Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
- II. МечтЫ и труд С КОМСОМОЛЬЦАМИ тра* лового флота я позна комился раньше, чем вступил в комсомол, В 1932 году по заданию Сергея Ми роновича Кирова проводилась опытная разработка желез ной руды в районе горы Ми ту ново. 11а призыв иартии от кликнулась Мурманская ком сомолия. молодежь с кораб лей. & бухте Киева раки, что сразу за мысом Мишуково, была проложена дорога, пост роен причал, забелели среди зелени шатры палаток. За гремели взрывы, вскоре ру да стала подаваться в баржу у пового причала. В те дни среди вожаков мо лодежи выделялся своими ор ганизаторскими способностя ми, своей неутомимостью Лев Бабушкин. Его могучая фигу ра в рубашке-косоворотке, из- под раскрытого ворота кото рой виднелась тельняшка, ча сто была в окружении ребят. Забот у него в еще одпого товарища из горкома {фами лию забыл, но хорошо помню узколицее, белое, немного утомлеппое лицо) было, как говорятся, выше головы. Не легко было разрешить труд ности тех лет, во вожаки мо лодежи даже в организации отдыха придумывали что-ни будь интересное. Так, опи раздобыли в Мурманске и доставили в наш лагерь две яхты, на которых в свободное время проводились занятия будущих яхтсменов. А сколько у нас было раз говоров о будущем Кольского полуострова! В ; полярную ночь, при незаходящем солп- де мы часто спорили о том, каким будет это будущее. Нам как-то не верилось, что земля Кольская таит в себе **уть ли не всю менделеев скую таблицу минералов. А именно это утверждали ком сомольцы-геологи. Помню, придет из тундры геолог, при тащит большой рюкзак кам ней. развяжет его, начинает выкладывать камешкв. В его руках камешки казались со* кровища ми. Окружим геолога» слушаем, затаив дыхание, как он рассказывает о богатствах края, мечтая вслух. Геологи нам казались чуда ками. Многие их так и назы вали. А вот прошло время, и мы воочию видим осуществ ление мечты ребят 30-х го дов: встали ва Кольской зем ле гиганты горнорудной про мышленности. А тогда мы ра ботали и мечтали. Мечтали в работали. Порой недоедали, порой было не до отдыха. Знали: нужно во что бы то ни стало выполнить паказ пар тии. Знали и то, что потом будет легче, жизнь будет па- мвого лучше. Днем наш городок пусто вал, все уходили в горы. Ко- иим-сипим, играл солнечными бликами. Стоим груипой, разговари ваем, смеемся. Смотрим, под ходит к причалу катер «Вол на». Швартуется. С катера на берег сходят люди в полуво- енпой форме. Тогда такая одежда была распространеп- пой. Она довольно удобна в носке, да и другого страна пам еще не могла предло жить — легкая промышлев- жем без передышки- На это наш собеседник заметил, что надо разумно работать и ра зумно отдыхать. Хотя сроки и сжатые, но выполнение зада ния не должно идти за счет отдыха. Он тут же дал указа ние подошедшим во время ралговора представител ям администрации по улучше- пию организации питапия. Потом беседа приняла но вое направление. На вопрос: «Откуда вы ?1 посыпались от- i S I I I I I I I I H I I I I U I I I I I I I I I I I I I I i i l i n i l l l l l l l l l i l l l l l l l l l H I I I H I I l l l H l l l l l l l l H H I I I i H l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l H I H I t l l l l l l l l H l l l l l l ’E А. С. Храповицкий к о м с о м о л ь с к о Ш у р ш а н с к о г о т р а л о в о г о ф л о т а . (ТАН МЫ НАЧИНАЛИ] Л!!! !lli(!lll>lllllllllll>II!lltlIIHIIIIlllltllIIfl!!ll!iai!III!!IV!lillllfllllllllllIIIIIIIIIIIKIIIIIIIIIIKIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIlllin нечно, жаль, что здесь разра ботка руды не принесла же лаемых результатов. Позже руду стали в большом коли честве добывать в других ме стах. На кольской руде и вор- кутннском угле работает ги гантский комбинат в Чере повце. III. Встречи с Кировым Р АБОТА у горы Мишуково памятна встречей с Сер* геем Мироновичем Ки ровым. В одни из солнечных дней в городке как-то неосоз- панно мы почувствовали праздничную обстановку. И завтрак был вкусным, и сиг нала к выходу на работу по чему-то в свое время пе да ли, н Кольский залип был си- ность была в основном в про- сктР, тяжелую только начали подпимать. У дома, где размещалась паша администрация, остано вилась группа людей, которые вели оживленный разговор. Часто слышались слова: «Ру да, дорога, автомашины, про- доволт,ствие...» От этой груп пы отделился человек в гим настерке, перснолсанной ши роким кожаным ремнем. Из- под козырька фуражки, чуть сдвинутой па затылок, мы увидели приветливый взгляд. Во всей фигуре было что-ю явакомое. Мы ещо не уснелп определить, кто это, как он начал разговор. Спрашивал о работе, о питании, о жилье. Кто-то первым напал отве чать. Кажется, это был Дима Морозов. Он сказал, что рабо та нравится. Солнце светит круглые сутки, работать мо- веты: «Из Ленинграда», «из Мурмэпска», «из Грузии», «с Урала»... Были представлены и студенты, проходившие у пас практику, и рабочие. На нас смотрели улыбающиеся глаза. Но нередко улыбку сменял серьезный, задумчи вый взгляд. В лице собеседни ка было что-то такое, что хо телось говорить и говорить. IГо времени,'как видно, у при ехавших было мало. Опи ско ро распрощались с нами. Когда нам сказали, что с нами беседовал руководитель ленинградских большевиков Сергей Миронович Киров, до саде нашей ве было предела. Ребята сожалели, что заня лись житейскими разговора ми, а надо было бы погово рить о социализме, об обще стве, строительство которого так активно велось на вашей земле. Ч ЕРЕЗ ГОД представители комсомола тралового флота еще раз встрети лись с Сергеем Мироновичем. Как-то партком поручил по добрать кандидатуру комсо мольца механика, который смог бы выполнить ответст венное аадание. Выбор пал ва Женю-Матвеева, воспитанни ка новгородских водников. Через некоторое время Же ня получил назначение стар шим механиком на портовый буксир «Буревестввк». Мно гие были удивлены: «С трау лера — на буксир?». Потом ваше удивление „ сменялось мальчишеской завистью: мы узнали, что ваш Женька обеспечивает полный морской порядок в машинном отделе нии буксира, на борту которо- . го члены правительственной комиссии товарищи Сталин, Ворошилов и Киров выеэяса- ли на побережье для ознаком ления с местами расположе ния баз Северного флота. По возвращении из почет ного рейса Женя рассказывал нам о нем в комитете. Прихо дилось крутиться, как белка в колесе, говорил он. Обеспе чивали в надежность работы машины, и давали макси мальный ход буксиру. Уже когда повернули ва Мур манск, в проеме дверей ма шинного отделения показа лась фигура Сергея Мироно вича Кирова. По трапу он спустился к нам вниз, поздо ровался, попросил показать машину. Я рассказал, все объяснил. А Сергей Мироно вич спрашивает, сможем ли мы увеличить ход настолько, чтобы минут ва 10—15 при быть в порт раньше. Ответил: «Постараемся». А сам, смотрю па стрелку тахометра, опреде ляю давление пара, внягу. мелькающие в воздухе моты ли — идем прилично. Сергей Миронович заранее поблаго-' дарил. Мы почувствовали, что он был уверен: комсо мольцы справятся! Когда Сергей Миронович ушел, я объяснил команде его просьбу, приказал держать пар все время не нюке «мар ки», а сам прибавил еще обо ротов и снова «белкой закру тился»: бегал, смазывал HOfr шипники, боялся, как бы ояй ве нодплавились. Когда в порту в последний раз отзвучал машинный теле граф, по переговорной трубе капитан передал нам благо дарность членов правительст ва и личную — от Сергея Ми роновича Кирова. Партийная жизлб Л е к ц и и , доклады ... судьбы наций мира», «Военная программа США, «Новый ветер» японской политики», «Секреты ки тайской торговли» н т. д. По линии технико-экономиче ской секции были прочитаны та- Почти полгода отсутствовал в родном порту производственный рефрижератор «Зеленоборск». А морякам известно, как в длитель- иом плавании обостряется инте рес к делам и событиям на далс- »ой Родине, ко всему происходя щему в мире. Считывая это, члены судовой группы общества «Знание» ис пользовали все возможности для всемерного расширения лекцион ной работы. В состав группы входят капи тан тов. Донзаресков, второй по мощник капитана тов. Штоко лов, рефрижераторный механик тов. Родионов, третий штурман тов. Погодин и другие. В группе три секции: по обще ственно-политическим вопросам (руководитель тов. Штоколов), технико-экономическая (руково дитель тов. Родионов) и молодеж но-спортивная (руководитель тов. Погодин). В рейсе все три секции продела ли большую работу. Так, о дея тельности общественно-политиче ской секции наглядное представ ление может дать простое перечи сление лекций, прочитанных по разработанному ею плану: «Ис чезнет ли пролетариат?» (лектор рефрижераторный машинист тов. Смирнов), «Для блага человека. По материалам беседы министра торговли СССР с корреспонден том «Экономической газеты» (тех нолог тов. Кочетов), «Сорок отве тов на вопросы о рабочей пяти дневке», «Великий Октябрь и кие лекции: «О динамике совре менного капиталистического раз вития» (тов. Штоколов), «Время торопит. На пороге хозяйственной реформы» (тов. Донзаресков), «Эксперимент в океане» (тов. Ко четов), «Космические корабли» (тов. Родионов) и другие. Помимо лекционной работы, проводимой по линии группы об щества «Знание», партийная орга низация обеспечила проведение лекций и докладов для личного состава по своему плану, разрабо танному на рейс. Опираться у нас есть на кого: на судне десять спе циалистов с высшим образовани ем, восемь — со средне-техниче ским. Так, для моряков были про читаны лекции: «Страна Советов за 50 лет», «Что представляет со бою западногерманский неофа шизм», «Об обстановке в араб ском мире», «Германская Демо кратическая Республика и Евро па», «Бонн: дорогой прошлого», «Американское присутствие и без опасность Европы» и т. д. Пропаганду медицинских зна ний в рейсе хорошо обеспечивал врач тов. Старосельский. Он вы ступил перед моряками с лекциями «Отчего болит сердце», «Пригла шение к бессмертию» и на другие темы. Всего за время плавания для экипажа было прочитано более 30 лекций и докладов. Это — не счи тая тех, которые читались для мо лодежи, посещающей занятия ком сомольского кружка «Кругозор». А тематика лекций в кружке была также разнообразной и ин тересной. «Этика и человек» — с рассказом на эту тему перед мо- лодыми моряками выступил тех* нолог тов. Кочетов. Об идеологи ческих диверсиях империализма и идеологических диверсантах слу шателям кружка рассказал стар ший мастер по добыче рыбы тов. Захаров. Старший механик тов. Углов выступил перед ними с лек цией «Океан над головой», а реф рижераторный механик тов. Ро дионов — с лекцией на тему «О ьоздухе, которым мы дышим»'.- Каждая лекция при этом Сопро вождалась кратким обзором d66bi- тий в нашей стране и за рубежом (по сообщениям радио). На протяжении рейса были ор ганизованы встречи с участниками Великой Отечественной войны матросами тт. Выродовым, Ефре мовым, Вальскнм и другими фрон товиками из числа членов нашего экипажа. Они поделились с моло дыми моряками, знающими исто рию борьбы с фашизмом лишь по книгам и фильмам, своими воспо минаниями о грозных годах, когда па фронтах от Баренцева моря до Черного в огне гигантских сраже ний решались судьбы народов на шей страны. С большим интересом слушали моряки выступления на встречах тех из наших товарищей, кото рые совершили туристические по ездки по Волге, по странам народ ной демократии. И. СИНИЦЫН , помполит про изводственного рефрижерато ра «Зеленоборск».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz