Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

- % Морское Л ЕТ ДЕСЯТЬ назад мне до­ велось быть в Северо-За­ падной Атлантике на большом морозильном трауле­ ра «Ашхабад». Рейс оказался как рейс. Рыба ловилась хо­ рошо, после шестичасовой пахты, когда через твои руки прошли тонн двенадцать про­ дукции, еле-еле добирала* ь до койки, а утром снова пред­ стояло бросать брикеты в ящики, сноровисто натяги­ вать чехол, и опять брикеты.., брикеты. Со временем впечат­ ления от этого плавания, ко­ нечно, стерлись, но одно собы­ тие помнится хорошо и до­ ныне. Сейчас трудно сказать, кто иерпым принес в каюты ры­ бообработчиков весть: «Иност­ ранец просит помощи». Но все девяносто восемь моряков приняли ее с понятным инте­ ресом и участием. Пока судо­ вой радист, используя весь запас, английских слов, доиы- тывался, что же случилось на маленьком исландском рыбо- ловном боте, мы строили раз­ ные версии, отлично понима­ ли, что любое несчастье в от­ крытом океане есть вдвойне несчастье, а готовы были по- мочь, чем только могли. После долгих попыток, на­ конец, стало ясно: исланд­ ский рьгбак, обрубая стальной трос, поранил глаз маленьким кусочком проволоки. Врача у них на борту, естественно, не было, не оказалось иод рукой и необходимых медикамен­ тов. Все это капитан бота, ко­ торый, видимо, хорошо знал, чем располагают советские моряки, плавающие на БМРТ, решил найти у нас. И он пра­ вильно оценил положение. Тотчас по радио мы дали ме­ дицинскую консультацию, боцман готовил к передаче пакет с медикаментами. Вдруг кто-то предложил: — Давайте отправим тому моряку гостинец. Буквально через пять семь минут один принес несколько начек «Беломора* (кетати, иностранцы любят ваши па­ пиросы), другой — печенье, третий — мясные консервы. Все это было аккуратно уло­ жено, герметичееки упакова­ но и отправлено на бот. Ког­ да посылка попала адресату, ь эфире прозвучал голос не­ знакомого нам мо»ряка: — Спасибо, большое спа­ сибо. Я всегда об этом буду номнить. Потом, плавая в Баренце­ вом море, мне постоянно вспо­ минались его слова. Помню, *от в такой же праздник мы промышляли на Нордкипской ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА банке. На флагштоке горел новенький, но случаю Иерво- мая, алый флаг. Рядом проходили норвежские, английские и даже француз­ ские траулеры. Их моряки, стоявшие на палубе, долго провожали взглядом наше судно или, подняв вверх спле­ тенные в рукопожатии руки, что-то кричали нам, выражая рабочую солидарность. Я ви­ дел в этом прямую связь с благодариостью ислапдекого рьгбака, попавшего в беду и узнавшего бескорыстие, ис­ тинное уважение советских моряков к людям труда всех национальностей, готовых придти на помощь в любую минуту. Промысловикам Северного бассейна еще памятен траги­ ческий случай, происш едший с экипажем американского рыболовного судна «Венту­ ре-1», терпяще го бсдствие. Выполняя святые законы мор­ ского братства, на помощь товарищам по профессии при­ шли наши моряки с БМРТ ♦Мир», производственного рефрижератора «Зелено- борск», траулера «Северомор­ окий комсомолец». Рискуя жизнью, старший помощник капитана «Зелепоборска» Ста­ нислав Брянский, четвертый механик Владимир Лисов­ ский, ремонтный механик Ва­ силий Рожков на маленькой шлюпке при штормовом вол­ нении океана подошли к «Вен гуре-1», сняли меха ника Дональда Кладенбурга, полу­ чившего до этого тяжелые увечья, доставили на борт сво­ его корабля. Здесь ему врач Василий Васильевич Медни- ков оказал первую помощь. Таким же путем оказался па борту «Зеленоборска» и дру­ гой американец Лео Пауэр, у которого был перелом голени и бедра левой ноги. И снова наш врач проявил максимум внимания, наложив гипс. В адрес капитана «Зе­ лен*>борска» А })кадия Алек- сандровича Чистякова по­ стунила радиограмма: «11резвычайно благодарим и высоко оцениваем Вас и команду «Зеленоборска» за добрую, великодушно оказан­ ную помощь пострадавшим членам экипажа американ­ ского рыболовного судна «Вен­ туре!»... Этим вы поддержали высочайшие морские тради­ ции;..». Не надо говорить, что руко­ водило нашими людьми, нри- ньрдпгими на выручку коллег но труду. Это закон жизни советских людей, их высокие моральные, rsftiiiiiiiiiiiiiititiifiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiitniiiiiitiiitiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiuisf интернациональные качества. = И все, кто живет по тем же Е принципам, отвечают нам г: взаимным уважением, пони- Е манием. Совсем недавно мы рас- Е сказывали о том, как врач од- ной из плавбаз Германской Е Демократической Республики Е в условиях моря, в семи- = балльный шторм оперировал zz советского моряка. Причем, ^ чтобы избежать помех, немец- ~ кие моряки прекратили все Е работы, остаповили главный Е двигатель. В течение 40 минут Е хирург Гюнтер Райнхардт де- = лал операцию, а затем еще Е девять суток на борту своего Е корабля наблюдал за боль- г: ним. Е Таких примеров братской = солидарности можно привести много. Работая в одном месте, Е советские моряки не раз не- Е ресаживались на польские су- Е да, траулеры из ГДР, обмени- Е вались опытом работы, рас- Е сказывали о жизни советских г: людей, помогали в оргаииза- Е ции промысла. И всегда в от- = вот они слышали слова благо- г: дарности. В. ХРЯШКОВ. Е jjI • • ’: .• -.ЗДйЬк» W m m .. ■ : л Боцман траулера «Моршаиск» Юрий МОИСЕЕВ известен в тра­ ловом флоте как умелый, опытный моряк. Недаром его фамилия ка судовой Доске почета. Фото Б. Беркутова* Ш л ш Экипаж траулера «Днестр» справился с планом семи ме­ сяцев но добыче рыбы. С на­ чала года заготовлено 7850 центнеров рыбного нолуфаб- о д а р о хс рнката, выраПотоно 850 цент­ неров рыбной муки, 53600 ба-J нок консервов. Это наш трудовой нодарек Первомаю. И. К А Р М А Н О В , помнолит. РЕЙС В ТЫСЯЧИ МИЛЬ Е СЛИ ВЗГЛЯНУТЬ на мерка горскую генераль­ ную карту, путь на ней от Мурманска до Лабрадора покажется небольшим отрез- к<-м, измеряемым всего не­ сколькими десятками санти­ метров. Но если взглянуть на другую карту, что вывешивает­ ся в салоне каждого большо­ го морозильного траулера,сле­ дующего в Северо-Западную Атлантику, можно заметить, что на преодоление этого са­ мого пути требуется не менее десяти дней и ночей. Много­ численные отметки на гене­ ральном курсе расскажут о милях, пройденных за вахту, сутки. И чем больше таких о*меток, тем становится яснее: скоро промысел. Последний раз штурманы «Рыбачьего» коснулись карты второго января II вместе с э 1 им палуба, рыбная фабрика наполнились новыми звуками, ритмами. — Палубной команде приго­ товиться к спуску трала! — прозвучала команда. Капитан «Рыбачьего» Ана­ толий Иванович Кожевников начал промысел не там, где работала вся группа, а отдель­ но — на лове палтуса. Когда заморозили тонн пятьдесят В адрес далеких друзей В первомайских Призывах ЦК КПСС очень теплые, от сердца идущие слова высказаны в адрес героических сынов и дочерей Вьетнама: «Братский привет мужественному вьетнам­ скому народу, ведущему героическую борьбу против агрессии американского империализма, ва свободу и независимость своей Родины!». Моряки тралового флота, как и все тружени­ ки бассейна, с сочувствием следят за борьбой вьетнамских, патриотов. Между ними с первых дней после начала американской агрессии ус­ тановились тесные связи. Почин сделали ;кенщины, работающие в уп­ равлении флота. Они собрали между собой средства, подготовили и отправили во Вьетнам несколько посылок. Через месяц из Союза женщин Вьетнама пришел ответ. В письме выражалась горячая признательность за сочувствие и помощь. Об этом стало известно на судах тралового флота. И с той поры в адрес управления, об­ щественных организации флота идут и идут радиограммы с судов. Текст в них мало разли­ чается: «Клеймим ам^риканс&шх империалистов. Восхищаемся мужеством вьетнамцев, Дресжм подготовить нова собранные нами средства сылку во Вьетнам». Так, только на деньги моряков большого мо­ розильного траулера «Мир» было закуплено ' и отправлен# ItXX) метров тканей для госпиталей Вьетнама. . В 1965 г. в адрес далеких вьетнамских друзей ушло 24 посылки, в следующем году — Г>9. К 50-летию Великого Октябри подарки вьет­ намским детям и женщинам1отправили моряки БМРТ «Добролюбов», «Гоголь», траулера «Марс» и многих других судов. Связи эти растут и крепнут. Недавно, папри- мер, на теплоходе «Раздольное» во Вьетнам от­ правились посылки детям от моряков производ­ ственного рефрижератора «Павлово», траулеров «Мурманчанин», «Якутск». * За активное участие в организации помощи и содействия борющемуся вьетнамскому народу Комитет советских женщин выразил благодар­ ность женсовету тралового флота, экипажу тра­ улера «Пионер». Так на деле осуществляется солидарность трудящихся. О. КРУГЛОВА, председатель комитета , Краевого Креста тралового флота* этой рыбы, смекнули: не выгодно оставаться здесь. На добыче трески другие эки­ пажи имеют не лучше подъе­ мы, но зато они вырабатывают и филе, и консервы, и жир, и рыбную муку. Если суммиро­ вать доход от реализации всех этих видов продукции, то он будет непременно больше. Про­ тив никто не возражав АША газета уже писала о тех трудностях, что вы­ пали морякам, промыш­ лявшим в то время на Лабрадоре. Но экипажу «Рыбачьего» пришлось не­ легко и по иным причинам. В штате команды было 68 но­ вичков. Неудовлетворительно работала филейиая машина, поэтому на изготовление фи­ ле ставили до шести моряков, снимая их с других участков или привлекая подвахтенных. Из-за больших морозов об­ рабатывать треску па палубе 4эыло невозможно. Тогда на. рыбной фабрике несколько усовершенствовали рыбораз-* делочиые столы, сделали их сплошными. Это ПОЗВОЛИЛО разместить за ними больше мо­ ряной. Кроме того, дополни­ тельный рыбодел поставили у бункера филейной машины. Тесноты не было еще и пото­ му* что много людей отвлека­ лось на производство филе. Выработке этой продукции командование судна, общест­ венные организации придавали особое значение. Все моряки приняли негласное обязатель* сгво: за один рейс справиться с годовым планом по изготов­ лению филе. И хотя до реа­ лизации намеченного не хва­ тило примерно 20 тонн, тем не менее экипаж сумел выпу­ стить 325 тони ценного irpo- дукта. В А П РЕЛЁ комqoмольско-. молодежный коллектив . БМРТ «Рыбачий» полу­ чил приятную весть: за успе- . хи в соревновании в честь 50- летия ВЛКСМ он стал облада­ телем приза «Рыбацкая, сла­ ва». В это время моряки укла­ дывали в трюм последние тон­ ны мороженой продукции. Как и -раньше, в сутки g среднем • выпускали до_ 30 тонн обрабо­ танной рыбы, намного больше заданий. ; Й ест тогда,. читая радиограмму, многие моряки вспомнили и начало промысла, и все невзгоды, выпавшие им на далеком Лабрадоре, Помимо тяжелой гидрологи­ ческой обстановки много не­ приятностей доставлял задеаи- стый грунг. И как хорошо под рукой Анатолия Ивановича оказалась статья капитана Че­ хова, работавшего здесь рань­ ше на БМРТ «Маяковский*, в которой он рекомендовал при подобном положении приме­ нять облегченную схему во­ оружения нижней подборы трала путем набивки двадцати одного «500-миллиметрового бо- бинца. А затем уже сами ре­ шили применить короткие м г боли — 60 метров, из этой длины — 12-метровые двойные кабели шли непосредствен»! к верхней и нижней рам. Мастера по добыче предло­ жили конструктивно изменит* промысловую схему. Суть за­ ключалась в том, что ваера е барабанов лебедки шли сразу на подвесные ролики, минуя поворотные. Этим достигался меньший износ дорогостояще­ го ваерного троса, быстрее в безопаснее осуществляло» спуск и особенно подъем тра­ ла, а в ледовых условиях уя- рощается операция по сбрасы­ ванию ваеров на слип, что прей* ходилось делать в этом рейсе. В СЕ эти рационализатор* ские предложения отиф* сягся к работе пз* лубной команды, рукев** димой Анатолием Андреевиче* Лисовым. Матросам, мастера* по добыче в минувшем рейсе пришлось потрудиться в ПОЛ»* ную силу. И не только потому* что было очень холодно, но ш потому, что при частых зва* риях орудий лова они успева* ли отремонтировать их, и оче­ редной трал уходил в воду бел задержек. Может, это и есть одно из слагаемых успеха кол­ лектива, занявшего третье ме­ сто' по добыче рыбы среди од­ нотипных «судов. А вторым слагаемым является мастер- ство судоводнтелсй. Д остаточ* но сказать, что из группы а 14 судов, работавших борт в борт, десять имели поврежде­ ния, и только на четырех, а том числе и на «Рыбачьем** все обошлось без происшсст* вйй. Да и сам факт выполне» кия рейсового ’ задания па 12# процента говорит о штурм*» пах, как об умелых промысла* винах. » . СЕРГЕЕ».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz