Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
IV. « T b i - агитапюр» Б ЫЛА хорошая Традиция у комсомольцев тралового флота в 30-е годы: вер нулся из рейса — первым де лом появись в комитете ком сомола. Секретарь Александр Семенов считал появление лю- <юго рядового комсомольца яв лением обычным, закономер ным. Для нас всегда находи лось доброе слово, здесь мы узнавали молодежные новости, получали поручения. Однажды Александр предложил мне вы ступить перед рабочими конто ры берегового обслуживания (КБО). Я смутился, попытался отказаться: еще никогда в жиз ни не выступал перед большой аудиторией, тем более — само стоятельно, без поддержки старших. Да н молод я гово рить перед людьми, которые мне годятся в отцы. Знал я также и то, что среди слушате лей есть немало людей, спо собных задать любой каверз.- ный вопрос. Me надо\ за бывать о том, что на Север в те годы ехали ие только энту зиасты — здесь были люди ис темным прошлым, нередко на строенные антисоветски. Мон отказ Александра ие смутил. Он настоял, чтобы я выполнил это комсомольское поручение. И вог я прихожу в эту контору перед разнаряд кой Стоит толпа, слышен говор. Вошел в круг, стал го ворить. Смотрю, слушают. Разноголосица постепенно стихла, люди повернулись ко мне. А я стал подробно гово рить о международной обста новке, потом о том, как ра ботал наш экипаж. По себе знаю, что слушателей всегда интересует — кто ои, агитатор, откуда явился. Вижу, и наша рыбацкая жизнь береговых ра бочих интересует. А трудились мы тогда, не жалея себя, — по 18—20 часов в сутки. Знали, что рабочим ленинградских, моско вских и волжских заводов очень нужен этот ценный про дукт питания — рыба, которую мы добывали. Конечно, когда я говорил, сыпались острые рег.лики, были каверзные вопросы. Отвечал на. них немедленно, старался ис пользовать весь свой багаж знаний. Может быть, кого-то мои вопросы и не удовлетвори ли, но все равно ие хотелось мазаться побежденным. И вот я снова в комитете, говорю ребятам, чго выступил плохо, не получится из меня агитатор. А Александр хитро так прищурился и, улыбаясь, говорит: «Молодец, выполнил задание!*. Потом открылся маленький секрет: секретарь был в толпе слушателей, слушал меня, как бы подстраховывая. Он мог в любую минуту придти на вы ручку. Секретарю было легко определить таким способом, го дится ли комсомолец, как аги татор, умеет ли общаться с на родом. Это было также своеоб разным экзаменом перед реко мендацией комсомольцев-чле- нов экипажей в судовые коми теты профсоюза. По-моему, в те годы существовало такое неписаное правило: если. ты комсомолец, значит ты — аги татор. V. Забота о спорте С ЕЙЧАС многие мурман чане, проходя мимо Планерного поля, уди вляются названию. Сейчас здесь рядом с эточ большой площадкой строятся много этажные дома. А в 30-е годы это была дальняя окраина го рода. А поле так названо не зря: комсомольцы* тралового флота, учащиеся мортехникума и учебно-курсового комбината проводили здесь организоваи- • ные Осоавнахимом занятия ио пилотированию планера. Руко водил занятиями комсомолец — печатник из типографии «Полярная правда». Высокий, стройный, в гимнастерке, пере поясанной портупеей. Инструк тор имел много значков, свиде тельствовавших о его успехах в военно-спортивной работе. Эго был, кажется, первый мур манский комсомолец-пилот. Очень жаль, что я забыл его фамилию. Может быть, кто- нибудь ее вспомнит, читая эти записки. Вопросы участия комсомоль цев в оборонной работе неред ко обсуждались комитегом.. Среди нас был молодой чело век, накопивший некоторый ^ ями Трушинским, Рязанцевым и Бобровниковым предложил совершить поход на яхтах из Мурманска в Одессу. Сразу же посыпались практические пред ложения. Эта идея так зарази ла и увлекла всех, что мы по шли в партком к секретарю Константину Денисовичу Алек сандрову. И его «заразили» — он обещал помощь и поддерж ку. Правда, большие подходы сельди к берегам Мурмана и ее интенсивный лов не позволили нам сразу осуществить свой за мысел. Но комсомольская мысль о шлюпочном переходе была подхвачена учащимися мортехникума. Поход состоял ся, но по маршруту Мур- влял комсомолец Яков Короб- кин, комиссаром был Леша Трофимов, командирами отде лений — Федя Широкий, Сер гей Ковалеров, Борис Бахирев, Константин Наушкин. Назову еще несколько фамилий, кото рые, возможно, напомнят чита телям их комсомольскую юность. В походе участвовали Тарасов, Саков, Никипелос, Котов, Андреенко, Гопонов, Лиц, Багаев, Коробицин, Бур ков, Черемнын, Елисеев, Ва син, Векшин, Тимошин, Сели верстов и другие. Только после похода мы узнали, что наш комиссар Леша Трофимов ни когда до этого на лыжи не становился. Мы были пораже- А. С. Храповицкий комсомольской ЛЛ у р м а н с к ого тралового флота (ТАН МЫ НАЧИНАЛИ! опыт руководящей комсомоль ской работы, — Петр Пиме нов. Вместе с ним активно при влекал ребят к обучению на планере Саша Ямщиков. В сво бодное время мы приходили на ноле, которое потом получило название Планерного. Плане ров у нас было два. Один, как сейчас помню, ремонтировали, на другом — летали. Затаски вали его на гору, у обрыва на. тягивали амортизатор. Планер взлетал и приземлялся иа дру гой стороне болота. Зимой это была идеальная посадочная площадка. Многие комсомоль цы, закончившие школу плане ристов, потом поступали в авиаклубы, позже воевали лет чиками. Помню одного изтрал- флотовлев-комсомольцев, ко торый начинал свои пер вые шаги иа нашем Планерном поле. Это Аранович, ставший боевым летчиком. Воздушный, сухопутный спорт — хорошее дело, но мы готовили себя к любым труд ностям работы в море. Поэто му и в спорте для нас нужна была хорошая морская закал ка. Однажды комсомольский комитет выполнял неожидан ное поручение: мы осваивали водный туристский маршрут по Волге (Горький—Астрахань — Горький). Потом моряки езди ли туда отдыхать по турист ским путевкам. Но это был не только отдых — наши ребята рассказывали о работе коллек тива тралфлота, о борьбе за высокие уловы. Туристский маршрут был подчас не только водным. Потом ребята расска зывали: «Ехали на конях в морской форме и тельняшках, с «крабами» на фуражке. Был полный морской порядок— по ручение выполнили!». Позже, летом 1935 года, ком сомольцы тралового флота Яков Коробкнн, Сергей Теле гин, Николай Ларионов и дру гие участвовали в шлюпочном походе по рекам и озерам Кольского полуострова. Была осуществлена идея, зародивша яся во время одной из бесед и комитете комсомола. Штурма ны-комсомольцы тогда завели разговор о развитии парусного спорта, и Андрей Стрельбицкнй со своими неразлучными друзь- манск-—Москва. Ходили в него учащиеся техникума Яков Бур- гутто. Василий ДунаГшев, Алек сандр Дийков, Валерий Коно нов. Георгий Слобоцков и дру гие. Командиром перехода был Тарабрин, политруком — Лев кин. Ходили иа двух шлюпках. В Москве встретились с нар комом Анастасом Ивановичем Микояном. В 1935 году многие моряки- комсомольцы. тралового флота были направлены ма учебу. Только в учебно-курсовой ком бинат пришло около тысячи мо лодых тралфлотовцев. Комитет комсомола у нас был объеди ненный — обший с мореход ным техникумом. Руководил им Леша Трофимов. Перед на ми поставили задачу: «Учиться отлично!» Но надо было сохра нить и морскую закалку, и до биться укрепления здоровья. Выход один — спорт. Соревно вания следовали одно за дру гим. Были и стрельбы, и волей бол, и гимнастика. Конечно, на иболее гармоничное сочетание нагрузок мы получали в лыж ных соревнованиях. Участвова ли в Праздниках Севера, со вершали массовые лыжные пе реходы. Запомнился переход, осуществленный в феврале 1936 года по маршруту Mypi манск—Кировск. Было нас в этом походе 40. Поход возгла пы тем, как он сумел скрыть это, как сумел преодолеть не малую физическую нагрузку. А он ответил просто: не хотел по казаться слабаком перед свои ми товарищами комсомольца ми. Он собрал в кулак всю си лу воли и стойко перенес труд ности походя. Такая закалка характера потом здорово ему пригодилась на фронте. VI. к бою- готовЫ Р ОС и хорошел Мурманск. - Строили дорогу на Колу Сейчас это — асфальти рованное шоссе. Редко кто по дозревает, что иа этом марш руте были чуть ли не бездон ные топи. Одна из :>жх —^ там, где пересекается- Кольское! шоссе с Заводской улицей, — доставила нам немало хлопот. Комсомольцы тралового флота вели отсыпку грунта под ложе ; будущей дороги на участке от нынешнего Дома офицеров до поворота иа Больничный горо док. Топь мы засыпали камня ми, песком. Думали, победили ее. Приходим на следующий день — грунта нет, одна чер но-бурая масса. Такое сраже ние с топью длилось не одни день. И все — с переменным успехом. Но мы не сдавались. Помню, как шуровал песок ко чегар Алеша Кочегаров— ар хангельский парень, из Солом- балы. Не отставали от него и другие. Кто-то вспомнил Суво рова. Начали вязать маты из прутьев. Занимались этим де вушки. Среди них особенно выделялась трудолюбием и за дором Оля Рыжкова, член ко митета. Сейчас вы, моряки тра лового флота, видите ее в на шей библиотеке. А тогда ма ленькие руки жизнерадостной Оли, Ани Лапиной, Маши Бур ковой и других вместе с нами перебросили не одну тонну песка и щебня. Топь мы побе дили, дорога была построена. Есть в этом что-то символич ное: сейчас, где начинается Кольское шоссе, стоит памят ник Шестой Героической бата рее. Вечный огонь напоминает нам не только о подвигах роев войны, но и о наших лах в 30-е годы.- - •>-•? Я рассказал о строительстве дороги, но. главные наши пути вели нас в море. После учебы мы пришлн снова на траулеры. Гремела слава комсомольско- молодежных экипажей трауле ров «Киров», «Ким», «Вороши лов», «Двина», которые возгла вляли соревнование. Я в то ьремя плавал на дизельном траулере «Кета». Экипажем руководил молодой капитан, воспитанник флотской комсо молии Яков Гунин (ныне заме^ ститель начальника тралового флота). Шла борьба за макси мальный вылов. При плане для нашей группы 34 тысячи цент неров мы стремились к завет ному рубежу — 50 тысяч цент неров. Ловили при волнении моря ь 5—6 баллов, машинные команды, как правило, выхо-. дили па подвахты, были верны ми помощниками матросов-.; Убирали от трала до трала весь улов, который порой до стигал 10 тонн. Стоянки не пре-. вышалн двое суток. Ремонт проводили в основном силами экипажа, но нам помогали и комсомольцы -судоремонтники. С ними мы заключали двухсто ронние конкретные обязатель ства. Тогда отличилась моло дежная команда мотористов траулера «Белуга», где стар шим механиком был Георгий Бородулин (ныне начальник «Севрыбхолодфлота»). Моло дежь «Белуги» за короткую стоянку ,успевала отремонтиро вать чуть ли не три четверти техники. Трудно было, во, перефрази ровав суворовскую поговорку» мы говорили: «Тяжело в нор-4 ту, легко в море». Хорошее воспитание, отлич ную закалку получала трал- флоговская комсомолия. Мы стлично понимали свой долг, старались его выполнить на со весть. А когда пришла пера грозных испытаний Великой. Отечественной . войны, мы,, были К НИМ > подготовлен^.: Многие из комсомольцев : тдо-г лового флота совершили .э^ме-: нательные подвиги во имя Ро дины. Имена Ивана Сивко, Александра Шабалина и дру гих героев сейчас широко из вестны. . , V Усиливать идеологическую (Окончание. Нач. ва i-й стр.). ны не только руководители Двор ца культуры, но и секретари парторганизации, председатели профсоюзных организаций. Они не вносят предложений по улуч шению организаций отдыха, а порой даже отказываются от sa ilланированных меройриятий. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ работе очень многое зависит от личного примера коммуни ста, руководителя. Вот почему партийным организациям необ ходимо строго руководствоваться ленинскими принципами подбора, расстановки и воспитания кад ров. А практика показывает, что пе везде зти принципы неуклон но соблюдаются. Не случайно в 1967—1968 годах освобождены от должностей ка- нитавов в траловом флоте 10 че ловек, в ♦Мурмансельда* — 19, в «Онрыбхолодфлоте» — S. "В числе их Птащенко, Шутович и другие. Спрашивается, какой при мер могли брать моряки с этих командиров, которые пьянствова ли? Падача партийных организа- Выступившие в прениях . уча стники пленума, делилась оды- том работы, вскрывал* недостат ки, вносили предложения. В чаи стности, ставился вопрос о необ ходимости улучшения слышкиб" сти мурманских радиопередач для моряков, об увеличении ли митов для приобретения хулът- ций вести непримиримую борьбу инвентаря, .литературы.^ Нуясно с нарушителями трудовой дис- иметь больше ротаторной бумага ц и п л и н ы , пьяницами. От них Для печатания текстов локцвй в страдают производство, семьи. В Докладов. Преподаватели шкод первую очередь следует обратить просили судовые нарторганиза'* на это внимание коммунистам Дии усилить шефскую работу с сельдяногсг флота, судоверфи, уп-. учащимися старших классов, равления * механизации строи- ! По обсужденному вопросу тельства, треста ^Мурмансктгром- принято постановление, в мото^ стройд>. Серьезного улучшения требует конкретные аа* идеологическая работа по месту Яа^ партийных ком и тетов -Я жительства трудящихся, с ; дершгшых дарторгавизацвй. Ч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz