Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

П РОШЛО ТРИ года с тех пор, как экипаж “большого морозильного траулера «Жнгулевск» проложил курс в Юго-Западную Атлантику. Этим поисковым, а затем промысловым рейсами производственного реф­ рижератора «Павлово» было до­ казано, что новый район промы­ сла может стать перспективным. Действительно, все коллективы судов* которые вели там в по­ следующее время* лов, добива­ лись значительных успехов, а моряки «Перемышля» благодаря хорошей промысловой обстанов­ ке на Патагонском шельфе по­ ставили рекорд по добыче рыбы я выработке готовой продукции. Примерно такой же остается Сырьевая база в Юго-Западной Атлантике и поныне. Например, s минувшем плавании «Ремб­ рандта» в среднем за каждое траление мы добывали 7 тонн фыбы. Показатель довольно вы ський. И хотя это во многом оп­ ределило нашу трудовую победу (коллектив вот уже в течение трех рейсов занимает первое ме­ сто ио вылову и изготовлению продукции). главенствующее значение имели правильная ор­ ганизация труда, творческий яодход к делу и, конечно, стара­ тельность моряков. Все это в полной мере можно #>твести к палубной команде. Творчество наших мастеров по добыче, матросов проявляется в самых разных случаях, начиная Фт операции но спуску, подъему трала и кончая его вооружением. Так, в предыдущем рейсе помощ­ ник тралмейстера Александр Я апотков предлож ил удлиней- ные 25-метровые оттяжки, за- крепленные под порталом кормо­ вых колонн, дли заведения кабе­ лей па ролики. Раньше это де­ лалось с помощью коротких от­ тяжек и дополнительного линя, что было связало со значитель­ ными затратами труда и, кроме того, спуск трала запимал боль­ ше времени. С внедрением пред­ ложения А. Лапоткцва эти недо­ статки устранены. Тогда же па «Рембрандте» бывший руководитель палубной. команды Константин Ободец внедрил еще одно усовершенст­ вование. Суть его заключается в отпадает надобность в стальных пожилинах длиной 14,5 метра по однорядному мешку. За 4 меся­ ца промысла мы сэкономили примерно 120 метров такого тро­ са. На наш взгляд, такой мешок оправдывает себя. Но главным лее образом эконо­ мия получена за счет бережного расходования сетематериалов. Другой раз смотришь, надо сре­ зать трал или мешок, но сдела­ ешь им перетяжку, и они снова СПУС ТЯ ТРИ ГОДА том, что для подтягивания ниж­ ней подборы теперь применяем так называемые «усы» — два 3-метровых стальных троса, од­ ним концом которые крепятся к крайним бобинцам, а другими — сходятся вместе, и здесь к ним присоединяется такой -же трос длиной 2А метра. До этого подбо­ ру тянули двумя джильсонами. С применением «усов» освобо­ дился человек, трал собирается к одному борту, что очень важ­ но, так как больше места на па­ лубе остается для работы по вы- ливке улова. А следовательно, сократилось время на эту опера­ цию. И больше того, уменьшился расход дорогостоящего троса. В отношении экономии пром- вооружения и сетематериалов надо сказать особо. За прошед­ ший рейс мы добились значи­ тельной экономии по этим статьям затрат. В одном случае она определяется тем, что мы работали с тралом с мешком 27 метров, а не 25, как раньше. С применением такого мешка служат, как новые. Перетяжка включает в себя замену изно­ шенных мест дели, топенантов и других частей. Для ремонта орудий лова мы выбирали время перехода в повые квадраты или к базе, а также ремонта меха­ низмов. Аварийный трал снима­ ли и растягивали его в опреде­ ленном месте. Вместо него был готов другой, но его не исполь­ зовали до тех пор, нока не вы­ ходил из строя трал другого борта. Очень важно для того, чтобы не терягь времени на ремонт орудий лова на промысле, иметь самый тесный контакт между вахтенными штурманами и ма­ стерами по добыче. Об этом мы вели разговор еще на переходе. Па совещании присутствовали командиры всех участков кораб­ ля. Тогда-то и решили, что во всех случаях надо согласовы­ вать действия. В отношении контакта с мо­ стиком у нас установилась такая практика. Судоводители всегда предупреждали палубную коман­ ду при ходе с тралом на задеви- стом грунте. Давали знать онп и о моменте поворота. Тогда мы соответственно иеретравливали один из ваеров. Но, несмотря и на предупреждение штурманов, у лебедки всегда дежурил один из матросов. Этим мы подстра­ ховывали себя от нежелатель­ ных последствий от задева. Очень важно было держать тесный контакт вахтенному ма­ стеру ио обработке и мастеру пз добыче. Например, перед вылив- кой очередного улова рыбмастер сообщал, на какой борт выливать рыбу. Мастер по добыче заранее готовился к этой операции. Ес­ ли, например, улов следовало вылить в левый бункер, то полу- куток частично оставляли на слипе и лотом двумя стрелами заваливали мешок в левый ящик. И наоборот. При согласо- вапности руководителей, рыбо­ обработчиков и палубной коман­ ды более слаженно работали и матросы. Траления мы вели от 2 до 0,5 часа и даже 15 минут. При более длительных тралениях палубная команда сразу же после. спуска, трала выходила на обработку улова. В свою очередь при боль­ ших авариях орудий лова нам помогали рыбообработчики. В социалистическом соревно­ вании между сменами и вахтам» победителем вышла вахта Ивана Ефимовича Агибалова. Его кан­ дидатуру судовой комитет пред­ ставил для занесения на обще- флотскую Доску почета. Уоеюж этой вахты объясняется в пер­ вую очередь хорошей организа­ цией труда и правильной рас­ становкой кадров. Еще на пере*-* ходе мы проводили занятия на местах по спуску, подъему тра­ ла, выливке улова и, конечно, чинке и другим работам с ору­ диями лова. Хорошими работниками пока­ зали себя мастер по добыче Вла­ димир Леонидович Прохоров, старший матрос Леонид Алешин, матрос второго класса Анатолий Барапов. Характерно, что рань­ ше Анатолий трудился на рыб­ ной фабрике. Но он быстро во­ шел б суть дела, научился чинке и другим операциям. Л. МИХАЙЛОВ , старший ма­ стер но добыче ПРТ «Ремб рандт». t У д а р н а н в а х т а а в т о т р а н с п о р т н и к о в Каждое утро из ворот пер­ вой автоколонны автобазы главка «Севрыба» выходит на линию до ста машин. Они на­ правляются главным образом, в рыбный порт. Дружно работают наши шо­ феры Среди них много опыт­ ных мастеров вождения ма­ шин. Познакомимся хотя бы с некоторыми из них. Вот на трудовой вахте ударники ком­ мунистического труда комму­ нист А. Д Веселов, И А. Ткачи- яа, И. И. Левин, Н. А Борисов и другие. Больше десяти лет они добросовестно трудятся в ав­ тобазе, хорошо овладели своей профессией. К закрепленным эа ними «ЗИЛ»ам относятся бережно, содержат их в хоро­ шем техническом состоянии, добиваются продолжительного межремонтного пробега. Как нравило, передовые водители систематически выполняют сменные нормы .на 110— 120 процентов. Поэтому и задание первого квартала коллектив ав­ токолонны завершил досрочно. Успешно идут дела и в мае. Отлично подготовились авто­ мобилисты к государственному годовому техническому осмот­ ру машин. Коэффициент ис­ пользования автопарка доведен до 90 процентов. ф Продолжая трудовую вахту в чесгь 100-летия со дня рож­ дения В. И. Ленина, передовые производственники активно участвуют и в общественной жизни. Так, И. А. Ткачина — член цехкома, председатель то­ варищеского суда автоколон­ ны, Н. И. Левин—член цехко­ ма, дружинник. Многие шофе­ ры дежурят на участках . гос- автоинспекции. Вместе с другими коллекти­ вами главка «Севрыба» авто­ транспортники стремятся завер­ шить пятилетку досрочно •— к 7 ноября 1970 года. П. ГОРЯННИКОВ , и. о. начальника автоко­ лонны ЛЬ 1, старший меха­ ник. У ЧАСТОК соленой рыбы вто­ рого холодильного завода Мурманского рыбокомбина­ та обслуживает небольшой, но дружный, ерэбота вшийс-я кол­ лектив. И непосвященному чело­ веку на первых порах даже трудно заметить, что у одних де­ ло идет быстрее, а у других мед­ леннее, Да и разница эта изме­ ряется какими-то долями секунд. Не мудрено не заметить. Бро­ сается в глаза только одно: все и все здесь находятся в непре­ рывном движении. Мне сказали, что здесь работа­ ет Александра Ивановна Бре- канцева. которая является пере­ довой ве только в цехе, но и на всем холодильном заводе. ...В тот день она стояла на до- кладке. Небольшая ростом, плот­ ная, улыбчивая. В белом халате и красном платке. Подошел к ней*-Познакомились. Узнав, что я из редакции, Александра Ивано­ вна первым делом заметила: — В цехе все хорошо работа­ ют, напишите обо всем участке. Слово за словом, мы с ней раз­ говорились. Правда, если бы ' ее ответы не дополнили начальник участка, мастер, другие работни­ цы, я так бы и не представил полностью, в чем состоит ее ус- zLMIIIIIIttliltIIStilltiltllfllllliItllllklllllllllitI! IllllltilllllllllilllllilllllllilllllflllllltllillllllllilllltlllII11(111III1IItlllllIIПНИ 1(± ТАТАРСКАЯ АССР. Не один год бороздит волжские во­ ды серебристый красавец на подводных крыльях, бсссмен- ным капитаном которого явля­ ется Михаил Девятаев. Во время Великой Отечественной войны он вместе с другими со­ ветскими летчиками-истребите- лями участвовал в боях против фашистов. После неравного воздушного боя, попав в гит­ леровской концлагерь, он со­ вершил необыкновенный по своей дерзости побег. Девята- сву удалось вырваться из пле­ на, использовав для этого не­ мецкий самолет. Замечательный подвиг Миха­ ила Девятаева был высоко оце­ нен Родиной: ему присвоено звание Героя Советского Сою- М. П. Девятаева часто мож­ но видеть среди молодежи, на встречах с воинами Советской Армии, он желанный гость у ра­ бочих и тружеников полей. Одиннадцатую навигацию на «крылатом флоте» Волги отк­ рыл Михаил Девятаев. На снимке вы видите его с помощником, механиком Нико­ лаем Марчихиным (слева) в Казанском речном порту. Фото Б. Мясникова. Фотохроника ТАСС. SlIIIIKIIIItlllllkllllhllllllllllllllllllllilKllltlllllltllllllllUIKIIIIIIIIIIKIIIIKIIIIIIKIIIIIIKIIKIIIIIIIIUIIIIIIKKIIIIIIIIIIIUIHIIIKIIIIIIIK- вех в труде. Работает она на этом участке уже 15 лет. Все операции освоила в совершенст­ ве. И не только освоила, а выра­ ботала свой особенный подход. —* Водь в чем ее особенность, — как бы размышляя вслух, го­ ворит мастер Л. Поликарпова, — она человек в высшей мере доб­ росовестный. человек, как гово­ рят. долга. Если ей поручить ту или иную операцию, то впол­ не можно быть спокойной. Где наша Александра! там ни брака, ни задержки не будет. Но мне хочется узнать о ней больше. Я хожу по цеху, pae­ onраш иваю, вмясияю. Между прочим, замечаю, как только на­ зову ее фамилию, люди с непод­ дельной искренностью начинают говорить о пей. И все в один го­ лос: «Хорошая она у нас». Уточняю, что кроется за сло­ вом «отзывчивая» в отношении к. ней. Мне говорят: «А вот что. Только заметит Александра Ива­ новна, что у кого-либо дело не совсем ладится, подойдет, под­ скажет, посоветует, а то и вста­ нет рядом и покажет, как лучше делать, где нужно стоять, какой наклон нужен, чтобы меньше утомляться и не терять скорости движений». Добросовестная. Вот она сей­ час стоит на докладке. Но роль­ гангам конвейера подступает к ней одна бачка за другой. Нужно быстро снимать поврежденную прессом рыбу и докладывать пер­ восортную, а потом закрывать -бочку днищем. Вот и все. Для быстроты можно было бы одну— другую слегка надорванную ры­ бину <и не заметить; но нет, та­ кого Александра Ивановна не позволит. А чтобы не было за­ держки, просто укладывает более энергично. Принципиальная. Никогда не мирится с недостатками. Стоит ей только заметить у кого-ни­ будь ленцу, тут же сделает стро­ гое замечание, поругает, посты­ дит. «Как, мол, не стыдно, исе стараются в полную силу, а ты прохланедаешься». Труженица. По этому поводу кне десятки примеров привели. Но достаточно и двух , чтобы убе­ диться, что это емкое слово ев характеризует сиолна. На сортировке рыбы сменная норма для каждой работницы — 8 тонн. Нелегко загрузить целую гору рыбы в бункера. Расчет такой: 40 тонн перерабатывают за смену пять человек. Но трау- леры подходят с промысла с полным грузом, они не ограни­ чиваются определенными цифра­ ми — поток рыбы идет и идет. Ее надо успеть обработать. Становится вместе со всеми на бракераж и сортировку рыбы н Бреканцева. Движения ее рит- мичны и быстры. Трудится она так споро, что стоящая рядом с ней Горячева невольно поройн- мает ее теми, и вот результаты: они за смену уложили в бочки :Ч5 тонн. Даже если считать по­ ровну — но % тонн каждая! Случай редкий, но что было, то было. На докладке рыбы нужно ус­ певать проверить верхние слон рыбы в стольких бочках, о бщ и й вес которых тоже составят 40 тонн за смену, а Бреканцева успевает сделать намного боль ­ ше. Уже не первый год ее фамилия возглавляет список п е ­ редовиков социалистического со­ ревнования. 170, 200 и б ол ьш е процентов — такие цифры ялн нее обычны. Да, такой человек заслужива­ ет похвалы и большого уваже­ ния. Дважды Александра Ивано­ вна избиралась депутатом горсо­ вета. а сейчас она депутат обла­ стного Совета.. ...Во все концы Советского Со­ юза идет продукция Мурманско­ го рыбокомбината, и не только Советского Союза, по и во мно­ гие социалистические страны. Лежат на прилавках белоко­ рый палтус, пятнистая зубатка, треска, окунь. Многие сот­ ни людей затратили свой н а ­ пряженный труд, чтобы эти дары моря попали в торговую сеть, а затем на стол потребителя. И в этом труде есть доля скромной советской труженицы Алсмсэзд-* ры Ивановны Бреканцевой. В. ЗОРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz