Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

к ош е л ь к о в о г о Ученые —промысловикам находит р ы б у В НАСТОЯ ШЕЕ время тра­ улер «Рига» находится на западном склоне Медве- жннской банки. Экипаж ведет наблюдения за размерио.-воз- растным составом уловов, жир- , ностыо и питанием рыб, кото- . рые успешно облавливаются там промысловым флотом, я также проводит мочение трески из промысловых косяков. В предыдущем рейсе экипаж . (капитан Александр Михайло­ вич Будкин) работал в районе Копытова. Согласно рейсовому заданию он собирал материал для характеристики скоплений окуня-клювача. Зачем составляются и повто­ ряются такие рейсовые зада­ ния? Что дает Полярному ин­ ституту их выполнение? Поче­ му необходимо иметь четкий график сбора биологического материала в разных районах и в разные сезоны года? Попытаюсь ответить на эти вопросы на примере работы экипажа «Риги». Рассмотрим сначала мечепие рыб За 1967 год и четыре месяца 1968 годл на борту «Риги», а ранее на траулере «Советская Конститу­ ция» было помечено около 3,5 тысячи экземпляров трески, пик­ ши и черного палтуса. Из это­ го количества вторично вылов­ лено 90 процентов. Следует oi- метить, что большее количест­ во меток было доставлено в ПИН РО не промысловиками, а прислано покупателями из раз­ личных городов нашей страны. С помощью меток мы опре­ деляем скорость и направление движения трески. Результаты мечения использовались кол­ лективом лаборатории донных рыб Баренцева моря ПИН РО при составлении рекомендаций промышленности по расстанов­ ке поисковых судов и более эф­ фективному использованию сырьевой базы тралового про­ мысла. В предыдущем рейсе были собраны материалы по распре­ делению и оценке запасов оку­ ня-клювача в районе Копыто­ ва. Они показали, что промыс­ ловые уловы окуня-клювача в первой половине апреля состо­ яли на 86 процентов из самцов. А это очень важно знать, что­ бы дать правильные рекомен­ дации на окуневую путину в следующем году. Следует отметить, чт%о эки­ паж «Риги» мог бы дать По­ лярному институту значительно больше, если бы корабль осна­ стили необходимыми прибора­ ми и он имел оборудованные лаборатории. Нужно также увеличить штат научной груп­ пы этого траулера. Коллектив судна очень хоро­ шо помогает научной группе выполнять все рейсовые зада­ ния. Следует отметить хоро­ шую работу третьего штурма­ на П. Л. Кириленко, рыбмасте- ра П. И. Панкова, заеольшнка А. В. Довбню н других. Oi Полярного института большие наблюдения на борту этого ко. рябля проводят М. Трамбачев, Г. Высоцкая, И. Баранова, Г. Пинчук. Летом прошлого года р несколько рейсов вьгдодмлД студенты Самаркандского уии вереигета В. Атарская н С. Шамагина. Во время практики они проявили максимум трудо­ любия. Чем более достоверные ма­ териалы смогут собирать науч­ но-промысловые и экспедици­ онные корабли Полярного ин­ ститута, тем более точные про­ гнозы будут составляться со* трудниками лаборатории до»ь пых рыб Баренцева моря. Рит­ мичность работы кораблей на­ уки во многом зависит от бе­ реговой службы. Все научные сотрудники, моряки и берего­ вые работники в одинаковой степени заинтересованы в хо­ роших прогнозах ПИНРО . По­ этому хочется надеяться на те. что кораблям науки будет уде­ лено первостепенное виимаиие В. ПОНОМАРЕНКО , заве­ дующий лабораторией дон­ ных рыб Баренцева моря ПЙНРО. ^ ш ш ш ш ш ш н ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш м ш ш ш ш ш ш м ш п ш м ш н н и ш ш н ш ш и ш т т п ш ш ш ш г Успех фотолюбителей *0 счастье человека». Так на­ зывалась Всемирпая фотовыстав­ ка, которая проходила в Берли­ не. Участники Мурманского фото­ клуба представили на берлин­ скую выставку 10 спимков. Три из пих получили медали. Две се­ ребряных присуждепы работам С. Баркопа «Утро планеты» и Л Гельдермана «Счастливого пу­ ти». Поощрительной медалью от­ мечен снимок В. Кононова «Су- деповец». П р о б л емы промысла гаШШПШШПШШШШШПШШШШШШШШШШШМШПШШШинф Кадры специалистов готовит учебно-курсовой комбинат главка «Севрыба». На снимке: инженер- электромеханик П. Я. НУШКАРЕВ консультирует курсантов. в ПЛАНЕ РАБОТЫ яабо^хато- рии НОТ сельдяного флота есть тема: «Изучение во­ проса рациональной организации мошелькового промысла». С этой целью мне довелось быть в ко­ мандировке на судах-кошелько- вистах - РС № № 5300, 5251, СРТ-р-717. Знакомство с органи­ зацией труда их экипажей по­ зволяет сделать определенные выводы, о которых здесь и пой­ дет речь. ~ Как известно, сейчас кошелько­ выми неводами вооружены и сей­ неры и средние рыболовные трау­ леры. Общим для них недостат­ ком является несоответствующее действительности и не оптималь­ ное промысловое расписание. Нанример, в нем есть пункт: «Подготовка к замету», хотя па самом деле эта операция произво­ дится при стоянке в Тюва-губе и на переходе. После разгрузки ©со приводится в исходное поло­ жение за некоторое время поис­ ка. Фактически судно всегда должно быть подготовлено к за­ мету. Видимо, чтобы составить оп­ тимальное расписание, надо вы­ слушать мнение как можно боль­ шего числа капитанов. Причем расписания должны быть со­ ставлены для РТ, для СРТ-р на прибрежном промысле и для СРТ-р — на океаническом, ра­ зумеется, если они будут снаб­ жены соответствующими невода- № Промысловики, работающие «кошельками», встречаются с массой технических и техноло­ гических трудностей, вз которых зачастую сами находят выход, но делается это к}гстарным спосо­ бом. Не нужно говорить, как не­ легко приходится им зимой во время сильных морозов, когда вода быстро замерзает на нево­ де, через формирователь его уже •приходится проталкивать. Еще больше он застревает на сило­ вом блоке, а после укладки на площадку совсем смерзается. Для исследующего замета невод нуж­ но перебирать, чго занимае? много времени и сил. Как выход из положения, мо* ряки РС-5251 подняли коромыс­ ло силового блока на 300 мм. Это ускоряет выборку у кошелька в зимних условиях. Но эффектив­ ное решение надо искать в реконструкции всех силовых бло­ ков для РС, отеплении неводоук­ ладочной площадки, блока-фор­ мирователя. Своего рода трудность испыты­ вают рыбаки сейнеров и.из -за больш ого проскальзывания нево­ да при выборке, да и сама эта операция проходит неравномер­ но. На СРТ-р для частичного устранения этих недостатков применена система блоков. То есть невод идет вверх на сило­ вой блок, затем вниз на форми­ рователь. опять вверх на второй силовой блок и затем уже па площадку. Правда, и на сейне­ рах непользуют своеобразный способ, но он менее эффективен орудии лова за счет уменьшения количества порывов о грунт. Вели СРТ-р будут использовать­ ся на прибрежном промысле, то необходимо иметь для пих мелкоячейные невода высо­ той 80 метров, так как ♦кошель­ ки», предназначенные для рабо­ ты в океане, на • прибрежном промысле объячеиваются, напри­ мер, мойвой. Экипажи теряют до гаости*суток на его восстановле­ ние. При работе с кошельковым не­ водом довольно часто происхо­ дит захват дели сливной части стяжным тросом. Случается это в осповном но трем причинам. Если невод новый, то предохра­ няющая дель сливной части име­ ет относительно большую плаву­ честь и еще в начале замета из- за этого наматывается на стяж­ ной трос. Если в начале замета стяж ной трос притормаж ивает- ся, то сливная часть комкается и происходит то же самое. И поч­ ти как правило; это бывает при замете, когда течение и ветер и заключается в том, что моря- встречньт. Капитан ориентлрует- ки втугую натягивают на сред­ нюю часть силового блока к#£ок капроновой дели. Для нормальной выборки нево­ да следует облицевать рабочую поверхность силового блока ре­ зиной. Этим можно исключить и поломку болбер, мелкие повреж­ дения дели, что происходит сей­ час. При выборке через силовой блок больше всего страдает сст- ся на вегер, а течением дель вы­ дувается и попадает на стяжной трос. Во всех этих случаях по при­ ходу колец на стяжном тросе образуется пук дели, который защемляется кольцами. Такую намотку трудно распутать, осо­ бенно в плохую погоду. Иногда эта процедура занимает до че­ тырех часов, приходится прибе- ное полотно «кошелька» у верх- гать к резке дели, уздечек. На их ней подборы. Поэтому ость восстановление, естественно, тре- смысл здесь увеличить на 30—50 буется время и к тому же сни- сантиметров ширину « о п уш к и ^ жается процент годности невода. На прибрежном промысле воз- На сейнерах торможение сет- пикает вопрос об оптимальной ного троса в основном получает­ ся в кольцах. Выстрелы для ко- высоте стенки кошельковою не­ вода. Капитаны высказывают мнение, что желательно иметь два невода со стенками 80 мет­ ров и 45—50. Первый для облова сельди у побережья, второй — в губах. Это будет способствовать увеличению срока эксплуатации лец почти на всех сейнерах спя- ты, так как они мешали швар­ товке. Теперь трос проходит че­ рез кольца, лежащие «волной» па площадке. На РСч)251 от первых двух не­ желательных факторов избавля­ ются таким образом. Вытравли­ вают 50 метров стяжного троса наравне с уходом верхней под­ боры или пускают его, опережая уход подборы. При этом трос бы­ стро погружается и успевает уходить от дели. Есть необходи­ мость продумать конструкцию выстрелов для колец на сейне­ рах, которые не мешали бы швартовке, а такжо утяжеление стяжного троса или нижней под­ боры невода или утяжеление нижнего конца уреза сливной пластины. В то же время при больших уловах рыба иногда притлплива- ег подбору сливной пластины и уходит. Следовательно, надо продумать вопрос об увеличении плавучести подборы сливной части. Кошельковисты выходя г ил положения, привязывая к подборе сливной части кухтыли, что не очень удобно, по иногда дает пользу. Так как утяжеление и увеличение плавучести прямо противоположны, нужно, очевид­ но, и с х о д и т ь из расчета опти­ мальности того и другого и воз­ можностей оснащения судна. На РС 5251 заметы производят, спя» четыре последних кольца бежной пластины со стяжного троса. Свою функцию эти пла­ стины выполняют, становясь стенкой. А когда начинается кольцевание и угол схода верх­ ней подборы и стяжного тро­ са уменынаотсл, такая по­ становка дела избавляет от свободно полоскающейся дели у корм ?>1 судна. Затем быстро выбирается сарапец, и судно прочно становится на невод, со­ бирающийся у кормы в жгут, опять же без свободно полоскаю­ щейся дели. Поэтому капитал А. М. Бойко очень редко обра- хцается за помощью по оттяжке дормы судна вз невода. Можно продумать такой рас крой бежной части невода, яр» котором угол схода будет на­ столько велик, что свобод»© воя- тающейся дели под корм©# я» будет. И все же летом, когда на рыбу наводит самолет, учесть ве­ тер некогда и сейнера часто по­ падают в это неприятное поло­ жение. Тут уж ничего не поде­ лаешь. А посему капитаны в один голос просят: «Дайте нам хорошие подвесные моторы к шлюпкам, и мы вообще переста­ нем обращаться к кому-либо- за помощью». У моряков СРТ-р по этому поводу менее скромное, ни не мепео нужное пожелание. Они настаивают на оснащение своих судов большими килевы­ ми стеклопластиковыми шлюп­ ками с мощным стационарны* или подвесным мотором, которы­ ми можно было бы оттаскивать суда подобного тоннажа. Па СРТ-р-717 для разливки ры­ бы по бочкам как па палубе» так и в трюме применяется бун­ кер пз досок со шлангом боль­ шого диаметра. Этот простей­ ший аппарат хорошо облегчает и сокращает процесс уборки уло­ ва. Добавив к нему буикерок для соли и продумав регулиров­ ку дозировки соли, можно полу­ чить несложный аппарат для за- лггвки сельди в бочки. В шутку этот нескладный меха­ низм назвали рыбонасосом. Он полностью соответствует назна­ чению и агожет стать еще более ценным. В итоге нужно сказать, что это еще далеко не все, над чем не­ обходимо работать для повыше­ ния эффективности кошельково­ го промысла. Это только детали, подлежащие внедрению в бли­ жайшем будущем, и только для прибрежного промысла. Океани­ ческий — еще не исследовался. В. СОРОКИН, старшим ин­ женер лаборатории НОТ «Мурмансельди». ^ /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz