Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
- % Морское Л ЕТ ДЕСЯТЬ назад мне до велось быть в Северо-За падной Атлантике на большом морозильном трауле ра «Ашхабад». Рейс оказался как рейс. Рыба ловилась хо рошо, после шестичасовой пахты, когда через твои руки прошли тонн двенадцать про дукции, еле-еле добирала* ь до койки, а утром снова пред стояло бросать брикеты в ящики, сноровисто натяги вать чехол, и опять брикеты.., брикеты. Со временем впечат ления от этого плавания, ко нечно, стерлись, но одно собы тие помнится хорошо и до ныне. Сейчас трудно сказать, кто иерпым принес в каюты ры бообработчиков весть: «Иност ранец просит помощи». Но все девяносто восемь моряков приняли ее с понятным инте ресом и участием. Пока судо вой радист, используя весь запас, английских слов, доиы- тывался, что же случилось на маленьком исландском рыбо- ловном боте, мы строили раз ные версии, отлично понима ли, что любое несчастье в от крытом океане есть вдвойне несчастье, а готовы были по- мочь, чем только могли. После долгих попыток, на конец, стало ясно: исланд ский рьгбак, обрубая стальной трос, поранил глаз маленьким кусочком проволоки. Врача у них на борту, естественно, не было, не оказалось иод рукой и необходимых медикамен тов. Все это капитан бота, ко торый, видимо, хорошо знал, чем располагают советские моряки, плавающие на БМРТ, решил найти у нас. И он пра вильно оценил положение. Тотчас по радио мы дали ме дицинскую консультацию, боцман готовил к передаче пакет с медикаментами. Вдруг кто-то предложил: — Давайте отправим тому моряку гостинец. Буквально через пять семь минут один принес несколько начек «Беломора* (кетати, иностранцы любят ваши па пиросы), другой — печенье, третий — мясные консервы. Все это было аккуратно уло жено, герметичееки упакова но и отправлено на бот. Ког да посылка попала адресату, ь эфире прозвучал голос не знакомого нам мо»ряка: — Спасибо, большое спа сибо. Я всегда об этом буду номнить. Потом, плавая в Баренце вом море, мне постоянно вспо минались его слова. Помню, *от в такой же праздник мы промышляли на Нордкипской ИЗ БЛОКНОТА ЖУРНАЛИСТА банке. На флагштоке горел новенький, но случаю Иерво- мая, алый флаг. Рядом проходили норвежские, английские и даже француз ские траулеры. Их моряки, стоявшие на палубе, долго провожали взглядом наше судно или, подняв вверх спле тенные в рукопожатии руки, что-то кричали нам, выражая рабочую солидарность. Я ви дел в этом прямую связь с благодариостью ислапдекого рьгбака, попавшего в беду и узнавшего бескорыстие, ис тинное уважение советских моряков к людям труда всех национальностей, готовых придти на помощь в любую минуту. Промысловикам Северного бассейна еще памятен траги ческий случай, происш едший с экипажем американского рыболовного судна «Венту ре-1», терпяще го бсдствие. Выполняя святые законы мор ского братства, на помощь товарищам по профессии при шли наши моряки с БМРТ ♦Мир», производственного рефрижератора «Зелено- борск», траулера «Северомор окий комсомолец». Рискуя жизнью, старший помощник капитана «Зелепоборска» Ста нислав Брянский, четвертый механик Владимир Лисов ский, ремонтный механик Ва силий Рожков на маленькой шлюпке при штормовом вол нении океана подошли к «Вен гуре-1», сняли меха ника Дональда Кладенбурга, полу чившего до этого тяжелые увечья, доставили на борт сво его корабля. Здесь ему врач Василий Васильевич Медни- ков оказал первую помощь. Таким же путем оказался па борту «Зеленоборска» и дру гой американец Лео Пауэр, у которого был перелом голени и бедра левой ноги. И снова наш врач проявил максимум внимания, наложив гипс. В адрес капитана «Зе лен*>борска» А })кадия Алек- сандровича Чистякова по стунила радиограмма: «11резвычайно благодарим и высоко оцениваем Вас и команду «Зеленоборска» за добрую, великодушно оказан ную помощь пострадавшим членам экипажа американ ского рыболовного судна «Вен туре!»... Этим вы поддержали высочайшие морские тради ции;..». Не надо говорить, что руко водило нашими людьми, нри- ньрдпгими на выручку коллег но труду. Это закон жизни советских людей, их высокие моральные, rsftiiiiiiiiiiiiiititiifiiiiiiiiiiiiitiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiitniiiiiitiiitiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiuisf интернациональные качества. = И все, кто живет по тем же Е принципам, отвечают нам г: взаимным уважением, пони- Е манием. Совсем недавно мы рас- Е сказывали о том, как врач од- ной из плавбаз Германской Е Демократической Республики Е в условиях моря, в семи- = балльный шторм оперировал zz советского моряка. Причем, ^ чтобы избежать помех, немец- ~ кие моряки прекратили все Е работы, остаповили главный Е двигатель. В течение 40 минут Е хирург Гюнтер Райнхардт де- = лал операцию, а затем еще Е девять суток на борту своего Е корабля наблюдал за боль- г: ним. Е Таких примеров братской = солидарности можно привести много. Работая в одном месте, Е советские моряки не раз не- Е ресаживались на польские су- Е да, траулеры из ГДР, обмени- Е вались опытом работы, рас- Е сказывали о жизни советских г: людей, помогали в оргаииза- Е ции промысла. И всегда в от- = вот они слышали слова благо- г: дарности. В. ХРЯШКОВ. Е jjI • • ’: .• -.ЗДйЬк» W m m .. ■ : л Боцман траулера «Моршаиск» Юрий МОИСЕЕВ известен в тра ловом флоте как умелый, опытный моряк. Недаром его фамилия ка судовой Доске почета. Фото Б. Беркутова* Ш л ш Экипаж траулера «Днестр» справился с планом семи ме сяцев но добыче рыбы. С на чала года заготовлено 7850 центнеров рыбного нолуфаб- о д а р о хс рнката, выраПотоно 850 цент неров рыбной муки, 53600 ба-J нок консервов. Это наш трудовой нодарек Первомаю. И. К А Р М А Н О В , помнолит. РЕЙС В ТЫСЯЧИ МИЛЬ Е СЛИ ВЗГЛЯНУТЬ на мерка горскую генераль ную карту, путь на ней от Мурманска до Лабрадора покажется небольшим отрез- к<-м, измеряемым всего не сколькими десятками санти метров. Но если взглянуть на другую карту, что вывешивает ся в салоне каждого большо го морозильного траулера,сле дующего в Северо-Западную Атлантику, можно заметить, что на преодоление этого са мого пути требуется не менее десяти дней и ночей. Много численные отметки на гене ральном курсе расскажут о милях, пройденных за вахту, сутки. И чем больше таких о*меток, тем становится яснее: скоро промысел. Последний раз штурманы «Рыбачьего» коснулись карты второго января II вместе с э 1 им палуба, рыбная фабрика наполнились новыми звуками, ритмами. — Палубной команде приго товиться к спуску трала! — прозвучала команда. Капитан «Рыбачьего» Ана толий Иванович Кожевников начал промысел не там, где работала вся группа, а отдель но — на лове палтуса. Когда заморозили тонн пятьдесят В адрес далеких друзей В первомайских Призывах ЦК КПСС очень теплые, от сердца идущие слова высказаны в адрес героических сынов и дочерей Вьетнама: «Братский привет мужественному вьетнам скому народу, ведущему героическую борьбу против агрессии американского империализма, ва свободу и независимость своей Родины!». Моряки тралового флота, как и все тружени ки бассейна, с сочувствием следят за борьбой вьетнамских, патриотов. Между ними с первых дней после начала американской агрессии ус тановились тесные связи. Почин сделали ;кенщины, работающие в уп равлении флота. Они собрали между собой средства, подготовили и отправили во Вьетнам несколько посылок. Через месяц из Союза женщин Вьетнама пришел ответ. В письме выражалась горячая признательность за сочувствие и помощь. Об этом стало известно на судах тралового флота. И с той поры в адрес управления, об щественных организации флота идут и идут радиограммы с судов. Текст в них мало разли чается: «Клеймим ам^риканс&шх империалистов. Восхищаемся мужеством вьетнамцев, Дресжм подготовить нова собранные нами средства сылку во Вьетнам». Так, только на деньги моряков большого мо розильного траулера «Мир» было закуплено ' и отправлен# ItXX) метров тканей для госпиталей Вьетнама. . В 1965 г. в адрес далеких вьетнамских друзей ушло 24 посылки, в следующем году — Г>9. К 50-летию Великого Октябри подарки вьет намским детям и женщинам1отправили моряки БМРТ «Добролюбов», «Гоголь», траулера «Марс» и многих других судов. Связи эти растут и крепнут. Недавно, папри- мер, на теплоходе «Раздольное» во Вьетнам от правились посылки детям от моряков производ ственного рефрижератора «Павлово», траулеров «Мурманчанин», «Якутск». * За активное участие в организации помощи и содействия борющемуся вьетнамскому народу Комитет советских женщин выразил благодар ность женсовету тралового флота, экипажу тра улера «Пионер». Так на деле осуществляется солидарность трудящихся. О. КРУГЛОВА, председатель комитета , Краевого Креста тралового флота* этой рыбы, смекнули: не выгодно оставаться здесь. На добыче трески другие эки пажи имеют не лучше подъе мы, но зато они вырабатывают и филе, и консервы, и жир, и рыбную муку. Если суммиро вать доход от реализации всех этих видов продукции, то он будет непременно больше. Про тив никто не возражав АША газета уже писала о тех трудностях, что вы пали морякам, промыш лявшим в то время на Лабрадоре. Но экипажу «Рыбачьего» пришлось не легко и по иным причинам. В штате команды было 68 но вичков. Неудовлетворительно работала филейиая машина, поэтому на изготовление фи ле ставили до шести моряков, снимая их с других участков или привлекая подвахтенных. Из-за больших морозов об рабатывать треску па палубе 4эыло невозможно. Тогда на. рыбной фабрике несколько усовершенствовали рыбораз-* делочиые столы, сделали их сплошными. Это ПОЗВОЛИЛО разместить за ними больше мо ряной. Кроме того, дополни тельный рыбодел поставили у бункера филейной машины. Тесноты не было еще и пото му* что много людей отвлека лось на производство филе. Выработке этой продукции командование судна, общест венные организации придавали особое значение. Все моряки приняли негласное обязатель* сгво: за один рейс справиться с годовым планом по изготов лению филе. И хотя до реа лизации намеченного не хва тило примерно 20 тонн, тем не менее экипаж сумел выпу стить 325 тони ценного irpo- дукта. В А П РЕЛЁ комqoмольско-. молодежный коллектив . БМРТ «Рыбачий» полу чил приятную весть: за успе- . хи в соревновании в честь 50- летия ВЛКСМ он стал облада телем приза «Рыбацкая, сла ва». В это время моряки укла дывали в трюм последние тон ны мороженой продукции. Как и -раньше, в сутки g среднем • выпускали до_ 30 тонн обрабо танной рыбы, намного больше заданий. ; Й ест тогда,. читая радиограмму, многие моряки вспомнили и начало промысла, и все невзгоды, выпавшие им на далеком Лабрадоре, Помимо тяжелой гидрологи ческой обстановки много не приятностей доставлял задеаи- стый грунг. И как хорошо под рукой Анатолия Ивановича оказалась статья капитана Че хова, работавшего здесь рань ше на БМРТ «Маяковский*, в которой он рекомендовал при подобном положении приме нять облегченную схему во оружения нижней подборы трала путем набивки двадцати одного «500-миллиметрового бо- бинца. А затем уже сами ре шили применить короткие м г боли — 60 метров, из этой длины — 12-метровые двойные кабели шли непосредствен»! к верхней и нижней рам. Мастера по добыче предло жили конструктивно изменит* промысловую схему. Суть за ключалась в том, что ваера е барабанов лебедки шли сразу на подвесные ролики, минуя поворотные. Этим достигался меньший износ дорогостояще го ваерного троса, быстрее в безопаснее осуществляло» спуск и особенно подъем тра ла, а в ледовых условиях уя- рощается операция по сбрасы ванию ваеров на слип, что прей* ходилось делать в этом рейсе. В СЕ эти рационализатор* ские предложения отиф* сягся к работе пз* лубной команды, рукев** димой Анатолием Андреевиче* Лисовым. Матросам, мастера* по добыче в минувшем рейсе пришлось потрудиться в ПОЛ»* ную силу. И не только потому* что было очень холодно, но ш потому, что при частых зва* риях орудий лова они успева* ли отремонтировать их, и оче редной трал уходил в воду бел задержек. Может, это и есть одно из слагаемых успеха кол лектива, занявшего третье ме сто' по добыче рыбы среди од нотипных «судов. А вторым слагаемым является мастер- ство судоводнтелсй. Д остаточ* но сказать, что из группы а 14 судов, работавших борт в борт, десять имели поврежде ния, и только на четырех, а том числе и на «Рыбачьем** все обошлось без происшсст* вйй. Да и сам факт выполне» кия рейсового ’ задания па 12# процента говорит о штурм*» пах, как об умелых промысла* винах. » . СЕРГЕЕ».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz