Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
к ош е л ь к о в о г о Ученые —промысловикам находит р ы б у В НАСТОЯ ШЕЕ время тра улер «Рига» находится на западном склоне Медве- жннской банки. Экипаж ведет наблюдения за размерио.-воз- растным составом уловов, жир- , ностыо и питанием рыб, кото- . рые успешно облавливаются там промысловым флотом, я также проводит мочение трески из промысловых косяков. В предыдущем рейсе экипаж . (капитан Александр Михайло вич Будкин) работал в районе Копытова. Согласно рейсовому заданию он собирал материал для характеристики скоплений окуня-клювача. Зачем составляются и повто ряются такие рейсовые зада ния? Что дает Полярному ин ституту их выполнение? Поче му необходимо иметь четкий график сбора биологического материала в разных районах и в разные сезоны года? Попытаюсь ответить на эти вопросы на примере работы экипажа «Риги». Рассмотрим сначала мечепие рыб За 1967 год и четыре месяца 1968 годл на борту «Риги», а ранее на траулере «Советская Конститу ция» было помечено около 3,5 тысячи экземпляров трески, пик ши и черного палтуса. Из это го количества вторично вылов лено 90 процентов. Следует oi- метить, что большее количест во меток было доставлено в ПИН РО не промысловиками, а прислано покупателями из раз личных городов нашей страны. С помощью меток мы опре деляем скорость и направление движения трески. Результаты мечения использовались кол лективом лаборатории донных рыб Баренцева моря ПИН РО при составлении рекомендаций промышленности по расстанов ке поисковых судов и более эф фективному использованию сырьевой базы тралового про мысла. В предыдущем рейсе были собраны материалы по распре делению и оценке запасов оку ня-клювача в районе Копыто ва. Они показали, что промыс ловые уловы окуня-клювача в первой половине апреля состо яли на 86 процентов из самцов. А это очень важно знать, что бы дать правильные рекомен дации на окуневую путину в следующем году. Следует отметить, чт%о эки паж «Риги» мог бы дать По лярному институту значительно больше, если бы корабль осна стили необходимыми прибора ми и он имел оборудованные лаборатории. Нужно также увеличить штат научной груп пы этого траулера. Коллектив судна очень хоро шо помогает научной группе выполнять все рейсовые зада ния. Следует отметить хоро шую работу третьего штурма на П. Л. Кириленко, рыбмасте- ра П. И. Панкова, заеольшнка А. В. Довбню н других. Oi Полярного института большие наблюдения на борту этого ко. рябля проводят М. Трамбачев, Г. Высоцкая, И. Баранова, Г. Пинчук. Летом прошлого года р несколько рейсов вьгдодмлД студенты Самаркандского уии вереигета В. Атарская н С. Шамагина. Во время практики они проявили максимум трудо любия. Чем более достоверные ма териалы смогут собирать науч но-промысловые и экспедици онные корабли Полярного ин ститута, тем более точные про гнозы будут составляться со* трудниками лаборатории до»ь пых рыб Баренцева моря. Рит мичность работы кораблей на уки во многом зависит от бе реговой службы. Все научные сотрудники, моряки и берего вые работники в одинаковой степени заинтересованы в хо роших прогнозах ПИНРО . По этому хочется надеяться на те. что кораблям науки будет уде лено первостепенное виимаиие В. ПОНОМАРЕНКО , заве дующий лабораторией дон ных рыб Баренцева моря ПЙНРО. ^ ш ш ш ш ш ш н ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш ш м ш ш ш ш ш ш м ш п ш м ш н н и ш ш н ш ш и ш т т п ш ш ш ш г Успех фотолюбителей *0 счастье человека». Так на зывалась Всемирпая фотовыстав ка, которая проходила в Берли не. Участники Мурманского фото клуба представили на берлин скую выставку 10 спимков. Три из пих получили медали. Две се ребряных присуждепы работам С. Баркопа «Утро планеты» и Л Гельдермана «Счастливого пу ти». Поощрительной медалью от мечен снимок В. Кононова «Су- деповец». П р о б л емы промысла гаШШПШШПШШШШШПШШШШШШШШШШШМШПШШШинф Кадры специалистов готовит учебно-курсовой комбинат главка «Севрыба». На снимке: инженер- электромеханик П. Я. НУШКАРЕВ консультирует курсантов. в ПЛАНЕ РАБОТЫ яабо^хато- рии НОТ сельдяного флота есть тема: «Изучение во проса рациональной организации мошелькового промысла». С этой целью мне довелось быть в ко мандировке на судах-кошелько- вистах - РС № № 5300, 5251, СРТ-р-717. Знакомство с органи зацией труда их экипажей по зволяет сделать определенные выводы, о которых здесь и пой дет речь. ~ Как известно, сейчас кошелько выми неводами вооружены и сей неры и средние рыболовные трау леры. Общим для них недостат ком является несоответствующее действительности и не оптималь ное промысловое расписание. Нанример, в нем есть пункт: «Подготовка к замету», хотя па самом деле эта операция произво дится при стоянке в Тюва-губе и на переходе. После разгрузки ©со приводится в исходное поло жение за некоторое время поис ка. Фактически судно всегда должно быть подготовлено к за мету. Видимо, чтобы составить оп тимальное расписание, надо вы слушать мнение как можно боль шего числа капитанов. Причем расписания должны быть со ставлены для РТ, для СРТ-р на прибрежном промысле и для СРТ-р — на океаническом, ра зумеется, если они будут снаб жены соответствующими невода- № Промысловики, работающие «кошельками», встречаются с массой технических и техноло гических трудностей, вз которых зачастую сами находят выход, но делается это к}гстарным спосо бом. Не нужно говорить, как не легко приходится им зимой во время сильных морозов, когда вода быстро замерзает на нево де, через формирователь его уже •приходится проталкивать. Еще больше он застревает на сило вом блоке, а после укладки на площадку совсем смерзается. Для исследующего замета невод нуж но перебирать, чго занимае? много времени и сил. Как выход из положения, мо* ряки РС-5251 подняли коромыс ло силового блока на 300 мм. Это ускоряет выборку у кошелька в зимних условиях. Но эффектив ное решение надо искать в реконструкции всех силовых бло ков для РС, отеплении неводоук ладочной площадки, блока-фор мирователя. Своего рода трудность испыты вают рыбаки сейнеров и.из -за больш ого проскальзывания нево да при выборке, да и сама эта операция проходит неравномер но. На СРТ-р для частичного устранения этих недостатков применена система блоков. То есть невод идет вверх на сило вой блок, затем вниз на форми рователь. опять вверх на второй силовой блок и затем уже па площадку. Правда, и на сейне рах непользуют своеобразный способ, но он менее эффективен орудии лова за счет уменьшения количества порывов о грунт. Вели СРТ-р будут использовать ся на прибрежном промысле, то необходимо иметь для пих мелкоячейные невода высо той 80 метров, так как ♦кошель ки», предназначенные для рабо ты в океане, на • прибрежном промысле объячеиваются, напри мер, мойвой. Экипажи теряют до гаости*суток на его восстановле ние. При работе с кошельковым не водом довольно часто происхо дит захват дели сливной части стяжным тросом. Случается это в осповном но трем причинам. Если невод новый, то предохра няющая дель сливной части име ет относительно большую плаву честь и еще в начале замета из- за этого наматывается на стяж ной трос. Если в начале замета стяж ной трос притормаж ивает- ся, то сливная часть комкается и происходит то же самое. И поч ти как правило; это бывает при замете, когда течение и ветер и заключается в том, что моря- встречньт. Капитан ориентлрует- ки втугую натягивают на сред нюю часть силового блока к#£ок капроновой дели. Для нормальной выборки нево да следует облицевать рабочую поверхность силового блока ре зиной. Этим можно исключить и поломку болбер, мелкие повреж дения дели, что происходит сей час. При выборке через силовой блок больше всего страдает сст- ся на вегер, а течением дель вы дувается и попадает на стяжной трос. Во всех этих случаях по при ходу колец на стяжном тросе образуется пук дели, который защемляется кольцами. Такую намотку трудно распутать, осо бенно в плохую погоду. Иногда эта процедура занимает до че тырех часов, приходится прибе- ное полотно «кошелька» у верх- гать к резке дели, уздечек. На их ней подборы. Поэтому ость восстановление, естественно, тре- смысл здесь увеличить на 30—50 буется время и к тому же сни- сантиметров ширину « о п уш к и ^ жается процент годности невода. На прибрежном промысле воз- На сейнерах торможение сет- пикает вопрос об оптимальной ного троса в основном получает ся в кольцах. Выстрелы для ко- высоте стенки кошельковою не вода. Капитаны высказывают мнение, что желательно иметь два невода со стенками 80 мет ров и 45—50. Первый для облова сельди у побережья, второй — в губах. Это будет способствовать увеличению срока эксплуатации лец почти на всех сейнерах спя- ты, так как они мешали швар товке. Теперь трос проходит че рез кольца, лежащие «волной» па площадке. На РСч)251 от первых двух не желательных факторов избавля ются таким образом. Вытравли вают 50 метров стяжного троса наравне с уходом верхней под боры или пускают его, опережая уход подборы. При этом трос бы стро погружается и успевает уходить от дели. Есть необходи мость продумать конструкцию выстрелов для колец на сейне рах, которые не мешали бы швартовке, а такжо утяжеление стяжного троса или нижней под боры невода или утяжеление нижнего конца уреза сливной пластины. В то же время при больших уловах рыба иногда притлплива- ег подбору сливной пластины и уходит. Следовательно, надо продумать вопрос об увеличении плавучести подборы сливной части. Кошельковисты выходя г ил положения, привязывая к подборе сливной части кухтыли, что не очень удобно, по иногда дает пользу. Так как утяжеление и увеличение плавучести прямо противоположны, нужно, очевид но, и с х о д и т ь из расчета опти мальности того и другого и воз можностей оснащения судна. На РС 5251 заметы производят, спя» четыре последних кольца бежной пластины со стяжного троса. Свою функцию эти пла стины выполняют, становясь стенкой. А когда начинается кольцевание и угол схода верх ней подборы и стяжного тро са уменынаотсл, такая по становка дела избавляет от свободно полоскающейся дели у корм ?>1 судна. Затем быстро выбирается сарапец, и судно прочно становится на невод, со бирающийся у кормы в жгут, опять же без свободно полоскаю щейся дели. Поэтому капитал А. М. Бойко очень редко обра- хцается за помощью по оттяжке дормы судна вз невода. Можно продумать такой рас крой бежной части невода, яр» котором угол схода будет на столько велик, что свобод»© воя- тающейся дели под корм©# я» будет. И все же летом, когда на рыбу наводит самолет, учесть ве тер некогда и сейнера часто по падают в это неприятное поло жение. Тут уж ничего не поде лаешь. А посему капитаны в один голос просят: «Дайте нам хорошие подвесные моторы к шлюпкам, и мы вообще переста нем обращаться к кому-либо- за помощью». У моряков СРТ-р по этому поводу менее скромное, ни не мепео нужное пожелание. Они настаивают на оснащение своих судов большими килевы ми стеклопластиковыми шлюп ками с мощным стационарны* или подвесным мотором, которы ми можно было бы оттаскивать суда подобного тоннажа. Па СРТ-р-717 для разливки ры бы по бочкам как па палубе» так и в трюме применяется бун кер пз досок со шлангом боль шого диаметра. Этот простей ший аппарат хорошо облегчает и сокращает процесс уборки уло ва. Добавив к нему буикерок для соли и продумав регулиров ку дозировки соли, можно полу чить несложный аппарат для за- лггвки сельди в бочки. В шутку этот нескладный меха низм назвали рыбонасосом. Он полностью соответствует назна чению и агожет стать еще более ценным. В итоге нужно сказать, что это еще далеко не все, над чем не обходимо работать для повыше ния эффективности кошельково го промысла. Это только детали, подлежащие внедрению в бли жайшем будущем, и только для прибрежного промысла. Океани ческий — еще не исследовался. В. СОРОКИН, старшим ин женер лаборатории НОТ «Мурмансельди». ^ /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz