Рыбный Мурман. 1968 г. Май.

Д ЛЯ М ОЛОДЕЖ И нашей Родины, для всех нас и 196S год — юбилейный: 29 октября страна отметит 50-летие ВЛКСМ. Много Славных дел на счету комсомолии рыбного Мур- мана. К сожалению, история одной из старейших комсомольских организаций — Мурманского тра­ лового флота — еще не написана. Сегодня мы начинаем публиковать воспоминания бывшего комсомочьиа-трглфлотовца Александра Сергееви­ ча Храповицкого, ныне работающего начальником конструкторского бюро Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. Девягилегний Саша Храповицкий еще в 1925 году приехал с семьей в Мурманск из Новгород­ ской области. Работать начал с 14 лет- Работал летом, зимой — учился- Учился много, упорно. Курсы мотористов, учебно-курсовой комбинат, рабфак Мосрыбвтуэа. 17-летним юношей он ушел в свой первый рыбацкий рейс. А с комсомолией тралфлота познакомился еще раньше, работая в геологоразведочной партии. Воевал здесь, на Севере, на одном из кораблей Краснознаменного Северного флота. После демо­ билизации вынужден был перейти по состоянию здоровья на береговую работу. Эксперименталь­ ная ба»а тралового флота, затем направление в порт — на укрепление механической службы. Всей своей жизнью, упорной работой в комсо­ моле Александр подготовил себя к вступлению в КПСС. Храповицкий — один из активных провод­ ников политики партии. У него немало серьезных поручений. Назовем лишь одно: А. С. Храповиц­ кий — председатель комиссия парткома по внед­ рению новой техники, механизации н автоматиза­ ции производственных процессов а порту* Пору­ чениям Александр Сергеевич отдает немало сил, делает эго от всей души, творчески: здесь, по­ жалуй, кстаги упоминание о его комсомольской юности, об идейной закалке, полученной в те да. лекие годы. Это — об авторе. Теперь слово — tmy. уверенно, работают добросо­ вестно. Й это не карьеризм, как on сказал, а наш деловой расчет В заключение он по­ просил комитет, чтобы ему по­ зволили выйти помощником капитана. Прошло немного времени, и о работе Андрея Стрельбицкого, Николаи Михайлову, Евгения Матвеева, Николая Скорняко- ва идругих комсомольцев, кото­ рые были выдвинуты ва командные должности, заго­ ворили не только па флоте, но и в области. Лед консерватиз­ ма был сломлен, недоверие к молодым на флоте рассеялось. Не сходил с повестки дня во­ прос о трудовой дисциплине. Только не в теперешнем толко- I. Право 6 b imb старше У ЮТНО в комнате* Мяг­ кий свет настольной лам­ пы, приглушенная музыка — работает «Маяк». В руках у меня — комсомольский би­ лет. Серая, чуть потрескавшая­ ся обложка, силуэт дорогого нам человека- На первой стра­ нице номер 5708168. Два изоб­ ражения орденов — их заслу­ жил комсомол в 20—30-х го­ дах. Время вступления в ВЛКСМ — октябрь 1934 года. Подпись секретаря райкома Алексея Брагина. Мое фото. Молодое лицо... Перелистываю страницы с отметками об уплате членских взносов. Знакомые подписи секретарей. Вспоминаю их — одного за другим. Кто-то жив, некоторые погибли, защищая Отчизну, Заполярье. На последней странице за­ пись: «Личная карточка хра­ нится в Микояновском райко­ ме ВЛКСМ г. Мурманска. Сек­ ретарь орг. Алешин». Доку­ мент — символичен, он очень дорог мне — билет комсомоль­ ца 30-х годов, рядового много­ миллионной армии молодых ленинцев. Волнуюсь, вспоминая десят­ ки, даже больше — сотни мур­ манских комсомольцев, подни­ мавших на бывшей дтгкой ок­ раине царской России индуст­ рию, культуру, спорт — все, чго дала народу Советская власть. Не все из моих това­ рищей дожили до славного 50- летия Великого Октября, до нашего комсомольского юби­ лея- Вот почему я считаю сво­ им долгом, и не только своим, рассказать о минувших деся­ тилетиях. О славных делах мо­ их ровесников должны знать нынешние комсомольцы. Они продолжают вписывать в исто­ рию ВЛКСМ новые славные страницы. Но и их предшест­ венники были крепкими бойца- 'iHitmiitiiiiiimiiiiiiittiiiitiiiiiiiiKitiiiHiiifiiiiifiKiiitiiiiHitiiiiiiHiHiHiiHiiiiiiiiiii iiiittiitiitt»i»tJtti»iiiimtiutii£ А. С. Храповицкий хсоаж сомолъасоА 2 И у ража,н е жеог о т р а л о во го флота, ТАИ МЫ НАЧИНАЛИ ми, упорными ребятами, хоро­ шо делавшими свое дело. Хотелось бы начать записки с одного из важных моментов. Молодым свойственно стремле­ ние стать скорее самостоятель­ ными, ci ремление побыстрее «повзрослеть». М У Р М А 1 1CKI1F1 траловый флот бурно начал расти в 30-е годы. Кадров ие хва­ тало. На призыв Ленинград­ ской партийной организации откликнулась молодежь — водники с Волхова, Невы и Онеги. На палубах и в машин­ ных отделеннях рыболовиых судов зазвенели молодые голо­ са. Примеру новгородцев и ле­ нинградцев последовали уча­ щиеся Архангельского мортех- никума. Одесского, Ростовско­ го и Херсонского училищ. Комсомол в тралфлоте до злого пополнения был как-то незаметен. А теперь в комите­ те и в коридоре у него посто­ янно слышался молодой говор. Спорили до хрипоты, обсужда­ ли множество проблем — от самых мелких житейских — до международных. Сюда шли с кораблей ребята, только что вернувшиеся из рейса, получа­ ли напутствие уходящие в пла­ вание. Один из гвоздевых во­ просов — о праве молодежи на занятие командных постов на траулере. Дело в том, что было немало капитанов, кото­ рые предвзято судили о моло­ дых моряках, неправильно к ним относились. Их можно было понять: на капитанский мостик многие поднялись, прейдя тяжелый, изнуритель­ ный многолетний путь. А здесь, им казалось, «карьери­ сты»: только что из училища — и подавай мостик! Этот вопрос обсуждался го­ рячо, заинтересованно. При­ водилось много «за» и «про­ тив». Как сейчас помню одно из тг.ких заседаний. Вот встал стройный юноша в распахну­ той морской шипели- Это Анд­ рей Стрельбнцкий. Ои говорит убедительно, приводит много примеров того, как молодые специалисты чувствуют себя вапии. Обсуждая этот вопрос, мы говорили об умении каждо­ го показать себя в работе так, чтобы труд его оценивался только на отлично. Не слу­ чайно при награждении моря­ ков тралфлота в 1936 году были отмечены высокой правительст­ венной наградой тралмейстер комсомолец Николай Студе­ нецкий и другие молодые мо­ ряки. Мы стали взрослыми, само­ стоятельными. И комитет ком­ сомола решил создать комсо­ мольские экипажи, которые смогли бы на деле доказать, чго молодежь может ловить рыбу не хуже «старичков»* Одним из первых молодежных коллективов был экипаж трау­ лера, носившего имя Коммуни­ стического Интернационала Молодежи — «КИМ». Он всегда был в числе передовых судов. В ПЕРВЫЙ свой рейс я по­ шел в мае 1933 года. Мне здорово повезло: на РТ-73 был капитаном Деми­ дов. Имя его и до сих пор широко известно. Это был от­ личный промысловик с мыш­ лением ученого* Помню, ког­ да заканчивался рейс, меня вызвали из машинного отделе­ ния. Поднялся на мостик. Там уже были многие новички, впервые выходившие и море. Капитан стал нас расспраши­ вать о жизни. Началась душев­ ная беседа. Здесь я впервые услышал от Демидова такие слова: «море слабых не любит, нужно воспитывать в себе сильный характер, волю, иметь высокий дух, чувство товари­ щества в лучшем понимании этого слова». Сказал он и о том, что некоторые моряки на- аодят друзей за бутылкой ви­ на, но это — вовсе не друэмг. А тот, кто будет обладать хо­ рошими волевыми качествами, тому не страшны морские, рыбацкие трудности. Эта бесе­ да мне запомнилась на всю жизнь. Флотская молодежь не толь­ ко научилась побеждать в рав­ ных со старшими условиях — она сама выступила за­ стрельщиком многих славных дел. В полярную ночь капита­ ны не решались уходить дале-* ко от берегов- Ловили в губах, в зоне видимости берега. По это мешало флоту иметь устой­ чивые уловы в течение всего года. По стране катилась вол­ на социалистического соревно­ вания, начатая Алексеем Ста­ хановым. Волка соревно­ вания дошла и до нас. Молодой капитан комсомолец Николай Скорняков просит командование флота разре­ шить ему начать лов рыбы в полярную ночь в открытом мо­ ре. А обстановка, надо сказать, тогда была не из легких. Всех потрясла морская трагедия: во время зимнего рейса ураган унес жизни моряков четырех траулеров. Комсомолец Нико­ лай Скорняков решил побо­ роть страх перед суровой при­ родой. Он доказывал, что рас­ четливым судовождением, ис­ полнительностью и мужеством молодые моряки победят сти­ хию. И вот траулер «Лебедка» покинул порт, ушел во тьму полярной ночи- По радио об этом рейсе узнали моряки траулера «Киров», которым командовал Георгин Герасимо­ вич Тнсленко. Старшим по­ мощником у него ходил уже упоминавшийся мною Андрей Ст рельбицкий. Возвращение этих кораблей из зимних рей­ сов убедило всех: открыта бо­ гатая рыбная кладовая. А рас­ сказы молодых моряков рас­ сеяли сомнение и страх перед работой в открытом море зи­ мой. И стали промышлять тралфлотовцы на большой вол­ не, без аварий выбирать трал, умело маневрировать главным двигателем. Пришла нашд рьь- бацкая зрелость. И V*- 4* ‘ift ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НУЖЕН ВСЕМ Е СТЬ на рефрижераторе «О-вpiлба» человек, ко­ торого особенно уважают матросы, с который старают­ ся завести дружбу, быть в тесном контакте. Это библио­ текарь-киномеханик Влади­ мир Кист. Володя среднего роста, чер­ воволос, необычайно подви­ жен: я ни разу не видел, что­ бы ов сидел сложа руки — то бежит менять фильмы на БМРТ, то возится с книгами, то приводит в порядок кино­ аппаратуру. У него живые, чуть насмешливые глаза, ка­ жется, огш вот-вот брызнут смехом, и тогда несдобровать тому, в кого направлена шут­ ка. В море Володя работает уже два года. Был ва произ­ водственных рефри?керато- рах «Гейзер» и «Советск*. Там его помипают добрым словом, жалеют, что он не с ними. Володя как будто соз­ дан для моря. А было время, когда он работал киномехани­ ком на селе. Ездил с пере­ движкой по полям, крутил колхозникам в обеденные пе­ рерывы, когда на час оста­ новлены комбайны, кинолен­ ты, раздавал книги. Но, вид­ но, тесны стали ему степные просторы, потянуло парня в море. На «Севрыбу» Володя при­ шел, когда база вернулась из ремонта. Все нужно было на­ чинать сначала — не было ни библиотеки, ни киноустанов­ ки. Кяст справился со всем в самое короткое время: уком­ плектовал библиотеку, при­ чем постарался сделать так, чтобы литература отвечала самым широким вкусам: здесь и фантастика, и серия «Жизнь замечательных лю­ дей», и классика отечествен­ ная и зарубежная, и техниче­ ская литература. Не забыл Володя и учебники: ведь мно- т е матросы учатся в ааоч- лой школе моряков, а на та­ ком судне, как «Севрыба», всегда идет в рейс один, а то и два учителя. Кстати, сам Кяст — тоже заочник, он за­ канчивает одиннадцатый класс средней школы. Володя привел в порядок кинобудку и отрегулировал киноаппарат, украсил рабочее место репродукциями. Коро­ че, когда «Севрыба» вышла в первый после ремонта рейс, у киномеханика-библиотека­ ря работа спорилась. В кино­ будко часто теснятся любо­ пытные, некоторые моряки хотят овладеть искусством демонстрации фильмов. У Во­ лоди секретов лет — он охот­ но объясняет устройство ки­ ноаппарата, правила обраще­ ния с пленкой. ...Рейс подходил к концу. К базе пришвартовался истон­ ский БМРТ «Оскар Лутс». Он простоит у борта всего сутки — ровно столько, сколь­ ко нужно для того, чтобы пе­ регрузить на базу недостаю­ щий груз. Ребята побежали к Володе — фильмы бы обме­ лять, тем более что «Оскар Лутс» недавно из порта, у пего новые ленты. Но ребят ждало разочарование — на траулере Другого главка нель­ зя менять фильмы.' Матросы приуныли было, но Володя их обнадежил: что-нибудь продумаем. И придумал. Он пошел на БМРТ, взял самые интереспые ленты и прокру­ тил их. А когда «Оскар Лутс» отходил, ворвул ленты обрат­ но. Библиотека у Киста работа­ ет в определенное • время — по расписанию. В эта часы там не протоинуться. И каж­ дому Кяст подберет книгу во душе. Как он умудряется де* лать это при в общем-то от. раниченном фонде, остается аагадкой. Если кто-либо ид матросов ва вахте и не у*, псвает прийти в библиотеку, Кяст выяснит, какие книга ему нужны, и принесет их прямо в каюту. ...Есть ва рефрижераторе «Севрыба» человек, который . I* заражает всех своим жизне­ любием, энергией, задорен, который всем нужен, к кото­ рому все идут. Этот человек коммунист Владимир Кяст, • • - т или просто Володя, как era зовут моряки. Н. КОКУХИН , инструктор культбазы плавсостава, д

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz