороши­ лов», «Двина», которые возгла­ вляли соревнование. Я в то ьремя плавал на дизельном траулере «Кета». Экипажем руководил молодой капитан, воспитанник флотской комсо­ молии Яков Гунин (ныне заме^ ститель начальника тралового флота). Шла борьба за макси­ мальный вылов. При плане для нашей группы 34 тысячи цент­ неров мы стремились к завет­ ному рубежу — 50 тысяч цент­ неров. Ловили при волнении моря ь 5—6 баллов, машинные команды, как правило, выхо-. дили па подвахты, были верны­ ми помощниками матросов-.; Убирали от трала до трала весь улов, который порой до­ стигал 10 тонн. Стоянки не пре-. вышалн двое суток. Ремонт проводили в основном силами экипажа, но нам помогали и комсомольцы -судоремонтники. С ними мы заключали двухсто­ ронние конкретные обязатель­ ства. Тогда отличилась моло­ дежная команда мотористов траулера «Белуга», где стар­ шим механиком был Георгий Бородулин (ныне начальник «Севрыбхолодфлота»). Моло­ дежь «Белуги» за короткую стоянку ,успевала отремонтиро­ вать чуть ли не три четверти техники. Трудно было, во, перефрази­ ровав суворовскую поговорку» мы говорили: «Тяжело в нор-4 ту, легко в море». Хорошее воспитание, отлич­ ную закалку получала трал- флоговская комсомолия. Мы стлично понимали свой долг, старались его выполнить на со­ весть. А когда пришла пера грозных испытаний Великой. Отечественной . войны, мы,, были К НИМ > подготовлен^.: Многие из комсомольцев : тдо-г лового флота совершили .э^ме-: нательные подвиги во имя Ро­ дины. Имена Ивана Сивко, Александра Шабалина и дру­ гих героев сейчас широко из­ вестны. . , V Усиливать идеологическую (Окончание. Нач. ва i-й стр.). ны не только руководители Двор­ ца культуры, но и секретари парторганизации, председатели профсоюзных организаций. Они не вносят предложений по улуч­ шению организаций отдыха, а порой даже отказываются от sa­ ilланированных меройриятий. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ работе очень многое зависит от личного примера коммуни­ ста, руководителя. Вот почему партийным организациям необ­ ходимо строго руководствоваться ленинскими принципами подбора, расстановки и воспитания кад­ ров. А практика показывает, что пе везде зти принципы неуклон­ но соблюдаются. Не случайно в 1967—1968 годах освобождены от должностей ка- нитавов в траловом флоте 10 че­ ловек, в ♦Мурмансельда* — 19, в «Онрыбхолодфлоте» — S. "В числе их Птащенко, Шутович и другие. Спрашивается, какой при­ мер могли брать моряки с этих командиров, которые пьянствова­ ли? Падача партийных организа- Выступившие в прениях . уча­ стники пленума, делилась оды- том работы, вскрывал* недостат­ ки, вносили предложения. В чаи стности, ставился вопрос о необ­ ходимости улучшения слышкиб" сти мурманских радиопередач для моряков, об увеличении ли­ митов для приобретения хулът- ций вести непримиримую борьбу инвентаря, .литературы.^ Нуясно с нарушителями трудовой дис- иметь больше ротаторной бумага ц и п л и н ы , пьяницами. От них Для печатания текстов локцвй в страдают производство, семьи. В Докладов. Преподаватели шкод первую очередь следует обратить просили судовые нарторганиза'* на это внимание коммунистам Дии усилить шефскую работу с сельдяногсг флота, судоверфи, уп-. учащимися старших классов, равления * механизации строи- ! По обсужденному вопросу тельства, треста ^Мурмансктгром- принято постановление, в мото^ стройд>. Серьезного улучшения требует конкретные аа* идеологическая работа по месту Яа^ партийных ком и тетов -Я жительства трудящихся, с ; дершгшых дарторгавизацвй. Ч-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz