Рыбный Мурман. 1968 г. Май.
Д ЛЯ М ОЛОДЕЖ И нашей Родины, для всех нас и 196S год — юбилейный: 29 октября страна отметит 50-летие ВЛКСМ. Много Славных дел на счету комсомолии рыбного Мур- мана. К сожалению, история одной из старейших комсомольских организаций — Мурманского тра лового флота — еще не написана. Сегодня мы начинаем публиковать воспоминания бывшего комсомочьиа-трглфлотовца Александра Сергееви ча Храповицкого, ныне работающего начальником конструкторского бюро Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. Девягилегний Саша Храповицкий еще в 1925 году приехал с семьей в Мурманск из Новгород ской области. Работать начал с 14 лет- Работал летом, зимой — учился- Учился много, упорно. Курсы мотористов, учебно-курсовой комбинат, рабфак Мосрыбвтуэа. 17-летним юношей он ушел в свой первый рыбацкий рейс. А с комсомолией тралфлота познакомился еще раньше, работая в геологоразведочной партии. Воевал здесь, на Севере, на одном из кораблей Краснознаменного Северного флота. После демо билизации вынужден был перейти по состоянию здоровья на береговую работу. Эксперименталь ная ба»а тралового флота, затем направление в порт — на укрепление механической службы. Всей своей жизнью, упорной работой в комсо моле Александр подготовил себя к вступлению в КПСС. Храповицкий — один из активных провод ников политики партии. У него немало серьезных поручений. Назовем лишь одно: А. С. Храповиц кий — председатель комиссия парткома по внед рению новой техники, механизации н автоматиза ции производственных процессов а порту* Пору чениям Александр Сергеевич отдает немало сил, делает эго от всей души, творчески: здесь, по жалуй, кстаги упоминание о его комсомольской юности, об идейной закалке, полученной в те да. лекие годы. Это — об авторе. Теперь слово — tmy. уверенно, работают добросо вестно. Й это не карьеризм, как on сказал, а наш деловой расчет В заключение он по просил комитет, чтобы ему по зволили выйти помощником капитана. Прошло немного времени, и о работе Андрея Стрельбицкого, Николаи Михайлову, Евгения Матвеева, Николая Скорняко- ва идругих комсомольцев, кото рые были выдвинуты ва командные должности, заго ворили не только па флоте, но и в области. Лед консерватиз ма был сломлен, недоверие к молодым на флоте рассеялось. Не сходил с повестки дня во прос о трудовой дисциплине. Только не в теперешнем толко- I. Право 6 b imb старше У ЮТНО в комнате* Мяг кий свет настольной лам пы, приглушенная музыка — работает «Маяк». В руках у меня — комсомольский би лет. Серая, чуть потрескавшая ся обложка, силуэт дорогого нам человека- На первой стра нице номер 5708168. Два изоб ражения орденов — их заслу жил комсомол в 20—30-х го дах. Время вступления в ВЛКСМ — октябрь 1934 года. Подпись секретаря райкома Алексея Брагина. Мое фото. Молодое лицо... Перелистываю страницы с отметками об уплате членских взносов. Знакомые подписи секретарей. Вспоминаю их — одного за другим. Кто-то жив, некоторые погибли, защищая Отчизну, Заполярье. На последней странице за пись: «Личная карточка хра нится в Микояновском райко ме ВЛКСМ г. Мурманска. Сек ретарь орг. Алешин». Доку мент — символичен, он очень дорог мне — билет комсомоль ца 30-х годов, рядового много миллионной армии молодых ленинцев. Волнуюсь, вспоминая десят ки, даже больше — сотни мур манских комсомольцев, подни мавших на бывшей дтгкой ок раине царской России индуст рию, культуру, спорт — все, чго дала народу Советская власть. Не все из моих това рищей дожили до славного 50- летия Великого Октября, до нашего комсомольского юби лея- Вот почему я считаю сво им долгом, и не только своим, рассказать о минувших деся тилетиях. О славных делах мо их ровесников должны знать нынешние комсомольцы. Они продолжают вписывать в исто рию ВЛКСМ новые славные страницы. Но и их предшест венники были крепкими бойца- 'iHitmiitiiiiiimiiiiiiittiiiitiiiiiiiiKitiiiHiiifiiiiifiKiiitiiiiHitiiiiiiHiHiHiiHiiiiiiiiiii iiiittiitiitt»i»tJtti»iiiimtiutii£ А. С. Храповицкий хсоаж сомолъасоА 2 И у ража,н е жеог о т р а л о во го флота, ТАИ МЫ НАЧИНАЛИ ми, упорными ребятами, хоро шо делавшими свое дело. Хотелось бы начать записки с одного из важных моментов. Молодым свойственно стремле ние стать скорее самостоятель ными, ci ремление побыстрее «повзрослеть». М У Р М А 1 1CKI1F1 траловый флот бурно начал расти в 30-е годы. Кадров ие хва тало. На призыв Ленинград ской партийной организации откликнулась молодежь — водники с Волхова, Невы и Онеги. На палубах и в машин ных отделеннях рыболовиых судов зазвенели молодые голо са. Примеру новгородцев и ле нинградцев последовали уча щиеся Архангельского мортех- никума. Одесского, Ростовско го и Херсонского училищ. Комсомол в тралфлоте до злого пополнения был как-то незаметен. А теперь в комите те и в коридоре у него посто янно слышался молодой говор. Спорили до хрипоты, обсужда ли множество проблем — от самых мелких житейских — до международных. Сюда шли с кораблей ребята, только что вернувшиеся из рейса, получа ли напутствие уходящие в пла вание. Один из гвоздевых во просов — о праве молодежи на занятие командных постов на траулере. Дело в том, что было немало капитанов, кото рые предвзято судили о моло дых моряках, неправильно к ним относились. Их можно было понять: на капитанский мостик многие поднялись, прейдя тяжелый, изнуритель ный многолетний путь. А здесь, им казалось, «карьери сты»: только что из училища — и подавай мостик! Этот вопрос обсуждался го рячо, заинтересованно. При водилось много «за» и «про тив». Как сейчас помню одно из тг.ких заседаний. Вот встал стройный юноша в распахну той морской шипели- Это Анд рей Стрельбнцкий. Ои говорит убедительно, приводит много примеров того, как молодые специалисты чувствуют себя вапии. Обсуждая этот вопрос, мы говорили об умении каждо го показать себя в работе так, чтобы труд его оценивался только на отлично. Не слу чайно при награждении моря ков тралфлота в 1936 году были отмечены высокой правительст венной наградой тралмейстер комсомолец Николай Студе нецкий и другие молодые мо ряки. Мы стали взрослыми, само стоятельными. И комитет ком сомола решил создать комсо мольские экипажи, которые смогли бы на деле доказать, чго молодежь может ловить рыбу не хуже «старичков»* Одним из первых молодежных коллективов был экипаж трау лера, носившего имя Коммуни стического Интернационала Молодежи — «КИМ». Он всегда был в числе передовых судов. В ПЕРВЫЙ свой рейс я по шел в мае 1933 года. Мне здорово повезло: на РТ-73 был капитаном Деми дов. Имя его и до сих пор широко известно. Это был от личный промысловик с мыш лением ученого* Помню, ког да заканчивался рейс, меня вызвали из машинного отделе ния. Поднялся на мостик. Там уже были многие новички, впервые выходившие и море. Капитан стал нас расспраши вать о жизни. Началась душев ная беседа. Здесь я впервые услышал от Демидова такие слова: «море слабых не любит, нужно воспитывать в себе сильный характер, волю, иметь высокий дух, чувство товари щества в лучшем понимании этого слова». Сказал он и о том, что некоторые моряки на- аодят друзей за бутылкой ви на, но это — вовсе не друэмг. А тот, кто будет обладать хо рошими волевыми качествами, тому не страшны морские, рыбацкие трудности. Эта бесе да мне запомнилась на всю жизнь. Флотская молодежь не толь ко научилась побеждать в рав ных со старшими условиях — она сама выступила за стрельщиком многих славных дел. В полярную ночь капита ны не решались уходить дале-* ко от берегов- Ловили в губах, в зоне видимости берега. По это мешало флоту иметь устой чивые уловы в течение всего года. По стране катилась вол на социалистического соревно вания, начатая Алексеем Ста хановым. Волка соревно вания дошла и до нас. Молодой капитан комсомолец Николай Скорняков просит командование флота разре шить ему начать лов рыбы в полярную ночь в открытом мо ре. А обстановка, надо сказать, тогда была не из легких. Всех потрясла морская трагедия: во время зимнего рейса ураган унес жизни моряков четырех траулеров. Комсомолец Нико лай Скорняков решил побо роть страх перед суровой при родой. Он доказывал, что рас четливым судовождением, ис полнительностью и мужеством молодые моряки победят сти хию. И вот траулер «Лебедка» покинул порт, ушел во тьму полярной ночи- По радио об этом рейсе узнали моряки траулера «Киров», которым командовал Георгин Герасимо вич Тнсленко. Старшим по мощником у него ходил уже упоминавшийся мною Андрей Ст рельбицкий. Возвращение этих кораблей из зимних рей сов убедило всех: открыта бо гатая рыбная кладовая. А рас сказы молодых моряков рас сеяли сомнение и страх перед работой в открытом море зи мой. И стали промышлять тралфлотовцы на большой вол не, без аварий выбирать трал, умело маневрировать главным двигателем. Пришла нашд рьь- бацкая зрелость. И V*- 4* ‘ift ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НУЖЕН ВСЕМ Е СТЬ на рефрижераторе «О-вpiлба» человек, ко торого особенно уважают матросы, с который старают ся завести дружбу, быть в тесном контакте. Это библио текарь-киномеханик Влади мир Кист. Володя среднего роста, чер воволос, необычайно подви жен: я ни разу не видел, что бы ов сидел сложа руки — то бежит менять фильмы на БМРТ, то возится с книгами, то приводит в порядок кино аппаратуру. У него живые, чуть насмешливые глаза, ка жется, огш вот-вот брызнут смехом, и тогда несдобровать тому, в кого направлена шут ка. В море Володя работает уже два года. Был ва произ водственных рефри?керато- рах «Гейзер» и «Советск*. Там его помипают добрым словом, жалеют, что он не с ними. Володя как будто соз дан для моря. А было время, когда он работал киномехани ком на селе. Ездил с пере движкой по полям, крутил колхозникам в обеденные пе рерывы, когда на час оста новлены комбайны, кинолен ты, раздавал книги. Но, вид но, тесны стали ему степные просторы, потянуло парня в море. На «Севрыбу» Володя при шел, когда база вернулась из ремонта. Все нужно было на чинать сначала — не было ни библиотеки, ни киноустанов ки. Кяст справился со всем в самое короткое время: уком плектовал библиотеку, при чем постарался сделать так, чтобы литература отвечала самым широким вкусам: здесь и фантастика, и серия «Жизнь замечательных лю дей», и классика отечествен ная и зарубежная, и техниче ская литература. Не забыл Володя и учебники: ведь мно- т е матросы учатся в ааоч- лой школе моряков, а на та ком судне, как «Севрыба», всегда идет в рейс один, а то и два учителя. Кстати, сам Кяст — тоже заочник, он за канчивает одиннадцатый класс средней школы. Володя привел в порядок кинобудку и отрегулировал киноаппарат, украсил рабочее место репродукциями. Коро че, когда «Севрыба» вышла в первый после ремонта рейс, у киномеханика-библиотека ря работа спорилась. В кино будко часто теснятся любо пытные, некоторые моряки хотят овладеть искусством демонстрации фильмов. У Во лоди секретов лет — он охот но объясняет устройство ки ноаппарата, правила обраще ния с пленкой. ...Рейс подходил к концу. К базе пришвартовался истон ский БМРТ «Оскар Лутс». Он простоит у борта всего сутки — ровно столько, сколь ко нужно для того, чтобы пе регрузить на базу недостаю щий груз. Ребята побежали к Володе — фильмы бы обме лять, тем более что «Оскар Лутс» недавно из порта, у пего новые ленты. Но ребят ждало разочарование — на траулере Другого главка нель зя менять фильмы.' Матросы приуныли было, но Володя их обнадежил: что-нибудь продумаем. И придумал. Он пошел на БМРТ, взял самые интереспые ленты и прокру тил их. А когда «Оскар Лутс» отходил, ворвул ленты обрат но. Библиотека у Киста работа ет в определенное • время — по расписанию. В эта часы там не протоинуться. И каж дому Кяст подберет книгу во душе. Как он умудряется де* лать это при в общем-то от. раниченном фонде, остается аагадкой. Если кто-либо ид матросов ва вахте и не у*, псвает прийти в библиотеку, Кяст выяснит, какие книга ему нужны, и принесет их прямо в каюту. ...Есть ва рефрижераторе «Севрыба» человек, который . I* заражает всех своим жизне любием, энергией, задорен, который всем нужен, к кото рому все идут. Этот человек коммунист Владимир Кяст, • • - т или просто Володя, как era зовут моряки. Н. КОКУХИН , инструктор культбазы плавсостава, д
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz